Применение песочной игротерапии в развивающе-коррекционной работе педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-поведенческой сфере icon

Применение песочной игротерапии в развивающе-коррекционной работе педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-поведенческой сфере





Скачать 130.09 Kb.
Название Применение песочной игротерапии в развивающе-коррекционной работе педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-поведенческой сфере
Дата 26.03.2013
Размер 130.09 Kb.
Тип Документы
Применение песочной игротерапии в развивающе-коррекционной работе педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-поведенческой сфере

Матяш Юлия Борисовна,

педагог-психолог МДОУ ЦРР д/с № 57 «Росинка»


Проблема успешного усвоения дошкольниками основной общеобразовательной программы и дальнейшего обучения в школе была и остается актуальной.

На положительный результат оказывают влияние комплекс факторов (условий): социальный, духовный, интеллектуальный, физический, эмоциональный. Гармонично развитый ребенок – это здоровый ребенок. Здоровье, в свою очередь – это полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Большое значение для усвоения основной программы и общего развития ребенка имеет его гармоничное психическое развитие, развитие его психического здоровья.

Психическое здоровье – главный фактор, определяющий количество нашей жизни. От него зависит личное счастье человека, профессиональные успехи, уровень эмоционального благополучия, психические процессы.

Уровень психического здоровья варьируется в очень широких пределах – от серьезных нарушений до высокого эмоционального благополучия: хорошо развитого чувства индивидуальности, активности, умения общаться с людьми, преодолевать трудности. Эмоции отражают психические функции: радость, страх, гнев, удивление, злость и т.д. Каждая эмоция влияет на физические функции тела ребенка: состояние нервозности вызывает изменение дыхания и сердечной деятельности; чувство стыда – покраснение лица; состояние эмоционального покоя проявляется в расслаблении всего тела и восстановлении энергии.

Плохое самочувствие, сниженный эмоциональный тонус, вегетативные расстройства нервной системы и прочие трудности в развитии (в том числе и речевом), во многом определяются психологическими проблемами, которые мешают полноценному усвоению общеобразовательной программы. Для того чтобы процесс усвоения ребенком образовательной программы проходил успешно, важнейшим условием его стабильного состояния, является психическое благополучие. Развитие организма требует активного состояния нервных функций, прежде всего коры больших полушарий мозга. Стимуляция этой активности происходит за счет притока положительных эмоций. Если ребенок активен, если он проявляет интерес к окружающему миру вокруг него – значит, его нервная система развивается полноценно. Снижение же психоэмоционального тонуса, негативно влияет на развитие психических функций и на развитие ребенка в целом. Психоэмоциональное состояние дошкольника оказывает воздействие на его физическое состояние, которое даже может вызывать психосоматические заболевания. Психосоматика может произойти при стрессе, депрессии, состояниях тревоги, беспокойства, неуверенности, сильном волнении, если возникают такие проблемы, то ребенок будет испытывать трудности на занятиях.

Нестабильность в эмоциональной и поведенческой сфере ведет за собой психологические проблемы:

  1. Нарушение эмоционально-волевой сферы.

  2. Нарушение ряда нервно-психических функций (внимание, память, мышление).

  3. Нарушение поведенческой сферы.

  4. Нарушение познавательной деятельности.

По результатам психолого-педагогического обследования детей, ежегодно выявляются нарушения эмоционального и поведенческого плана: нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в повышенной возбудимости, чувствительности, пугливости, тревожности, - с одной стороны. С другой – вялость, пассивность, безынициативность, двигательная заторможенность. Дети быстро утомляются, внимание неустойчивое, низкая работоспособность, ослабленная память, неразвитость эмоциональной сферы, трудности в установлении контактов, у половины из обследованных детей – не достаточно развиты навыки общения, настроение неустойчивое, легко меняется от незначительных причин, плохо развита мелкая моторика руки. Отмечаются проблемы в поведенческой сфере: страхи, агрессия, нервозность, неуверенность, застенчивость, нарушения общения и социальной адаптации в детском социуме, гипердинамический синдром. Поэтому очень важно предупредить эмоциональные расстройства и поведенческие нарушения, для того, чтобы помочь детям успешно осваивать общеобразовательную программу. С этой целью планируется развивающе-коррекционная работа.

Психологическая коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений – это организованная система комплексного психологического воздействия. Она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности, самостоятельности, устранение личностных реакций, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность и др. Значительный этап работы с детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости.

Психологическая коррекция направлена на:

  • развитие эмоциональной сферы;

  • развитие навыков общения;

  • коррекцию проблем поведения (агрессия, синдром гиперактивности, тревожности, страхи и т.д.);

  • развитие познавательной и сенсорной сферы;

  • снятие эмоционального и психомышечного напряжения.

Опыт работы убедил в том, что наряду с такими методами как арт-терапия и релаксационные паузы, которые используются на занятиях, наиболее продуктивным и действенным методом организации коррекционной деятельности с детьми имеющие проблемы в эмоциональной и поведенческой сфере, является метод песочной игротерапии, который помимо комплексной эффективности оказывает компенсирующее действие на усвоения детьми общеобразовательной программы.

Этот метод способствует развитию эмоций, наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, снятию нервного и эмоционального напряжения – всех тех негативных факторов, которые мешают ребенку быть полноценно развитым: в физическом, психическом, речевом и коммуникативном плане.

Впервые принцип «песочная терапия» был предложен известным психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом.

По мнению К. Юнга, процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике. Весь нехитрый материал помогает детям строить свой собственный мир и обыгрывать в нем различные внутренние проблемы.

Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.

Применение данной игровой терапии на занятиях с детьми, имеющих проблемы в эмоциональной и поведенческой сфере способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, в том числе и мышечного, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).

Применяется для развития и коррекции в решении следующих проблем у ребенка:

  • проблемы поведения;

  • проблемы в эмоциональной сфере;

  • трудности в общении;

  • психологические травмы;

  • расстройства настроения;

  • кризисные ситуации;

  • страхи, навязчивости и другие расстройства.

Все вышеперечисленные проблемы, создают трудности в усвоении общеобразовательной программы.

Задачи песочной игротерапии ориентированы на то, чтобы помочь ребенку:

  • развить самооценку;

  • обрести веру в себя;

  • овладеть чувством контроля;

  • стать более ответственным в своих действиях и поступках;

  • научиться выражать свои мысли, чувства и эмоциональные переживания;

  • научить способам самовыражения.

При организации занятий песочной игротерапии, ставятся следующие задачи:

  1. Установление обратной эмоциональной связи путем развития различных эмоций.

  2. Формирование доброжелательного отношения к ребенку его сверстников.

  3. Поддержка положительного тонуса и самочувствия.

  4. Создавать ощущение дозволенности.

  5. Понимать и принимать мир ребенка.

  6. Облегчить ребенку принятие решений.

В одних случаях, игра с песком, является вспомогательным средством для снятия психоэмоционального напряжения, нервозности. В других – является ведущим методом коррекции (например, при наличии у ребенка поведенческих или эмоциональных нарушений).

На занятиях по песочной терапии применяются также следующие формы, методы и приемы: арттерапия, релаксация, эмоциональная разминка, сказкотерапия, ролевая игра, психогимнастика, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, самомассаж, энергетические упражнения, водотерапия, эффект неожиданности, сюрпризный момент.

Для игр с песком используется материал (рис. 1.):

  • водонепроницаемый ящик голубого цвета, наполненный песком;

  • вода;

  • небольшие подносы;

  • стаканчики для воды;

  • лопаточки, палочки, ложечки, ведерки;

  • сито.

Типы предметов, используемые в песочной терапии (рис. 2., рис. 3.):

  • люди;

  • животные (наземные, летающие);

  • водные обитатели;

  • жилища и дома с мебелью;

  • домашняя утварь, продукты;

  • деревья, растения;

  • транспорт;

  • объекты среды обитания человека: заборы, мосты, ворота и т.д.;

  • естественные природные объекты; камни, ракушки, перья, куски дерева, вата и т.д.;

  • «сокровища»;

  • сказочные персонажи;

  • геометрические формы;

  • бросовый материал.

Для конкретизации содержания развивающе-коррекционной работы с детьми составляется перспективный план развивающе-коррекционных занятий с детьми по песочной игротерапии. Дети, с такими проблемами, определяются на индивидуальные и мало групповые (2-5 человек) занятия, возраст 4, 5, 6, 7 лет (рис. 4, рис. 5). Использование данного метода позволяет увидеть положительный результат у детей дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 или 2 раза в неделю по 15-25 минут (учитывая возраст детей), в зависимости от специфики проблемы и динамики коррекции.

Определенная проблема, касаемая поведенческого или эмоционального плана, в определенный момент занимает центральное место в жизни ребенка, оказывается для него разрушительной, создает напряжение, повышает возбудимость, негативно отражается на умственной работоспособности ребенка, дезорганизует его поведение, что в дальнейшем приводит к отставанию в усвоение материала на общеразвивающих занятиях в дошкольном учреждении.

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя различные игрушки, предметы, природный материал, он выражает то, что ему трудно выразить словами.

Индивидуальные и групповые игры в песок дают средства для разрешения конфликтов и передаче чувств, способствую развитию межличностных отношений и навыков общения у тех детей, которые испытывают коммуникативные трудности (застенчивые, стеснительные, с речевыми проблемами, боязливые). Способствуют улучшению психологического и эмоционального благополучия ребенка, на этом фоне стабилизация психического и психосоматического здоровья, наступает разблокировка психомышечных зажимов, мобилизация творческого потенциала ребенка, внутренних механизмов саморегуляции, что способствует полноценному усвоению общеобразовательной программы.

Например, индивидуальное занятие по песочной игротерапии, проективная игра «Победим страх» (авторская), направленная на коррекцию страха, боязливости, агрессивности, гиперактивности.

  1. «Победим страх»

Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.

Задачи:

Научить ребенка:

- выражать свои чувства и ощущения;

- справляться с негативными эмоциями;

- выражать положительные эмоции;

- побуждать к активным действиям.

Материал: ящик с песком, вода, фигурки по выбору, бросовый и природный материал; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход занятия.

Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не «смоется») и вновь – чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает «веселую картинку» из материала и фигурок, которые выбрал (рис. 6.).

По окончании работы взрослый предлагает вымыть руки. Музыка затихает.

Эмпатия.

Взрослый: «У меня сейчас хорошее, спокойное настроение. А какое у тебя настроение, что ты чувствуешь?» (ответ ребенка).

«Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной: я теперь спокоен, «страх» убежал и никогда не вернется. Я очень смелый и храбрый».

  1. «Я колючий только снаружи» (авторская). Коррекция агрессивного поведения.

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Задачи:

  1. Научить ребенка справляться с гневом (в неразрушительной форме для окружающих).

  2. Научить ребенка выражать свои чувства и ощущения.

  3. Побуждать к активным действиям.

  4. Способствовать к проявлению эмпатии.

Материал: ящик с песком, вода, на выбор фигурки; магнитофон и аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход занятия.

Взрослый просит ребенка вылепить из влажного песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все – негативных эмоций и переживаний нет, а значит «обидчик» больше не обидит. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы.

По окончании работы ребенок моет руки и садится на стул.

Эмпатия.

Взрослый: «Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной: я спокоен, у меня хорошее настроение, я очень добрый и ласковый».

  1. «Зарывание секретиков» (авторская). Направленная на коррекцию психических процессов, развитие мелкой моторики руки, тактильных ощущений, развитие связной речи.

Цель: установление психологического комфорта.

Задачи:

  1. Коррекция психических процессов (внимание, память, мышление, закрепление восприятия цвета).

  2. Развитие связной речи.

  3. Развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений.

  4. Совершенствовать умения и навыки практического общения.

  5. Развитие фантазии.

  6. Побуждать ребёнка к активным действиям концентрации внимания.

  7. Стабилизация положительного эмоционального фона.

Материал: ящик с песком, вода, игрушки, геометрические формы, различные «волшебные» предметы; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход занятия.

Если занятие индивидуальное, то «секретики» закапывает в песок взрослый, а если групповое – то каждый ребёнок в «секрете» от другого.

Ребёнку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу и выбрать те фигуры и предметы, которые привлекают его внимание. Но выбирается только 5 – 6 предметов. Затем ребёнок приглашается к ящику с песком и ему предлагается «по секрету» зарыть (закопать), спрятать в песок те фигуры и предметы, которые он выбрал. Другому ребёнку (который не видел, какие «секретики» зарыты в песок) предлагается искать секреты. И в процессе раскопок по открывающимся частям догадаться, что там спрятано и описать (т.е. на ощупь узнать находку). Дети по очереди зарывают «секретики» и отгадывают друг у друга, что спрятано в песке.

Другой вариант.

Взрослый предварительно закапывает в песок «Волшебные камешки доброты» (разного цвета). Ребёнку даётся кисточка (если песок сухой) или руками (если песок мокрый) начинает откапывать «секретики». И в процессе раскопок по открывающимся частям камешка, нужно описать его цвет. Взять «Волшебный камешек доброты» в руку, подержать и передать другому – поделиться добротой камешка и своей добротой со всеми ребятами. («Камешек доброты» передаётся из рук в руки по кругу).

По окончании работы взрослый предлагает вымыть руки, сесть на стулья, взяться за руки и поделиться впечатлениями.

Проводится дыхательная гимнастика.

Таким образом, проведение развивающе-коррекционной работы с применением метода песочной игротерапии дает положительный результат. В конце года, отмечалась хорошая динамика и позитивные изменения в эмоционально-личностной сфере, повышение самооценки, коммуникабельности и эмпатии, снижение агрессии, уменьшение тревожности, беспокойства, зажатости у детей, которые имели проблемы поведенческого характера и эмоционального плана.

Положительная динамика:

  1. Повышение адаптивности в окружающем социуме.

  2. Снятие психического напряжения.

  3. Формирование положительных эмоций.

  4. Формирование навыков регуляции эмоционального состояния.

  5. Формирование коммуникативных навыков.

  6. Снижение эмоционального дискомфорта.

  7. Коррекция агрессии, гиперактивности, страхов, тревожности, застенчивости (высвобождение и выражение агрессивных чувств, в приемлемо простой форме; эмоциональная разрядка, снятие торможения, связанное со страхом).

  8. Повышение самооценки

  9. Преодоление внутренних конфликтов и переживаний.

  10. Самовыражение эмоций и чувств, связанных со страхами, переживаниями, внутренними конфликтами.

Применение вышеописанного метода отмечает положительные изменения в психологическом аспекте: корректировка эмоционально-волевой сферы (дети стали более уверенными в себе, стали смелее, активнее, инициативнее, раскрепощеннее, повысилась самооценка, устойчивость внимания); появилась положительная динамика в коммуникативной и эмоциональной сфере (дети стали легче входить в контакт с окружающими, стали стремиться к общению, перестали бояться ситуаций требующих речевого участия, стали стремиться к проявлению инициативы в общении, научились адекватно эмоционально реагировать и управлять своими поведенческими реакциями). Научились, приемлемым способам выражения эмоциональных реакций (страха, гнева, злости, агрессии); научились способам психомышечного расслабления; улучшение развития общей и мелкой моторики.

Такая хорошая динамика стала возможна при систематическом проведении занятий по песочной игротерапии.


Литература:

  1. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евсигнеева, СПб.: Институт специальной психологии и педагогики,1998.

  2. Юнгинская песочная психотерапия. Л. Штейнхард, СПб.: Питер, 2001.

  3. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, СПб.: Детство-Пресс, 2002.

  4. Дошкольная педагогика. Январь – февраль, 2007. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего младшего дошкольного возраста.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Применение песочной игротерапии в развивающе-коррекционной работе педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-поведенческой сфере icon Звукотерапия – эффективный метод в коррекционной работе с аутичными детьми

Применение песочной игротерапии в развивающе-коррекционной работе педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-поведенческой сфере icon Вучебном пособии освежены: технология основных направлений ра­боты практического психолога; методика

Применение песочной игротерапии в развивающе-коррекционной работе педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-поведенческой сфере icon Методические рекомендации к организации диагностической и коррекционной работы с детьми с овз раннего

Применение песочной игротерапии в развивающе-коррекционной работе педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-поведенческой сфере icon Педагога-психолога

Применение песочной игротерапии в развивающе-коррекционной работе педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-поведенческой сфере icon «Особенности коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном

Применение песочной игротерапии в развивающе-коррекционной работе педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-поведенческой сфере icon Работы педагога психолога киселевой о. А. На 2012-2013 учебный год цели

Применение песочной игротерапии в развивающе-коррекционной работе педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-поведенческой сфере icon Методические рекомендации «Направления коррекционной работы с подростками с нарушением интеллекта,

Применение песочной игротерапии в развивающе-коррекционной работе педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-поведенческой сфере icon Особенности работы учителя с детьми, имеющими эмоциональные нарушения

Применение песочной игротерапии в развивающе-коррекционной работе педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-поведенческой сфере icon I. Теоретико-методические основы деятельности социального педагога в специальной (коррекционной)

Применение песочной игротерапии в развивающе-коррекционной работе педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-поведенческой сфере icon Памятки для сотрудников образовательных учреждений по работе с детьми с ограниченными возможностями

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы