Пояснительная записка
к контрольно-измерительным материалам
по предмету «Познание мира» для 3 класса.
Одним из важнейших направлений системы образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В настоящее время с одновременно существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения используется новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий.
Данное методическое пособие, предлагаемое для учителя, является дополнением традиционной системы текущего контроля – системой тестов различного назначения, что позволит получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутых каждым учащимся.
Пособие соответствует содержанию программы, рекомендованной Министерством образования и науки РК, государственным стандартам, проверяет обязательный уровень подготовки учащихся по предмету «Познание мира» 3 класс.
Этапы конструирования измерительных материалов:
Определение целей тестирования;
Определение вида контроля: промежуточный, дидактический, тематический, итоговый;
Составление тестовых заданий; ключа и оценочной шкалы.
При составлении контрольно-измерительных материалов соблюдался научный принцип отбора материала.
Взаимосвязь содержания и формы заключается в следующем:
каждый тест выражает одну идею, одну мысль;
задания составлены кратко, четко, легко читаемы;
формулировка заданий не содержит двусмысленностей и ловушек;
тесты расположены по возрастанию трудностей;
правильные ответы располагаются в случайном порядке и не содержат подсказки;
в число неверных ответов включались такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;
в тесты включены разнообразные задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству;
каждый тест достаточно полно охватывает материал проверяемой темы.
Структура КИМов в зависимости от назначения включает по каждой теме программного материала тесты следующих видов:
^ – это тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и продуктивном уровнях. Каждый из них включает в себя по 5 вопросов (время проведения 5-7 минут).
^ – дает возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень её усвоения, учебные возможности каждого ученика. Они содержат два уровня.
Уровень № 1 включает задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала на уровне узнаваемости и воспроизведения.
Уровень № 2 включает задания, требующие размышления, выявляют умения применять знания в различных ситуациях, а также задания творческого характера (время проведения 10-15 минут).
^ проводится в конце изучения темы, позволяет зафиксировать объем и уровень её усвоения (время проведения 20-25 минут).
Базовые, диагностические и тематические тесты предназначены для осуществления прогнозирования продвижения достижений учащихся на основе объективных показателей, с целью усвоения программного материала и подготовки к итоговому тестированию.
В конце каждого полугодия предложены итоговые тесты по пройденному материалу, с целью выявления объема и уровня усвоения учебного материала (время проведения 30-40 минут).
В тесты включены:
задания с выбором правильного ответа;
задания открытой формы;
задания с установлением выбора верного соответствия;
задания требующие применения знаний;
задания на установление логических связей;
задания на классификацию;
задания творческого характера.
Что делает их содержание комплексным и сбалансированным.
Мы рассматриваем свою работу, как один из возможных вариантов использования тестовых технологий, которая обязательно должна сочетаться с другими формами и методами проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Раздел: «Человек»
Тема: «Организм человека. Кожа и ее гигиена»
Б.т. №1:
-
Что такое здоровье?
Хорошее самочувствие и настроение;
Красивая осанка, правильная работа всего организма;
Правильная и нормальная работа всего организма, хорошее самочувствие и настроение.
-
Из каких частей состоит тело человека?
Голова, шея, туловище, лапы;
Голова, шея, туловище, руки, ноги;
Голова, туловище, руки, ноги.
-
Укажи функции кожи:
Защитная;
Регулирование температуры тела;
Придает необходимую устойчивость телу.
-
Как называется мельчайшие отверстия на коже?
Дырочки;
Поры;
Паны.
-
Какой витамин проникает через кожу человека и укрепляет организм при солнечном загаре?
Витамин А;
Витамин С;
Витамин D.
Ключ:
^ 6 б. – «5»
5 б. – «4»
4 б. – «3»
3 и меньше б. – «2»
Раздел: «Человек»
Тема: «Опорно-двигательная система. Скелет»
Б.т. №2. Ответь на вопросы, используя «да» или «нет».
Скелет придает форму и необходимую устойчивость телу.
Он не выполняет опорную функцию.
Скелет состоит из костей черепа, костей туловища, костей конечностей.
Череп защищает от повреждений спинной мозг.
Грудную клетку человека образуют 12 пар ребер, грудина и грудная часть позвоночника.
Кисти рук и ног соединены неподвижными суставами.
Осанка – это ровное положение тела.
Для сохранения правильной осанки ученик должен носить портфель в одной руке.
Ключ:
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
да
|
нет
|
да
|
нет
|
да
|
нет
|
нет
|
нет
|
^ 8 б. – «5»
6-7 б. – «4»
4-5 б. – «3»
3 и меньше б. – «2»
Раздел: «Человек»
Тема: «Мышцы. Тренировка мышц»
Б.т. №3. Закончи фразу:
Каждое наше движение совершается при помощи ______________________.
С помощью _____________________ мышцы крепятся к костям.
Мышцы обладают свойствами _________________ и ________________, которые дают возможность совершать движение.
Слабые мышцы у человека, который _________________________________________________.
При растяжении связок нужно наложить _________________________.
Ключ:
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
мышц
|
сухожилий
|
Сокращения и растягивания
|
Не занимается спортом и физкультурой
|
Тугую повязку
|
^ 5 б. – «5»
4 б. – «4»
3 б. – «3»
Раздел: «Человек»
Тема: «Сердце – главный орган кровеносной системы»
Б.т. №4. Уровень №1:
-
Назови орган кровеносной системы, который приводит ее в движение:
Печень;
Сердце;
Легкие.
-
Выбери органы кровеносной системы:
Носовая полость, трахея, бронхи, легкие;
Ротовая полость, глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник;
Аорта, артерии, вены.
-
Как называются толчки крови, выбрасываемой с силой из сердца:
Пульс;
Удар;
Толчок.
-
Для тренировки сердца необходимо:
Занятия физкультурой и спортом;
Прогулки на свежем воздухе;
Употребление алкоголя и курение табака.
-
При носовом кровотечении нужно:
Откинуть голову назад;
Прижать крылышки носа на 1-2 минуты;
Положит кусочек льда или комок снега.
Ключ:
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
б
|
в
|
а
|
а, б
|
б, в
|
^ 7 б. – 5
6 б. – 4
4-5 б. – 3
3 и меньше б. – 2
Раздел: «Человек»
Тема: «Сердце – главный орган кровеносной системы»
Б.т. №4. Уровень №2:
-
Какое количество крови содержится в организме человека?
4 литра;
6 литров;
5 литров.
-
Красный цвет крови придают:
Красные кровяные тельца;
Белые кровяные тельца.
-
Что предохраняет организм от заразных заболеваний:
Красные кровяные тельца;
Белые кровяные тельца.
-
Дети загорали на реке. Один ребенок упал в обморок. Обозначь последовательность действий:
Вызвать скорую помощь;
Перенести ребенка в тень;
Наложить холодный компресс.
-
Объясни, почему у человека после пробежки учащается пульс:
Нагрузка на сердце;
Нагрузка на мышцы;
Нагрузка на нервную систему.
Ключ:
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
в
|
а
|
б
|
б, в, а
|
а
|
^ 7 б. – «5»
6 б. – «4»
4-5 б. –« 3»
3 и меньше б. – «2»
Раздел: «Человек»
Тема: «Органы дыхания»
Б.т. №5.
-
Выбери органы дыхания:
Сердце, аорта, артерии, вены;
Носовая полость, трахея, бронхи, легкие;
Головной мозг, спинной мозг, нервы.
-
В процессе вдоха и выдоха легкие обеспечивают организм человека:
Углекислым газом;
Питательными веществами;
Кислородом.
-
В каком органе дыхания воздух очищается, согревается, приобретает необходимую влажность?
Носовая полость;
Трахея;
Бронхи.
-
Если выдохнуть воздух на зеркало или стекло – оно запотеет, почему?
___________________________________________________________________________.
-
На праздничном вечере собралось много родителей и детей. Через некоторое время стало трудно дышать, у многих стала болеть голова. Объясни почему?
___________________________________________________________________________.
Ключ:
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
б
|
в
|
а
|
В выдыхаемом воздухе содержится много углекислого газа и водяных паров
|
В воздухе не хватает кислорода
|
Оценочная шкала: 5 б. – «5»
4 б. – «4»
3 б. –« 3»
Раздел: «Человек»
Тема: «Органы чувств»
Б.т. №6.
-
Питание дает человеку:
Энергию;
Кислород;
Развитие мышечной системы.
Выбери полезные продукты для человека:
1). молоко, 2). торт, 3). мясо, 4). рыба, 5). конфеты, 6) чипсы, 7). сыр, 8). мороженное,
9). фрукты
Дополни схему органов пищеварения.
____________ глотка ____________ печень ____________ кишечник
Соедини стрелками:
Орган
|
Процесс
|
а. ротовая полость
|
1. переваривание с помощью желудочного сока
|
б. тонкая кишка
|
2. всасывание жидкости
|
в. желудок
|
3. пережевывание и смачивание слюной пищи
|
г. толстая кишка
|
4. переваривание под действием пищеварительных соков
|
-
Выбери правила ухода за зубами:
Чистить зубы 2 раза в день;
Полоскать рот после еды;
Чистить чужой щеткой;
Чистить зубы только с наружной стороны.
Ключ:
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
а
|
1, 3, 7, 9
|
Ротовая полость, пищевод, желудок
|
а – 3
б – 4
в – 1
г – 2
|
а, б
|
^ 15-14 б. – «5»
11-13 б. – «4»
6-10 б. – «3»
5 и меньше б. – «2»
Раздел: «Человек»
Тема: «Нервная система. Органы чувств»
Б.т. №7. Уровень №1:
-
Выбери органы нервной системы:
Головной мозг, спинной мозг, нервы;
Сердце, аорта, артерии, вены;
Легкие, трахея, бронхи;
Желудок, печень, кишечник, пищевод.
-
Какую функцию выполняет нервная система человека?
Приводит в движение мышцы;
Воспринимает информацию и отвечает определенными действиями;
Получает питательные вещества.
-
Для предотвращения переутомления нервной системы необходимо:
Правильно организовать умственную, физическую деятельность;
Соблюдать личную гигиену;
Правильно питаться.
-
Выдели способность человека различать запахи в окружающей среде:
Осязание;
Вкус;
Обоняние;
Слух.
-
Что защищает глаза от яркого света и пыли?
Брови;
Ресницы;
Веки.
Ключ:
^ 6 б. – «5»
5 б. – «4»
4 б. – «3»
3 и меньше б. – «2»
Раздел: «Человек»
Тема: «Нервная система. Органы чувств»
Б.т. №7. Уровень №2:
-
Напиши органы нервной системы:
_______________________;
_______________________;
_______________________.
Восстанови цепочку передачи сигнала по нервной системе из окружающей среды:
______________ -> ______________ мозг -> _______________ мозг
Соедини стрелками:
Орган
|
Процесс
|
а. глаза
|
1. осязание
|
б. уши
|
2. обоняние
|
в. нос
|
3. зрение
|
г. язык
|
4. вкус
|
д. кожа
|
5. слух
|
-
*Уставшая за день мама уснула. Она не слышит ни работающего радио, ни уличного шума. Спит рядом в кроватке ее малыш. Он ровно, спокойно дышит. Но вот ребенок стал поворачиваться на другой бок, тихонько захныкал и мама тут же просыпается. Почему мама не услышала одни звуки, но отреагировала на звук малыша.
___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________.
*Закончи пословицу: «Кто курит ________________, тот сам себе ________________». Объясни ее смысл.
Ключ:
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
а. Головной мозг
б. Спинной мозг
в. Нервы
|
Нервы – Спинной мозг – Головной мозг
|
а - 3
б – 5
в – 2
г – 4
д – 1
|
Сработала защитная функция нервной системы; во время сна отдельные участки головного мозга не спят.
|
табак, враг
|
^ 12-13 б. – «5»
10-11 б. – «4»
7-9 б. – «3»
6 и меньше б. – «2»
Раздел: «Человек»
Тема: «Нервная система. Органы чувств»
Б.т. №8.
-
Что такое здоровье?
Правильная и нормальная работа всего организма;
Хорошее самочувствие и настроение;
Красивое телосложение;
Лекарства и лечение.
-
Каким органом является кожа?
Зрения;
Обоняния;
Вкуса;
Осязания.
-
Какую роль выполняет пот, выделяемый кожей?
Очищает тело;
Охлаждает тело;
Успокаивает;
Согревает.
-
Какую функцию выполняет скелет?
Защитную;
Двигательную;
Координирующую;
Опорную.
-
Что укрепляет мышцы?
Чтение книг;
Спорт и физкультура;
Хорошее питание;
Здоровый сон.
-
К какой системе относится сердце?
К нервной;
К дыхательной;
К кровеносной;
К пищеварительной.
-
Какую роль выполняет кровь в организме?
Снабжает органы питательными веществами;
Снабжает все органы кислородом;
Выводит углекислый газ и вредные вещества;
Обеспечивает непрерывную работу органов.
-
Что особенно вредно влияет на дыхательную систему человека?
Алкоголь;
Курение;
Малоподвижный образ жизни;
Плохой аппетит.
-
Определи цифрами последовательность пути поступления воздуха в организм человека:
Трахея;
Легкие;
Носовая полость;
Бронхи.
-
Какой орган не относится к системе пищеварения?
Кишечник;
Ротовая полость;
Пищевод;
Печень;
Трахея.
-
Вы отдернули руку от горячего предмета. Какая система вам помогла?
Кровеносная;
Нервная;
Дыхательная;
Пищеварительная.
-
Из каких органов состоит нервная система?
Головной мозг, сердце, желудок;
Головной мозг, спинной мозг, нервы;
Нервы, сердце, кровеносные сосуды;
Спинной мозг, кровеносные сосуды, печень.
-
Что приводит к кариесу зубов?
Употребление овощей и фруктов;
Чрезмерное употребление сладкого;
Резкая смена горячей и холодной пищи;
Разгрызание зубами орехов, косточек.
Ключ:
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
а, б
|
г
|
б
|
а, г
|
б
|
в
|
а, б, в, г
|
б
|
3, 4, 1, 2
|
д
|
б
|
б
|
б, в, г
|
^ 19-20 б. – «5»
18-16 б. – «4»
10-15 б. – «3»
9 и меньше б. – «2»
Раздел: «Природа и человек»
Тема: «Методы изучения природы»
Б.т. №1.
-
Петя внимательно следил как ласточка свила гнездо, отложила яйца, вывела птенцов. Каким методом изучения природы пользовался Петя?
___________________________________________________________________________.
-
Обозначь последовательность применения метода наблюдения:
Цель наблюдения;
Объект наблюдения;
План наблюдения.
-
Способ познания и исследования природных тел, явлений называется:
Эксперимент;
Наблюдение;
Экспедиция.
Соедини стрелками:
а. Восемнадцать градусов мороза
|
1. +260 С
|
б. Двадцать шесть градусов выше нуля
|
2. 00 С
|
в. Нуль градусов
|
3. -180 С
|
-
Что из перечисленного необходимо, чтобы возникла радуга?
Туман и облако;
Дождь и снег;
Облако и лед;
Солнечный свет и дождь.
Ключ:
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
наблюдение
|
2, 1, 3
|
а
|
а – 3
б – 1
в – 2
|
г
|
^ 9 б. – «5»
8 б.- 7 б. – «4»
6 б. – 5 б. – «3»
4 и меньше б. – «2»
Раздел: «Природа и человек»
Тема: «Тела. Вещества. Явления».
Б.т № 2
1) Закончи фразу: Все предметы, окружающие человека, называются _________________________________________________.
^
А) природные
Б) природные и искусственные
В) искусственные
3) Распредели по группам:
1)Солнце,2) Луна,3) дом,4) камин,5) ручка,6) река, 7)игрушки,8) книга,9) орел,10) телефон.
А) тела природы _______________________________________________
В) искусственные тела __________________________________________
^
А) вода, мяч, дерево, карандаш
Б) парта, школа, кустарники, дождь
В) вода, резина, пластмасса, стекло
^
Явления природы Времена года
А) дождь 1) лето
Б) радуга 2) зима
В) иней 3) осень
Г) роса 4) весна
Д) снег
Ключ:
№1
|
№2
|
№3
|
№4
|
№5
|
тела
|
б
|
А) 1,2,4,6,9
Б)3,5,7,8,10
|
в
|
А) 1,3,4
Б)1
В)2
Г) 1
Д) 2
|
^ 10 б-9 б- «5»
8б-7б- «4»
6б-5б- «3»
4б и меньше – «2»
Раздел: «Природа и человек»
|