Звукотерапия – эффективный метод в коррекционной работе с аутичными детьми icon

Звукотерапия – эффективный метод в коррекционной работе с аутичными детьми





Скачать 64.07 Kb.
Название Звукотерапия – эффективный метод в коррекционной работе с аутичными детьми
Дата 02.04.2013
Размер 64.07 Kb.
Тип Документы
Замятина Надежда Николаевна,

воспитатель

Попонина Зоя Валентиновна,

учитель-логопед

МБДОУ№46 «Калинка», г. Северодвинск


ЗВУКОТЕРАПИЯ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ


В статье раскрывается значимость метода звукотерапии и практические рекомендации по его применению в коррекционной работе с аутичными детьми

Ключевые слова: аутизм, звукотерапия, музыкотерапия


Под аутизмом понимается необщительность ребенка, его стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране даже профессионалам. Аутисты – не больные, это просто другие люди, живущие в своем мире, в котором им может быть интереснее, чем в нашем. Тем не менее, аутизм у детей не проходит полностью. Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки.

В результате своевременно начатой упорной коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум Установление эмоционального контакта с ним, вовлечение в сопереживание дает нам возможность поднять его активность, побудить его попробовать с нашей помощью перейти от защиты к постепенному освоению мира. Через сопереживание мы будем стараться постепенно ввести в его жизнь смыслы, которые в дальнейшем позволят и ему самому мобилизоваться и организовать себя. Задача педагогов - найти ту ниточку к ребенку, с помощью которой ввести его в реальный мир и адаптироваться в нем, вызвать потребность в общении. Многие специалисты отмечают важность использования звукотерапии в коррекционной работе с аутичными детьми. Звукотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений. Цель звукотерапии – добиться гармонии человека с окружающей средой, найти то связующее звено (через слово ли, музыку или просто звук), которое на долгие годы соединяет человека со здоровьем и радостью бытия. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом. Через ощущение вибрации происходит более глубокий контакт с телом, повышается уверенность в себе, уходит тревожность. Со всех сторон нас окружают самые разнообразные звуки. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром.

Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений:

  • музыкотерапия,

  • словотерапия,

  • естественные звуки природы.

Использование звука в лечебных целях - столь же естественно, как пение колыбельной плачущему ребенку. Это наблюдение получило свое развитие в создании комплексной системы лечения, известной как звукотерапия. Двумя основными ее элементами являются родственные методы - музыкотерапия и звукотерапия. Среди тех, кому этот метод приносит очевидную пользу, - люди, страдающие хроническими болями, больные аутизмом дети. Музыкотерапия оказалась полезной для лечения головной боли, укреплении памяти, стимуляции способности к обучению у детей, страдающих аутизмом или задержкой в развитии, Лечение звуком показано при хронических болях и стрессе, и особенно полезно для улучшения физического функционирования организма и приведения в состояние равновесия его внутренней энергии. Сторонники звукотерапии заявляют, что регулярное применение звука может усилить энергию и запустить механизм самолечения в организме человека. Звуки — это упругие волны, распространяющиеся в воздухе и воспринимаемые ушами человека. Эти волны могут приносить нам радость или печаль, в зависимости от характера воспроизводимых звуков, ведь мир звуков, окружающих человека, очень разнообразен.

Если человек с самого детства окружен прекрасными звуками, он способен тоньше чувствовать, быстрее реагировать, легче понимать окружающих. У него глубокое воображение, он способен к творческому мышлению.

Звук и здоровье тесно связаны между собой. При звукотерапии все они реагируют на звуки и дают положительный отклик. Частоту звуковых волн и вызывает в поле человека явление резонанса. Он возникает в голове, груди или тканях, воздействуя затем на ритм сердца, энергетическое поле головного мозга, частоту дыхания.

В сущности, пение - это пропевание гласных звуков. Например, если петь гласные, то:

А - насыщает организм кислородом,

И - активно воздействует на мозг, глаза, нос и уши,

О - оказывает оздоровительный эффект на сердце и лёгкие,

У - оказывает положительное воздействие на область живота,

Э - укрепляет сердечно-сосудистую систему,

Данный вид терапии отличается от традиционной музыкотерапии тем, что здесь основная цель музыкального воздействия заключается в создании отношений не между музыкой и ребенком, а между ребенком и теми людьми, значимыми для него, с которыми он проводит все свое время.

Оговоримся: проводя с аутичным ребенком игры с ритмами, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями. В этом могут помочь подбор наиболее интересных ребенку игр и многократное их повторение.

Кроме того, наблюдения показывают, что речевая активность аутичного ребенка в играх с ритмами представляет собой не осмысленное повторение, а скорее сенсорную игру со звуками и ритмами. Тем не менее, полезно использовать потребность аутичного ребенка закончить знакомую фразу - договорить слово, строку в стихотворении, допеть песенку - для развития активной речи. А чтобы ребенок лучше понимал смысл стихотворения или песенки, во время игры используйте предметы или игрушки, которые упоминаются в тексте, сопровождайте проговаривание или пропевание подходящими по смыслу действиями, используйте иллюстрации.

Помимо вышеперечисленного, ребенок может просто не принять игру - громким криком "попросит" взрослого остановиться. Подберите новые интересные для ребенка песенки, которые он не слышал в записи, найдите ритмические движения, которые не вызывают у него негативной реакции. Для этого предлагайте ребенку различные варианты игр и выбирайте наиболее подходящие для него, исходя из его реакции и учитывая конкретную ситуацию. Опыт коррекционной работы показывает, что построение занятий с аутичными детьми, особенно в самом начале, имеет ряд особенностей. В случае, когда нарушена эмоциональная связь ребенка с миром, признанные эффективными приемы обучения не действуют. Работа с аутичным ребенком требует особого подхода, постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания

В работе с аутичными детьми мы предлагаем следующие звуковые игры.

- ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка - прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

- ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ!

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

- НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ

Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, - пусть он найдет коробочку, звучащую так же.

Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

- МУЗЫКАНТЫ

Приобретите для ребенка детские музыкальные инструменты - барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино.

Когда ребенок научится различать на слух их звучание, правильно играть на них, используйте его умения в сюжетных играх - "У мишки день рождения. Давай сыграем для него на пианино", когда поем песенку про Антошку - играем на гармошке и т.д.

- ЗВУКИ ПРИРОДЫ

Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг - шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

игры с ритмами

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь "растормозить" его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:

- Сопровождение текста движениями;

- Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;

- Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет "запускать" пропевание ребенком песенки).

При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше нравятся.

Длительная коррекционная работа психологов и педагогов дает возможность детям с аутизмом приспособиться к жизни в обществе, усвоить правила и алгоритмы поведения, которым они должны следовать.


Литература:

  1. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Теревинф, 2000.

  2. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 1995. – № 2. – С. 8 – 17.

  3. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия -- М.: Теревинф, 2004. - 136 с.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Звукотерапия – эффективный метод в коррекционной работе с аутичными детьми icon Применение песочной игротерапии в развивающе-коррекционной работе педагога-психолога с детьми, имеющими

Звукотерапия – эффективный метод в коррекционной работе с аутичными детьми icon Эффективный и доступный метод укрепления и сохранения здоровья. Личная гигиена
Соблюдение правил личной гигиены эффективный и доступный метод укрепления и сохранения здоровья
Звукотерапия – эффективный метод в коррекционной работе с аутичными детьми icon Методические рекомендации к организации диагностической и коррекционной работы с детьми с овз раннего

Звукотерапия – эффективный метод в коррекционной работе с аутичными детьми icon Памятки для сотрудников образовательных учреждений по работе с детьми с ограниченными возможностями

Звукотерапия – эффективный метод в коррекционной работе с аутичными детьми icon Дистанционная передача электрокардиограмм – эффективный метод профилактики сердечных катастроф

Звукотерапия – эффективный метод в коррекционной работе с аутичными детьми icon Т.: 8 9152020041, (495) 4427677, 7352731
Эффективный метод лечения последствий инсульта в Медицинском центре cortex. Восстановление парализованных...
Звукотерапия – эффективный метод в коррекционной работе с аутичными детьми icon Рекомендации по работе с гиперактивными детьми (шпаргалка для учителя)

Звукотерапия – эффективный метод в коррекционной работе с аутичными детьми icon Темы докладов Симутис И. С. к м. н., Мухин А. С., профессор, зав кафедрой хирургии фпкв нижгма, (кафедра

Звукотерапия – эффективный метод в коррекционной работе с аутичными детьми icon Использование арт -терапии в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Звукотерапия – эффективный метод в коррекционной работе с аутичными детьми icon Рекомендации родителям по работе с детьми над опорно-двигательным аппаратом в домашних условиях

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы