|
Скачать 376.41 Kb.
|
![]() Ведение Суггестивная психотерапия Гипноз и внушение История развития учения о гипнозе и внушении Природа гипноз Внушение Гипносуггестия Наркопсихотерапия Самовнушение Общее положение Произвольное самовнушение (метод Куэ) Самовнушение, йога и техники медитации Аутогенная тренировка (метод Шульца) Психоанализ и недирективная психотерапия Теоретические основы и главные направления недирективной психотерапии Зигмунд Фрейд и психоанализ Карл Юнг: аналитическая психология и психотерапия ^ Общее положения Субъективная картина болезни Основы формальной логики Техника терапии Классический психоанализ Теоретические основы психоанализа Техника психоанализа Анализ сопротивления ^ Общее положения Структурный анализ Анализ трансакций Психосинтез Теоретические основы психосинтеза Техника психосинтеза ^ Основные положения Методы и техники Групповая психотерапия Основные положения Группы тренинга. Техника занятий Т-групп. Группы встреч Гештальт-терапия Психодрама ![]() ![]() Психотерапия ![]() Классификация выбора методов психотерапии в зависимости от заболевания.
^
![]() ![]() История развития учения о гипнозе и внушении. ![]() Англия
. Природа гипноза.
![]() ![]() Вербальное (Внушение с помощью слов) ^ – врач прибегает к помощи добавочного раздражителя. Внушение в состоянии бодрствования – эффективность напрямую зависит от обстановки, в которой проводится лечение.
^ В практике наиболее часто встречаются:
Гипносуггестия. Общие положения. Метод внушения в гипнозе – в основе метода лежит тот факт, что в состоянии гипноза значительно снижается верификация поступающей информации, а, следовательно, повышается внушаемость. Основные условия – умение врача вызвать состояние гипноза. ^ ![]() Предварительная беседа с пациентом Пробы на внушаемость ![]() ^ Метод Фариа или фасциации. Индийский метод факиров. Врач находится на расстоянии 30-50 см от пациента. В числе первых специалистов, разработавших метод словесного погружения, был последователь Брейда, современник Бернгейма и Шарко Амвросий Август Льебо. Он клал руку на лоб пациента и внушал ему то состояние, которое испытывает засыпающий человек, и, таким образом, добивался гипнотического транса с раппортом. В последующем воздействие слабых монотонных раздражителей, воздействующих на зрительный, слуховой или кожный анализаторы, в сочетании с вербальным внушением сна стало основой многих комбинированных или смешанных, техник гипнотизирования. Метод Эриксона. Известен, как метод поднятия руки, или американский метод. Этот метод имеет некоторые преимущества, т. к. заставляет пациента активно участвовать в процессе гипнотизирования и подготавливает почву для аналитической психотерапии. Метод Д. А. Когана и В. М. Файбушевича. Отличается своей простотой и изяществом. Для того чтобы пациент впал в гипноз, ему читают стихотворение. Метод Шарко. Шоковый метод. Метод Фогта-Кречмера (фракционный гипноз). Обычно применяется в тех случаях, когда больной мало гипнабелен и у врача нет уверенности в быстром и эффективном погружении пациента в гипноз. Больной каждые 3-5 минут выводится из состояния дремоты, затем снова погружается в гипноз. Во время паузы полезно успокоить больного, попросить его расслабиться. Кречмер (1949) перед сеансом и во время пауз рекомендовал аутогенные тренировки на релаксацию, тяжесть и тепло в конечностях. Метод Кречмера-Эриксона. Гипнотизер «вяжет сетку слов» и только периодически вставляет фразу, которая содержит прямую суггестию. Эта фраза (или слово) действует с особой силой, т. к. у пациента создается впечатление, что он сам активно участвует в процессе лечения. Метод «путаница». Лучше применять его при лечении людей высокообразованных, скептически относящихся к гипнозу. Сущность метода заключается в том, что пациенту делается ряд противоречивых, взаимоисключающих, разнонаправленных внушений, требующих от него постоянного и быстрого переключения внимания. Этот метод можно несколько видоизменить. Врач начинает с житейских рассуждений о том, как легко мы часто путаем дни и недели. Если пациент соглашается, то врач продолжает путать дальше. Репетиционный метод. Больному предлагают зрительно вообразить, что он выполняет какое-то задание под гипнозом, а затем подключить к этому другие формы воображения: слуховую, кинестетическую. Метод множественной диссоциации. Пациенту предлагают, чтобы он вообразил стеклянный шарик, а затем внушают: «Вы видите в этом шарике себя. Вы жизнерадостны, счастливы и здоровы». Потом просят вообразить второй, третий и т. д., индуцируют различные, но взаимосвязанные картинки, которые пациент «видит» в этих шариках. Метод «сюрприз». Пациента, с которым ведут индифферентную беседу, внезапно спрашивают: «какой породы вот эта собака?» и указывают выразительным жестом на пустое место, или уверенным голосом предлагают определить ценность денежных знаков, которые врач держит в руках. Внушаемый больной выполняет просьбу, хотя в руках врача находятся чистые листки вырезанной бумаги. После этого больному проводят лечебное внушение. Техника Бернгейма. Бернгейм применял техники внушения:
Техника К. И. Платонова. Для усыпления больного врач применяет соответствующие слова усыпления, наряду с которыми, он может пользоваться также вспомогательными физическими приемами усыпления. Последние могут выражаться, например, в виде слабых, ритмических раздражителей одного из анализаторов, или же нескольких анализаторов сразу, с целью развития в них тормозного процесса. Техника И. З. Вельвовского. Используются слабые монотонные раздражители: постукивание, звук метронома, фиксирование взглядом шарика, легкие тактильные раздражители. Техника В. Е. Рожнова. Больному предлагают фиксировать взгляд на каком-нибудь неподвижном блестящем предмете, обычно на металлическом шаре или кончике молоточка. Слова должны произноситься с некоторыми паузами, фразы должны быть короткими, понятными, легко воспринимаемыми. Техника Шертока. Пациента просят фиксировать взгляд на предмете, который находится на расстоянии примерно 25 см от его глаз. ^ Л ![]() ![]() Общие. Относятся снимающие болезненные симптомы и воззванные ими дискомфортные состояния, внушения, улучшающие общее самочувствие, повышающие тонус, вызывающие безразличие или даже амнезию к таким болезненным состояниям и травмирующим ситуациям, которые изменить уже нельзя. Рекомендуется начинать сеанс со снятия наиболее легко устраняемых симптомов. Постепенность обычно лучше обеспечивает прочность достигнутых результатов. Специальные. Эти внушения более конкретны, чем общие, и при этом всегда индивидуализированы. Не может быть, однако новых «форм внушения» для всех больных даже при одном и том же заболевании. Вырабатываются каждый раз новую форму лечебного внушения, врач исходит из жалоб больного, особенностей его заболевания, этапа лечения. Ч ![]() ![]() ![]() Неврастения с нарушением сна. Пациенту внушается, что он будет хорошо спать, если будет ложиться в определенное время каждый день. Язвенная болезнь желудка. Внушается, что нервная система с каждым днем укрепляется. Настроение улучшается и пациент выздоравливает. Бронхиальная астма.Внушается, что пациенту становится все легче дышать и он выздоравливает. ![]() Дегипнотизация. Вывод из гипнотического состояния обычно не представляет затруднений, но его нужно проводить неспеша. Этапы дегипнотизации:
Заканчивая сеанс, следует еще раз коротко и четко повторить формулу лечебного внушения. Глубина гипноза. Между состоянием бодрствования и глубоким гипнотическим трансом существует целая гамма промежуточных состояний: ![]() ![]() ![]() ![]() Шкала Дэвиса и Хасбенда.
![]() Показания и противопоказания к применению гипнотический терапии. Показания.
Противопоказания.
Эффективность суггестивной психотерапии. Главное – это вера самого врача в возможности гипнотической терапии, его надежда и уверенность в излечении пациента. Гипнотизер всегда должен казаться спокойным, уверенным в себе, не должен смущаться, а тем более отчаиваться в случае неожиданных отклонений. Хорошей психотерапевт должен быть не плохим актером. Наркопсихотерапия. Общие положения. Наркопсихотерапия отличается от других методов тем, что она проводится с применением небольших доз наркотических средств, чаще всего барбитуратов. Некоторые авторы склонны рассматривать наркопсихотерапию как метод «внушения в состоянии наркотического сна». Наиболее широкого распространения применение наркопсихотерапии достигло в годы Второй мировой войны. ^ Больному предварительно разъясняют характер проводимого лечения. При этом очень важно выработать положительное отношение к методу лечения и внушить больному надежду на его успех. В этом отношении хорошее действие оказывает общее с больными, уже излеченными этим методов, а также некоторая экспозиция (2-3 дня) от момента назначения до первого сеанса. Сеансы проводятся не реже двух раз в неделю, от 3 до 15 на курс лечения. Больной укладывается в горизонтальное положение, и ему внутривенно очень медленно (1 мл в минуту), обязательно в присутствии врача, вводится 2-4 мл 5%-ного раствора гексенала или любое вещество аналогичного действия (пентанол, эвипан, гексебарбитон, типентал натрия, амитал натрия и др.). Значительно реже доза может достигать 5-6 мл. Во время введения препарата с больным поддерживается активная беседа. Выделяют несколько стадий барбитурового наркоза:
Методики приема наркопсихотерапии:
После изучения каждого больного врач излагает сущность метода лечения всей группе. Каждый больной коротко рассказывает о своем заболевании и связанных с ним переживаниях. Происходит обмен мнениями. ![]() ^ Самовнушение, так же как и внушение, - категория психологическая. Сюда в определенном смысле можно отнести и такие понятия, как самовоспитание, саморегуляция, самовоздействие и т. д. Существует много определение самовнушения. Под самовнушением понимают «усиление влияния представлений на вегетативные или психические процессы, вызванные психической активностью лица, проводящего самовнушение». ^ Эмиль Куэ. Будучи наблюдательным человеком и постоянно общаясь с пациентами, Куэ обратил внимание на то, что лечебный эффект лекарства зависит не только от его фармакологических свойств, но в еще большей степени от того, верит ли больной в целебную силу этого лекарства или нет. Основываясь на своих практических наблюдениях, Куэ создал систему психотерапевтической помощи, которую назвал «школой самообладания путем сознательного самовнушения». С современных позиций некоторые теоретические рассуждения Куэ кажутся упрощенными и даже примитивными. Тем не менее, созданный им метод «произвольного самовнушения» применяется в практике психотерапии и по сегодняшний день. Куэ считал, что главной причиной заболевания является болезненное воображение, в котором проявляется бессознательное Ид. ^ Лечение начинается с предварительной беседы, во время которой разъясняется влияние самовнушения на организм, проводятся примеры целебного воздействия внушения и самовнушения при различных заболеваниях. Чтобы убедить больного в том, что его собственные мысли, представления могут влиять на непроизвольные функции организма, мы нередко используем пробу с маятником. Во время сеанса больной занимает удобную позу сидя или лежа, закрывает глаза, расслабляется и шепотом, без всякого напряжения 20 раз произносит одну и ту же формулу самовнушения. Сеанс самовнушения продолжается 3-4 минуты, повторяется 2-3 раза в день в течение 6-8 недель. ^ Метод предложен чикагским врачом Эдмундом Джекобсоном. Он исходил из общеизвестного факта, что эмоциональное напряжение сопровождается напряжением поперечно-полосатых мышц, а успокоение – их релаксацией. Естественно было предположить, что расслабление мускулатуры должно сопровождаться снижением нервно-мышечного напряжения. ^ Лечение начинается с беседы с больным, в процессе которой психотерапевт объясняет механизмы лечебного воздействия мышечной релаксации, подчеркивает, что основной целью метода является достижение произвольного расслабления поперечно-полосатых мышц в покое. Условно выделяют три этапа освоения техники прогрессивной мышечной релаксации:
^ Современные методы лечебного самовнушения при всем их многообразии имеют древние и в большинстве своем общие истоки. К таким истокам, прежде всего, относится древнеиндийская система йоги с ее эмпирическими находками. Значение слова «йога» соответствует его санскритскому корню «йюдж», что означает «запрягать в упряжку, надевать сбрую, дисциплинированность», а в более широком смысле – «заставить себя сосредоточиться, мобилизоваться». Йога – широкое понятие, которое включает в себя и цель, и средства ее достижения. Прежде всего, йога – древнеиндийская система. Главное в ней – учение о самосознании. Путем самосознания, согласно йоге, человек может достичь «освобождения», то есть, способен освободить свое индивидуальное сознание (душу) от влияния условий материальной жизни и слить его с абсолютным знанием (Богом). Самосознание достигается путем сосредоточения, при котором «созерцающие сознание теряется в созерцаемом объекте и перестает сознавать себя» ![]() ^ – достигается, если концентрация внимания на объекте удерживается 1728 секунд. Первые 4 ступени ориентированны главным образом на психологическую и физическую подготовку; последние 4 – на тренировку психических процессов. Последние 3 ступени (драхма, дхьяна и самадхи) являются этапами медитации. Переход от одного этапа к последующему не нуждается в применении специальной техники. Он связан только с увеличением глубины концентрации на объекте. Центральным методом самовнушения в восточных учениях является медитация. Слово медитация происходит от греческого медомой («о чем-либо размышлять»). Ему соответствует санскритский термин дхьяна («размышление», «углубление»). С позиции древнеиндийской психологии бодрствующее сознание человека имеет три возможных состояния:
Иначе говоря, медитация – это всякое сосредоточение мысли, всякая концентрация внимания на чем бы то ни было. Т ![]() ![]() ![]() ^ Упражняясь в медитации, следует соблюдать следующие правила:
^ Аутогенная тренировка – это самовнушение в состоянии релаксации (низкая ступень) или гипнотического транса (высшая ступень). Создателем метода аутогенной тренировки по праву считают Иоганса Генриха Шульца, ему же принадлежит и термин «аутогенная тренировка». Временем создания метода считают 1932 год, однако корни его рождения уходят в далекое прошлое. Шульцу еще при жизни посчастливилось быть свидетелем «победного шествия» аутогенной тренировки. Она по своему характеру является методом синтетическим. О ![]() ![]() ![]() ![]() «Покой» (соответствует первому стандартному упражнению по Шульцу). Группа комплексов направлена на достижение «телесного покоя». Используется методика прогрессирующей релаксации по Джекобсону. Показания: эмоциональные нарушения, расстройства сна. ![]() ![]() «Голова» Упражнения являются модификацией упражнений Шульца. Иногда ощущения прохлады в области лба усиливают головные боли, головокружение. Показания: вазомоторные нарушения мозгового кровообращения, мигрень, синдром Меньера. ^ Обычно аутогенная тренировка направлена на расслабление, успокоение и в конечном итоге на транквилизирующий эффект. Показания: гипостеническая форма астении, артериальная гипотензия. Появились такие понятия, как «психомышечная тренировка», «психогенная саморегуляция» (ПСР), «психорегулирующая тренировка» (ПРТ), «психофизическая тренировка» (ПФТ), «эмоционально-волевая подготовка» (ЭВЛ), «психосоматическая гимнастика» (ПСГ). Психомышленная тренировка по Алексееву. В основе лежат следующие элементы:
Обучение проводят в форме гетеротренинга. Чаще применяются в спортивной практике. ^ Сочетанное применение аутогенной тренировки и обратной биологической связи (ОБС) является одним из перспективных направлений в психотерапии. ![]() ![]() ^ Исторический очерк. В 1896 году Фрейд впервые употребил термин психоанализ, под которым подразумевал метод исследования психических процессов, являющийся в то же время и новым методом лечения неврозов. Психоанализ начинает приобретать популярность. Вокруг Фрейда формируется кружек единомышленников: Альфред Адлер, Шандор Ференчи, Карл Юнг, Отто Ранк, Карл Абрахам, Эрнест Джоунс и др. В последние годы жизни учение Фрейда претерпевает существенное изменение и получает свое философское завершение. По мере того как работы ученого становятся все более известными, усиливалась и критика его учения. ![]() ![]() ^ ![]() Структура личности по Юнгу. Юнг выделяет следующие элементы (слои) в структуре личности: персону, Эго, тень, Аниму (у мужчин), Анимус (у женщин) и самость. ![]() Персона (личность) – самый верхний слой личностного сознательного; Эго – его более глубокий сон. Ниже идет бессознательное, сначала индивидуальное, потом коллективное. Самый верхний слой бессознательного – двойник Я, его тень; следующий слой – душа (Анима и Анимус); самый нижний слой – объективное Я (самость). Персона – это визитная карточка Я. Эго – центр сознания и поэтому играет основную роль в нашей сознательной жизни. Тень – центр личного бессознательного. Сюда входит желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимое с существующими социальными стандартами, понятиями об идеях. Тень – не только обратное отражение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Анима и Анимус – это представление о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивидуума. Самость – архетип целостности личности. Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго – центром сознания. ![]() ^ Сам термин рациональная психотерапия (от латинского rationalis – разумный) не совсем удачен, так как и другие методы психотерапии предусматривают «разумный» подход к лечению больного. Основной рациональный психотерапии, несомненно, является логическая аргументация. Кроме того, метод включает в себя разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, дидактические и риторические приемы. Таким образом, стержнем рациональной психотерапии является правильная, доступная пониманию больного трактовка характера, способствует формированию у больного адекватного отношения к своей болезни. ^ Понимание больным своей болезни еще называют внутренней картиной болезни. Правильнее, однако, говорить о субъективной картине болезни. Сенсорный уровень включает в себя отношение больного к своим болезненным ощущениям. ^ субъективной картины болезни – это оценка больным своей болезни с тачки зрения «опасности» и «безопасности». Интеллектуальный уровень субъективной картины болезни – это решение вопросов: «Болен или здоров?», «Чем лечиться?», «У кого лечиться?» и т. д. ^ В формальной логике есть такие понятия, как правильное и неправильное мышление. Мышление, способное вести человека к достижению истины, т. е. правильно решать теоретические и практические задачи, - правильное мышление. Оно должно удовлетворять трем основным требованиям: определенности, последовательности и доказательности. Непоследовательность мышления чаще всего связана с нарушением закона тождества, который можно выразить формулой А=А. ^ Рациональная психотерапия может проводиться самостоятельно, но чаще всего практикуется в комплексе с другими методами лечения. Иногда она подключается уже на этапе обследования больного, требуя специального времени и органически вплетаясь в диагностический процесс. Основным достоинством рациональной психотерапии является то, что больной сам активно участвует в процессе лечения; недостаток же метода в том, что лечебный эффект наступает относительно медленно (например, медленнее, чем при внушении в гипнозе). ![]() ^ Психоанализ в понимании Фрейда – это, во-первых, «название процедуры исследования процессов, которые почти недостигаемы никаким другим способом», во-вторых, «название метода (основанного на таком исследовании) лечения невротических нарушений» и, наконец, в-третьих, определение «суммы психологической информации, полученной таким путем, постепенно собираемой в новую научную дисциплину». Постепенно у Фрейда сложилось представление, что в каждом пациенте существует некая сила, сопровождающая лечению, сохраняющая потаенные мысли. Цель одна – защита. Задача психотерапевта, как считал Фрейд, как раз и заключается в том, чтобы преодолеть сопротивление. Психоаналитик познает элементы бессознательного через его дериваты. Эти дериваты, или заменители, проявляются в свободных ассоциациях, в обмолвках, в ошибочных действиях. ^ Классический психоанализ включает следующие основные этапы: продуцирование материала, его анализ и рабочий альянс. ![]() ![]() ![]() Анализ сопротивления. Сопротивление включает все силы организма, которые противодействуют процедурам и процессам психоанализа, то есть мешают свободному ассоциированию пациента, его попыткам вспомнить и достичь понимания. Интерпретируя материал пациента, аналитик ставит себе следующие основные цели:
![]() ^ Трансакционный анализ в узком понимании этих слов – это анализ взаимодействия двух или более людей; в более широком смысле – социально ориентированный психотерапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально адаптированной личности. ^ Родитель (Р) по Берну – это собрание догм и постулатов, которые он воспринимает в детском возрасте и которые сохраняет потом в течение всей жизни. Когда Родитель в человеке якобы молчит, он все-таки влияет на его поведение, выполняя функцию совести. ^ живет в человеке всю его жизнь и проявляется даже у стариков, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружающее точно так же, как делали это а детстве. ^ также не имеет отношения к возрасту человека. Это способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта. Цель структурного анализа заключается главным образом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто я? Почему поступаю именно так? Какой частью моего Я действует (или должна действовать) в данной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражения? ^ Трансакция – это воздействие двух или более людей. Она начинается с транзакционного стимула – того или иного знака, свидетельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято другим. Человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действиям – транзакционной реакцией. Все транзакции делятся на:
Кроме простейших транзакций, какими является дополнительные и пересекающиеся, существует двухуровневые транзакции – угловые и двойные, при которых один уровень видимый – то, что произносится, а второй – скрытый, или психологический, - то, что имеется в виду (подтекст). ![]() ^ Еще П. Жане говорил о ментальном синтезе, имея в виду ликвидацию диссоциации психических процессов, возникающих иногда в результате психотравмы. Е. Кречмер писал о психоанализе, или синтезе существования, подразумевая под этим развитие целостной и гармоничной личности. К. Юнг ввел понятие о синтетическом этапе аналитической психотерапии. Однако основателем психосинтеза как метода психотерапевтического лечения по праву считают итальянского психиатра Роберто Ассаджиоли. ^ Низшее бессознательное представляет собой наиболее примитивную часть нашей личности. В него входят: простейшие формы психической деятельности, управляющее жизнью тела. Среднее бессознательное (предсознательное) – область, где пребывают навыки и сознания. Высшее бессознательное (супербессознательное) – область формировании и источник вдохновения, творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств. Поле сознания – это непосредственно осознаваемая нами часть личности. Это непрерывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и анализу. Сознательное Я – это центр нашего сознания, но это не есть осознаваемая нами часть личности (поле сознания). Высшее Я – наша истинная сущность. Сознательное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома, обморок, наркоз, состояние гипноза). Техника психосинтеза. На пути выполнения этих задач Ассаджиоли выделяет несколько основных этапов:
^ Познание личности нужно начинать с низшего бессознательного, со вскрытия «комплексов», которые были унаследованы из сознания еще в младенческом возрасте. ^ Разделение психосинтеза на этапы, несомненно, условно, так как все они тесно взаимосвязаны. Разотождествление. Человеку, в отличие от животного, присуще самосознание. Самосознание в свою очередь сопровождается процессом отождествления себя с наиболее актуальными элементами личности, чувствами, желаниями. Работа над субличностями. В каждом из нас уживается множество «типажей», часто противоположных друг другу. Число субличностей бесконечно. Они изменчивы. Чем их больше, тем человек внутренне богаче, но и менее целеустремлен. ![]() ^ Позитивная психотерапия исходит из того, что любой человек независимо от его расы, социального положения и вероисповедания от природы обладает двумя основными способностями: способностью к познанию и способностью к любви. Способность к познанию в свою очередь выражает рациональную, интеллектуальную суть человека (левое полушарие головного мозга), а способностью любить – эмоциональную и душевную его суть (правое полушарие). Позитивный подход к пациенту и заболеванию является составной частью позитивной психотерапии и, в свою очередь, состоит из трех основных компонентов: учета межкультеральных особенностей, позитивной интерпретации заболевания и использования поучительных историй. ^ В соответствии с концепциями позитивной психотерапии реакция на конфликтную ситуацию у любого человека проявляется через четыре основные «сферы разрешения конфликта»: через тело, деятельность, контакты и посредством фантазии. ^ Тело. На первое место выступают ощущения. Информация, поступающая из внешнего и внутреннего мира, проходит сквозь призму собственного опыта, через цензуру приобретенных стереотипов. Деятельность. Возможны две взаимоисключающие реакции на конфликт – уход в работу и уход от работы. Конфликты. Так же, как и в предыдущей сфере, возможны две противоположные формы реакции на конфликт. Одни пациенты в поисках выхода из конфликтной ситуации ищут конфликтов с окружающими, проявляют гиперактивность, требуя к себе повышенного внимания. Другие, наоборот, избегают конфликтов, замыкаются в себе. Фантазии. Реакции на конфликт проявляются в основном в активизации фантазии. ^ При возникновении и проявлении заболевания (неврозы, психосоматические заболевания) большую роль играет так называемый актуальный конфликт. Конфликтная ситуация. Основное внимание должно быть обращено на то, какое влияние оказывает конфликт на физическое состояние пациента, на его профессию. Реакция на конфликт. Речь идет о стереотипах поведения в конфликтной ситуации, обусловленных сформировавшимися в процессе воспитания отношением к самому себе. Отношения к Я. Оно во многом зависит от формы воспитания пациента. ![]() Дистанционирование от конфликта. Позитивная психотерапия – это терапия, центрированная на конфликте. Проработка конфликта. Отстранившись от конфликта «увидев» его в целом, далее нужно тщательно проработать каждую его деталь. Ситуативное одобрение. В конфликте обычно участвует не менее двух людей, и в каждом из них есть как отрицательные, так и положительные личностные качества. Вибрация. Этот этап лечения подразумевает обсуждение конфликта. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ^ НЛП – это наука о воздействии слова на человека. Это методические приемы, позволяющие человеку посредством слова программировать себя и, затем изменять эти программы. Одним из базовых положений НЛП является утверждение. Человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством своих органов чувств. Процесс и механизм такого восприятия НЛП носит название модальности. Существует зависимость между доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает мир, и словами, которыми он это восприятие выражает. Это предикаты речи. Не менее важными «ключами доступа» к бессознательному является невербальные, внешние признаки проявления мышления и эмоций. Прекрасными «ключами доступа» к бессознательному является паттерны глаз. Умение быстро распознавать «модальность», в которой пациент воспринимает мир, находить «ключи доступа» называется в НЛП подстройкой. Система, отвечающая за извлечение информации, называется ведущей, система, сверяющая полученный результат, - референтной. Цель психических процессов, ведущих к той или иной форме поведения, называется стратегией поведения. Мета-модель – это набор лингвистических средств для получения информации, которая скрыта от самого пациента. ![]() ![]() ![]() ^ Понятие групповой психотерапии. Существует много определение групповая психотерапия. Якоб Морено определяет групповую психотерапию как лечение людей в группах. В нашей литературе эта неясность и без того сложной проблеме усугубляется еще и терминологической путаницей. Коллектив представляет собой высшую форму социального объединения людей. Коллектив – это группа людей, отличающаяся высшей степенью организованности и психологической сплоченности во имя достижения общей цели. Причем цели эти носят обычно социальный, а не эмоциональный характер. Группа – это социально-психологическое понятие, обозначающее определенное число лиц, включенных в типичные для них виды деятельности и регулируемых общими ценностями и нормами. В социальной психологии традиционно выделяют следующие основные признаки группы:
^ - немногочисленная по составу общность людей (до 20 человек), члены которой объединены единой деятельностью и находятся друг с другом в непосредственном личном общении. ^ – это исскуственно созданная (лабораторная) малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения и самораскрытия. Это неструктурированная взаимодействие здесь и теперь, при котором участники изучают происхождение с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте. Однако родоначальником групповой психотерапии считается Якоб Морено, ему же принадлежит и термин «групповая психотерапия». ^ Малая группа – это общество в миниатюре. Такие скрытые факторы, как социальное влияние и давление партнеров, действие которых мы повседневно ощущаем в жизни, на работе, в семье, проявляются и в психокоррекционной группе. ^ Состав группы определяется ее типом (группа встреч, группа умений), а также формой и содержанием предполагаемой психотерапевтической работы. Диапазон показаний к группе психотерапии достаточно широк – от неврозов до ремиссии шизофрении. Однако соотношения показаний и противопоказаний всегда представляют большую трудность. Противопоказаниями для групповой психотерапии является низкий интеллект и психозы. Особую сложность создают больные, склонные к образованию бредовых идей отношения, преследования и физического воздействия. Сторонники гетерогенных групп аргументируют свою точку зрения желанием создать общество в миниатюре. В гетерогенных группах эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выражены, а способность решения конфликтов – более естественными. ^ более сплоченны, менее конфликтны, члены ее более, чем в гетерогенных группах, склонны к эмоциональной поддержке друг друга. В то же время гомогенная группа является плохой ареной для споров и решения острых конфликтных ситуаций. Частота и длительность занятий определяется многими факторами (характер лечебного упражнения, форма и цель лечения). Оптимальными в условиях стационара считаются 3-4 занятия в неделю, каждые продолжительностью по 60-90 минут. ![]() ^ Группа – это реальный мир в миниатюре. В ней существует те же, что и «в жизни», проблемы межличностных отношений, поведения, принятия решений. Тем не менее, от реального мира эта искусственно созданная лаборатория отличается тем, что:
Прежде всего, Т-группы учат тому, как учиться. Поскольку все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, они в большей мере полагаются друг на друга, чем на руководителя. Таким образом, обучение является скорее результатом опыта самой группы, нежели разъяснений и рекомендаций руководителя. Обучение тому, как учиться, включает в себя отдельные этапы:
Группы встреч. Группы встреч в отличие от групп тренинга являются терапевтическими психокоррекционными группами. Существует два основных направления в понимании психокоррекционных групп. Сторонники первого направления ориентируют группы на решение конкретных задач, отработку навыков межличностных отношений. Руководитель не устраняется от лидерства полностью и, нередко, выступает в роли наставника. Сторонники второго направления в большей степени ориентированы на гуманистический, демократический стиль руководства группой. Выделяют следующие основные признаки группы встреч:
Гештальт-терапия. Основными понятиями гештальт-психологии, которая лежит в основе гештальт-терапии, является: понятие о фигуре (гештальте) и фоне, осознание чувств, сосредоточенность на настоящем, борьба противоположностей, функции защиты и такое понятие, как зрелость. Понятие борьба противоположностей отражает борьбу между полярными сторонами нашего Я, между его потребностями и возможностями. Зрелость – это способность индивидуума выйти из трудной, тупиковой ситуации, полагаясь только на себя. Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, завершить ее, а в конечном итоге помочь человеку выйти из тупиковой ситуации. Гештальт-терапия включает следующие основные компоненты:
Психодрама. Психодрама – это одна из форм группового процесса, в котором метод драматической импровизации используется как способ изучения внутреннего мира участников группы. Она относится к одному из ранних методов групповой психотерапии. Создателем психодрамы, как и групповой психотерапии вообще, считает Морено. ![]() ![]() |
![]() |
Психотерапия внушение гипноз издание третье, исправленное и дополненное киев «здоров'Я» 1978 А. П. |
![]() |
В. М. Бехтерев «Внушение и его роль в общественной жизни» |
![]() |
Специальная психотерапия возрастные аспекты психотерапии психотерапия у детей и подростков |
![]() |
С. А. Кулаков Психотерапия личностных расстройств остается одной из актуальных профессиональных проблем. |
![]() |
Научная программа: 5 мая, пятница: 8: 45 Открытие конгресса 9: 00 Мауро Фрадеани Эстетический анализ, Эстетический анализ, ведение документации, планирование лечения – приоритетные параметры |
![]() |
Книга «Сон и гипноз» тематическая подборка материала о сне и гипнозе. Сон |
![]() |
Психотерапия в общесоматической медицине Михайлов Б. В., Сердюк А. И., Федосеев В. А. Психотерапия в общесоматической медицине: Клиническое... |
![]() |
Ведение вич-инфекции у детей |
![]() |
Ведение на догоспитальном и госпитальном этапах |
![]() |
Диагностика, ведение и лечение hcv-инфекции (часть 1-я) |