Правила оформления учебной истории болезни Учебно-методические руководство для студентов 4, 5, 6 курсов лечебного факультета по факультетской и госпитальной хирургии Красноярск 2003 icon

Правила оформления учебной истории болезни Учебно-методические руководство для студентов 4, 5, 6 курсов лечебного факультета по факультетской и госпитальной хирургии Красноярск 2003





Скачать 246.48 Kb.
Название Правила оформления учебной истории болезни Учебно-методические руководство для студентов 4, 5, 6 курсов лечебного факультета по факультетской и госпитальной хирургии Красноярск 2003
Дата 21.03.2013
Размер 246.48 Kb.
Тип Документы
Министерство здравоохранения

Российской федерации


Красноярская Государственная Медицинская Академия

Кафедра хирургических болезней №1, №2


Правила оформления учебной истории болезни


Учебно-методические руководство для студентов 4, 5, 6 курсов лечебного факультета по факультетской и госпитальной хирургии


Красноярск 2003

Н.Д. Томнюк, А.А. Коваленко, Е.П. Данилина

Правила оформления учебной истории болезни. Учебно-методические руководство для студентов 4, 5, 6 курсов лечебного факультета по факультетской и госпитальной хирургии


Настоящее пособие включает описание всех необходимых разделов учебной истории болезни по факультетской и госпитальной хирургии, их содержание и примеры правильного оформления.

Выполненная история болезни по циклу «хирургия» на 4 , 5, и 6 курсе лечебного факультета используются в качестве одного из этапов курсового экзамена по хирургии. Являясь частью экзамена, история болезни оказывает существенное влияние на итоговую оценку, и мы рекомендуем использовать настоящее пособие при ее подготовке и написании.


Рецензент: доцент Турчина Т.К. _______________


Учебно-методические руководство утверждено на заседании кафедры___________________(дата)


Зав. кафедрой д.м.н. Соколович А.Г.________________________


Рейтинг программа трехэтапного экзамена на 4 курсе по хирургии в 2003 году.


Работа студентов оценивается по пятибалльной системе. Рейтинг состоит из трех этапов, перечисленных ниже.

Всего 13 дней в цикле по расписанию.

Первый этап. Оцениваются теоретические знания по 10 темам занятий. Максимальное количество баллов за этот раздел составит 50 (10*5)

Темы занятий:

1. Аппендицит.

2. Грыжи живота.

3. Перфоративная и кровоточащая язва желудка и ДПК.

4. Острый холецистит.

5. Острый панкреатит.

6. Кишечная непроходимость.

7. Перитонит. Острый гнойный перитонит. Гинекологические перитониты. Туберкулезный перитонит.

8. Острый парапроктит, геморрой, острая трещина прямой кишки.

9. Гнойные заболевания легких и плевры. Абсцесс, гангрена легких.

10. Острый гнойный мастит.

Второй этап: тестирование. Тестирование проводится на последнем или предпоследнем занятии. Количество тестов – 100. Максимальное количество баллов – 50. В билете 80 тестов по хирургии и 20 по смежным дисциплинам.

Общее количество тестов по хирургии – 509, по смежным дисциплинам – 150, всего – 659.

Третий этап. Собеседование выносится в сессию. Сдается по билетам. В билете:

  1. Одна ситуационная задача с 4 вопросами – 20 баллов.

  2. Практическое знание из красной зачетной книжки – 5 баллов.

  3. Практические умения из красной зачетной книжки – 5 баллов.

  4. История болезни. Написанная за цикл из 15 позиций (7,8 ,9 позиции оцениваются по пятибалльной системе, остальные – по 1 баллу. Если какой-то раздел отсутствует – 0 баллов):

  1. Паспортная часть

  2. Жалобы

  3. Анамнез заболевания

  4. Анамнез жизни

  5. Данные объективного обследования

  6. Локальный статус

  7. Предварительный диагноз

  8. Данные дополнительного обследования

  9. Диагноз и его обоснование

  10. Дифференциальный диагноз

  11. План обследования и лечения

  12. Предоперационный эпикриз

  13. Протокол операции

  14. Дневник

  15. Этапный или выписной эпикриз

За историю болезни максимально – 27 баллов.

Всего 57 баллов (задача 20 + практическое знание 5 + практическое умение 5 + история болезни 27)


Примечание: 1. За каждые 10% пропущенных лекций из суммы первых двух

этапов снимается 10 % баллов (60 + 150).

2. Работа в СНО с докладом на конференции дает дополнительных 5 баллов, с публикацией – 10 баллов.

3. Лекции проверяются у каждого во время получения зачета (в синюю зачетную книжку) перед сессией. Всего лекций 16.


Традиционные эквиваленты:

100 – 90 % = «5» = 157 - 142 баллов

89 – 80 % = «4» = 141 - 127 баллов

79 – 70 % = «3» = 126 - 112 баллов

69 % и ниже = «2» = 111 баллов и ниже.

Введение.


История болезни, заполняемая, врачом представляет наиболее важный документ в его лечебной практике. Отражая состояние больного, план диагностических и лечебных мероприятий, динамику заболевания, история болезни одновременно является и научным и юридическим документом. Тщательно и аккуратно оформленная история болезни облегчает процесс клинического мышления и в то же время свидетельствует о его высоком уровне. Она способствует квалифицированному взаимодействию всех специалистов, принимающих участие в обследовании и лечении больного, позволяя так же контролировать его качество и эффективность.

История болезни это не просто перечисление того, о чем больной сообщил вам, и что вы выявили при физикальном обследовании, - это обобщение полученной информации, оценка ее значимости, представленная в виде ясного, подробного и логически связанного отчета. При оформлении истории болезни необходимо придерживаться определенных правил, соблюдение которых позволяет избежать многих диагностических, лечебных и юридических ошибок, тем более, что с дальнейшим развитием страховой медицины, в нашей стране, требования к оформлению истории болезни еще более возрастают.

Качество оформления истории болезни естественно зависит от уровня ваших знаний. Обучаясь в медицинской Академии, под контролем ассистента кафедры вы пишите учебные истории болезни, накапливая так необходимый вам опыт и навыки. Мы советуем вам относиться к оформлению таких историй болезни, не как к прихоти преподавателя, а как к творческому процессу. Используйте все свои практические и теоретические знания, полученные за время обучения, и не в коем случае не опускайтесь до простого, механического переписывания. Выполненная на цикле хирургии и проверенная ассистентом кафедры история болезни, кроме того, является этапом курсового экзамена, существенно влияя на итоговую оценку.

Для наиболее правильного оформления студенческой истории болезни на цикле хирургии мы рекомендуем вам внимательно ознакомиться с настоящим методическим руководством и всегда соблюдать необходимые правила ведения медицинской документации.
^

Содержание истории болезни


Традиционно история болезни состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет свое значение. С целью более объективной оценки выполненной вами работы на цикле «хирургии», мы предлагаем придерживаться следующих разделов:

  1. Паспортная часть

  2. Жалобы

  3. Анамнез заболевания

  4. Анамнез жизни

  5. Данные объективного обследования

  6. Локальный статус

  7. Предварительный диагноз

  8. Данные дополнительного обследования

  9. Диагноз и его обоснование

  10. Дифференциальный диагноз

  11. План обследования и лечения

  12. Предоперационный эпикриз

  13. Протокол операции

  14. Дневник

  15. Этапный или выписной эпикриз

Каждый из разделов будет проверен и оценен ассистентом кафедры. Советуем обязательно учесть его замечания, ошибки и более не допускать их. Далее, на курсовом экзамене по хирургии, вам предстоит защита представленной истории болезни, где экзаменатор оценит соответствие ваших теоретических и практических навыков и знаний.

^

Титульный лист


Титульный лист студенческой истории болезни обязательно должен включать: ФИО куратора, номер группы, факультет, дату заполнения истории болезни.

А так же: ФИО ассистента, дату проверки, количество баллов и подпись ассистента.
^

Паспортная часть


Как правило, эти данные в истории болезни заполняет сотрудник приемного отделения. Однако врач должен уточнить все разделы анкетных данных. Например, профессия, место работы могут натолкнуть врача на мысль о возможности производственных вредностей: переохлаждение ног, как причина облитерирующего эндартериита, тяжелый физический труд – как возможная причина образования грыж, выпадения прямой киши и тд.

Обязательно проанализировать диагноз направившего учреждения. Вместе с тем он не должен сковывать мышление врача или мешать построению его собственного диагноза.

Необходимо помнить о правильной формулировке клинического и заключительного диагноза, включающего основное заболевание, его осложнения, и сопутствующие заболевания. Например: Острый гангренозный аппендицит, местный серозный перитонит, ИБС, Гипертоническая болезнь 2, СН 0, Варикозная болезнь, ХВН 0.

Не стоит забывать и о соответствии диагноза (осложнений и сопутствующей патологии) жалобам, анамнезу, данным обследования, на основании которых он и был сформулирован.

В паспортные данные следует включать следующие разделы:

ФИО

Дата и время поступления

Дата выписки

Пол

Возраст

Профессия и место работы

Место жительства

Диагноз при поступлении

Клинический диагноз

Диагноз при выписке (заключительный диагноз)

Дата и название операции

Исход болезни (выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение)

Жалобы


Жалобы больного при поступлении включают основные, связанные с данным заболеванием и второстепенные, связанные с сопутствующей патологией. Кроме того необходимо учитывать и указывать их полную и развернутую характеристику.

Например боль. Следует указать: локализацию, характер (тупая, ноющая, колющая), интенсивность, иррадиацию, время появления, продолжительность, обстоятельства появления, связь с провоцирующими и облегчающими факторами.

Пример: жалобы на острые, приступообразные боли в правом подреберье, иррадиирущие в правое надплечье, в течении 6 часов, после приема жирной пищи, не купирующиеся ношпой, повышение АД до 150 мм. рт. ст., наличие варикозного расширения вен нижних конечностей.
^

Анамнез заболевания


В хронологическом порядке излагается начало заболевания, обстоятельства при которых оно возникло, симптомы проявления болезни и их динамика. Кроме того, необходимо уточнить изменение характера жалоб за прошедший период, отметить первое обращение за медицинской помощью, проведенное лечение и его эффективность.

При описании основных симптомов должны быть указаны: их локализация, качественные характеристики (начало, длительность, частота), обстоятельства возникновения, усиливающие или облегчающие факторы, сопутствующие проявления.

Пример: Впервые боли в эпигастрии, связанные с приемом пищи отметил 8 лет назад. Принимал соду, после чего отмечал временное облегчение. В 1997 году обратился за медицинской помощью в поликлинику по месту жительства. Диагностирована язвенная болезнь ДПК, по поводу чего прошел курс амбулаторного лечения. Язва зарубцевалась. В дальнейшем усиление болей в осеннее-весенний период. Принимал альмагель. Ухудшение состояния – усиление болей, иррадиация их в спину, рвота в 1998 году, по поводу чего госпитализирован в отделение гастоэнтерологии в ГКБ №20. В течение месяца консервативная терапия, с положительным эффектом. В дальнейшем ежегодно (весной или осенью) отмечал усиление болей. С обострением язвенной болезни проходил курс стационарного лечения, после которого отмечал улучшение состояния. В 2000 и 2001 находился на санаторно-курортном лечении. Вчера отметил резкую слабость, головокружение. За медицинской помощью не обращался. На следующий день присоединалась рвота с примесью крови (дважды), частый жидкий стул до 4 раз черного цвета. Вызвал скорую помошь, которой с желудочно-кишечным кровотечением доставлен в приемное отделение БСМП.
^

Анамнез жизни


Излагается по следующей схеме:

Общие биографические данные по периодам жизни (младенчество, детство, зрелый возраст).

Перенесенные ранее заболевания: детские болезни (перенесенные инфекции), болезни взрослого периода, включая: нервные, психические, острозаразные. Обязательно следует отметить, были или нет: туберкулез, венерические заболевания, гепатит, онкологическая патология, ВИЧ, сахарный диабет.

Указать предшествующие операции и травмы.

Для женщин обязателен гинекологический анамнез (количество беременностей, родов, менструальный цикл, его регулярность, время последней менструации, время наступления менопаузы).

Аллергологический анамнез (переносимость лекарственных препаратов, если есть то проявления аллергии, с обязательным перечислением препаратов).

Анамнез ВТЭ (был или не был на больничном листе в течение 12 последних месяцев, какое время, по какому заболеванию, инвалидность).

Гемотрансфузионный анамнез (были или нет переливания крови, когда, по какому поводу).

Семейный анамнез

Условия быта и труда

Вредные привычки (курение, прием алкоголя, наркотиков)

Наследственность.

Правильному оформлению анамнеза жизни посвящено достаточно большое количество методических рекомендаций и руководств, поэтому более подробное описание этого раздела не имеет смысла.
^

Данные обьективного обследования


Общие данные включают: общее состояние, положение и двигательную активность больного, телосложение, массу тела, рост, степень половой зрелости, температуру, состояние кожи и видимых слизистых, подкожной клетчатки. Пальпацию лимфоузлов (подчелюстные, шейные, надключичные, подмышечные, паховые), состояние мышечной, костно-суставной системы, включая сколиоз.

Психический статус: (сознание, интеллект, настроение, речь).

Нервный статус поверхностные, глубокие рефлексы, дермографизм, мышечный тонус, ,нистагм поза Ромберга.

Эндокринная система: осмотр и пальпацию щитовидной, молочных желез.

Органы дыхания: частота ритмичность, глубина дыхательных движений, форма грудной клетки, пальпация, перкуссия и аускультация.

Сердечно-сосудистая система: ЧСС, пульс, его ритм, АД, пальпация, перкуссия и аускультация сердца, пульс, давление, пульсация и аускультация периферических сосудов.

Органы пищеварения: полость рта и глотка, зубы, язык, зев, миндалины, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация брюшной полости, исследование прямой кишки, паховых областей (грыжа), физиологические отправления.

Мочеполовые органы: пальпация почек, симптом 12 ребра

Рассмотрению вопросов обследования отдельных органов и систем организма посвящена пропедевтика внутренних заболеваний, с которой вы достаточно хорошо знакомы. Поэтому останавливаться на правильном описании в истории болезни каждой из систем не имеет смысла. Необходимо отметить лишь то, что пораженная, каким либо заболеванием система рассматривается не в общем, а локальном статусе. Например, при остром аппендиците локальный статус представляет описание пищеварительной системы, а при абсцессе легкого – органов дыхания. Приводить их описание и там и там совершенно не нужно.

Мы не требуем от вас подробного и детального описания каждой из систем, но это не значит, что вы не должны выполнять больному перкуторного определения границ абсолютной и относительной сердечной тупости, или размеров печени по Курлову. ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНЫ! В истории болезни следует лишь указать на отсутствие патологии рассматриваемого органа или системы, для чего следует остановиться на основных патологических симптомах и приемах обследования.

Например:

Грудная клетка обычной формы, деформаций, ассиметрии нет, равномерно участвует в акте дыхания. ЧДД 18 в мин. При пальпации безболезненна. Перкуторно границы легких в пределах нормы. Дыхание везикулярное проводиться по всем отделам. Патологических шумов нет.
^

Локальный статус


Данные исследования пораженной системы должны быть приведены максимально подробно, с использованием всех доступных методов обследования. Так как, в наибольшей степени найденные вами изменения будут влиять на формулировку предварительного диагноза.

Необходимо обязательно включать: осмотр, активные пассивные движения, перкуссию, аускультацию, пальпацию, а так же специальные приемы обследования (симптом Щеткина и тд.)

Например: Язык сухой, обложен желтоватым налетом. Полость рта, миндалины не изменены. Живот втянут, не участвует в акте дыхания. При пальпации болезненный во всех отделах, больше в эпигастрии. Во всех отделах определяется защитное напряжение мышц передней брюшной стенки. Паховые области безболезненны, патологических образований нет. Перкуторно: печень по краю реберной дуги, печеночная тупость сохранена, в отлогих местах отмечается притупление перкуторного звука. Перистальтика не выслушивается. Положительны симптомы раздражения брюшины: Щетина, Менделя. Per rectum: тонус сфинктера сохранен, ампула свободна, определяется нависание и болезненность передней стенки прямой кишки. На перчатке следы кала обычного цвета. Газы не отходят, стул оформленный коричневого цвета 3 дня назад.
^

Предварительный диагноз


На основании данных полученных при осмотре и клиническом обследовании больного вы должны сформулировать предварительный диагноз. Диагноз формулируется по единым правилам и включает основное заболевание, его осложнение и сопутствующее заболевание.

Кроме того, для себя необходимо очертить круг заболеваний, с которыми следует дифференцировать наблюдаемую патологию, а так же необходимые обследования, выполнение которых позволит подтвердить или отвергнуть предварительный диагноз.
^

Данные дополнительного обследования


В данный раздел вносятся следующие сведения:

Данные биохимических и лабораторных исследований крови, мочи, других секретов или патологического отделяемого.

Рентгенологические методы исследования.

Эндоскопические методы исследования.

Специальные методы исследования.

Необходимо отметить, что не следует переписывать лишь заключение выполненного обследования. Для врача важно не заключение, которое часто бывает, не достаточно грамотно, а его описательная часть.

Например: У больного с язвенной болезнью, осложненной желудочным кровотечением заключение врача эндоскописта может выглядеть следующим образом – язвенная болезнь желудка остановившееся кровотечение. Для нас очень важно, кроме того, знать расположение язвы, ее размеры, глубину, края язвы. Наличие в ней мелких или крупных сосудов, тромбов, наличие в желудке крови.

Кроме того, приводя данные биохимических и лабораторных исследований, следует отмечать любые отклонения от нормы.

К сожалению, не всегда у врача есть возможность и время выполнить все необходимые обследования и анализы. Чаще это встречается в экстренной хирургии, когда выполняется необходимый минимум обследований. Тем не менее, это недолжно мешать установке диагноза и назначению терапии.
^

Диагноз и его обоснование


На основании жалоб больного, анамнеза заболевания, анамнеза жизни, общего и локального статуса, методов дополнительных обследований и лабораторных данных следует сформулировать клинический диагноз и доказать его.

Постарайтесь соблюдать следующую последовательность действий:

  • Выделите патологические признаки в базе данных больного (жалобы, данные анамнеза, объективного обследования, лабораторные данные)

  • Установите, с какой анатомической областью, и с каким органом связаны эти изменения

  • Постарайтесь на основании имеющихся данных установить характер патологического процесса (функциональное расстройство, воспаление, и тд.)

  • Подумайте, при каких известных вам заболеваниях наблюдается этот процесс

  • Исключите заболевания, в рамки которых полученные вами данные не укладываются

  • Сравните заболевания, которые в той или иной степени объясняют выявленные у больного симптомы, и поставьте наиболее вероятный диагноз

Обосновывать следует полный клинический диагноз, то есть не только основное заболевание, но и его стадию, степень, осложнения и сопутствующую патологию.

В идеальном варианте клинический диагноз должен полностью соответствовать заключительному или послеоперационному диагнозу.

Например: заключительный (послеоперационный диагноз): Острый гангренозный аппендицит. Разлитой серозно-фибринозный перитонит. ИБС. Гипертоническая болезнь 2 ст.

Клинический диагноз в этом случае максимально соответствующий указанной патологии выглядит как – Острый деструктивный аппендицит. Разлитой перитонит. ИБС. Гипертоническая болезнь 2ст. До операции мы не можем точно (если не проводилась лапароскопия) установить степень воспаления червеобразного отростка и характер перитонита.

Соответственно в обосновании диагноза необходимо выделить симптомы соответствующие основному заболеванию - острому аппендициту (начало заболевания – боли в эпигастрии, далее сместившиеся в правую подвздошную область, однократная рвота и тд.). симптомы соответствующие деструкции отростка и развитие осложнений, в данном случае сначала местного и далее разлитого перитонита (распространение болей по всему животу, положительные симптомы раздражения брюшины в соответствующих отделах брюшной полости, высокий лейкоцитоз и тд.), симптомы соответствующие сопутствующей патологии (боли в сердце при физической нагрузке, повышение АД, изменения на ЭКГ и тд.).

В заключение необходимо отметить, что всякое хирургическое обследование должно иметь определенный акцент, ибо из него рождается следствие (операция). Неправильный диагноз легко может повлечь за собой серьезные, порой непоправимые ошибки.

- Нет лечения без диагноза

- Анамнез и физикальное обследование составляют основу диагноза

- Из диагноза вытекают показания к операции
^

Дифференциальный диагноз


Необходимость проведения дифференциального диагноза упоминалась выше. Для этого выберете не менее 2 заболеваний (рассуждения необходимо проводить в связи с больным, а не отвлеченно), при которых могут наблюдаться подобные патологические симптомы. При этом необходимо помнить, что ряд заболеваний могут протекать атипично и соответственно требовать определенных диагностических мероприятий для подтверждения или исключения данного заболевания. Попытайтесь сформулировать жалобы, данные анамнеза или симптомы, не вписывающиеся в клиническую картину установленного вами заболевания, и приведите необходимые методы обследования, способствующие разрешению возникших диагностических вопросов.

Например, при ретроцекальном расположении червеобразного отростка, могут наблюдаться боли в поясничной области, что может быть принято за почечную колику. Для установки правильного диагноза в данном случае могут помощь: характер жалоб (приведите характерные отличия жалоб при каждом заболевании), данные анамнеза (в случае МКБ, возможны почечные колики и отхождение камней ранее), данные объективного обследования (отличительные симптомы для каждой из патологий), данные лабораторных и биохимических исследований (за почечную колику говорит наличие в общем анализе мочи свежих неизмененных эритроцитов), необходимые диагностические мероприятия и методы обследования, с указанием ожидаемых результатов (следует выполнить внутривенную урографию, в случае МКБ мы увидим нарушение уродинамики, тень конкремента в правом мочеточнике и тд.).
^

План обследования и лечения


Вытекает из вашего диагноза. При сомнениях в правильности диагноза кажите методы обследования необходимые для его подтверждения или опровержения.

Далее, необходимо решить вопросы тактического плана, то есть необходимости оперативного или консервативного лечения.

Если больному показано проведение консервативной терапии, необходимо назначить соответствующее лечение. Перечислите группы препаратов, их названия и дозировку, длительность приема, необходимые в данном конкретном случае. Помните, что в отличие от врача, вы не ограничены финансовыми возможностями отделения, больницы и можете назначить любой необходимый и наиболее эффективный из известных препаратов. Назначайте весь спектр необходимого лечения, включая физиолечение, ЛФК, массаж, баротерапию и тд. Укажите методы обследования необходимые для контроля эффективности проводимого лечения и частоту их выполнения.

В случае показаний к оперативному лечению, следует указать необходимое предоперационное обследование больного, назначить предоперационную подготовку, привести предполагаемый объем операции и послеоперационное лечение.
^

Предоперацирнный эпикриз


Стандартный предоперационный эпикриз включает следующие разделы:

ФИО

Дату поступления

Диагноз и его обоснование

Показания к операции

План операции

Метод анестезии

Группа крови и резус

Согласие больного
^

Протокол операции


Переписывается с истории болезни или операционного журнала отделения. С указанием даты и названия операции. Следует понять смысл операции, ее особенности, наличие технических интраоперационных сложностей. А также представить ожидаемый результат операции, возможные послеоперационные осложнения, и возможные меры их профилактики. В идеальном варианте желательно ваше присутствие в операционной.

Дневник


Обязателен ежедневный осмотр больного, с оценкой общего состояния, измерением пульса, температуры, давления, оценкой всех систем организма и особенно локального статуса.

Обязательно отметить динамику заболевания, эффективность проводимого лечения. Если состояние больного оценивается вами, как средней или тяжелой степени тяжести необходимо указать, с чем связано или чем объясняется подобное состояние. При отсутствии динамики или ухудшении состояния больного необходимо решение о дальнейшей тактике ведения.

Каждые сутки послеоперационного периода, в зависимости от вида операции имеют определенные особенности состояния больного, его лечения. В случае нестандартного течения послеоперационного периода необходимо учесть развитие возможных осложнений, что требует специфических профилактических мероприятий, или при наличии их, своевременно диагностировать и начать лечение. Для этого, необходимо акцентировать внимание на соответствующих симптомах и проявлениях возможных осложнений соответственно объему и сроку операции и обязательно указывать наличие или отсутствие подобных симптомов.

При удовлетворительном состоянии больного, до операции дневник записывается один раз в два дня. При тяжелом состоянии больного, после операции дневник пишется ежедневно.

Пример:

Состояние больного средней степени тяжести. Тяжесть обусловлена болевым синдромом, явлениями интоксикации. Жалобы на сохраняющиеся боли в правом подреберье. T-37,5.

Объективно: Ps-82 уд в мин., АД 140\90 мм. рт. ст. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет.

St. localis: Язык суховат, обложен белым налетом. Живот ограниченно участвует в акте дыхания (ограничен в подвижности в области правого подреберья). При пальпации болезненный, напряжен в области правого подреберья, там же определяются положительные симптомы раздражения брюшины. Перистальтика вялая. Учитывая отсутствие эффекта от консервативной терапии, появление симптомов раздражения брюшины, нарастание явлений интоксикации показано оперативное лечение.
^

Этапный или выписной эпикриз


Должен включать ФИО больного, дату его поступления, диагноз и данные его подтверждающие. Краткую характеристику течения болезни, наблюдаемые вами особенности. Характер и результаты проведенного лечения, в том числе оперативного, его эффективность, развившиеся осложнения, данные проведенных исследований, состояние пациента при выписке или данный этап лечения. Необходимо указать ваши рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению больного. Где и кем следует наблюдать, какие препараты принимать, как долго и в какой дозе. Перечислите необходимые реабилитационные мероприятия, включая санаторно-курортное лечение. Необходимость оперативного лечения в будущем, регулярность или частоту выполнения необходимых обследований. Прогноз, трудоспособность пациента.


Литература:

  1. Энциклопедия клинического обследования больного: пер. с англ.// М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1997.

  2. Ю. Хегглин. Хирургическое обследование.: Пер. с нем. - М.: Медицина, 1980, с. 416.

  3. Справочник по диагностике и дифференциальной диагностике хирургических болезней: В.Г. Астапенко, Е.П. Демидчик, Ф.М. Жмудиов и др.; Под ред. В.Г. Астапенко. - Мн.: Беларусь, 988.-511 с.:

  4. А.Г. Соколович, Т.К. Турчина, В.Г. Филистович: Правила проведения обходов профессором, доцентом в отделениях хирургического профиля и ведение медицинской документации. Учебно-методические рекомендации для студентов, интернов, клинических ординаторов и врачей. – Красноярск. 2002, 4с.

  5. Стандарты диагностики и тактики

  6. «Абдоминальная хирургия». Методическое руководство для преподавателей и студентов. Красноярск. 2000.

  7. «Хирургические болезни». Учебно-методическое руководство для студентов. Красноярск. Наука. – 2002

  8. Стандарты диагностики и тактики в хирургии. Издание второе. Под ред. А.Г. Швецкого Красноярск, 2000.



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 2003 ГОДУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА, В ПОМОЩЬ КУРАТОРАМ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ.

^

I РАЗДЕЛ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»



1. Иван Павлович Неумывалкин, Людмила Степановна Неумывалкина. «Эндоэкология здоровья».

Книга профессиональных врачей, сочетающих в своей привычке опыт нетрадиционной медицины. В книге вы найдете практические рекомендации по профилактике и избавлению от многих заболеваний. Путь к здоровью – это знание и упорный труд над собой, проделав который вы обретаете здоровье и радость жизни.

2. Питер Д' Адамо, Кэтрин Уктна.

1. «4 группы крови – 4 пути к здоровью».

2. «4 группы крови – 4 кухни».

3. «4 группы крови – 4 образа жизни».

4. «Группа крови (0); II (А); III (В); IV(АВ), продукты, напитки, пищевые добавки. Персональный карманный справочник правильного питания для людей (со своей?) группой крови.

Перевод с английского.

В книгах собраны основные положения и принципы организации здорового питания, разработанные специально для людей с Вашей группой крови. Это новая система питания, предложенная 5 лет назад в США, имеет положительные отзывы. Пользуясь данными этих книг, мы можем иметь свое мнение.

Рекомендуем покупать книги американских авторов, потому что в книгах советских авторов многое напутано.

Ученые обнаружили, что ряд продуктов питания вызывают агглютинацию клеток крови только определенных групп и не воздействуют на клетки остальных групп крови. Это значит, что один и тот же продукт может быть опасным для обладателей одной группы крови, но безвредным и даже полезным для обладателей других групп крови. В итоге снижается иммунитет и открывается дорога для разных заболеваний.


^ 3. У. Вэй Синь. «Энциклопедия китайской медицины», «Целительные силы природы». Москва, 2002 «Олма-пресс».

В книге доктора У. Вей Синя на высоком научном уровне , но доступным языком изложены основные понятия и представления китайской философии. Большая часть энциклопедии посвящена специфической диагностике по лицу, языку, зубам, носу, глазам, ушам, стопам, рукам и пульсу, описанию синдромов и симптомов. Подробно описаны методы лечения с помощью природных материалов: минералов, металлов, растений, а так же лечение пищей. Схемы лечения и рецепты составлены автором и не имеют аналогов в мировой литературе и медицинской практике.


4. А.А. Левшинов Энциклопедия «Системы оздоровления востока и запада».

Лучший подарок тому, кто хочет быть здоровым. Эта книга на сегодня – самое полное собрание систем оздоровления Востока и Запада самого высокого уровня. Книга освещает теоретическую базу той или иной системы, а так же комплексы упражнений, выполняя которые можно на достаточно высоком уровне понять и освоить суть и практику системы. Например, ароматерапия, йога, водолечение, макробиотика дзен, оздоровительная система ниши, рефлексотерапия и т.д.
^

II Раздел «Этика и деонтология»



1. А. Мирзоян «Энциклопедия Мир этикета».

Что такое этикет? – Все утонченное, модное изящное. Родиной этикета является Италия. Универсальная энциклопедия, подробно и полно освещает разнообразнейшие этикетные ситуации. Книга – помощник и советник, который всегда подскажет, как вести себя в гостях и на работе, в ресторане и заграничной поездке, во время деловой встречи и в концертном зале. Прекрасный подарок и хорошее приобретение для любой семейной библиотеки.


2. Энциклопедия «Как вести себя в любой компании». Владимир Лившин, 2002г.

Быть вежливым… быть культурным. Задача подчас невыполнима только лишь от незнания тех или иных простых, но важных законов человеческого поведения.

Эта книга о взаимоуважении и чуткости, о вежливости и хороших манерах и о многом другом. Прочтите ее и, возможно, многое в вашей жизни станет проще. Вы сможете сохранить собственное достоинство, будете спокойны и уверены в себе.


III Раздел «Наука и религия»


1. В 2002 году в г. Красноярске произошло два культурно-исторический события, значимых для всей страны. В нашем городе открыта мемориальная доска на здании школы № 10 и памятник Войно-Ясенецкому на улице Мира и угол Горького.

^ Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в 1877г. в Керчи и умер в 1961 году в Симферополе. Он был гениальным хирургом, доктором медицины. Был удостоен Сталинской премии I степени за выдающиеся достижения в медицине. Одновременно он был священником, архиепископом Лукой. В 2000 году архиепископ Симферопольский Лука был причислен к лику святых Новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Валентин Феликсович написал 2 книги, имеющие ценность для медиков:

  1. «Дух, душа и тело».

  2. «Очерки гнойной хирургии».

О нем написана интересная книга

  1. М.А. Поповский «Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого архиепископа и хирурга.

Эти книги впервые продаются в Красноярске.


^ 2. Эрнест Рифгатович Мулдашев

-доктор медицинских наук, профессор, директор Всероссийского центра глазной и пластической хирургии (г. Уфа), хирург высшей категории, мастер спорта по спортивному туризму, трехкратный чемпион СССР. Это ученый с мировым именем. Он первый в мире провел операцию – трансплантацию глаза. Он проявил интерес к происхождению человечества, организовал 4 научных гималайских и тибетских экспедиции, которые сопровождались сенсационными открытиями философского и исторического толка. Опубликовал 2 книги:

  • «От кого мы произошли»

  • «В поисках города богов»

Книги написаны в художественном стиле, хотя по своей сути они глубоко научны. Рекомендуем приобрести и прочитать.

^

3. Тихоплав В.Ю. Тихоплав Т.С.


Ученые физики-исследователи. В своих книгах они аргументированно доказывают, что каждый человек обладает огромными способностями, каждый из нас может летать, перемещаться на любые расстояния, видеть будущее и счастливо жить в настоящем. В книгах приводят сенсационные открытия ученых всего мира.

  1. Физика веры

  2. Кардинальный поворот

  3. Жизнь напрокат

  4. Великий переход

В этих книгах говорится о школе Бронникова, которая работает в Москве. Нам известно, что филиалы ее работают и в Красноярске, возглавляют ее наши педагоги.


^ 4. Владимир Судаков. «Спаситель – феномен тысячелетий Григорий Грабовой».

Игорь Самарин
«Феномен Григория Грабового».

Григорий Петрович Грабовой «Восстановление организма человека концентрациях на числах», «Прикладные структуры создающей области информации», «Унифицированная система знаний».

Григорий Грабовой – наш соотечественник, родился в 1963 году, ему 40 лет. Живет в Москве, доктор технических наук, академик и кавалер всех орденов, которые существуют среди современных ученых. Предстает своего рода спасителем. Он предупреждает катастрофы авиалайнеров, атомных электростанций, станции «Мир» в Космосе, спасая тем самым сотни, тысячи человеческих жизней. Бесконтактным способом без лекарств и скальпеля избавляет людей от страшных недугов рака и СПИДа последней стадии, восстанавливает органы, воскрешает умерших. Зрит сквозь время, расстояния и преграды. Конструирует настоящее и будущее.

Болгарская провидица баба Ванга поставила его в один ряд с Иисусом Христом и предсказала ему блестящее будущее. Назвала его восьмым после Иисуса, Атланта, Хеопса, Будды, Магамета, Александра Великого и Александра Невского. Григорий Грабовой берет на себя миссию Спасителя. В книгах и интернете можно прочитать о положительных результатах лечения тысяч больных, подтвержденных современными методами исследования. И если бы мне показали пациента с 4 стадией рака любой локализации, которого кто-то вылечил, я подумала бы, что у этого пациента есть еще одно заболевание – фантазии. А после этих книг верю. Верю хотя бы потому, что когда Христос ходил по земле, его знали не многие, большинству было все равно, а информация тянется и до наших дней. Такое может случиться и сейчас.
^

IV Раздел «Новинки художественной литературы»



1. Роберт Кийосаки, Л. Шерон, перевод с английского.

  1. «Богатый папа, бедный папа».

  2. «Квадрат денежного потока».

  3. «Руководство по инвестированию».

  4. «Умный ребенок»

Авторы этих книг убеждены, что в школе американские дети не получают нужных знаний о деньгах и потом всю жизнь работают ради денег вместо того, чтобы заставить деньги работать на себя. Это замечание можно отнести и к школам России. Кто хочет разбогатеть, могут начинать с этих книг, доступно, интересно и пока еще не поздно. 3-е тысячелетие – самое подходящее время для этого.

В наши дни роль образования высока, как никогда в истории человечества. В век промышленности человек мог получить хорошее образование и на его основе строить свою карьеру. Обычно для достижения успеха в жизни не было необходимости в дополнительном обучении. Просто потому, что ситуация менялась не так быстро. Другими словами, полученных знаний нам хватало до конца жизни. Однако сегодня многие миллионы людей, выйдя или готовясь пойти на пенсию, обнаруживают, что их образования явно не достаточно для жизни в условиях изменившегося мира. Впервые в истории многие блестяще образованные люди испытывают те же экономические трудности, что и люди почти не грамотные. Они постоянно сталкиваются с необходимостью приобретения новых знаний и навыков, без которых трудно соответствовать требованиям современного мира.

Даны советы, как обеспечить достаточную финансовую безопасность вашему ребенку, выбрать для него образование, а может быть и для всех нас .

^ 2. Дорес Вольф, Рольф Маркле, перевод с немецкого.

«Как преодолеть страх перед экзаменами?» Психологическая стратегия оптимальной подготовленности в сдаче экзамена.

«Как понимать чувства и справляться с проблемами?»


Авторы на основании опыта работы с пациентами дают практические рекомендации, как самостоятельно преодолеть чувство страха, неуверенность, вины, ревности, злости, комплекса неполноценности, депрессивное состояние. Отдельные главы посвящены проблемам секса, любви и брака.

Названные книги вы можете приобрести сегодня и сейчас на выходе из этой аудитории, а если позднее, то в книжных магазинах, например «Русское Слово».

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Правила оформления учебной истории болезни Учебно-методические руководство для студентов 4, 5, 6 курсов лечебного факультета по факультетской и госпитальной хирургии Красноярск 2003 icon Схема клинического обследования больного и план написания учебной истории болезни по педиатрии методические

Правила оформления учебной истории болезни Учебно-методические руководство для студентов 4, 5, 6 курсов лечебного факультета по факультетской и госпитальной хирургии Красноярск 2003 icon Методические рекомендации по написанию клинической истории болезни (для студентов 4, 5, 6 курсов
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «красноярская государственная...
Правила оформления учебной истории болезни Учебно-методические руководство для студентов 4, 5, 6 курсов лечебного факультета по факультетской и госпитальной хирургии Красноярск 2003 icon История кафедры факультетской и госпитальной хирургии лечебного факультета

Правила оформления учебной истории болезни Учебно-методические руководство для студентов 4, 5, 6 курсов лечебного факультета по факультетской и госпитальной хирургии Красноярск 2003 icon Методические рекомендации для студентов III курса лечебного факультета Схема составления истории

Правила оформления учебной истории болезни Учебно-методические руководство для студентов 4, 5, 6 курсов лечебного факультета по факультетской и госпитальной хирургии Красноярск 2003 icon Экзаменационная программа по факультетской хирургии для студентов IV курса лечебного факультета История
Д. Л. Пиковский, Б. В. Алексеев, П. М. Постолов, А. Г. Бебуришвили. Ос­новные направления и практическая...
Правила оформления учебной истории болезни Учебно-методические руководство для студентов 4, 5, 6 курсов лечебного факультета по факультетской и госпитальной хирургии Красноярск 2003 icon Экзаменационная программа по хирургии для студентов IV курса лечебного факультета история кафедры

Правила оформления учебной истории болезни Учебно-методические руководство для студентов 4, 5, 6 курсов лечебного факультета по факультетской и госпитальной хирургии Красноярск 2003 icon Перечень вопросов для курсового экзамена по госпитальной хирургии для студентов 5 курса лечебного

Правила оформления учебной истории болезни Учебно-методические руководство для студентов 4, 5, 6 курсов лечебного факультета по факультетской и госпитальной хирургии Красноярск 2003 icon Практических занятий по госпитальной хирургии для студентов 6 курса лечебного факультета: Весенний

Правила оформления учебной истории болезни Учебно-методические руководство для студентов 4, 5, 6 курсов лечебного факультета по факультетской и госпитальной хирургии Красноярск 2003 icon Практических занятий по госпитальной хирургии для студентов 6 курса лечебного факультета: Весенний

Правила оформления учебной истории болезни Учебно-методические руководство для студентов 4, 5, 6 курсов лечебного факультета по факультетской и госпитальной хирургии Красноярск 2003 icon Учебно-методическое пособие для студентов 4-6 курсов лечебного факультета, факультета по подготовке

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы