Казанцева Елена Анатольевна гбс(К)оу школа-интернат №117 г о. Самара Индивидуализация слухо речевой реабилитации детей с нарушениями слуха icon

Казанцева Елена Анатольевна гбс(К)оу школа-интернат №117 г о. Самара Индивидуализация слухо речевой реабилитации детей с нарушениями слуха





Скачать 64.79 Kb.
Название Казанцева Елена Анатольевна гбс(К)оу школа-интернат №117 г о. Самара Индивидуализация слухо речевой реабилитации детей с нарушениями слуха
Дата 29.06.2013
Размер 64.79 Kb.
Тип Документы
Казанцева Елена Анатольевна

ГБС(К)ОУ школа-интернат № 117 г.о. Самара

Индивидуализация слухо - речевой реабилитации детей с нарушениями слуха.

Одной из ведущих тенденций развития специальной педагогики является возрастающее внимание к проблеме воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями развития. К сожалению, как свидетельствуют статистические данные, количество детей, имеющих сочетание нескольких первичных нарушений, увеличивается, при этом наблюдается тенденция к изменению структуры сочетанных расстройств. Наряду с преобладанием сочетания сенсорных и интеллектуальных расстройств, в настоящее время среди детей выявляются новые варианты, при которых сенсорные и интеллектуальные нарушения сочетаются с расстройствами аутистического спектра, выраженными формами ДЦП, тяжёлыми речевыми нарушениями. Всё это требует обязательного учёта психофизических особенностей каждого ребёнка для создания оптимальных условий полноценного обучения и воспитания, т. е. индивидуализации обучения и воспитания. Она включает в себя элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, повторяющийся периодически на новом уровне. Остановлюсь подробнее на каждом из элементов.

^ Комплексное обследование детей.

Особого внимания заслуживает проблема классификации нарушений слуха. В настоящее время в оториноларингологии принята классификация нарушений слуха Всемирной организации здравоохранения, согласно которой выделяют 5 групп нарушений слуха:

I - 26-40 дБ

II- 41- 55 дБ

III – 56 – 70 дБ

IV – 71 – 90 дБ

Глухота – более 91 дБ

Т.к. дети поступают в школу с медицинским заключением именно по этой классификации, то в настоящее время в нашей школе учится детей, которые, согласно классификации Л.В.Неймана, относятся к категории глухих. А ведь именно классификация Неймана, основанная на исследовании слуха методом тональной аудиометрии при сопоставлении с результатами исследования слуха голосом, элементами речи и речью, является основой для организации коррекционной работы в школе для слабослышащих и позднооглохших. Различают степени потери слуха:

1 степень – до 50 дБ

2 степень -50 -70 дБ

3 степень – более 70 дБ

Поэтому педагоги определяют степень потери слуха у детей по классификации Неймана, что позволяет определить количественные и качественные характеристики слуха каждого ребёнка, возможности использования и развития слухового восприятия в педагогическом процессе, осуществлять дифференцированный подход в обучении. Исходя из степени потери слуха и программных требований, планируется расстояние, на котором ребёнок должен к концу учебного года научиться распознавать предложенный речевой материал. Также в начале учебного года сурдопедагоги проводят комплексное слухо-речевое обследование детей, включающее педагогическое обследование состояния слуха( без использования ЗУА ) , выявление состояния и резервов развития слухового восприятия речи( с использованием ЗУА) , изучение возможностей учащихся понимать собеседника и быть понятым на материале связной речи, аналитическую проверку произношения. Кроме того, изучается уровень сформированности таких психических функций, как мышление, память, внимание. Контролируется соответствие настройки индивидуального слухового аппарата состоянию слуха. По итогам комплексной диагностики определяется группа, к которой может быть отнесён ученик:

1. слабослышащие,

2. слабослышащие с задержкой психического развития,

3. слабослышащие с умственной отсталостью,

4. пограничные и позднооглохшие,

5. дети в состоянии после кохлеарной имплантации.

Постановка педагогических задач.

Задачи коррекционной работы на определённый отрезок времени могут быть правильно определены только на основе комплексной диагностики и оценки прогноза ближайшего развития, исходя из понятия «зоны ближайшего развития». Педагоги ставят задачи на учебную четверть, на неделю, на конкретное занятие. Задачи касаются формирования произносительных навыков, развития слухового восприятия, совершенствования высших психических функций, мелкой моторики, эмоционально – волевой сферы, т.е. всех проблем, которые были выявлены в результате комплексной диагностики.

^ Выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику.

Именно реализация дифференцированного подхода к развитию нарушенной слуховой функции, формированию устной речи учащихся с нарушением слуха является наиболее продуктивной педагогической технологией, отражающей идеи личностно – ориентированного процесса образования. Дифференцированный подход подразумевает использование разноуровневых программ по развитию слуха и формированию произношения, разработанных для 5 типичных групп учащихся. Предлагаю следующую сводную таблицу, которая покажет, как возможно усложнить или упростить учебный материал, чтобы обязательные результаты были достигнутыми всеми учащимися.



Содержание

Объём

Время

Состояние слуха

Использо-вание ситуации

Наличие опор

Для услож-

нения материа-ла

замена общих понятий именами собственными

усложнение грамматичес-ких конструкций


введение в текст незнакомых, малоупотре-бительных или сложных по звучанию слов


отклонение длины слов от оптимальной,

составляю-щей

2-3 слога


введение вопроситель-ных предложений

распрост-ранение предло-жений для увеличе-ния объёма текста


добавле-ние предло-жений



уменьше-ние времени для изучения текста

изменение способа предъявления речевого материала в зависимости от состояния слуха слухо-зрительно и на слух


уменьшение количества предъявле-ний речевого материала до 1-2


использова-ние нового диктора


прослушива-ние записи


использова-ние нескольких собеседни-ков


использова-ние диктором передвиже-ния


использова-ние общения по телефону


использова-ние шёпотной речи


исключе-ние ситуацион-ного контекста

восприя-тие без опоры–опознава-ние, распоз-навание

Для упроще-ния материа-ла

замена незнакомого слова знакомым


замена имени собственного нарицатель-ным


упрощение грамматичес-ких конструкций

сокраще-ние числа предло-жений


увеличе-ние времени для изучения текста


использо-вание большего количест-ва повторе-ний пройде-ного материа-ла

увеличение уменьшение расстояния для предъявле-ния текста


использова-ние непосредст-венного общения


использова-ние привычного диктора


использова-ние статичного диктора


увеличение количества предъявле-ний до 5-6


использова-ние верботональ-ной аппаратуры для детей со значительной потерей слуха

включение ситуацион-ного контекста

восприя-тие с опорой–различе-ние


широкое исполь-зование наглядно-го материала


привлече-ние элементар-ных видов практичес-кой деятель-ности



^ Фиксация и анализ полученных результатов.

Мониторинг уровня сформированности учебных умений и навыков ведётся на каждом отрезке времени (занятие, учебная четверть, учебный год). Данные заносятся в «Фонетический дневник», если речь идёт об индивидуальном занятии, либо в « Учебно – методический комплекс», когда говорим об учебных четвертях. Кроме того, в конце учебного года совместно с учителем – дефектологом слухового кабинета проводится проверка внятности по 5 сбалансированным спискам Неймана. В конце учебного года проводятся и контрольные занятия по изучению возможностей учеников восприятия текста: определяется способ восприятия текста ( на слух, слухо – зрительно, с опорой на таблички ), объём воспринятого ( целиком, по частям). Особую группу составляют дети в состоянии после кохлеарной имплантации: для них разработаны и проводятся особые контрольные занятия.

Данные мониторинга анализируются сурдопедагогами, педагогом - психологом.

Постановка новых педагогических задач.

На основе анализа уровня сформированности произносительных навыков, развития речевого слуха, развития связной речи, усвоения правил орфоэпии и т.п. , педагогами ставятся новые педагогические задачи на определённый период времени( учебное занятие, неделю, учебную четверть).

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Казанцева Елена Анатольевна гбс(К)оу школа-интернат №117 г о. Самара Индивидуализация слухо речевой реабилитации детей с нарушениями слуха icon Элементы верботонального метода коррекции слуха и речи детей с нарушениями слуха в условиях групповой

Казанцева Елена Анатольевна гбс(К)оу школа-интернат №117 г о. Самара Индивидуализация слухо речевой реабилитации детей с нарушениями слуха icon «Минская областная государственная специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением

Казанцева Елена Анатольевна гбс(К)оу школа-интернат №117 г о. Самара Индивидуализация слухо речевой реабилитации детей с нарушениями слуха icon И. В. Королева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
В настоящее время значительно расширился арсенал методов реабилитации детей с нарушениями слуха,...
Казанцева Елена Анатольевна гбс(К)оу школа-интернат №117 г о. Самара Индивидуализация слухо речевой реабилитации детей с нарушениями слуха icon Возможности верботонального метода в развитии речевой коммуникации обучающихся с нарушениями слуха

Казанцева Елена Анатольевна гбс(К)оу школа-интернат №117 г о. Самара Индивидуализация слухо речевой реабилитации детей с нарушениями слуха icon Использование инновационной методики слуховой восстановительной стимуляции для реабилитации лиц с

Казанцева Елена Анатольевна гбс(К)оу школа-интернат №117 г о. Самара Индивидуализация слухо речевой реабилитации детей с нарушениями слуха icon Левкова елена Анатольевна перинатальные аспекты формирования иммунного реагирования у детей

Казанцева Елена Анатольевна гбс(К)оу школа-интернат №117 г о. Самара Индивидуализация слухо речевой реабилитации детей с нарушениями слуха icon Работа с родителями детей с нарушениями слуха

Казанцева Елена Анатольевна гбс(К)оу школа-интернат №117 г о. Самара Индивидуализация слухо речевой реабилитации детей с нарушениями слуха icon Учебно-методическое пособие Волгоград, 2001 Составители: к м. н., доцент Казанцева Ирина Анатольевна

Казанцева Елена Анатольевна гбс(К)оу школа-интернат №117 г о. Самара Индивидуализация слухо речевой реабилитации детей с нарушениями слуха icon Тогбоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 Дополнительная образовательная

Казанцева Елена Анатольевна гбс(К)оу школа-интернат №117 г о. Самара Индивидуализация слухо речевой реабилитации детей с нарушениями слуха icon Особенности эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков с нарушениями слуха

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы