|
Скачать 141.25 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Биологический факультет
^ «Физиология высшей нервной деятельности» (ОД.А.07; цикл ОД.А.00 «Дисциплины по выбору аспиранта» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли 03.00.00 Биологические науки, специальность 03.03.01 – Физиология) Самара 2011 Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 03.03.01 – Физиология, в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03.03.01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г., и учебным планом СамГУ по основной образовательной программе аспирантской подготовки. Составитель рабочей программы: Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук Рабочая программа утверждена на заседании совета биологического факультета протокол № 6 от 23.06.2011 г. Декан биологического факультета «___»____________20____г. ______________ Г.Л.Рытов (подпись) 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины ^ формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний о физиологических механизмах, лежащих в основе высшей нервной деятельности человека и животных ^
^ Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
^ Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по анатомии и физиологии человека и животных, математике, биофизике, биоорганической химии в объеме программы высшего профессионального образования. ^ Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности 03.03.01 – Физиология. ^ Форма обучения (вид отчетности) 2-3 год аспирантуры; вид отчетности – зачёт
^
^ Тема 1. Общие проблемы физиологии высшей нервной деятельности. Характеристика современного этапа развития физиологии высшей нервной деятельности. Основные этапы развития физиологии высшей нервной деятельности. Физиология высшей нервной деятельности в системе биологических наук. Предмет и объект изучения физиологии высшей нервной деятельности. Методологические основы современной физиологии высшей нервной деятельности. Основные этапы истории развития физиологии высшей нервной деятельности. Роль И.П.Павлова в возникновении и развитии физиологии высшей нервной деятельности. Ведущие отечественные и зарубежные учёные-физиологи, научные школы, работающие в области физиологии высшей нервной деятельности. ^ Системная организация поведенческого акта. Особенности высшей нервной деятельности на отдельных этапах онтогенетического и филогенетического развития. Мотивация как системообразующий фактор целостной поведенческой реакции. Классификация мотиваций. Эмоции как компонент целостных поведенческих реакций. Теории эмоций. Системная архитектоника целенаправленного поведенческого акта (П.К. Анохин). Структура функциональной системы. ^ Выработка оборонительных условных рефлексов у человека. Тема 10. Методики исследования высшей нервной деятельности Методики исследования силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Электроэнцефалография. ^ – не предусмотрены. 3.2. Список вопросов для промежуточного тестирования – не предусмотрено. 3.3. Самостоятельная работа Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку. Выявление информационных ресурсов в научных библиотеках и сети Internet по следующим направлениям:
Тема 1. Общие проблемы физиологии высшей нервной деятельности. Характеристика современного этапа развития физиологии высшей нервной деятельности. Характеристика современного этапа развития физиологи высшей нервной деятельности. Современные представления о физиологических основах высшей нервной деятельности человека и животных. Ключевые концепции в современной физиологии высшей нервной деятельности. Актуальные проблемы и перспективы развития современной физиологии высшей нервной деятельности. ^ . Морфофункциональная характеристика различных отделов коры больших полушарий головного мозга. Основные типы корковых нейронов. Цитоархитектонические и миелоархитектонические поля. Проекционные, ассоциативные зоны коры, особенности их строения и функции. Конвергенции афферентных возбуждений на нейронах коры. Морфологические и функциональные особенности старой и новой коры больших полушарий. Значение тормозных нейронов для регуляции функционального состояния коры. Кортикофугальные влияния коры на подкорковые образования. Влияние коры на деятельность внутренних органов (К.М. Быков). Проблема динамической локализации функций в коре больших полушарий. ^ Рефлекторная теория. Распространение принципов рефлекторной теории на психическую деятельность человека. Классификация безусловных рефлексов. Инстинкты как сложные безусловные рефлексы; их биологическое значение, механизмы инстинктивного поведения. Центры безусловных рефлексов, их основные свойства. ^ Определение понятия «условный рефлекс». Классификация условных рефлексов. Условия образования условных рефлексов. Современные представления о механизмах образования условных рефлексов. Гипотеза конвергентного замыкания дуги условного рефлекса. Рефлекторная дуга условного рефлекса. Методы выработки условных рефлексов у животных и человека. ^ Торможение в коре больших полушарий; его физиологическая роль. Безусловное (внешнее) и условное (внутреннее) торможение. Виды внешнего и внутреннего торможения. Современные представления о механизмах условного торможения. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Динамический стереотип. ^ Теория функциональных систем (П.К. Анохин). Системная организация поведенческого акта. Афферентный синтез. Значение доминирующей мотивации, обстановочной афферентации, информации, хранящейся в памяти, пусковой афферентации в процессах афферентного синтеза. Принятие решения. Эфферентный синтез. Результат действия и акцептор результата действия. Нейрофизиологический субстрат акцептора результата действия. ^ Память и ее значение в высшей нервной деятельности. Виды памяти. Иконическая и кратковременная память. Долговременная память. Модели кратковременной и долговременной памяти. Современные представления о нейрофизиологических механизмах памяти. Механизм долговременной потенциации. Роль гиппокампа и других структур головного мозга в физиологических механизмах памяти. Клеточные и гуморальные основы памяти. ^ Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности. Классификация и характеристика типов ВНД. Методы определения типов ВНД. Характеристика типологических особенностей высшей нервной деятельности человека. ^ Активный и пассивный сон (И.П. Павлов). Физиологическое значение сна. Теории центров сна, гипнотоксинов. Циклы сна. Фазы и стадии сна. Характеристика медленного и быстрого сна. Современные представления о физиологических механизмах сна. Роль активирующей системы мозга, нейромедиаторных систем и биологически активных веществ в регуляции циклов сна и бодрствования. Физиологические механизмы сновидений. Гипноз. ^ Методики исследования высшей нервной деятельности животных и человека. Экспериментальное исследование силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов. Методы исследования памяти. Методы исследования сна. Электроэнцефалография. Электромиография. Электроокулография. ^ Отличительные особенности высшей нервной деятельности человека. Влияние генетических факторов и окружающей среды на высшую нервную деятельность человека. Представление о первой и второй сигнальных системах действительности (И.П. Павлов). Слово как «сигнал сигналов». Развитие абстрактного мышления у человека. 3.3.1. Поддержка самостоятельной работы:
^ проводится в виде зачёта. 4. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ (Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино- и телефильмов). Программы пакета Microsoft Offiсe; Сайт научной библиотеки СамГУ, с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных – URL: http://weblib.samsu.ru/level23.html ^ (Современные приборы, установки (стенды), необходимость специализированных лабораторий и классов)
7. Литература 7.1. Основная
7.2. Дополнительная
^
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ за___________/___________учебный год В рабочую программу курса «Физиология высшей нервной деятельности», цикл ОД.А.07 «Дисциплины по выбору аспиранта» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли Биологические науки, специальность 03.03.01 – Физиология вносятся следующие дополнения и изменения: |