ОС РБ 1-79 01 01-2008
Образовательный стандарт Республики Беларусь
Высшее образование
Первая ступень
Специальность 1-79 01 01 Лечебное дело
Квалификация – врач
Вышэйшая адукацыя
Першая ступень
Спецыяльнасць 1-79 01 01 Лячэбная справа
Кваліфікацыя – ўрач
Higher Education
First Degree
Specialty 1-79 01 01 Medical Affair
Qualification - physician
Министерство образования Республики Беларусь
Минск
УДК [378.1:616.1/4-08](083.74)
Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, лечебное дело, военно-медицинское дело, врач, квалификационная характеристика, компетенция, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, обеспечение качества, итоговая государственная аттестация
МКС 03.180
Предисловие
Разработан высшим учебным заведением «Белорусский государственный медицинский университет»
Исполнители:
^ канд. мед. наук, доцент, (руководитель);
Денисов С. Д., канд. мед. наук, профессор;
Альхимович В.Н, канд. мед. наук, доцент;
Волотовский А.И., канд. мед. наук, доцент;
^ полковник мед. службы;
Шнитко С.Н., д-р мед. наук, профессор.
Внесен Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь
Утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования от «___» _______ 200_ г., № ___
Взамен РД РБ 02100.5.214-98.
Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь
Издан на русском языке
Содержание
Образовательный стандарт Республики Беларусь
Высшее образование. Первая ступень
Специальность 1-79 01 01 Лечебное дело
Квалификация – врач
Вышэйшая адукацыя. Першая ступень
Спецыяльнасць 1-79 01 01 Лячэбная справа
Кваліфікацыя - ўрач
Higher Education. Degree Primary
Specialty 1-79 01 01 Medical Affair
Qualification – physician
^
Область применения
Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению качества образовательного процесса и к итоговой государственной аттестации выпускника.
Образовательный стандарт применяется в целях управления качеством образования, при разработке организационно-распорядительных, учебно-программных и методических документов, регулирующих образовательный процесс в медицинских вузах.
Образовательный стандарт обязателен для применения в медицинских высших учебных заведениях, расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Нормативные ссылки
ОК РБ 011-2001. Общегосударственный классификатор «Специальности и квалификации».
РД РБ 02100.0.001-2000. Система стандартов в сфере образования. Порядок разработки, утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов). Основные положения.
РД РБ 02100.5.214.98. Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность М.01.01.00 Лечебно-профилактическое дело.
РД РБ 02100.5.227-2006. Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин. Изменение № 1 (Постановление Министерства образования от 18.01.2008 № 3).
СТБ 22.0.4-2005. Термины и определения в сфере образования.
СТБ ИСО 9001-2000. Системы менеджмента качества. Требования.
Основные термины, их определения
Врач – специалист с высшим медицинским образованием и квалификацией, необходимой для лечения больных, осуществления иной медицинской деятельности.
^ - самая высокая ступень совокупности систематизированных знаний и навыков о болезнях, их распознавании, лечении и предупреждении, полученных специальным обучением и воспитанием, позволяющая решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения медицинской науки, техники и культуры.
^ - условная 1/60 часть одного учебного года при его продолжительности 40 недель и очной форме обучения1.
Квалификация врача - уровень подготовленности к врачебной деятельности.
^ – нормативный документ, устанавливающий эталон (образец) нормирования обязательного минимума содержания высшего образования по специальности, определяющий максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки по окончании обучения, к итоговой государственной аттестации.
^ дисциплины – стандарт (образец) учебно-методического документа, определяющий цель изучения, содержание дисциплины, наиболее эффективные методы организации и контроля теоретической и практической подготовки студента в процессе и по окончании изучения дисциплины.
^ специальности – стандарт (образец) учебно-методического документа, определяющий бюджет учебного времени и максимальную учебную нагрузку, перечень и последовательность изучения дисциплин, составляющих содержание обучения специальности, распределение учебного времени по видам, формам учебных занятий и периодам обучения, а также виды практики, формы текущей и итоговой аттестации.
^ дисциплины - учебно-методический документ, который разрабатывается вузом в соответствии с типовой учебной программой.
Учебный план специальности – учебно-методический документ, который разрабатывается вузом в соответствии с типовым учебным планом.
-
Общие положения
-
Общая характеристика специальности
Подготовка выпускника по специальности 1-79 01 01 Лечебное дело обеспечивает знание нормативно-правовой базы профессиональной деятельности и подготовку к профилактической и лечебной, преподавательской, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности в области укрепления и сохранения здоровья населения и военнослужащих, профилактики, диагностики, лечения заболеваний, реабилитации больных и инвалидов, обеспечения лекарственными средствами.
Специальность в соответствии с ОК РБ 011 относится к профилю «Здравоохранение» подготовки специалистов с высшим образованием и имеет обозначение 1-79 01 01 Лечебное дело. Специальность утверждена приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2002 г. № 348.
Специализация
По специальности 1-79 01 01 Лечебное дело предусмотрена специализация 1-79 01 01 01 Военно-медицинское дело.
-
Требования к предшествующему уровню подготовки
Предшествующим уровнем подготовки является наличие общего среднего образования, подтвержденного документом государственного образца.
Уровень подготовленности абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в учреждения высшего образования Республики Беларусь по дисциплинам:
белорусский или русский язык (по выбору);
биология;
химия.
Общие цели подготовки по специальности
Формирование социально-профессиональной компетентности, позволяющей решать задачи в сфере профессиональной и социальной деятельности.
^
Подготовка по специальности осуществляется в очной (дневной) форме обучения.
Сроки подготовки по специальности
Нормативный срок подготовки специалиста при очной (дневной) форме обучения – 6 лет, что соответствует 360 зачетным единицам (кредитам).
-
Квалификационная характеристика специалиста
Сфера профессиональной деятельности
Сфера профессиональной деятельности врача определяется приобретенной специальностью и включает:
здравоохранение;
науку;
образование;
управление учреждениями здравоохранения.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности врача являются: здоровье населения Республики Беларусь, медицинское образование, а также учреждения и организации здравоохранения различного ведомственного подчинения и форм собственности, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации, связанные с оказанием медицинской помощи и предоставлением медицинских услуг населению, военнослужащим*, а также учреждения, обеспечивающие получение медицинского образования.
Виды профессиональной деятельности
После интернатуры (стажировки), выпускник вуза должен быть компетентным в следующих видах деятельности:
профилактическая помощь;
медицинская помощь;
научно-исследовательская деятельность;
преподавательская деятельность;
организационно-управленческая деятельность.
Задачи профессиональной деятельности
После интернатуры (стажировки) в течение периода, установленного Министерством здравоохранения Республики Беларусь, выпускник вуза должен быть компетентен в решении следующих профессиональных задач:
профилактики заболеваний и улучшения здоровья населения;
диагностики заболеваний, лечения и реабилитации больных;
информационно-аналитической деятельности в целях оценки и прогнозирования состояния здоровья населения, военнослужащих*;
обучения и подготовки медицинских кадров;
планирования, организации и управления оказанием медицинской помощи населению в учреждениях и организациях здравоохранения;
планирования и организации медицинского обеспечения военнослужащих*;
планирования и проведения научных исследований в соответствии с полученной специальностью.
Состав компетенции
Подготовка врача должна обеспечивать формирование:
академической компетенции, включающей приобретение знаний и умений по изученным дисциплинам, способности и умения учиться;
социально-личностной компетенции, включающей культурно-ценностную ориентацию, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;
профессиональной компетенции, включающей знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
-
Требования к уровню подготовки выпускника
-
Общие требования
Квалификационные требования устанавливаются по должности «врач-интерн»2 в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих.
Профессиональное предназначение
Врач предназначен для работы:
в учреждениях и организациях здравоохранения, социальной защиты;
в высших и средних учебных заведениях;
в научно-исследовательских организациях по профилю «Здравоохранение»;
в медицинских учреждениях и организациях (их подразделениях), независимо от ведомственной принадлежности;
в воинских частях, соединениях Вооруженных Сил и других военизированных формированиях* Республики Беларусь.
По окончании срока обучения специальности выпускник приобретает:
сформированную личную потребность в последующем непрерывном образовании, повышении квалификации;
профессиональную мобильность как возможность последующего приобретения любой клинической и научной медицинской специальности;
возможность переподготовки в соответствии с изменениями рынка труда в здравоохранении, потребностями личности.
Требования к академической компетенции
Выпускник должен обладать академической компетенцией и быть способным:
приобретать знания и умения в соответствии с учебными программами дисциплин учебного плана специальности;
развивать способности и умение учиться;
использовать навыки системного и сравнительного анализа;
приобретать исследовательские навыки;
развивать способности порождать новые идеи;
использовать междисциплинарный подход при решении проблем;
приобретать навыки использования технических устройств, управления информацией и применения компьютера;
приобретать умение работать самостоятельно;
использовать знание одного из иностранных языков, а также профессиональной латинской терминологии в объеме, необходимом для исполнения своих профессиональных и гражданских обязанностей.
Требования к социально-личностной компетенции
Выпускник должен обладать социально-личностной компетенцией и быть способным:
проявлять качества гражданственности;
развивать способность к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;
приобретать культурно-ценностную ориентацию;
использовать знание идеологических, моральных, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;
использовать умение анализировать исторические и современные проблемы экономической и социальной жизни общества, определять место и роль в ней собственной профессиональной деятельности в решении проблем устойчивого общественного развития.
^
Выпускник должен обладать профессиональной компетенцией и быть способным:
использовать приобретенные специальные знания, умения для осуществления профессиональной деятельности;
решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности;
применять навыки профессионального поведения (деонтологии), знать и соблюдать нормы медицинской этики.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным в области:
^
применения в медицинской деятельности знания строения, топографии и развития клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии, особенностей организменного и популяционного уровней организации жизни;
использования знания основных физических, химических, биологических и физиологических закономерностей жизнедеятельности организма человека в норме и при патологии;
использования занятий физической культурой и спортом для сохранения собственного здоровья и пропаганды здорового образа и стиля жизни;
использования методов статистического, исторического, экономического анализа в изучении и прогнозировании показателей здоровья населения, в оценке деятельности организаций здравоохранения и врачей, в определении эффективности лечебно-профилактических мероприятий и диспансеризации населения, военнослужащих в воинских частях и соединениях*.
Медицинской помощи
осуществления этиотропного, патогенетически обоснованного лечения;
применения приемов и методов восстановительного лечения.
осуществления консультативной помощи врачам иных специальностей в соответствии с профилем своей медицинской деятельности;
осуществления диагностической помощи населению с использованием лечебно-диагностической аппаратуры.
Научно-исследовательской деятельности
умения работать с научной литературой и создания личной научно-практической информационной базы данных;
планирования и проведения научных исследований по специальности;
оформления и подготовки результатов научных исследований к опубликованию;
организации своего труда на научной основе с использованием компьютерных технологий обработки информации в сфере профессиональной деятельности.
Преподавательской деятельности
подготовки и проведения профессионального обучения среднего и младшего медицинского персонала;
осуществления мероприятий по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
уменья правильно подготовить методическое обеспечение проводимого обучения.
Организационно-управленческой деятельности
использования нормативно-правовых актов и организационно-распорядительных документов в организационно-управленческой деятельности в сфере здравоохранения;
правильного оформления медицинской и организационно-распорядительной документации, оформления рецептов;
организации и оказании медицинской помощи населению с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
самостоятельного принятия профессиональных решений и организации работы исполнителей, использования глобальных информационных ресурсов и современных средств телекоммуникации.
-
Требования к образовательной программе и ее реализации
-
Состав образовательной программы
Образовательная программа подготовки врача включает учебный план специальности, учебные программы дисциплин, программы всех видов практики, программы текущей и итоговой аттестации, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
Образовательной программой предусматривается изучение студентом следующих циклов:
социально-гуманитарных дисциплин;
естественнонаучных дисциплин;
общепрофессиональных и специальных дисциплин;
дисциплин специализации.
-
Требования к образовательной программе
Максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен превышать 54 часа в неделю, включая все виды аудиторных и самостоятельных внеаудиторных учебных занятий.
Объем обязательных аудиторных занятий студентов, определяемый вузом с учетом специальности, специфики организации учебного процесса, оснащения учебно-лабораторной базы, информационного и учебно-методического обеспечения, должен быть установлен в пределах 24-36 часов в неделю.
Самостоятельная внеаудиторная учеба студента при подготовке к экзаменам учитывается как вид учебных занятий по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение.
В учебном плане специальности высшее учебное заведение имеет право:
изменять количество часов, отводимых на освоение учебной программы: для циклов дисциплин – в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл – в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки студентов и при сохранении требований к содержанию, указанных в образовательном стандарте специальности;
устанавливать необходимое распределение учебных часов в соответствии с трудоемкостью дисциплин и общей направленностью образовательной программы.
-
Требования к срокам реализации образовательной программы
Срок реализации образовательной программы при очной (дневной) форме обучения составляет 307 недель. Продолжительность видов учебной деятельности и каникул представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Сроки реализации образовательной программы
|
Виды деятельности, установленные учебным
|
Продолжительность при 6-летнем сроке обучения
|
|
планом
|
1-79 01 01
|
1-79 01 01 01
|
|
|
недель
|
часов
|
недель
|
часов
|
1.
|
Теоретическое обучение и практические занятия
|
211
|
11394
|
209
|
11286
|
2.
|
Экзаменационные сессии
|
30
|
1620
|
30
|
1620
|
3.
|
Практика
|
16
|
576
|
24
|
864
|
4.
|
Войсковая стажировка
|
-
|
-
|
3
|
108
|
5.
|
Государственные экзамены
|
4
|
216
|
3
|
162
|
6.
|
Каникулы (включая 4 недели последипломного отпуска)
|
46
|
|
38
|
|
-
Типовой учебный план
Типовой учебный план разрабатывается в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2



Примечания. 1. Курсы по выбору (кроме дисциплин социально-гуманитарного цикла), факультативные дисциплины устанавливаются вузом.
2. Профили субординатуры устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь на учебный год. Перечень дисциплин субординатуры устанавливается вузом в соответствии с рекомендациями УМО вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию.
3. Учебная практика по специальности совмещается с теоретическим обучением и в итоговых значениях бюджета учебного времени не учитывается.
* Значения указаны без учета часов подготовки к экзаменам по дисциплинам.
На основании образовательного стандарта специальности вузом разрабатывается учебный план специальности, который в установленном порядке утверждается ректором вуза.
-
Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенции по дисциплине
Содержание учебной программы дисциплины по каждому циклу представляется в укрупненных дидактических единицах (или учебных модулях), а требования к компетенции по дисциплине – в знаниях и умениях.
Цикл социально-гуманитарных дисциплин
Государственный компонент цикла социально-гуманитарных дисциплин устанавливается в соответствии с образовательным стандартом РД РБ 02100.5.227-2006 «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» (изменение № 1).
Цикл естественнонаучных дисциплин
Медицинская биология и общая генетика
Биология клетки. Молекулярная структура гена, механизмы регуляции генной активности. Закономерности наследования. Изменчивость. Основы генетики человека. Понятие о программе «Геном человека». Размножение и биология развития. Особенности репродукции человека. Понятие о клонировании организмов. Популяционная структура человечества. Основы экологии и паразитологии. Сравнительная анатомия систем органов позвоночных.
Выпускник должен
знать:
о единстве естественных наук, место биологии в системе естественных наук, медицине;
о человеке как существе, подчиняющемся биологическим законам;
основные механизмы взаимоотношений паразита и хозяина;
особенности строения и циклов развития паразитов, способов заражения и мер профилактики региональных паразитозов;
основные генетические механизмы наследственной патологии человека, онто- и филогенетическую обусловленность пороков развития;
уметь:
применять методы идентификации возбудителей и выявления переносчиков паразитарных заболеваний человека;
проводить генетические исследования и медико-генетическое консультирование семьи, построение и анализ родословной человека.
^
Элементы химической термодинамики. Элементы химической кинетики. Растворы электролитов и неэлектролитов. Законы Рауля. Осмотическое давление. Закон Вант Гоффа. Ионное равновесие. Теории кислот и оснований. Буферные системы, расчет pH. Электрическая проводимость растворов электролитов. Электродные потенциалы. Уравнение Нернста. Гальванические элементы. Строение электронных оболочек атомов. Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева. Основные положения методов валентных связей и молекулярных орбиталей. Строение молекул. Типы химических связей. Комплексные соединения. Химия s-, p-, d-элементов Периодической системы и их соединений, биологическая роль, применение в медицине. Проблемы защиты окружающей среды. Физико-химические основы поверхностных явлений. Физико-химические основы дисперсных систем.
Выпускник должен
знать:
о химических веществах, участвующих в процессах жизнедеятельности;
правила международной химической номенклатуры;
современную теорию строения атома, природы и типов химических связей, взаимосвязей между природой веществ, их строением, реакционной способностью и биологической значимостью;
физико-химические основы методов разделения веществ;
основы химической кинетики и катализа, электрохимических процессов.
уметь:
проводить простейшие химические исследования с анализом и оформлением результатов: качественного анализа простых и сложных веществ; определять реакции среды в растворе и биологических жидкостях;
выполнять прогностические расчеты термодинамической вероятности различных типов реакций;
работать с аппаратурой, используемой в клинических и физико-химических лабораториях.
^
Биоорганическая химия как наука, изучающая строение, конфигурацию и конформации, механизмы химических превращений и функции гетерофункциональных органических соединений, участвующих в процессах жизнедеятельности. Электронное, пространственное строение и реакционная способность основных групп природных органических соединений. Хиральность и стереоизомерия гетерофункциональных соединений. Основные представители поли- и гетерофункциональных соединений, являющихся метаболитами, биорегуляторами, структурными звеньями биологических макромолекул и родоначальниками важнейших групп лекарственных средств. Строение и функции липидов, углеводов, пептидов, белков, нуклеиновых кислот, стероидов и алкалоидов.
Выпускник должен
знать:
классификации органических соединений по строению углеродного скелета и природе функциональных групп;
химических свойств и биологической значимости основных классов неорганических и органических соединений, участвующих в процессах жизнедеятельности.
уметь:
выбирать оптимальные методы применительно к конкретным системам при выделении, очистке, анализе и утилизации природных и синтетических органических веществ.
^
Химическая природа веществ, химические явления и процессы в организме. Молекулярные основы процессов жизнедеятельности в норме, метаболизм белков, липидов, углеводов, основы регуляции этих процессов, молекулярные механизмы действия гормонов, медиаторов и других регуляторов на уровне реакций, катализируемых ферментами, на уровне полиферментных комплексов, метаболитов, субклеточных частиц, клеток, органов и целого организма. Молекулярные основы развития патологических процессов на примерах наследуемых дефектов метаболизма, молекулярные основы профилактики и лечения болезней, основные принципы биохимических методов диагностики, лечения болезней и контроля состояния здоровья человека.
Выпускник должен
знать:
фундаментальные законы химии, позволяющие объяснить химические процессы, протекающие в живых организмах;
основные закономерности молекулярной организации живой клетки, метаболических процессов, протекающих в ней, структурной организации биологически важных молекул, методов биохимических исследований;
важнейшие физико-химических методы исследования структуры, свойств и содержания химических веществ в организме и окружающей среде;
молекулярные основы процессов жизнедеятельности: метаболизм белков, липидов и углеводов, влияние незаменимых факторов питания на состояние здоровья человека;
основы регуляции процессов жизнедеятельности: молекулярные механизмы действия гормонов, медиаторов и других молекул-регуляторов на уровне ферментативных реакций, субклеточных частиц, клеток, органов и целого организма;
|