|
Скачать 0.77 Mb.
|
ГОУ «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕПО ДИСЦИПЛИНЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ГЕРИАТРИИ» для самостоятельной работы студентов заочного отделения IV курса факультета МВСО Казань 2008 УДК 614.253.5:616-053.9 (075.8)ББК 52.5 я 73Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского Государственного медицинского университетаСоставители: заведующий кафедрой внутренних болезней № 2, доктор медицинских наук, профессор Хамитов Р.Ф., заслуженный деятель науки РТ, доктор медицинских наук, профессор Латфуллин И.А., ассистент кафедры внутренних болезней № 2, кандидат медицинских наук Ишмурзин Г.П., доцент кафедры внутренних болезней № 2, кандидат медицинских наук Ахмерова Р.И.Рецензенты:д.м.н., профессор, декан факультета менеджмента и высшего сестринского образования Семина И.И. д.м.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента и организации сестринского дела Вахитов Ш.М. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов IV курса заочного отделения факультета МВСО / Хамитов Р.Ф., Латфуллин И.А., Ишмурзин Г.П., Ахмерова Р.И. – Казань: КГМУ,-2008.- 54 с. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов IV курса заочного отделения факультета МВСО составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060109 «Сестринское дело» (третий уровень высшего профессионального образования). В учебном пособии представлены темы занятий, схема и темы контрольных работ по гериатрии, тематический план лекций, тестовые задания и ситуационные задачи. Данное пособие составлено с учетом специфики обучения на факультете МВСО, выделены особенности сестринского процесса в пожилом и старческом возрасте. © Казанский государственный медицинский университет, 2008 ОглавлениеВведение………………………………………………………………………………..4 Содержание программы……………………………………………………………….6 Темы для самостоятельных работ…………………………………………………….8 Порядок изучения дисциплины……………………………………………………...12 Тематический план лекций………………………………………………….….........12 Тематический план контрольных работ…………………………………………….14 Тема 1 Гериатрия как клиническая дисциплина ……………..…………………….17 Тема 2 Организация гериатрической помощи в России………………...…….……20 Тема 3 Особенности реакций на болезнь, стресс у лиц пожилого возраста ……..23 Тема 4 Основные принципы лекарственной терапии, питания и реабилитации больных пожилого и старческого возраста………………………………………….26 Тема 5 Старение и болезни сердечно-сосудистой системы….…………………….29 Тема 6 Старение и болезни дыхательной системы…...…………………………….33 Тема 7 Старение и болезни органов пищеварения ………………….……………37 Тема 8 Старение и заболевания органов мочевыделения …………………………41 Тема 9 Старение и болезни опорно-двигательного аппарата, крови и эндокринной систем……………………..…………………………………………..44 Тема 10 Старение и болезни нервной системы …………………………………….48 Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………………...52 Основные знания, необходимые для освоения дисциплины………………………53 Литература………………………………………..………………………….……..…53 4 ВВЕДЕНИЕЦелью профессиональной деятельности выпускника по специальности 060109 – «Сестринское дело» является обеспечение эффективной сестринской помощи населению путем совершенствования профессиональной сестринской практики, квалифицированной подготовки и рационального управления сестринским персоналом. В соответствии с государственным образовательным стандартом подготовка специалистов с высшим сестринским образованием по клиническим сестринским дисциплинам направлена на обучение их технологии организации сестринской помощи при наиболее часто встречающихся заболеваниях в лечебно-профилактических учреждениях различного уровня и профиля, а также на самостоятельное планирование и обеспечение этими специалистами педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой определенных категорий медицинского персонала. Приоритетными являются вопросы оказания медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп. Это обусловлено тем, что последние десятилетия ХХ века характеризовались неуклонным ростом населения пожилого и старческого возраста как в России, так и во многих странах мира. Это потребовало уже сегодня организационных форм медицинской помощи : создания амбулаторных и стационарных гериатрических центров, отделений и больниц сестринского ухода, развертывания сети стационаров на дому. Новые специалисты сестринского дела должны уметь сотрудничать не только со старым человеком, но и социальными службами, представителями организаций и служб, чтобы обеспечить не просто биологическое существование пожилых людей, а сделать последний этап их жизни достойным для человека. В соответствии с этим в результате прохождения цикла по сестринскому делу в гериатрии выпускники факультета высшего сестринского образования должны ЗНАТЬ:
5
В результате выполнения программы цикла выпускник МВСО должен УМЕТЬ:
6
^
Сегодня клиническая сестринская подготовка должна соответствовать новым задачам, стоящим перед современным здравоохранением:
Содержание программы: определение геронтологии и гериатрии. Цели и задачи геронтологии и гериатрии. Факторы риска преждевременного старения. Группы повышенного риска в отношении здоровья и летальных исходов. Биологический возраст. Возрастная классификация. Основные медико-социальные проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Роль сестринской службы в решении задач медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста. Принципы организации гериатрической помощи в России и за рубежом. Основные законодательно-правовые документы о медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста. Лечебно-профилактические учреждения медико-социальной помощи. Организация работы. Основные формы учетно-отчетной документации. Задачи сестринской службы, роль главной и старшей медицинской сестры в организации, обеспечении и соблюдении всех этапов оказания медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп. Основные проявления физических, психических, социальных и духовных реакций лиц старших возрастных групп на болезнь, изменения факторов окружающей среды. Наиболее 7 распространенные синдромы в гериатрической практике. Причины дестабилизации состояния лиц пожилого и старческого возраста. Особенности общения. Информационная база. Значение оценки эмоционально-психических и социально-бытовых факторов. Их оценка. Нарушение потребностей и основные проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Сестринские диагнозы в гериатрии. Влияние старения на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных средств. Основные группы лекарственных препаратов, методы нефармакологического лечения, принципы питания и реабилитации пациентов старших возрастных групп. Особенности применения отдельных групп лекарственных препаратов в гериатрической практике. Побочные эффекты лекарственной терапии, осложнения, особенности их проявлений. Лекарственное взаимодействие. Пути профилактики и повышения безопасности медикаментозных и немедикаментозных методов лечения в гериатрической практике. Проблемы пациентов. Задачи медицинской сестры и сестринской службы. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений сердечно-сосудистой системы. Морфо-функциональные особенности системы кровообращения при старении. Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Планирование ухода, выполнение и анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Особенности течения заболеваний дыхательной системы. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями органов дыхания. Планирование ухода, их выполнение и анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений органов пищеварения. Морфо-функциональные особенности системы пищеварения при старении. Особенности течения болезней органов пищеварения у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение и анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. 8 Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений мочевыделительной системы. Морфо-функциональные особенности. Особенности течения болезней мочевыделительной системы у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и крови. Морфо-функциональные особенности. Особенности течения патологии опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и крови у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и патологии нервной системы и психических расстройств в пожилом и старческом возрасте. Особенности течения патологии нервной системы и психических расстройств у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. ^
12 ^
а) Титульный лист:
а) посещение лекций, б) посещение практических занятий, в) выполнение контрольной работы.
Тематический план лекций для студентов IV курса заочного отделения факультета МВСО
13
8. Методические указания по самостоятельному изучению курса студентом- заочником. Самостоятельное изучение материала следует начинать с прочтения и анализа учебно-методических материалов по программе курса (см. список основной и дополнительной литературы), лекций и практических занятий. При необходимости следует повторить, восстановить знания по базовым дисциплинам (биохимия, биофизика, анатомия, гистология, патофизиология, пропедевтика 14 внутренних болезней и др.). С целью самоконтроля необходимо решить тестовые задания, ситуационные задачи по соответствующим темам. 9. Контрольная работа Темы контрольных работ
15
16 2.2. Наименование тем практических занятий
17 ^ Геронтология как комплекс естественных наук о старении, ее интеграция с социологией, биологией, экономикой и психологией. Проблемы старения, старости, долголетия. Вопросы медицинской этики и деонтологии в гериатрии Практические занятия проводятся по следующему плану:
Цель: После изучения темы студент должен иметь представление о геронтологии как комплексной науке о старении и гериатрии как составной части геронтологии, включающей в себя главным образом медицинские аспекты. О процессе старения, как этапе жизненного цикла человека, создающего предпосылки к развитию возрастной патологии. Об основных медико-социальных проблемах лиц пожилого и старческого возраста. Вопросы для самоподготовки
Студент должен ЗНАТЬ:
18
Студент должен УМЕТЬ:
Тестовый контроль Выберите один правильный ответ. 1. Геронтология - это а) раздел социологии, изучающий изменение психики при старении человека; б) раздел биологии и медицины, изучающий процесс старения человека; в) раздел биомедэтики, изучающий процесс старения человека; г) раздел психиатрии, изучающий изменение психики в пожилом возрасте; д) раздел медицины, изучающий изменение органов и тканей пожилых. 2. Гериатрия – это область клинической медицины, а) изучающая болезни людей старших возрастных групп; б) определяющая условия проживания пожилых и старых людей; в) разрабатывающая методы лечения и профилактики заболеваний у пожилых; г) изучающая механизмы старения органов в пожилом и старческом возрасте; д) разрабатывающая методы реабилитации при болезнях пожилых. 3. Герогигиена – раздел геронтологии, изучающий а) влияние факторов среды обитания на процесс старения человека; б) влияние вредных привычек на процесс старения человека; в) влияние образа жизни на процесс старения человека; г) процессы старения основных систем организма; д) механизмы угасания основных функций органов и систем. 4. Физиологическая старость характеризуется а) сохранением умственного и физического здоровья; 19 б) изменением умственного и физического здоровья; в) выраженным снижением работоспособности; г) ограничением контакта с окружающим миром; д) отсутствием интереса к современности. 5. Пожилой возраст - это: а) 55-65 лет б) старше 55 лет в) 65-74 года г) старше 75 лет д) старше 80 лет 6. К процессам в организме, способствующим старению, относятся а) болезни и стрессы; б) активация обменных циклов; в) кислородное голодание; г) генетическая предрасположенность; д) температурные повреждения. 7. Старение - это а) эндогенный разрушительный процесс; б) закономерно наступающий период развития; в) заключительный процесс онтогенеза; г) снижение адаптационных возможностей организма; д) изменение характерологических особенностей. 8. Биологический возраст можно определить по а) состоянию кожи и зубов; б) степени окостенения скелета; в) электрокардиограмме; г) паспортным данным; д) уровню систолического АД. 9. Преждевременное старение - это а) появление хронических заболеваний; б) изменение внешнего вида; в) несоответствие календарного возраста биологическому; г) появление изменений не характерных для данного возраста; д) изменение когнитивных функций. 10. Факторы риска преждевременного старения: а) инфекционные заболевания; б) ежедневные физические нагрузки; в) нервно-эмоциональное перенапряжение; г) рациональное питание; д) вредные привычки. 11. Профилактика преждевременного старения: а) в рациональном питании; б) в устранение вредных привычек; в) в гигиеническом уходе за кожей; 20 г) все вышеперечисленное; д) ничего из перечисленного. ^ Задача 1. Пациент 68 лет с жалобами на снижение памяти, головокружение, снижение зрения, одышку и боли за грудиной при незначительной физической нагрузке. Перенес инфаркт миокарда 2 года назад. Также страдает гипертонической болезнью и хроническим панкреатитом. Курит по 30 сигарет в день, в диете предпочитает острые, жирные и соленые блюда. Рост 170 см, вес 92 кг. - проблемы пациента. - определите и выделите главные факторы риска преждевременного старения. - определите меры профилактики преждевременного старения. Задача 2. Мужчина 68 лет поступил в стационар по поводу обострения хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). В анамнезе облитерирующий эндартериит сосудов нижних конечностей. Работа была связана с пылью, органическими кислотами. Внезапно после приступа кашля усилилась одышка и появились боли в левой половине грудной клетки. Обнаружено: АД 110/70 мм рт. ст., чсс 110 в 1 мин, чд 32 в мин., цианоз губ. Ортопноэ, дыхание поверхностное. Перкуторно над легкими слева определяется тимпанит, дыхание здесь резко ослабленное, в других отделах - жесткое дыхание, единичные сухие хрипы. - проблемы пациента (потребность в уходе). - определите и выделите главные факторы риска преждевременного старения. - определите состояние здоровья пациента. Задача 3. Пациент 71 года, наблюдается у невропатолога после перенесенного ОНМК. Ухудшение самочувствия после стрессовой ситуации: усилилась одышка смешанного характера, головокружение, мелькание мушек перед глазами. Объективно: Видимая одышка, ЧД 24 в мин, АД 175/100 мм.рт.ст., На нижней трети голени небольшие отеки. На ЭКГ мерцательная аритмия, ГЛЖ. - проблемы пациента (потребность в уходе). - определите и выделите главные факторы риска преждевременного старения. - определите состояние здоровья пациента. ^ Законодательно-правовые документы. Структура, организация работы и оснащение подразделений гериатрической помощи. Формы учетно-отчетной документации. Задачи сестринской службы Практические занятия проводятся по следующему плану:
21
Цель: после изучения темы студент должен иметь представление об основных принципах организации гериатрической помощи в нашей стране и за рубежом. Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Организация работы.
Тестовый контроль Выберите один правильный ответ. 1.В структуру геронтологической службы РФ входят а) терапевтические отделения больниц; б) психиатрические стационары; в) гериатрические кабинеты в поликлиниках; г) санатории-профилактории; д) больницы любого профиля. 2. Пожилой или старый человек, вынужденный длительное время находиться в лечебном учреждени, 22 а) должен обладать определенной свободой; б) не должен обладать определенной свободой; в) имеет право покидать отделение стационара; г) может нарушать правила внутреннего распорядка; д) имеет право сохранения своих вредных привычек. 3. Сестринский персонал в геронтологическом отделении должен стремиться а) создавать меньше удобств; б) уменьшать неудобства; в) ущемлять инициативу пациента в смысле самообслуживания; г) ограничивать посещение пациентов родственниками; д) ограничивать физическую активность пожилых. 4. Пациента старческого возраста а) следует стимулировать к уходу за собой; б) не следует стимулировать к уходу за собой; в) следует стимулировать к просмотру ночных телепередач; г) следует стимулировать к отказу приема медикаментов; д) ограничивать в доступе к информации по состоянию здоровья. 5. Общественной организацией, оказывающей помощь пожилым пациентам, являются а) дом-интернат для престарелых и инвалидов; б) больница ветеранов; в) всероссийское общество Красного Креста г) поликлиника ветеранов; д) гериатрический кабинет поликлиники. 6. В структуру гериатрического центра входят а) кардиологичекое отделение; б) терапевтическое отделение; в) отделение социальной помощи; г) отделение диагностики; д) организационно-методический отдел. 7. Выделите принципиальный момент, который должен знать медицинский работник при работе с гериатрическими больными: а) у пожилых людей чаще встречаются острые заболевания; б) большая частота инфекционных заболеваний; в) для пожилых людей характерно сочетание заболеваний; г) пожилые люди болеют реже; д) всё перечисленное. 8. Диагностические ошибки в гериатрии чаще связаны а) с особенностями реакции больного на заболевание; б) с особенностями реакции больного на лечение; в) с метеозависимостью пациентов; г) с неадекватной реакцией на медикаментозную терапию; д) все перечисленное верно. 9. Особенностями питания гериатрических пациентов являются: 23 а) повышение калорийности пищи; б) употребление жареной и острой пищи; в) употребление преимущественно вареной пищи; г) увеличение приема сахара и кондитерских изделий; д) увеличение приема жидкости. 10. К видам гериатрической реабилитации относят: а) социальную г) медицинскую б) экономическую д) духовную в) профессиональную ^ Задача 1. Пациент 78 лет, находится в стационаре с острым нарушением мозгового кровообращения (ОНМК) с правосторонней гемиплегией. Страдает сахарным диабетом, мерцательной аритмией около 14 лет. Родственников нет. Самоуход ограничен вследствие ОНМК. При аускультации над легкими выслушиваются единичные сухие хрипы. ЧД 21 в мин. АД 166/100 мм. рт.ст., ЧСС в среднем 105 в минуту. - проблемы пациента (потребность в уходе). - действия медицинской сестры, их мотивация. - дальнейшая реабилитация пациента. - план сестринского наблюдения на дому. Задача 2. В приемный покой обратился пожилой человек около 70 лет с жалобами на потерю памяти, плохую ориентацию в месте и времени. В ходе сбора анамнеза с трудом выяснилось, что приехал на пригородном поезде (откуда не знает). Ранее подобные потери памяти не отмечались. - проблемы пациента. - действия медицинской сестры приемного покоя, их мотивация. - дальнейшая тактика медперсонала больницы. - план сестринского наблюдения за пациентом в геронтологическом отделении. |