Тренинг оптимального функционированиЯ – основа психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности icon

Тренинг оптимального функционированиЯ – основа психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности





Скачать 118.24 Kb.
Название Тренинг оптимального функционированиЯ – основа психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности
Дата 27.03.2013
Размер 118.24 Kb.
Тип Документы
ТРЕНИНГ ОптимальноГО функционированиЯ – ОСНОВА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Гребнева О.Л., Джафарова О.А., Тишакин Д.И., Шубина О.С., Штарк М.Б.

ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, Новосибирск

[email protected]

1. Общие соображения

Разработка новых эффективных способов повышения профессионального здоровья сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с особой ответственностью, воздействием экстремальных факторов, а также с риском для жизни, является, несомненно, задачей весьма актуальной. В первую очередь, к ним следует отнести методы психофизиологической диагностики способности к оптимальному функционированию в условиях длительно действующего стрессового фактора, а также лечебно-оздоровительные процедуры, мобилизующие, тренирующие профессионально важные качества, такие как внимание, помехоустойчивость, работоспособность, бдительность и т.д., - для полноценной профилактики воздействия стрессовых нагрузок и расширения адаптационных резервов организма. Современная психофизиологическая технология – компьютерное биоуправление, сочетающее в себе эти две возможности, является основой диагностических и реабилитационных мероприятий по профилактике хронического стресса и психосоматических расстройств; повышению психологической устойчивости и предупреждению профессиональной деформации; развитию навыков оптимального функционирования, совершенствованию психологической готовности сотрудников.

Развитие механизмов саморегуляции, достигнутое при помощи биоуправления, расширяет поведенческий репертуар личности, стабилизирует механизмы внимания, совершенствует память, восстанавливает нарушенную психофизиологическую устойчивость, помогает в дальнейшем справляться со стрессовыми воздействиями, используя максимально энергосохраняющие стратегии, исключающие деструктивное поведение.

К задачам тренинга оптимального функционирования (ОФ) относится развитие способностей к максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил в довольно короткий промежуток времени и быстрого восстановления после такой нагрузки, т.е. тех качеств, которые в международном обиходе обозначаются как «high performance» и «peak performance», а в отечественных исследованиях используется термин «оптимальное функционирование». Эти понятия появились в зарубежных и российских литературных источниках в последние годы прошлого века. Канонического определения оптимального функционирования до сих пор не существует. Разработкой этой концепции в России занимается ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН.


^ 2. Технология биоуправления

Биоуправление – это современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, базирующаяся на принципах адаптивной обратной связи. Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции, обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а оборудование делает доступной информацию, в обычных условиях не воспринимаемую.

При реализации технологии биоуправления с помощью специальной аппаратуры происходит регистрация физиологических параметров организма и преобразование их в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда на экране компьютера. Воспринимаемые сигналы отражают физиологические параметры в режиме реального времени, поэтому человек не только констатирует собственное состояние или его изменения, но и получает возможность с помощью навыков саморегуляции осознанно изменять регистрируемый параметр в необходимом направлении, что замыкает контур обратной связи.

Именно биоуправление – уникальная психофизиологическая технология, в рамках которой пациент (клиент, испытуемый) из обычно пассивного объекта внешних (врача, психолога, тренера) вмешательств, естественным путем превращается в активного субъекта тренировочного, лечебного и реабилитационного процессов, - наиболее адекватно подходит для решения таких сложных, комплексных задач, как формирование состояния ОФ. Во-первых, компьютерные системы биоуправления позволяют определять физиологические маркеры психоэмоционального напряжения, оценивать актуальное психофизиологическое состояние под контролем ряда физиологических параметров: ритмов ЭЭГ, электромиограммы (напряжения мышц), кожной температуры, кардиоритмограммы (ЧСС), частоты дыхания, кожно-гальванической реакции. Во-вторых, проводить обучение техникам управления физиологическими функциями: оптимизации частоты дыхания, соотношения длительности вдоха/выдоха; снижения мышечного напряжения; нормализации сердечного ритма; периферической температуры, кожно-гальванической реакции; а также развивать навыки быстрого восстановления после нагрузок психоэмоциональных и физических.

В-третьих, собственно - тренинг ОФ, в котором сочетание базовых технологий биоуправления и нейробиоуправления позволяет обучить способам активации – готовности к действию, сохранению высокого уровня работоспособности в течение длительного периода времени, навыкам сочетания спокойствия и сосредоточенности. Достигаются поставленные цели за счет компьютерного моделирования виртуального игрового сюжета, который управляется физиологическими функциями тренируемого, а добиться выигрыша возможно, лишь применяя эффективные стратегии поведения, контроля и саморегуляции психовегетативного статуса.

В последние годы авторами были проведены исследования по моделированию и «нейтрализации» средствами биоуправления т.н. стрессиндуцированных состояний, инициирующих возникновение целого ряда патологических синдромов. Именно стресс занимает пограничную позицию между предболезненной симптоматикой и оптимальным функционированием организма. Стресс и его последствия – естественные ограничители формулы оптимального функционирования, соответственно, особый интерес в проблеме ОФ составляет изучение психофизиологических особенностей реагирования организма на стресс при взаимодействии человека со средой в условиях повышенной опасности, стартовой неопределенности и/или принятия важных управленческих решений.

Для адекватной оценки степени готовности к ОФ в сложной ситуации необходимо применить большое число психологических, психофизиологических тестов, среди них кроме традиционного набора, основную роль начинают занимать процедуры, моделирующие профессионально значимые ситуации: психофизиологические модели соревнования, ситуации неопределенности, сложные моторные и когнитивные задания, выполняемые в условиях ограничения времени. Информация о реакциях организма на стресс и степень, скорость восстановления после их выполнения по показателям физиологических систем, регистрируемая средствами биоуправления, является вместе с результатами психофизиологической диагностики и психологического тестирования комплексом объективной информации, на основании которого формируется индивидуальный протокол тренинга ОФ.

Итак, программа психофизиологической подготовки сотрудников, работающих в экстремальных условиях, методами биоуправления должна состоять из 3 компонент: диагностики актуального психофизиологического состояния; обучения техникам управления физиологическими функциями и навыкам быстрого восстановления; «глубокого» тренинга с использованием нейробиоуправления, формирующего навыки мгновенной концентрации и быстрого снятия психического напряжения.


^ 3. Материалы и методы

Экспериментальные исследования проводились сотрудниками лаборатории компьютерных систем биоуправления ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН на протяжении последних 5 лет (2003-2007). Работа была начата в мае 2003 года с кандидатами в сборную Новосибирского военного института МО РФ по тактико-техническому десятиборью, которая летом того же года выиграла первенство Вооруженных сил РФ. Работа проводилась в малых группах – 8 занятий по 1 часу 2-3 раза в неделю. В 2004-2006гг. отрабатывался диагностический этап на группах военнослужащих срочной службы отряда спецназа МВД РФ, кадрового резерва ЗСЖД.

В реабилитационных центрах локомотивных депо ЗСЖД проводились профилактические и коррекционные курсы биоуправления для машинистов локомотивных бригад ЗСЖД (по 8-15 сеансов), до и после которых проводилась оценка психоэмоционального состояния с использованием соответствующих методик.

В 2007 году в программу подготовки кандидатов в сборную Новосибирского Высшего военного командного училища МО РФ (бывший НВИ) была включена комплексная психофизиологическая подготовка в объеме 9 занятий по 2,5 часа каждое (один раз в неделю). Занятия проводились в группе на базе компьютерного класса, оснащенного различными системами биоуправления. В исследовании приняли участие мужчины, средний возраст 21,6 ± 3,4 года. Команда также выиграла первенство Вооруженных сил РФ по тактико-техническому десятиборью в июле 2007 года.

В работе были использованы программно-аппаратные комплексы биоуправления «БОСЛАБ-Профессиональный»i и «БОС-Пульс»ii(локальная и сетевая версии).

Протокол сеанса психофизиологического тестирования был представлен последовательным набором сессий в системе «БОСЛАБ». После проведения стандартной пробы на открывание глаз (оценка реакции активации), испытуемому предлагался набор стресс-тестов, чередующихся с одно-двухминутными сессиями отдыха. В качестве тестов использовались задания, выполняемые в условиях ограничения времени, затрагивающие как когнитивную, так и эмоциональную сферы (например, задания на сложный арифметический счет, концентрацию внимания, проводимые ПФЛ по стандартной схеме, воспроизведение эмоционально значимой ситуации). При анализе результатов оценивались индивидуальные особенности реагирования на стресс и способности к восстановлению. Проводилась оценка динамики следующих физиологических параметров в процессе сеанса тестирования: длительности кардиоинтервалов, периферической температуры, частоты дыхания, интегральной электромиограммы фронтальных мышц, кожно-гальванической реакции, электроэнцефалограммы по двум каналам – в передних и затылочных отведениях, а также величина амплитуды отфильтрованных сигналов ЭЭГ в альфа-, бета-, тета-диапазонах и индекс тета/бета-соотношения.

Наиболее значимыми в качестве маркеров стресса являются соматические показатели. Повышение тонуса мышц, увеличение частоты сердечных сокращений, снижение периферической температуры вследствие спазма капилляров – признаки активации симпатоадреналовой системы. Нормальным результатом для здорового человека считается изменение значения физиологических параметров во время выполнения стресс-тестов и восстановление их до исходного уровня в процессе отдыха. При наличии чрезмерной реакции на стресс либо недостаточной способности к восстановлению со стороны какой-либо физиологической системы проводится соответствующий вид тренинга с использованием классических протоколов биоуправления. Температурно-электромиографический тренинг показан при состояниях психоэмоционального напряжения, сопровождающихся повышенным тонусом симпатической нервной системы (тахикардия, вегето-сосудистая дистония, вазодистонические головные боли, мигрень), повышенной тревоги, головной боли напряжения, остеохондрозах, сопровождающихся повышенным тонусом различных мышечных групп. Электроэнцефалографический альфа-стимулирующий тренинг показан при дистимических расстройствах (мягкая депрессия) или соматоформных (в т.ч. соматоформных болевых расстройствах) с депрессивным оттенком настроения. Бета-электроэнцефалографический тренинг используется при коррекции нарушений концентрации внимания.

Также при диагностике стрессоустойчивости и способности к оптимальной деятельности были использованы игровые сюжеты «Вира!» и «Ралли», входящие в комплекс «БОС-Пульс». Тестирование проводилось как в индивидуальном варианте, так и в условиях компьютерного класса на 10-15 рабочих мест. Соревнование по подводному погружению («Вира!»), в котором скорость играющего обратно пропорциональна ЧСС, является психофизиологической моделью стрессовой ситуации, выполненной в виде игры.

Умение контролировать свой сердечный ритм одновременно с поддержанием высокого уровня концентрации внимания, определяемого временем реагирования на препятствия, усложняют задачу в игровом сюжете «Ралли», где анализируется динамика показателей внимания в условиях монотонии, умение одновременного управления несколькими противоположно направленными процессами. Специфика «Ралли», позволяет использовать его для диагностики оптимальной организации ресурсов организма в условиях длительно действующего стресса.


4. Результаты

Следует отметить специфику испытуемых – практически все участники диагностического этапа были в очень хорошей физической форме. По психологическим показателям группы были достаточно однородны, в эмоционально-волевой сфере проблем не наблюдалось. Для всех был характерен высокий порог фрустрации, состояния дезадаптации в значимой ситуации крайне маловероятны.

По результатам многопараметрического тестирования, проведенного на группах НВИ-НВВКУ, можно говорить о хороших способностях восстановления показателя ЧСС у всех испытуемых: частота сердечных сокращений, хотя и реагировала на стресс достаточно выраженно, к концу сеанса снижалась до исходного уровня. Электромиограмма и температура на отдыхе не возвращались к фоновым значениям у лиц более старшего возраста. Более сильная и длительная реакция наблюдалась на эмоциональные раздражители, чем на когнитивные задачи. На индивидуальном уровне наблюдались некоторые различия: у ряда испытуемых сильнее была выражена температурная реакция, другие не могли управлять напряжением мышц, часто эти два процесса наблюдались у одних и тех же лиц. Практически все умели управлять дыханием и старались использовать эти навыки в сессиях отдыха. КГР адекватно реагировала на стрессовые воздействия, но за короткий период отдыха 1-2 мин. обычно не успевала восстановиться до фоновых значений, что связано с медленной природой этого показателя. Следует отметить, что некоторые испытуемые смогли продемонстрировать высокую степень восстановления физиологических показателей практически до исходных значений.

По результатам игрового тестирования группы НВИ 2003 г. на основе метода главных компонент по показателям эффективности процессов саморегуляции в модельной ситуации стресса были выделены 2 подгруппы («успешные» и «неуспешные»). Полученное разделение, основной вклад в которое внесли признаки, отражавшие динамику теста «Ралли», полностью согласовывалось с объективным критерием группировки - эффективностью выступления участников на первенстве Вооруженных сил, оцененной начальником команды НВИ после соревнований. На группах, исследованных в 2004-2006гг., был использован алгоритм классификации, полученный на обучающей выборке группы НВИ, в результате чего был выделен ряд лиц, недостаточно устойчивых к стрессовым воздействиям. Эти результаты были использованы при подготовке команды НВВКУ в 2007 году. Было выделено несколько курсантов, расположенных ближе к группе «неуспешных» 2003 года, чем остальные, им было оказано особое внимание. Тренинг ОФ проводился на основании индивидуальных рекомендаций, полученных в результате тестирования, и был направлен на длительное поддержание высокого уровня концентрации внимания и отработку навыков саморегуляции в модельной ситуации соревнования, на оптимизацию организации ресурсов организма в условиях выполнения многокритериальной задачи (а именно, увеличивать длительности кардиоинтервалов и сокращать время реакции на внезапно возникающие стимулы). Следует отметить, что поскольку тренинг команды проводился в основном в групповой форме, количество занятий было ограничено руководством команды, то использовались методы игрового биоуправления по ЧСС, температуре, КГР. Проведение «глубокого» тренинга с этой группой планируется в 2007-2008 учебном году, поскольку все ее участники (сейчас курсанты 2-3 курсов) после выпуска из училища будут относиться к категории лиц опасных профессий. К концу занятий все участники продемонстрировали успешные стратегии поведения в модельных ситуациях соревнования, умение выполнять две противоположно направленные задачи одновременно.

На группе машинистов локомотивных бригад было показано, что курс биоуправления, состоящего из сеансов температурно-миографического тренинга и игровых занятий по ЧСС, способствует снижению ситуативной тревожности, улучшению настроения, снижению нервно-психического напряжения, повышению активности психической деятельности, т.е. благоприятно влияет на общее психическое состояние. Часть участников проведенных тренингов имела высокий уровень тревожности. Кроме того, для них была типична следующая стратегия поведения на диагностическом этапе: в тесте «Ралли» демонстрировали высокую эффективность по RT и низкую – по RR, что свидетельствовало о высоком уровне концентрации внимания, высокой работоспособности. В подобных случаях повышалась способность адекватно реагировать в ситуации стресса, но потери для организма при этом могли быть достаточно серьезны, так как выход из ситуации стресса происходил за счет сверхвысокой степени мобилизации физиологических резервов организма.

Следует отметить, что исследования в группе пациентов с психосоматической патологией показали высокую эффективность применения курса игрового биоуправления, в котором использовались сюжеты типа «Вира!». Можно выдвинуть гипотезу, что тренинг игрового биоуправления наиболее показан людям с повышенной тревожностью, т.к. многократное повторение смоделированных стрессовых условий приводит к снижению восприятия ситуации как угрожающей в игре, а затем навык переносится в реальную жизнь.


5. Выводы

Технология биоуправления позволяет расширить арсенал тренингов по профилактике и коррекции стресса, поскольку использует не только релаксационные программы, но и включает процедуры, мобилизующие, тренирующие способности к оптимальному функционированию в сложных ситуациях.

Cовременное состояние науки о биоуправлении демонстрирует, главным образом, «что» происходит с основными «пиковыми» проявлениями жизнедеятельности, но весьма далеко от наиболее значимого (важного) ответа на вопрос «как» и при каком параллельном и последовательном участии определенные (конкретные) «мишени» саморегуляции формируют новые стереотипы поведения. На решение именно этой проблемы ориентированы проводимые и планируемые работы, посвященные анализу природы и основным закономерностям состояния «оптимального функционирования» - всеобъемлющего механизма эффективного взаимодействия человека со средой в условиях повышенной опасности, стартовой неопределенности и/или принятия важных управленческих решений.


i Программно-аппаратный комплекс «БОСЛАБ», рег. уд. №ФС 022а20000/1026-04, сертификат соотв. № РОСС RU.АЯ79.ВО3819.

ii Программно-аппаратный комплекс «БОС-Пульс», рег. уд. №ФС 022а20000/1027-04, сертификат соотв. № РОСС RU.АЯ79.ВО3820. (локальная и сетевая версии).

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Тренинг оптимального функционированиЯ – основа психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности icon Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности

Тренинг оптимального функционированиЯ – основа психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности icon Задачи профессиональной деятельности выпускника в соответствии с видами профессиональной деятельности:
Наименование ооп: 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия»
Тренинг оптимального функционированиЯ – основа психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности icon Методического сопровождения фгос начального общего образования Работа по развитию учебно-исследовательской

Тренинг оптимального функционированиЯ – основа психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности icon Внимание – основа интеллектуальной деятельности

Тренинг оптимального функционированиЯ – основа психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности icon Лист оценивания уровня профессиональной компетентности, результативности деятельности педагога-психолога
Организация деятельности в соответствии с направлениями (психодиагностика, психокоррекция, реабилитация,...
Тренинг оптимального функционированиЯ – основа психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности icon Медицинский колледж
Фгос по специальности спо 060101 Лечебное дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности...
Тренинг оптимального функционированиЯ – основа психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности icon Правительство российской федерации постановление от 21 июля 2000 г. N 546 о внесении изменений и

Тренинг оптимального функционированиЯ – основа психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности icon Примеры показания и противопоказания к профессиональной деятельности

Тренинг оптимального функционированиЯ – основа психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности icon Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности

Тренинг оптимального функционированиЯ – основа психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности icon Отчет о профессиональной деятельности медицинской сестры палатной

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы