|
Скачать 71.29 Kb.
|
О.В.Мытник, учитель-дефектолог (тифлопедагог) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83» города Бийска РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МИР ЗАПАХОВ» С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех сохранных органов чувств. Через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития - физического и умственного [3, с.11]. Учёные-тифлологи, методисты подчеркивают, что умение пользоваться информацией, получаемой с помощью обоняния, расширяет познавательные возможности лиц с нарушениями зрения и облегчает пространственную, бытовую и социальную ориентировку [2, с.24] . В настоящее время в условиях введения федеральных государственных требований в систему дошкольного образования на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, направленное на формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности [1, с.97]. Исходя из основных задач коррекционно-развивающей работы тифлопедагога и учитывая современные требования к обновлению содержания образования, был разработан и реализован проект «Мир запахов». Цель проекта: создание условий для развития обонятельной чувствительности у дошкольников с нарушениями зрения. Задачи:
В ходе подготовки проекта был сделан выбор темы, определено количество участников (14 детей 6-7 лет), выявлена актуальная проблема, необходимое время для реализации (проект долгосрочный, с охватом всей тематики годового планирования). Обсуждение детального плана работы по осуществлению проекта с воспитателями показало, какие предметы развивающей среды использовать, какие приёмы педагогического воздействия применить к детям и родителям, где найти необходимую информацию. При разработке проекта были определены ожидаемые результаты: 1. У дошкольников сформируются умения и навыки активного использования обоняния как источника дополнительной информации о предметах, веществах, явлениях и действиях. 2. Расширится кругозор, систематизируются знания детей по теме. 3.Совершенствуются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. 4. Выработаются навыки коммуникативного общения. На первом этапе выполнения проекта в ходе беседы при помощи «модели трех вопросов» было выяснено, что дети знают об обонянии, что хотят узнать, что они могут сделать, чтобы узнать, и кому можно обратиться за помощью. На этапе «Планирование» обсуждались с детьми варианты поиска информации, приёмы исследовательской деятельности, выбор материалов для продуктивной деятельности, рассматривались разнообразные творческие продукты деятельности, которые могут быть оформлены в конце проекта. Третий, исследовательский этап работы над проектом, включал в себя интеграцию образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась и в ходе режимных моментов; в процессе организации тифлопедагогом и воспитателями различных видов детской деятельности; в ходе самостоятельной деятельности детей. Проектный метод стал возможностью взаимодействия с семьями для обеспечения полноценного сенсорного развития дошкольников, так как предполагал организацию разнообразной работы с детьми: экскурсии, целевые прогулки, беседы, изучение специальной литературы, игровую деятельность, совместную продуктивную деятельность детей, педагогов и родителей. Были изготовлены карточки-схемы по правилам использования обонятельной чувствительности: уход за полостью носа, умение правильно пользоваться носовым платком, способы правильного и неправильного дыхания, техники безопасности при вдыхании запахов. Также с дошкольниками проводились беседы о последствиях воздействия на организм человека запахов, вредных для здоровья, о возможности проявления аллергической реакции на запах. При изучении запахов дети учились сосредоточивать внимание на запахе, то есть знакомились с различными запахами, запоминали их, называли, определяли их источники (медицинский кабинет, столовая и т.п.) и направление распространения запаха. Дошкольники выполняли различной сложности задания на дифференциацию запахов с целью использования этой информации в практической деятельности. В заключительной части исследовательского этапа проекта главное внимание было направлено на упражнения по использованию обонятельной чувствительности в различных видах деятельности (познавательной, игровой, бытовой); в пространственной и социальной ориентировке; в общении. На четвертом этапе проекта «Продукты детской деятельности» дошкольниками вместе с педагогами и родителями был оформлен альбом «Рисуем запах»; составлены сборник рассказов из опыта «Мои любимые ароматы», фотоколлаж «Мир запахов», коллекция «Библиотека запахов» (включающая три из основных четырех групп запахов: цветочные, лекарственные, пищевые, - кроме опасных). Творческие задания в проекте способствовали актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулировали потребность ребенка в самовыражении, в творческой деятельности. На выполнение проекта работал принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе. В процессе проекта усилия педагогов и детей были направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения новых. На заключительном этапе проекта прошла презентация продуктов творчества совместной работы детей, родителей и педагогов. Была организована выставка «Библиотеки запахов», представлены сборник рассказов из опыта детей «Мой любимый аромат», альбом «Рисуем запах» и фотоколлаж «Волшебный мир цветов». Результаты реализации проекта по развитию обонятельной чувствительности у детей с нарушениями зрения показали, что дошкольники способны воспринимать, различать запахи для получения полной информации о происходящем вокруг, а также лучше ориентироваться в пространстве и быту. В заключении можно отметить, что предлагаемый проект не ставит цели познакомить дошкольников со всем многообразием запахов окружающего мира. Это невозможно, а, главное, не нужно. О многих важных для жизнедеятельности запахах дети будут узнавать постепенно. Содержание предлагаемого проекта «Мир запахов» является начальным этапом развития обоняния. На этом этапе важно показать детям, каким образом умение узнавать запахи, определять их источники облегчает ориентировку в окружающем, сформировать у дошкольников первоначальные навыки использования обоняния в различных видах деятельности и вызвать желание совершенствовать эти навыки. Литература: 1. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. -112 с. 2. Денискина, В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. [Текст] / В.З. Денискина. – Уфа, 2004.- 43с. 3. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. [Текст] / Л.И. Плаксина. - М., 1998.- 72с. Заявка
|