|
Скачать 119.96 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОУ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙРЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И РЕЧИ «БЛАГО» 121151, г. Москва, Кутузовский проспект, д.24. Тел. 8(499)243-64-83 E-mail: [email protected] www.sluh.net МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА С 2004 года в Западном округе проводилась работа по организации включения детей с нарушениями слуха в общеобразовательные учреждения. В процессе экспериментальной деятельности апробировалась модель психолого-педагогического сопровождения глухих и слабослышащих учащихся в общеобразовательной школе, уточнялись методы и приемы диагностической и коррекционной работы, анализировались полученные результаты. В рамках эксперимента проводилась реализация основных направлений, и определялись базовые технологии комплексного сопровождения всех участников образовательного процесса. Для решения поставленных задач была организована выездная группа сопровождения, целью которой являлось создание адекватного социального пространства в общеобразовательном учреждении и оказание конкретной помощи всем участникам процесса инклюзивного обучения. В состав выездной группы сопровождения были включены следующие специалисты: сурдопедагог, логопед, психолог, социальный педагог, методисты. Направления работы выездной группы: коррекционно-развивающее, психологическое, консультативно-методическое и социальное сопровождение. Коррекционно-развивающее сопровождение осуществлялось с плохослышащими учащимися и было направлено на преодоление возникающих у них трудностей включения в общеобразовательный процесс. Психологическое, консультативно-методическое и социальное сопровождение были нацелены на оказание помощи также слышащим учащимся, родителям, учителям и специалистам учреждения для создания адекватного социального пространства. Создание и внедрение модели комплексной системы сопровождения лиц с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении обеспечивает позитивное развитие личности, более полную реализацию способностей, позволяющих человеку с ограниченными возможностями быть востребованным в социуме, способствует росту интеллектуального и духовного потенциала как у детей с нарушением слуха, так и у их слышащих сверстников. Результатом такого сопровождения является наиболее полная адаптация и социализация детей с нарушением слуха в коллективе слышащих людей и создание комфортных условий для всех участников процесса инклюзивного обучения. ^ Выездная группа сопровождения ЦЕНТРА ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Целевые группы ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() СОШ и ДОУ Коррекционно-развивающее сопровождение Психолого-педагогическое сопровождение неслышащих и плохослышащих школьников включает коррекционно-развивающие занятия сурдопедагога, психолога и логопеда. Специфика работы сурдопедагога в общеобразовательной школе заключается в том, что на индивидуальных и групповых занятиях он вырабатывает у детей с нарушениями слуха умение воспринимать речевой материал (работа над звуками, слогами, словами, предложениями, текстами) в специально осложненных акустических условиях (позиция говорящего, маскирующие шумы); закрепляет умение получать и анализировать информацию, адекватно и быстро отвечать по обсуждаемой в условиях диалога и полилога теме; формирует умение узнавать и понимать речевой материал по неполным слуховым данным, т.е. опираться на догадку. На занятиях, к которым сурдопедагог может привлекать слышащих одноклассников, формируются и совершенствуются навыки коммуникации глухих и слабослышащих школьников, отрабатываются правила, приемы и средства общения, построение и реализация моделей межличностного взаимодействия (диалоги, мини-диалоги, ролевые игры); вырабатывается навык контроля не только за своей речью, но и за речью товарищей. Работа проводится на речевом материале предметных уроков по программе, которая разрабатывается индивидуально для каждого ребенка. Логопедическое воздействие направлено на коррекцию и развитие устной и письменной речи и осуществляется по традиционным разделам работы: автоматизация, дифференциация звуков, развитие фонематического восприятия и интонационной стороны речи, совершенствование слоговой структуры слова, закрепление навыков языкового анализа и синтеза, уточнение, расширение и активизация словарного запаса, преодоление аграмматизма на всех уровнях, развитие связной речи; предупреждение и преодоление нарушений письма и чтения. При этом на занятиях применяются специфические (сурдопедагогические) приемы работы над устной речью глухих и слабослышащих учащихся. Содержание занятий является вариативным в зависимости от состояния слуха и уровня речевого развития ребенка. Работа психолога направлена на развитие познавательных процессов, коррекцию эмоционально-волевой сферы, формирование социальных умений и совершенствование коммуникативных навыков у детей данной категории. Коррекционно-развивающая работа проводится психологом на индивидуальных занятиях, обязательных для всех детей, имеющих нарушения слуха, и групповых, в которых активно участвуют слышащие учащиеся. ^ Важными направлениями психологического сопровождения являются: формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к плохослышащим детям; профилактика и преодоление профессионального выгорания у педагогов. Данные направления реализуются на специально организованных тренингах с различными целевыми группами. При формировании толерантности могут быть использованы различные существующие программы, которые должны быть адаптированы для работы с детьми, имеющими нарушения слуха. Адаптация заключается в использовании более доступной формы инструкций и текстов, упрощении и предоставлении их в напечатанном виде, что существенно помогает восприятию материала плохослышащими детьми. Для профилактики эмоционального напряжения у педагогов, работающих с «особыми» детьми, для снятия симптомов усталости, поддержания интереса к профессии могут быть использованы существующие программы. ^ Важным направлением работы с педагогами, обучающими детей с нарушением слуха, является просветительская составляющая, которая проводится в форме семинаров, деловых игр, консультаций по конкретным проблемам, возникающим в процессе обучения, а также по вопросам подготовки дидактических материалов, формы их предоставления детям с нарушением слуха. Высокую эффективность имеют также практикумы, направленные на формирование педагогической компетенции учителей. Анализ сложных педагогических ситуаций способствует изменению позиции педагогов, а, следовательно, установлению благоприятных отношений в системе «педагог – ученик». В рамках данного направления также используется такая форма работы для учителей школы, как проведение специалистами выездной группы открытых уроков в классах, где обучаются дети с нарушением слуха. Особое внимание при этом уделяется специальным методам, которые используются в процессе обучения детей с нарушениями слуха. На базе Центра создан консультационный пункт, где учителя и другие специалисты школ имеют возможность обратиться к сурдопедагогу, логопеду, психологу, социальному педагогу, методисту Центра. Кроме того, собран фонд литературы, систематизированной по различным направлениям (медицина, психология, общая и специальная педагогика и др.) и возрастам (от дошкольного до старшего школьного возраста), и медиатека. Разработана программа курсов повышения квалификации (72 часа) для педагогов общеобразовательных школ, специалистов сопровождения, работающих с глухими и слабослышащими детьми в общеобразовательных учреждениях. ^ Социальная работа предполагает знакомство учащихся и родителей, педагогов и специалистов школы с их правами и обязанностями, законодательными документами; информирование об общественных и государственных организациях, имеющих отношение к лицам с нарушениями слуха. Социальный педагог оказывает конкретную практическую помощь семьям, воспитывающим плохослышащих детей; организует различные мероприятия, направленные на формирование позитивного взаимодействия школьников с нарушенным и сохранным слухом, а также и других участников образовательного процесса. ^ Исходя из имеющихся кадровых, методических и др. ресурсов общеобразовательного учреждения модель может быть реализована в соответствии с представленными вариантами (см. таблицы 1,2,3) или их модификациями в зависимости от запроса образовательного учреждения. Взаимодействие образовательного учреждения (ОУ) и выездной группы сопровождения (ВГ) проводится на договорной основе. ^
^
^
|