|
Скачать 63.76 Kb.
|
Возможности верботонального метода в развитии речевой коммуникации обучающихся с нарушениями слуха![]() "Самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения" (Антуан де Сент-Экзюпери) ![]() Одной из актуальных социально – экономических и демографических проблем современного российского общества является образование и включение в социум детей с ограниченными возможностями здоровья. Н ![]() ![]() Известно, что без специального обучения речь глухих детей не развивается, а это, в свою очередь, вызывает отставание и особенности в познании окружающего мира и развитии мышления. Базой для формирования мышления является произношение. Для того, чтобы произношение осуществляло функцию общения, оно должно быть доступным, понятным для окружающих, внятным, членораздельным и наиболее полно отражать все фонетические элементы, используемые для выражения и различения смысла. Обучение разговорной, а затем связной речи решает основную задачу – формирование речи как средства общения. Глухого ребёнка необходимо научить пользоваться устной речью, чтобы он смог найти своё место в жизни. Важно внушить ему уверенность в своих силах, он должен уважать себя, знать, что может достичь многого. Формирование у глухих словесной речи - специальная задача, от решения которой в значительной мере зависит интеграция глухого человека в обществе слышащих. Н ![]() В ![]() Что касается речевых расстройств, которые непосредственно связаны с неполноценностью слуховой функции, то они достаточно разнообразны. Однако если попытаться как-то объединить и обобщить все эти нарушения, то здесь правильнее всего будет говорить о недоразвитии у глухих всех сторон речи из-за невозможности ее полноценного восприятия на слух. У них нарушается как понимание речи окружающих, так и собственная произносительная речь во всех ее основных звеньях (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй). Д ![]()
![]() Сам метод основывается на том, что глухие дети начинают говорить только тогда, когда они смогут слушать и когда будет развито слуховое восприятие. Многие методики обучения глухих исходят из того, что слуховое восприятие у глухих детей поражено и восстановить его невозможно. Поэтому за основу при обучении и реабилитации людей с нарушениями слуха брали зрение, тактильное восприятие, жесты. Возникает вопрос: как же развивать слушание у глухого человека? Во-первых, научные исследования показали, что у значительной части глухих детей имеются те или иные остатки слуховых ощущений. При этом звуки на низких частотах могут слышать большинство глухих. В ![]() В ![]() ![]() Долгий путь реабилитации, образования и дальнейшей интеграции ребенка с нарушением слуха складывается из следующих этапов: От невербальной коммуникации к вербальной. От соматосенсорного пути до слухового восприятия. От стимуляции движения к свободному общению без движения. От сопряженного проговаривания к свободному высказыванию. От кратких слов к развернутым высказываниям. От диалога к монологу. От речевого высказывания к письменной речи. От реабилитации к образованию. От образования к интеграции. К ![]() П ![]() 1. сформировать у ученика потребность и желание общаться словесной речью; 2. сформировать у ученика самоконтроль за звучанием собственного голоса, речи; 3. способствовать развитию выразительной, эмоциональной, интонированной речи; 4. обратить большее внимание ребёнка на речь и меньшее на мимику и жесты; 5. научить правильно повторять любую речевую фразу, самостоятельно объединять известные слова в предложения. Работая над развитием речи, педагог совершенствует все её стороны: содержание и правильное оформление высказывания, точность слухозрительного восприятия, правильность произносительной стороны (дыхание, голос, ударение, произнесение звуков и их сочетаний). Т ![]() Следует также отметить, что использование верботонального метода оказывает благотворное влияние на психо – эмоциональное состояние ребенка, что очень важно на этапе обучения. Литература: 1. Верботональный метод реабилитации детей с нарушениями слуха и речи: кто и как использует его в России? // Вестник образования. - №18, 2008. 2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - ООО издательство «Школьная пресса», №2 - 2005. 3. К.А. Волкова, В.Л. Казанская, О.А. Денисова. - Методика обучения глухих детей произношению. - М.: Владос, 2008. 4. Л.Г.Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М.: Владос, 2001. 5. Развитие устной речи у глухих школьников.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС", 2003. 6. Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода: пособие для педагога – дефектолога/ Л.И.Руленкова. – М.: Парадигма, 2010.- 191 с. ![]() |