Рабочая программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем icon

Рабочая программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем





НазваниеРабочая программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем
страница1/4
Дата25.03.2013
Размер1.04 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.


Рабочая программа дисциплины


ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ


Направление подготовки

030300 – ПСИХОЛОГИЯ


Профиль подготовки

_____________________


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная



^ Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__г.)

Одобрено кафедрой естественнонаучных дисциплин

(протокол № от 20 г.)

Зав.кафедрой _______________________________



Москва

2012 г.

Рыбалов Леонид Борисович, кандидат биологических наук, доцент

Кафедра «естественнонаучных дисциплин»


Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология» для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения 1 курса – 2 семестр. В учебно-методическом комплексе представлен тематический план изучения дисциплины, программа, задания для самостоятельной работы, современные образовательные технологии, приводятся вопросы для подготовки к зачету. Особое внимание уделено методическим указаниям для студентов, изучающих данную дисциплину, и преподавателей, читающих курс «Физиология ВНД и СС».
^
Рецензенты: Холодова М.В., докт. биол. наук, с. н. с.

Чернявская Л.И. канд. биол. наук


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Физиология ВНД и СС » являются:

- дать представление студентам о строении и функциях биологических мембран, современные представления о процессах возбуждения и торможения в изолированных нейронах и нервных цепях, о физиологии синаптической передачи, основы общей физиологии центральной нервной системы.

- познакомить с наиболее важным разделом курса «Физиология ВНД и СС» - павловским учением о рефлекторном взаимодействии организма и среды, с физиологией условного рефлекса и физиологией сенсорных систем, и с современными достижениями в области физиологии высшей нервной деятельности.

- познакомить с учением о второй сигнальной системе, с основными представлениями об аналитико-синтетической функции высших отделов центральной нервной системы, с физиологическими основами обучения и памяти, с организацией поведения и с его физиологическим обоснованием с типологией высшей нервной деятельности животных и человека.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина Физиология ВНД и СС» относится к циклу ООП Б.2. Математический и естественно-научный цикл, вариативная часть B.01.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких «Анатомия ЦНС», «Современные концепции естествознания».

Данная дисциплина является базовой для дисциплин профессионального цикла: «Общей психологии», «Нейрофизиологии», «Психофизиологии», «Возрастная и клиническая психологии», «Зоопсихология и сравнительная психология», а также для дисциплин вариативной части профессионального цикла по профилю «Основы психогенетики», «Антропологии».

^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Физиология ВНД и СС»


  1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность и готовность к:

К пониманию современных концепций картин мира на основании сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК – 2)

владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК -5);

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформление научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК - 9);

овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12).

Отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретации (ПК- 2).


В результате освоения дисциплины «физиология ВНД И СС» обучающийся должен:

- знать

  • объект, предмет и методы физиологии ВНД, её место в системе естественно-научных дисциплин;

  • общие принципы функционирования центральной системы;

  • основные положения рефлекторной теории и физиологию условного рефлекса;

  • физиологические механизмы процессов обучения, памяти, потребности, мотиваций, эмоций,

  • принципы функционирования второй сигнальной системы;

  • основные классификации типов нервной системы.

- уметь

  • выделять теоретические и прикладные компоненты физиологии ВНД;

  • связывать знания физиологии ВНД с другими естественно-научными дисциплинами;

  • показать мировоззренческую значимость основных положений физиологии ВНД;

  • самостоятельно анализировать условно-рефлекторную деятельность животных и человека

  • анализировать механизм формирования обучения, памяти, потребности, мотиваций, эмоций;

- владеть

  • о современном состоянии физиологии ВНД как науки в России;

  • о основных школах и концепциях физиологии ВНД;

  • о наиболее важных перспективах развития физиологии ВНД в современный период;

  • об основных направлениях применения знания физиологии ВНД в практике других наук, особенно психологических.


^ 4. Структура и содержание дисциплины «Физиология ВНД и СС»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.


Очная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

Практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Транспорт веществ через биологические мембраны.

2

4







1




3










2

Возбуждения и торможение в нервных структурах. Синаптическая передача.

2

6

1




1




4










3

Основы общей физиологии центральной и вегетативной нервной системы

2

6

1




2




3










4

История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности

2

4

1




1




2










5

Основные положения теории рефлекторного взаимодействия организма и среды.

2

6

1




1




4










6

Функциональная организация высших отделов центральной нервной системы

2

8

1




2




5










7

Безусловно-рефлекторная деятельность организма

2

6

1




1




4










8

Закономерности условно-рефлекторной деятельности

2

8

1




2




5










9

Физиологические основы обучения и памяти

2

6

1




1




4










10

Общие представления об организации поведения

2

6

1




1




4










11

Потребности. Мотивации. Эмоции

2

6

1




1




4










12

Функциональные состояния центральной нервной системы

2

6

1




1




4










13

Вторая сигнальная система

2

6

1




1




4










14

Типологические особенности высшей нервной деятельности животных и человека

2

6

1




1




4










15

Физиология сенсорных систем. Анализаторные системы. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

2

8

1




2




5










16

Органы чувств. Общие свойства рецепторов

2

6

1




1




4










17

Общие свойства анализаторов: зрительного, слухового, вкусового, вестибулярного, двигательного, болевого и др.

2

10

1




2




7













Итого

2

108

16




22




70







Экзамен


заочная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

Практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Транспорт веществ через биологические мембраны.

2

4













4










2

Возбуждения и торможение в нервных структурах. Синаптическая передача.

2

6

0,5










5,5










3

Основы общей физиологии центральной и вегетативной нервной системы

2

6







0,5




5,5










4

История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности

2

4













4










5

Основные положения теории рефлекторного взаимодействия организма и среды.

2

6

0,5










5,5










6

Функциональная организация высших отделов центральной нервной системы

2

8







0,5




7,5










7

Безусловно-рефлекторная деятельность организма

2

6

0,5










5,5










8

Закономерности условно-рефлекторной деятельности

2

8

0.5










7,5










9

Физиологические основы обучения и памяти

2

6

0,5










5,5










10

Общие представления об организации поведения

2

6













6










11

Потребности. Мотивации. Эмоции

2

6













6










12

Функциональные состояния центральной нервной системы

2

6













6










13

Вторая сигнальная система

2

6







0,5




5,5










14

Типологические особенности высшей нервной деятельности животных и человека

2

6













6










15

Физиология сенсорных систем. Анализаторные системы. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

2

8

0,5










7,5










16

Органы чувств. Общие свойства рецепторов

2

6













6










17

Общие свойства анализаторов: зрительного, слухового, вкусового, вестибулярного, двигательного, болевого и др.

2

10

1




0,5




8,5













Итого

2

108

4




2




102








Экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

Практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Транспорт веществ через биологические мембраны.

2

4













4










2

Возбуждения и торможение в нервных структурах. Синаптическая передача.

2

6

0,5




0,5




5










3

Основы общей физиологии центральной и вегетативной нервной системы

2

6







0,5




5,5










4

История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности

2

4













4










5

Основные положения теории рефлекторного взаимодействия организма и среды.

2

6

0,5




0,5




5










6

Функциональная организация высших отделов центральной нервной системы

2

8







0,5




7,5










7

Безусловно-рефлекторная деятельность организма

2

6

0,5




0,5




5










8

Закономерности условно-рефлекторной деятельности

2

8

0.5




0,5




7










9

Физиологические основы обучения и памяти

2

6

0,5




0,5




5










10

Общие представления об организации поведения

2

6







0,5




5,5










11

Потребности. Мотивации. Эмоции

2

6













6










12

Функциональные состояния центральной нервной системы

2

6







0,5




5,5










13

Вторая сигнальная система

2

6







0,5




5,5










14

Типологические особенности высшей нервной деятельности животных и человека

2

6







0,5




5,5










15

Физиология сенсорных систем. Анализаторные системы. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

2

8

0,5










7,5










16

Органы чувств. Общие свойства рецепторов

2

6













6










17

Общие свойства анализаторов: зрительного, слухового, вкусового, вестибулярного, двигательного, болевого и др.

2

10

1




0,5




8,5













Итого

2

108

4




6




98







Экзамен


Очно-заочная форма (4,5 года обучения)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

Практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Транспорт веществ через биологические мембраны.

2

4

1




1




2










2

Возбуждения и торможение в нервных структурах. Синаптическая передача.

2

6

1




1




4










3

Основы общей физиологии центральной и вегетативной нервной системы

2

6

1




1




4










4

История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности

2

4

1




1




2










5

Основные положения теории рефлекторного взаимодействия организма и среды.

2

6

1




1




4










6

Функциональная организация высших отделов центральной нервной системы

2

8

1




1




6










7

Безусловно-рефлекторная деятельность организма

2

6

1




1




4










8

Закономерности условно-рефлекторной деятельности

2

8

1




1




6










9

Физиологические основы обучения и памяти

2

6

1




1




4










10

Общие представления об организации поведения

2

6

1




1




4










11

Потребности. Мотивации. Эмоции

2

6

1




1




4










12

Функциональные состояния центральной нервной системы

2

6

1




1




4










13

Вторая сигнальная система

2

6

1




1




4










14

Типологические особенности высшей нервной деятельности животных и человека

2

6

1




1




4










15

Физиология сенсорных систем. Анализаторные системы. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

2

8

2




2




4










16

Органы чувств. Общие свойства рецепторов

2

6

1




1




4










17

Общие свойства анализаторов: зрительного, слухового, вкусового, вестибулярного, двигательного, болевого и др.

2

10

1




1




8













Итого

2

108

18




18




72







Экзамен


Очно-заочная форма (5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

Практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Транспорт веществ через биологические мембраны.

2

4

1




1




2










2

Возбуждения и торможение в нервных структурах. Синаптическая передача.

2

6

1




1




4










3

Основы общей физиологии центральной и вегетативной нервной системы

2

6

1




1




4










4

История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности

2

4

1




1




2










5

Основные положения теории рефлекторного взаимодействия организма и среды.

2

6

1




1




4










6

Функциональная организация высших отделов центральной нервной системы

2

8

1




1




6










7

Безусловно-рефлекторная деятельность организма

2

6

1




1




4










8

Закономерности условно-рефлекторной деятельности

2

8

1




1




6










9

Физиологические основы обучения и памяти

2

6

1




1




4










10

Общие представления об организации поведения

2

6

1




1




4










11

Потребности. Мотивации. Эмоции

2

6

1




1




4










12

Функциональные состояния центральной нервной системы

2

6

1




1




4










13

Вторая сигнальная система

2

6

1




1




4










14

Типологические особенности высшей нервной деятельности животных и человека

2

6

1




1




4










15

Физиология сенсорных систем. Анализаторные системы. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

2

8

2




2




4










16

Органы чувств. Общие свойства рецепторов

2

6

1




1




4










17

Общие свойства анализаторов: зрительного, слухового, вкусового, вестибулярного, двигательного, болевого и др.

2

10

1




1




8













Итого

2

108

18




18




72







Экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе ВПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

Практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Транспорт веществ через биологические мембраны.

2

4

1










3










2

Возбуждения и торможение в нервных структурах. Синаптическая передача.

2

6













6










3

Основы общей физиологии центральной и вегетативной нервной системы

2

6













6










4

История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности

2

4

1










3










5

Основные положения теории рефлекторного взаимодействия организма и среды.

2

6













6










6

Функциональная организация высших отделов центральной нервной системы

2

8













8










7

Безусловно-рефлекторная деятельность организма

2

6

1










5










8

Закономерности условно-рефлекторной деятельности

2

8













8










9

Физиологические основы обучения и памяти

2

6

1










5










10

Общие представления об организации поведения

2

6













6










11

Потребности. Мотивации. Эмоции

2

6













6










12

Функциональные состояния центральной нервной системы

2

6







1




5










13

Вторая сигнальная система

2

6













6










14

Типологические особенности высшей нервной деятельности животных и человека

2

6







1




5










15

Физиология сенсорных систем. Анализаторные системы. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

2

8













8










16

Органы чувств. Общие свойства рецепторов

2

6













6










17

Общие свойства анализаторов: зрительного, слухового, вкусового, вестибулярного, двигательного, болевого и др.

2

10













10













Итого

2

108

4




2




102







Экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе СПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

Практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Транспорт веществ через биологические мембраны.

2

4

1










3










2

Возбуждения и торможение в нервных структурах. Синаптическая передача.

2

6













6










3

Основы общей физиологии центральной и вегетативной нервной системы

2

6













6










4

История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности

2

4

1










3










5

Основные положения теории рефлекторного взаимодействия организма и среды.

2

6













6










6

Функциональная организация высших отделов центральной нервной системы

2

8













8










7

Безусловно-рефлекторная деятельность организма

2

6

1










5










8

Закономерности условно-рефлекторной деятельности

2

8













8










9

Физиологические основы обучения и памяти

2

6

1










5










10

Общие представления об организации поведения

2

6













6










11

Потребности. Мотивации. Эмоции

2

6













6










12

Функциональные состояния центральной нервной системы

2

6







1




5










13

Вторая сигнальная система

2

6













6










14

Типологические особенности высшей нервной деятельности животных и человека

2

6







1




5










15

Физиология сенсорных систем. Анализаторные системы. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

2

8













8










16

Органы чувств. Общие свойства рецепторов

2

6













6










17

Общие свойства анализаторов: зрительного, слухового, вкусового, вестибулярного, двигательного, болевого и др.

2

10













10













Итого

2

108

4




2




102







Экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 3 года 8 месяцев на базе СПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

^ Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

^ Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

Практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Транспорт веществ через биологические мембраны.

2

4

1










3










2

Возбуждения и торможение в нервных структурах. Синаптическая передача.

2

6













6










3

Основы общей физиологии центральной и вегетативной нервной системы

2

6













6










4

История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности

2

4

1










3










5

Основные положения теории рефлекторного взаимодействия организма и среды.

2

6













6










6

Функциональная организация высших отделов центральной нервной системы

2

8













8










7

Безусловно-рефлекторная деятельность организма

2

6

1










5










8

Закономерности условно-рефлекторной деятельности

2

8













8










9

Физиологические основы обучения и памяти

2

6

1










5










10

Общие представления об организации поведения

2

6













6










11

Потребности. Мотивации. Эмоции

2

6













6










12

Функциональные состояния центральной нервной системы

2

6







1




5










13

Вторая сигнальная система

2

6













6










14

Типологические особенности высшей нервной деятельности животных и человека

2

6







1




5










15

Физиология сенсорных систем. Анализаторные системы. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

2

8













8










16

Органы чувств. Общие свойства рецепторов

2

6













6










17

Общие свойства анализаторов: зрительного, слухового, вкусового, вестибулярного, двигательного, болевого и др.

2

10













10













Итого

2

108

4




2




102







Экзамен
  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем iconРабочая программа учебной дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем»

Рабочая программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем iconПрограмма дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 521000

Рабочая программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем iconРабочая программа дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» од. А. 07; цикл од. А. 00 «Дисциплины

Рабочая программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем iconРабочая программа дисциплины «Физиология сенсорных систем» од. А. 04; цикл од. А. 00 «Специальные

Рабочая программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем iconУчебно-методический комплекс дисциплины физиология высшей нервной деятельности ростов-на-Дону

Рабочая программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем iconФизиология высшей нервной деятельности

Рабочая программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем iconОтветы на вопросы к экзамену "Физиология высшей нервной деятельности"

Рабочая программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» Специальности

Рабочая программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем iconН. П. Реброва Физиология сенсорных систем

Рабочая программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем iconФизиология внд и сенсорных систем перечень вопросов к итоговому контролю

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы