«Основные методологические подходы к организации обучающих тренингов для педагогов и родителей детей – дошкольников с нарушениями зрения» Лазарева Лариса Владимировна учитель-логопед мдоу црр д/с №312 «Жемчужинка» гуо новосибирска icon

«Основные методологические подходы к организации обучающих тренингов для педагогов и родителей детей – дошкольников с нарушениями зрения» Лазарева Лариса Владимировна учитель-логопед мдоу црр д/с №312 «Жемчужинка» гуо новосибирска





Скачать 75.26 Kb.
Название «Основные методологические подходы к организации обучающих тренингов для педагогов и родителей детей – дошкольников с нарушениями зрения» Лазарева Лариса Владимировна учитель-логопед мдоу црр д/с №312 «Жемчужинка» гуо новосибирска
Дата 25.03.2013
Размер 75.26 Kb.
Тип Документы
«Основные методологические подходы к организации обучающих тренингов для педагогов и родителей детей – дошкольников с нарушениями зрения»

Лазарева Лариса Владимировна учитель-логопед МДОУ ЦРР д/с №312 «Жемчужинка» ГУО Новосибирска

Ребенок, имеющий нарушения зрения познает мир позднее, а самое главное, менее совершенно, чем ребенок с нормальным зрением. Но в специально организованных условиях, способствующих формированию компенсаторных процессов, развитие ребенка с нарушениями зрения происходит более динамично и различия постепенно сглаживаются, а в отдельных случаях ребенок может опередить в своем психическом развитии детей, не имеющих нарушений зрения.

Существует прямая зависимость от обучения, от того, насколько целенаправленно и своевременно проводилась работа по обогащению чувственного опыта, созданию системы представлений у детей.

Индивидуальный подход к детям, учитывающий влияние нарушения зрения на развитие восприятия, памяти, мышления при овладении знаниями об окружающем мире, служит необходимым условием компенсации нарушения зрения. И в первую очередь, это задача родителей и педагогов. Развивающемуся, растущему ребенку необходимо помочь найти пути преодоления вторичных отклонений, возникающих в результате нарушения зрения.

Особое значение имеет правильно организованная активная и самостоятельная деятельность детей.

Развитие системы компенсации нарушения зрения осуществляется с первых дней рождения и зависит от организации жизни и деятельности ребенка, от того, как родители помогают ему познавать мир и овладевать им.

Понижение остроты зрения у детей может возникнуть под влиянием различных причин. Нередко появление той или иной зрительной, патологии обусловливается взаимодействием нескольких этиологических моментов.

Чем раньше обнаруживается нарушения или утрата зрения, тем раньше к этому ребенку может быть применена программа вмешательства, способствующая развитию и использованию функционального зрения. В детстве дети с более серьезными нарушениями зрения выявляются с большей вероятностью. Многие нарушения зрения в раннем детстве остаются не выявленными, так как проверка зрения и последующее направление на лечение детей не является обязательной. Поскольку высока вероятность того, что у детей с проблемами в развитии могут быть нарушения зрения, то очень важно, чтобы дети с любым типом нарушений проходили проверку зрения, чтобы исключить и незначительные, и тяжелые нарушения зрения.

К разряду врожденных и приобретенных заболеваний глаз, являющихся частыми причинами нарушения зрительных функций у детей, относятся врожденные и приобретенные аномалии рефракции (миопия, гиперметропия, астигматизм), нарушения глазодвигательного аппарата (наиболее распространенными являются косоглазие и нистагм), амблиопия, врожденные глаукома и катаракта, ретинопатия недоношеных, заболевания сетчатки и зрительного нерва, а также широкий комплекс синдромных и наследственных поражений глаз.

При работе с детьми, имеющими нарушения зрения полезно помнить следующее:

  • Уровень функционального зрения ребенка может изменяться изо дня в день или даже от минуты к минуте. Это может быть обусловлено рядом факторов, включая стресс и волнение, принимаемые лекарства, усталость, заболевания.

  • Контраст и освещение могут играть важнейшую роль в том насколько хорошо ребенок способен использовать функциональное зрение.

  • Умение поставить окружающих в известность о своём нарушении зрения и связанных с ним нуждах – навык, часто требующийся слабовидящим людям и детям, и обучение ему должно включаться в реабилитационные планы.

  • У каждого заболевания есть характерные признаки. Однако, в случае многих заболеваний встречаются исключения. Не стоит чрезмерно полагаться на определения, ведь в таком случае можно не распознать исключения.

Также необходимо:

  • Способствовать оптимальному развитию зрительной системы ребенка путем обеспечения возможностей для использования зрения. Это осуществляется с помощью разработки методов, которые максимизируют способность ребенка извлекать и использовать информацию из окружающей среды.

  • Побуждать ребенка к применению остаточного зрения при выполнении заданий. Это осуществляется через соответствующую подготовку зрительного окружения ребенка и разработку структурированных зрительных заданий, которые способствуют приобретению специфических навыков решения задач, связанных со зрением.

  • Применять специальные методы и приемы, которые помогают детям с нарушенным зрением подтверждать и дополнять ограниченную зрительную информацию. Это осуществляется путем обеспечения подтверждающей тактильной, кинестетической, слуховой и обонятельной информации, когда необходимо, которая помогает ребенку интегрировать входную информацию от разных органов чувств, а также путем обеспечения значимой словесной информации об объектах, их свойствах и событиях в окружающей среде.

  • При подготовке окружающей среды для детей со сниженным зрением следует стремиться к тому, чтобы оптимизировать общие условия в окружающей среде, в которых ребенок должен оперировать, а также визуальные компоненты специальных учебных задач. Во многих случаях должны применяться более заметные стимулы, силу визуального стимула можно постепенно снижать, чтобы точнее моделировать нормальные условия. Поэтому необходим тщательный и непрерывный подбор соответствующих визуальных стимулов, включая величину, положение, освещение, контрастность, цвет и длительность по мере того, как ребенок прогрессирует во всех аспектах развития. Например, ребенку можно использовать яркую цветную посуду, чтобы способствовать фиксированию взгляда на ней и зрительному слежению за ложкой при передвижении ее от тарелки к его рту. Затем можно перейти к обычной металлической серой ложке и менее яркой тарелке, поощряя ребенка наблюдать за менее заметным стимулом.

Но далеко не все родители и педагоги имеют представление о том, что представляет собой имеющееся нарушение зрения, как оно проявляется, какие структуры задействованы, какие трудности возникают у ребенка, как можно помочь своему ребенку. Любая доля зрения при надлежащем стимулировании может служить улучшению познавательной, двигательной, социальной и коммуникативной компетентности.

Тренинг для педагогов и родителей детей – дошкольников, имеющих нарушения зрения разной этиологии и степени выраженности, имеет обучающую направленность - ознакомление родителей и педагогов со строением и функциями глаза, с этиологией различных заболеваний, их проявлениями, трудностями с которыми сталкивается ребенок, стратегиями работы при имеющемся виде нарушения зрения.

Основной целью данного тренинга является актуализация проблемы понимания и осознания необходимой работы с детьми с нарушениями зрения.

Базовый тренинг рассчитан на 6 занятий. В базовый тренинг входят три лекционных и три практических занятия.

Интервал между занятиями не должен превышать 1 недели. Каждое занятие проводится не более 2 часов.

Временные рамки могут ограничиваться количеством информации необходимой данному контингенту. Родителям – усеченный вариант (конкретно по нужной патологии), педагогическому составу – по всем видам патологии, или по патологии интересующей непосредственно данный контингент.

Тренинг рассчитан на групповое и индивидуальное проведение.

Комплектование групп проводится по разным принципам:

  • по зрительной патологии имеющейся у детей

  • по результатам анкетирования

  • по группам, которые посещают дети

  • по профессиональной занятости педагогов (музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, руководители по ИЗО деятельности, логопеды, воспитатели специализированных групп, воспитатели общих групп…)

Стратегия ведения.

Проводится предварительное анкетирование с целью выяснить приоритетные направления.

Предполагаются лекционные занятия, в ходе которых дается теоретический материал по определённой теме, и демонстрационный материал представленный на мультимедийном проекторе (симуляторы различных глазных заболеваний, наглядный материал…)

Приветствуется ношение симулятора и на лекционных занятиях (не более 1 часа с обязательными разгрузками)

В ходе практических занятий предлагается ряд упражнений разной направленности, которые обычно используются в работе с детьми или имитируют повседневные действия (моторика общая, перемещение в пространстве, моторика мелкая, зрительное восприятие, зрительно – моторная координация, графо – моторные упражнения…). Предполагаются действия участников в симуляторах различных нарушений зрения.

  • Даже небольшое снижение остроты зрения в младенческом возрасте задерживает способности различать и запоминать форму, величину и цвета окружающих предметов, оценивать их местоположение и рассматривать движущиеся объекты. Взрослый, сняв очки, или надев симуляторы, все равно отличит по очертаниям один предмет от другого - у него есть опыт и знания. У маленького ребенка практически нет зрительного опыта, знаний, а нарушение зрения мешает ему приобрести их. Вот почему малышу без специальных занятий и коррекции зрения трудно определить, является ли то, что перед ним находится, предметом или это просто цветовое пятно. Только многократно воспринимая предметы, ребенок начинает их выделять.

  • Симуляторы не могут со 100% точностью воспроизвести картину нарушения зрения.

Все участники получают печатный материал – таблицы по патологиям со стратегиями работы, памятки.

  • Тренинг достаточно мобилен, предусматривает вариабельность проведения и временных рамок, рассчитан на широкую аудиторию заинтересованных лиц. Глубина подачи теоретического материала зависит от контингента и желания участников и варьируется от медицинских знаний до популярного изложения. Тренинг может проводиться как в группах, так и индивидуально. При необходимости практическая часть может быть проведена в форме командного соревнования. Проведение тренинга создает атмосферу доверия и поддержки, способствует сплочению коллектива, повышает знаниевый уровень участников. На его основе может проводиться множество других востребованных тренингов.

Литература:

Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Учебно-методическое пособие. МОСКВА 1990

Аманда Луек, Дебора Чен, Линда Кекелис (пер. с англ. Кобковой А., ред. Балашовой Я.) Развитие функционального зрения. 2004г.

Джон Л. Моурс Психосоциальные аспекты остаточного зрения 1990г..

Миляуша Гимадеева Как помочь детям с нарушением зрения. 2002г.

Г. А. Дивненко Развитие цветового восприятия у дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы).Мурманск 2002

Л. И. Солнцева, С. М. Хорош Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста 2-е издание Москва 1988

Л.И. Фильчикова, М.Э. Бернадская, О.В. Парамей Нарушения зрения у детей раннего возраста: Методическое пособие для педагогов и психологов, врачей и родителей, М, «Экзамен», 2004

Bonnie Steinberg, Rona Pogrund, Diane Fazzi. (1990). Functional Implications of Low Vision. CAOMS. Перевод: Е.А. Чупахина 2004г.

Тереза Х. Рафаловски Ранняя интервенция слепых и слабовидящих детей Москва 2001





Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

«Основные методологические подходы к организации обучающих тренингов для педагогов и родителей детей – дошкольников с нарушениями зрения» Лазарева Лариса Владимировна учитель-логопед мдоу црр д/с №312 «Жемчужинка» гуо новосибирска icon Программа сопровождения детей с нарушениями речи Подготовила: учитель-логопед цпмсс старикова Лариса

«Основные методологические подходы к организации обучающих тренингов для педагогов и родителей детей – дошкольников с нарушениями зрения» Лазарева Лариса Владимировна учитель-логопед мдоу црр д/с №312 «Жемчужинка» гуо новосибирска icon 1 слайд Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии. Подготовила

«Основные методологические подходы к организации обучающих тренингов для педагогов и родителей детей – дошкольников с нарушениями зрения» Лазарева Лариса Владимировна учитель-логопед мдоу црр д/с №312 «Жемчужинка» гуо новосибирска icon Рекомендации родителям по подготовке к школе детей с нарушением зрения. Л. А. Линке, И. Б. Родина

«Основные методологические подходы к организации обучающих тренингов для педагогов и родителей детей – дошкольников с нарушениями зрения» Лазарева Лариса Владимировна учитель-логопед мдоу црр д/с №312 «Жемчужинка» гуо новосибирска icon В помощь родителям детей с нарушениями зрения Развитие невербальных средств общения у детей с нарушениями

«Основные методологические подходы к организации обучающих тренингов для педагогов и родителей детей – дошкольников с нарушениями зрения» Лазарева Лариса Владимировна учитель-логопед мдоу црр д/с №312 «Жемчужинка» гуо новосибирска icon Консультация учителя-логопеда «На актуальные вопросы родителей отвечает учитель-логопед»

«Основные методологические подходы к организации обучающих тренингов для педагогов и родителей детей – дошкольников с нарушениями зрения» Лазарева Лариса Владимировна учитель-логопед мдоу црр д/с №312 «Жемчужинка» гуо новосибирска icon Подготовила учитель – логопед, учитель – дефектолог Майборода Е. А. Гбоу д/с комбинированного вида

«Основные методологические подходы к организации обучающих тренингов для педагогов и родителей детей – дошкольников с нарушениями зрения» Лазарева Лариса Владимировна учитель-логопед мдоу црр д/с №312 «Жемчужинка» гуо новосибирска icon «Использование графического моделирования при обучении дошкольников с депривацией зрения составлению
«Осуществление комплексного подхода в работе по активизации инициативной связной речи дошкольников...
«Основные методологические подходы к организации обучающих тренингов для педагогов и родителей детей – дошкольников с нарушениями зрения» Лазарева Лариса Владимировна учитель-логопед мдоу црр д/с №312 «Жемчужинка» гуо новосибирска icon Стили и принципы общения с детьми разными нарушениями общения с окружающими людьми в периоды адаптации

«Основные методологические подходы к организации обучающих тренингов для педагогов и родителей детей – дошкольников с нарушениями зрения» Лазарева Лариса Владимировна учитель-логопед мдоу црр д/с №312 «Жемчужинка» гуо новосибирска icon Информация для родителей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта

«Основные методологические подходы к организации обучающих тренингов для педагогов и родителей детей – дошкольников с нарушениями зрения» Лазарева Лариса Владимировна учитель-логопед мдоу црр д/с №312 «Жемчужинка» гуо новосибирска icon Программа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: учитель-дефектолог

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы