|
Скачать 111.95 Kb.
|
16. Аномалии развития и заболевания языка. Проявление в полости рта заболеваний пищеварительной системы Актуальность темы: Заболевания языка в значительной степени обусловлены анатомическими особенностями, функциями и разносторонними связями с различными органами и системами человека. Изменения языка очень часто наблюдается при системных заболеваниях организма и прежде всего желудочно-кишечного тракта, причем при некоторых из них такие изменения являются обязательным симптомом. Существует большая группа заболеваний языка, которые самостоятельны, без поражения слизистой оболочки остальных отделов ротовой полости. Цели обучения Общая цель: Уметь поставить предварительный клинический диагноз заболеваний языка и определить признаки поражения СОПР при патологии желудочно-кишечного тракта, определить тактику ведения больного и принципы лечения заболеваний.
^ Задания для проверки исходного уровня Задание №1. Женщина 30 лет жалуется на периодическое появление «язвочек» в полости рта. Рецидивы повторяются 4-5 раз на год. «Язвочки» заживают через 8-10 дней. Объективно: на боковой поверхности языка слева обнаруживаются элементы поражения круглой формы с четкими краями 0,5 см. в диаметре, покрыты сероватым налетом, ограничены ободком гиперемии, болезненны при пальпации. Поражение какого участка ЖКТ является очагом развития данной патологии полости рта? А. Пищевод В. Желудок С. Двенадцати перстная кишка Д. Тонкий кишечник Е. Толстый кишечник ^ Женщина 50 лет жалуется на утолщение языка, слабость, сонливость. Объективно: слизистая полости рта несколько гиперемирована, язык без особенностей, не сильно увеличен в размерах, на боковых поверхностях отпечатки зубов незначительная десквамация, сухость полости рта. Десневой край гиперемирован, значительны отложения зубного камня в области 31,32,33 зубов. После какой общей патологии характерна данная клиническая картина? А. Заболевания ЖКТ В. Заболевания эндокринной системы С. Нарушения гормонального статуса Д. Медикаментозная аллергия Е. Авитаминоз группы В ^ Мужчина 40 лет обратился с жалобами на неприятное ощущение в языке, что выражается в дискомфорте (чувство утолщения, покалывания). Около десяти лет наблюдается у гастроэнтеролога, первичный диагноз – гиперацидный гастрит, с периодическими обострениями, назначения врача в основном не выполняет. Объективно: слизистая полости рта на момент осмотра обычного цвета, без видимых патологических изменений. Язык незначительно отечен, наблюдаются участки десквамации эпителия, безболезнен при пальпации. Какие специалисты должны проконсультировать пациента для уточнения диагноза? А. Гастроэнтеролог В. Терапевт С. Эндокринолог Д. Лор - врач Е. Невропатолог ^ На прием к стоматологу обратилась женщина 40 лет с жалобами на периодическую боль на боковой поверхности языка справа. Боль может возникать ночью, днем во время приема пищи и самостоятельно проходить. Язык беспокоит в течение месяца. Объективно: слизистая полости рта и языка без видимых патологических изменений, пальпация языка безболезненна, язык подвижен. Какая тактика врача – стоматолога относительно обследования данной больной? А. Направить на прицельную рентгенограмму В. Направить на пантомограмму С. Провести пародонтологические пробы Д. Направить на клинический анализ крови Е. Консультация невропатолога ^ Молодой человек 25 лет обратился с жалобами на новообразования в задней трети языка посредине впереди жолобоватых сосочков, ранее на это образование не обращал внимания. Объективно: слизистая полости рта и языка без особенностей, в задней трети языка посредине пальпируется четко ограниченное образование круглой формы размером 2,8 х 2,3мм без сосочков, пальпация образования безболезненна. Что предположительно вызвало такие изменения в языке? А. Местная травма В. Заболевания ЖКТ С. Врожденная патология Д. Нарушения эмбриогенеза языка Е. Бледная трипонема ^ Женщина 24 лет жалуется на боль, жжение и раздвоение языка. Раздвоение языка заметила 6 месяцев назад, когда появилось жжение. Объективно: язык обычных размеров, безболезненный при пальпации, глубокие бороздки по поверхности языка, язык покрыт белесоватым налетом, налет снимается хорошо, слюна тянется за инструментом, но у гастроэнтеролога не наблюдается. Какая тактика по ведению этой пациентки у врача – стоматолога. А. Консультация гастроэнтеролога В. Анализ крови на сахар С. Лечение у стоматолога Д. Консультация в кож.-вен. диспансере Е. Консультация хирурга – стоматолога ^ Мужчина 50 лет жалуется на сухость, жжение и боль в языке. Все это началось 2 недели назад. Жжение возникает после приема раздражающей пищи. Две недели назад перенес пневмонию, принимал большое количество антибиотиков. Объективно: слизистая полости рта и языка гиперемирована, отечна, на боковых поверхностях языка отпечатки зубов, гипертрофия нитивидных сосочков, пальпация языка безболезненна. Какие лабораторные исследования рекомендовано для уточнения диагноза? А. Клинический анализ крови В. Анализ крови на сахар С. Анализ кала на скрытую кровь Д. Аллергологические пробы Е. Обследование иммунологического статуса ^ Задние №1 Е. Задание №2 С. Задание №3 Е. Задание №4 В. Задание №5 Д. Задание № 6 С Задание № 7 Д ^ 1.Внутренние болезни: Учебник: Том2/ под ред. А.И.Мартынов, Н.А Мухин, Диагностика и лечение изд.: Литтерра 2011- с369 2.Практикум по патологической физиологии ( для студ.лечебн., педиатрии и стомат. факультетов). Учебник, Том 1( под редакцией Тальцева М,А., Паумова В.С.) Москва: «Тэотар – Медиа» 2008 – 512с. 3. Анатомия человека: Учебник/ под ред. М.Г.Привеса, 9-е изд.-М:Медицина, 1982-672с. 4.Клиническая фармакология: Учебник/ под ред. Купес В.Г., 1999 М: Медицина – 528с. Содержание обучения в соответствии с целями Теоретические вопросы темы
Источники информации Основная литература:
Дополнительная литература
Набор заданий для проверки достижения контрольных целей Задание №1. Женщина 31 года жалуется на сухость во рту, жжение языка, незначительные боли при приеме острой пищи. Накануне переболела ангиной, принимала антибиотики широкого спектра действия на протяжении двух недель. Объективно: спинка языка покрыта налетом, после снятия, которого обнаруживается гиперемированная болезненная слизистая оболочка языка без язв и эрозий. Какой наиболее вероятный диагноз? А. Аллергический стоматит В. Глоссит Гюнтера - Миллера С. Десквамативный глоссит Д. Кандидозный глоссит Е. Обложенность языка ^ Мужчина 40 лет обратился на прием с жалобами на «неравномерную окраску» языка. Объективно: полость рта санирована, на спинке и боковых поверхностях языка участки десквамации эпителия окруженные белесоватым венчиком. Какой наиболее вероятный диагноз? А. Герпетическое поражение языка В. Десквамативный глоссит С. Туберкулезный глоссит Д. Кандидозный глоссит Е. Острый катаральный глоссит ^ Больной 47 лет жалуется на ощущение инородного тела на языке, затруднение при разговоре, проявление позывов на рвоту, сухость во рту. Объективно: полость рта санирована, десневой край в норме на спинке языка нитевидные сосочки удлинены до 5 мм, желтого цвета. Какой наиболее вероятный диагноз? А.Черный «волосатый» язык В. Кандидозный глоссит С. Ромбовидный глоссит, папиломатозной формы Д.Десквамативный глоссит Е.Складчатый язык ^ Мужчина 37 лет, обратился к стоматологу для санации полости рта. При осмотре на задней трети языка строго по средней линии врач определил участок округлой формы до 1 см в диаметре с гладкой поверхностью, без сосочков с четкими контурами более плотной консистенции по сравнению с другими тканями. Для какого заболевания языка характерна данная клиническая картина? А. Хронический атрофический кандидоз В. «Бляшка скошенного луга» С. Глоссит Гюнтера - Миллера Д. Десквомативный глоссит Е. Ромбовидный глоссит. ^ Больная 57 лет жалуется на сухость и ощущение жжения, покалывания в языке, сухость во рту. Эти ощущения появились 3 месяца назад после лечения язвы желудка с применениями препаратов содержащих антибиотики. Объективно: Слизистая полости рта без особенностей. Язык покрыт грязно - белым налетом, налет снимается легко, слизистая после удаления налета без эрозии. Слюна тянется за стоматологическим инструментом. Какой наиболее вероятный диагноз? А. Десквамативный глоссит В. Туберкулезный глоссит С. Глоссит Гюнтера-Миллера Д. Кандидозный глоссит Е.Острый катаральный глоссит ^ При осмотре мужчине 50 лет, стоматолог поставил диагноз: хронический атрофический кандидоз. Какой из препаратов наиболее эффективен при местном применении в данном случае? А. Гидрокартизоновая мазь + солкосирил В. Декамин + гидрокартизоновая мазь С. Фурацилин + метиленовый синий Д. Фурацилин + солкосирил Е. Метиленовый синий + декамин. ^ Женщина 35 лет жалуется на периодические появления «язвочек» на языке, которые со временем перемещаются по всей поверхности языка. Иногда возникает чувство дискомфорта при приеме острой пищи. Объективно: слизистая полости рта без особенностей, на слизистой языка определяется участок десквамации эпителия окруженный белесоватым венчиком, безболезненны при пальпации. При пальпации лимфоузлы не увеличены. Какой наиболее вероятный диагноз? А. «Бляшки скошенного луга» В. Десквамативный глоссит С. Кандидозный глоссит Д. Туберкулезный глоссит Е. Частичная десквамация эпителия Эталоны ответов: Задание №1. А Задание №2. В Задание №3. А Задание №4. Е Задание №5. Д Задание №6. Е Задание №7. В Короткие методические указания к работе студентов на практическом занятии В начале занятия проводится проверка и коррекция исходного уровня знаний-умений путем решения тестовых задач. Далее студенты приступают к самостоятельной работе-приему больных в клиническом зале под контролем преподавателя: проводят опрос пациентов, внимательно выслушивают все жалобы, целенаправленно собирают анамнез заболевания, анамнез жизни, проводят осмотр и инструментальные методы обследования, выделяют ведущий клинический синдром, с помощью диагностических алгоритмов проводят дифференциальную диагностику, анализируют результаты дополнительных методов исследования. В результате подробного клинического разбора с помощью преподавателя и в присутствии всей группы устанавливается предварительный или окончательный диагноз, намечается план дальнейшего обследования, общего и местного лечения. При необходимости выписывается направление на дополнительное исследование, консультацию другого специалиста, рецепты, даются рекомендации больному по поводу проведения терапии дома. После окончания приема больных студенты заполняют амбулаторную карту стоматологичекого больного, журнал ежедневного учета. Студенты приобщаются также к участию в консультациях больных. Далее проводится разбор проведенной самостоятельной работы, акцентируется внимание на допущенных ошибках. При отсутствии тематических больных, студенты решают ситуационные задачи, в том числе и визуализированные. После этого проводится итоговый контроль освоения материала путем решения не менее 20 тестовых заданий. Подводятся итоги занятия, выставляются оценки. ^ ДЕСКВАМАТИВНЫЙ ГЛОССИТ («географический язык») ![]() ГРАФЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ К ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ: ^ («географический язык») ![]() ГРАФЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ К ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ: СКЛАДЧАТЫЙ (СКРОТАЛЬНЫЙ) ЯЗЫК ![]() ГРАФЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ К ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ: СКЛАДЧАТЫЙ (СКРОТАЛЬНЫЙ) ЯЗЫК ![]() ГРАФЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ К ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ: РОМБОВИДНЫЙ ГЛОССИТ ![]() ГРАФЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ К ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ: РОМБОВИДНЫЙ ГЛОССИТ ![]() ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОИСК К ТЕМЕ: «ЗАБОЛЕВАНИЯ ЯЗЫКА» ![]() |