|
Скачать 79.73 Kb.
|
Содержание
Особенности развития познавательной сферы. |
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ) Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения. Своё название тифлопсихология получила от греческого tiphlos – слепой и как наука сначала включала в своё содержание лишь психологию слепых. В настоящее время предметом её внимания являются не только слепые, но и лица, имеющие нарушения зрения. Анализ причин нарушения зрения показывает, что чаще всего слабовидение имеет врождённый характер. Однако аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесённые матерью вирусные заболевания, токсоплозмоз, краснуха и др. К причинам нарушения зрения также относятся несоблюдение основных правил гигиены зрения. Дети с нарушением зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, чётко различать их признаки и свойства, у них также осложнено восприятие формы, величины, пространственного расположения частей. У таких детей наблюдаются сложности выделения объёмности предметов, соотношения расстояния, определения местоположения и взаимоотношений между предметами. Вследствие этого отмечаются некоторые особенности возникших зрительных образов: они неполные, неточные, схематичные, расплывчатые, иногда просто вербальные. Вторичные отклонения в развитии детей с нарушением зрения обуславливают значительную специфику процесса формирования у них познавательной деятельности, навыков самообслуживания, пространственных представлений, способов получения переработки информации и т.д. Для компенсации недостающей зрительной информации у детей с нарушением зрения необходимо развивать функциональные возможности сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, органа вкуса), восприятие с помощью нарушенного зрения, память и логическое мышление, особенно умения сравнивать, анализировать и обобщать. ^ Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Однако глубина отклонений в развитии зависит от степени дефекта. Основная причина снижения состоит в том, что при нарушениях зрения снижается количество получаемой ребёнком информации и изменяется её качество. Внимание. Практически все качества внимания, такие, как его активность, направленность, широта (объём, распределение), возможность переключения, интенсивность, или сосредоточенность, устойчивость оказываются под влиянием нарушения зрения, но способны к высокому развитию, достигая, а порой и превышая уровень развития этих качеств у хорошо видящих. Замедленность процесса восприятия, осуществляемого с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объёма и устойчивости внимания. Развитие внимания связано с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности. Ощущение и восприятие. Примерно 90% всей информации человек получает через зрение. У слабовидящих зрительное восприятие совершенствуется с помощью дополнительных незрительных стимулов. Например, тактильные стимулы при использовании зрения в процессе обучения помогают в создании полноценного образа. Так же значительное и важное место отводится слуху и слуховым характеристикам, позволяющим дистантно воспринимать объект. Возможность дистантного восприятия звуков имеет особую ценность, так как позволяет использовать звуки как сигналы взаимодействия объектов внешнего мира. По мере того как звуки приобретают значение сигнала и связываются в представлении слепого с предметами и их действиями, ориентировка в социальной жизни становится более точной и определённой. Роль слуха в жизни и деятельности плоховидящих значительно больше, чем у хорошовидящих. В собственных экспериментах А.А.Крогиус отмечает более высокий «пространственный порог» слуховых ощущений у зрячих. Пространственная ориентация и различного рода деятельность у лиц с нарушениями зрения требует способности дифференцировать звуки, шумы, локализовать источники звуков, определять направление звуковой волны, поэтому у них, чаще использующих слух при выполнении различных видов деятельности, повышается слуховая чувствительность. Однако под влиянием шума и длительного звукового воздействия может проявляться усталость слухового анализатора, развиться ухудшение слуха и тугоухость. Использование контроля приводит к тому, что слабовидящие школьники уступают зрячим в развитии точности движений, в оценке движений и в степени мышечных напряжений. Память. Различные исследования мнестической сферы у детей с нарушением зрения не дали однозначных результатов и достаточны противоречивы. Однако, доказано, что для слабовидящих характерно недостаточное осмысление запоминаемого наглядного материала (недостаточность логической памяти). Кроме того, образы памяти слабовидящих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к угасанию. Слухоречевая же память у детей с нарушениями слуха не отличается от таковой у зрячих одноклассников. В связи с этим совершенствование мнемических процессов у слабовидящих состоит не только в многочисленных повторениях и тренировках, но и в логической обработке материала, уточнении образов, в показе значимости усваиваемой информации для жизни и деятельности. Мышление. Имеются три концепции развития мышления лиц с дефектами зрения:
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений. Хастингс, сравнивая эмоциональное отношение детей с нарушением зрения и зрячих 12 лет к различным ситуациям, нашёл, что первые более ранимы, особенно по шкале самооценки. При этом слабовидящие дети показали большую эмоциональность и тревожность. Также у слабовидящих наблюдается меньшая активность в познании окружающего. Распространено мнение о том, сто слабовидящие менее эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов зрения. Это впечатление объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике, жестах , позах. Однако речь их достаточно интонационно выразительна. Исследования понимания слабовидящими эмоциональных состояний человека по голосу, интонации, темпу, громкости и другим экспрессивным признакам речи свидетельствуют о том, что слепые обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего. Также отмечают исключительные способности слабовидящих понимать эмоциональные состояния, улавливать самые «тонкие изменения голоса собеседника». Слабовидящие при разговоре часто кажутся зрячим странными, потому что «наступают» на собеседника. Это вызвано желанием разглядеть собеседника и, если он отступает, то дети двигаются за ним. Дети с нарушениями зрения могут слушать собеседника, подперев голову рукой. Такая поза воспринимается нормально видящими как выражение скуки и утраты интереса. Это может приводить к взаомонепониманию. Дефицит зрительных впечатлений отрицательно сказывается на формировании у всех подкатегорий детей с нарушением зрения навыков общения. В частности, при нарушении зрения страдают такие компоненты коммуникации, как мимика и пантомимика. Дети с пониженным зрением испытывают значительные затруднения с пониманием эмоций партнёра, выраженных неречевыми средствами общения. С другой стороны, без специального обучения мимика и пантомимика детей с нарушением зрения зачастую совершенно не соответствуют их эмоциональному состоянию. Особенности учебной деятельности. Учебная деятельность протекает в более замедленном темпе, особенно в первые периоды её становления из-за большей утомляемости и инертности ЦНС. Темп письма и чтения слабовидящего ниже. Для многих учащихся характерен вербализм, который объясняется обеднённостью опыта и отсутствием за словом конкретных представлений, поэтому дети допускают много ошибок при письме. Учителю о гигиене зрения школьника. Работа глаз в среднем продолжается 15 – 18 часов в сутки. Зрительный анализатор формируется примерно до 14-16 лет, поэтому образовательный процесс необходимо организовывать особым образом. Чтобы сохранить хорошее зрение или предотвратить дальнейшее падение, надо с раннего детского возраста, и особенно в годы школьного обучения, бережно относиться к глазам. Известно, что количество детей с пониженным зрением увеличивается по мере перехода из класса в класс.
|