Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________С.Г. Дембицкий
"_____"__________________20___ г.
Рабочая программа дисциплины
ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Направление подготовки
030300 – ПСИХОЛОГИЯ
Профиль подготовки
_____________________
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная, очно-заочная, заочная
^
(протокол № ___ от 20__г.)
|
Одобрено кафедрой естественнонаучных дисциплин
(протокол № от 20 г.)
Зав.кафедрой _______________________________
|
Москва
2012 г.
Рыбалов Леонид Борисович, кандидат биологических наук, доцент
Кафедра «естественнонаучных дисциплин»
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология» для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения 1 курса – 2 семестр. В учебно-методическом комплексе представлен тематический план изучения дисциплины, программа, задания для самостоятельной работы, современные образовательные технологии, приводятся вопросы для подготовки к зачету. Особое внимание уделено методическим указаниям для студентов, изучающих данную дисциплину, и преподавателей, читающих курс «Физиология ВНД и СС».
^
Чернявская Л.И. канд. биол. наук
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Физиология ВНД и СС » являются:
- дать представление студентам о строении и функциях биологических мембран, современные представления о процессах возбуждения и торможения в изолированных нейронах и нервных цепях, о физиологии синаптической передачи, основы общей физиологии центральной нервной системы.
- познакомить с наиболее важным разделом курса «Физиология ВНД и СС» - павловским учением о рефлекторном взаимодействии организма и среды, с физиологией условного рефлекса и физиологией сенсорных систем, и с современными достижениями в области физиологии высшей нервной деятельности.
- познакомить с учением о второй сигнальной системе, с основными представлениями об аналитико-синтетической функции высших отделов центральной нервной системы, с физиологическими основами обучения и памяти, с организацией поведения и с его физиологическим обоснованием с типологией высшей нервной деятельности животных и человека.
^
Дисциплина Физиология ВНД и СС» относится к циклу ООП Б.2. Математический и естественно-научный цикл, вариативная часть B.01.
Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких «Анатомия ЦНС», «Современные концепции естествознания».
Данная дисциплина является базовой для дисциплин профессионального цикла: «Общей психологии», «Нейрофизиологии», «Психофизиологии», «Возрастная и клиническая психологии», «Зоопсихология и сравнительная психология», а также для дисциплин вариативной части профессионального цикла по профилю «Основы психогенетики», «Антропологии».
^
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность и готовность к:
К пониманию современных концепций картин мира на основании сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК – 2)
владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК -5);
проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформление научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК - 9);
овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12).
Отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретации (ПК- 2).
В результате освоения дисциплины «физиология ВНД И СС» обучающийся должен:
- знать
объект, предмет и методы физиологии ВНД, её место в системе естественно-научных дисциплин;
общие принципы функционирования центральной системы;
основные положения рефлекторной теории и физиологию условного рефлекса;
физиологические механизмы процессов обучения, памяти, потребности, мотиваций, эмоций,
принципы функционирования второй сигнальной системы;
основные классификации типов нервной системы.
- уметь
выделять теоретические и прикладные компоненты физиологии ВНД;
связывать знания физиологии ВНД с другими естественно-научными дисциплинами;
показать мировоззренческую значимость основных положений физиологии ВНД;
самостоятельно анализировать условно-рефлекторную деятельность животных и человека
анализировать механизм формирования обучения, памяти, потребности, мотиваций, эмоций;
- владеть
о современном состоянии физиологии ВНД как науки в России;
о основных школах и концепциях физиологии ВНД;
о наиболее важных перспективах развития физиологии ВНД в современный период;
об основных направлениях применения знания физиологии ВНД в практике других наук, особенно психологических.
^ «Физиология ВНД и СС»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.
Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
^
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
^
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
Практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Транспорт веществ через биологические мембраны.
|
2
|
4
|
|
|
1
|
|
3
|
|
|
|
2
|
Возбуждения и торможение в нервных структурах. Синаптическая передача.
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
3
|
Основы общей физиологии центральной и вегетативной нервной системы
|
2
|
6
|
1
|
|
2
|
|
3
|
|
|
|
4
|
История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности
|
2
|
4
|
1
|
|
1
|
|
2
|
|
|
|
5
|
Основные положения теории рефлекторного взаимодействия организма и среды.
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
6
|
Функциональная организация высших отделов центральной нервной системы
|
2
|
8
|
1
|
|
2
|
|
5
|
|
|
|
7
|
Безусловно-рефлекторная деятельность организма
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
8
|
Закономерности условно-рефлекторной деятельности
|
2
|
8
|
1
|
|
2
|
|
5
|
|
|
|
9
|
Физиологические основы обучения и памяти
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
10
|
Общие представления об организации поведения
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
11
|
Потребности. Мотивации. Эмоции
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
12
|
Функциональные состояния центральной нервной системы
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
13
|
Вторая сигнальная система
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
14
|
Типологические особенности высшей нервной деятельности животных и человека
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
15
|
Физиология сенсорных систем. Анализаторные системы. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.
|
2
|
8
|
1
|
|
2
|
|
5
|
|
|
|
16
|
Органы чувств. Общие свойства рецепторов
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
17
|
Общие свойства анализаторов: зрительного, слухового, вкусового, вестибулярного, двигательного, болевого и др.
|
2
|
10
|
1
|
|
2
|
|
7
|
|
|
|
|
Итого
|
2
|
108
|
16
|
|
22
|
|
70
|
|
|
Экзамен
|
заочная форма обучения (срок обучения 4 года)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
^
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
^
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
Практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Транспорт веществ через биологические мембраны.
|
2
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
2
|
Возбуждения и торможение в нервных структурах. Синаптическая передача.
|
2
|
6
|
0,5
|
|
|
|
5,5
|
|
|
|
3
|
Основы общей физиологии центральной и вегетативной нервной системы
|
2
|
6
|
|
|
0,5
|
|
5,5
|
|
|
|
4
|
История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности
|
2
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
5
|
Основные положения теории рефлекторного взаимодействия организма и среды.
|
2
|
6
|
0,5
|
|
|
|
5,5
|
|
|
|
6
|
Функциональная организация высших отделов центральной нервной системы
|
2
|
8
|
|
|
0,5
|
|
7,5
|
|
|
|
7
|
Безусловно-рефлекторная деятельность организма
|
2
|
6
|
0,5
|
|
|
|
5,5
|
|
|
|
8
|
Закономерности условно-рефлекторной деятельности
|
2
|
8
|
0.5
|
|
|
|
7,5
|
|
|
|
9
|
Физиологические основы обучения и памяти
|
2
|
6
|
0,5
|
|
|
|
5,5
|
|
|
|
10
|
Общие представления об организации поведения
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
11
|
Потребности. Мотивации. Эмоции
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
12
|
Функциональные состояния центральной нервной системы
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
13
|
Вторая сигнальная система
|
2
|
6
|
|
|
0,5
|
|
5,5
|
|
|
|
14
|
Типологические особенности высшей нервной деятельности животных и человека
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
15
|
Физиология сенсорных систем. Анализаторные системы. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.
|
2
|
8
|
0,5
|
|
|
|
7,5
|
|
|
|
16
|
Органы чувств. Общие свойства рецепторов
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
17
|
Общие свойства анализаторов: зрительного, слухового, вкусового, вестибулярного, двигательного, болевого и др.
|
2
|
10
|
1
|
|
0,5
|
|
8,5
|
|
|
|
|
Итого
|
2
|
108
|
4
|
|
2
|
|
102
|
|
|
Экзамен
|
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
^
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
^
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
Практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Транспорт веществ через биологические мембраны.
|
2
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
2
|
Возбуждения и торможение в нервных структурах. Синаптическая передача.
|
2
|
6
|
0,5
|
|
0,5
|
|
5
|
|
|
|
3
|
Основы общей физиологии центральной и вегетативной нервной системы
|
2
|
6
|
|
|
0,5
|
|
5,5
|
|
|
|
4
|
История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности
|
2
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
5
|
Основные положения теории рефлекторного взаимодействия организма и среды.
|
2
|
6
|
0,5
|
|
0,5
|
|
5
|
|
|
|
6
|
Функциональная организация высших отделов центральной нервной системы
|
2
|
8
|
|
|
0,5
|
|
7,5
|
|
|
|
7
|
Безусловно-рефлекторная деятельность организма
|
2
|
6
|
0,5
|
|
0,5
|
|
5
|
|
|
|
8
|
Закономерности условно-рефлекторной деятельности
|
2
|
8
|
0.5
|
|
0,5
|
|
7
|
|
|
|
9
|
Физиологические основы обучения и памяти
|
2
|
6
|
0,5
|
|
0,5
|
|
5
|
|
|
|
10
|
Общие представления об организации поведения
|
2
|
6
|
|
|
0,5
|
|
5,5
|
|
|
|
11
|
Потребности. Мотивации. Эмоции
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
12
|
Функциональные состояния центральной нервной системы
|
2
|
6
|
|
|
0,5
|
|
5,5
|
|
|
|
13
|
Вторая сигнальная система
|
2
|
6
|
|
|
0,5
|
|
5,5
|
|
|
|
14
|
Типологические особенности высшей нервной деятельности животных и человека
|
2
|
6
|
|
|
0,5
|
|
5,5
|
|
|
|
15
|
Физиология сенсорных систем. Анализаторные системы. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.
|
2
|
8
|
0,5
|
|
|
|
7,5
|
|
|
|
16
|
Органы чувств. Общие свойства рецепторов
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
17
|
Общие свойства анализаторов: зрительного, слухового, вкусового, вестибулярного, двигательного, болевого и др.
|
2
|
10
|
1
|
|
0,5
|
|
8,5
|
|
|
|
|
Итого
|
2
|
108
|
4
|
|
6
|
|
98
|
|
|
Экзамен
|
Очно-заочная форма (4,5 года обучения)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
^
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
^
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
Практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Транспорт веществ через биологические мембраны.
|
2
|
4
|
1
|
|
1
|
|
2
|
|
|
|
2
|
Возбуждения и торможение в нервных структурах. Синаптическая передача.
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
3
|
Основы общей физиологии центральной и вегетативной нервной системы
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
4
|
История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности
|
2
|
4
|
1
|
|
1
|
|
2
|
|
|
|
5
|
Основные положения теории рефлекторного взаимодействия организма и среды.
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
6
|
Функциональная организация высших отделов центральной нервной системы
|
2
|
8
|
1
|
|
1
|
|
6
|
|
|
|
7
|
Безусловно-рефлекторная деятельность организма
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
8
|
Закономерности условно-рефлекторной деятельности
|
2
|
8
|
1
|
|
1
|
|
6
|
|
|
|
9
|
Физиологические основы обучения и памяти
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
10
|
Общие представления об организации поведения
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
11
|
Потребности. Мотивации. Эмоции
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
12
|
Функциональные состояния центральной нервной системы
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
13
|
Вторая сигнальная система
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
14
|
Типологические особенности высшей нервной деятельности животных и человека
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
15
|
Физиология сенсорных систем. Анализаторные системы. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.
|
2
|
8
|
2
|
|
2
|
|
4
|
|
|
|
16
|
Органы чувств. Общие свойства рецепторов
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
17
|
Общие свойства анализаторов: зрительного, слухового, вкусового, вестибулярного, двигательного, болевого и др.
|
2
|
10
|
1
|
|
1
|
|
8
|
|
|
|
|
Итого
|
2
|
108
|
18
|
|
18
|
|
72
|
|
|
Экзамен
|
Очно-заочная форма (5 лет)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
^
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
^
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
Практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Транспорт веществ через биологические мембраны.
|
2
|
4
|
1
|
|
1
|
|
2
|
|
|
|
2
|
Возбуждения и торможение в нервных структурах. Синаптическая передача.
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
3
|
Основы общей физиологии центральной и вегетативной нервной системы
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
4
|
История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности
|
2
|
4
|
1
|
|
1
|
|
2
|
|
|
|
5
|
Основные положения теории рефлекторного взаимодействия организма и среды.
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
6
|
Функциональная организация высших отделов центральной нервной системы
|
2
|
8
|
1
|
|
1
|
|
6
|
|
|
|
7
|
Безусловно-рефлекторная деятельность организма
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
8
|
Закономерности условно-рефлекторной деятельности
|
2
|
8
|
1
|
|
1
|
|
6
|
|
|
|
9
|
Физиологические основы обучения и памяти
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
10
|
Общие представления об организации поведения
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
11
|
Потребности. Мотивации. Эмоции
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
12
|
Функциональные состояния центральной нервной системы
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
13
|
Вторая сигнальная система
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
14
|
Типологические особенности высшей нервной деятельности животных и человека
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
15
|
Физиология сенсорных систем. Анализаторные системы. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.
|
2
|
8
|
2
|
|
2
|
|
4
|
|
|
|
16
|
Органы чувств. Общие свойства рецепторов
|
2
|
6
|
1
|
|
1
|
|
4
|
|
|
|
17
|
Общие свойства анализаторов: зрительного, слухового, вкусового, вестибулярного, двигательного, болевого и др.
|
2
|
10
|
1
|
|
1
|
|
8
|
|
|
|
|
Итого
|
2
|
108
|
18
|
|
18
|
|
72
|
|
|
Экзамен
|
Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе ВПО)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
^
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
^
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
Практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Транспорт веществ через биологические мембраны.
|
2
|
4
|
1
|
|
|
|
3
|
|
|
|
2
|
Возбуждения и торможение в нервных структурах. Синаптическая передача.
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
3
|
Основы общей физиологии центральной и вегетативной нервной системы
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
4
|
История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности
|
2
|
4
|
1
|
|
|
|
3
|
|
|
|
5
|
Основные положения теории рефлекторного взаимодействия организма и среды.
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
6
|
Функциональная организация высших отделов центральной нервной системы
|
2
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
7
|
Безусловно-рефлекторная деятельность организма
|
2
|
6
|
1
|
|
|
|
5
|
|
|
|
8
|
Закономерности условно-рефлекторной деятельности
|
2
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
9
|
Физиологические основы обучения и памяти
|
2
|
6
|
1
|
|
|
|
5
|
|
|
|
10
|
Общие представления об организации поведения
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
11
|
Потребности. Мотивации. Эмоции
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
12
|
Функциональные состояния центральной нервной системы
|
2
|
6
|
|
|
1
|
|
5
|
|
|
|
13
|
Вторая сигнальная система
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
14
|
Типологические особенности высшей нервной деятельности животных и человека
|
2
|
6
|
|
|
1
|
|
5
|
|
|
|
15
|
Физиология сенсорных систем. Анализаторные системы. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.
|
2
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
16
|
Органы чувств. Общие свойства рецепторов
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
17
|
Общие свойства анализаторов: зрительного, слухового, вкусового, вестибулярного, двигательного, болевого и др.
|
2
|
10
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
Итого
|
2
|
108
|
4
|
|
2
|
|
102
|
|
|
Экзамен
|
Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе СПО)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
^
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
^
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
Практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Транспорт веществ через биологические мембраны.
|
2
|
4
|
1
|
|
|
|
3
|
|
|
|
2
|
Возбуждения и торможение в нервных структурах. Синаптическая передача.
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
3
|
Основы общей физиологии центральной и вегетативной нервной системы
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
4
|
История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности
|
2
|
4
|
1
|
|
|
|
3
|
|
|
|
5
|
Основные положения теории рефлекторного взаимодействия организма и среды.
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
6
|
Функциональная организация высших отделов центральной нервной системы
|
2
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
7
|
Безусловно-рефлекторная деятельность организма
|
2
|
6
|
1
|
|
|
|
5
|
|
|
|
8
|
Закономерности условно-рефлекторной деятельности
|
2
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
9
|
Физиологические основы обучения и памяти
|
2
|
6
|
1
|
|
|
|
5
|
|
|
|
10
|
Общие представления об организации поведения
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
11
|
Потребности. Мотивации. Эмоции
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
12
|
Функциональные состояния центральной нервной системы
|
2
|
6
|
|
|
1
|
|
5
|
|
|
|
13
|
Вторая сигнальная система
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
14
|
Типологические особенности высшей нервной деятельности животных и человека
|
2
|
6
|
|
|
1
|
|
5
|
|
|
|
15
|
Физиология сенсорных систем. Анализаторные системы. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.
|
2
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
16
|
Органы чувств. Общие свойства рецепторов
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
17
|
Общие свойства анализаторов: зрительного, слухового, вкусового, вестибулярного, двигательного, болевого и др.
|
2
|
10
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
Итого
|
2
|
108
|
4
|
|
2
|
|
102
|
|
|
Экзамен
|
Заочная форма обучения (срок обучения 3 года 8 месяцев на базе СПО)
№
п/п
|
Разделы и темы
дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
^
(по семестрам)
|
ВСЕГО
|
Из них аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
^
|
Курсовая работа
|
Лекции
|
Лаборатор.
Практикум
|
Практическ.занятия / семинары
|
Интерактив
|
1
|
Транспорт веществ через биологические мембраны.
|
2
|
4
|
1
|
|
|
|
3
|
|
|
|
2
|
Возбуждения и торможение в нервных структурах. Синаптическая передача.
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
3
|
Основы общей физиологии центральной и вегетативной нервной системы
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
4
|
История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности
|
2
|
4
|
1
|
|
|
|
3
|
|
|
|
5
|
Основные положения теории рефлекторного взаимодействия организма и среды.
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
6
|
Функциональная организация высших отделов центральной нервной системы
|
2
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
7
|
Безусловно-рефлекторная деятельность организма
|
2
|
6
|
1
|
|
|
|
5
|
|
|
|
8
|
Закономерности условно-рефлекторной деятельности
|
2
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
9
|
Физиологические основы обучения и памяти
|
2
|
6
|
1
|
|
|
|
5
|
|
|
|
10
|
Общие представления об организации поведения
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
11
|
Потребности. Мотивации. Эмоции
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
12
|
Функциональные состояния центральной нервной системы
|
2
|
6
|
|
|
1
|
|
5
|
|
|
|
13
|
Вторая сигнальная система
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
14
|
Типологические особенности высшей нервной деятельности животных и человека
|
2
|
6
|
|
|
1
|
|
5
|
|
|
|
15
|
Физиология сенсорных систем. Анализаторные системы. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.
|
2
|
8
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
16
|
Органы чувств. Общие свойства рецепторов
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
17
|
Общие свойства анализаторов: зрительного, слухового, вкусового, вестибулярного, двигательного, болевого и др.
|
2
|
10
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
Итого
|
2
|
108
|
4
|
|
2
|
|
102
|
|
|
Экзамен
|
|