|
Скачать 162.43 Kb.
|
ИНСТРУКЦИИ ПО ПРИЕМУ В ДОШКОЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ТИПА Инструкция по приему детей с нарушениями слуха в дошкольные организации образования коррекционного типа В дошкольные организации коррекционного типа для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших принимаются дети, имеющие потерю слуха, средняя величина которой в речевой области (частоты от 500 до 4000 герц) составляет от 40 до 80 децибел и выше. Состояние слуха определяется по данным восприятия разговорной и шепотной речи, учитываются (наряду с данными проверки слуха на речь) данные тональной аудиометрии. Дети, имеющие потерю слуха от 30 до 40 дб. направляются в общеобразовательные дошкольные организации образования. 1. В группы дошкольных организаций образования коррекционного типа для неслышащих детей принимаются дети: - не реагирующие на громкий голос. - реагирующие на громкий голос, на голос разговорной громкости у ушной раковины, различающие некоторые речевые звуки (а,о,у,р), произнесенные у ушной раковины голосом повышенной громкости. Эти дети имеют среднюю потерю слуха в речевой области более 90 децибел. 2. В группы дошкольных организаций образования коррекционного типа для слабослышащих и позднооглохших принимаются дети: - оглохшие в школьном и дошкольном возрасте, но сохранившие речь, хотя бы со значительными нарушениями. - имеющие среднюю потерю слуха в речевой области от 40 дл 80 дб, различающие речь (слова, фразы обычной разговорной громкости на расстоянии от ушной раковины до 3-х метров) и страдающие вследствие недостаточности слуха, различной степенью недоразвития речи; Примечание: дети, имеющие потерю слуха в речевой области от 80 до 90дб в качестве исключения могут приниматься на диагностическое (пробное) коррекционно-развивающее обучение. - страдающими, речевыми нарушениями при легкой степени потери слуха от 40 до 80 дб (сенсоневральная тугоухость с сенсорным компонентом) При определении условий и программы обучения детей с тугоухостью IV cт. необходимо учитывать их различные возможности в зависимости от степени потери слуха в соответствии с классификацией Е.Wedenberg: Группа 1а. – потеря слуха на высокие частоты при сохранении слуховой чувствительности к низким частотам. Понижение слуха на частотах на 250 гц не превышает 35 дб. При дальнейшем падение слуха до 20 дб в речевом диапазоне на всех частотах свыше 1000 гц и с потерей слуха не менее 80 дб. Дети данного группы имеют более широкий речевой диапазон и благоприятный прогноз для речевого развития. Они обычно владеют простой фразовой речью и должны обучаться по программе для слабослышащих детей; Группа 1б. – потеря слуха на высокие частоты при менее значительном снижении слуха к низким частотам. Понижение слуха на частотах до 250 гц составляет 45-55 дб. В области высоких частот падение слуха более 80 дб. Обычно речь детей данной группы представлена словами и словосочетаниями, при наличии которых возможно обучение этих детей по программе для слабослышащих детей; Группа 2а.- равномерная потеря слуха на всех частотах от 65 до 85 дб. Речь представлена отдельными лепетными словами; Группа 2б. – резкое равномерное снижение слуха свыше 90 дб. Дети данной группы не имеют речи. Дети с тугоухостью IV cт. Групп 2а.-2б. Обучаются по программе для неслышащих детей. 3. В ясли-сады для детей с нарушениями слуха принимаются дети с 2-летнего возраста; в детские сады, дошкольные детские дома, школах-интернатах, имеющих дошкольные группы, принимаются дети с 3-летнего возраста. Примечания. Глухие и слабослышащие дети 6-летнего возраста в дошкольные организации не принимаются. Дети с нарушениями слуха в возрасте 6 лет, не получавшие дошкольной подготовки в специальных организациях, принимаются в подготовительные классы соответствующих специальных школ. Дети, воспитывающиеся в дошкольных организациях коррекционного типа в течение 3—4 лет, не должны переводиться в подготовительные классы школ, а по достижении 7-летнего возраста поступают в первые классы специальной организации соответствующего профиля. 4. Дети с нарушениями слуха могут приниматься в специально организованные группы в составе дошкольных организаций общего типа с 2-3 летнего возраста. 5. Коррекционно-педагогическую помощь дети с нарушениями слуха могут получать в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции, коррекционно-образовательных центрах системы образования, а также в сурдологопедических кабинетах учреждений системы здравоохранения, начиная с первого года жизни 6. Порядок комплектования групп дошкольных организаций коррекционного типа определен Нормативно-правовыми актами, регламентирующих деятельность организаций образования РК, «Правилами о порядке организации деятельности дошкольных организаций РК», утвержденных Приказом министерства образования и наук РК № 708 от 10.07.02г. 7. Не подлежат приему в дошкольные организации коррекционного типа для детей с нарушениями слуха: дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью; дети с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающиеся в индивидуальном уходе; дети с психопатоподобными расстройствами различного происхождения; дети с частыми судорожными приступами; дети с противопоказаниями для поступающих в дошкольные организации общего типа. Примечание: Дети, страдающие указанными заболеваниями, в зависимости от состояния, периодически направляются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц. При ремиссии и улучшении состояния ребенка с целью получения социальной и коррекционно-педагогической поддержки направляются на надомное социальное обслуживание в отделы социально-педагогической помощи при городских и районных отделах социальной защиты или другие учреждения системы социальной защиты; в реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции по заключению психолого-медико-педагогической консультации. 8. Неслышащим и слабослышащим детям, имеющим нарушение интеллекта (легкая и умеренная умственная отсталость), негрубые нарушения опорно-двигательного аппарата или зрения, коррекционно-развивающая помощь оказывается на основе индивидуальной реабилитационной программы, составленной психолого-медико-педагогическим консилиумом дошкольной организации образования. 9. Направление детей в дошкольные организации образования коррекционного типа для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших производится органами образования только на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации и с согласия родителей (или лиц, их заменяющих). 10. Руководитель организации образования несет личную ответственность за прием детей в дошкольную организацию образования коррекционного типа в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией. Инструкция по приему детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольные организации коррекционного типа 1. Приему в дошкольные организации коррекционного типа для детей с тяжелыми нарушениями речи подлежат дети в возрасте от 2 до 7 лет с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом c задержкой речевого развития (от 2 до 3-х лет), с общим недоразвитием речи, в том числе с алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, заиканием и другими речевыми нарушениями и которым должна быть обеспечена подготовка к обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В детские сады коррекционного типа для детей с тяжелыми нарушениями речи могут направляться дети с ранним детским аутизмом, при котором отмечаются нарушения речи при сохранном интеллекте. Коррекционно-развивающая помощь оказывается им на основе индивидуальной реабилитационной программы, составленной психолого-медико-педагогическим консилиумом дошкольной организации образования. Дети с тяжелыми нарушениями речи могут приниматься в специально выделенные группы в составе дошкольных организаций общего типа с 2-3 летнего возраста. Для детей 5-7 лет с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут открываться группы в дошкольных организациях общего типа, или оказываться коррекционная помощь на логопедическом пункте при дошкольной или школьной организации образования. 2. Логопедическую помощь дети с нарушениями речи, в том числе дети раннего возраста с задержкой речевого развития могут получать в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции, начиная с первого года жизни, а также в коррекционно-образовательных центрах, логопедических пунктах системы образования 3. Все дошкольные группы комплектуются детьми по характеру и степени выраженности речевого дефекта и с учетом их возраста: в группы для детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с 2 до 5 лет, поступающие с диагнозами: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, имеющие лепетную речь или резко выраженное недоразвитие всех сторон речи (звуко-слоговой структуры слов, лексического состава, грамматического строя); в группы для детей с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи принимаются дети 5—6 лет, поступающие с диагнозами: дислалия, ринолалия, дизартрия и имеющие преимущественно фонетико-фонематические нарушения речи при легкой степени недоразвития лексико-грамматического строя, что в дальнейшем может служить препятствием нормальному усвоению чтения и письма; в группы для детей, страдающих заиканием, принимаются дети с 2-летнего возраста с диагнозом заикание. 4. Первоначальный срок пребывания детей в дошкольных организациях коррекционного типа зависит от тяжести и характера речевого нарушения. В зависимости от состояния речи и динамики речевого развития ребенка срок пребывания в дошкольной организации коррекционного и общего типа может быть изменен. Для изменения или продолжения срока пребывания необходимо заключение психолого- медико-педагогической консультации. 5. Все дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, выявляются и направляются специалистами детских поликлиник или дошкольными организациями общего типа на психолого-медико-педагогические консультации для решения вопроса о возможности приема их в дошкольные организации образования для детей с нарушениями речи. 6. Порядок комплектования групп дошкольных организаций коррекционного типа определен Нормативно-правовыми актами, регламентирующих деятельность организаций образования РК, «Правилами о порядке организации деятельности дошкольных организаций РК», утвержденных Приказом министерства образования и наук РК № 708 от 10.07.02г. 7. Не подлежат приему в дошкольные организации и группы для детей с нарушениями речи следующие дети: - неслышащие и слабослышащие; слепые и слабовидящие; - с умственной отсталостью;
- с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата; - с противопоказаниями для поступающих в дошкольные организации общего типа. 8. Если период пребывания ребенка в дошкольной организации образования или группе для детей с нарушениями речи выявляются дефекты слуха, умственная отсталость или другие противопоказания, перечисленные в п. 7, то ребенок подлежит обязательному направлению в психолого-медико-педагогическую консультацию для определения адекватных условий коррекционно-развивающего обучения и воспитания. 9. Направление детей в дошкольные организации образования коррекционного типа для детей с нарушениями речи производится органами образования только на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации и с согласия родителей (или лиц, их заменяющих). 10. Руководитель организации образования несет личную ответственность за прием детей в дошкольную организацию образования коррекционного типа в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией. Инструкция по приему детей с нарушениями зрения в дошкольные организации коррекционного типа 1. Приему в детские дошкольные организации коррекционного типа для детей с нарушениями зрения подлежат дети в возрасте от 2 до 7 лет (в ясли-сады — с 2 лет, в детские сады — с 3 лет), имеющие выраженное понижение зрения и нуждающиеся в интенсивном плеоптоортоптическом лечении. 2. Офтальмологические показания к направлению детей в дошкольные организации коррекционного типа устанавливаются строго индивидуально на основании данных офтальмологического обследования. 3. В дошкольные учреждения и специально организованные группы для слепых детей принимаются: - слепые дети; - дети, имеющие остаточное зрение до 0,04 с коррекцией на лучшем глазу. 4. В дошкольные организации и специально организованные группы принимаются слабовидящие дети: - с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучшем глазу с переносимой коррекцией; - с амблиопией (дисбинокулярной, рефракционной, обскурационной) при любой степени понижения зрения, нуждающиеся в плеоптическом лечении; - с косоглазием, требующим ортопто-хирурго-ортоптического или только ортоптического лечения. Примечание: во всех дошкольных учреждениях, где организованы специальные группы для детей с нарушениями зрения, дети с косоглазием и амблиопией выделяются в самостоятельные группы. В городах при наличии достаточного контингента детей с косоглазием и амблиопией для них могут создаваться самостоятельные детские сады и ясли-сады. Дети с нарушениями зрения могут приниматься в специально выделенные группы в составе дошкольных организаций общего типа с 2-3 летнего возраста. Коррекционно-педагогическую помощь дети с нарушениями зрения могут получать в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции, начиная с первого года жизни, а также в коррекционно-образовательных центрах системы образования 5. Порядок комплектования групп дошкольных организаций коррекционного типа определен Нормативно-правовыми актами, регламентирующих деятельность организаций образования РК, «Правилами о порядке организации деятельности дошкольных организаций РК», утвержденных Приказом министерства образования и наук РК № 708 от 10.07.02г. 6. Не подлежат приему в дошкольные организации для детей с нарушениями зрения дети:
Примечание: Дети, страдающие указанными заболеваниями, в зависимости от состояния, периодически направляются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц. При ремиссии и улучшении состояния ребенка с целью получения социальной и коррекционно-педагогической поддержки направляются на надомное социальное обслуживание в отделы социально-педагогической помощи при городских и районных отделах социальной защиты или другие учреждения системы социальной защиты; в реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции по заключению психолого-медико-педагогической консультации. 7. Слепым и слабовидящим детям, имеющим нарушение интеллекта (легкая и умеренная умственная отсталость), негрубые нарушения опорно-двигательного аппарата или слуха (с потерей слуха от 30 до 50-60дб), коррекционно-развивающая помощь оказывается на основе индивидуальной реабилитационной программы, составленной психолого-медико-педагогическим консилиумом дошкольной организации образования. 8. Направление детей в дошкольные организации образования коррекционного типа для детей с нарушениями зрения производится органами образования только на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации и с согласия родителей (или лиц, их заменяющих). 9. Руководитель организации образования несет личную ответственность за прием детей в дошкольную организацию образования коррекционного типа в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией. Инструкция по приему детей с нарушениями интеллекта в дошкольные организации коррекционного типа 1. Приему в дошкольные учреждения и группы для детей с нарушением интеллекта подлежат дети с умственной отсталостью и выраженной задержкой психического развития в возрасте от 3—4 до 7—8 лет, которые могут быть подготовлены к обучению в специальной школе. Медицинские показания по приему детей в дошкольные организации для детей с нарушением интеллекта:
Дети с нарушениями интеллекта могут приниматься в специально организованные группы в составе дошкольных организаций общего типа с 3 летнего возраста. 2.Коррекционно-педагогическую помощь дети с нарушениями интеллекта могут получать в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции, начиная с первого года жизни, а также в коррекционно-образовательных центрах системы образования 3. Порядок комплектования групп дошкольных организаций коррекционного типа определен Нормативно-правовыми актами, регламентирующих деятельность организаций образования РК, «Правилами о порядке организации деятельности дошкольных организаций РК», утвержденных Приказом министерства образования и наук РК № 708 от 10.07.02г. В зависимости от тяжести и характера интеллектуальных нарушений в детских садах коррекционного типа для детей с нарушением интеллекта создаются группы для детей с задержкой психического развития, с легкой умственной отсталостью и умеренной умственной отсталостью. Для каждой группы составляется своя коррекционно-развивающая программа. 4. Не подлежат приему в дошкольные учреждения для детей с нарушением интеллекта дети:
Примечание: Дети, страдающие указанными психическими заболеваниями, в зависимости от состояния, периодически направляются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц. При ремиссии и улучшении состояния ребенка с целью получения социальной и коррекционно-педагогической поддержки направляются на надомное социальное обслуживание в отделы социально-педагогической помощи при городских и районных отделах социальной защиты или другие учреждения системы социальной защиты; в реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции по заключению психолого-медико-педагогической консультации.
Примечание: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, у которых первичный дефект указанных функций сочетается с легкой и умеренной умственной отсталостью, осуществляется в соответствующих дошкольных организациях коррекционного типа или реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции. 5. Направление детей в дошкольные организации образования коррекционного типа для детей с нарушениями интеллекта производится органами образования на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации и с согласия родителей (или лиц, их заменяющих). 6. Руководитель организации образования несет личную ответственность за прием детей в дошкольную организацию образования коррекционного типа в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией. Инструкция по приему детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольные организации коррекционного типа 1. Приему в детские дошкольные организации коррекционного типа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) подлежат дети:
Дети с нарушениями ОДА могут приниматься в специально выделенные группы в составе дошкольных организаций общего типа с 2-3 летнего возраста. 2.Коррекционно-педагогическую помощь дети с нарушениями ОДА могут получать в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции, начиная с первого года жизни, а также в коррекционно-образовательных центрах системы образования 3. Медицинскими показаниями к приему детей в дошкольные организации для детей с нарушениями ОДА являются следующие заболевания: - детские церебральные параличи; - последствия полиомиелита в восстановительном и резидуальном периодах; - различные врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата; - артрогриппоз, хондродистрофия, миопатия; - последствия инфекционных полиартритов, тяжелые формы сколиоза. 4. В дошкольные организации коррекционного типа принимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 2 до 8 лет; В дошкольные группы при соответствующих специальных школах (школах-интернатах) принимаются дети в возрасте от 6 до 7 лет. 5. Для детей с прогрессирующими формами сколиоза создаются специальные дошкольные учреждения, либо отдельные группы в составе дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 6. Дети, у которых двигательные нарушения сопровождаются легкой и умеренной умственной отсталостью коррекционно-развивающая помощь оказывается на основе индивидуальной реабилитационной программы, составленной психолого-медико-педагогическим консилиумом дошкольной организации образования. 7. Порядок комплектования групп дошкольных организаций коррекционного типа определен Нормативно-правовыми актами, регламентирующих деятельность организаций образования РК, «Правилами о порядке организации деятельности дошкольных организаций РК», утвержденных Приказом министерства образования и наук РК № 708 от 10.07.02г. 8. Не подлежат приему в дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата дети:
Примечание: Дети, страдающие указанными психическими заболеваниями, в зависимости от состояния, периодически направляются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц. При ремиссии и улучшении состояния ребенка с целью получения социальной и коррекционно-педагогической поддержки направляются на надомное социальное обслуживание в отделы социально-педагогической помощи при городских и районных отделах социальной защиты или другие учреждения системы социальной защиты; в реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции по заключению психолого-медико-педагогической консультации. 9. Направление детей в дошкольные организации образования коррекционного типа для детей с нарушениями ОДА производится органами образования на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации и с согласия родителей (или лиц, их заменяющих). 10. Руководитель организации образования несет личную ответственность за прием детей в дошкольную организацию образования коррекционного типа в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией. |