|
Скачать 0.87 Mb.
|
Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского М. А. Занина ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения факультета экологии и биологии Балашов 2005 УДК 58 ББК 28.57 З27 Рецензенты: Доктор биологических наук, профессор Брянского государственного университета В. Б. Любимов; Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Балашовского филиала ^ им. Н. Г. Чернышевского Е. Б. Смирнова; Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Балашовского филиала ^ им. Н. Г. Чернышевского М. Ю. Сергадеева. . Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Занина, М. А. З27 Физиология растений : учебно-метод. пособие для студентов заочного отделения факультета экологии и биологии / М. А. Занина. — Балашов : Изд-во «Николаев», 2005. — 64 с. ISBN 5-94035-225-1 Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения факультета экологии и биологии. Данное пособие включает в себя краткое теоретическое изложение основных программных разделов по физиологии растений, лабораторные работы по каждому разделу и контрольные вопросы. Пособие может быть полезным и для учителей школ при демонстрации опытов на уроках и факультативных занятиях, а также в кружковой работе по биологии. УДК 58 ББК 28.57 ISBN 5-94035-222-1 © Занина М. А., 2005 О г л а в л е н и е Введение 6 ^ Тема 1. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ КЛЕТКИ 8 1.1. Поступление веществ в клетку 8 1.2. Обмен веществ и энергии в клетке 12 Тема 2. ВОДНЫЙ РЕЖИМ РАСТЕНИЙ 13 2.1. Общая характеристика водного обмена растительного организма 13 2.2. Поступление воды в растение 14 2.3. Передвижение воды по растению 15 2.4. Транспирация воды листьями 15 Тема 3. ФОТОСИНТЕЗ 18 3.1. Общее уравнение фотосинтеза 18 3.2. Пигменты пластид 18 3.3. Световая и темновая фазы фотосинтеза 21 3.4. Экология фотосинтеза 22 Тема 4. ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ 26 4.1. Превращение веществ в растении и дыхание 26 4.2. Факторы, влияющие на процесс дыхания 27 4.3. Аэробное и анаэробное дыхание 28 4.4. Брожение 29 4.5. Дыхание и брожение в современном изложении 31 Тема 5. МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ 34 5.1. Химический состав растений 34 5.2. Роль азота в почвенном питании растений 35 5.3. Роль зольных макроэлементов в минеральном питании растений 38 5.4. Роль микроэлементов в минеральном питании растений 40 Тема 6. РОСТ, РАЗВИТИЕ И ДВИЖЕНИЯ РАСТЕНИЙ 41 6.1. Общие понятия о росте и развитии растений 41 6.2. Регуляторы роста 42 6.3. Ингибиторы роста 43 6.4. Влияние внешних условий на рост 44 6.5. Периодичность роста растений 45 6.6. Движения растений 46 ^ ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 48 Лабораторная работа № 1 48 Сравнение проницаемости мембран живых и мертвых клеток 48 Лабораторная работа № 2 49 Тургор, плазмолиз и деплазмолиз 49 Лабораторная работа № 3 50 Определение транспирации весовым методом 50 Лабораторная работа № 4 50 Наблюдение за движением устьиц 50 Лабораторная работа № 5 51 Продукты фотосинтеза 51 Лабораторная работа № 6 52 Получение из листьев спиртовой вытяжки пигментов и их разделение 52 Лабораторная работа № 7 53 Обнаружение дыхания растений 53 Лабораторная работа № 8 54 Определение интенсивности дыхания в чашках Конвея 54 Лабораторная работа № 9 55 Значение различных элементов для растений 55 Лабораторная работа № 10 56 Зона роста корня 56 Лабораторная работа № 11 57 Влияние температуры и света на скорость роста растений 57 Лабораторная работа № 12 58 Взаимовлияние культурных и сорных растений 58 Список основной литературы 60 Список дополнительной литературы 60 ПРИЛОЖЕНИЯ 62 ВведениеФизиология растений — наука о функциональной активности растительных организмов. Как отмечали Ж. Б. Буссенго и К. А. Тимирязев, знание основных закономерностей жизнедеятельности растений делает физиологию растений теоретической основой рационального земледелия. Изучение физиологии растений имеет большое значение для учителя средней школы, так как знания о жизни растений помогают на должном уровне проводить работу на учебно-опытном участке. Только изучив жизнь растения, можно понять его космическую роль, оценить процесс фотосинтеза как продуцента органического вещества на планете, роль гормонов роста и физиологически активных веществ, взаимодействие растений и ряд других аспектов. Изучив основные закономерности жизни растений в теоретическом курсе, на практических занятиях будущий учитель овладеет методикой постановки опытов, что ему крайне необходимо при проведении курса ботаники в средней школе. Данное пособие «Физиология растений» предназначено для студентов специальности 050102 «Биология» заочного отделения факультета экологии и биологии. Оно содержит историю формирования отдельных представлений, описание классических экспериментов и простейших опытов, которые помогут наглядно продемонстрировать основные природные закономерности. В ходе изучения курса студенты должны:
Пособие включает в себя краткое теоретическое изложение основных программных разделов по физиологии растений, вопросы для самоконтроля, лабораторные работы по каждой теме, задания на полевую практику и вопросы для экзамена. Теоретический курс представлен темами: «Физиология растительной клетки», «Водный режим растений», «Фотосинтез», «Дыхание растений», «Минеральное питание растений», «Рост и развитие растений». Коротко рассматриваются основные положения, которыми определяется специфические особенности зеленых растений, отличающие их от других форм живых существ. Лабораторные занятия по физиологии растений служат для закрепления и расширения знаний студентов по теоретическому курсу. Мы сохранили работы, ставшие классическими. Наряду с этим пособие включает работы, апробированные на кафедре биологии и экологии БФСГУ. Для каждой работы приведены список материалов и оборудования, описание ее хода, указания по оформлению результатов. Приобретенные на занятиях навыки экспериментальной деятельности могут быть использованы также учителями средней школы для постановки опытов на уроках ботаники и общей биологии. В приложении представлены задания на полевую практику, варианты итоговой контрольной работы и вопросы для экзамена по физиологии растений. |