|
Скачать 57.07 Kb.
|
Виговская Ирина Петровна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №60 компенсирующего вида», высшая квалификационная категория. Использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми с нарушением зрения Музыкальное воспитание в детском саду играет большую роль в развитие творческой личности ребенка. А в работе с детьми с нарушением зрения занимает одно из важных мест, так как благодаря использованию коррекционных упражнений и специально подобранных музыкально-дидактических игр музыкальные занятия дают ребенку не только радость и вызывают у него интерес, но и отвлекают его от зрительного недуга и способствуют развитию зрительного анализатора. Работа с такими детьми проводится в тесной взаимосвязи со специалистами: воспитателем, врачом-офтальмологом, тифлопедагогом. Активность воспитателя является непременным условием качественного проведения музыкального занятия с коррекционными задачами. Знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются детьми в повседневной жизни. Врач-офтальмолог помогает изучить особенности зрения каждого слабовидящего ребенка, а также состояние его здоровья. С тифлопедагогом согласовывается применение различных коррекционных игр и упражнений. На ПМПк совместно со специалистами, определяются коррекционные цели и задачи, составляется программа индивидуального развития ребенка, исходя из чего, мы проводим подбор музыкально-дидактических игр и упражнений, определяем их последовательность и методику проведения. Подбор музыкально-дидактического материала учитывает зрительные особенности и возраст детей, а также дает возможность решить следующие коррекционные задачи: развитие слуховой и пространственной ориентировки; использование цветов, тренирующих сетчатку глаза; совмещение зрительного и слухового образов; укрепление мышц глаз; формирование бинокулярного зрения. Для решения каждой из этих задач мы подобрали музыкально-дидактические игры. Приведем примеры некоторых из них. Развитие слуховой и пространственной ориентировки «Кто в домике живет» - раздаем детям по пять карточек с изображением животных (медведь, заяц, волк, лиса, мышка). Звучит музыка, изображающая этих животных. Дети должны по слуху определить о ком рассказывает эта музыка, выбрать карточку и занять соответствующий домик. «Узнай, какой инструмент звучит» – за ширмой стоят инструменты (погремушка, дудочка, барабан) – дети по слуху должны определить, какой инструмент прозвучал. Это вариант для младших групп. В старших группах мы задание усложняем: увеличивается количество музыкальных инструментов, а также дети должны закрытыми глазами определить в какой стороне зала звучит инструмент (справа, слева, спереди, сзади). «Найди свою игрушку» – расставляем по залу игрушки (желательно больших размеров и яркие), дети подходят к ним, рассматривают их. Звучит музыка, дети бегают по залу и по команде «Зайчик в гости пригласил», подбегают к игрушке зайчика и т.д. Игра повторяется несколько раз, пока дети не обойдут всех персонажей. В старших группах дети строятся в колонны (учитывается сторона окклюзии), маршируют под музыку и соответственно по команде поворачиваются к названной педагогом игрушке. К ориентировке в пространстве добавляется еще и построение по квадрату. Употребление цветов, тренирующих сетчатку глаза, совмещение зрительного и слухового образов «Светофор» – для игры мы используем три больших круга (красный, желтый и зеленый). Подбираем музыку: красный цвет – музыка тихая, спокойная – дети сидят на стульчиках или просто стоят. Желтый цвет – музыка бодрая – дети шагают, стоя на месте. Зеленый цвет – музыка быстрая и веселая – дети бегут по залу. Показывать цветные круги можно в любом порядке. Ведущим может быть ребенок. С помощью этой игры идет еще и закрепление зрительной и слуховой памяти. Умение различать музыку по жанрам, например: тихая, спокойная – может быть колыбельной, бодрая, энергичная – это марш, быстрая и веселая – любая плясовая. «Пчелки» Дети изображают пчелок – под веселую музыку двигаются в разных направлениях по залу. С окончанием музыки каждая «пчелка» занимает свой цветок (предварительно взрослый дает указание: либо через цветок, либо на каждый цветок, либо между цветками и.т.д.) Игра развивает ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, быстроту реакции. «Цветик-семицветик» - для игры используются вырезанные из цветного картона лепестки цветов разного цвета. Дети должны собрать цветы с лепестками одного цвета ( младший возраст), или цветы с лепестками разного цвета (старший возраст). Укрепление мышц глаз «Цветные ленточки» Звучит музыка различная по характеру. Дети должны при помощи движения ленточек отобразить характер и настроение музыки, затем охарактеризовать ее вербально. При этом включается творческое воображение, обогащается лексический словарь ребенка, воспитывается музыкальное слуховое восприятие. Акцентировать внимание ребенка на цвете. «Узнай музыкальное произведение». Пособие к этой игры сделали в виде многоэтажного дома. Каждое окно – эта картинка, соответствующая определенному произведению. В этой игре мы используем такие произведения, в которых присутствует какое-нибудь действующее лицо, например: (кукла «Новая кукла», «Болезнь куклы» муз. Чайковского, клоуны из произведений «Будем кувыркаться» муз. Саца, «Клоуны» муз. Кабалевского и т.д.). Сам персонаж на картинке отсутствует. Прослушав музыкальное произведение, дети называют его, вспоминают композитора, находят в домике картинку по этому произведению и дополняют ее персонажем ( по принципу мозаики с пазлами). «Музыкальные ступеньки» - дети определяют по мелодии поступенное движение вверх и вниз, показывают направление движения мелодии рукой, отслеживая глазами движение руки. Развитие подражательных функций В работе над этой проблемой нам очень помогают театрализованные музыкально-дидактические игры, например. «Кто в теремочке живет» – каждому ребенку мы даем роль, количество персонажей может быть любое, все зависит от возраста детей. Дети должны изобразить характерные повадки животных не только движением тела, но и мимикой лица. Все это подталкивает ребенка на самостоятельное видение образа, импровизацию, воображение. Театрализованные музыкально-дидактические игры стимулируют детей на активное участие в постановках спектаклей, помогают избавиться от комплекса неполноценности, раскрепощают их, способствуют более яркому раскрытию образа персонажа, развивают эмоциональные проявления. В группах оборудованы музыкальные уголки, в которых в самостоятельной деятельности закрепляют накопленные знания. В каждой группе созданы театральные зоны, где есть небольшая сцена, уголок ряжения; дети с удовольствием перевоплощаются в различных героев, ставят сказки и показывают их младшим дошкольникам. В детском саду собрана большая аудио-видеотека, что позволяет расширить кругозор детей, познакомить с музыкальной культурой народов мира. Для детей с нарушением зрения мы подобрали фонотеку различных звуков – звуки природы, голоса животных, птиц, звуки транспорта и различные шумовые эффекты. Отдельно подобран музыкальный материал для сеансов релаксации, которые проводятся как во время занятий, так и в свободной деятельности детей. Детям коррекционных групп очень важно давать отдых от зрительной, эмоциональной и физической нагрузок. Результативность работы с детьми с нарушением зрения является более эффективной, если занятия организуются как по подгруппам, так и индивидуально. В начале года совместно со старшим воспитателем составляется сетка музыкальных занятий, где учитываются все формы организации работы с детьми. Эти занятия помогают глубже изучить и понять психологию ребенка, его внутренний мир, и отношение к окружающему. Многолетняя практика работы в детском саду для детей с нарушением зрения подтверждает, что тщательно подобранный музыкально-дидактический материал, используемый на занятиях и в повседневной жизни детей в комплексе с тесным сотрудничеством с врачами и тифлопедагогами, позволяет добиваться более высоких результатов в музыкальном воспитании детей. Итогом нашей работы является успешные выступления и постоянное участие детей в городских и областных конкурсах музыкального творчества. ![]() |