ОСРБ 1-81 02 47-201х
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование
Специальность: 1-81 02 47 Спортивная медицина
Квалификация: Врач спортивной медицины
Перападрыхтоўка кiруючых работнiкаў i спецыялiстаў, якiя маюць вышэйшую адукацыю
Спецыяльнасць: 1-81 02 47 Спартыўная медыцына
Квалiфiкацыя: Урач спартыўнай медыцыны
Retraining of executives and specialists having higher education
Speciality: 1-81 02 47 Sports medicine
Qualification: Sports medicine doctor
^
1 Область применения
Настоящий образовательный стандарт переподготовки руководящих работников и специалистов (далее – стандарт) распространяется на специальность 1-81 02 47 «Спортивная медицина» как вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, а также на квалификацию «Врач спортивной медицины» как подготовленность работника к данному виду профессиональной деятельности.
Объект стандартизации (специальность с квалификацией) входит в группу специальностей 81 02 «Медицинская и фармацевтическая деятельность на основе переподготовки специалистов», направление образования 81 «Медицинская и фармацевтическая деятельность на основе последипломного образования» согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Специальности и квалификации».
Настоящий стандарт устанавливает требования, необходимые для обеспечения качества образования, и определяет содержание образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов
^
по вышеупомянутой специальности с целью соответствия образования установленным требованиям.
Настоящий стандарт может быть также использован нанимателями при решении вопросов трудоустройства специалистов, предъявляющих дипломы о переподготовке.
^
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующий технический нормативный правовой акт (далее – ТНПА):
- ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации».
Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ТНПА по состоянию на 1 января текущего года. Если ссылочный ТНПА заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) ТНПА.
^
В настоящем стандарте применяются термины, установленные в Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также следующие термины с соответствующими определениями:
антропометрические стандарты: Средние величины признаков, полученные при обследовании большого количества лиц, однородных по полу, возрасту, профессии (в том числе спортивной), с учетом, если необходимо, других признаков.
восстановление физической работоспособности: Постепенное возвращение работоспособности и функционирования организма к уровню, имевшемуся до физической нагрузки, либо близкому к нему.
врачебно-педагогические наблюдения (ВПН): Совокупность медицинских и педагогических мероприятий, проводимых совместно и согласованно врачом и тренером, с целью достижения максимального спортивного результата и сохранения здоровья спортсменов, а при занятиях фитнесом – достижения максимального оздоровительного результата и предупреждения развития неблагоприятных (побочных) эффектов.
врачебный контроль: Система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой и спортом.
конституция: Совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств, которые определяют своеобразие реакции организма на внешние и внутренние раздражители.
кумулятивный тренировочный эффект: Изменения, происходящие в организме на протяжении длительного периода тренировки в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа отдельных занятий.
общая физическая работоспособность: Готовность производить физическую работу, пропорциональная количеству механической работы, которую индивид способен выполнять длительно и с достаточно высокой интенсивностью.
отставленный тренировочный эффект: Изменения в поздних фазах восстановления — после тренировки, в последующие дни.
перенапряжение: Состояние, проявляющееся в прогрессирующей вегетативной дизрегуляции в результате воздействия на организм спортсмена неадекватных его функциональному состоянию физических нагрузок.
перетренированность: Врачебно-педагогическое понятие, подразумевающее под собой частный случай перенапряжения центральной нервной системы и проявляющееся комплексом дезадаптационных явлений в результате воздействия спортивных нагрузок («спортивный невроз»).
специальная физическая работоспособность: Возможность спортсмена выполнять специфическую работу, характерную для данного вида спорта.
спортивная медицина: Раздел медицины о состоянии здоровья, физическом развитии и функциональных возможностях человека в связи с занятиями физической культурой и спортом, а также нарушениях в деятельности организма при нерациональной организации двигательной активности, специфических методах оценки функционального состояния организма, средствах оптимизации процессов адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам, повышении спортивной работоспособности, методах проведения врачебно-педагогических наблюдений, антидопинговом контроле.
спортивная травма: Повреждение, сопровождающееся изменением анатомических структур и функции травмированного органа в результате воздействия физического фактора, превышающего физиологическую прочность ткани, в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.
срочный тренировочный эффект: Изменения, происходящие в организме непосредственно во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха.
утомление: Защитная физиологическая реакция организма на физическую нагрузку.
физическое развитие: Комплекс морфофункциональных показателей, которые определяют физическую работоспособность и уровень возрастного биологического развития индивидуума в момент обследования.
функциональное тестирование: Оценка изменений функций отдельных органов или систем организма в текущий момент под влиянием различных возмущающих воздействий.
Требования к образовательному процессу
4.1 Требования к уровню основного образования лиц, поступающих для освоения образовательной программы
Лица, поступающие для освоения образовательной программы переподготовки, должны иметь высшее образование по специальностям:
1-79 01 01 «Лечебное дело»;
1-79 01 02 «Педиатрия».
^
Предусматривается следующая форма получения образования по данной специальности переподготовки: очная (дневная).
Устанавливается следующий срок получения образования по специальности переподготовки (далее – срок получения образования или продолжительность обучения):
4 месяца в очной (дневной) форме получения образования.
^
Максимальный объем учебной нагрузки слушателей не должен превышать:
12-и учебных часов в день в очной (дневной) форме получения образования, если в этот день совмещаются аудиторные занятия и самостоятельная работа слушателей;
10-и учебных часов аудиторных занятий в день в очной (дневной) форме получения образования без совмещения с самостоятельной работой в этот день.
^
Начало и окончание образовательного процесса по специальности переподготовки устанавливаются учреждением образования, реализующим соответствующую образовательную программу (далее – учреждение образования), по мере комплектования групп слушателей и определяются Графиком учебного процесса по специальности переподготовки для каждой группы слушателей.
Наполняемость учебных групп слушателей по специальности переподготовки рекомендуется обеспечивать в количестве не менее 6 человек, но не более 30 человек.
Требования к результатам освоения содержания образовательной программы
Требования к квалификации
Виды профессиональной деятельности:
медицинская деятельность: деятельность по лечению, реабилитации, профилактике заболеваний, нарушений и последствий травм опорно-двигательного аппарата.
^
лица, занимающиеся физической культурой и спортом, включая учащихся детско-юношеских спортивных школ, спортсменов массовых разрядов, спортсменов высокого уровня.
Функции профессиональной деятельности:
осуществлять комплексное медицинское обследование, диспансеризацию лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
осуществлять медицинское обеспечение спортсменов в условиях учебно-тренировочных сборов и соревнований;
выполнять нагрузочные пробы, оценивать функциональное состояние кардиореспираторной и других систем;
определять общую физическую работоспособность спортсмена;
осуществлять организацию консультаций врачей-специалистов при всех видах медицинских обследований и диспансеризации лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
составлять схемы лечебно-профилактических мероприятий, корректировать учебно-тренировочный процесс при выявлении перенапряжения, перетренированности, травм, заболеваний и их последствий;
оформлять допуск к занятиям физкультурой и спортом, проводить экспертизу спортивной работоспособности;
вести антидопинговую и профилактическую работу.
Задачи, решаемые при выполнении функций профессиональной деятельности:
оказание первичной и неотложной медицинской помощи спортсменам на тренировках и соревнованиях;
организация мероприятий по проведению комплексного медицинского обследования и диспансеризации лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
профилактика и лечение болезней и травм;
контроль за функциональным состоянием и питанием лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
организация антидопингового контроля;
оценка результатов лабораторных и инструментальных методов исследования;
оценка физического развития и определение общей физической работоспособности спортсменов;
экспертная оценка состояния здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом на основании проведенных исследований, прогнозирование и моделирование перспективности занятий физкультурой и спортом;
врачебно-педагогические наблюдения за спортсменами-инвалидами, женщинами-спортсменами, при отборе юных спортсменов с учетом возрастных сроков допуска к занятиям по видам спорта и к соревнованиям;
оценка соответствия физической нагрузки функциональному состоянию организма занимающегося физкультурой или спортом;
диагностика, лечение и профилактика травм и заболеваний лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
разработка комплексов восстановительных мероприятий после травм и заболеваний.
^
Переподготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций: социально-личностных, академических, профессиональных.
Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими социально-личностными компетенциями:
знать:
основные категории, понятия, мировоззренческие основы и качественные характеристики идеологии и её роль в развитии общества;
приоритетные задачи белорусского государства в экономической и социальной сферах и основные направления программ социально-экономического развития Республики Беларусь;
нормативно-правовые аспекты государственного регулирования в области здравоохранения;
понятия «этика», «мораль», «нравственность», «деонтология»;
основные принципы медицинской этики и деонтологии;
исторические модели врачебной этики;
биоэтические, демографические проблемы современности;
психологические особенности больного человека;
уметь:
характеризовать базисные целевые установки белорусского общества, приоритетные белорусские национальные ценности;
характеризовать приоритетные направления развития здравоохранения;
формулировать признаки социального и правового государства;
анализировать проблемные ситуации биомедицинской этики, давать им правовую и духовно-нравственную оценку;
предупреждать проблемные этические и деонтологические ситуации;
характеризовать типы личности пациента, его отношение к болезни и соотносить тип личности с моделью взаимодействия «врач-пациент».
Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими академическими компетенциями:
знать:
причины и механизмы травматизма;
особенности спортивного травматизма;
клинические методы диагностики травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата;
инструментальные методы исследования в травматологии;
тактику оказания первичной медицинской помощи пациентам с травмами опорно-двигательного аппарата;
особенности травм у детей и подростков;
-
клинические проявления и методы лечения травматического шока;
методику проведения нагрузочных тестов (велоэргометрия, тредмил-тест);
основные принципы, показания, методику проведения холтеровского мониторирования;
тактику оказания неотложной медицинской помощи пациента с пароксизмальными желудочковыми и наджелудочковыми нарушениями ритма сердца;
необходимость и тактику назначения антиаритмических препаратов;
оценку аритмогенного эффекта антиаритмических препаратов;
современные принципы лечения наиболее опасных аритмий;
значимость и клиническую оценку современных факторов риска развития артериальной гипертензии;
тактику ведения и лечения пациентов с артериальной гипертензией;
современные научные основы физиотерапии. Основы комплексного использования физических факторов. Возможности физиотерапии в восстановлении физической работоспособности;
теорию механизма действия мануальной терапии. Современные научные основы мануальной терапии. Барьерные функции двигательной системы. Роль и место мануальной терапии в лечебной физкультуре (ЛФК) и спорте;
классификацию массажа. Особенности механизма действия различных видов массажа. Основные приемы различных видов массажа;
уметь:
проводить клиническое обследование травмированного пациента;
оценивать результаты инструментальных методов обследования;
оказывать первичную медицинскую помощь пациентам с травмами опорно-двигательного аппарата;
проводить профилактическую работу по вопросам предупреждения травматизма;
проводить реанимационные мероприятия кардиологических пациентов (непрямой массаж сердца, интубация трахеи, искусственная вентиляция легких, электрическая кардиоверсия);
давать клиническую интерпретацию электрокардиограммы (ЭКГ) у пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС), артериальными гипертензиями, аритмиями и др.;
оказывать неотложную медицинскую помощь пациентам с острой левожелудочковой недостаточностью и кардиогенным шоком;
давать клиническую интерпретацию полученных данных у пациентов с ИБС;
оказывать неотложную медицинскую помощь пациентам с гипертоническими кризами;
владеть современными схемами ведения и лечения пациентов с миокардиодистрофиями;
владеть современными схемами диагностики, ведения и лечения пациентов с приобретенными и врожденными пороками сердца;
составлять лечебно-восстановительные комплексы в физиотерапии для восстановления физической работоспособности;
определять методику мануальной терапии, показания и противопоказания к ней;
назначать различные виды массажа для восстановления физической работоспособности.
Слушатель, освоивший соответствующую образовательную программу переподготовки, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
знать:
организацию врачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом в организациях здравоохранения и диспансерах медицинской реабилитации и спортивной медицины;
методы определения адаптации к физическим нагрузкам;
изменения в основных системах организма при занятиях физкультурой и спортом;
методы определения физического развития спортсменов;
методику комплексного врачебного обследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
роль и возможности спортивного отбора;
особенности врачебного контроля за женщинами, детьми и подростками;
профилактику травм и заболеваний спортсменов;
абсолютные и временные противопоказания к занятиям физкультурой и спортом;
патологические состояния у спортсменов;
методы врачебно-педагогических наблюдений и оценку их результатов;
особенности питания спортсменов;
антидопинговый контроль;
систему восстановления и повышения спортивной работоспособности;
формы и методы проведения профилактической и воспитательной работы среди спортсменов;
механизмы лечебного действия физических упражнений;
функциональные методы исследования в лечебной физкультуре;
показания и противопоказания к занятиям лечебной физкультурой при различных заболеваниях и повреждениях;
формы, методы применения и дозирования физических упражнений и других средств лечебной физкультуры: гимнастических упражнений, спортивно-прикладных упражнений, игр, механотерапии, массажа;
дозирование физической нагрузки на занятиях ЛФК;
врачебный контроль на занятиях ЛФК;
методы оценки эффективности занятий лечебной физкультурой;
уметь:
проводить врачебное обследование лиц, занимающихся физической культурой и спортом (сбор и оценка данных анамнеза, объективное обследование), формулировать диагноз по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (МКБ-10) и составлять программу оздоровления;
проводить пробу с функциональными нагрузками и по результатам комплексного врачебного обследования оценить уровень адаптации к физическим нагрузкам;
оценивать и интерпретировать данные современных методов лабораторных, клинико-функциональных исследований;
оказывать неотложную медицинскую помощь в экстремальных ситуациях;
осуществлять врачебный контроль за женщинами, детьми, подростками и лицами пожилого возраста, занимающимися физкультурой и спортом;
осуществлять контроль за питанием спортсменов;
формировать совместно с тренером индивидуальную комплексную программу повышения спортивного мастерства спортсменов различной специализации;
проводить врачебно-педагогические наблюдения, оценивать результат и давать рекомендации по оптимизации тренировочного процесса;
осуществлять медико-санитарное обеспечение тренировочных сборов и соревнований;
осуществлять профилактику, диагностику и лечение болезней и травм у спортсменов;
проводить профилактическую и воспитательную работу среди спортсменов;
оформлять необходимую документацию по учету работы и отчетности;
выбирать на основе клинических данных, физического состояния и возраста пациента средства, формы и дозировку лечебной физкультуры при заболеваниях и повреждениях опорно-двигательного аппарата и в клинике нервных болезней, в том числе в сочетании с массажем;
проводить врачебные наблюдения на занятиях лечебной физкультурой для оценки адекватности физической нагрузки состоянию пациента;
оценивать эффективность лечебной физкультуры по клиническим, антропометрическим показателям и другим методам оценки физического состояния и физической работоспособности;
проводить пропаганду здорового образа жизни и значения физических упражнений в сохранении здоровья и работоспособности.
^
Формой итоговой аттестации является государственный экзамен по дисциплинам «Врачебный контроль в спортивной медицине и фитнесе», «Реабилитация спортсменов после травм и заболеваний».
^
Требования к типовому учебному плану по специальности переподготовки
Типовой учебный план по специальности переподготовки разрабатывается в одном варианте, когда общее количество учебных часов по плану составляет не менее 500 учебных часов для групп слушателей, имеющих высшее образование по направлению образования, совпадающему с направлением образования, в состав которого входит данная специальность переподготовки.
К типовому учебному плану по специальности переподготовки при общем количестве учебных часов, превышающем 500 учебных часов, предъявляются следующие требования.
Суммарный объем аудиторных занятий и самостоятельной работы слушателей не должен превышать 765 учебных часов.
Устанавливается следующее соотношение количества учебных часов аудиторных занятий и количества учебных часов самостоятельной работы слушателей:
в очной (дневной) форме получения образования – 80:20.
На компонент учреждения образования отводится 76 учебных часов.
В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к текущей и итоговой аттестации.
Продолжительность текущей аттестации составляет 0,5 недели, итоговой аттестации – 0,5 недели.
^
В типовом учебном плане по данной специальности переподготовки предусмотрены компоненты:
гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
общепрофессиональные дисциплины;
дисциплины специальности.
Устанавливаются следующие требования к содержанию типовых учебных программ по учебным дисциплинам специальности переподготовки.
^
Идеология государственности: генезис, сущность и задачи. Социокультурные идеалы и ценности белорусского общества. Идеология и коммуникации. Стратегия и приоритетные задачи общественного развития Республики Беларусь. Нормативно-правовые аспекты государственного регулирования в области здравоохранения.
^
Понятия «этика», «мораль», «нравственность», «деонтология». Исторические модели врачебной этики. Принципы медицинской этики и деонтологии. Современные биоэтические проблемы: нравственное и правовое толкование. Биомедицинские технологии: морально-нравственный аспект. Репродуктивные технологии: аборты, контрацепция, искусственное оплодотворение, суррогатное материнство. Демографические угрозы современности. Эвтаназия: духовно-нравственные и правовые аспекты. Этико-деонтологические нормы и правила в профилактическом, лечебном и реабилитационном процессах. Социально-психологические аспекты в работе врача. Основные типы эмоционально-ролевого взаимодействия врача и пациента: руководство, партнёрство, руководство-партнёрство. Типы реагирования на болезнь. Психосоциальные механизмы лечебного взаимодействия. Аспекты профессиональной этики врача. Типология личности пациента и модели взаимодействия. Этикет в медицинской деятельности.
^
Общая характеристика травматизма, методы его профилактики. Клинические и инструментальные методы диагностики травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Особенности травм у детей и подростков. Повреждения позвоночника. Травматический шок.
^
Методы обследования пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Характеристика нормальной ЭКГ. Нарушения ритма и проводимости. Артериальные гипертензии. Артериальные гипотензии. Лечение основных неотложных состояний в кардиологии. Миокардиодистрофии.
^
Комплексное использование физических факторов в восстановлении физической работоспособности. Классификация физических факторов и методов физиотерапии. Аппаратное обеспечение и оборудование в физиотерапии. Комплексное использование мануальной терапии и массажа в восстановлении физической работоспособности. Общие основы мануальной терапии. Общие основы ручного и аппаратного массажа. Методики ручного и аппаратного массажа в восстановлении физической работоспособности.
^
Врачебный контроль в спортивной медицине и фитнесе
Структура службы спортивной медицины в Республике Беларусь. Методические и нормативно-правовые документы. Теория и методика физической культуры и спорта. Понятие о физических качествах человека. Анатомия, физиология и биохимия мышечной деятельности. Оценка функционального состояния занимающихся физической культурой и спортом. Основы врачебного контроля. Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН). Особенности питания спортсменов на этапах подготовки. Оценка общей и специальной работоспособности. Нагрузочные тесты, их классификация и характеристика. Патологические состояния при нерациональных занятиях физической культурой и спортом. Переутомление, перенапряжение, перетренированность. Причины, профилактика. Спортивный травматизм. Травмы мышц и кожных покровов. Травмы сухожильно-связочного аппарата. Травмы костей и суставов. Методы восстановления спортивной работоспособности. Медицинские методы восстановления. Психологические и педагогические методы восстановления спортивной работоспособности. Профилактика травм и заболеваний в спорте. Антидопинговый контроль в спорте. Особенности врачебного контроля в женском спорте. Особенности врачебного контроля за состоянием здоровья юных спортсменов. Врачебный контроль в параолимпийском спорте.
^
Основы реабилитации физическими методами. Средства ЛФК. Гидрокинезотерапия. Механотерапия. Эрготерапия. Особенности применения средств ЛФК в детском возрасте. Реабилитация физическими методами в травматологии и ортопедии. Методика ЛФК при переломах костей верхних и нижних конечностей. ЛФК при повреждениях коленного и голеностопного суставов. ЛФК при травмах позвоночника без повреждения спинного мозга. Особенности применения ЛФК при травмах у детей. Реабилитация физическими методами в неврологии. ЛФК при травматических повреждениях головного мозга. ЛФК при остеохондропатиях позвоночника. Массаж. Физиологические основы массажа. Виды массажа. Спортивный массаж. Массаж при заболеваниях и повреждениях опорно-двигательного аппарата. Массаж при травмах и заболеваниях нервной системы. Оздоровительная физкультура и закаливание. Формы занятий оздоровительной физкультурой. Закаливание. Особенности оздоровительной физической тренировки людей среднего и пожилого возраста.
|