Ребенок идёт в первый класс: о первом годе обучения ребенка с точки зрения закона icon

Ребенок идёт в первый класс: о первом годе обучения ребенка с точки зрения закона





Скачать 376.45 Kb.
Название Ребенок идёт в первый класс: о первом годе обучения ребенка с точки зрения закона
Дата конвертации 30.01.2013
Размер 376.45 Kb.
Тип Документы
Ребенок идёт в первый класс: о первом годе обучения ребенка с точки зрения закона

В этой статье Вы можете точно узнать на основании каких правовых актов и какие именно существуют требования к развитию первоклассника, нормативы о длине учебной недели, уроков и перемен, о том, как можно ребенка оценивать и можно ли вообще, и многое другое.


п/п

Вопрос/проблема

Ответ







краткий

извлечение из документа

вид и статус документа

1

В каких образовательных учреждениях может проходить первый год начального обучения?




1. Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (ГОУ "Начальная школа - детский сад", прогимназия). Уроки проводит школьный учитель, внеучебную деятельность осуществляет воспитатель дошкольного учреждения.

2. Общеобразовательная школа. Режим дня соответствует начальной ступени общеобразовательной школы. Время пребывания детей - не более 4-х часов. Уроки проводит учитель. Если школа располагает условиями для организации полного дня (спальня, питание, игровая комната, участок), возможно пребывание детей в течение 9-10 часов

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

2

Обязателен ли сон в первом классе?

Нет

Если школа располагает условиями для организации полного дня (спальня, питание, игровая комната, участок), возможно пребывание детей в течение 9-10 часов.

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

3

Каким должно быть речевое развитие детей седьмого года жизни?




Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5 - 7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

4

Каков уровень мыслительной деятельности детей седьмого года жизни?




Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность школьного обучения. Наиболее характерно для детей этого возраста наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

5

Каков уровень зрительно-пространственного восприятия у детей седьмого года жизни?




Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа - слева, над - под, на - за, сверху - снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Дети этого возраста различают геометрические фигуры, выделяют их в предметах окружающего мира; способны к классификации фигур по форме, размеру, цвету; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом; могут мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

6

Каков уровень развития зрительно-моторных координации у детей седьмого года жизни?




Развитие зрительно-моторных координации позволяет детям 6 лет координировать свои движения. Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц рук

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

7

Каков уровень развития слухомоторных координации у детей седьмого года жизни?




Развитие слухомоторных координации позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т. п.

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

8

Каков уровень произвольного внимания у детей седьмого года жизни?




Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить, что это относится к однотипной деятельности. Например, ребенок может активно заниматься только чтением (письмом, беседой и т. п.) не более 10-12 минут. Учитывая это, учитель должен разнообразить деятельность в течение одного урока. Кроме этого, важно иметь в виду, что дети не способны быстро и слишком часто переключать внимание с одного объекта на другой (за урок ребенок может переключаться на разные виды деятельности не более трех раз)

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

9

Сколько раз ребенок может переключаться в ходе урока на разные виды деятельности?

Не более трех раз

За урок ребенок может переключаться на разные виды деятельности не более трех раз. Шестилетние дети способны сосредоточенно, без отвлечений заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

10

Каковы особенности памяти у ребенка седьмого года жизни?




Особенности памяти таковы: ребенок не может одновременно воспринимать более двух объектов. У него преобладает непроизвольное запоминание, в то же время он способен и к произвольным действиям памяти. Использование наглядных средств обучения способствует развитию произвольного запоминания. Объем памяти резко возрастает при активном и осознанном восприятии и запоминании

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

11

Какова продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы?

Не более 33-х недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней

Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы - не более 33 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней. В связи с тем, что, как правило, учебный год делится на четыре не равные по продолжительности четверти, с целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в середине третьей, самой длинной четверти. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом календарном плане - 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

12

В какую смену можно проводить занятия с учащимися первых классов?

Только в первую смену!

Занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Время их начала - 8.30. - 9.00. Запрещается проводить уроки во второй половине дня

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"










В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, младшие школьники должны обучаться в первую смену

Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"

13

Какова продолжительность учебной недели?

Только 5 дней

Рекомендуемая продолжительность учебной недели - 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 20 часов, дневная учебная нагрузка - не более четырех уроков

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

14

Какова продолжительность урока в адаптационный период?

35 минут

Продолжительность урока - 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5 - 2 минуты каждая. Их рекомендуется проводить на 10 и 20 минутах урока (за исключением уроков физкультуры, ритмики и т. п.)

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"










В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в первых классах следует применять "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: — в сентябре - 3 урока продолжительностью 35 минут; — с октября — 4 урока по 35 минут каждый; — со второго полугодия - по таблице максимально допустимого количества часов

Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"

15

Как увеличивается нагрузка (количество уроков) в первом классе?




Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная на грузка увеличивается постепенно: в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Со второй четверти ежедневно проводится 4 урока

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

16

Какова продолжительность адаптационного периода?

Сентябрь - октябрь




Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. (СанПиН). Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. №309

17

Какова продолжительность перемен в адаптационный период?




Продолжительность перемен между уроками -не менее 10 минут, большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета. После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

18

Что необходимо учитывать при составлении расписания уроков?




При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее: - уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика), рекомендуется проводить первыми или вторыми; - уроки по искусству, окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физкультура, ритмика и др.) - последними

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

19

Что такое недельный разгрузочный день в учебной неделе?




Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день - четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

20

Можно ли отводить в первом классе дополнительные часы на факультативы и занятия с отстающими?

Нет

Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими. Последнее особенно важно, так как отстающие дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

21

Можно ли ставить оценки (отметки) в первом классе?

Нет

В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить "не думал", "не старался", "неверно", лучше обходиться репликами "ты так думаешь", "это твое мнение", "давай послушаем других" и т. д.

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

22

Каковы требования к оцениванию? Что категорически нельзя оценивать?

Темп работы, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

23

Проводятся ли контрольные работы в первом классе?




В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся.

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"










Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы

Письмо Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе"

24

Можно ли задавать домашнее задание в первом классе?

Нет

В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"










Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: — в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 часа; — во 2-м - до 1,5 часов; — в 3-4-м - до 2 часов. При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей

Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"

25

Можно ли задавать домашнее задание на выходные и праздничные дни?

Нет

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник

Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"

26

Можно ли учащихся первого класса оставлять на повторное обучение?

Нет

Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

27

Для всех ли систем и образовательных учреждений едины задачи адаптационного периода?

Для всех

Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

28

Сколько уроков и какой продолжительности надо проводить в период адаптации (сентябрь - октябрь)?

Потри урока по 35 минут каждый

В первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый

Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"










"... в сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми"

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

29

Как быть учителю, которому должны оплачивать ставку, а количество уроков в адаптационный период не более трех?




Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

30

Как планировать проведение четвертого часа занятий?




В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций. уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал. Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены в первую очередь на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации. При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибкое расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября-октября 4—6 экскурсий по окружающему миру. 3—4 - по изобразительному искусству, 4—6 -по труду. 4—5 урока - театрализации по музыке и 6—7 уроков-игр и экскурсий по математике

Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. №408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"

31

Как фиксировать проведение четвертого часа в классном журнале?

Указывать форму и тему занятия

В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме

Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"

32

Каковы особенности организации уроков математики в адаптационный период?




"…Работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т. д. На уроках часто используются игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математики следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке". Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период можно проходить не только на уроках в классе, но и уроках-играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках-экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе

Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. №408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"

33

Каковы особенности организации уроков окружающего мира в адаптационный период?




Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр-театрализаций

Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"

34

Каковы особенности организации уроков музыки в адаптационный период?




"... Учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы. Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приемы: — пластическое интонирование; — музыкально-ритмические движения; — свободное дирижирование: — игра на элементарных музыкальных инструментах; — разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"

35

Каковы особенности организации уроков изобразительного искусства в адаптационный период?




Художественные занятия в период адаптации. должны иметь различные формы: — прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий; — экскурсия в мастерскую народных умельцев своего края или в художественно-краеведческий музей (уголок школьного музея народного декоративно-прикладного искусства); — игры (например: тема урока "Игра художника и зрителя")

Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"

36

Каковы особенности организации уроков труда в адаптационный период?




Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме экскурсий или игр

Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"

37

Должны ли быть в начальной школе нулевые и сдвоенные уроки?

Нет

Сильно увеличивают нагрузку детей сдвоенные уроки по одному предмету и нулевые уроки. Поэтому в начальной школе не допускается проведение нулевых и сдвоенных уроков

Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"

38

В какую смену должны обучаться учащиеся начальной школы?

Только в первую смену!

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, младшие школьники должны обучаться в первую смену

Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"

39

Какой документ регулирует и регламентирует оценочную деятельность образовательного учреждения и учителя начальной школы?

Письмо Минобразования России от 19.11. 1998 г. №1561/14 -15

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.

Письмо Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе"

40

Должна ли быть в адаптационный период динамическая пауза и когда?

Да, должна быть после третьего урока

После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу длительностью не менее 40 минут

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"










При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях

Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"

41

Каким образом оплачивается динамическая пауза?




Динамическая пауза организуется учителем после 3-его урока, проводится она за счет сэкономленного времени: 3 раза по 10 минут от каждого проведенного урока, т. к. продолжительность урока в 1-м классе (сентябрь, октябрь) 35 минут, в то время как во всех классах средней школы урок длится 45 минут. После динамической паузы проводится 4-е занятие в нетрадиционной форме. По учебному плану в 1-м классе еженедельная нагрузка на каждого учащегося 22 часа. К оплате (финансированию) определено 23 часа. При 5-дневной рабочей неделе ежедневно проводятся 4 (2 дня) и 5 (3 дня) уроков. Во время адаптационного периода (в течение сентября и октября) ежедневно проводятся только по 4 часа (три урока, динамическая пауза и одно нетрадиционное занятие). По количеству оплачиваемых часов никаких потерь в зарплате у учителей 1-х классов нет, поэтому и отдельная оплата за проводимые динамические паузы не предусмотрена. Ставка заработной платы педагогических работников, в том числе и учителей, устанавливается исходя из затрат их рабочего времени в астрономических часах. Перерывы (перемены), предусмотренные между уроками, являются рабочим временем учителя. Это же положение закреплено и в Рекомендациях о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений. Ставка заработной платы учителю 5-11 классов выплачивается за 18 часов, а учителю 1-4 классов за 20 часов преподавательской работы в неделю. Сокращение продолжительности уроков для учащихся не влечет за собой сокращения продолжительности рабочего времени учителя. Количество занятий, установленных за ставку, остается без изменения

Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений

42

Что определяет тарифная ставка?




Тарифная ставка определяет конкретный размер оплаты труда в соответствующую единицу времени (час, день, месяц). Для учителя расчетным временем при определении тарифной ставки является 18 часов учебной нагрузки в неделю для учителей средней школы и 20 часов в неделю для учителей начальной школы. В целом тарифная ставка учителя определяется на основании соответствующего образования, квалификационной категории, установленной по итогам аттестации, или разряда, определенного в зависимости от педагогического стажа




43

Какова наполняемость классов?

В количестве 25 обучающихся

п.26. наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся при наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения










25 обучающихся

п.17. … в классах 25 обучающихся.

п.19. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование групп и классов с меньшей наполняемостью










25 человек

Предельно допустимая наполняемость класса 25 человек, оптимальная – 20 человек










Не более 25 человек

Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек










Не менее 25 человек

п. 1.2. Не допускать количество учащихся в одном классе школы менее 25 человек, установив оптимальную наполняемость класса 25-30 человек. Наполняемость групп продленного дня установить в количестве не менее 30 учащихся. Наполняемость класса в лицеях и гимназиях — не менее 25 человек










25 человек

п. 2. Норматив наполняемости классов и групп в общеобразовательном учреждении:

а) Наполняемость классов - 25 человек;

б) Наполняемость групп продленного дня - 25 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, что определяется уставом общеобразовательного учреждения




44

Какова продолжительность учебного года для первоклассников?

Не более 33 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней

Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы - не более 33 недель, каникулярного времени в течении учебного года - не менее 37 дней. В связи с тем, что, как правило, учебный год делится на четыре неравные по продолжительности четверти, с целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в середине третьей, самой продолжительной четверти. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом календарном плане - 5—6 недель сменяются недельными каникулами




45

Работает ли ГПД в каникулярное время?

Да, работает

В каникулярное время продолжается работа группы продленного дня той части обучающихся, которая в этом нуждается




46

Какой день недели в адаптационный период является разгрузочным и каковы его особенности?

Четверг

Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день - четверг: в этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры




47

Допустимо ли введение в первом классе дополнительных часов на факультативы и занятия с отстающими?

Нет

Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими. Последнее особенно важно, так как отстающие дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки




48

Какова продолжительность времени на прогулку в ГПД?

Не менее 2-х часов

В группах продленного дня продолжительность прогулки для младших школьников составляет не менее 2-х часов, учащихся 5-8 классов - не менее 1,5 часов













Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться в течение дня не менее двух раз, общей длительностью 2,5 - 3,0 часа




49

С какого часа следует начинать самоподготовку?

С 16. 00

Самоподготовку следует начинать с 16.00 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно п. 2.9.20. (Работа ГПД строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму ГПД)




50

Какова продолжительность перемен в адаптационный период?




п. 2.9.18. Продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов общеобразовательных учреждений составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 5 уроков) - 50 минут; вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях













Продолжительность перемен между уроками -не менее 10 минут, большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета. После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут




51

Все ли дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс?

Да. все

Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в 1 класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки




52

Допустим ли прием детей в первый класс на конкурсной основе?

Нет

Прием детей в первые классы во все виды государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений на конкурсной основе является нарушением п. 3 ст. 5 Закона. Заключение психолого-педагогической или медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению носит рекомендательный характер. Согласно п. 2 ст. 16 Закона и п. 48 Типового положения при приеме детей в общеобразовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом общеобразовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в учреждении




53

Допустимы ли сборы (поборы) денег в образовательном учреждении?

Нет

В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона в государственных общеобразовательных учреждениях обучение на всех ступенях общего образования осуществляется бесплатно. Взимание денег за обучение по "особым" программам и учебникам, охрану и уборку школьного здания, на надбавки к заработной плате педагогов и нужды школы не допускается




54

Какими нормативами регулируется деятельность учителя-логопеда образовательного учреждения?




Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения




55

Какова система работы по коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся?




Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку)




56

Каковы задачи учителя-логопеда в адаптационный период и период обучения грамоте?




Основными задачами логопедического пункта являются:

• коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

• своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

• разъединение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся




57

Сколько обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, должен охватить учитель-логопед?




Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов 1 ступени начального общего образования и трех - восьми классов 1 ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности. Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения — не более 25 человек... На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель - логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2. Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения — не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек




58

Кто из обучающихся зачисляется в логопедическую группу (пункт) общеобразовательного учреждения?




В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности: фо-нетико-фонематическое недоразвитие речи: фонематическое недоразвитие речи: заикание; недостатки произношения – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи)




59

На основе чего и когда зачисляются обучающиеся в логопедический пункт образовательного учреждения?




В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года




60

Каков период работы учителя - логопеда с обучающимися?




Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (приложение 3).

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения




61

Какова система коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся?




Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектам, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

А) с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушение чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее трех раз в неделю;

б) с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, — не менее двух-трех раз в неделю;

в) с обучающимися, имеющими фонетический дефект, — не менее одного — двух раз в неделю;

г) с заикающимися обучающимися – не менее трех раз неделю.




62

Сколько групп здоровья существует?

5 групп







63

Каковы критерии первой группы здоровья?




Здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций




64

Каковы критерии второй группы здоровья?




Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, дети; дети со сниженной резистентностью (сопротивляемостью) организма к острым и хроническим заболеваниям (часто болеющие дети). Функциональные возможности детей второй группы снижены. К этой группе относят детей, имеющих нарушения сердечного ритма, функциональный шум в сердце; гипертрофию миндалин 1 степени, избыточную массу тела; астенические проявления, речевые нарушения; незначительное снижение зрения, незначительные нарушения осанки и др.




65

Каковы критерии третьей группы здоровья?




Дети, у которых имеются хронические заболевания в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма: вегето-сосудистая дистония, кариес зубов, хронический холецистит, ожирение, нейродермит, неврозы, гипертрофия небных миндалин, хронический тонзиллит, сколиоз 1 и II степени, плоскостопие и др.




66

Каковы критерии четвертой группы здоровья?




Дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями




67

Каковы критерии пятой группы здоровья?




Дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии декомпенсации со значительно сниженным функционированием систем организма




68

Какова продолжительность и частота групповых и индивидуальных занятий?




Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р. Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут




69

Какова продолжительность групповых занятий?




Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

• с обучающимися, имеющими общее недоразвитие; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее трех раз в неделю.

• с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие речи: нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическими или фонематическими недоразвитиями речи. — не менее двух - трех раз в неделю;

• с обучающимися, имеющими фонетический дефект. — не менее одного—двух раз в неделю;

• с заикающимися обучающимися — не менее трех раз в неделю




70

Что надо сделать в случае необходимости уточнения диагноза?




В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующие лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию




71

Кто отвечает за обязательное посещение обучающимися занятий у учителя-логопеда?




Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения




72

Как взаимодействуют учитель начальной школы и учитель-логопед?




Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование групп.

Учитель-логопед:

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

в) поддерживает связь с дошкольными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;

г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;

д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (приложение 4)




73

Каковы направления деятельности школьной психологической службы?




К основным направлениям деятельности службы относятся:

— психологическое просвещение;

— психологическая профилактика;

— психологическая диагностика;

— психологическая коррекция;

— консультативная деятельность




74

Что надо понимать под психологическим просвещением?




К основным направлениям деятельности службы относятся:

— психологическое просвещение — формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся







Что надо понимать под психологической профилактикой?




Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития







Что надо понимать под психологической диагностикой?




Психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностики проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений







Что надо понимать под психологической коррекцией?




Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов







Что надо понимать под консультативной деятельностью?




Консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Ребенок идёт в первый класс: о первом годе обучения ребенка с точки зрения закона icon Первый раз в первый класс. Первые уроки, домашние задания, отметки, похвалы такого развития событий

Ребенок идёт в первый класс: о первом годе обучения ребенка с точки зрения закона icon Двустороннее общение и общая программа поддержки ребенка 38 Глава 2 Церебральный паралич с медицинской

Ребенок идёт в первый класс: о первом годе обучения ребенка с точки зрения закона icon Тулин алексей психические расстройства с точки зрения трансоанализа. Москва

Ребенок идёт в первый класс: о первом годе обучения ребенка с точки зрения закона icon Эффективность витаминно-минеральных комплексов с точки зрения взаимодействия микронутриентов

Ребенок идёт в первый класс: о первом годе обучения ребенка с точки зрения закона icon Взаимосвязь кишечника, миндалин и шейного отдела позвоночника с точки зрения челюстной ортопедии

Ребенок идёт в первый класс: о первом годе обучения ребенка с точки зрения закона icon Методические рекомендации для практических занятий Тема: Классификация психических расстройств. Подходы
Тема: Классификация психических расстройств. Подходы к терапии психических заболеваний (биологическая...
Ребенок идёт в первый класс: о первом годе обучения ребенка с точки зрения закона icon Использование методики «музыка с видеорядом» в коррекционно-логопедической работе с детьми раннего
Обно решать круг задач, определяемый дидактическими свойствами и функциями данного средства обучения....
Ребенок идёт в первый класс: о первом годе обучения ребенка с точки зрения закона icon Каков порядок приема в первый класс общеобразовательной школы?

Ребенок идёт в первый класс: о первом годе обучения ребенка с точки зрения закона icon С точки зрения европейской физиологии
При использовании большинства энергетических практик знание об их терапевтическом воздействии приходит...
Ребенок идёт в первый класс: о первом годе обучения ребенка с точки зрения закона icon Носящим название антитела. С химической точки зрения антитела представляют собой иммуноглобулины,

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина