Рабочая программа по гигиене с основами экологии человека, гигиене детей и подростков для специальности 040200 Педиатрия Факультет: педиатрический icon

Рабочая программа по гигиене с основами экологии человека, гигиене детей и подростков для специальности 040200 Педиатрия Факультет: педиатрический





НазваниеРабочая программа по гигиене с основами экологии человека, гигиене детей и подростков для специальности 040200 Педиатрия Факультет: педиатрический
страница1/8
Г.П.Герусова
Дата07.04.2013
Размер2.45 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ГОУВПО

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

“УТВЕРЖДАЮ”


Проректор по учебной работе

профессор В.Б.Мандриков


«__»____2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ГИГИЕНЕ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА, ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

для специальности 040200 - Педиатрия


Факультет: педиатрический

Кафедра: общей гигиены и экологии

Курс: 3 - 4

Семестры: 5, 6, 7


Лекции: 48 (18+18+12) час.

Практические занятия: 128 (20+50+58) час.


Самостоятельная работа:88 (18+35+35) час.

Всего часов: 264

Экзамен 7 семестр


Рабочая программа составлена на основании Примерной программы по дисциплине «Гигиена с основами экологии человека и гигиеной детей и подростков» для специальности 040200 -Педиатрия, подготовленной в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040200- Педиатрия, квалификация Врач, и Учебного плана.


Составитель: доцент, к.м.н. Г.П.Герусова


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей гигиены и экологии «___»_________2008 г.


Зав. кафедрой общей гигиены и экологии,

профессор Н.И.Латышевская


Рассмотрена и утверждена МФ ЦМК медико-профилактических дисциплин

«___»_______2008 г. Протокол №

Председатель,

профессор Н.И.Латышевская


Рассмотрена и утверждена на заседании учебно-методической комиссии лечебного факультета

Декан педиатрического факультета,

профессор М.Ю.Соломин

«____»________2008 г. Протокол №


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Цели дисциплины.

Обеспечить студентов информацией для освоения методологии профилактической медицины, приобретения гигиенических знаний и умений по оценке влияния факторов среды обитания на здоровье человека, взрослого и детского населения.


^ Задачи дисциплины.

  • Соединить в лечебной деятельности выпускника элементы первичной и вторичной профилактики, сформировать систему мышления и действий в лечебно-диагностическом процессе, направленных на доказательное установление связей обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания.

  • Дать знания и умения для решения профессиональных задач диагностики состояния здоровья на индивидуальном и популяционном уровнях с использованием приемов доказательной медицины и элементов парадигмы оценки риска, для участия в разработке научно-обоснованных лечебно-профилактических мероприятий, пропаганде здорового образа жизни, а также по использованию факторов окружающей среды в оздоровительных целях.


^ Требования Государственного образовательного стандарта к содержанию дисциплины «Гигиена с основами экологии человека, гигиена детей и подростков. ВГ» (264 час.)

(Выписка из стандарта)


Профилактическая медицина. Заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов. Гигиенические аспекты питания. Гигиена лечебно-профилактических учреждений. Гигиена детей и подростков. Гигиенические проблемы медико-санитарной помощи работающим в промышленности. Экология и рациональное природопользование. Основные проблемы гигиены детей и подростков. Воздействие факторов окружающей среды на растущий организм. Санитарно-гигиенический контроль за условиями вскармливания, жизни, воспитания и обучения ребенка. Организация и проведение профилактических мероприятий.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Студент должен знать:

  1. Основы взаимодействия организма человека и окружающей среды, роль гигиены в научной разработке проблемы укрепления здоровья, повышения работоспособности, продления активной жизни человека, сущность первичной и вторичной профилактики.

  2. Гигиеническую характеристику различных факторов среды обитания, механизмы их воздействия на организм и диагностически значимые формы проявления этих воздействий на донозологическом уровне.

  3. Основы доказательной медицины в установлении причинно-следственных связей изменений состояния здоровья и действием факторов среды обитания. Особенности воздействия факторов внешней среды на здоровье детей и подростков.

  4. Гигиенические мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций и оптимизации условий пребывания больных в ЛПУ.

  5. Гигиенические основы здорового образа жизни.

  6. Гигиеническую терминологию, основные понятия и определения, используемые в профилактической медицине.

  7. Основные положения законодательства РФ по вопросам здравоохранения и рационального природопользования.

8. Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе; факторы,

формирующие здоровье и критерии здоровья; классификацию здоровья детей.

9. Основные закономерности роста и развития ребенка, методы оценки физического

развития.

Студент должен уметь:

  1. Оценивать вероятность (идентифицировать и характеризовать опасность) неблагоприятного действия на организм естественно-природных, социальных и антропогенных факторов окружающей среды в конкретных условиях жизнедеятельности человека по данным:

    1. Структуры питания, пищевой и биологической ценности пищевых продуктов и их доброкачественности, нарушений постулатов здорового (рационального) питания индивидуума и коллективов, показателей пищевого статуса.

    2. Качества питьевой воды по данным лабораторных исследований.

    3. Качества атмосферного воздуха населенных мест.

    4. Условий пребывания взрослого и ребенка в жилых, учебных, лечебных зданиях по показателям микроклимата, инсоляции, естественного и искусственного освещения, чистоты воздуха и эффективности вентиляции помещений.

    5. Комплексной оценки экспозиции вредными химическими веществами при многомаршрутных сценариях воздействий.

    6. Условий и режима труда на производстве при работе в контакте с вредными и опасными факторами производственной среды (микроклимат, шум, вибрация, источники ионизирующих и неионизирующих излучений, запыленность, загрязнение химическими веществами).

    7. Физического развития детей и подростков, индивидуальных и групповых показателей здоровья, режима и условий обучения школьников (режим учебных занятий, организация физического воспитания, медицинское обслуживание).

  2. ^ Осуществлять гигиенический контроль организации питания и кондиционирования воды в полевых условиях (военная гигиена, экстремальные ситуации).

  3. Обосновывать необходимость проведения адекватных лечебно-профилактических мероприятий по данным гигиенической характеристики условий труда и ранним изменениям в состоянии здоровья и работоспособности, а также в случае возникновения профессиональных отравлений (профессиональных заболеваний).

  4. ^ Давать рекомендации по проведению закаливания водой, воздухом, солнцем и адаптации к неблагоприятным климатогеографическим факторам во время путешествий, отдыха, смены жительства.

  5. Проводить гигиеническое воспитание и обучение населения по вопросам здорового образа жизни и личной гигиены.

  6. ^ Самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, вести поиск, превращать полученную информацию в средство для решения профессиональных задач.


Студент должен иметь представление:

  • О принципах гигиенического нормирования и прогнозирования факторов среды обитания.

  • О межсекторальном сотрудничестве в профилактической медицине при реализации программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной природы.

  • О структуре и содержательной части работы государственной системы социально-гигиенического мониторинга.


^ Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

- медицинская биология, генетика и паразитология: основы учения об экологии, генетике и паразитологии;

- медицинская и биологическая физика, медицинская аппаратура, высшая математика, информатика: физические характеристики и биофизические механизмы действия на организм солнечного излучения, составных его спектра, шума, вибрации, ультразвуке, электромагнитных волн лазерного излучения, пыли, радиоактивных веществ и ионизирующего излучения, физические основы дозиметрии, основные показатели санитарной статистики;

- общая химия: физико-химические свойства различных классов химических веществ, определяющих их степень токсичности и опасности для человека, поведение химических веществ в окружающей среде;

- биологическая химия: сущность химических явлений и процессов в организме. Основные параметры гомеостаза внутренней среды. Биологическая роль, сторение и закономерности обмена белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Метаболические циклы ксенобиотиков, процессы биоаккумуляции и биотранформации, представления о биохимических маркерах эффекта и экспозиции;

- анатомия человека: строение и функции органов и систем организма, возрастные особенности морфологических структур;

- нормальная физиология: закономерности функционирования органов и систем, механизмы их регуляции и саморегуляции у здорового человека. Основные параметры гомеостаза. Физиологическое значение воды и пищи, физиология процессов пищеварения и ассимиляции. Физиология трудового процесса, основы терморегуляции организма, физиологические процессы дыхания и газообмена. Возрастная физиология.

- микробиология с вирусологией и иммунологией: морфология, физиология и патогенные свойства микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, пути и факторы передачи инфекционных болезней, санитарно-показательные микроорганизмы окружающей среды, аутохтонная и транзиторная микрофлора тела человека, ее роль в поддержании гомеостаза и в патологии. Теоретические основы иммунитета, механизмы развития аллергических реакций немедленного и замедленного типа. Бактерионосительство, как одна их форм инфекционного процесса. Методы стерилизации;

- фармакология: формакодинамика и фармакокинетики, механизмы действия лекарственных веществ, побочные эффекты;

- патологическая анатомия: структурные основы болезней и патологических процессов, характер морфологических изменений органов и тканей при действии факторов окружающей среды;

- патологическая физиология: причины, основные механизмы развития и исходы типовых патологических процессов, закономерности нарушений функций органов и систем при воздействии факторов окружающей среды.


Формы организации обучения студентов

  1. Лекции.

  2. Практические занятия.

  3. Внеаудиторная самостоятельная работа.


Виды контроля

  1. Текущий:

- контроль исходного уровня подготовки к практическим занятиям и усвоения

учебного материала в соответствии с контрольными вопросами и в процессе

собеседования,

- контроль решения ситуационных задач,

- контроль выполнения работ и написания протоколов на практических занятиях,

- контроль подготовки рефератов и бесед по гигиеническому воспитанию населения,

пропаганде здорового образа жизни (самостоятельная работа студентов).

2. Промежуточный:

- контроль усвоения практических умений и навыков (по решению ситуационных

задач по каждому навыку и умению) в конце 6,7 семестров;

- тестовый контроль знаний (7 семестр).

3. Итоговый:

- экзамен в 7 семестре.


Методика формирования результирующей оценки


Результирующая оценка за работу студента в 5 семестре (Рдс5) = средней оценке по результатам текущего контроля (Рт5): Рдс5 = Рт5

Результирующая оценка за работу студента в 6 семестре (Рдс6) = средней оценке по результатам текущего контроля (Рт6): Рдс6 = Рт6

Результирующая оценка за работу студента в 7 семестре (Рдс7) = сумме средней оценки по результатам текущего контроля за 7 семестр (Рт7) + оценка промежуточного тестового контроля (Рп) + оценка итогового контроля на экзамене (Рэ), деленной на 2:

Рдс7 = (Рт7 + Рп + Рэ) : 2

Результирующая оценка по дисциплине = (Рдс5+ Рдс6 + Рдс7):3


^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Лекционный материал (содержание, объем в часах).

5 семестр

2.1.1. Предмет и содержание гигиены. История становления и развития гигиены. Значение гигиены для формирования профилактического мышления врача-педиатра. Современные проблемы гигиены и экологии человека. 2 час.

Предмет и содержание гигиены. История становления и развития гигиены. Связь гигиены с другими науками. Значение гигиенических мероприятий в деятельности лечащего врача-педиатра. Понятие о первичной и вторичной профилактике заболеваний. Связь и взаимодействие профилактической и лечебной медицины.

Социально-гигиенический мониторинг как государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.

^ Современные проблемы гигиены и экологии человека.

Основы законодательства РФ по вопросам здравоохранения и рационального природопользования. Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2.1.2. Здоровье населения и окружающая среда. Основы экологии человека.

2 час.

Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов. Материальные и психогенные (информационные) факторы среды. Понятие о биосфере и ее компонентах. Гигиенические проблемы в экологии. Причины экологического кризиса и его отличительные особенности в современных условиях.

Понятие об экологии человека. Факторы среды обитания и здоровье населения. Значение биологических цепей в переносе вредных веществ из окружающей среды к человеку. Отдаленные эффекты действия вредных веществ на организм. Гигиеническое регламентирование и прогнозирование. Основные элементы методологии оценки риска для здоровье населения: идентификация опасности, оценка экспозиции, характеристика опасности и риска. Элементы гигиенической диагностики в практической работе врача лечебного профиля.

2.1.3. Питание и здоровье человека. Биологические и экологические проблемы питания. Концепция и принципы рационального питания. Характеристика физиологических норм питания. Пищевой статус как показатель здоровья, критерии оценки. 2 час.

Значение питания для здоровья, физического развития и работоспособности населения. Концепция и принципы рационального питания. Количественная и качественная полноценность питания, сбалансированность рациона. Режим питания. Характеристика физиологических норм питания. Анализ различных теорий питания (вегетарианство, сыроедение, голодание, раздельное питание и др.) Методы оценки адекватности питания. Профилактика заболеваний, связанных с недостаточным и избыточным питанием.

2.1.4. Белки, жиры, углеводы; их значение, нормирование и источники в питании.

2 час.

Белки животного и растительного происхождения, их источники, гигиеническое значение. Жиры животного и растительного происхождения, их источники, роль в питании человека. Простые и сложные углеводы, их источники, гигиеническое значение. Понятие о рафинированных продуктах и «защищенных» углеводах. Пищевые волокна, их роль в питании и пищеварении.

2.1.5. Витамины, минеральные соли, микроэлементы; их значение, нормирование и источники в питании. 2 час.

Витамины, их источники, гигиеническое значение. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы, их причины, клинические проявления, профилактика. Минеральные соли, их источники, гигиеническое значение. Макро- и микроэлементы. Кислотно-основное состояние организма.

2.1.6. Гигиена лечебно-профилактических учреждений. 2 час.

Основные задачи больничной гигиены. Гигиенические требования к размещению больниц и планировке больничного участка. Системы застройки больниц. Гигиенические требования к планировке, оборудованию приемного отделения, палатной секции, лечебно-диагностических отделений. Воздухообмен, микроклимат, освещение, акустический режим, отделка, цветовой интерьер помещений ЛПУ. Гигиенические аспекты профилактики внутрибольничных инфекций.

2.1.7. Гигиенические основы организации лечебного питания. Лечебно-профилактическое питание рабочих. 2 час.

Варианты питания. Принципы построения диет лечебного питания. Номерная система диет, режимы лечебного питания. Специальные виды продуктов для лечебного питания. Особенности лечебного питания при лекарственной терапии. ЛПП рабочих.

2.1.8. Военная гигиена. Санитарно-гигиенические и экологические проблемы обеспечения жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях. Основы организации санитарно-гигиенических мероприятий в войсках. Гигиена полевого размещения. 2 час.

Санитарно-гигиенические и экологические проблемы обеспечения жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях природного, социально и техногенного происхождения в мирное время. Военная гигиена, военная экология, санитарно-эпидемиологический надзор в войсках. Основы организации санитарно-гигиенических мероприятий в войсках. Гигиена полевого размещения личного состава. Опасные и вредные факторы среды обитания военнослужащих, их воздействие на жизнедеятельность, сохранения работоспособности и боеготовности.

2.1.9. Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за питанием и водоснабжением в полевых условиях. 2 час.

Организация питания в полевых условиях, задачи медицинской службы. Характеристика суточных рационов общевойскового и других пайков. Оценка пищевого статуса военнослужащих. Организация водоснабжения в полевых условиях, задачи медицинской службы. Пункт водоснабжения. Минимальные нормы хозяйственно-питьевого водоснабжения. Требования к качеству питьевой воды. Методы кондиционирования питьевой воды с помощью табельных средств, обеззараживание индивидуальных запасов воды.

6 семестр

2.1.10. Гигиена воздушной среды. Здоровье населения в связи с состоянием атмосферного воздуха. Оценка экологического риска. Охрана атмосферного воздуха как социальная и эколого-гигиеническая проблема.

2 час.

Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение. Загрязнение и охрана атмосферного воздуха как социальная и эколого-гигиеническая проблема. Гигиеническая характеристика основных источников загрязнения атмосферного воздуха. Состав выбросов в атмосферу по основным отраслям промышленности. Степень опасности промышленных выбросов для окружающей среды и состояния здоровья населения. Основные природоохранные мероприятия и их гигиеническая эффективность. Законодательство в области охраны атмосферного воздуха.

2.1.11. Климат и здоровье человека. Физические свойства воздуха, микроклимат и его гигиеническое значение. Гигиенические аспекты акклиматизации. 2 час.

Физические свойства воздуха и их значение для организма. Виды микроклимата и влияние дискомфортного микроклимата на теплообмен и здоровье человека.

^ Природо-географические условия среды обитания и здоровье человека. Погода, определение и медицинская классификация типов погоды. Биоритмы и здоровье.

Климат, определение понятия. Строительно-климатическое районирование территории России. Влияние климата на здоровье и работоспособность. Использование климата в лечебно-оздоровительных целях. Акклиматизация и ее гигиеническое значение.

2.1.12. Солнечная радиация, гигиеническое значение. Использование солнечной радиации и искусственных источников ультрафиолетовой радиации в лечебно-профилактических целях. 2 час.

Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Световой климат. Гигиеническая характеристика инфракрасной, ультрафиолетовой и видимой частей солнечного спектра. Биологическое действие ультрафиолетовой части солнечного спектра в зависимости от длины волны. Ультрафиолетовая недостаточность, ее проявление и профилактика. Искусственные источники УФ радиации, их гигиеническая характеристика.

2.1.13. Гигиена воды и водоснабжения населенных мест. 2 час.

Физиологическое и санитарно-гигиеническое значение воды. Нормы водопотребления для населения. Роль воды в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний. Заболевания, связанные с употреблением воды, содержащей химические примеси. Принципы профилактики заболеваний водного характера.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном и местном водоснабжении. Сравнительная гигиеническая характеристика источников водоснабжения. Зоны санитарной охраны водоисточников. Основные методы очистки питьевой воды. Законодательство в области охраны водоемов и источников водоснабжения.

2.1.14. Гигиена почвы и очистка населенных мест. 2 час.

Гигиеническое значение, состав и свойства почвы. Характеристика естественных и искусственных биогеохимических провинций. Миграция и круговорот микроэлементов в биосфере. Эндемические заболевания и их профилактика. Характеристика и источники антропогенного загрязнения почвы. Эпидемиологическое значение почвы. Мероприятия по охране почвы, их эффективность. Система очистки городов и сельских населенных пунктов.

2.1.15. Гигиенические проблемы городов. Условия жизни в современных крупных городах и их влияние на здоровье населения. 2 час.

Понятие об урбанизации, агломерации, мегаполисах. Градообразующие факторы и структура современного города. Экологические проблемы крупного города. Состояние здоровье населения в современных городах. Мероприятия по благоустройству городов. Роль зеленых насаждений, водоемов, рекреационных зон.

2.1.16. Гигиена труда и охрана здоровья работающих. Гигиеническая оценка факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Профессиональные и производственно-обусловленные заболевания, профилактика. 2 час.

Гигиена труда, основные понятия. Виды трудовой деятельности. Гигиеническая классификация и критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Влияние условий труда на состояние здоровья работающих. Профессиональные вредности, профессиональные и производственно-обусловленные заболевания. Профессиональный риск нарушений здоровья у работающих. Гигиеническое нормирование факторов производственной среды. Основы охраны труда работающих.

2.1.17. Основы физиологии труда. Тяжесть и напряженность трудового процесса, гигиенические критерии оценки. Профилактика переутомления. Гигиена труда медицинских работников. 2 час.

Труд умственный и физический. Изменения в организме человека в процессе трудовой деятельности. Гигиенические критерии оценки тяжести и напряженности трудового процесса. Утомление и переутомление, перенапряжение и их профилактика. Гигиена труда врачей основных медицинских специальностей. Влияние характера и условий труда на работоспособность и состояние здоровья медицинских работников.

2.1.18. Актуальные вопросы радиационной гигиены. Гигиенические требования к организации радиационной защиты в рентгенологических и радиологических отделениях ЛПУ. 2 час.

Актуальные проблемы радиационной гигиены. Ионизирующее излучение. Биологическое действие ионизирующей радиации. Характеристика основных видов излучения. Факторы, определяющие радиационную опасность. Радиотоксичность. Нормы радиационной безопасности. Использование радиоактивных веществ в открытом и закрытом виде. Принципы защиты от внешнего и внутреннего ионизирующего облучения. Дозиметрический контроль. Гигиенические требования к планировке и оборудованию рентгенологических и радиологических отделений ЛПУ.


7 семестр

2.1.19. Гигиена детей и подростков: предмет, цели, задачи. Основные проблемы гигиены детей и подростков. Факторы, формирующие здоровье детей, влияющие на рост и развитие. Показатели индивидуального здоровья детей и здоровья детских коллективов. Группы здоровья. 2 час.

Предмет, цели, задачи, основные проблемы гигиены детей и подростков. Закономерности роста и развития детского организма как основа нормирования среды обитания детей и подростков. Состояние здоровья детей и подростков, факторы формирующие и деформирующие здоровье. Школьные болезни, причины, профилактика. Критерии и группы здоровья.

2.1.20. Закономерности роста и развития организма ребенка и подростка. Возрастная периодизация. Физическое развитие как показатель здоровья, методы исследования и оценки. Гигиенические проблемы акселерации. 2 часа.

Рост и развитие ребенка, закономерности. Возрастная периодизация. Физическое развитии как показатель состояния здоровья ребенка. Методы оценки физического развития (сигмальный, регрессионный, центильный и др.). Оценка уровня биологического развития комплексными методами. Акселерация, ретардация, децелерация. Социально-гигиеническое значение изменений темпов возрастного развития.

2.1.21^ . Гигиенические проблемы питания детей и подростков, нормирование

питания. Профилактика болезней неадекватности питания у детей. 2 часа

Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы ребенка в

возрасте после года. Питание как фактор здоровья ребенка; биологическая

потребность в белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах у

детей и подростков. Болезни пищевой неадекватности у детей, профилактика.

Ксенобиотики в продуктах детского питания.

2.1.22. Гигиенические требования к планировке, оборудованию и

эксплуатации детских учебно-воспитательных учреждений. Адаптация детей к

дошкольному учреждению и школе. 2 часа

Гигиенические требования к планировке и оборудованию детских учреждений.

Гигиеническое нормирование и контроль внутренней среды детских учреждений

как фактор неспецифической профилактики патологической пораженное

детского населения, понятие о "школьных" болезнях. Понятие и школьной

зрелости, факторы риска неготовности ребенка к началу систематического

обучения в школе. Адаптация детей к новым социальным условиям (ДОУ, школа).

Проявления неудовлетворительной адаптации, факторы срыва адаптации и

мероприятия по его своевременной коррекции.

2.1.23. Физиолого-гигиеничесиие принципы построения режима дня ребенка.

Гигиенические принципы организации учебной работы в школе. Гигиенические

требования к использованию современных технических средств обучения в

учебном процессе. 2 часа

^ Физиолого-гигиенические основы режима дня для детей и подростков. Режимы

обучения. Динамика работоспособности учащихся в течение дня, недели.

^ Гигиенические требования к расписанию. Современные технические средства

обучения: типы, значение использования в учебном процессе, требования. Меры

профилактики возможных негативных последствий их использования.

Гигиенические требования к оборудованию и эксплуатации кабинетов

информатики и вычислительной техники, дисплейных классов.

2.1.24. Гигиена трудового и производственного обучения подростков.

Профессиональная ориентация, профессиональный отбор, врачебная

профессиональная консультация подростков. 2 часа

Влияние труда на физическое развитие и состояние здоровья подростков.

Нормирование видов труда в зависимости от пола и возраста. Гигиенические

требования к планировке и оборудованию мастерских для политехнического

обучения. Гигиенические требования к организации учебно-производственного

процесса в ПТУ. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная

консультация для подростков. Медицинские показания и противопоказания к

различным видам трудовой деятельности подростков.


2.2. Практические занятия (содержание, объем в часах).

5 семестр

2.2.1. Пищевая и биологическая ценность продуктов питания. Оценка доброкачественности продуктов. 4 часа.

Пищевая и биологическая ценность основных групп пищевых продуктов зерновых, молочных, мясо-рыбных, овощей и фруктов). Качество и безопасность пищевых продуктов. Болезни, передаваемые человеку через продукты питания.

Гигиеническая оценка органолептических и физико-химических свойств молока, хлеба.

2.2.2. Оценка адекватности индивидуального питания. Пищевой статус как показатель здоровья, критерии оценки. 4 час.

Принципы рационального питания. Характеристика физиологических норм питания.

Особенности рационального питания различных групп населения (детей и подростков, пожилых людей и долгожителей, беременных и кормящих матерей, работников умственного труда, спортсменов). Методы оценки адекватности питания. Пищевой статус как показатель здоровья. Критерии оценки пищевого статуса.

Оценка адекватности питания и пищевого статуса студента-медика.

2.2.3. Витамины. Гигиенические и санологические аспекты их нормирования и использования. 4 час.

Витамины, их источники, гигиеническое значение. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы, их причины, клинические проявления, профилактика.

Приготовление витаминных настоев. Определение содержания витамина С в овощах.

2.2.4. Профилактика пищевых отравлений. 6 час.

Пищевые отравления и их классификация. Пищевые отравления микробной природы. Токсикоинфекции различной этиологии. Ботулизм, стафилококковый токсикоз. Микотоксикозы. Роль пищевых продуктов в возникновении микробных пищевых отравлений различной этиологии. Пищевые отравления немикробной природы: продуктами, ядовитыми по своей природе; продуктами, временно ядовитыми; продуктами, содержащими химические вещества в количествах, превышающих ПДК. Профилактика пищевых отравлений и инфекций. Роль лечащего врача в расследовании пищевых отравлений и организации профилактических мероприятий.

2.2.5. Медицинский контроль за организацией питания в лечебных учреждениях. Санитарный режим эксплуатации пищевого блока больницы. 2 час.

Гигиенические требования к планировке, оборудованию, режиму эксплуатации пищеблоков ЛПУ. Личная гигиена персонала. Функциональные обязанности медицинских работников по организации питания в ЛПУ, обязанности дежурного врача.

6 семестр

2.2.6. Гигиеническая оценка внутренней среды жилых, лечебных помещений. Воздухообмен, освещение. 4 час.

Гигиена жилых и общественных зданий. Гигиеническая характеристика строительных и отделочных материалов. Требования к вентиляции, инсоляционному режиму и искусственному освещению помещений. Основные источники загрязнения воздуха закрытых помещений. Антропотоксины. Роль полимерных материалов. «Синдром больного здания». Шум как фактор среды обитания человека.

Определение параметров воздухообмена, освещения учебной комнаты, гигиеническая оценка.

2.2.7. Гигиеническая оценка микроклимата помещений, влияние на теплообмен и состояние здоровья человека. 4 час.

Физические свойства воздуха и их значение для организма. Микроклимат и его гигиеническое значение, виды микроклимата. Влияние дискомфортного микроклимата на теплообмен и здоровье человека. Нормирование параметров микроклимата различных помещений.

Определение параметров микроклимата в учебной комнате, гигиеническая оценка; влияние на тепловое состояние студента.

2.2.8. Гигиеническая оценка качества питьевой воды. Методы улучшения качества воды. 4 час.

Гигиенические требования качеству питьевой воды при централизованном и местном водоснабжении. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации шахтных колодцев и других сооружений местного водоснабжения. Основные методы очистки питьевой воды. Сравнительная характеристика источников водоснабжения. Зоны санитарной охраны водоисточников.

Определение пригодности хлорсодержащего препарата для обеззараживания воды, определение хлорпотребности воды, контроль обеззараживания водопроводной воды по остаточному хлору.

2.2.9. Гигиеническая оценка размещения, планировки ЛПУ, условий пребывания больных в лечебно-профилактических учреждениях. 4 час.

Гигиенические требования к размещению больниц и планировке больничного участка. Системы застройки больниц, гигиеническая оценка. Гигиенические требования к планировке и оборудованию структурных подразделений ЛПУ. Система профилактики внутрибольничных инфекций.

2.2.10. Факторы производственной среды; прогноз их влияния на состояние здоровья работающих; профилактические мероприятия.

Опасные и вредные факторы среды обитания военнослужащих, их воздействие на жизнедеятельность, сохранение работоспособности и боеготовности.

4 час.

Влияние условий труда на состояние здоровья работающих. Гигиеническая классификация и критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Профессиональные вредности, профессиональные и производственно-обусловленные заболевания, профессиональные отравления. Профессиональный риск нарушений здоровья. Производственный микроклимат, шум, вибрация, промышленная пыль, промышленные химические вещества; нормирование в производственной среде, влияние на здоровье работающих, профилактика профессиональных заболеваний.

Оценка условий труда студента в учебной комнате.

2.2.11. Тяжесть и напряженность трудового процесса; влияние на функциональное состояние и здоровье работающих. 4 час.

Тяжесть и напряженность труда, критерии оценки. Труд умственный и физический. Изменения в организме человека в процессе трудовой деятельности. Утомление и переутомление, перенапряжение и их профилактика. Гигиена труда медицинских работников.

^ Определение способности к работе в быстром вынужденном темпе. Эксперимент по оценке функционального состояния человека при тяжелом физическом труде.

      1. ^ Медико-санитарное обеспечение работающих промышленных пред-

приятий. Гигиена и физиология военного труда. 4 час.

Цеховой врач, основные направления в работе. Организация и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. Тактика врача в случае установления профессионального заболевания.

Гигиена труда в бронетанковых, радиотехнических, ракетных войсках, артиллерии.

2.2.13. Гигиена труда медицинских работников. Физиолого-гигиеническая характеристика условий труда медицинского персонала физиотерапевтической поликлиники. 8 час.

Гигиена труда врачей основных медицинских специальностей. Влияние характера и условий труда на работоспособность и здоровье медицинских работников. Гигиена труда при работе с источниками токов УВЧ и СВЧ, инфракрасного, ультрафиолетового, ионизирующего излучения, химических веществ. Составление профессиограммы, разработка профилактических мероприятий.

2.2.14. Формирование здорового образа жизни человека. 4 час.

Факторы, детерминирующие здоровье. Блоки здорового образа жизни. Труд и здоровье. Самооценка физической тренированности. Коррекция питания для профилактики ожирения. Тесты для определения биоритмальной активности, реактивной и личностной тревожности, стрессовых ситуаций. Социально-гигиеническое значение вредных привычек. Профилактика ВИЧ-инфицирования.

2.2.15. Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за питанием личного состава. 4 час.

Задачи медицинской службы по надзору за питанием военнослужащих. Характеристика суточного рациона общевойскового пайка, специальных рационов, оценка пищевого статуса военнослужащих с использованием расчетных методов. Составление заключения по меню-раскладке. Организация питания в полевых условиях.

2.2.16. Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за водоснабжением в полевых условиях. 4 час.

Организация и проведение разведки водоисточников. Пункт водоснабжения и водоразбора, гигиенические требования к их оборудованию. Водно-питьевой режим в полевых условиях. Методы кондиционирования питьевой воды с помощью табельных средств, обеззараживание индивидуальных запасов воды.

2.2.17. Гигиена полевого размещения личного состава. Контроль практических навыков и умений. 2 час.

Условия пребывания военнослужащих в полевых жилищах и фортификационных сооружениях. Опасные и вредные факторы среды обитания, их воздействие на жизнедеятельность, работоспособность, боеготовность.


7 семестр

2.2.18. Физическое развитие детей и подростков как показатель здоровья; методы оценки. 4 час.

Физическое развитие как показатель здоровья ребенка. Методы изучение и оценки физического развития детей и подростков. Оценка уровня биологического развития. Проведение плантографии, оценка осанки. Оценка физического развития комплексным, центильным методами, по региональным стандартам.

2.2.19. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков; коррекция ранних отклонений в развитии и состоянии здоровья детей. 4 часа

Показатели индивидуального здоровья, медицинская классификация здоровья детского населения, группы здоровья детей и подростков. Технология определения групп здоровья. Наиболее распространенные виды отклонений в состоянии здоровья современных школьников. Генеалогический анамнез, составление листа родословной, расчет индекса отягощенности наследственного анамнеза. Определение групп здоровья детей.

2.2.20. Школьная зрелость Определение готовности ребенка к обучению в школе по комплексу медицинских и психофизиологических критериев. 2 час.

Школьная зрелость как комплексная медико-психологическая проблема. Функциональная зрелость. Ведущие критерии риска школьной незрелости. Психофизиологические и медицинские критерии школьной зрелости. Этапы обследования ребенка. Оценка результатов теста Керна-Ирасека. Определение школьной зрелости детей.

2.2.21. Рациональное питание детей и подростков; организация питания в детских учебно-воспитательных учреждениях. 4 часа

Организация питания в детских коллективах. Дифференцированное питание детей и подростков в дошкольных учреждениях, школах, школах-интернатах в зависимости от возраста. Методы изучения питания. Врачебный контроль за количественной и качественной адекватностью пищевого рациона и режимов питания детей и подростков. Анализ меню-раскладки.

2.2.22. Комплексная оценка условий пребывания детей и подростков в помещениях: факторы риска и мероприятия по оптимизации внутренней среды помещений. 4 часа

Факторы риска для здоровья детей при пребывании в закрытых помещениях. Влияние факторов, не отвечающих анатомо-физиологическим особенностям детского организма (воздухообмен, микроклимат, освещение, шум), мероприятия по оптимизации внутренней среды помещений.

2.2.23. Гигиенические требования к использованию технических средств обучения в школе и учебным пособиям. Школьная мебель. 4 часа

Гигиенические требования к методическим пособиям и современным

техническим средствам обучения (учебники, тетради, письменные

принадлежности; радио-и киноматериалы; электронно-вычислительные

машины).Гигиенические требования к планировке, оборубованию, эксплуатации

кабинетов информатики и вычислительной техники, дисплейных классов,

лингафонных кабинетов. Гигиенические требования к школьной мебели. Правила

рассаживания детей в школьных классах. Оценка качества полиграфической

продукции для детей, школьной мебели.

2.2.24. Комплексная санитарно-гигиеническая оценка условий обучения в

современной школе. 8 часов

Гигиенические требования к планировке и оборудованию школ и школьных

участков, выявление факторов риска. Гигиеническая оценка учебного режима и

медицинского обеспечения школьников. Гигиенические требования к учебному

расписанию, учебной нагрузке. Режим дня школьника. Медико-санитарное

обеспечение школьника.

Работа на базе школы по комплексной санитарно-гигиенической оценке условий

обучения школьника; составление заключения и рекомендаций.

2.2.25. Гигиенические основы физического воспитания детей.

Гигиеническая оценка урока физической культуры в школе. 4 часа

Средства и формы физического воспитания детей и подростков. Медицинский

контроль за физическим воспитанием. Распределение детей по группам для

занятий по физической культуре. Методика гигиенической оценки урока

физического воспитания. Работа на базе школы, гигиеническая оценка урока

физкультуры. Определение адекватности физической нагрузки функциональным

возможностям ребенка. Составление заключения и рекомендаций.

2.2.26. Гигиенические основы закаливания детей и подростков. 4 часа

Принципы закаливания. Закаливание в повседневной жизни ребенка, специальные закаливающие мероприятия. Методики закаливания воздухом, водой, солнцем. Методы определения степени закаленности организма.

2.2.27. Использование ультрафиолетового облучения для повышения

сопротивляемости организма, профилактики рахита, обеззараживания объектов

внешней среды (оздоровительные технологии). 4 часа

Биологическое действие УФ лучей. Факторы, влияющие на интенсивность

естественного УФ излучения. Профилактика УФ недостаточности у детей и

подростков. Искусственные источники УФ облучения. Методы дозирования.

^ Показания и противопоказания к применению. Методы профилактического

облучения в детских коллективах (светооблучательные установки, фотарии).

Расчет установок для профилактического облучения детей и бактерицидных

целей, назначение режима солнечных ванн.

2.2.28. Гигиена трудового и производственного обучения подростков.

Профессиональная ориентация, врачебная профессиональная консультация.

4 часа

Профессиональная ориентация, ВПК, содержание, задачи, роль врача. Задачи

школьного педиатра по проведению ВПК. Документация для составления

врачебного профессионально-консультационного заключения для подростка в

соответствии с состоянием здоровья. Гигиенические требования к организации

трудового и производственного обучения подростков. Профилактика заболеваний

работающих подростков. Составление ВПК-заключения на основании

санитарной характеристики профессии, учета медицинских противопоказаний к

выбору конкретной профессии.

2.2.29. Санитарно-гигиеническое обследование детского сада. Организация

питания в детском саду. 6 часов

Гигиенические требования к планировке дошкольных детских учреждений.

Принцип групповой изоляции- Гигиенические требования к отдельным

помещениям. Гигиенические требования к планировке, оборудованию и

эксплуатации пищевого блока детского учреждения. Работа на базе – санитарно-

гигиеническое обследование детского сада, составление заключения и

составление рекомендаций.

2.2.30. Итоговое занятие. Контроль практических умений и навыков. Тестовый контроль знаний. 2 часа

2.3. Самостоятельная работа (содержание, объем в часах).

5 семестр

2.3.1. Самостоятельная работа с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, ведение поиска информации для подготовки реферата, беседы по пропаганде рационального питания населения. 18 час.

Примеры тем:

- «Питание лиц умственного труда».

- «Питание в пожилом возрасте».

- «Витамины и здоровье».

- «Профилактика ботулизма» и др.

6 семестр

2.3.2. Самостоятельная работа с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, ведение поиска информации для подготовки беседы по вопросам пропаганды здорового образа жизни. 20 час.

Примеры тем:

- «СПИД: знать и предупредить».

- «Алкоголь и подростки».

- «Профилактика алиментарных заболеваний»

- «Профилактика никотинизма» и др.

2.3.3. Самостоятельное изучение материала и собеседование с преподавателем по проблеме «Почва как фактор внешней среды» - 15 часов.

7 семестр

2.3.4. Самостоятельное изучение материала, подготовка реферата, собеседование с преподавателем по проблеме «Личная гигиена детей и подростков»:

Гигиенические требования к детской одежде в зависимости от климата, сезона года и видов деятельности. Гигиенические требования к детской обуви, ее конструированию в связи с особенностями детской стопы. Гигиенические требования к материалам для одежды и обуви для детей и подростков. - 35 часов.


^ 3. Учебно-методическое обеспечение программы.

3.1. Список литературы:


Базовые учебники

3.1.1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков.- М.: Медицина, 2003, 2007.

3.1.2. Гигиена: Учебник, 2-е, 3-е изд., перераб. и доп. /Под ред. Акад. РАМН Г.И.Румянцева.-М.: ГЭЛТАР-МЕД, 2001, 2005.

Основная

3.1.3. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П., Янушанец О.И. Экология человека. Учебник. М.: ИКАР, 2002.

3.1.4. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-у изд., допол. и испр.-М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

Дополнительная

3.1.5. Беляков В.Д., Жук Е.Г. Учебное пособие по военной гигиене и эпидемиологии. М.:Медицина, 1988.

3.1.6. Ильин Л.А., Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена: Учебник.-М.: Медицина, 1999.

3.1.7. Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006-05. М.:,2005.

3.1.8. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, роддомов и других лечебных стационаров. СанПиН 2.1.3.1375-03.

3.1.9. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения этиъ осмотров (обследований). Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 83 от 16 августа 2004 г.

3.1.10. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). СП 2.6.1.799-99. М.: Изд. Минздрава России.2000.

3.1.11. О качестве и безопасности пищевых продуктов. ФЗ от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ.

3.1.12. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

3.1.13. Самсонов М.А., Покровский А.А. Справочник по диетологии.- М.: Медицина, 1992.

3.1.14. Щербо А.П.Больничная гигиена: Руководство для врачей.-СПб, СПбМАПО, 2000.

3.1.15. Онищенко Г.Г., Новиков С.М., Рахманин Ю.А. и др. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.-М., 2002.

3.1.16. Измеров Н.Ф., Каспаров А.А. Медицина труда. Введение в специальность.- М.:Медитцина, 2002.

3.1.17. Госпитальная гигиена. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и эксплуатации лечебно-профилактических учреждений. Под ред. Ю.В.Лизунова.- С-Пб, 2004.

3.1.18. Стратегия обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях социально-экономического развития России на период до 2010 года. –М., 2001.

3.1.19. Гигиена труда. Учебник под ред. Н.Ф.Измерова, В.Ф.Кириллова. М.- 2007.

3.1.20. М.М.Гимадеев, А.А.Королев. Коммунальная гигиена в 2 томах. Учебник. М.-2006.

3.1.21. В.И.Архангельский, О.В.Бабенко. Руководство к практическим занятиям по военной гигиене. 2006.

Авторские методические разработки

3.1.22. Учебное пособие по общей гигиене (для самостоятельной работы с теоретическими основами)./ Под ред. Н.И.Латышевской, Волгоград, 2007.

3.1.23. Петров В.И., Авалиани С.Л., Латышевская Н.И. и др. Экологический риск для здоровья населения. Справочное пособие. Волгоград, 2000.

3.1.24. Н.И.Латышевская, Л.А.Давыденко, Л.П.Сливина. Гигиенические и социальные аспекты образа жизни школьников крупного промышленного города. Волгоград. 2006.


3.2. Материально-техническое обеспечение


3.2.1. Измерительные приборы, лабораторная посуда, реактивы и принадлежности

общего назначения по всем темам практических занятий.

3.2.2. Ситуационные задачи по всем темам дисциплины.

3.2.3. Карточки для контроля текущей успеваемости.

3.2.4. Ситуационные задачи для контроля практических умений.

3.2.5. 10 вариантов тестового контроля знаний.

3.3.5. Учебные и информационные стенды, макеты.

3.3.6. Комплекты таблиц по разделам гигиены и экологии.

3.3.7. Учебные видеофильмы и демонстрационное оборудование.

3.3.8. Мультимедийные варианты лекций.



  1. Учебно-методическая карта дисциплины

№ не-дели



те-мы

Наименование вопросов, изучаемых на лекции



прак

занятия

Используемые наглядные

и методич.

пособия

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

содержание

часы

1

2

3

4

5

6

7

8

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24



1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24

Предмет и содержание гигие-ны. История становления и развития гигиены. Значение гигиены для формирования профилактического мышления врача-педиатра. Современные проблемы гигиены и экологии человека.

2 час.

Здоровье населения и окружающая среда. Основы экологии человека. 2 час.

Питание и здоровье человека. Биологические и экологи-ческие проблемы питания. Концепция и принципы рацио-нального питания. Характе-ристика физиологических норм питания. Пищевой статус как показатель здоровья, критерии оценки. 2 час.

Белки, жиры, углеводы; их значение, нормирование и источники в питании. 2 час.

Витамины, минеральные моли, микроэлементы; их значение, нормирование и источники в питании. 2 час.


Гигиена лечебно-профилактических учреждений. 2 час.

Гигиенические основы органи-зации лечебного питания. Лечебно-профилактическое питание рабочих. 2 час.

Военная гигиена. Санитарно-гигиенические и экологические проблемы обеспечения жизне-деятельности населения при чрезвычайных ситуациях. Основы организации санитар-но-гигиенических мероприя-тий в войсках. Гигиена полевого размещения. 2 час.

Основы организации санитарно-эпидемиологичес-кого надзора за питанием и водоснабжением в полевых условиях. 2 час.


Гигиена воздушной среды. Здоровье населения в связи с состоянием атмосферного воз-духа. Оценка экологического риска. Охрана атмосферного воздуха как социальная и эколого-гигиеническая проблема. 2. час.

Климат и здоровье человека. Физические свойства воздуха, микроклимат и его гигие-ническое значение. Гигиени-ческие аспекты акклима-тизации. 2 час.

Солнечная радиация, гигие-ническое значение. Исполь-зование солнечной радиации и искусственных источников ультрафиолетовой радиации в лечебно-профилактических целях. 2час.

Гигиена воды и водоснабжения населенных мест.2 час.


Гигиена почвы и очистки населенных мест. 2 час.


Гигиенические проблемы городов. Условия жизни в современных крупных городах и их влияние на здоровье населения. 2 час.

Гигиена труда и охрана здоровья работающих. Гигие-ническая оценка факторов ра-бочей среды и трудового про-цесса. Критерии и класси-фикация условий труда. Профессиональные и произ-водственно-обусловленные заболевания, профил. 2 час.

Основы физиологии труда. Тяжесть и напряженность трудового процесса, гигиени-ческие критерии оценки. Профилактика переутомления. Гигиена труда медицинских работников. 2 час.

Актуальные вопросы радиационной гигиены. Гигиенические требования к организации радиационной защиты в рентгенологических и радиологических отд.2 час.


Гигиена детей и подростков: предмет, цели, задачи. Основные проблемы гигиены детей и подростков. Факторы, формирующие здоровье детей, влияющие на рост и развитие. Показатели и группы здоровья.2час.

Закономерности роста и развития организма ребенка, подростка. Возрастная периодизация. Физическое развитие как показатель здоровья, методы исследования и оценки.

Гигиенические проблемы акселерации. 2 час.

Гигиенические проблемы питания детей и подростков, нормирование питания. Профилактика болезней неадекватного питания у детей. 2 час.

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и эксплуатации детских учебно-воспитательных учреждений. Адаптация детей к дошкольному учреждению и школе.


Физиолого-гигиенические принципы построения режима дня ребенка. Гигиенические принципы организации учебной работы в школе. Гигиенические требования к ТСО в учебном процессе.

2 час.


Гигиена трудового и производственного обучения. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков.

2 час.

.


2

4ч.


2

4 ч.


.


.


1

4 ч


3

4 ч.


9

4 ч


4,5,

12

12ч


15




16




6

2ч.


7

4ч.


1




8

4 ч.


10

4 ч.


11,

12

13

12 ч.


10




19

4 ч.


18,

4 ч.


19

4 ч.


20

21

22

23

27

26ч.


18

21

24

25

14ч.


26

4 ч.

Слайды, таблицы


-«-


Слайды, таблицы, весы, ростомер, лаборатория по оценке качества продуктов питания, лупа, штангенциркуль, ситуационные задачи


-«-


Слайды, таблицы, лаборатория по определению витамина С в овощах

Слайды, таблицы, ситуационные задачи, видеофильм

Слайды, таблицы, ситуационные задачи


Слайды, таблицы, ситуационные задачи

ДП-5А, ТУФ-200, Турист-2М, фильтр «Родник», образцы сухих пайков.


Слайды, таблицы, ситуационные задачи


Слайды, таблицы, анемометр, ситуационные задачи


Слайды, таблицы, психрометр, кататермометр, ситуационные задачи


Слайды, таблицы

люксметр, ситуационные задачи


Слайды, таблицы, макеты колодцев, лаборатория по обеззараживанию питьевой воды

Таблицы, слайды


Таблицы, слайды


Слайды, таблицы, видеофильм, ситуационные задачи

лаборатория по оценке условий труда


-«- + АДКР, динамометр, тонометр, фонендоскоп, секундомер, бланки численно-буквенных сочетаний

Слайды, таблицы

видеофильм


Слайды, таблицы, ситуационные задачи


Слайды, таблицы,

плантограф, стандарты физического развития


Слайды, таблицы, ситуационные задачи

Меню-раскладки


Слайды, таблицы, ситуационные задачи

Карты обследования школы


Таблицы, слайды, ситуационные задачи, тесты Керна-Ирасека

видеофильм


Таблицы, слайды, ситуационные задачи, тесты

видеофильм





Самостоятельная работа с лите-ратурой, ведение информацион-ного поиска для подготовки рефе-рата, беседы по гигиене питания


Самостоятельная работа с лите-ратурой, ведение информацион-ного поиска для подготовки рефе-рата, беседы по гигиеническому воспитанию населения.


Гигиена почвы и очистка насе-ленных мест.


Самостоятель-ное изучение материала, подготовка реферата, собеседование с преподавате-лем по проблеме «Личная гигиена детей и подростков»:

^ Гигиенические требования к детской одежде в зависимости от климата, сезона года и видов деятельности. Гигиенические требования к детской обуви, ее конструиро-ванию в связи с особенностями детской стопы. Гигиенические требования к материалам для одежды и обуви для детей и подростков.





18 час


14


20


20 час


15 час


35 час


Контроль практичес-ких умений; тестирова-ние; экзамен


-«-


-«-


-«-


-«-


Тестовый контроль текущей успеваемо-сти; практи-ческих уме-ний; экзамен


-«-


-«-


-«-


-«-


-«-


-«-


-«-


-«-


-«-


-«-


-«-


-«-


-«-


-«-


-«-


-«-


-«-


  1   2   3   4   5   6   7   8

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по гигиене с основами экологии человека, гигиене детей и подростков для специальности 040200 Педиатрия Факультет: педиатрический iconРабочая программа по гигиене с основами экологии человека для специальности 040100 Лечебное дело

Рабочая программа по гигиене с основами экологии человека, гигиене детей и подростков для специальности 040200 Педиатрия Факультет: педиатрический iconРабочая программа по гигиене с основами экологии человека для специальности 040400 Стоматология Факультет:
«Гигиена с основами экологии человека. Вг.» для специальности 040400 Стоматология, подготовленной...
Рабочая программа по гигиене с основами экологии человека, гигиене детей и подростков для специальности 040200 Педиатрия Факультет: педиатрический iconВопросы к экзамену по гигиене детей и подростков для студентов IV курса по специальности “Педиатрия”

Рабочая программа по гигиене с основами экологии человека, гигиене детей и подростков для специальности 040200 Педиатрия Факультет: педиатрический iconРабочая программа по общей гигиене для специальности 040500 Фармация Факультет: фармацевтический

Рабочая программа по гигиене с основами экологии человека, гигиене детей и подростков для специальности 040200 Педиатрия Факультет: педиатрический iconРабочая программа по медицинской генетике для специальности Педиатрия (060103) Факультет Педиатрический

Рабочая программа по гигиене с основами экологии человека, гигиене детей и подростков для специальности 040200 Педиатрия Факультет: педиатрический iconРабочая программа по судебной медицине для специальности педиатрия факультет педиатрический 2040200

Рабочая программа по гигиене с основами экологии человека, гигиене детей и подростков для специальности 040200 Педиатрия Факультет: педиатрический iconРабочая программа по медицинской генетике Для специальности n- 040200 «Педиатрия» Квалификация врач
Рабочая программа составлена на основании типовой программы по медицинской генетике для студентов...
Рабочая программа по гигиене с основами экологии человека, гигиене детей и подростков для специальности 040200 Педиатрия Факультет: педиатрический iconРабочая программа по элективному курсу: трансфузиология для специальности: 060103 педиатрия Факультет:

Рабочая программа по гигиене с основами экологии человека, гигиене детей и подростков для специальности 040200 Педиатрия Факультет: педиатрический iconРабочая программа по дисциплине: общая хирургия, анестезиология для специальности: 060103 педиатрия

Рабочая программа по гигиене с основами экологии человека, гигиене детей и подростков для специальности 040200 Педиатрия Факультет: педиатрический iconРабочая учебная программа по общей гигиене с экологией, военной и гигиеной детей и подростков III

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы