Инструкция по приему детей с нарушениями слуха в дошкольные организации образования коррекционного типа icon

Инструкция по приему детей с нарушениями слуха в дошкольные организации образования коррекционного типа





Скачать 162.43 Kb.
Название Инструкция по приему детей с нарушениями слуха в дошкольные организации образования коррекционного типа
Дата 08.04.2013
Размер 162.43 Kb.
Тип Документы
ИНСТРУКЦИИ

ПО ПРИЕМУ В ДОШКОЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

КОРРЕКЦИОННОГО ТИПА

Инструкция

по приему детей с нарушениями слуха

в дошкольные организации образования коррекционного типа


В дошкольные организации коррекционного типа для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших принимаются дети, имеющие потерю слуха, средняя величина которой в речевой области (частоты от 500 до 4000 герц) составляет от 40 до 80 децибел и выше. Состояние слуха определяется по данным восприятия разговорной и шепотной речи, учитываются (наряду с данными проверки слуха на речь) данные тональной аудиометрии.

Дети, имеющие потерю слуха от 30 до 40 дб. направляются в общеобразовательные дошкольные организации образования.

1. В группы дошкольных организаций образования коррекционного типа для неслышащих детей принимаются дети:

- не реагирующие на громкий голос.

- реагирующие на громкий голос, на голос разговорной громкости у ушной раковины, различающие некоторые речевые звуки (а,о,у,р), произнесенные у ушной раковины голосом повышенной громкости. Эти дети имеют среднюю потерю слуха в речевой области более 90 децибел.

2. В группы дошкольных организаций образования коррекционного типа для слабослышащих и позднооглохших принимаются дети:

- оглохшие в школьном и дошкольном возрасте, но сохранившие речь, хотя бы со значительными нарушениями.

- имеющие среднюю потерю слуха в речевой области от 40 дл 80 дб, различающие речь (слова, фразы обычной разговорной громкости на расстоянии от ушной раковины до 3-х метров) и страдающие вследствие недостаточности слуха, различной степенью недоразвития речи;

Примечание: дети, имеющие потерю слуха в речевой области от 80 до 90дб в качестве исключения могут приниматься на диагностическое (пробное) коррекционно-развивающее обучение.

- страдающими, речевыми нарушениями при легкой степени потери слуха от 40 до 80 дб (сенсоневральная тугоухость с сенсорным компонентом)

При определении условий и программы обучения детей с тугоухостью IV cт. необходимо учитывать их различные возможности в зависимости от степени потери слуха в соответствии с классификацией Е.Wedenberg:

Группа 1а. – потеря слуха на высокие частоты при сохранении слуховой чувствительности к низким частотам. Понижение слуха на частотах на 250 гц не превышает 35 дб. При дальнейшем падение слуха до 20 дб в речевом диапазоне на всех частотах свыше 1000 гц и с потерей слуха не менее 80 дб. Дети данного группы имеют более широкий речевой диапазон и благоприятный прогноз для речевого развития. Они обычно владеют простой фразовой речью и должны обучаться по программе для слабослышащих детей;

Группа 1б. – потеря слуха на высокие частоты при менее значительном снижении слуха к низким частотам. Понижение слуха на частотах до 250 гц составляет 45-55 дб. В области высоких частот падение слуха более 80 дб. Обычно речь детей данной группы представлена словами и словосочетаниями, при наличии которых возможно обучение этих детей по программе для слабослышащих детей;

Группа 2а.- равномерная потеря слуха на всех частотах от 65 до 85 дб. Речь представлена отдельными лепетными словами;

Группа 2б. – резкое равномерное снижение слуха свыше 90 дб. Дети данной группы не имеют речи.

Дети с тугоухостью IV cт. Групп 2а.-2б. Обучаются по программе для неслышащих детей.

3. В ясли-сады для детей с нарушениями слуха принимаются дети с 2-летнего возраста;

в детские сады, дошкольные детские дома, школах-интер­натах, имеющих дошкольные группы, принима­ются дети с 3-летнего возраста.

Примечания. Глухие и слабослышащие дети 6-летнего возраста в дошкольные организации не принимаются.

Дети с нарушениями слуха в возрасте 6 лет, не получавшие дошкольной подготовки в специальных организациях, принимаются в подготови­тельные классы соответствующих специальных школ.

Дети, воспитывающиеся в дошкольных организациях коррекционного типа в течение 3—4 лет, не должны переводиться в подготовительные классы школ, а по достижении 7-летнего возраста поступают в первые классы специальной организации соответствующего профиля.

4. Дети с нарушениями слуха могут приниматься в специально организованные группы в составе дошкольных организаций общего типа с 2-3 летнего возраста.

5. Коррекционно-педагогическую помощь дети с нарушениями слуха могут получать в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции, коррекционно-образовательных центрах системы образования, а также в сурдологопедических кабинетах учреждений системы здравоохранения, начиная с первого года жизни

6. Порядок комплектования групп дошкольных организаций коррекционного типа определен Нормативно-правовыми актами, регламентирующих деятельность организаций образования РК, «Правилами о порядке организации деятельности дошкольных организаций РК», утвержденных Приказом министерства образования и наук РК № 708 от 10.07.02г.

7. Не подлежат приему в дошкольные организации коррекционного типа для детей с нарушениями слуха:

дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью;

дети с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающиеся в ин­дивидуальном уходе;

дети с психопатоподобными расстройствами различного происхождения;

дети с частыми судорожными приступами;

дети с противопоказаниями для поступающих в дошкольные организации общего типа.

Примечание: Дети, страдающие указанными заболеваниями, в зависимости от состояния, периодически направляются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц. При ремиссии и улучшении состояния ребенка с целью получения социальной и коррекционно-педагогической поддержки направляются на надомное социальное обслуживание в отделы социально-педагогической помощи при городских и районных отделах социальной защиты или другие учреждения системы социальной защиты; в реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции по заключению психолого-медико-педагогической консультации.

8. Неслышащим и слабослышащим детям, имеющим нарушение интел­лекта (легкая и умеренная умственная отсталость), негрубые нару­шения опорно-двигательного аппарата или зрения, коррекционно-развивающая помощь оказывается на основе индивидуальной реабилитационной программы, составленной психолого-медико-педагогическим консилиумом дошкольной организации образования.

9. Направление детей в дошкольные организации образования коррекционного типа для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших производится органами образования только на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации и с согласия родителей (или лиц, их заменяющих).

10. Руководитель организации образования несет личную ответственность за прием детей в дошкольную организацию образования коррекционного типа в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией.


Инструкция

по приему детей с тяжелыми нарушениями речи

в дошкольные организации коррекционного типа

1. Приему в дошкольные организации коррекционного типа для детей с тяжелыми на­рушениями речи подлежат дети в возрасте от 2 до 7 лет с нор­мальным слухом и первично сохранным интеллектом c задержкой речевого развития (от 2 до 3-х лет), с общим недоразвитием речи, в том числе с алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, заиканием и другими речевыми нарушениями и которым должна быть обеспечена подготовка к обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В детские сады коррекционного типа для детей с тяжелыми на­рушениями речи могут направляться дети с ранним детским аутизмом, при котором отмечаются нарушения речи при сохранном интеллекте. Коррекционно-развивающая помощь оказывается им на основе индивидуальной реабилитационной программы, составленной психолого-медико-педагогическим консилиумом дошкольной организации образования.

Дети с тяжелыми нарушениями речи могут приниматься в специально выделенные группы в составе дошкольных организаций общего типа с 2-3 летнего возраста.

Для детей 5-7 лет с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут открываться группы в дошкольных организациях общего типа, или оказываться коррекционная помощь на логопедическом пункте при дошкольной или школьной организации образования.

2. Логопедическую помощь дети с нарушениями речи, в том числе дети раннего возраста с задержкой речевого развития могут получать в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции, начиная с первого года жизни, а также в коррекционно-образовательных центрах, логопедических пунктах системы образования

3. Все дошкольные группы комплектуются детьми по характе­ру и степени выраженности речевого дефекта и с учетом их воз­раста:

в группы для детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с 2 до 5 лет, поступающие с диагнозами: алалия, афазия, ри­нолалия, дизартрия, имеющие лепетную речь или резко выражен­ное недоразвитие всех сторон речи (звуко-слоговой структуры слов, лексического состава, грамматического строя);

в группы для детей с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи принимаются дети 5—6 лет, поступающие с диагнозами: дислалия, ринолалия, дизартрия и имеющие преимущественно фонетико-фонематические нарушения речи при легкой степени недоразвития лексико-грамматического строя, что в дальнейшем может служить препятствием нормальному усвоению чтения и письма;

в группы для детей, страдающих заиканием, принимаются дети с 2-летнего возраста с диагнозом заикание.

4. Первоначальный срок пребывания детей в дошкольных организациях коррекционного типа зависит от тяжести и характера речевого нарушения. В зависимости от состояния речи и динамики речевого развития ребенка срок пребывания в дошкольной организации коррекционного и общего типа может быть изменен. Для изменения или продолжения срока пребывания необходимо заклю­чение психолого- медико-педагогической консультации.

5. Все дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, выявляются и направляются специалистами детских поликлиник или дошкольными организациями общего типа на психолого-медико-педаго­гические консультации для решения вопроса о возможности приема их в дошкольные организации образования для детей с нарушениями речи.

6. Порядок комплектования групп дошкольных организаций коррекционного типа определен Нормативно-правовыми актами, регламентирующих деятельность организаций образования РК, «Правилами о порядке организации деятельности дошкольных организаций РК», утвержденных Приказом министерства образования и наук РК № 708 от 10.07.02г.

7. Не подлежат приему в дошкольные организации и группы для детей с нарушениями речи следующие дети:

- неслышащие и слабослышащие; слепые и слабовидящие;

- с умственной отсталостью;

  • с психопатоподобными расстройствами различного происхождения;

  • с частыми судорожными припадками;

- с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- с противопоказаниями для поступающих в дошкольные организации общего типа.

8. Если период пребывания ребенка в дошкольной организации образования или группе для детей с нарушениями речи вы­являются дефекты слуха, умственная отсталость или другие про­тивопоказания, перечисленные в п. 7, то ребенок подлежит обязательному направлению в психолого-медико-педагогическую консультацию для определения адекватных условий коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

9. Направление детей в дошкольные организации образования коррекционного типа для детей с нарушениями речи производится органами образования только на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации и с согласия родителей (или лиц, их заменяющих).

10. Руководитель организации образования несет личную ответственность за прием детей в дошкольную организацию образования коррекционного типа в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией.


Инструкция

по приему детей с нарушениями зрения

в дошкольные организации коррекционного типа

1. Приему в детские дошкольные организации коррекционного типа для детей с на­рушениями зрения подлежат дети в возрасте от 2 до 7 лет (в яс­ли-сады — с 2 лет, в детские сады — с 3 лет), имеющие выра­женное понижение зрения и нуждающиеся в интенсивном плеоптоортоптическом лечении.

2. Офтальмологические показания к направлению детей в до­школьные организации коррекционного типа устанавливаются строго индивидуально на основании данных офтальмологического обследования.

3. В дошкольные учреждения и специально организованные группы для слепых детей принимаются:

- слепые дети;

- дети, имеющие остаточное зрение до 0,04 с коррекцией на луч­шем глазу.

4. В дошкольные организации и специально организованные группы принимаются слабовидящие дети:

- с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучшем глазу с переноси­мой коррекцией;

- с амблиопией (дисбинокулярной, рефракционной, обскурационной) при любой степени понижения зрения, нуждающиеся в плеоптическом лечении;

- с косоглазием, требующим ортопто-хирурго-ортоптического или только ортоптического лечения.

Примечание: во всех дошкольных учреждениях, где организова­ны специальные группы для детей с нарушениями зрения, дети с косогла­зием и амблиопией выделяются в самостоятельные группы.

В городах при наличии достаточного контингента детей с косоглазием и амблиопией для них могут создаваться самостоятельные детские сады и ясли-сады.

Дети с нарушениями зрения могут приниматься в специально выделенные группы в составе дошкольных организаций общего типа с 2-3 летнего возраста.

Коррекционно-педагогическую помощь дети с нарушениями зрения могут получать в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции, начиная с первого года жизни, а также в коррекционно-образовательных центрах системы образования

5. Порядок комплектования групп дошкольных организаций коррекционного типа определен Нормативно-правовыми актами, регламентирующих деятельность организаций образования РК, «Правилами о порядке организации деятельности дошкольных организаций РК», утвержденных Приказом министерства образования и наук РК № 708 от 10.07.02г.

6. Не подлежат приему в дошкольные организации для детей с нарушениями зрения дети:

  • с глубокой и тяжелой умственной отсталостью;

  • с выраженными нарушениями двигательной сферы, самостоятель­но не передвигающиеся и не обслуживающие себя;

  • с психопатоподобными расстройствами различного происхождения;

  • с противопоказаниями для приема в дошкольные организации общего типа.

Примечание: Дети, страдающие указанными заболеваниями, в зависимости от состояния, периодически направляются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц. При ремиссии и улучшении состояния ребенка с целью получения социальной и коррекционно-педагогической поддержки направляются на надомное социальное обслуживание в отделы социально-педагогической помощи при городских и районных отделах социальной защиты или другие учреждения системы социальной защиты; в реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции по заключению психолого-медико-педагогической консультации.


7. Слепым и слабовидящим детям, имеющим нарушение интел­лекта (легкая и умеренная умственная отсталость), негрубые нару­шения опорно-двигательного аппарата или слуха (с потерей слуха от 30 до 50-60дб), коррекционно-развивающая помощь оказывается на основе индивидуальной реабилитационной программы, составленной психолого-медико-педагогическим консилиумом дошкольной организации образования.

8. Направление детей в дошкольные организации образования коррекционного типа для детей с нарушениями зрения производится органами образования только на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации и с согласия родителей (или лиц, их заменяющих).

9. Руководитель организации образования несет личную ответственность за прием детей в дошкольную организацию образования коррекционного типа в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией.


Инструкция

по приему детей с нарушениями интеллекта

в дошкольные организации коррекционного типа

1. Приему в дошкольные учреждения и группы для детей с нарушением интеллекта подлежат дети с умственной отсталостью и выраженной задержкой психического развития в возрасте от 3—4 до 7—8 лет, которые могут быть под­готовлены к обучению в специальной школе.

Медицинские показания по приему детей в дошкольные организации для детей с нарушением интеллекта:

  • легкая умственная отсталость;

  • интеллектуальная недостаточность, являющаяся следствием инфекционных, интоксикационных, травматических и других постнатальных поражений головного мозга, которая может быть приравнена к легкой умственной отсталости или выраженной задержке психического развития церебрально-органического генеза (т.е. состояния пограничного с легкой умственной отсталостью);

  • эпилептическая, шизофреническая деменция, ранний детский аутизм при отсутствии психопатоподобных расстройств, интеллектуальная недостаточность, при которой соответствует легкой умственной отсталости;

  • умеренная умственная отсталость

Дети с нарушениями интеллекта могут приниматься в специально организованные группы в составе дошкольных организаций общего типа с 3 летнего возраста.

2.Коррекционно-педагогическую помощь дети с нарушениями интеллекта могут получать в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции, начиная с первого года жизни, а также в коррекционно-образовательных центрах системы образования

3. Порядок комплектования групп дошкольных организаций коррекционного типа определен Нормативно-правовыми актами, регламентирующих деятельность организаций образования РК, «Правилами о порядке организации деятельности дошкольных организаций РК», утвержденных Приказом министерства образования и наук РК № 708 от 10.07.02г.

В зависимости от тяжести и характера интеллектуальных нарушений в детских садах коррекционного типа для детей с нарушением интеллекта создаются группы для детей с задержкой психического развития, с легкой умственной отсталостью и умеренной умственной отсталостью. Для каждой группы составляется своя коррекционно-развивающая программа.

4. Не подлежат приему в дошкольные учреждения для детей с нарушением интеллекта дети:

  • с тяжелой и глубокой умственной отсталостью;

  • с органической деменцией с тяжелой и глубокой умственной отсталостью;

  • с психопатоподобными расстройствами различного происхождения;

  • с частыми судорожными припадками;

Примечание: Дети, страдающие указанными психическими заболеваниями, в зависимости от состояния, периодически направляются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц. При ремиссии и улучшении состояния ребенка с целью получения социальной и коррекционно-педагогической поддержки направляются на надомное социальное обслуживание в отделы социально-педагогической помощи при городских и районных отделах социальной защиты или другие учреждения системы социальной защиты; в реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции по заключению психолого-медико-педагогической консультации.

  • с негрубой задержкой психического развития различного генеза;

  • страдающие заболеваниями, которые являются противопока­заниями для приема детей в детские сады и ясли-сады общего типа;

  • состояния, при которых умственная отсталость сочетается нарушениями слуха, зрения, моторики.

Примечание: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, у которых первичный дефект указанных функций сочетается с легкой и умеренной умственной отсталостью, осуществляется в соответствующих дошкольных организациях коррекционного типа или реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции.


5. Направление детей в дошкольные организации образования коррекционного типа для детей с нарушениями интеллекта производится органами образования на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации и с согласия родителей (или лиц, их заменяющих).

6. Руководитель организации образования несет личную ответственность за прием детей в дошкольную организацию образования коррекционного типа в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией.


Инструкция

по приему детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

в дошкольные организации коррекционного типа


1. Приему в детские дошкольные организации коррекционного типа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) подлежат дети:

  • самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода;

  • самостоятельно не передвигающиеся при обеспечении их специальными условиями для физического доступа в детский сад: наличие пандусов, широких дверных проемов, подъемника инвалидного кресла, подъемника вдоль лестницы, автоматических открывателей дверей и т.д.

Дети с нарушениями ОДА могут приниматься в специально выделенные группы в составе дошкольных организаций общего типа с 2-3 летнего возраста.

2.Коррекционно-педагогическую помощь дети с нарушениями ОДА могут получать в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции, начиная с первого года жизни, а также в коррекционно-образовательных центрах системы образования

3. Медицинскими показаниями к приему детей в дошкольные организации для детей с нарушениями ОДА являются следующие заболевания:

- детские церебральные параличи;

- последствия полиомиелита в восстановительном и резидуальном периодах;

- различные врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата;

- артрогриппоз, хондродистрофия, миопатия;

- последствия инфекционных полиартритов, тяжелые формы сколиоза.

4. В дошкольные организации коррекционного типа принимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 2 до 8 лет;

В дошкольные группы при соответствующих специальных шко­лах (школах-интернатах) принимаются дети в возрасте от 6 до 7 лет.

5. Для детей с прогрессирующими формами сколиоза создают­ся специальные дошкольные учреждения, либо отдельные группы в составе дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

6. Дети, у которых двигательные нарушения сопровождаются легкой и умеренной умственной отсталостью коррекционно-развивающая помощь оказывается на основе индивидуальной реабилитационной программы, составленной психолого-медико-педагогическим консилиумом дошкольной организации образования.

7. Порядок комплектования групп дошкольных организаций коррекционного типа определен Нормативно-правовыми актами, регламентирующих деятельность организаций образования РК, «Правилами о порядке организации деятельности дошкольных организаций РК», утвержденных Приказом министерства образования и наук РК № 708 от 10.07.02г.

8. Не подлежат приему в дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата дети:

  • не имеющие двигательных возможностей для формирования навыков сидения,

  • ходьбы и воспитания навыков самообслуживания;

  • с тяжелой и глубокой умственной отсталостью;

  • с частыми судорожными приступами;

  • с психопатоподобными расстройствами различного генеза;

  • с выраженными нарушениями зрения и слуха (глухота и слепота);

  • с заболеваниями, которые являются противопоказаниями для. приема в дошкольные учреждения общего типа.

Примечание: Дети, страдающие указанными психическими заболеваниями, в зависимости от состояния, периодически направляются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц. При ремиссии и улучшении состояния ребенка с целью получения социальной и коррекционно-педагогической поддержки направляются на надомное социальное обслуживание в отделы социально-педагогической помощи при городских и районных отделах социальной защиты или другие учреждения системы социальной защиты; в реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции по заключению психолого-медико-педагогической консультации.

9. Направление детей в дошкольные организации образования коррекционного типа для детей с нарушениями ОДА производится органами образования на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации и с согласия родителей (или лиц, их заменяющих).

10. Руководитель организации образования несет личную ответственность за прием детей в дошкольную организацию образования коррекционного типа в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Инструкция по приему детей с нарушениями слуха в дошкольные организации образования коррекционного типа icon Инструкция по приему детей в специальные (коррекционные) организации образования для неслышащих,

Инструкция по приему детей с нарушениями слуха в дошкольные организации образования коррекционного типа icon Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в процессе инклюзивного образования

Инструкция по приему детей с нарушениями слуха в дошкольные организации образования коррекционного типа icon Элементы верботонального метода коррекции слуха и речи детей с нарушениями слуха в условиях групповой

Инструкция по приему детей с нарушениями слуха в дошкольные организации образования коррекционного типа icon Работа с родителями детей с нарушениями слуха

Инструкция по приему детей с нарушениями слуха в дошкольные организации образования коррекционного типа icon Особенности эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков с нарушениями слуха

Инструкция по приему детей с нарушениями слуха в дошкольные организации образования коррекционного типа icon Государственные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха

Инструкция по приему детей с нарушениями слуха в дошкольные организации образования коррекционного типа icon Социальное становление детей с нарушением слуха в учреждении интернатного типа

Инструкция по приему детей с нарушениями слуха в дошкольные организации образования коррекционного типа icon «Регистрация детей дошкольного возраста (до 7 лет) для направления в детские дошкольные организации»
Цон) и через веб-портал «электронного правительства»: www e gov kz (далее – пэп)
Инструкция по приему детей с нарушениями слуха в дошкольные организации образования коррекционного типа icon Казанцева Елена Анатольевна гбс(К)оу школа-интернат №117 г о. Самара Индивидуализация слухо речевой

Инструкция по приему детей с нарушениями слуха в дошкольные организации образования коррекционного типа icon Инструкция по приему детей в специальные классы со сложной структурой дефекта при специальных (коррекционных)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы