|
Скачать 57.81 Kb.
|
Содержание
Фонетическая ритмикаМузыкальная стимуляция Специальный аудиовизуальный курс Пиктографическая ритмика |
Элементы верботонального метода коррекции слуха и речи детей с нарушениями слуха в условиях групповой и индивидуальной реабилитации Трудно переоценить роль, которую играет в нашей жизни слух. Наиболее велика коммуникативная роль слухового восприятия. Нарушение слуха негативно отражается на различных сторонах развития ребенка и, прежде всего, обуславливает тяжелые нарушения речи, что создает серьезные препятствия для общения с окружающими и осложняет интеграцию в общество слышащих. Проблема коррекции слуха и речи неслышащих детей – одна из актуальнейших и сложнейших в сурдопедагогике. Коллектив нашей школы использует в данном направлении передовой педагогический опыт, в том числе и зарубежный. Два педагога школы прошли обучение по верботональному методу в г. Москве в декабре 2003г. А в марте этого года в г. Москве другие два педагога приняли участие в Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы слухоречевой реабилитации детей: верботональная система» и получили сертификаты. Цель данной статьи: описать эффективные приемы коррекции слуха и речи неслышащих детей через применение элементов верботонального метода. Верботональный метод является оригинальной педагогической системой, разработанной в 1950 году выдающимся хорватским ученым, академиком П. Губерина. Международным центром по развитию верботональной системы является поликлиника СУВАГ (SUVAG), которая находится в г. Загребе. SUVAG — это аббревиатура, означающая «система универсального верботонального слушания Губерины». В настоящее время в мире работают свыше 500 верботональных центров, в том числе более 20 центров в нашей стране. Данная система используется не только для диагностики и реабилитации слуха и речи у глухих и слабослышащих (взрослых и детей), но и для коррекции нарушений голоса и речи у слышащих при задержке психического развития и центральных поражениях без снижения слуха, в последние годы особое внимание уделяется вопросам кохлеарной имплантации. Верботональная система базируется на основных закономерностях развития речи при нормальном слухе. Известно, что в младенческом и раннем возрасте слуховые ощущения ребенка, его моторная деятельность, а также вестибулярные, тактильные, проприоцептивные, зрительные ощущения помогают развитию речи. Поэтому в верботональной системе особое значение придается комплексному использованию анализаторов. Техническую сторону метода составляют оригинальные электроакустические аппараты для диагностики слуха и речи, подбора и настройки слуховых аппаратов, а также звукоусиливающая аппаратура для индивидуальной и групповой реабилитации («Верботон Г-10-м» и SLP-метр Г-50). Процесс реабилитации ребенка с нарушением слуха специалистами РГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II видов», включает элементы верботональной системы и состоит из:
Педагогами школы применяются оригинальные методики коррекционной работы по верботонального метода:
па – ма, папа – ма, па – ма; та – та, тата – там, я – тут, ты – там; вот кот – вот кот, моет лапы – моет рот.
Принципиальное значение придается работе над ритмом, темпом, интонацией. Академик П. Губерина выявил, что ритм и интонация передаются на низких частотах, а они у глухих детей наиболее сохранны. Например: _ ! _ (та ТА та – лопата) ! _ _ _ ! (ТА та та та ТА – это самолёт) ! _ ! _ _ ! (ТАтаТАтатаТА – Кошка пьёт молоко.) На занятиях с дошкольниками и школьниками за счет использования телесной (вибротактильной) проводимости низких частот используется вибратор, причем специально определяется место на теле ребенка, которое лучше всего реагирует на передачу сигнала через вибратор. Например:
Одновременно развиваем моторику тела, умение ребенка чувствовать свое тело и владеть им, в том числе напряжением и расслаблением мышц, а также ориентироваться в пространстве. Проводим специальные упражнения по развитию вестибулярного чувства: различные прыжки, ходьба на пятках, кувырки, раскачивание на качелях и др. В настоящее время много говорится о социализации. Для коллектива нашей школы данное направление является приоритетным. Верботональный метод не единственный, который применяется для развития коммуникативных способностей неслышащих детей нашей школы. Однако стоить заметить, что применение его элементов дает положительные результаты и способствует качеству педагогического процесса. Верботональная система универсальна и ее элементы могут применяться в работе с детьми, имеющими различные комплексные нарушения. Литература:
|