|
Скачать 248.39 Kb.
|
Битянова М.Р. Модульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1 Особенности организации и содержательного наполнения профессиональной деятельности психолога в модели «психолог-консультант» План изучения:
Задания для самостоятельной работы:
^ Основная задача профессиональной деятельности психолога-консультанта – помощь в решении психологических проблем развития, возникающих у учащихся в различных ситуациях их жизнедеятельности в образовательной среде. Собственно клиентами для психолога-консультанта в образовательном учреждении выступают только дети, учащиеся. Остальные – родители учащихся, педагоги, другие взрослые - клиентами не являются. Они помогают увидеть проблему, участвуют в ее решении. Если ребенку психолог-консультант оказывает помощь в решении его проблем, то взрослым он дает профессиональные рекомендации по работе с данным ребенком и оказывает профессиональную поддержку в процессе их внедрения. Для психолога-консультанта образовательного учреждения одинаково важными являются ситуации как профессионально-грамотного ответа на запрос, так и формирования самих запросов. Кроме того, и в этом его отличие от психолога-консультанта, работающего в специализированном учреждении (центре), он проводит собственную диагностику, чаще всего скрининговую, для выявления учащихся, нуждающихся в психологической помощи. Подробнее о сути психологического скрининга мы поговорим чуть ниже. Профессиональное взаимодействие психолога-консультанта с педагогами и родителями осуществляется в форме передачи психологических рекомендаций и проведения просветительских мероприятий. Отслеживание процесса развития позволяет психологу выявлять различные тенденции, типичные проблемы и прогнозировать риски развития, то есть собирать информацию, важную для принятия управленческих решений. Соответственно, еще одно направление деятельности такого специалиста – консультирование и информирование администрации школы по результатам своей аналитической деятельности. Однако важно отметить, что информация для управления – это, так сказать, побочный эффект скрининговой диагностики, которую проводит психолог-консультант. Собственно мониторингами в ОУ он не занимается. Таким образом, можно выделить ряд особенностей, характеризующих деятельность психолога-консультанта ОУ и отличающих его от психолога, консультирующего в специализированном Центре: ![]() Общая характеристика деятельности психолога-методиста Общая характеристика деятельности психолога-консультанта представлена ниже в табл.№1. Таблица № 1.
Деятельность психолога-консультанта разворачивается в следующих направлениях (см. рис. №1): Рисунок №1. ![]() Ключевыми словами, содержательно описывающими деятельность психолога-консультанта в образовательном учреждении, являются: проблема, запрос, диагностика, помощь, рекомендации. Остановимся на этом подробнее. «Проблемное поле» деятельности психолога-консультанта Очертить спектр психологических проблем, с которыми работает психолог-консультант, чрезвычайно не просто. Прежде всего, это проблемы, проявляющиеся в трудностях решения основной задачи, ради которой ребенок посещает образовательное учреждение: задачи собственного образования. Но так как ребенок не просто посещает школу или детский сад, а проживает определенный отрезок своей жизни в содержательной и организационной рамке данного учреждения, практически все, что происходит в его жизни, сказывается на качестве решения образовательной задачи. Например, развод родителей или потеря близкого человека, влюбленность или отверженность референтной группой, не соответствующие требованиям данного учреждения когнитивные способности или способности к саморегуляции, ценностный конфликт с кем-то из взрослых в школе и т.д. И все-таки, в ведении психолога-консультанта прежде всего те психологические проблемы, которые проявляются в различных видах деятельности и общения в рамках данного образовательного учреждения. Это первый важный момент. Клиентом психолога является ребенок, а предметом помогающей деятельности – психологические проблемы ребенка в образовательных ситуациях. Конечно, психолог не откажет в помощи ребенку, страдающему в ситуации развода родителей и потери близкого, но это будет работа по ситуации, а не основное направление его деятельности. Планируя работу, определяя содержание скрининговой диагностики и коррекционных групп, психолог-консультант исходит из тех проблем, которые, как уже было сказано выше, проявляются в различных видах деятельности и общения учащихся в данном образовательном учреждении. Психолог работает как с теми ситуациями, когда с ребенком трудно окружающим его людям (он им «мешает» учиться, учить, чувствовать себя уверенно и защищенно, уважать себя), так и с теми ситуациями, когда ребенку трудно (он не может учиться, вести себя естественно, чувствовать себя уверенно, уважать себя и т.д.). Причем неважно, замечают ли это окружающие. «Работает с ситуацией» – не означает автоматически «работает с ребенком». Не всегда. Все зависит от того, почему возникла проблема. Во многих случаях важнее работать с социальной ситуацией развития, окружением ребенка. Психолог-консультант работает с проблемами когнитивного, эмоционально-регулятивного, поведенческого, ценностно-смыслового характера… То есть, если некая психологическая проблема мешает ребенку успешно решать свои образовательные задачи в данной ситуации развития, с этим нужно постараться что-то сделать, но и здесь необходимо ставить определенный ограничитель. Он определяется сложностью проблемы и квалификационными возможностями самого психолога. Есть целый ряд проблем развития, которые психолог-консультант решает посредством диспетчерской работы, переадресуя запрос на работу с ребенком и его семьей в специализированный центр, специалисту определенного профиля и т.д. Психолог-консультант работает с проблемами… А что вообще может считаться проблемой? Психолог в своей практике чаще все сталкивается с проблемными ситуациями развития, имеющими следующий источник:
Каждая из этих проблемных ситуаций требует определенного профессионального ответа. Очень серьезным и всегда актуальным для психолога-консультанта является вопрос определения нормы развития учащихся для данного образовательного учреждения. Пока развитие ребенка укладывается в пространство этой нормы, не выходит за ее границы, можно искать возможности приспособления образовательной среды учреждения к ребенку и его к ней. Если выходит, нужны кардинальные решения. При этом, далеко не всегда достаточно обращения к понятию «норма психического развития», которое проводит границу по линии социальной и поведенческой адаптации, когнитивных способностей к обучению. Необходимо учитывать конкретные социально-педагогические требования данного образовательного учреждения, определяя содержание требований к развитию, и свою, частную, границу нормы. Эта граница может пролегать достаточно далеко от нормы психического развития. То есть в целом, с точки зрения общих представлений о норме развития, ребенок может учиться и быть адаптирован к социальной ситуации, а в данном конкретном учреждении ему программу или требования к саморегуляции не потянуть. Разработка представлений о рабочей норме развития для того или иного образовательного учреждения (какие показатели в нее внести? что будет свидетельствовать о достаточном уровне развития тех или иных процессов или способностей ребенка?) – актуальный вопрос. Если психолог-консультант не видит актуальности этой задачи и не решает ее совместно с администрацией школы, ему очень трудно определить причину возникших психологических проблем, разработать стратегию и тактику ее решения. ^ Запрос – первичная формулировка проблемы, ее отражение в сознании человека. Формулируя запрос, его автор тем самым как бы говорит: «В моей деятельности (общении, психическом состоянии) есть некоторое затруднение. Я его осознаю. И я понимаю, что мне нужна профессиональная помощь для того, чтобы его разрешить». Запрос часто формулируется как некоторая жалоба. Запрос – это стартовое условие деятельности психолога-консультанта. А если запросов нет? Значит, все хорошо и нет объективной необходимости в его работе? Увы, это далеко не всегда так. Психолог образовательного учреждения часто сталкивается с ситуацией, когда психологические трудности, имеющиеся у педагогов, учащихся и их родителей, либо не осознаются как проблемы, либо не превращаются в запрос к психологу (человек пытается справиться с ними иными средствами, смысл которых понимает). То есть, перед специалистом встает особая задача – формирование запроса на собственную деятельность. Формирование запросов – специфическая задача именно психолога образовательного учреждения, практически незнакомая его коллегам из специализированных центров, работающих с мотивированными клиентами. Эта деятельность частично мотивационно-просветительская, частично организационная. С одной стороны, специалистов школы, родителей и самих учащихся нужно заинтересовать сотрудничеством, создать атмосферу доверия, принятия, а также сформировать у них представление о тех ситуациях, которые могут запрашивать участие психолога-консультанта. В определенном смысле психолог выступает промоутером собственных услуг. С другой стороны, и это уже организационный аспект работы с запросами, нужно сделать ситуацию обращения к психологу максимально простой, понятной, воспроизводимой по одной и той же схеме. Технологичной и безопасной. Вариант «Я сижу в своем кабинете, а вы приходите… если что» - самый плохой, самый непрофессиональный. Во взаимодействии с педагогами ситуация обмена запросами может приводить к разработке различных удобных протоколов, позволяющих быстро и без информационных потерь организовывать работу вокруг актуальных проблем. Пример такого протокола приведен в приложении № 1. Еще один важный аспект в работе с запросами – их переформулирование в проблему и проверка на обоснованность. Запрос может начинаться словами: «У меня проблема». Но чаще звучит как «У него проблема». Например, формулировка запроса педагогом по первому варианту: «У меня проблема с Сашей Ивановым. Я не могу сделать так, чтобы он сосредоточился на выполнении учебных заданий». По второму варианту: «У Саши Иванова проблема – он совершенно не может сосредоточиться». Кажется, первый вариант формулировки более перспективный. Однако следующая же фраза может все изменить. Начнем еще раз сначала: «У меня проблема с Сашей Ивановым. Я не могу сделать так, чтобы он сосредоточился на выполнении учебных заданий. Ему нужно развивать внимание». «Я-проблема» переросла в «Ты- проблему». В процессе уточнения запроса психолог должен понять, чья же это все-таки проблема: взрослого, ее заявившего, или собственно ученика. Это определит стратегию его работы: с ребенком и его социальной ситуацией развития или с автором запроса. ^ Диагностика в работе психолога-консультанта – это, прежде всего, способ постановки задач своей деятельности в качестве помогающего специалиста. Диагностика позволяет выявить проблемы развития, поставить психологический диагноз и разработать программу решения выявленных проблем. Кроме того, диагностика позволяет отследить эффективность собственной работы. В деятельности психолога-консультанта присутствуют и скрининг, и углубленная диагностика. Скрининг – вид психологического мониторинга, результаты которого направлены на управление деятельностью самого психолога, определение содержания и направлений его работы. Скрининг позволяет в системе отслеживать процесс развития учащихся по определенным показателям и своевременно выявлять группы детей, испытывающих психологические трудности в развитии, деятельности, социальном взаимодействии и т.д. Скрининг – очень четкая и высоко формализованная процедура. Одни и те же показатели развития из года в год отслеживаются сходными по методологии процедурами и оцениваются в сравнимых единицах. На определенных этапах развития могут добавляться новые показатели, а иные – переставать измеряться как потерявшие значимость для оценки актуального состояния и прогноза развития. Но большинство показателей воспроизводится в обследовании на протяжении всех лет обучения ребенка в данном ОУ, что и позволяет считать скрининг серьезной мониторинговой процедурой. Кроме того, скрининг – плановое мероприятие, время на его проведение зафиксировано в плане работы школы. Частота проведения скрининговой диагностики – не чаще 1 раза в год. Разработка программы скрининга невозможна без представлений о норме развития и ее содержательных составляющих для данного образовательного учреждения. Иначе как мы определим для себя, по каким именно показателям из великого множества возможных нам отслеживать развитие учащихся, в каких случаях беспокоиться, глядя на результаты обследования, а в каких – радоваться за детей и себя? В модели психолого-педагогического сопровождения для решения этой задачи разработано специальное понятие – психолого-педагогический статус учащихся. О нем мы поговорим в соответствующих разделах книги, сейчас хотелось бы отметить следующее: отбор показателей для проведения психологического скрининга и формулирование критериев их оценки (рабочего определения нормы развития) всегда будет творческой ‒ с одной стороны и очень ответственной ‒ с другой задачей психолога конкретного образовательного учреждения. Даже если на высоких этажах управления его деятельностью будут разработаны определенные стандарты, их адаптация к образовательным задачам и условиям их решения определенного ОУ останется. Учащиеся, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят еще один этап диагностической работы. ^ позволяет определить причину возникших трудностей, сформулировать эти причины на языке психологического диагноза и тем самым определить стратегию оказания помощи: с кем работать? как работать? что будет показателями эффективности проведенной работы? Углубленная диагностика будет следующим шагом и в работе с запросом после его проверки на обоснованность. В любом случае, стратегия работы и тактика действий определяются психологическим диагнозом. ^ Адресат психологической помощи в контексте данной модели – ребенок, учащийся. Психологическая помощь организуется по запросу (после его проверки) или на основании психологического диагноза, поставленного в процессе проведения плановых диагностических мероприятий. Основные формы оказания психологической помощи в работе психолога-консультанта – индивидуальные или групповые коррекционно-развивающие занятия и индивидуальные или семейные консультации (см. рис. №2). Рисунок № 2. ![]() ![]() Коррекционные занятия и консультации планируются и сценируются не как единичные самостоятельные встречи, а исходя из общей программы. Именно программа содержит в себе потенциал психологической помощи, а каждое конкретное занятие или консультация реализует его в определенной мере. Программа психологической помощи – это краткое изложение содержания целостной профессиональной деятельности, отвечающее на вопросы: ^ Зачем помогать? ‒ цель помощи. Чему учить? – содержание помощи. Как помогать? – выбранная форма работы, ее длительность, ритм и т.д. ^ Программы могут быть типовыми, разработанными для решения определенных, часто встречающихся проблем. А могут разрабатываться специально для данного конкретного случая. ^ Психологическая рекомендация – основной инструмент взаимодействия психолога-консультанта и других взрослых – субъектов образовательного процесса. Рекомендация – это совет, который в технологичной и понятной его адресату форме содержит описание практических и коммуникативных действий, реальных и воображаемых (совершаемых во внутреннем плане), выполнение которых должно привести к решению заранее известной проблемы (уменьшению ее интенсивности). Рекомендация является результатом запроса и содержит описание определенного способа действия, который ее адресат может реально применить в своей деятельности. Еще раз подчеркнем, что рекомендации даются не в ответ на соответствующую жалобу клиента, а только после того, как консультант убедится (с помощью наблюдений, обследования и т.п.) в том, что данная психологическая проблема действительно существует. Сам человек, формулирующий первичный запрос, далеко не всегда правильно осознает подлинные причины тех или иных трудностей. Например, жалоба на плохую память ребенка в действительности может объясняться не нарушениями памяти, а снижением учебно-познавательной мотивации или же завышенными ожиданиями родителей. Рекомендации, которые разрабатывает и передает психолог-консультант образовательного учреждения, разнообразны по своему содержанию и могут быть классифицированы по разным основаниям. В целом, полезные с нашей точки зрения, подходы к классификации психологических рекомендаций представлены в табл. № 2. Таблица № 2.
Прежде всего, рекомендации можно разделить на «клиентские», методические и управленческие. «Клиентские» рекомендации адресованы преимущественно учащимся, частично – их родителям и педагогам. Они направлены на решение тех проблем, которые возникают у ребенка в процессе его жизнедеятельности в образовательном учреждении, решении задач образования. «Как преодолевать страх перед контрольной работой», «Как справляться со своим гневом», «Как показать другому человеку, что ты не хочешь его обидеть», «Как справиться с раздражением на ученика, который…» и т.д. - это примеры рекомендаций такого типа. Методические рекомендации направлены на то, чтобы помочь другим взрослым – родителям, школьным специалистам – организовать деятельность по решению психологических проблем, которые есть у ребенка: «Как помочь ребенку справиться с волнением при публичном ответе», «Как помочь учащимся настроиться на кропотливую работу, требующую внимания» и т.д. Управленческие рекомендации адресованы руководителю школы, управленческой команде. Они являются следствием той аналитической работы, которую осуществил психолог, и направлены на принятие управленческих решений. Например: «Шаги, которые можно предпринять для повышения учебной мотивации школьников», «Какие психологические особенности сегодняшнего контингента учащихся необходимо учесть при постановке задач и разработке плана воспитательной работы учреждения» и т.д. Рекомендации могут быть общими и персональными. Первые адресованы определенной группе «потребителей» психологической информации. Например, всем педагогам, работающим с учащимися, перешедшими в 5 класс. Они содержат советы, предложения по организации деятельности, которые могут быть модифицированы и использованы в деятельности всех специалистов. Персональные содержат более специфические предложения, «настроенные» на особенности деятельности конкретного специалиста, или его личностные особенности, или его частную проблему деятельности. Обобщенные рекомендации касаются группы учащихся. Конкретные – организации работы с тем или иным учеником. А.Л.Венгер обозначает их как «симптоматические» и индивидуализированные: «″Симптоматические" рекомендации требуются в тех случаях, когда у ребенка имеется какая-либо локальная проблема. Она может относиться к когнитивной или эмоционально-личностной сфере, к поведению, к сфере общения… В подавляющем большинстве случаев "симптоматические" рекомендации должны быть дополнены индивидуализированными, направленными не на отдельные частные проявления, а на стоящие за ними более общие причины. Это соответствует и системе применения симптоматических средств в медицине. Так, давая больному лекарство для облегчения кашля, врач, вероятно, назначит и общее лечение для преодоления заболевания, вызвавшего этот симптом» 1. Различаются рекомендации и по форме их представления. Они могут даваться письменно и устно, в очном контакте или виртуальном (телефонное и интернет-консультирование). Рекомендации могут быть краткими, тезисными и очень подробными. Выбор формы определяется конкретным запросом и условиями деятельности специалиста. ^ Деятельность психолога-консультанта с трудом поддается структурному описанию на содержательном уровне, так как проблемы и запросы могут быть очень разными, но при этом она достаточно структурна с точки зрения своей организации. В общем виде она может быть описана через 2 типовые организационные схемы. ^ В данном случае деятельность «запускается» плановой скрининговой диагностикой. В целом работа разворачивается следующим образом: Рис. №3. ![]() Схема достаточно проста и не требует развернутых комментариев. Скрининг позволяет отследить ход развития всех учащихся той или иной возрастной группы по определенным показателям и выявить группу детей, результаты диагностики которых говорят о наличии трудностей, психологических проблем. Углубленная диагностика проводится в индивидуальном порядке, с учетом предполагаемой зоны локализации психологической проблемы: когнитивная сфера, сфера эмоциональной саморегуляции поведения, внутриличностный конфликт и т.д. Основной результат углубленной диагностики – психологический диагноз. Однако это только в том случае, если психолог данного образовательного учреждения смог его поставить. Другим результатом может быть понимание психологом своего непонимания, своей профессиональной некомпетентности в имеющихся у ребенка проблемах развития. В этом случае психолог составляет заключение, в котором описывает все профессиональные действия, осуществленные им в отношении данной ситуации, и направляет семью учащегося к соответствующему специалисту. Если же психолог-консультант считает, что данный случай находится в «его юрисдикции», он переходит к следующим этапам работы в данной организационной схеме: разработке стратегии и тактики работы, обсуждению их с педагогами или родителями учащихся, проведению конкретных помогающих мероприятий. Обязательной составляющей работы психолога-консультанта именно ОУ будет тесное сотрудничество с педагогами в оказании им помощи, передаче необходимых методических рекомендаций. В ряде случаев ход и результаты работы будут обсуждаться и с администрацией учреждения. ^ Деятельность психолога начинается с получения запроса от самого учащегося, его родителей или педагогов (администрации). Дальнейшая работа предполагает сначала шаги по уточнению и, возможно, переформулированию запроса и проверке его на обоснованность. Затем она осуществляется аналогично первой организационной схеме (см. рис. № 4). Рисунок № 4. ![]() ^ Данная модель – самая распространенная в настоящий момент в практике работы психологов образовательных учреждений нашей страны. К ее реализации психолог больше всего готов по содержанию своей вузовской подготовки. Она лучше всего укладывается в существующие сегодня представления о психологе как помогающем специалисте, как о практике, работающем не с задачами, а с проблемами развития и адаптации человека. Достаточно часто модель деятельности психолога-консультанта, работающего в специализированном учреждении по законам психологической практики, некритично накладывается на модель деятельности специалиста прикладного характера, психолога образовательного учреждения. Этот перенос неправомерен. Деятельность психолога-консультанта образовательного учреждения «вписана» в контекст задач образования ребенка и социальной ситуации, в которой они решаются. Психолог должен учитывать приоритет этих задач, режим и форматы жизни ребенка в учреждении, свои возможности формирования мотивации на получение психологической помощи у самих детей, возможности привлечения родителей. Отдельная задача – сотрудничество с педагогическим коллективом, получение от него запросов на собственную деятельность и влияние на общую ситуацию в учреждении через взаимодействие с администрацией и управленческой командой. В целом, можно говорить о трех факторах («трех китах»), определяющих эффективность работы психолога-консультанта образовательного учреждения (см. рис. №5). Рисунок № 5. ![]() Поговорим подробнее о каждом факторе. ^ зависит от следующих моментов, как-то:
Чем обеспечивается эффективная передача информации и ответственности за ее применение от психолога к педагогам? Вот только основные условия:
Наконец, что определяет возможности организации системы психологической помощи в образовательном учреждении?
Несомненно, вышесказанное задает конкретные требования к уровню квалификации психолога-консультанта и содержанию управленческой поддержки его деятельности. Приложение № 1. Протокол взаимодействия специалистов
1 Венгер А.Л. «Психологическое консультирование и диагностика». М.: Генезис, 2007. |