|
Скачать 61.95 Kb.
|
Содержание
Ключевые слова |
Астанкова Светлана Игоревна, заведующий Безпоясная Наталья Анатольевна, заместитель заведующего по УВР МБДОУ Детский сад № 32, г. Архангельск ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЙ САД В статье раскрываются особенности коррекционной работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, не посещающих дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида посредством службы медико-психолого-педагогической помощи ^ служба медико-психолого-педагогической помощи, тифлопедагог, маршрут сопровождения индивидуального развития, междисциплинарная команда специалистов Рождение ребёнка с нарушением зрения в большинстве случаев изменяет уклад, влияет на микроклимат в семье. Все члены семьи находятся в состоянии стресса. Нередко родители начинают обвинять себя в заболевании ребёнка, не знают что предпринять. Напряжение в семейных отношениях нарастает. Семья больного ребёнка часто оказывается в изоляции, так как родители ограничивают общение со своими друзьями, родственниками, целиком замыкаясь на проблеме своего малыша. В таком состоянии родители мало чем могут помочь ребёнку. Их тревога, беспокойство передаются малышу. Взаимодействие с родными не создаёт у него чувства защищённости, а ещё больше нарушает его психическое развитие. Но, как бы ни было трудно, необходимо примириться с ситуацией, найти в себе силы выхода из стрессового состояния для оказания помощи своему малышу. Он нуждается в поддержке в гораздо большей степени, чем нормально развивающийся ребёнок. Между тем, родители не могут оказать необходимую психологическую и педагогическую помощь, так как не знакомы с особенностями развития и воспитания детей с нарушением зрения. Родители начинают действовать интуитивно. В основном, они большое внимание уделяют уходу за ребёнком, не развивая его. Поэтому к моменту поступления в школу, ребёнок не готов к обучению ни физически, ни психологически. Функционирующая в нашей стране сеть специальных коррекционных дошкольных образовательных учреждений позволяет осуществлять этот процесс, поскольку здесь работают тифлопедагоги (учителя-дефектологи), учителя-логопеды, врачи-офтальмологи, воспитатели, владеющие методиками воспитания и обучения детей с нарушением зрения. Но по разным причинам не все дети могут посещать такие детские сады. Именно для родителей этих детей в нашем муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад компенсирующего вида № 32 «Песенка» (МБДОУ Детский сад № 32), который посещают дети с нарушением зрения, была создана служба медико-психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям). Основные задачи этой службы: оказание консультативной и диагностической помощи родителям в воспитании и развитии детей с нарушением зрения; педагогическая и дефектологическая помощь в разработке маршрута сопровождения индивидуального развития ребёнка. Приём семьи ведётся междисциплинарной командой специалистов: врачом - офтальмологом, педагогом - психологом, учителем - логопедом, тифлопедагогом и другими педагогами по запросу родителей. В течение ряда последних лет педагогический коллектив нашего ДОУ успешно работает с родителями детей с нарушением зрения в соответствии с Положением о службе медико-психолого-педагогической помощи родителям детей с нарушением зрения, не посещающих детский сад, далее «служба» и на основании специально разработанных рекомендаций названных «антикризисными». Цель этих рекомендаций — создание условий для формирования активной позиции каждого родителя как соучастника развития, интеграции и социализации ребёнка, создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, положительных установок в сознании родителей. Начинаем мы свою работу с раннего выявления семей, имеющих детей с нарушением зрения, для оказания ранней медико-психолого-педагогической поддержки. Помощь в выявлении этих семей нам оказывают врачи-офтальмологи детских городских поликлиник. Второй этап – обследование. Форма – индивидуальная. Задачи: сбор сведений о родителях, о ребёнке, определение характера детско-родительских отношений. Методы обследования: собеседование, анкетирование. Первичный приём и последующие занятия проводятся в присутствии и при непосредственном участии близких взрослых. Третий этап – «круглый стол» как форма знакомства родителей с особенностями работы службы, а также возможность пообщаться с семьями, имеющими аналогичные проблемы. В дальнейшем мы проводим с родителями «Дни семьи» – встречи, общение семей друг с другом с целью обмена опытом по воспитанию слабовидящих детей. Неизменный участник этих встреч – врач-офтальмолог, который оказывает родителям консультативную помощь, консультирует их по всем интересующим вопросам. Четвертый этап – консультационно-поддерживающий режим. Форма – индивидуальная. Задачи: обучение родителей способам взаимодействия с ребёнком; определение направлений индивидуально-ориентированной, педагогической и психологической помощи ребёнку на основе его диагностики. Методы: консультации со специалистами по работе с ребёнком, не посещающим ДОУ, практикумы, посещение родителями с детьми мероприятий и занятий в детском саду. Продолжительность оказания помощи и выбор форм зависят от индивидуальных особенностей ребёнка и семьи, тяжести имеющихся нарушений, возможностей службы. В кабинете, где проходит приём, имеется лекотека – своего рода «библиотека» игрушек. Специалисты учат близких взрослых правильно подбирать и использовать игрушки, пособия, книги. Особое значение имеет для развития детей их «выход в свет», поскольку одним из самых отрицательных моментов в семейном воспитании ребёнка, имеющего нарушение зрения, является ограничение его коммуникативных связей. Подчас, стесняясь того, что их ребёнок не такой как все, родители никуда не ходят с ним, тем самым, лишая его общения со сверстниками, а также возможности получать информацию об окружающем мире. Родители становятся активными участниками игр своего ребёнка с другими детьми, направляют и корректируют его поведение, способствуют успешному взаимодействию. В чём отличие нашей службы от аналогичных служб в других детских садах? Первоочередная наша задача – привить правильное отношение родителей к дефекту своего ребёнка, понимание его реальных возможностей. Часто присутствует чрезмерная опека со стороны родителей, выражающаяся в предупреждении любого желания ребёнка. Приводит это к тому, что ребёнок вырастает эгоцентричным, неприспособленным к жизни, полностью зависимым от окружающих. Когда возможности ребёнка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить. Как и в первом случае, ребёнок становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях. Эти вопросы мы и стараемся решить в процессе посещения родителями нашей службы. Учим родителей обследовать вместе с ребёнком игрушки, предметы, книги, используя осязание, другие сохранные анализаторы, учим прививать навыки самообслуживания, гигиены. С огромным интересом родители узнают, как научить ребёнка ориентироваться на собственном теле («Это голова. Она вверху»), на микропространстве (например, на поверхности стола), как развивать сохранные анализаторы (слух, обоняние, осязание). Обращаем внимание родителей, что низкое зрение делает ребёнка неуверенным в себе, нерешительным. Поэтому малышу необходима постоянная поддержка, положительная оценка его действий. Наши педагоги постоянно подчёркивают, что, чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретёт ребёнок в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни. В ДОУ сложились определённые формы оказания помощи ребёнку и семье службой:
Такая организационная структура позволяет:
Таким образом, установление партнёрских отношений с родителями, определение подходов и разработка направлений совместных действий помогает детям с ОВЗ по зрению адаптироваться в обществе, достичь оптимального уровня личного развития, раскрыть свой потенциал. Литература: 1. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. С-Пб.: 2005. С. 15 – 17. 2. Подколзина Е.Н. О семейном воспитании. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. - М.: 2007. С. 12 – 15. 3. Бондаренко М.П. Как ребёнок с нарушением зрения видит окружающий мир. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – М.: 2010. С. 10 – 11. 4. Антонова З.П. Региональная система ранней помощи в Самарской области. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – М.: 2012. С. 8 – 11. |
![]() |
Наталья анатольевна |
![]() |
Бардышева Наталья Анатольевна информативность клинико-лабораторных показателей сыворотки крови в |
![]() |
Рабочая программа курса «ортодонтия» (стоматология детского возраста) по специальности 04. 04 00 Составитель: Корякина Наталья Викторовна – старший преподаватель кафедры хирургической стоматологии |
![]() |
Наталия Анатольевна |
![]() |
Шаповал Ирина Анатольевна |
![]() |
Биткина Оксана Анатольевна |
![]() |
Козленко евгения Анатольевна |
![]() |
Фокина Оксана Анатольевна |
![]() |
Бражник Елена Анатольевна л-314 |
![]() |
Елена Анатольевна Максимкина Официальные оппоненты |