Учебно-методическое пособие по дисциплине «сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов заочного отделения IV курса факультета мвсо icon

Учебно-методическое пособие по дисциплине «сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов заочного отделения IV курса факультета мвсо





Скачать 0.77 Mb.
Название Учебно-методическое пособие по дисциплине «сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов заочного отделения IV курса факультета мвсо
страница 1/5
Дата 21.03.2013
Размер 0.77 Mb.
Тип Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5
ГОУ «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 2


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ГЕРИАТРИИ»

для самостоятельной работы студентов

заочного отделения IV курса факультета МВСО


Казань 2008

УДК 614.253.5:616-053.9 (075.8)

ББК 52.5 я 73




Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского Государственного медицинского университета




Составители: заведующий кафедрой внутренних болезней № 2, доктор медицинских наук, профессор Хамитов Р.Ф., заслуженный деятель науки РТ, доктор медицинских наук, профессор Латфуллин И.А., ассистент кафедры внутренних болезней № 2, кандидат медицинских наук Ишмурзин Г.П., доцент кафедры внутренних болезней № 2, кандидат медицинских наук Ахмерова Р.И.




Рецензенты:


д.м.н., профессор, декан факультета менеджмента и высшего сестринского образования Семина И.И.

д.м.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента и организации сестринского дела Вахитов Ш.М.


Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов IV курса заочного отделения факультета МВСО / Хамитов Р.Ф., Латфуллин И.А., Ишмурзин Г.П., Ахмерова Р.И. – Казань: КГМУ,-2008.- 54 с.


Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов IV курса заочного отделения факультета МВСО составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060109 «Сестринское дело» (третий уровень высшего профессионального образования). В учебном пособии представлены темы занятий, схема и темы контрольных работ по гериатрии, тематический план лекций, тестовые задания и ситуационные задачи. Данное пособие составлено с учетом специфики обучения на факультете МВСО, выделены особенности сестринского процесса в пожилом и старческом возрасте.


© Казанский государственный медицинский университет, 2008

Оглавление


Введение………………………………………………………………………………..4

Содержание программы……………………………………………………………….6

Темы для самостоятельных работ…………………………………………………….8

Порядок изучения дисциплины……………………………………………………...12

Тематический план лекций………………………………………………….….........12

Тематический план контрольных работ…………………………………………….14

Тема 1 Гериатрия как клиническая дисциплина ……………..…………………….17

Тема 2 Организация гериатрической помощи в России………………...…….……20

Тема 3 Особенности реакций на болезнь, стресс у лиц пожилого возраста ……..23

Тема 4 Основные принципы лекарственной терапии, питания и реабилитации больных пожилого и старческого возраста………………………………………….26

Тема 5 Старение и болезни сердечно-сосудистой системы….…………………….29

Тема 6 Старение и болезни дыхательной системы…...…………………………….33

Тема 7 Старение и болезни органов пищеварения ………………….……………37

Тема 8 Старение и заболевания органов мочевыделения …………………………41

Тема 9 Старение и болезни опорно-двигательного аппарата, крови и

эндокринной систем……………………..…………………………………………..44

Тема 10 Старение и болезни нервной системы …………………………………….48

Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………………...52

Основные знания, необходимые для освоения дисциплины………………………53

Литература………………………………………..………………………….……..…53


4

ВВЕДЕНИЕ


Целью профессиональной деятельности выпускника по специальности 060109 – «Сестринское дело» является обеспечение эффективной сестринской помощи населению путем совершенствования профессиональной сестринской практики, квалифицированной подготовки и рационального управления сестринским персоналом.

В соответствии с государственным образовательным стандартом подготовка специалистов с высшим сестринским образованием по клиническим сестринским дисциплинам направлена на обучение их технологии организации сестринской помощи при наиболее часто встречающихся заболеваниях в лечебно-профилактических учреждениях различного уровня и профиля, а также на самостоятельное планирование и обеспечение этими специалистами педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой определенных категорий медицинского персонала.

Приоритетными являются вопросы оказания медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп. Это обусловлено тем, что последние десятилетия ХХ века характеризовались неуклонным ростом населения пожилого и старческого возраста как в России, так и во многих странах мира. Это потребовало уже сегодня организационных форм медицинской помощи : создания амбулаторных и стационарных гериатрических центров, отделений и больниц сестринского ухода, развертывания сети стационаров на дому.

Новые специалисты сестринского дела должны уметь сотрудничать не только со старым человеком, но и социальными службами, представителями организаций и служб, чтобы обеспечить не просто биологическое существование пожилых людей, а сделать последний этап их жизни достойным для человека.

В соответствии с этим в результате прохождения цикла по сестринскому делу в гериатрии выпускники факультета высшего сестринского образования должны ЗНАТЬ:

  • принципы организации гериатрической помощи;

  • особенности организации и работы сестринской службы в гериатрии;

  • принципы и особенности организации работы подразделений гериатрической помощи (амбулаторной и стационарной);

  • нормативные документы всех уровней, регламентирующие работу гериатрической службы;

  • отчетную документацию гериатрических подразделений;

  • особенности медико-социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста;

  • основные теории и механизмы старения, проблемы старения, старости, долголетия;

  • основные методы определения биологического возраста человека;

  • основные причины и факторы риска преждевременного старения;

  • особенности состояния здоровья лиц пожилого и старческого возраста;



5

  • причины обострений, ухудшения течения наиболее распространенных заболеваний, травматизма у лиц пожилого и старческого возраста. Основные признаки ухудшения состояния;

  • особенности реакций на болезнь, стресс у лиц пожилого и старческого возраста;

  • наиболее распространенные синдромы в гериатрической практике;

  • особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы;

  • особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний дыхательной системы;

  • особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний органов пищеварения;

  • особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний почек и мочевыделительной системы;

  • особенности проявления и течения заболеваний кроветворной и эндокринной системы;

  • особенности проявления и течения заболеваний костно-мышечной системы;

  • особенности проявления и течения нервно-психических расстройств;

  • основные принципы лекарственной терапии, нефармакологических методов лечения, питания и реабилитации. Опасность развития побочных эффектов лекарств, меры их предупреждения;

  • наиболее часто встречающиеся неотложные состояния, особенности их проявлений и принципы оказания неотложной помощи;

  • настоящие и потенциальные проблемы лиц пожилого и старческого возраста, их семьи;

  • принципы реабилитации, психологической поддержки;

  • основные задачи сестринской службы, сестринского ухода при решении проблем гериатрических пациентов.

В результате выполнения программы цикла выпускник МВСО должен УМЕТЬ:

  • использовать принципы медицинской этики и деонтологии при работе с лицами пожилого и старческого возраста;

  • провести сбор информации, используя опрос, осмотр, пальпацию и аускультацию и оценить состояние пациента. Определить наличие признаков, свидетельствующих о дестабилизации его состояния;

  • определить реакцию человека пожилого и старческого возраста: на изменение окружающей среды, болезнь;

  • оценить факторы окружающей среды, выявить факторы риска прогрессирования старения и ухудшения течения заболеваний;

  • определить настоящие и приоритетные проблемы. Установить их приоритетность;

  • на основании собранной информации, определения реакции на факторы среды и болезнь, выявленные проблемы сформулировать сестринский диагноз;

6

  • сформулировать задачи ухода и составить план выполнения с учетом лечения, назначенного врачом;

  • провести оценку достигнутых результатов;

  • проводить обучение пациента, родственников приемам само- и взаимопомощи с учетом настоящих и потенциальных проблем;

  • определить участников медико-психологической и социальной помощи и учесть взаимодействие с ним и при составлении и выполнении плана сестринской помощи;

  • составить план занятий со средним медицинским персоналом с учетом наиболее значимых проблем гериатрических пациентов.


^ БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ:

  • с современными достижениями в области изучаемой клинической сестринской дисциплины;

  • с методикой проведения научной работы по проблемам организации, лечебно-диагностической помощи, реабилитации и профилактики различных заболеваний в области изучаемой клинической дисциплины.

Сегодня клиническая сестринская подготовка должна соответствовать новым задачам, стоящим перед современным здравоохранением:

  • развитию первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения;

  • пересмотру деятельности лечебно-профилактических учреждений, направленных на сокращение сроков пребывания в стационаре;

  • увеличению объема реабилитационных мероприятий;

  • формированию больниц/отделений с различной интенсивностью лечения и ухода;

  • внедрению хосписов и оказанию паллиативной помощи умирающим.


Содержание программы: определение геронтологии и гериатрии. Цели и задачи геронтологии и гериатрии. Факторы риска преждевременного старения. Группы повышенного риска в отношении здоровья и летальных исходов. Биологический возраст. Возрастная классификация. Основные медико-социальные проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Роль сестринской службы в решении задач медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста. Принципы организации гериатрической помощи в России и за рубежом. Основные законодательно-правовые документы о медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста. Лечебно-профилактические учреждения медико-социальной помощи. Организация работы. Основные формы учетно-отчетной документации. Задачи сестринской службы, роль главной и старшей медицинской

сестры в организации, обеспечении и соблюдении всех этапов оказания медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп. Основные проявления физических, психических, социальных и духовных реакций лиц старших возрастных групп на болезнь, изменения факторов окружающей среды. Наиболее

7

распространенные синдромы в гериатрической практике. Причины дестабилизации состояния лиц пожилого и старческого возраста. Особенности общения. Информационная база. Значение оценки эмоционально-психических и социально-бытовых факторов. Их оценка. Нарушение потребностей и основные проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Сестринские диагнозы в гериатрии.

Влияние старения на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных средств. Основные группы лекарственных препаратов, методы нефармакологического лечения, принципы питания и реабилитации пациентов старших возрастных групп. Особенности применения отдельных групп лекарственных препаратов в гериатрической практике. Побочные эффекты лекарственной терапии, осложнения, особенности их проявлений. Лекарственное взаимодействие. Пути профилактики и повышения безопасности медикаментозных и немедикаментозных методов лечения в гериатрической практике. Проблемы пациентов. Задачи медицинской сестры и сестринской службы.

Основные представления о взаимоотношении старения и изменений сердечно-сосудистой системы. Морфо-функциональные особенности системы кровообращения при старении. Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Планирование ухода, выполнение и анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями.

Особенности течения заболеваний дыхательной системы. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями органов дыхания. Планирование ухода, их выполнение и анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями.

Основные представления о взаимоотношении старения и изменений органов пищеварения. Морфо-функциональные особенности системы пищеварения при старении. Особенности течения болезней органов пищеварения у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение и анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях.

8

Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями.

Основные представления о взаимоотношении старения и изменений мочевыделительной системы. Морфо-функциональные особенности. Особенности течения болезней мочевыделительной системы у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями.

Основные представления о взаимоотношении старения и изменений опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и крови. Морфо-функциональные особенности. Особенности течения патологии опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и крови у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями.

Основные представления о взаимоотношении старения и патологии нервной системы и психических расстройств в пожилом и старческом возрасте. Особенности течения патологии нервной системы и психических расстройств у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями.

^ Наименование тем для самостоятельной работы

№ пп.

Тема и ее содержание

1

2

1

Современная возрастная классификация, основные методы определения биологического возраста человека, факторы риска преждевременного старения, особенности состояния здоровья лиц пожилого и старческого

возраста.




9

1

2

2

Основные законодательно-правовые документы, регламентирующие работу гериатрической службы и медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп

3

Особенности медико-социальной помощи, структура, организация работы и необходимое оснащение основных структурных подразделений гериатрической помощи. Основные формы учетно-отчетной документации

4

Задачи сестринской службы и должностные обязанности старшей и главной медицинской сестры

5

Основные проявления физических, психических, социальных и духовных реакций на болезнь у людей пожилого и старческого возраста

6

Причины обострений, ухудшения течения наиболее распространенных заболеваний, травматизма у лиц пожилого и старческого возраста. Основные признаки ухудшения состояния и наиболее распространенные синдромы в гериатрической практике

7

Основные потребности и проблемы у лиц пожилого и старческого возраста, причины их возникновения. Особенности вербального и невербального общения, сбора информации

8

Основные группы лекарственных препаратов, методы нефармакологического лечения, принципы питания и реабилитации пациентов возрастных групп

9

Основные побочные эффекты препаратов, особенности их проявлений. Группы риска, возможные последствия проводимых диагностических и лечебных мероприятий. Меры профилактики лекарственных осложнений у лиц пожилого и старческого возраста

10

Основные методы нефармакологического лечения и питания. Возможности их применения на догоспитальном этапе. Меры безопасности

11

Задачи медицинской сестры и сестринской службы. Основные проблемы лиц пожилого и старческого возраста и их родственников, связанные с проведением медикаментозной и немедикаментозной терапии

12

Особенности проявлений наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы у лиц пожилого и старческого возраста. Основные синдромы. Причины прогрессирования, дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности их проявлений. Особенности подготовки и проведения лабораторно-инструментальной диагностики у пожилых больных. Принципы медикаментозного и немедикаментозного лечения. Основные потребности и проблемы больных пожилого и старческого возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Особенности сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Принципы и основные методы профилактики и реабилитации лиц пожилого и старческого возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.




10

1

2

13

Особенности проявлений наиболее распространенных заболеваний дыхательной системы пожилом и старческом возрасте. Основные син-дромы. Причины прогрессирования, дестабилизации состояния. Неотлож-ные состояния, особенности их проявлений. Группы риска по опасности ухудшения состояния, развития осложнений и неотложных состояний. Особенности подготовки и проведения лабораторно-инструментальной диагностики у возрастной категории больных. Принципы медикамен-тозного и немедикаментозного лечения. Основные потребности, причины их нарушений и проблемы больных пожилого и старческого возраста с заболеваниями дыхательной системы. Особенности сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Принципы и основные методы профилактики и реабилитации лиц пожилого и старческого возраста с заболеваниями дыхательной системы

14

Особенности проявлений наиболее распространенных заболеваний органов пищеварения у лиц пожилого и старческого возраста. Основные синдромы. Причины прогрессирования, дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности их проявлений. Группы риска по опасности ухудшения состояния, развития осложнений и неотложных состояний. Особенности подготовки и проведения лабораторно-инструментальной диагностики у возрастной категории больных. Принципы медикаментозного и немедикаментозного лечения. Основные потребности, причины их нарушений и проблемы больных пожилого и старческого возраста с болезнями органов пищеварения. Особенности сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Принципы и основные методы профилактики и реабилитации лиц пожилого и старческого возраста с заболеваниями органов пищеварения

15

Особенности проявлений наиболее распространенных заболеваний мочевыделительной системы у лиц пожилого и старческого возраста. Основные синдромы. Причины прогрессирования, дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности их проявлений. Группы риска по опасности ухудшения состояния, развития осложнений и неотложных состояний. Особенности подготовки и проведения лабораторно-инструментальной диагностики у возрастной категории больных. Принципы медикаментозного и немедикаментозного лечения. Основные потребности, причины их нарушений и проблемы больных пожилого и старческого возраста с болезнями мочевыделительной системы. Особенности сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Принципы и основные методы профилактики и реабилитации лиц пожилого и старческого возраста с заболеваниями мочевыделительной системы
















11

1

2

16

Сбор информации, оценка состояния пациента, определение ведущего синдрома. Определение необходимости в оказании экстренной медицинской помощи пациенту. Определение приоритетной проблемы больного, формулировка ее в форме сестринского диагноза. Выделение группы риска. Составление плана сестринской помощи с учетом приоритетности проблем, целей и задач сестринского ухода. Привлечение пациента и его родственников к процессу ухода. Обучение приемам само- и взаимопомощи. Работа в составе медицинской и медико-социальной команды. Координирование работы с социальной службой, другими службами, связанными с оказанием социально-бытовой помощи лицам престарелого возраста

17

Особенности проявлений наиболее распространенных заболеваний нервной системы и психических расстройств в пожилом и старческом возрасте. Основные синдромы. Причины прогрессирования, дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности их проявлений. Группы риска по опасности ухудшения состояния, развития осложнений и неотложных состояний. Особенности подготовки и проведения лабораторно-инструментальной диагностики у возрастной категории больных. Принципы медикаментозного и немедикаментозного лечения. Основные потребности, причины их нарушений и проблемы больных пожилого и старческого возраста с заболеваниями нервной системы.

18

Особенности сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Принципы и основные методы профилактики и реабилитации



12

^ Порядок изучения дисциплины

  1. Самостоятельное изучение материалов по сестринскому делу в гериатрии необходимо проводить по основным учебно-методическим изданиям (см. список рекомендуемой литературы)

  2. Выполнение контрольной работы (1) в течение X семестра. Порядок выполнения и оформления контрольной работы:

а) Титульный лист:
^

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 2


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Сестринское дело в гериатрии»

Тема:


Ф.И.О.

выполнил: студент IV курса

группа

проверил преподаватель:

  1. Срок представления работы: Х семестр.

  2. Условия допуска студентов к учебно-экзаменационной сессии:

а) посещение лекций,

б) посещение практических занятий,

в) выполнение контрольной работы.

  1. Лекции 6 часов - IХ семестр, 4 часа – X семестр.

  2. Практические занятия 8 часов в IХ семестре и 8 часов в Х семестре.

  3. Сдача зачета: 4-й курс, VIII семестр.


Тематический план лекций для студентов IV курса заочного

отделения факультета МВСО

№ nn.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лекции

Практи-ческие занятия

1

2

3

4

5


1

IX семестр

Гериатрия как клиническая дисциплина. Геронтология как комплекс естественных наук о старении, ее интеграция с социологией, биологией, экономикой и психологией. Проблемы старения, старости, долголетия. Вопросы медицинской этики и деонтологии в гериатрии.


6


2


4

13

1

2

3

4

5




Организация гериатрической помощи в России. Законодательно-правовые документы. Структура, организация работы и оснащение подразделений гериатрической помощи. Формы учетно-отчетной документации. Задачи сестринской службы










2

Особенности реакций на болезнь, стресс у лиц пожилого и старческого возраста. Основные потребности и проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Особенности общения, сбора информации и выполнения этапов сестринского процесса. Основные принципы лекарственной терапии, нефармакологических методов лечения, питания и реабилитации больных пожилого и старческого возраста. Задачи медицинской сестры и сестринской службы

8

4

4


3

X семестр

Старение и болезни сердечно-сосудистой системы. Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы.


6


2


4




Старение и болезни дыхательной системы. Особенности течения заболеваний дыхательной системы в пожилом и старческом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы










4

Старение и болезни органов пищеварения в пожилом и старческом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы.

6

2

4




Старение и болезни мочевыделительной системы. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы.













Старение и болезни опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и крови. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы.













Старение и нервно-психические расстройства. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы













ИТОГО

26

10

16


8. Методические указания по самостоятельному изучению курса студентом- заочником.

Самостоятельное изучение материала следует начинать с прочтения и анализа учебно-методических материалов по программе курса (см. список основной и дополнительной литературы), лекций и практических занятий. При необходимости следует повторить, восстановить знания по базовым дисциплинам (биохимия, биофизика, анатомия, гистология, патофизиология, пропедевтика

14

внутренних болезней и др.). С целью самоконтроля необходимо решить тестовые задания, ситуационные задачи по соответствующим темам.

9. Контрольная работа

Темы контрольных работ

^

Название темы


Литература

Учебник: Геронтология и гериатрия Г.П.Котельников,О.Г.Яковлев, Н.О.Захарова. - М.: - 2007

1

2

1. Теории старения, биологический воз-раст. Закономерности анатомо-морфоло-гических изменений

С. 28-32

2. Физиологические и ммунологические аспекты стареющего организма

С. 66, 97

3. Особенности реакций на болезнь, стресс у лиц пожилого и старческого возраста, задачи медицинской сестры

С. 51, 97

4. Основные особенности ухода за боль-ными пожилого и старческого возраста

С. 177

5. Принципы организации медико-со-циальной помощи в лечебно-профи-лактических учреждениях, оснащение геронтологических подразделений

С. 150

6. Особенности диетического питания в пожилом и старческом возрасте. Задачи медицинской сестры в организации диетотерапии. Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста

С. 194

7. Клиническая фармакология в ге-риатрии. Гомеопатический метод в гериатрической клинической фармакологии у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий

С. 205

8. Ишемическая болезнь сердца у лиц пожилого и старческого возраста:

- стенокардия,

- инфаркт миокарда.

Сердечная астма и отек легких

Хроническая сердечная недостаточность

С. 239-252



15

1

2

9. Аритмии и блокады сердца. Хирургия нарушения сердечного ритма. Систо-лическая артериальная гипертония у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий

С. 264-280

10. Хронический бронхит. Пневмония у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий

С. 309-316

11. Легочное сердце у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий

С. 342

12. Болезни пищевода:

- грыжи пищеводного отверстия диафрагмы,

- рефлюкс-эзофагит,

- дивертикулы пищевода.

Хронический гастрит. Язвенная болезнь желудка и луковицы двенадцатиперстной кишки у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий

С. 348-357

13. Хронический панкреатит. Дисбак-териоз кишечника у лиц пожилого и стар-ческого возраста. План сестринских мероприятий

С. 362-367

14. Хронический холецистит. Хронический гепатит у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий

С. 373-377

15. Анемии у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий

С. 392

16. Хронические лейкозы у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий.

С. 408

17. Старческая пурпура:

- геморрагический васкулит,

- геморрагические коагулопатии

С. 429-432

18. Хронический пиелонефрит у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий

С. 443

19. Острая и хроническая почечная недос-таточность у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий.

С. 454

16

2.2. Наименование тем практических занятий

№ nn.

Наименование разделов и тем

Практичес-кие занятия


1.

Гериатрия как клиническая дисциплина. Геронтология как комплекс естественных наук о старении, ее интеграция с соци-ологией, биологией, экономикой и психологией. Проблемы старения, старости, долголетия. Вопросы медицинской этики и деонтологии в гериатрии.

2

2.

Организация гериатрической помощи в России. Зако-нодательно-правовые документы. Структура, организация ра-боты и оснащение подразделений гериатрической помощи. Формы учетно-отчетной документации. Задачи сестринской службы.

2

3.

Особенности реакций на болезнь, стресс у лиц пожилого и старческого возраста. Основные потребности и проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Особенности общения, сбора информации и выполнения этапов сестринского процесса.

2

4.

Основные принципы лекарственной терапии, нефарма-кологических методов лечения, питания и реабилитации боль-ных пожилого и старческого возраста. Задачи медицинской сестры и сестринской службы.

2


5.

Старение и болезни сердечно-сосудистой системы. Осо-бенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы.


2

6.

Старение и болезни дыхательной системы. Особенности течения заболеваний дыхательной системы в пожилом и стар-ческом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи меди-цинской сестры и сестринской службы.

2

7.

Старение и болезни органов пищеварения в пожилом и старческом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы. Старение и болезни мочевыделительной системы. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы.

2

8.

Старение и болезни опорно-двигательного аппарата, эндок-ринной системы и крови. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы.

2




Старение и нервно-психические расстройства. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы







ИТОГО

16

17

^ ТЕМА 1 Гериатрия как клиническая дисциплина.

Геронтология как комплекс естественных наук о старении, ее интеграция с социологией, биологией, экономикой и психологией. Проблемы старения, старости, долголетия. Вопросы медицинской этики и деонтологии в гериатрии


Практические занятия проводятся по следующему плану:

  • вступительное слово преподавателя: мотивация изучения темы – 15 мин,

  • контроль исходного уровня знаний – 15 мин;

  • разбор основных вопросов по теме занятия, работа с больными (в т.ч. перерыв) – 90 мин;

  • решение ситуационных задач, деловые игры, контроль конечного уровня знаний – 45 мин;

  • подведение итогов занятия – 15 мин.


Цель: После изучения темы студент должен иметь представление о геронтологии как комплексной науке о старении и гериатрии как составной части геронтологии, включающей в себя главным образом медицинские аспекты. О процессе старения, как этапе жизненного цикла человека, создающего предпосылки к развитию возрастной патологии. Об основных медико-социальных проблемах лиц пожилого и старческого возраста.

Вопросы для самоподготовки

  1. Определение геронтологии и гериатрии.

  2. Цели и задачи геронтологии и гериатрии.

  3. Механизмы старения. Факторы риска преждевременного старения.

  4. Группы повышенного риска в отношении здоровья и летальных исходов.

  5. Биологический возраст. Возрастная классификация.

  6. Основные медико-социальные проблемы лиц пожилого и старческого возраста.

  7. Роль сестринской службы в решении задач медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста.


Студент должен ЗНАТЬ:

  • современную возрастную классификацию,

  • основные методы определения биологического возраста человека,

  • факторы риска преждевременного старения,

  • особенности состояния здоровья лиц пожилого возраста и старческого возраста,

  • причины обострений, ухудшения течения наиболее распространенных заболеваний, травматизма у лиц пожилого и старческого возраста,

  • основные признаки ухудшения состояния,


18

  • особенности реакций на болезнь, стресс у лиц пожилого и старческого возраста.

Студент должен УМЕТЬ:

  • определить биологический возраст человека;

  • определить и выделить главные для конкретного человека факторы риска преждевременного старения, состояния здоровья и летальных исходов;

  • использовать принципы медицинской этики и деонтологии при работе с лицами пожилого и старческого возраста;

  • провести сбор информации, используя опрос, осмотр, пальпацию и аускультацию и оценить состояние пациента. Определить наличие признаков, свидетельствующих о дестабилизации его состояния;

  • определить реакцию человека пожилого и старческого возраста на изменение окружающей среды, болезнь;

  • оценить факторы окружающей среды, выявить факторы риска прогрессирования старения и ухудшения течения заболеваний;

  • определить участников медико-психологической и социальной помощи и учесть взаимодействие с ними при составлении и выполнении плана сестринской помощи;

  • составить план занятий со средним медицинским персоналом с учетом наиболее значимых проблем гериатрических пациентов.

Тестовый контроль

Выберите один правильный ответ.

1. Геронтология - это

а) раздел социологии, изучающий изменение психики при старении человека;

б) раздел биологии и медицины, изучающий процесс старения человека;

в) раздел биомедэтики, изучающий процесс старения человека;

г) раздел психиатрии, изучающий изменение психики в пожилом возрасте;

д) раздел медицины, изучающий изменение органов и тканей пожилых.

2. Гериатрия – это область клинической медицины,

а) изучающая болезни людей старших возрастных групп;

б) определяющая условия проживания пожилых и старых людей;

в) разрабатывающая методы лечения и профилактики заболеваний у пожилых;

г) изучающая механизмы старения органов в пожилом и старческом возрасте;

д) разрабатывающая методы реабилитации при болезнях пожилых.

3. Герогигиена – раздел геронтологии, изучающий

а) влияние факторов среды обитания на процесс старения человека;

б) влияние вредных привычек на процесс старения человека;

в) влияние образа жизни на процесс старения человека;

г) процессы старения основных систем организма;

д) механизмы угасания основных функций органов и систем.

4. Физиологическая старость характеризуется

а) сохранением умственного и физического здоровья;

19

б) изменением умственного и физического здоровья;

в) выраженным снижением работоспособности;

г) ограничением контакта с окружающим миром;

д) отсутствием интереса к современности.

5. Пожилой возраст - это:

а) 55-65 лет

б) старше 55 лет

в) 65-74 года

г) старше 75 лет

д) старше 80 лет

6. К процессам в организме, способствующим старению, относятся

а) болезни и стрессы;

б) активация обменных циклов;

в) кислородное голодание;

г) генетическая предрасположенность;

д) температурные повреждения.

7. Старение - это

а) эндогенный разрушительный процесс;

б) закономерно наступающий период развития;

в) заключительный процесс онтогенеза;

г) снижение адаптационных возможностей организма;

д) изменение характерологических особенностей.

8. Биологический возраст можно определить по

а) состоянию кожи и зубов;

б) степени окостенения скелета;

в) электрокардиограмме;

г) паспортным данным;

д) уровню систолического АД.

9. Преждевременное старение - это

а) появление хронических заболеваний;

б) изменение внешнего вида;

в) несоответствие календарного возраста биологическому;

г) появление изменений не характерных для данного возраста;

д) изменение когнитивных функций.

10. Факторы риска преждевременного старения:

а) инфекционные заболевания;

б) ежедневные физические нагрузки;

в) нервно-эмоциональное перенапряжение;

г) рациональное питание;

д) вредные привычки.

11. Профилактика преждевременного старения:

а) в рациональном питании;

б) в устранение вредных привычек;

в) в гигиеническом уходе за кожей;

20

г) все вышеперечисленное;

д) ничего из перечисленного.

^ Ситуационные задачи

Задача 1. Пациент 68 лет с жалобами на снижение памяти, головокружение, снижение зрения, одышку и боли за грудиной при незначительной физической нагрузке. Перенес инфаркт миокарда 2 года назад. Также страдает гипертонической болезнью и хроническим панкреатитом. Курит по 30 сигарет в день, в диете предпочитает острые, жирные и соленые блюда. Рост 170 см, вес 92 кг.

- проблемы пациента.

- определите и выделите главные факторы риска преждевременного старения.

- определите меры профилактики преждевременного старения.


Задача 2. Мужчина 68 лет поступил в стационар по поводу обострения хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). В анамнезе облитерирующий эндартериит сосудов нижних конечностей. Работа была связана с пылью, органическими кислотами. Внезапно после приступа кашля усилилась одышка и появились боли в левой половине грудной клетки. Обнаружено: АД 110/70 мм рт. ст., чсс 110 в 1 мин, чд 32 в мин., цианоз губ. Ортопноэ, дыхание поверхностное. Перкуторно над легкими слева определяется тимпанит, дыхание здесь резко ослабленное, в других отделах - жесткое дыхание, единичные сухие хрипы.

- проблемы пациента (потребность в уходе).

- определите и выделите главные факторы риска преждевременного старения.

- определите состояние здоровья пациента.


Задача 3. Пациент 71 года, наблюдается у невропатолога после перенесенного ОНМК. Ухудшение самочувствия после стрессовой ситуации: усилилась одышка смешанного характера, головокружение, мелькание мушек перед глазами. Объективно: Видимая одышка, ЧД 24 в мин, АД 175/100 мм.рт.ст., На нижней трети голени небольшие отеки. На ЭКГ мерцательная аритмия, ГЛЖ.

- проблемы пациента (потребность в уходе).

- определите и выделите главные факторы риска преждевременного старения.

- определите состояние здоровья пациента.


^ ТЕМА 2

Организация гериатрической помощи в России.


Законодательно-правовые документы. Структура, организация работы и оснащение подразделений гериатрической помощи. Формы учетно-отчетной документации. Задачи сестринской службы


Практические занятия проводятся по следующему плану:

  • вступительное слово преподавателя: мотивация изучения темы – 15 мин,

  • контроль исходного уровня знаний – 15 мин;

  • разбор основных вопросов по теме занятия, работа с больными (в т.ч. перерыв) – 90 мин;

  • решение ситуационных задач, деловые игры, контроль конечного уровня знаний – 45 мин,

21

  • подведение итогов занятия – 15 мин.

Цель: после изучения темы студент должен иметь представление об основных принципах организации гериатрической помощи в нашей стране и за рубежом.

Студент должен знать:

  • основные законодательно-правовые документы, регламентирующие работу гериатрической службы и медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп;

  • особенности медико-социальной помощи, структуру, организацию работы и необходимое оснащение основных структурных подразделений гериатрической помощи;

  • нормативные документы всех уровней: федерального, регионального и местного, регламентирующие работу гериатрической службы;

  • учетно-отчетную документацию гериатрических подразделений;

  • задачи сестринской службы и должностные обязанности старшей и главной медсестры гериатрических отделений и стационаров.

Студент должен уметь:

  • использовать принципы медицинской этики и деонтологии при работе с лицами пожилого и старческого возраста;

  • разъяснить пациенту, родственникам, персоналу их права и обязанности;

  • содержание основных нормативно-законодательных документов по медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп;

  • оформить и оценить содержание основных форм учетно-отчетной документации гериатрических подразделений.
^

Вопросы для самоподготовки


  1. Принципы организации гериатрической помощи в России и за рубежом.

  2. Основные законодательно-правовые документы омедико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста.

  3. Лечебно-профилактические учреждения медико-социальной помощи.

Организация работы.

  1. Основные формы учетно-отчетной документации.

  2. Задачи сестринской службы, роль главной и старшей медицинской сестры в организации, обеспечении и соблюдении всех этапов оказания медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп.

Тестовый контроль

Выберите один правильный ответ.

1.В структуру геронтологической службы РФ входят

а) терапевтические отделения больниц;

б) психиатрические стационары;

в) гериатрические кабинеты в поликлиниках;

г) санатории-профилактории;

д) больницы любого профиля.

2. Пожилой или старый человек, вынужденный длительное время находиться в лечебном учреждени,

22

а) должен обладать определенной свободой;

б) не должен обладать определенной свободой;

в) имеет право покидать отделение стационара;

г) может нарушать правила внутреннего распорядка;

д) имеет право сохранения своих вредных привычек.

3. Сестринский персонал в геронтологическом отделении должен стремиться

а) создавать меньше удобств;

б) уменьшать неудобства;

в) ущемлять инициативу пациента в смысле самообслуживания;

г) ограничивать посещение пациентов родственниками;

д) ограничивать физическую активность пожилых.

4. Пациента старческого возраста

а) следует стимулировать к уходу за собой;

б) не следует стимулировать к уходу за собой;

в) следует стимулировать к просмотру ночных телепередач;

г) следует стимулировать к отказу приема медикаментов;

д) ограничивать в доступе к информации по состоянию здоровья.

5. Общественной организацией, оказывающей помощь пожилым пациентам, являются

а) дом-интернат для престарелых и инвалидов;

б) больница ветеранов;

в) всероссийское общество Красного Креста

г) поликлиника ветеранов;

д) гериатрический кабинет поликлиники.

6. В структуру гериатрического центра входят

а) кардиологичекое отделение;

б) терапевтическое отделение;

в) отделение социальной помощи;

г) отделение диагностики;

д) организационно-методический отдел.

7. Выделите принципиальный момент, который должен знать медицинский работник при работе с гериатрическими больными:

а) у пожилых людей чаще встречаются острые заболевания;

б) большая частота инфекционных заболеваний;

в) для пожилых людей характерно сочетание заболеваний;

г) пожилые люди болеют реже;

д) всё перечисленное.

8. Диагностические ошибки в гериатрии чаще связаны

а) с особенностями реакции больного на заболевание;

б) с особенностями реакции больного на лечение;

в) с метеозависимостью пациентов;

г) с неадекватной реакцией на медикаментозную терапию;

д) все перечисленное верно.

9. Особенностями питания гериатрических пациентов являются:

23

а) повышение калорийности пищи;

б) употребление жареной и острой пищи;

в) употребление преимущественно вареной пищи;

г) увеличение приема сахара и кондитерских изделий;

д) увеличение приема жидкости.

10. К видам гериатрической реабилитации относят:

а) социальную г) медицинскую

б) экономическую д) духовную

в) профессиональную


^ Ситуационные задачи

Задача 1. Пациент 78 лет, находится в стационаре с острым нарушением мозгового кровообращения (ОНМК) с правосторонней гемиплегией. Страдает сахарным диабетом, мерцательной аритмией около 14 лет. Родственников нет. Самоуход ограничен вследствие ОНМК. При аускультации над легкими выслушиваются единичные сухие хрипы. ЧД 21 в мин. АД 166/100 мм. рт.ст., ЧСС в среднем 105 в минуту.

- проблемы пациента (потребность в уходе).

- действия медицинской сестры, их мотивация.

- дальнейшая реабилитация пациента.

- план сестринского наблюдения на дому.


Задача 2. В приемный покой обратился пожилой человек около 70 лет с жалобами на потерю памяти, плохую ориентацию в месте и времени. В ходе сбора анамнеза с трудом выяснилось, что приехал на пригородном поезде (откуда не знает). Ранее подобные потери памяти не отмечались.

- проблемы пациента.

- действия медицинской сестры приемного покоя, их мотивация.

- дальнейшая тактика медперсонала больницы.

- план сестринского наблюдения за пациентом в геронтологическом отделении.

  1   2   3   4   5

отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методическое пособие по дисциплине «сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов заочного отделения IV курса факультета мвсо icon Учебно-методическое пособие по сестринскому делу в психиатрии для студентов заочного отделения по

Учебно-методическое пособие по дисциплине «сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов заочного отделения IV курса факультета мвсо icon Учебно-методическое пособие по сестринскому делу в психиатрии для студентов заочного отделения по

Учебно-методическое пособие по дисциплине «сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов заочного отделения IV курса факультета мвсо icon Учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 4 курса лечебного

Учебно-методическое пособие по дисциплине «сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов заочного отделения IV курса факультета мвсо icon Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения факультета экологии и биологии

Учебно-методическое пособие по дисциплине «сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов заочного отделения IV курса факультета мвсо icon Учебно методическое пособие Для студентов отделения «Сестринское дело», очная форма обучения г. Архангельск

Учебно-методическое пособие по дисциплине «сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов заочного отделения IV курса факультета мвсо icon Пособие для студентов 2 курса отделения «Лечебное дело», «Сестринское дело»

Учебно-методическое пособие по дисциплине «сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов заочного отделения IV курса факультета мвсо icon Учебное пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов 060109 специальность «Сестринское

Учебно-методическое пособие по дисциплине «сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов заочного отделения IV курса факультета мвсо icon Учебно-методическое пособие по пропедевтике стоматологических заболеваний для самостоятельной работы

Учебно-методическое пособие по дисциплине «сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов заочного отделения IV курса факультета мвсо icon Методическое руководство и контрольные задания для студентов 5 курса заочного отделения фармацевтического

Учебно-методическое пособие по дисциплине «сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов заочного отделения IV курса факультета мвсо icon Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 "лечебное дело", 0406 "сестринское дело"
Методическое пособие является изданием, в котором даны определения различным неотложным состояниям...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы