Программа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: учитель-дефектолог цпмсс черемисина Лариса Семеновна Солнечногорск icon

Программа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: учитель-дефектолог цпмсс черемисина Лариса Семеновна Солнечногорск





Скачать 98.88 Kb.
Название Программа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: учитель-дефектолог цпмсс черемисина Лариса Семеновна Солнечногорск
Дата 26.04.2013
Размер 98.88 Kb.
Тип Программа
Администрация

Солнечногорского муниципального района Московской области


КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ


Центр психолого-медико-социального сопровождения


Тел 62-26-16 141500, г. Солнечногорск, Рекинцо, помещ. МДОУ №43








«Утверждаю»

директор ЦПМСС

Алешина Т.Н.

«____» ____________2009 г.





Программа сопровождения детей

с ограниченными возможностями здоровья


Подготовила:

учитель-дефектолог ЦПМСС

Черемисина Лариса Семеновна


Солнечногорск

2009 г.

Актуальность


В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза. По данным медицинской статистики за 9 лет обучения в школе (с 1 класса по 9) количество здоровых детей сокращается в 4 – 5 раз, составляя лишь 10 – 15% от общего числа учеников. Проблемой неуспевающих учеников занимаются в нашей стране давно. В 60-х гг. прошлого столетия отечественными дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами в НИИ дефектологии АПН СССР проводились специальные комплексные исследования по проблеме школьной неуспеваемости. Эти исследования помогли выявить особую категорию учеников – дети с задержкой психического развития (ЗПР). 1

Сегодня 80% систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и ЗПР. Каждый 10 ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. Кроме того количество таких детей увеличивается, следовательно будет возрастать и актуальность данного опыта.2

Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

Задержка психического развития поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном классе.

В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ЗПР основную роль играет психолого-педагогическое сопровождение, как специальная помощь ученику в процессе обучения и воспитания.

Необходимо различать детей с задержкой психического развития и умственно отсталых. В отличие от последних, у детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.





1 Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты», М., «Владос»

1999г.

2 Материалы Межрегиональной Конференции «Толерантность и интеграция детей с ограниченными

возможностями». Г. Владимир, 2003 год.


Характерные особенности детей ЗПР:


  • Снижение работоспособности;

  • Повышенная истощаемость;

  • Неустойчивое внимание;

  • Своеобразное поведение;

  • Недостаточность произвольной памяти;

  • Отставание в развитии мышления;

  • Дефекты звукопроизношения;

  • Бедный словарный запас слов;

  • Низкий навык самоконтроля;

  • Незрелость эмоционально-волевой сферы;

  • Ограниченный запас общих сведений и представлений;

  • Слабая техника чтения;

  • Трудности в счёте и решении задач по математике.



Причины задержки психического развития:

  1. Биологические:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;

  • недоношенность;

  • асфиксия и травмы при родах;

  • заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка;

  • генетическая обусловленность.

2. Социальные:

  • длительное ограничение жизнедеятельности ребенка;

  • неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.

Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения.


Особенности проявления задержки психического развития.

У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

Эмоционально - волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста.

В условиях массовой школы дети с ЗПР, естественно, попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что ещё больше травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению.


Классификация задержки психического развития.

В специальной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.

В последнее время выделяют 4 основных типа ЗПР:

  1. Задержка психического развития конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм);

  2. Задержка психического развития соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери);

  3. Задержка психического развития психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями     воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка);

  4. Задержка психического развития церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального (частичного) нарушения ряда психических функций).



Цель: сопровождение полноценного развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.

  2. Помощь в решении актуальных задач развития, обучения, социализации учащихся.

  3. Оказание методической помощи педагогам в системе коррекционно-развивающего обучения.

  4. Создание условий для всестороннего развития личности ребенка.

  5. Организация мониторинга эффективности работы с детьми данной категории.














 


Алгоритм сопровождения:

  • Диагностика (подготовительная работа – формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, оказание методической помощи специалистам при выявлении детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексная диагностика ребенка). На этапе диагностики изучаются индивидуальные особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, состояния здоровья, условий семейного воспитания путем наблюдения за ребенком в разных видах деятельности (на уроке и во внеклассных мероприятиях). Изучением занимается учитель, затем привлекает педагога-психолога (педагог-психолог ведет карту наблюдений). Особенности развития учащегося рассматриваются на школьном консилиуме. Направить или нет ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию, принимает решение консилиум. После комплексной диагностики на ПМПК ребенку ставится диагноз.




  • Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах). Члены психолого-медико-педагогической комиссии проводят консультирование родителей по вопросу дальнейшего обучения. Такие же консультации должны быть организованы в образовательных учреждениях, где педагоги более подробно разъяснят необходимость специального коррекционного обучения. В школе могут быть организованы – беседы, анкетирование, «Родительская гостиная», День открытых дверей, проведение совместных детско-родительских праздников и др.




  • Консультирование педагогов. Оказывается методическая помощь педагогам, работающим в классах коррекции (подготовка пакета документов необходимых для работы с детьми данной категории, подготовка и представление рекомендаций учителям).




  • Коррекционно-развивающая работа (работа учителя-дефектолога, педагога-психолога и учителя-логопеда). Этап обеспечения коррекции недостатков развития осуществляется педагогами совместно (учитель, педагог-психолог и учитель-логопед) как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Организуется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей.  Формируются коррекционно-развивающие группы на основе данных диагностики и наблюдений за детьми. Для работы с детьми с задержкой психического развития составляется индивидуальный или групповой план работы (педагог-психолог, учитель-логопед).




  • Психологическое просвещение и образование педагогов. Для создания условий преодоления проблем в развитии учащихся с ЗПР организуются и проводится районные методические объединения учителей начальных классов коррекции, семинары, круглые столы, консультации и занятия в Школе молодого учителя.




  • Проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся с целью выявления дальнейшего образовательного маршрута. На данном этапе проводится диагностика учащихся. Диагностика включает в себя: анализ усвоения программы по разным предметам (контрольное списывание, диктант, контрольная работа, пересказ текста и т.д.); изучение психо-эмоционального состояния детей в условиях школы – у каждого ребенка своя длительность адаптационного этапа, также как и степень тяжести его протекания. В среднем привыкание ребенка к школе или новому классному коллективу имеет продолжительность от 1,5 - 3 месяцев до 1 - 1,5 лет. Как скоро и как успешно ребенок приспособится к школьной жизни, во многом зависит от такта и выдержанности взрослых (педагогов и родителей).




  • Контроль за организацией психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении осуществляется через:

  • мониторинг реализации коррекционно-образовательного процесса (программы, условия, процесс реализации);

  • диагностику усвоения программы и психологического развития учащихся.



Литература:


  1. Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты», М., «Владос» 1999г.

  2. Материалы Межрегиональной Конференции «Толерантность и интеграция детей с ограниченными возможностями». Г. Владимир, 2003 год.

  3. Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, Шевченко С.Г. «Дети с задержкой психического развития», М., «Школьная Пресса», 2004г.

  4. Под ред. Б.П. Пузанова «Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии», М., «ACADEMA», 1999г.



 



















 







Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: учитель-дефектолог цпмсс черемисина Лариса Семеновна Солнечногорск icon Программа сопровождения детей с нарушениями речи Подготовила: учитель-логопед цпмсс старикова Лариса

Программа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: учитель-дефектолог цпмсс черемисина Лариса Семеновна Солнечногорск icon Учебно-методический комплекс дисциплины Организация психолого-педагогического сопровождения детей

Программа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: учитель-дефектолог цпмсс черемисина Лариса Семеновна Солнечногорск icon Подготовила учитель – логопед, учитель – дефектолог Майборода Е. А. Гбоу д/с комбинированного вида

Программа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: учитель-дефектолог цпмсс черемисина Лариса Семеновна Солнечногорск icon Детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: учитель-дефектолог цпмсс черемисина Лариса Семеновна Солнечногорск icon Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: учитель-дефектолог цпмсс черемисина Лариса Семеновна Солнечногорск icon Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях нпо

Программа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: учитель-дефектолог цпмсс черемисина Лариса Семеновна Солнечногорск icon Особенности обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: учитель-дефектолог цпмсс черемисина Лариса Семеновна Солнечногорск icon Ранняя помощь в системе инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: учитель-дефектолог цпмсс черемисина Лариса Семеновна Солнечногорск icon Основная общеобразовательная программа начального общего образования федеральный
Гооу «Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII – VIII вида,...
Программа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: учитель-дефектолог цпмсс черемисина Лариса Семеновна Солнечногорск icon Образовательные программы, направления и специальности Вшколе организовано обучение детей с ограниченными

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы