Выписка
из руководящего документа
Республики Беларусь
РД РБ 02100.4.134-2006.
Образовательный стандарт
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2-79 0101
ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
4. Общая характеристика специальности
4.1 Утверждение специальности
Специальность и квалификация приведены согласно ОКРБ 011, утвержденному постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 26.01.2001 №3.
4.2 Место специальности в квалификационной структуре
Специальность 2-79 01 01 "Лечебное дело" относится к профилю образования "Здравоохранение", направлению образования "Профилактика, диагностика, лечение, реабилитация и организация здравоохранения", группе специальностей "Профилактика, диагностика, лечение, реабилитация и организация здравоохранения".
Данная специальность интегрируется со специальностью 1-79 01 01 "Лечебное дело" высшего образования.
4.3 Квалификация выпускника
Обучение по специальности обеспечивает получение квалификации "Фельдшер-акушер ".
^
5.1 Абитуриент, поступающий на обучение, должен иметь общее базовое образование или общее среднее образование.
5.2 Перечень учебных предметов учебного плана, по которым могут устанавливаться вступительные испытания для абитуриентов, поступающих на основе общего базового образования:
белорусский язык или русский язык (по выбору абитуриента);
биология.
5.3 Перечень учебных предметов учебного плана, по которым могут устанавливаться вступительные испытания для абитуриентов, поступающих на основе общего среднего образования:
белорусский язык или русский язык (по выбору абитуриента);
биология.
5.4 Формы обучения: содержание настоящего образовательного стандарта может быть реализовано при обучении по очной (дневной) форме обучения.
5.5 Срок обучения по дневной форме обучения на основе общего базового образования составляет не менее 3 лет 10 месяцев, на основе общего среднего образования - не менее 2 лет 10 месяцев.
^
6.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста
Сферой профессиональной деятельности специалиста являются:
организации здравоохранения;
учреждения социальной защиты населения.
^
Объектами труда специалиста являются процессы, связанные с:
постановкой предварительного диагноза;
определением состояний, требующих неотложной помощи;
проведением лечебных мероприятий по назначению врача;
динамическим наблюдением за хроническими больными;
динамическим наблюдением за беременными и родильницами, роженицами и детским населением;
проведением профилактических прививок детям и подросткам, отдельным лицам и группам населения;
обеспечением санитарно-гигиенического и противоэпидемического благополучия населения;
проведением информационной работы по формированию здорового образа жизни населения.
^
Средствами труда специалиста являются:
оборудование организаций здравоохранения, в том числе аппаратура медицинских лабораторий и кабинетов, вычислительная техника;
медицинский инструментарий и предметы ухода;
нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность;
планы работы, первичная учетная медицинская документация;
методы и приемы гигиенического обучения и воспитания.
^
Результатом труда специалиста является:
укрепление здоровья населения;
профилактика заболеваний;
снижение заболеваемости;
формирование здорового образа жизни.
^
Специалист подготовлен для следующих видов профессиональной деятельности:
лечебно-диагностической;
медико-профилактической;
медико-регистрационной, статистической;
коммуникативной.
^
Специалист должен быть готов для выполнения следующих профессиональных функций:
оценивать состояние пациента, выделять ведущие симптомы и синдромы заболеваний у больных;
осуществлять диагностику неотложных состояний и оказывать доврачебную помощь;
осуществлять забор материала для лабораторных исследований;
выполнять лечебно-диагностические назначения врача;
проводить динамическое наблюдение и реабилитацию пациентов с различной патологией;
оказывать реабилитационную медико-социальную помощь хроническим больным, старикам и инвалидам;
владеть техникой сестринских манипуляций;
меть организовать уход за больным на дому, обучать пациента и его семью навыкам ухода и самообслуживания;
выписывать лекарственные препараты с помощью рецептурных справочников, обеспечивать правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов;
проводить профилактику ВИЧ-инфекции;
проводить санитарно-просветительную и 'информационно-пропагандистскую работу по формированию здорового образа жизни населения, оказывать консультативную помощь подросткам и молодежи по половому воспитанию и репродуктивному здоровью;
осуществлять наблюдение и прегравидарную подготовку женщин из группы резерва родов;
наблюдать и обследовать беременных, рожениц, родильниц, гинекологических больных;
выявлять ранние признаки беременности;
определять сроки беременности, родов и декретного отпуска;
обследовать состояние плода, определять его положение;
принимать физиологические роды и оказывать типичное акушерское пособие;
выявлять факторы риска возникновения акушерской патологии, распознавать ее и определять тактику действий фельдшера-акушера;
оказывать неотложную медицинскую помощь при экстренных акушерско-гинекологических состояниях;
проводить первичную обработку новорожденных;
проводить реанимацию новорожденных;
осуществлять наблюдение и уход за новорожденным ребенком;
организовывать и проводить профилактические прививки детям и взрослым;
обеспечивать инфекционную безопасность медицинских работников и пациентов;
владеть коммуникативными навыками;
соблюдать требования охраны труда, безопасности труда, гигиены труда на рабочем месте;
оформлять первичную медицинскую и статистическую отчетную документацию.
^
7.1 Общие требования к специалисту
Специалист должен владеть основами социально-гуманитарных наук, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе; знать Конституцию Республики Беларусь, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей природной среде, развивать собственную активную гражданскую позицию; грамотно использовать профессиональную лексику; уметь рационально организовывать свой труд, применять информационные технологии в профессиональной деятельности; обладать коммуникативными навыками профессионального и личностного взаимодействия, быть способным к анализу и выбору решения, обладать чувством ответственности за результаты труда; стремиться к постоянному повышению квалификации, самостоятельному овладению профессиональными знаниями и навыками, их совершенствованию.
7.2 ^
Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:
целях и задачах по сохранению и укреплению здоровья населения в Республике Беларусь;
системе организации и оказания медицинской помощи в Республике Беларусь;
нормативных правовых актах и других документах по вопросам общественного здоровья и здравоохранения;
строении органов, систем и физиологических функциях организма человека;
показателях здоровья и патологии человека;
профилактике заболеваний;
диагностике основных синдромов заболеваний и их осложнений у взрослых и детей;
основных и дополнительных методах обследования пациента;
постановке предварительного диагноза и оказании неотложной доврачебной помощи пациентам с разными видами патологии;
причинах, механизмах развития, клинических проявлениях, неотложной доврачебной помощи при заболеваниях, несчастных случаях и различных видах травм;
организации лечения и медицинского ухода на дому;
диетологии;
медицинской реабилитации;
реаниматологии и анестезиологии;
геронтологии и гериатрии;
мероприятиях по охране здоровья матери и ребенка, перинатальной охране плода, охране и укреплении репродуктивного здоровья;
методах контрацепции;
физиологии и патологии беременности, родов и послеродового периода; оказании неотложной медицинской помощи при экстренных акушерско-гинекологических состояниях;
динамическом наблюдении за здоровыми и больными;
иммунопрофилактике детского и взрослого населения;
основных группах лекарственных средств, их действии на организм человека, способах введения, показаниях и противопоказаниях, возможных осложнениях, особенностях применения лекарственных средств, в том числе у беременных, детей, лиц пожилого и старческого возраста;
этапах сестринского процесса, осуществлении сестринского ухода за больными при различной патологии;
организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
основах трудового законодательства, технических нормативных правовых актах, регламентирующих охрану труда и пожарную безопасность;
организации и проведении работы по формированию здорового образа жизни населения;
первичной учетной медицинской документации.
^
Обязательный минимум содержания образования отражен в подразделах 7.4, 7.5, 7.6 и 7.7.
7.4 Требования к общеобразовательным знаниям и умениям
Требования к социально-гуманитарным знаниям для уровня среднего специального образования определяются Министерством образования Республики Беларусь.
Требования к общеобразовательным знаниям и умениям, обеспечивающим получение общего среднего образования для лиц, обучающихся на основе общего базового образования, определяются Министерством образования Республики Беларусь на основании руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов) общего среднего образования по дисциплинам: РД РБ 02100.2.009, РД РБ 02100.2.010, РД РБ 02100.2.011, РД РБ 02100.2.012, РД РБ 02100.2.013, РД РБ 02100.2.014, РД РБ 02100.2.015, РД РБ 02100.2.017, РД РБ 02100.2.018, РД РБ 02100.2.019, РД РБ 02100.2.020, РД РБ 02100.2.021, РД РБ 02100.2.022, РД РБ 02100.2.025, РДРБ 02100.2.026.
^
систему деловой документации;
организацию делопроизводства;
требования нормативных правовых актов по делопроизводству;
знать на уровне понимания:
технологию работы с входящими и исходящими документами;
порядок систематизации документов;
порядок ведения делопроизводства;
уметь:
оформлять документацию в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов;
составлять основные виды документов (заявление, объяснительная, докладная записки и др.).
Специалист должен в области информатики
знать на уровне представления:
тенденции развития информационных технологий;
методы защиты информации;
знать на уровне понимания:
состав персонального компьютера и назначение его основных устройств;
классификацию программного обеспечения персонального компьютера;
назначение и основные возможности операционной среды Windows;
назначение и функции графических, текстовых редакторов, электронных таблиц и систем управления базами данных;
уметь:
создавать информационную среду на персональном компьютере для организации своей работы;
создавать и редактировать текстовые документы;
использовать электронные таблицы для выполнения вычислений;
использовать системы управления базами данных для накопления, хранения, передачи и поиска информации по локальной сети и в сети Интернет;
применять прикладное программное обеспечение в процессе обработки текстовой и графической информации;
использовать мультимедийные возможности персонального компьютера для создания презентационных документов.
Специалист должен в области латинского языка и медицинской терминологии
знать на уровне представления:
роль латинского языка в системе знаний;
роль латинского языка в анатомической, фармацевтической и клинической терминологии;
знать на уровне понимания:
основы грамматики латинского языка и принципы составления медицинских терминов;
основные рецептурные формулировки;
уметь:
читать и переводить медицинские термины, названия болезней;
оформлять латинскую часть рецепта.
Специалист должен в области медицинской психологии
знать на уровне представления:
цели, задачи и методы медицинской психологии;
особенности коммуникативного процесса;
влияние психических факторов на возникновение и течение болезни;
основы психосоматики;
знать на уровне понимания:
особенности проявления психических процессов у больного и здорового человека;
психологию труда и личности медицинского работника;
особенности этики и деонтологии служебных отношений;
психологию личности пациента;
особенности психогигиены и психопрофилактики в профессиональной деятельности;
общие методы психотерапии;
методы психотерапии при лечении ряда болезней;
значимость социально-психологических рекомендаций при лечении ряда заболеваний;
уметь:
использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
устанавливать психологический контакт с коллегами и пациентами;
соблюдать принцип конфиденциальности в работе с пациентами.
Специалист должен в области медицинской генетики
знать на уровне представления:
биохимические и цитологические основы наследственности;
взаимодействие генов;
основные группы наследственных заболеваний;
методы диагностики наследственной патологии;
знать на уровне понимания:
общие закономерности наследственности и изменчивости, характерные для всех уровней организации живых организмов в норме и патологии;
причины хромосомных и генных заболеваний;
виды профилактики наследственной патологии;
уметь:
решать генетические задачи по различным типам наследования;
определять типы наследственной патологии (хромосомные и генные аномалии);
составлять кариотипы больных с различной хромосомной патологией и по кариотипу определять хромосомные заболевания;
составлять и анализировать родословные.
Специалист должен в области охраны окружающей среды и энергосбережения
знать на уровне представления:
основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды и энергосбережения;
экологические проблемы Республики Беларусь и их связь с природно-территориальными и социально-экономическими условиями;
направления государственной политики в области ресурсо- и энергопользования, охраны окружающей среды и энергосбережения;
условия устойчивости биосферы и других экологических систем;
классификацию природных ресурсов и перспективы их использования;
источники загрязнения окружающей среды;
действие антропогенных факторов на организм, экосистемы, биосферу;
знать на уровне понимания:
критерии оценки качества окружающей среды;
пути рационального использования электроэнергии, топлива, тепла, газа, холодной и горячей воды, сырья;
пути решения проблем загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы;
принципы создания энергосберегающих технологий в различных отраслях производства, на транспорте, в быту;
принципы действия и конструкции приборов учета тепла, газа, воды, электроэнергии;
уметь:
принимать меры по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду;
выполнять энергосберегающие мероприятия в быту и на рабочем месте;
вести пропаганду знаний в области охраны окружающей среды и энергосбережения.
Специалист должен в области охраны труда
знать на уровне представления:
основные нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты, регламентирующие охрану труда;
организацию и систему мероприятий по пожарной безопасности и гигиене труда;
влияние вредных и опасных факторов на организм человека и способы защиты;
источники и причины травматизма и заболеваемости;
знать на уровне понимания:
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;
организацию работы по охране труда с учетом функционального назначения помещения, систему мероприятий по организации и созданию безопасных условий труда;
права, обязанности и ответственность должностных лиц по охране труда;
основные требования санитарных правил и норм к помещениям и рабочим местам, организации образовательного процесса;
опасные и вредные факторы, средства индивидуальной и коллективной защиты;
уметь:
обеспечить выполнение правил и норм охраны труда, правил пожарной безопасности и санитарии;
владеть безопасными приемами и методами работы;
пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты от вредных и опасных факторов;
пользоваться средствами защиты при тушении пожаров;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Специалист должен в области общественного здоровья и организации здравоохранения
знать на уровне представления:
основные нормативные правовые акты по охране здоровья населения Республики Беларусь;
историю развития здравоохранения, планирование и финансирование здравоохранения;
основные принципы организации лечебно-профилактической помощи населению;
структуру, задачи и методы работы центра гигиены и эпидемиологии;
демографическую ситуацию в Республике Беларусь;
знать на уровне понимания:
основные принципы организации медицинской помощи городскому и сельскому населению, акушерско-гинекологической помощи;
основные демографические показатели;
основные методы социально-гигиенических исследований состояния здоровья населения;
принципы учета и отчетности деятельности фельдшерско-акушерского пункта;
способы и средства укрепления и сохранения здоровья населения;
методы гигиенического обучения и воспитания населения;
уметь:
владеть методикой расчета и анализа статистических показателей деятельности организации здравоохранения;
вычислять и оценивать основные демографические показатели;
заполнять и анализировать данные первичной учетной медицинской документации;
владеть методиками гигиенического обучения и воспитания населения.
Специалист должен в области анатомии и физиологии человека
знать на уровне представления:
основные цели и методы исследования в области анатомии и физиологии человека;
органогенез, аномалии и пороки развития организма человека;
механизмы адаптации организма человека;
знать на уровне понимания:
строение органов и систем человека;
функции отдельных органов и систем организма человека;
анатомо-физиологические особенности строения органов и систем в различные периоды жизни человека;
уметь:
применять знания анатомии и физиологии при изучении клинических дисциплин;
измерять и оценивать основные показатели функционального состояния человека на уровне "норма-патология".
Специалист должен в области патологической анатомии и патологической физиологии
знать на уровне представления:
этиологию, патогенез и морфогенез основных патологических состояний;
основные патологические процессы: альтерацию, гипоксию, опухоли, нарушение обмена веществ, нарушение кровообращения и лимфообращения, реакцию организма на альтерацию, компенсаторно-приспособительные реакции;
знать на уровне понимания:
клинические проявления воспалительных реакций, дистрофий, опухолей;
особенности основных клинических проявлений патологических процессов, происходящих в органах и системах;
механизм воздействия на патологический процесс;
уметь:
определять по морфологическим признакам виды патологических реакций;
оценивать клинические проявления типичных патологических процессов;
обосновывать типичные реакции воздействия на возникновение и развитие патологического процесса.
Специалист должен в области гигиены и экологии человека
знать на уровне представления:
историю развития гигиены;
нормативные правовые акты, регламентирующие сохранение и укрепление здоровья населения;
знать на уровне понимания:
гигиенические характеристики воздуха, воды, почвы, радиационного фактора;
закономерности влияния факторов среды обитания на здоровье населения;
основные принципы рационального питания;
гигиенические требования к устройству, оборудованию систем водоснабжения, в том числе организаций общественного питания;
оздоровительные мероприятия по улучшению условий труда, быта, питания и обучения;
методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения;
уметь:
давать санитарно-гигиеническую оценку факторам среды обитания;
обеспечивать санитарно-гигиенические условия труда, быта, питания и обучения;
проводить информационную работу по формированию здорового образа жизни населения.
Специалист должен в области микробиологии, вирусологии, иммунологии
знать на уровне представления:
историю развития микробиологии, вирусологии и иммунологии;
роль и свойства микроорганизмов, их распространение, влияние на здоровье человека;
общие закономерности возникновения и развития бактериальной и вирусной инфекции;
структуру и функции иммунной системы;
иммунные нарушения в организме;
методы микробиологических исследований;
знать на уровне понимания:
механизм иммунного ответа;
механизм развития и возникновения аллергии;
роль факторов агрессии и инвазии, токсинов в развитии патогенеза;
методику исследования патологического материала;
уметь:
проводить забор биологического материала, пищевых продуктов и воды для бактериологического исследования;
обеззараживать биологический материал, инструментарий, посуду, руки.
^
историю развития, цели, задачи, пути реализации сестринского дела;
организацию работы учреждений здравоохранения;
знать на уровне понимания:
этапы сестринского процесса;
повседневные жизненно важные потребности человека;
показания и противопоказания, подготовку пациента и методику выполнения лечебных и диагностических манипуляций;
уметь:
организовать и обеспечить сестринский уход;
выполнять сестринские манипуляции;
проводить работу по формированию здорового образа жизни, гигиеническому воспитанию пациентов;
обучать пациента и членов его семьи вопросам самоухода и ухода за больными;
обеспечивать инфекционную безопасность фельдшера-акушера;
владеть навыками профессионального общения;
вести основную первичную учетную медицинскую документацию.
Специалист должен в области терапии
знать на уровне представления:
историю развития терапии;
роль и значение терапии в оказании первичной и специализированной помощи населению;
организацию терапевтической помощи;
знать на уровне понимания:
этиологию, патогенез, клинические проявления, принципы лечения больных;
осложнения терапевтических болезней;
особенности клинических проявлений болезней и лечения больных пожилого и старческого возраста;
особенности клинических проявлений, лечения, развития осложнений терапевтических болезней у беременных;
этиологию, патогенез, ранние и поздние клинические признаки, методы диагностики, принципы лечения и профилактики онкологических болезней;
уметь:
проводить обследование больных;
осуществлять диагностику и лечение неотложных состояний;
ставить предварительный диагноз, оценивать тяжесть состояния и определять дальнейшую тактику лечения больных;
осуществлять транспортирование больных в профильные лечебно-профилактические организации в соответствии с показаниями для госпитализации;
выполнять назначения врача;
организовывать и осуществлять уход и медицинское наблюдение за пациентом;
осуществлять динамическое наблюдение за больными терапевтического профиля;
организовывать и проводить санитарно-просветительную работу среди населения по здоровому образу жизни, профилактике болезней и их осложнений;
вести первичную учетную медицинскую документацию.
Специалист должен в области хирургии
знать на уровне представления:
историю развития хирургии;
организацию хирургической и травматологической помощи в Республике Беларусь;
знать на уровне понимания:
этиологию, патогенез, клиническую картину, диагностику хирургических болезней и травм, их осложнения;
особенности течения хирургических болезней и травм у пациентов различных возрастных групп и у беременных;
этиологию, патогенез, ранние и поздние клинические признаки, методы диагностики, принципы лечения и профилактики онкологических болезней;
основные и дополнительные методы исследования в хирургии и травматологии;
методы лечения и профилактики хирургических болезней и травм;
санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим хирургических стационаров;
особенности этики и деонтологии при проведении диагностических и лечебных манипуляций в хирургии;
уметь:
проводить обследование больного, ставить предварительный диагноз;
определять тактику лечения;
оказывать неотложную доврачебную помощь при острых и хронических хирургических болезнях, травмах;
накладывать различные виды повязок;
осуществлять транспортную иммобилизацию и транспортирование больных и пострадавших;
подготавливать пациентов к дополнительным методам исследований;
ассистировать врачу при диагностических и лечебных манипуляциях;
выполнять назначения врача;
осуществлять динамическое наблюдение за хирургическими и травматологическими больными;
организовывать и проводить работу среди населения по профилактике хирургических болезней и травматизма;
вести первичную учетную медицинскую документацию.
Специалист должен в области реаниматологии
знать на уровне представления:
систему организации реаниматологической службы Республики Беларусь;
юридические и этические аспекты работы в отделениях интенсивной терапии и реанимации;
знать на уровне понимания:
этиологию, патогенез, клинические проявления, методы диагностики и лечения неотложных состояний у взрослых и детей;
виды и клинические проявления терминальных состояний;
основные лекарственные средства, используемые при неотложных состояниях;
уметь:
проводить сердечно-легочную реанимацию;
оказывать доврачебную медицинскую помощь и оценивать ее эффективность при неотложных состояниях.
Специалист должен в области педиатрии
знать на уровне представления:
историю развития педиатрии;
систему организации медицинской помощи детям и подросткам;
организацию неонатальной службы;
знать на уровне понимания:
анатомо-физиологические особенности детского организма, закономерности физического и нервно-психического развития ребенка в различные периоды детства;
этиологию, патогенез, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, принципы лечения и профилактики детских болезней;
особенности санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима отделений новорожденных и грудных детей;
уметь:
проводить обследование больного ребенка, оценивать его состояние, ставить предварительный диагноз и определять тактику лечения;
оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях у детей и осуществлять транспортирование больного ребенка в организацию здравоохранения;
выполнять назначения врача;
оценивать состояние новорожденного и оказывать доврачебную медицинскую помощь при асфиксии и других неотложных состояниях;
проводить комплексную оценку состояния здоровья, определять группу здоровья, проводить профилактические и лечебные мероприятия по сохранению и улучшению здоровья детей и подростков;
осуществлять динамическое наблюдение и реабилитацию детей и подростков с хронической патологией;
организовывать и проводить работу по иммунопрофилактике;
владеть навыками ухода за детьми и выполнять сестринские манипуляции;
организовывать рациональное вскармливание ребенка первого года жизни и консультировать родителей по особенностям питания детей разных возрастных групп;
проводить работу по формированию здорового образа жизни у детей и подростков, сохранению их репродуктивного здоровья.
Специалист должен в области акушерства
знать на уровне представления:
историю развития акушерства;
организацию работы и структуру учреждений родовспоможения;
репродуктивные технологии;
знать на уровне понимания:
анатомо-физиологические особенности женского организма;
физиологические процессы, происходящие в организме женщины в период беременности, во время родов и в послеродовом периоде;
методы обследования беременных, рожениц и родильниц;
методы диагностики ранних и поздних сроков беременности;
течение и ведение физиологически или патологически протекающей беременности;
физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам;
физиологию и патологию родов и послеродового периода;
динамическое наблюдение за женщинами группы резерва родов;
санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим акушерского стационара;
уметь:
собирать анамнез, сведения о течении беременности;
выявлять факторы риска возникновения акушерской патологии;
выявлять ранние признаки, определять срок беременности, дату декретного отпуска и предполагаемого срока родов;
проводить обследование беременных;
вести динамическое наблюдение за здоровыми беременными;
проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам;
оказывать акушерское пособие в родах;
распознавать акушерскую патологию;
осуществлять уход за беременными, роженицами и родильницами при акушерской патологии;
оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях в акушерстве;
выполнять назначения врача;
проводить работу по вопросам планирования семьи, контрацепции.
Специалист должен в области гинекологии
знать на уровне представления:
историю развития гинекологии;
организацию работы и структуру учреждений по оказанию гинекологической помощи;
знать на уровне понимания:
этапы жизни женщины и физиологические процессы, происходящие в эти периоды;
этиологию, патогенез, клинические проявления, принципы лечения, профилактику гинекологических и онкогинекологических болезней;
методы обследования гинекологических больных;
консервативные и оперативные методы лечения гинекологических больных;
динамическое наблюдение женщин с гинекологическими и онко-гинекологическими болезнями;
санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим гинекологического стационара;
вопросы планирования семьи и методы контрацепции;
уметь:
выявлять гинекологические и онкогинекологические болезни;
проводить основные гинекологические исследования;
оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях в гинекологии;
выполнять назначения врача при гинекологических и онкогинекологических болезнях, осуществлять контроль за лечением больных;
организовывать динамическое наблюдение за гинекологическими больными;
проводить работу по вопросам планирования семьи, контрацепции, профилактике инфекций, передаваемых половым путем.
Специалист должен в области инфекционных болезней с эпидемиологией
знать на уровне представления:
историю развития инфекционных болезней и эпидемиологии;
систему организации медицинской помощи инфекционным больным в Республике Беларусь;
знать на уровне понимания:
классификацию инфекционных болезней;
методы лабораторной и инструментальной диагностики инфекционных болезней;
особенности эпидемиологии, клиники, профилактики инфекционных болезней;
показания к госпитализации, принципы лечения и ухода за инфекционными больными;
организацию работы при возникновении особо опасных инфекций;
противоэпидемические мероприятия в очаге инфекционных заболеваний;
организацию иммунопрофилактики;
задачи амбулаторно-поликлинической службы в профилактике инфекционных болезней;
особенности эпидемиологии внутрибольничных инфекций и меры профилактики;
уметь:
ставить предварительный диагноз и определять тактику лечения пациента;
оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;
осуществлять забор биологического материала для лабораторного исследования у больных и контактных лиц;
выполнять назначения врача при инфекционных болезнях и осуществлять контроль за лечением больных;
осуществлять реабилитацию и динамическое наблюдение за инфекционными больными;
проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекционных заболеваний;
выполнять требования инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала;
проводить санитарно-просветительную и информационно-пропагандистскую работу с населением и пациентами;
оформлять первичную учетную медицинскую документацию.
Специалист должен в области кожных болезней и инфекций, передаваемых половым путем
знать на уровне представления:
историю развития дерматовенерологии;
систему организации помощи больным с кожными болезнями и инфекциями, передаваемыми половым путем, в Республике Беларусь;
знать на уровне понимания:
этиологию, патогенез, клинические проявления, осложнения, лечение кожных болезней и инфекций, передаваемых половым путем;
группы риска и методы проведения профилактики инфекций, передаваемых половым путем; *
санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим кожно-венерического стационара;
уметь:
проводить исследование пациента;
ставить предварительный диагноз, определять тактику лечения пациента с кожными болезнями и инфекциями, передаваемыми половым путем;
оказывать помощь при неотложных состояниях кожи и слизистых оболочек;
выполнять назначения врача;
организовывать уход, медицинское наблюдение за пациентом, реабилитацию пациента;
готовить пациента к диагностическим и лечебным процедурам;
проводить работу по профилактике кожных болезней и инфекций, передаваемых половым путем.
Специалист должен в области нервных болезней
знать на уровне представления:
историю развития нервных болезней;
систему организации неврологической помощи в Республике Беларусь;
медицинские, этические и юридические аспекты оказания неврологической помощи;
знать на уровне понимания:
этиологию, патогенез, клинические проявления, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и профилактики болезней нервной системы;
принципы динамического наблюдения неврологических больных;
уметь:
диагностировать болезни нервной системы;
оказывать неотложную доврачебную помощь при нервных болезнях;
выполнять назначения врача.
Специалист должен в области психических болезней
знать на уровне представления:
историю развития психиатрической помощи;
систему организации психиатрической помощи в Республике Беларусь;
медицинские, этические и юридические аспекты в психиатрии;
знать на уровне понимания:
клиническую характеристику основных психопатологических симптомов и синдромов;
клинику основных психических и наркологических болезней, принципы их диагностики, лечения и профилактики;
принципы динамического наблюдения за психическими больными;
уметь:
диагностировать острые и опасные психические состояния;
оказывать неотложную доврачебную помощь при психических расстройствах;
организовывать наблюдение и госпитализацию психических больных.
Специалист должен в области офтальмологии
знать на уровне представления:
историю развития офтальмологии;
организацию офтальмологической помощи населению в Республике Беларусь;
знать на уровне понимания:
этиологию, патогенез, клинические проявления и принципы лечения глазных болезней;
факторы риска ухудшения и потери зрения, меры профилактики глазных болезней;
уметь:
диагностировать болезни органа зрения;
оказывать неотложную помощь при острых болезнях, ожогах, травмах органа зрения;
выполнять назначения врача.
Специалист должен в области стоматологических болезней с основами гигиены полости рта
знать на уровне представления:
назначение, правила применения аппаратов и инструментария, используемых в стоматологической практике;
принципы лечения зубочелюстных аномалий и основы протезирования;
этиологию, клинику и принципы лечения злокачественных и доброкачественных опухолей челюстно-лицевой области;
знать на уровне понимания:
этиологию, клинику и принципы лечения основных стоматологических болезней: кариеса и некариозных поражений, болезней пульпы и периапикальных тканей, болезней периодонта и слизистой оболочки полости рта;
этиологию, клинику и принципы лечения одонтогенных воспалительных болезней и травм челюстно-лицевой области;
основные и дополнительные средства гигиены полости рта;
уметь:
применять основные и дополнительные средства и методы гигиены полости рта;
проводить мотивацию к поддержанию здоровья полости рта.
Специалист должен в области болезней оториноларингологии
знать на уровне представления:
историю развития оториноларингологии;
систему организации оториноларингологической помощи в Республике Беларусь;
знать на уровне понимания:
этиологию, патогенез, клинические проявления, осложнения, принципы лечения и профилактики основных болезней уха, горла, носа;
методы обследования уха, горла, носа;
уметь:
оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;
осуществлять уход за больными при болезнях уха, горла, носа;
выполнять назначения врача.
Специалист должен в области реабилитологии
знать на уровне представления:
виды, принципы, цели и этапы медицинской реабилитации;
организацию физиотерапевтического кабинета на фельдшерско-акушерском пункте;
методику, дозировку, технику проведения физиотерапевтических процедур;
современные лечебные физические факторы, механизмы действия физических факторов, применяемых при восстановительном лечении;
принципы устройства и действия основных физиотерапевтических аппаратов;
принципы дозиметрии и безопасности труда при работе с физиотерапевтической аппаратурой;
знать на уровне понимания:
сущность физиологического действия естественных и префор-мированных физических факторов на организм человека;
показания и противопоказания к назначению физиотерапевтических процедур, лечебной физкультуры, массажа;
использование методов физического воздействия с целью профилактики болезней;
особенности применения физических факторов для реабилитации детей, гинекологических больных, беременных и лиц пожилого возраста;
уметь:
проводить упражнения лечебной физкультуры при болезнях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, гинекологических болезнях и для беременных;
выполнять основные приемы массажа.
Специалист должен в области семейной медицины
знать на уровне представления:
основные направления социальной политики государства в области брачных и семейных отношений;
отношения, регулируемые Кодексом Республики Беларусь о браке и семье [5];
знать на уровне понимания:
критерии здоровья семьи;
проблемы семьи, имеющей ВИЧ-инфицированных, больных СПИДом, туберкулезом;
факторы риска, влияющие на здоровье семьи;
принципы здорового образа жизни семьи;
уметь:
оказывать психологическую помощь и поддержку проблемным семьям;
оказывать психологическую помощь и поддержку пациенту и его семье при тяжелых болезнях и терминальных состояниях.
Специалист должен в области фармакологии
знать на уровне представления:
историю развития фармакологии;
основные положения фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств;
знать на уровне понимания:
классификацию лекарственных препаратов;
фармакологическую характеристику основных групп лекарственных средств;
лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
побочное и токсическое действие лекарственных средств;
правила хранения, учета и отпуска лекарственных средств;
уметь:
оформлять рецепты лекарственных средств;
прогнозировать действие и взаимодействие лекарственных средств на пациента;
обосновывать принципы действия лекарственных средств при оказании доврачебной помощи;
сочетать лекарственные препараты, исходя из их фармакодина-мических и фармакокинетических свойств.
^
Практическая подготовка специалиста является обязательной частью образовательного процесса и направлена на закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения.
При подготовке специалиста предусматриваются следующие виды практики: учебная и преддипломная.
7.7.1 Учебная практика направлена на:
- закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков по сестринскому делу и манипуляционной технике;
- приобретение профессиональных навыков по терапии, хирургии, педиатрии, акушерству и гинекологии.
7.7.2 Преддипломная практика направлена на формирование профессиональной компетентности специалиста и на подготовку его к выполнению профессиональных функций [6] в соответствии с подразделами 6.6 и 7.2 настоящего образовательного стандарта.
|