Образовательный стандарт среднее специальное образование специальность 2-79 0101 лечебное дело icon

Образовательный стандарт среднее специальное образование специальность 2-79 0101 лечебное дело





Скачать 341.98 Kb.
Название Образовательный стандарт среднее специальное образование специальность 2-79 0101 лечебное дело
Дата 30.01.2013
Размер 341.98 Kb.
Тип Образовательный стандарт
Выписка

из руководящего документа

Республики Беларусь

РД РБ 02100.4.134-2006.

Образовательный стандарт


СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2-79 0101

ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

4. Общая характеристика специальности



4.1 Утверждение специальности


Специальность и квалификация приведены согласно ОКРБ 011, ут­вержденному постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 26.01.2001 №3.


4.2 Место специальности в квалификационной структуре


Специальность 2-79 01 01 "Лечебное дело" относится к профилю образования "Здравоохранение", направлению образования "Профилак­тика, диагностика, лечение, реабилитация и организация здравоохране­ния", группе специальностей "Профилактика, диагностика, лечение, реабилитация и организация здравоохранения".

Данная специальность интегрируется со специальностью 1-79 01 01 "Лечебное дело" высшего образования.


4.3 Квалификация выпускника

Обучение по специальности обеспечивает получение квалификации "Фельдшер-акушер ".


^

5. Требования к уровню образования абитуриента и составу вступительных испытаний, формы и сроки обучения



5.1 Абитуриент, поступающий на обучение, должен иметь общее базовое образование или общее среднее образование.

5.2 Перечень учебных предметов учебного плана, по которым мо­гут устанавливаться вступительные испытания для абитуриентов, по­ступающих на основе общего базового образования:

  • белорусский язык или русский язык (по выбору абитуриента);

  • биология.

5.3 Перечень учебных предметов учебного плана, по которым мо­гут устанавливаться вступительные испытания для абитуриентов, по­ступающих на основе общего среднего образования:

  • белорусский язык или русский язык (по выбору абитуриента);

  • биология.

5.4 Формы обучения: содержание настоящего образовательного стан­дарта может быть реализовано при обучении по очной (дневной) форме обучения.

5.5 Срок обучения по дневной форме обучения на основе общего базового образования составляет не менее 3 лет 10 месяцев, на основе общего среднего образования - не менее 2 лет 10 месяцев.


^

6. Содержание профессиональной деятельности специалиста



6.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста


Сферой профессиональной деятельности специалиста являются:

  • организации здравоохранения;

  • учреждения социальной защиты населения.


^ 6.2 Объекты (предметы) труда


Объектами труда специалиста являются процессы, связанные с:

  • постановкой предварительного диагноза;

  • определением состояний, требующих неотложной помощи;

  • проведением лечебных мероприятий по назначению врача;

  • динамическим наблюдением за хроническими больными;

  • динамическим наблюдением за беременными и родильницами, роженицами и детским населением;

  • проведением профилактических прививок детям и подросткам, отдельным лицам и группам населения;

  • обеспечением санитарно-гигиенического и противоэпидемичес­кого благополучия населения;

  • проведением информационной работы по формированию здоро­вого образа жизни населения.


^ 6.3 Средства труда


Средствами труда специалиста являются:

  • оборудование организаций здравоохранения, в том числе аппа­ратура медицинских лабораторий и кабинетов, вычислительная техника;

  • медицинский инструментарий и предметы ухода;

  • нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональ­ную деятельность;

  • планы работы, первичная учетная медицинская документация;

  • методы и приемы гигиенического обучения и воспитания.


^ 6.4 Продукт (результат) труда


Результатом труда специалиста является:

  • укрепление здоровья населения;

  • профилактика заболеваний;

  • снижение заболеваемости;

  • формирование здорового образа жизни.


^ 6.5 Виды профессиональной деятельности специалиста


Специалист подготовлен для следующих видов профессиональной деятельности:

  • лечебно-диагностической;

  • медико-профилактической;

  • медико-регистрационной, статистической;

  • коммуникативной.


^ 6.6 Профессиональные функции специалиста


Специалист должен быть готов для выполнения следующих про­фессиональных функций:

  • оценивать состояние пациента, выделять ведущие симптомы и синдромы заболеваний у больных;

  • осуществлять диагностику неотложных состояний и оказывать доврачебную помощь;

  • осуществлять забор материала для лабораторных исследований;

  • выполнять лечебно-диагностические назначения врача;

  • проводить динамическое наблюдение и реабилитацию пациентов с различной патологией;

  • оказывать реабилитационную медико-социальную помощь хро­ническим больным, старикам и инвалидам;

  • владеть техникой сестринских манипуляций;

  • меть организовать уход за больным на дому, обучать пациента и его семью навыкам ухода и самообслуживания;

  • выписывать лекарственные препараты с помощью рецептурных справочников, обеспечивать правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов;

  • проводить профилактику ВИЧ-инфекции;

  • проводить санитарно-просветительную и 'информационно-про­пагандистскую работу по формированию здорового образа жизни насе­ления, оказывать консультативную помощь подросткам и молодежи по половому воспитанию и репродуктивному здоровью;

  • осуществлять наблюдение и прегравидарную подготовку женщин из группы резерва родов;

  • наблюдать и обследовать беременных, рожениц, родильниц, ги­некологических больных;

  • выявлять ранние признаки беременности;

  • определять сроки беременности, родов и декретного отпуска;

  • обследовать состояние плода, определять его положение;

  • принимать физиологические роды и оказывать типичное акушерс­кое пособие;

  • выявлять факторы риска возникновения акушерской патологии, распознавать ее и определять тактику действий фельдшера-акушера;

  • оказывать неотложную медицинскую помощь при экстренных акушерско-гинекологических состояниях;

  • проводить первичную обработку новорожденных;

  • проводить реанимацию новорожденных;

  • осуществлять наблюдение и уход за новорожденным ребенком;

  • организовывать и проводить профилактические прививки детям и взрослым;

  • обеспечивать инфекционную безопасность медицинских работ­ников и пациентов;

  • владеть коммуникативными навыками;

  • соблюдать требования охраны труда, безопасности труда, гиги­ены труда на рабочем месте;

  • оформлять первичную медицинскую и статистическую отчетную документацию.



^

7. Квалификационная характеристика специалиста



7.1 Общие требования к специалисту


Специалист должен владеть основами социально-гуманитарных наук, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происхо­дящих в природе и обществе; знать Конституцию Республики Беларусь, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к че­ловеку, обществу, окружающей природной среде, развивать собственную активную гражданскую позицию; грамотно использовать профессиональную лексику; уметь рационально организовывать свой труд, применять информационные технологии в профессиональной деятельности; обла­дать коммуникативными навыками профессионального и личностного взаимодействия, быть способным к анализу и выбору решения, обладать чувством ответственности за результаты труда; стремиться к постоян­ному повышению квалификации, самостоятельному овладению профес­сиональными знаниями и навыками, их совершенствованию.


7.2 ^ Профессиональная компетентность специалиста


Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:

  • целях и задачах по сохранению и укреплению здоровья населе­ния в Республике Беларусь;

  • системе организации и оказания медицинской помощи в Респуб­лике Беларусь;

  • нормативных правовых актах и других документах по вопросам общественного здоровья и здравоохранения;

  • строении органов, систем и физиологических функциях организ­ма человека;

  • показателях здоровья и патологии человека;

  • профилактике заболеваний;

  • диагностике основных синдромов заболеваний и их осложнений у взрослых и детей;

  • основных и дополнительных методах обследования пациента;

  • постановке предварительного диагноза и оказании неотложной доврачебной помощи пациентам с разными видами патологии;

  • причинах, механизмах развития, клинических проявлениях, неот­ложной доврачебной помощи при заболеваниях, несчастных случаях и различных видах травм;

  • организации лечения и медицинского ухода на дому;

  • диетологии;

  • медицинской реабилитации;

  • реаниматологии и анестезиологии;

  • геронтологии и гериатрии;

  • мероприятиях по охране здоровья матери и ребенка, перинаталь­ной охране плода, охране и укреплении репродуктивного здоровья;

  • методах контрацепции;

  • физиологии и патологии беременности, родов и послеродового периода; оказании неотложной медицинской помощи при экстренных акушерско-гинекологических состояниях;

  • динамическом наблюдении за здоровыми и больными;

  • иммунопрофилактике детского и взрослого населения;

  • основных группах лекарственных средств, их действии на орга­низм человека, способах введения, показаниях и противопоказаниях, возможных осложнениях, особенностях применения лекарственных средств, в том числе у беременных, детей, лиц пожилого и старческого возраста;

  • этапах сестринского процесса, осуществлении сестринского ухода за больными при различной патологии;

  • организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

  • основах трудового законодательства, технических нормативных правовых актах, регламентирующих охрану труда и пожарную безопас­ность;

  • организации и проведении работы по формированию здорового образа жизни населения;

  • первичной учетной медицинской документации.


^ 7.3 Обязательный минимум содержания образования


Обязательный минимум содержания образования отражен в под­разделах 7.4, 7.5, 7.6 и 7.7.


7.4 Требования к общеобразовательным знаниям и умениям


Требования к социально-гуманитарным знаниям для уровня сред­него специального образования определяются Министерством образо­вания Республики Беларусь.

Требования к общеобразовательным знаниям и умениям, обеспечи­вающим получение общего среднего образования для лиц, обучающихся на основе общего базового образования, определяются Министерством образования Республики Беларусь на основании руководящих докумен­тов Республики Беларусь (образовательных стандартов) общего средне­го образования по дисциплинам: РД РБ 02100.2.009, РД РБ 02100.2.010, РД РБ 02100.2.011, РД РБ 02100.2.012, РД РБ 02100.2.013, РД РБ 02100.2.014, РД РБ 02100.2.015, РД РБ 02100.2.017, РД РБ 02100.2.018, РД РБ 02100.2.019, РД РБ 02100.2.020, РД РБ 02100.2.021, РД РБ 02100.2.022, РД РБ 02100.2.025, РДРБ 02100.2.026.


^ 7.5 Требования к общепрофессиональным знаниям и умениям


Специалист в области деловой документации должен

знать на уровне представления:

  • систему деловой документации;

  • организацию делопроизводства;

  • требования нормативных правовых актов по делопроизводству;

знать на уровне понимания:

  • технологию работы с входящими и исходящими документами;

  • порядок систематизации документов;

  • порядок ведения делопроизводства;

уметь:

  • оформлять документацию в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов;

  • составлять основные виды документов (заявление, объяснитель­ная, докладная записки и др.).


Специалист должен в области информатики

знать на уровне представления:

  • тенденции развития информационных технологий;

  • методы защиты информации;

знать на уровне понимания:

  • состав персонального компьютера и назначение его основных устройств;

  • классификацию программного обеспечения персонального ком­пьютера;

  • назначение и основные возможности операционной среды Windows;

  • назначение и функции графических, текстовых редакторов, элек­тронных таблиц и систем управления базами данных;

уметь:

  • создавать информационную среду на персональном компьютере для организации своей работы;

  • создавать и редактировать текстовые документы;

  • использовать электронные таблицы для выполнения вычислений;

  • использовать системы управления базами данных для накопле­ния, хранения, передачи и поиска информации по локальной сети и в сети Интернет;

  • применять прикладное программное обеспечение в процессе об­работки текстовой и графической информации;

  • использовать мультимедийные возможности персонального ком­пьютера для создания презентационных документов.


Специалист должен в области латинского языка и медицинской терминологии

знать на уровне представления:

  • роль латинского языка в системе знаний;

  • роль латинского языка в анатомической, фармацевтической и кли­нической терминологии;

знать на уровне понимания:

  • основы грамматики латинского языка и принципы составления медицинских терминов;

  • основные рецептурные формулировки;

уметь:

  • читать и переводить медицинские термины, названия болезней;

  • оформлять латинскую часть рецепта.


Специалист должен в области медицинской психологии

знать на уровне представления:

  • цели, задачи и методы медицинской психологии;

  • особенности коммуникативного процесса;

  • влияние психических факторов на возникновение и течение бо­лезни;

  • основы психосоматики;

знать на уровне понимания:

  • особенности проявления психических процессов у больного и здорового человека;

  • психологию труда и личности медицинского работника;

  • особенности этики и деонтологии служебных отношений;

  • психологию личности пациента;

  • особенности психогигиены и психопрофилактики в профессио­нальной деятельности;

  • общие методы психотерапии;

  • методы психотерапии при лечении ряда болезней;

  • значимость социально-психологических рекомендаций при лече­нии ряда заболеваний;

уметь:

  • использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;

  • устанавливать психологический контакт с коллегами и пациен­тами;

  • соблюдать принцип конфиденциальности в работе с пациентами.


Специалист должен в области медицинской генетики

знать на уровне представления:

  • биохимические и цитологические основы наследственности;

  • взаимодействие генов;

  • основные группы наследственных заболеваний;

  • методы диагностики наследственной патологии;

знать на уровне понимания:

  • общие закономерности наследственности и изменчивости, харак­терные для всех уровней организации живых организмов в норме и па­тологии;

  • причины хромосомных и генных заболеваний;

  • виды профилактики наследственной патологии;

уметь:

  • решать генетические задачи по различным типам наследования;

  • определять типы наследственной патологии (хромосомные и ген­ные аномалии);

  • составлять кариотипы больных с различной хромосомной пато­логией и по кариотипу определять хромосомные заболевания;

  • составлять и анализировать родословные.


Специалист должен в области охраны окружающей среды и энергосбережения

знать на уровне представления:

  • основные нормативные правовые акты в области охраны окру­жающей среды и энергосбережения;

  • экологические проблемы Республики Беларусь и их связь с природно-территориальными и социально-экономическими условиями;

  • направления государственной политики в области ресурсо- и энергопользования, охраны окружающей среды и энергосбережения;

  • условия устойчивости биосферы и других экологических систем;

  • классификацию природных ресурсов и перспективы их исполь­зования;

  • источники загрязнения окружающей среды;

  • действие антропогенных факторов на организм, экосистемы, био­сферу;

знать на уровне понимания:

  • критерии оценки качества окружающей среды;

  • пути рационального использования электроэнергии, топлива, тепла, газа, холодной и горячей воды, сырья;

  • пути решения проблем загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы;

  • принципы создания энергосберегающих технологий в различных отраслях производства, на транспорте, в быту;

  • принципы действия и конструкции приборов учета тепла, газа, воды, электроэнергии;

уметь:

  • принимать меры по снижению антропогенной нагрузки на окру­жающую среду;

  • выполнять энергосберегающие мероприятия в быту и на рабочем месте;

  • вести пропаганду знаний в области охраны окружающей среды и энергосбережения.


Специалист должен в области охраны труда

знать на уровне представления:

  • основные нормативные правовые акты и технические норма­тивные правовые акты, регламентирующие охрану труда;

  • организацию и систему мероприятий по пожарной безопасности и гигиене труда;

  • влияние вредных и опасных факторов на организм человека и способы защиты;

  • источники и причины травматизма и заболеваемости;

знать на уровне понимания:

  • особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;

  • организацию работы по охране труда с учетом функционального назначения помещения, систему мероприятий по организации и созда­нию безопасных условий труда;

  • права, обязанности и ответственность должностных лиц по охра­не труда;

  • основные требования санитарных правил и норм к помещениям и рабочим местам, организации образовательного процесса;

  • опасные и вредные факторы, средства индивидуальной и коллек­тивной защиты;

уметь:

  • обеспечить выполнение правил и норм охраны труда, правил пожарной безопасности и санитарии;

  • владеть безопасными приемами и методами работы;

  • пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защи­ты от вредных и опасных факторов;

  • пользоваться средствами защиты при тушении пожаров;

  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.


Специалист должен в области общественного здоровья и организации здравоохранения

знать на уровне представления:

  • основные нормативные правовые акты по охране здоровья насе­ления Республики Беларусь;

  • историю развития здравоохранения, планирование и финансиро­вание здравоохранения;

  • основные принципы организации лечебно-профилактической по­мощи населению;

  • структуру, задачи и методы работы центра гигиены и эпиде­миологии;

  • демографическую ситуацию в Республике Беларусь;

знать на уровне понимания:

  • основные принципы организации медицинской помощи город­скому и сельскому населению, акушерско-гинекологической помощи;

  • основные демографические показатели;

  • основные методы социально-гигиенических исследований состоя­ния здоровья населения;

  • принципы учета и отчетности деятельности фельдшерско-аку­шерского пункта;

  • способы и средства укрепления и сохранения здоровья населе­ния;

  • методы гигиенического обучения и воспитания населения;

уметь:

  • владеть методикой расчета и анализа статистических показателей деятельности организации здравоохранения;

  • вычислять и оценивать основные демографические показатели;

  • заполнять и анализировать данные первичной учетной меди­цинской документации;

  • владеть методиками гигиенического обучения и воспитания на­селения.


Специалист должен в области анатомии и физиологии человека

знать на уровне представления:

  • основные цели и методы исследования в области анатомии и физиологии человека;

  • органогенез, аномалии и пороки развития организма человека;

  • механизмы адаптации организма человека;

знать на уровне понимания:

  • строение органов и систем человека;

  • функции отдельных органов и систем организма человека;

  • анатомо-физиологические особенности строения органов и сис­тем в различные периоды жизни человека;

уметь:

  • применять знания анатомии и физиологии при изучении клини­ческих дисциплин;

  • измерять и оценивать основные показатели функционального со­стояния человека на уровне "норма-патология".


Специалист должен в области патологической анатомии и патологической физиологии

знать на уровне представления:

  • этиологию, патогенез и морфогенез основных патологических состояний;

  • основные патологические процессы: альтерацию, гипоксию, опухоли, нарушение обмена веществ, нарушение кровообращения и лимфообращения, реакцию организма на альтерацию, компенсаторно-приспособительные реакции;

знать на уровне понимания:

  • клинические проявления воспалительных реакций, дистрофий, опухолей;

  • особенности основных клинических проявлений патологических процессов, происходящих в органах и системах;

  • механизм воздействия на патологический процесс;

уметь:

  • определять по морфологическим признакам виды патологичес­ких реакций;

  • оценивать клинические проявления типичных патологических процессов;

  • обосновывать типичные реакции воздействия на возникновение и развитие патологического процесса.


Специалист должен в области гигиены и экологии человека

знать на уровне представления:

  • историю развития гигиены;

  • нормативные правовые акты, регламентирующие сохранение и укрепление здоровья населения;

знать на уровне понимания:

  • гигиенические характеристики воздуха, воды, почвы, радиацион­ного фактора;

  • закономерности влияния факторов среды обитания на здоровье населения;

  • основные принципы рационального питания;

  • гигиенические требования к устройству, оборудованию систем водоснабжения, в том числе организаций общественного питания;

  • оздоровительные мероприятия по улучшению условий труда, быта, питания и обучения;

  • методы и средства гигиенического обучения и воспитания насе­ления;

уметь:

  • давать санитарно-гигиеническую оценку факторам среды обита­ния;

  • обеспечивать санитарно-гигиенические условия труда, быта, пи­тания и обучения;

  • проводить информационную работу по формированию здорового образа жизни населения.


Специалист должен в области микробиологии, вирусологии, иммунологии

знать на уровне представления:

  • историю развития микробиологии, вирусологии и иммунологии;

  • роль и свойства микроорганизмов, их распространение, влияние на здоровье человека;

  • общие закономерности возникновения и развития бактериальной и вирусной инфекции;

  • структуру и функции иммунной системы;

  • иммунные нарушения в организме;

  • методы микробиологических исследований;

знать на уровне понимания:

  • механизм иммунного ответа;

  • механизм развития и возникновения аллергии;

  • роль факторов агрессии и инвазии, токсинов в развитии пато­генеза;

  • методику исследования патологического материала;

уметь:

  • проводить забор биологического материала, пищевых продуктов и воды для бактериологического исследования;

  • обеззараживать биологический материал, инструментарий, посу­ду, руки.


^ 7.6 Требования к специальным знаниям и умениям


Специалист должен в области сестринского дела и манипуляционной техники

знать на уровне представления:

  • историю развития, цели, задачи, пути реализации сестринского дела;

  • организацию работы учреждений здравоохранения;

знать на уровне понимания:

  • этапы сестринского процесса;

  • повседневные жизненно важные потребности человека;

  • показания и противопоказания, подготовку пациента и методику выполнения лечебных и диагностических манипуляций;

уметь:

  • организовать и обеспечить сестринский уход;

  • выполнять сестринские манипуляции;

  • проводить работу по формированию здорового образа жизни, гигиеническому воспитанию пациентов;

  • обучать пациента и членов его семьи вопросам самоухода и ухода за больными;

  • обеспечивать инфекционную безопасность фельдшера-акушера;

  • владеть навыками профессионального общения;

  • вести основную первичную учетную медицинскую документа­цию.


Специалист должен в области терапии

знать на уровне представления:

  • историю развития терапии;

  • роль и значение терапии в оказании первичной и специализиро­ванной помощи населению;

  • организацию терапевтической помощи;

знать на уровне понимания:

  • этиологию, патогенез, клинические проявления, принципы лече­ния больных;

  • осложнения терапевтических болезней;

  • особенности клинических проявлений болезней и лечения боль­ных пожилого и старческого возраста;

  • особенности клинических проявлений, лечения, развития ослож­нений терапевтических болезней у беременных;

  • этиологию, патогенез, ранние и поздние клинические признаки, методы диагностики, принципы лечения и профилактики онкологичес­ких болезней;

уметь:

  • проводить обследование больных;

  • осуществлять диагностику и лечение неотложных состояний;

  • ставить предварительный диагноз, оценивать тяжесть состояния и определять дальнейшую тактику лечения больных;

  • осуществлять транспортирование больных в профильные лечебно-профилактические организации в соответствии с показаниями для гос­питализации;

  • выполнять назначения врача;

  • организовывать и осуществлять уход и медицинское наблюдение за пациентом;

  • осуществлять динамическое наблюдение за больными терапев­тического профиля;

  • организовывать и проводить санитарно-просветительную работу среди населения по здоровому образу жизни, профилактике болезней и их осложнений;

  • вести первичную учетную медицинскую документацию.


Специалист должен в области хирургии

знать на уровне представления:

  • историю развития хирургии;

  • организацию хирургической и травматологической помощи в Республике Беларусь;

знать на уровне понимания:

  • этиологию, патогенез, клиническую картину, диагностику хи­рургических болезней и травм, их осложнения;

  • особенности течения хирургических болезней и травм у пациен­тов различных возрастных групп и у беременных;

  • этиологию, патогенез, ранние и поздние клинические признаки, методы диагностики, принципы лечения и профилактики онкологичес­ких болезней;

  • основные и дополнительные методы исследования в хирургии и травматологии;

  • методы лечения и профилактики хирургических болезней и травм;

  • санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим хирур­гических стационаров;

  • особенности этики и деонтологии при проведении диагности­ческих и лечебных манипуляций в хирургии;

уметь:

  • проводить обследование больного, ставить предварительный диаг­ноз;

  • определять тактику лечения;

  • оказывать неотложную доврачебную помощь при острых и хро­нических хирургических болезнях, травмах;

  • накладывать различные виды повязок;

  • осуществлять транспортную иммобилизацию и транспортирова­ние больных и пострадавших;

  • подготавливать пациентов к дополнительным методам исследо­ваний;

  • ассистировать врачу при диагностических и лечебных манипу­ляциях;

  • выполнять назначения врача;

  • осуществлять динамическое наблюдение за хирургическими и травматологическими больными;

  • организовывать и проводить работу среди населения по профи­лактике хирургических болезней и травматизма;

  • вести первичную учетную медицинскую документацию.


Специалист должен в области реаниматологии

знать на уровне представления:

  • систему организации реаниматологической службы Республики Беларусь;

  • юридические и этические аспекты работы в отделениях интен­сивной терапии и реанимации;

знать на уровне понимания:

  • этиологию, патогенез, клинические проявления, методы диагнос­тики и лечения неотложных состояний у взрослых и детей;

  • виды и клинические проявления терминальных состояний;

  • основные лекарственные средства, используемые при неотлож­ных состояниях;

уметь:

  • проводить сердечно-легочную реанимацию;

  • оказывать доврачебную медицинскую помощь и оценивать ее эффективность при неотложных состояниях.


Специалист должен в области педиатрии

знать на уровне представления:

  • историю развития педиатрии;

  • систему организации медицинской помощи детям и подросткам;

  • организацию неонатальной службы;

знать на уровне понимания:

  • анатомо-физиологические особенности детского организма, за­кономерности физического и нервно-психического развития ребенка в различные периоды детства;

  • этиологию, патогенез, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, принципы лечения и профилактики детских болезней;

  • особенности санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима отделений новорожденных и грудных детей;

уметь:

  • проводить обследование больного ребенка, оценивать его состояние, ставить предварительный диагноз и определять тактику лечения;

  • оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях у детей и осуществлять транспортирование больного ребенка в органи­зацию здравоохранения;

  • выполнять назначения врача;

  • оценивать состояние новорожденного и оказывать доврачебную медицинскую помощь при асфиксии и других неотложных состояниях;

  • проводить комплексную оценку состояния здоровья, определять группу здоровья, проводить профилактические и лечебные мероприятия по сохранению и улучшению здоровья детей и подростков;

  • осуществлять динамическое наблюдение и реабилитацию детей и подростков с хронической патологией;

  • организовывать и проводить работу по иммунопрофилактике;

  • владеть навыками ухода за детьми и выполнять сестринские ма­нипуляции;

  • организовывать рациональное вскармливание ребенка первого года жизни и консультировать родителей по особенностям питания детей разных возрастных групп;

  • проводить работу по формированию здорового образа жизни у детей и подростков, сохранению их репродуктивного здоровья.


Специалист должен в области акушерства

знать на уровне представления:

  • историю развития акушерства;

  • организацию работы и структуру учреждений родовспоможения;

  • репродуктивные технологии;

знать на уровне понимания:

  • анатомо-физиологические особенности женского организма;

  • физиологические процессы, происходящие в организме женщи­ны в период беременности, во время родов и в послеродовом периоде;

  • методы обследования беременных, рожениц и родильниц;

  • методы диагностики ранних и поздних сроков беременности;

  • течение и ведение физиологически или патологически протекаю­щей беременности;

  • физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам;

  • физиологию и патологию родов и послеродового периода;

  • динамическое наблюдение за женщинами группы резерва родов;

  • санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим аку­шерского стационара;

уметь:

  • собирать анамнез, сведения о течении беременности;

  • выявлять факторы риска возникновения акушерской патологии;

  • выявлять ранние признаки, определять срок беременности, дату декретного отпуска и предполагаемого срока родов;

  • проводить обследование беременных;

  • вести динамическое наблюдение за здоровыми беременными;

  • проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам;

  • оказывать акушерское пособие в родах;

  • распознавать акушерскую патологию;

  • осуществлять уход за беременными, роженицами и родильни­цами при акушерской патологии;

  • оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях в акушерстве;

  • выполнять назначения врача;

  • проводить работу по вопросам планирования семьи, контрацеп­ции.


Специалист должен в области гинекологии

знать на уровне представления:

  • историю развития гинекологии;

  • организацию работы и структуру учреждений по оказанию гине­кологической помощи;

знать на уровне понимания:

  • этапы жизни женщины и физиологические процессы, происходя­щие в эти периоды;

  • этиологию, патогенез, клинические проявления, принципы лече­ния, профилактику гинекологических и онкогинекологических болез­ней;

  • методы обследования гинекологических больных;

  • консервативные и оперативные методы лечения гинекологичес­ких больных;

  • динамическое наблюдение женщин с гинекологическими и онко-гинекологическими болезнями;

  • санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим гине­кологического стационара;

  • вопросы планирования семьи и методы контрацепции;

уметь:

  • выявлять гинекологические и онкогинекологические болезни;

  • проводить основные гинекологические исследования;

  • оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях в гинекологии;

  • выполнять назначения врача при гинекологических и онкогине­кологических болезнях, осуществлять контроль за лечением больных;

  • организовывать динамическое наблюдение за гинекологически­ми больными;

  • проводить работу по вопросам планирования семьи, контрацеп­ции, профилактике инфекций, передаваемых половым путем.


Специалист должен в области инфекционных болезней с эпидемиологией

знать на уровне представления:

  • историю развития инфекционных болезней и эпидемиологии;

  • систему организации медицинской помощи инфекционным боль­ным в Республике Беларусь;

знать на уровне понимания:

  • классификацию инфекционных болезней;

  • методы лабораторной и инструментальной диагностики инфек­ционных болезней;

  • особенности эпидемиологии, клиники, профилактики инфекцион­ных болезней;

  • показания к госпитализации, принципы лечения и ухода за инфекционными больными;

  • организацию работы при возникновении особо опасных инфек­ций;

  • противоэпидемические мероприятия в очаге инфекционных заболеваний;

  • организацию иммунопрофилактики;

  • задачи амбулаторно-поликлинической службы в профилактике инфекционных болезней;

  • особенности эпидемиологии внутрибольничных инфекций и ме­ры профилактики;

уметь:

  • ставить предварительный диагноз и определять тактику лечения пациента;

  • оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;

  • осуществлять забор биологического материала для лаборатор­ного исследования у больных и контактных лиц;

  • выполнять назначения врача при инфекционных болезнях и осу­ществлять контроль за лечением больных;

  • осуществлять реабилитацию и динамическое наблюдение за ин­фекционными больными;

  • проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфек­ционных заболеваний;

  • выполнять требования инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала;

  • проводить санитарно-просветительную и информационно-пропа­гандистскую работу с населением и пациентами;

  • оформлять первичную учетную медицинскую документацию.


Специалист должен в области кожных болезней и инфекций, передаваемых половым путем

знать на уровне представления:

  • историю развития дерматовенерологии;

  • систему организации помощи больным с кожными болезнями и инфекциями, передаваемыми половым путем, в Республике Беларусь;

знать на уровне понимания:

  • этиологию, патогенез, клинические проявления, осложнения, ле­чение кожных болезней и инфекций, передаваемых половым путем;

  • группы риска и методы проведения профилактики инфекций, передаваемых половым путем; *

  • санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим кожно-венерического стационара;

уметь:

  • проводить исследование пациента;

  • ставить предварительный диагноз, определять тактику лечения пациента с кожными болезнями и инфекциями, передаваемыми половым путем;

  • оказывать помощь при неотложных состояниях кожи и слизис­тых оболочек;

  • выполнять назначения врача;

  • организовывать уход, медицинское наблюдение за пациентом, реабилитацию пациента;

  • готовить пациента к диагностическим и лечебным процедурам;

  • проводить работу по профилактике кожных болезней и инфек­ций, передаваемых половым путем.


Специалист должен в области нервных болезней

знать на уровне представления:

  • историю развития нервных болезней;

  • систему организации неврологической помощи в Республике Беларусь;

  • медицинские, этические и юридические аспекты оказания невро­логической помощи;

знать на уровне понимания:

  • этиологию, патогенез, клинические проявления, осложнения, ме­тоды диагностики, принципы лечения и профилактики болезней нерв­ной системы;

  • принципы динамического наблюдения неврологических больных;

уметь:

  • диагностировать болезни нервной системы;

  • оказывать неотложную доврачебную помощь при нервных бо­лезнях;

  • выполнять назначения врача.


Специалист должен в области психических болезней

знать на уровне представления:

  • историю развития психиатрической помощи;

  • систему организации психиатрической помощи в Республике Беларусь;

  • медицинские, этические и юридические аспекты в психиатрии;

знать на уровне понимания:

  • клиническую характеристику основных психопатологических симптомов и синдромов;

  • клинику основных психических и наркологических болезней, принципы их диагностики, лечения и профилактики;

  • принципы динамического наблюдения за психическими боль­ными;

уметь:

  • диагностировать острые и опасные психические состояния;

  • оказывать неотложную доврачебную помощь при психических расстройствах;

  • организовывать наблюдение и госпитализацию психических больных.


Специалист должен в области офтальмологии

знать на уровне представления:

  • историю развития офтальмологии;

  • организацию офтальмологической помощи населению в Респуб­лике Беларусь;

знать на уровне понимания:

  • этиологию, патогенез, клинические проявления и принципы ле­чения глазных болезней;

  • факторы риска ухудшения и потери зрения, меры профилактики глазных болезней;

уметь:

  • диагностировать болезни органа зрения;

  • оказывать неотложную помощь при острых болезнях, ожогах, травмах органа зрения;

  • выполнять назначения врача.


Специалист должен в области стоматологических болезней с основами гигиены полости рта

знать на уровне представления:

  • назначение, правила применения аппаратов и инструментария, используемых в стоматологической практике;

  • принципы лечения зубочелюстных аномалий и основы протези­рования;

  • этиологию, клинику и принципы лечения злокачественных и доброкачественных опухолей челюстно-лицевой области;

знать на уровне понимания:

  • этиологию, клинику и принципы лечения основных стоматоло­гических болезней: кариеса и некариозных поражений, болезней пульпы и периапикальных тканей, болезней периодонта и слизистой оболочки полости рта;

  • этиологию, клинику и принципы лечения одонтогенных воспа­лительных болезней и травм челюстно-лицевой области;

  • основные и дополнительные средства гигиены полости рта;

уметь:

  • применять основные и дополнительные средства и методы ги­гиены полости рта;

  • проводить мотивацию к поддержанию здоровья полости рта.


Специалист должен в области болезней оториноларингологии

знать на уровне представления:

  • историю развития оториноларингологии;

  • систему организации оториноларингологической помощи в Республике Беларусь;

знать на уровне понимания:

  • этиологию, патогенез, клинические проявления, осложнения, принципы лечения и профилактики основных болезней уха, горла, носа;

  • методы обследования уха, горла, носа;

уметь:

  • оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;

  • осуществлять уход за больными при болезнях уха, горла, носа;

  • выполнять назначения врача.


Специалист должен в области реабилитологии

знать на уровне представления:

  • виды, принципы, цели и этапы медицинской реабилитации;

  • организацию физиотерапевтического кабинета на фельдшерско-акушерском пункте;

  • методику, дозировку, технику проведения физиотерапевтических процедур;

  • современные лечебные физические факторы, механизмы действия физических факторов, применяемых при восстановительном лечении;

  • принципы устройства и действия основных физиотерапевтичес­ких аппаратов;

  • принципы дозиметрии и безопасности труда при работе с физио­терапевтической аппаратурой;

знать на уровне понимания:

  • сущность физиологического действия естественных и префор-мированных физических факторов на организм человека;

  • показания и противопоказания к назначению физиотерапевти­ческих процедур, лечебной физкультуры, массажа;

  • использование методов физического воздействия с целью профи­лактики болезней;

  • особенности применения физических факторов для реабилита­ции детей, гинекологических больных, беременных и лиц пожилого возраста;

уметь:

  • проводить упражнения лечебной физкультуры при болезнях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, гинекологических бо­лезнях и для беременных;

  • выполнять основные приемы массажа.


Специалист должен в области семейной медицины

знать на уровне представления:

  • основные направления социальной политики государства в об­ласти брачных и семейных отношений;

  • отношения, регулируемые Кодексом Республики Беларусь о бра­ке и семье [5];

знать на уровне понимания:

  • критерии здоровья семьи;

  • проблемы семьи, имеющей ВИЧ-инфицированных, больных СПИДом, туберкулезом;

  • факторы риска, влияющие на здоровье семьи;

  • принципы здорового образа жизни семьи;

уметь:

  • оказывать психологическую помощь и поддержку проблемным семьям;

  • оказывать психологическую помощь и поддержку пациенту и его семье при тяжелых болезнях и терминальных состояниях.


Специалист должен в области фармакологии

знать на уровне представления:

  • историю развития фармакологии;

  • основные положения фармакодинамики и фармакокинетики ле­карственных средств;

знать на уровне понимания:

  • классификацию лекарственных препаратов;

  • фармакологическую характеристику основных групп лекарствен­ных средств;

  • лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

  • побочное и токсическое действие лекарственных средств;

  • правила хранения, учета и отпуска лекарственных средств;

уметь:

  • оформлять рецепты лекарственных средств;

  • прогнозировать действие и взаимодействие лекарственных средств на пациента;

  • обосновывать принципы действия лекарственных средств при оказании доврачебной помощи;

  • сочетать лекарственные препараты, исходя из их фармакодина-мических и фармакокинетических свойств.


^ 7.7 Требования к практической подготовке специалиста


Практическая подготовка специалиста является обязательной частью образовательного процесса и направлена на закрепление знаний и уме­ний, полученных в процессе теоретического обучения.

При подготовке специалиста предусматриваются следующие виды практики: учебная и преддипломная.

7.7.1 Учебная практика направлена на:

-  закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков по сестринскому делу и манипуляционной технике;

-  приобретение профессиональных навыков по терапии, хирургии, педиатрии, акушерству и гинекологии.

7.7.2  Преддипломная практика направлена на формирование про­фессиональной компетентности специалиста и на подготовку его к вы­полнению профессиональных функций [6] в соответствии с подразде­лами 6.6 и 7.2 настоящего образовательного стандарта.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Образовательный стандарт среднее специальное образование специальность 2-79 0101 лечебное дело icon Образовательный стандарт Республики Беларусь Высшее образование Первая ступень Специальность 1-79

Образовательный стандарт среднее специальное образование специальность 2-79 0101 лечебное дело icon Образовательный стандарт Республики Беларусь Высшее образование Первая ступень Специальность 1-79

Образовательный стандарт среднее специальное образование специальность 2-79 0101 лечебное дело icon Образовательный стандарт республики беларусь высшее образование Первая ступень Специальность 1-79

Образовательный стандарт среднее специальное образование специальность 2-79 0101 лечебное дело icon Образовательный стандарт Республики Беларусь Высшее образование Первая ступень Специальность 1-79

Образовательный стандарт среднее специальное образование специальность 2-79 0101 лечебное дело icon Образовательный стандарт республики беларусь переподготовка руководящих работников и специалистов,

Образовательный стандарт среднее специальное образование специальность 2-79 0101 лечебное дело icon Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности)

Образовательный стандарт среднее специальное образование специальность 2-79 0101 лечебное дело icon Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению

Образовательный стандарт среднее специальное образование специальность 2-79 0101 лечебное дело icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность
Образовательный стандарт профессионального образования по специальности «ультразвуковая диагностика»...
Образовательный стандарт среднее специальное образование специальность 2-79 0101 лечебное дело icon Государственный образовательный стандарт спо по специальности 060101 Лечебное дело, действующий с

Образовательный стандарт среднее специальное образование специальность 2-79 0101 лечебное дело icon Нормативные ссылки Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы