Учитель физического воспитания icon

Учитель физического воспитания





Скачать 79.53 Kb.
Название Учитель физического воспитания
Дата конвертации 27.03.2013
Размер 79.53 Kb.
Тип Документы
Е.Н.Кравченко,

учитель физического воспитания

МОУ «Гимназия №11»(Г.Бийск)


Проблема организации физической активности учащихся, профилактика гиподинамии


В сохранении и укреплении  здоровья  важную  роль  играют  правильное сочетание труда и отдыха, рациональное  питание,  закаливание  организма  и физическая культура, являющиеся мощными оздоровительными  факторами.  Особое значение  имеет  физическая   активность,   регулярная   мышечная деятельность, лежащая в основе жизнедеятельности всего организма.

В  настоящее  время  очень  актуальна   проблема   гиподинамии.   Под гипокинезией и гиподинамией понимают недостаточность функционирования мышечной   системы  человека. Гипокинезия   означает  уменьшение  двигательной  деятельности   с ограничением  пространственных  характеристик  движения,  а  гиподинамия   – уменьшение силы сокращения мышц. В   обычных  условиях  эти  состояния,  как правило, сочетаются.

Гиподинамия представляет  собой особое состояние организма, вызванное длительным  ограничением  мышечной  активности.  По  своей  выраженности и последствиям оно  может  быть  различным,  и  обусловлено  условиями  работы человека,  длительностью  и  степенью  недостаточности  мышечных   нагрузок. Гиподинамия в сочетании с другими факторами  может  явиться  предпосылкой  к возникновению целого ряда болезненных состояний и даже заболеваний. Она сопровождается снижением общей работоспособности, что обуславливается уменьшением  легочной  вентиляции и снижением газообмена в организме. Масса   и  объем  мышц  снижаются, в  них  наблюдаются   выраженные   дистрофические   изменения,  уменьшается  содержание  миоглобина и гликогена,  происходит  изменение   сократительного  аппарата, мышечного тонуса, и, как следствие, ослабление выносливости.

Вследствие  уменьшения  нагрузки   на   сердечнососудистую систему оказывается ухудшенным функциональное  состояние  сердца, его размеры  уменьшаются, работа становится менее «экономичной».  Появляется  учащение  и  снижение силы  сердечных  сокращений,  уменьшение  ударного  и  минутного  объема   крови. Длительная  гиподинамия,  уменьшая  нагрузки  на   костный   аппарат, сопровождается нарушением минерального и белкового обменов. Это  приводит  к остеопорозу и снижению прочности всей костной ткани.

Физическая  нагрузка  является  также  лучшим  средством  для  снятия нервного напряжения. При этом минимальный двигательный режим  для  здорового человека, занимающегося умственным  трудом,  должен  составлять  8-10  часов различных физических занятий в неделю.

Активные    физические нагрузки особенно  необходимы в  детском   возрасте. Поэтому занятия физкультурой в  дошкольных  учреждениях  и  школах следует считать необходимым  условием  для  правильного  развития  растущего организма ребенка. У  занимающихся  физкультурой  людей   заметно укрепляется  сердечнососудистая  система.   Сердце   работает   экономно, сокращения  его  становятся  редкими и мощными. Физические   упражнения оказывают  большое влияние на формирование аппарата дыхания, увеличивая, в первую очередь, жизненную емкость легких. Под  действием физических  упражнений   развиваются   основные   физиологические   свойства мышечного волокна: возбудимость, сократимость и растяжимость, которые обеспечивают  такие  физические  качества  человека,  как сила, быстрота, выносливость, а также улучшают координацию движений.

Развиваясь,  мускулатура  укрепляет   и   костно-связочный   аппарат. Повышается прочность и массивность костей,  эластичность  связок,  нарастает подвижность  в   суставах. Регулярные   физические   тренировки улучшают кровоснабжение  мозга, расширяют функциональные возможности нервной системы на  всех  ее уровнях, нормализуют процессы возбуждения и торможения, составляющие  основу физиологической деятельности мозга.

Мышечная активность оказывает большое влияние на вегетативную нервную систему, состоящую  из  симпатического  и  парасимпатического  отделов.  Эти отделы управляют деятельностью всех органов.  В процессе регулярных физических занятий тренируется защитная функция организма,  повышается  сопротивляемость  к   неблагоприятным   воздействиям окружающей среды.

В сокращении мышц обычно  участвуют  не  все  входящие  в  ее  состав мышечные волокна, а только часть их, в зависимости от величины нагрузки. Поэтому мышцы располагают большим резервом сил. Плавность движений достигается одновременной работой мышц антагонистов, действующих в противоположных направлениях.

И, наконец, существует тонус мышц, наблюдающийся  постоянно,  даже  во время полного покоя. Тонические  сокращения  не  сопровождаются  утомлением мышц, так как при этом задействованы лишь отдельные мышечные волокна.  Тонус регулируется  нервной  системой,  в  основе   которой   лежит   рефлекторный механизм.

Систематические  физические  упражнения   приводят   к    перестройке функций органов и систем организма, в результате чего одна и  та  же  работа для тренированного человека более легка, чем для нетренированного.

Система   укрепления   здоровья,   развития    и    совершенствования функциональных возможностей  человека  требуют  соблюдения  постепенности  и осторожности, особенно для не занимавшихся ранее физкультурой  и  тем  более упражнениями с отягощением, к каким относится большинство тренажеров.

Одним из основных  условий  физической  тренировки  является  принцип систематичности.   Основные физические   качества    вырабатываются    при многократном повторении упражнений  и  быстро  утрачиваются  с  прекращением нагрузок. В этой связи для начинающих заниматься физическими упражнениями имеет практическое значение определение индивидуальной физической подготовленности. Необходимо строго придерживаться основных принципов тренировки: постепенности, систематичности, разносторонности  и индивидуального подхода к занятиям. 

Двигательная активность складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а её структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех её видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объёму физической нагрузки.

Учебные перегрузки школьников, заставляющие их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, интернатом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом –вот главные причины малоподвижного (а значит ,нездорового) образа жизни, распространения, особенно среди городских школьников, гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижение адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.

В целях профилактики этих состояний мы педагоги обращаем самое пристальное внимание на следующее.

  • Количество уроков физкультуры в учебных планах с двух часов в неделю увеличено до трех часов. С точки зрения интересов здоровья учащихся, урок физкультуры должен быть в расписание всех классов ежедневно! Понятно, что в ближайшие годы это едва ли недостижимо…..

  • Содержание и организация уроков физкультуры. Принципиальна разница во влиянии на физическое развитие и здоровье ребенка уроков, проводимых с целью «чем то занять ребят» и добиться, чтобы они сдали нормативы физической подготовки, и уроков, нацеленных на решение основной задачи - сформировать культуру физического здоровья. Привить интерес к занятиям физкультурой, дать школьникам почувствовать ощущение «телесной радости», мотивировать их на заботу о своем здоровье средствами физической культуры.

  • Использование возможностей дополнительной физической нагрузки (разминки учащихся в рамках учебного дня путем проведения на каждом уроке физкультминуток, физкультпауз между уроками, динамических пауз с прогулками на свежем воздухе, организация спортивных перемен, позволяющей ученикам компенсировать статическую нагрузки урока.

  • Создание условий для занятий школьников физкультурой и спортом во внеурочное время: организация спортивных секций; предоставление возможностей самостоятельно заниматься в спортзале и на спортплощадке. Много возможностей для решения этой проблемы предоставляется во внеурочное время: проведение дней здоровья, школьных и городских соревнований, олимпиад, физкультурно-спортивных праздников, организация летних лагерей – сборов, турпоходов, включающих информационно-познавательные программы по здоровому образу жизни.

  • Связь между возникновением гиподинамии и авторитарным стилем ведения урока. Ужесточение дисциплины, запрещение «лишних» телодвижений учащихся, сама психологическая атмосфера на уроке приводят к фиксации неудобных статических поз, сокращению мелких разминочных телодвижений, постепенному формированию мышечных «зажимов».

  • Влияние школы на образ жизни своих учеников, выбор ими форм проведения досуга, контакт в этой связи с родителями учащихся.

На внутришкольном уровне тесно взаимосвязаны: с медико-профилактическими аспектами, обеспечение гигиенических условий в спортзалах, медицинский контроль за проведением занятий физкультурой, разделение учащихся на группы допуска к занятиям физкультурой, профилактика спортивного травматизма.

Задача воспитательной работы - показать школьникам привлекательность здоровья как условия физической красоты и совершенства, формировать у них потребность в регулярных занятиях, направленных на укрепление здоровья и самосовершенствование. Большую роль здесь играет личный пример педагогов. Например, не только оздоровительный, но и воспитательный эффект окажется совместное проведение (детей с учителем)5-ти минутного комплекса утренней гимнастики в начале первого урока.

Учебно-информационные аспекты включает как корректировку содержания уроков физкультуры, обеспечение их направленности на физическое развитие и укрепление здоровья, а не подготовку к сдачи норм. Для правильного решения этой проблемы важен учет индивидуальных особенностей школьников. Это касается не только классификации их по разным группам здоровья, но и учета антропологических характеристик, интересов и склонностей заниматься тем или иным видом спорта. Кроме того, многие подростки связывают занятия физкультурой надежду на исправление своих физических дефектов, недостатков (часто преувеличенных). Задача учителя физкультуры – помочь реализовать эти надежды, продемонстрировав тем самым огромные возможности регулярных занятий оздоровительной физкультурой. Из своего опыта можно сказать, что физическая подготовленность оценивается только по приросту собственного показателя. Ведется журнал физической подготовленности учащихся, где фиксируются результаты тестирования. Так же используются домашнее задания по физкультуре. Высокие достижения в домашнем задание-залог выполнения учебных программ. Для контроля и самоконтроля ведутся специальные тетради-дневники достижений.

Внешкольная сторона решения этой проблемы связана как с позицией родителей школьника, ситуацией в его семье, образом жизни, который в ней принят. Один из способов решения реализация программы «Семья и школа» возобновить спортивные праздники и соревнования вместе с родителями.

Проведение этой работы на всех уровнях должно сопровождаться отслеживание данных мониторинга.


Литература:


  1. Как быть здоровым. М.: Медицина, 1990

  2. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника.- М.: Просвещение, 1986

  3. Маркосян А.А. Физиология.- М. :Медицина , 1989.

  4. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. -М.: Просвещение, 1985.

  5. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. -М.: Просвещение, 1985.

  6. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. -М: Русское энциклопедическое товарищество, 2003.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учитель физического воспитания icon Задачи проекта: Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни,

Учитель физического воспитания icon Задачи курса: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни,

Учитель физического воспитания icon Закономерности физического и психического развития глухих и слабослышащих
Сурдопедагогика (лат surdus «глухой» + греч paidagōgikē «искусство воспитания») – раздел дефектологии,...
Учитель физического воспитания icon Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания
Работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания,...
Учитель физического воспитания icon Тест для учителей (преподавателей) физической культуры, руководителей физического воспитания при

Учитель физического воспитания icon П. Ф. Лесгафт как представитель функционального направления в анатомии, значение его работ в развитии

Учитель физического воспитания icon Дубровский В. И. С50 \ Физиология физического воспитания и спорта: Учеб для студ сред, и высш учебных

Учитель физического воспитания icon П. Ф. Лесгафт как представитель функционального направления в анатомии, значение его работ в развитии

Учитель физического воспитания icon Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое

Учитель физического воспитания icon Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста 13. 00. 04 Теория и методика физического

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина