|
Скачать 46.46 Kb.
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ «МУЗЫКА С ВИДЕОРЯДОМ» В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЦЕНТРА Тишкова-Горынина Александра Владиславовна, к.п.н., логопед ЦВЛ № 4 УЗ ЦАО г. Москвы В современной методике «мультимедиа» рассматривается как одно из многих технических средств обучения (ТСО), которое способно решать круг задач, определяемый дидактическими свойствами и функциями данного средства обучения. С этой точки зрения «мультимедиа» - это «ТСО, интегрирующее разные виды информации – звуковую, визуальную - и обеспечивающее интерактивное взаимодействие с обучаемым» (Словарь методических терминов). Мультимедийные объекты используются для: - усиления педагогического воздействия на учащихся путем создания дополнительных визуальных или мнемонических связей; - предоставления визуальных и аудиальных образов и объектов, которые невозможно представить в группе (посещение леса и др.); - иллюстрации и демонстрации явлений, которые невозможно наблюдать в реальном времени, например, шуршание песка, шипение змеи и др. Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в обучении, таких как: изображения, включая отсканированные фотографии, картинки и слайды; звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; видео, сложные видеоэффекты; анимации и анимационное имитирование. Мультимедиа способствует: - стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации; - повышению мотивации к учению; - развитию навыков совместной работы и коллективного познания у детей. Таким образом, не вызывает сомнений обоснованность и необходимость использования мультимедиа технологий в образовательном процессе. Методика «Музыка с видеорядом» разработана И.В.Макаренко, Т.С.Овчинниковой и Л.А.Федорович. В ней содержится 42 видеофайла со звуковым сопровождением-озвучиванием изображенного материала: гуси, курочка, заяц, пароход, песня волка, песня ослика Иа, овечка, колыбельная, лошадки, музыкальные скороговорки, песок, игра, лиса, коза, оса, Соня-соня, сам, зеленая песенка, цыплятки, змея, щука, печка, жуки, мишка, жираф, часы, гора, кенгуру, краб, три крокодила, прозрачный шарик, зиму всю мели метели, трубач, кузнечик и др. Методика разработана для нормально развивающихся детей дошкольного возраста, но мы решили применить ее с некоторыми модификациями в коррекционно-логопедической работе с детьми раннего возраста с психоневрологической патологией, которые поступают в наш Центр (ЦВЛ № 4 - Центр восстановительного лечения - государственное лечебно-профилактическое учреждение для детей от 1г.6мес. до 4 лет с психоневрологической патологией системы здравоохранения г. Москвы). В Центр поступают дети со следующими диагнозами: задержка психоречевого развития, ранний детский аутизм, болезнь Дауна, микроделеция, раннее органическое поражение центральной нервной системы, гидроцефалия, эпилепсия, ринолалия, дизартрия, алалия, логоневроз, а также с сопутствующими неврологическими синдромами: истеро-невротические реакции, компульсивные действия, гиперактивность и дефицит внимания, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-личностной сфер и др. Центр руководит развитием ребенка, создает условия для социальной активности и общения, руководство развитием: ориентация, внимание, речь, познание, игра. Основными задачами Центра являются: организация лечебно-оздоровительной и учебно-воспитательной работы в соответствии с возрастом и состоянием здоровья детей. В целях реализации этих задач сотрудники Центра проводят квалифицированное медицинское наблюдение за состоянием здоровья детей, обеспечивают лечение; используют для оздоровления детей природные факторы в сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой, массажем, лечебным питанием, лекарственной терапией, фитотерапией. В учреждении осуществляется учебно-воспитательный процесс с детьми в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья, проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия, консультирование и обучение родителей; осуществляется преемственность и взаимосвязь в лечении и реабилитации детей с психоневрологической патологией и детей групп риска с детскими поликлиниками, научно-исследовательскими центрами, санаториями и другими лечебно-профилактическими учреждениями. Среди детей, поступающих в наш Центр, около 85% не имеют собственной активной речи даже на уровне звукоподражаний. Максимальный обучающий эффект в работе с детьми раннего возраста (от 1 г.), даже нормально развивающимися, может быть достигнут только при добровольном вовлечении ребенка в обучающий процесс посредством его максимальной заинтересованности. Не будет интереса – не будет результата. Таково правило обучения любого ребенка раннего возраста. Сложнее достичь подобного эффекта в работе с детьми с психоневрологической патологией. Для привлечения внимания и вызова желания сотрудничать со взрослым нами использовались все доступные средства: яркие, красочные игрушки, реалистичные в изображении и окраске картинки, собственная максимальная эмоциональная выразительность и заразительность. Но, используя данную методику в течение всего 1,5 лет, мы можем с уверенностью сказать, что подобная аудиовизуальная стимуляция вызывала наиболее максимальный эмоциональный отклик и заинтересованность у наших детей. Занятия проводились ежедневно, индивидуально и по подгруппам, как самостоятельные, так и как составная часть других занятий по развитию речи. Видеофайлы подбирались в соответствии с целями занятия, возрастом детей и их индивидуальных речевых возможностей. Данную методику мы использовали в течение только 1,5 лет, но можем с уверенностью отметить ее эффективность в коррекционно-логопедической работе с детьми раннего возраста с психоневрологической патологией. На ПМПК дети нашего отделения в сравнении с детьми других отделений ЦВЛ того же возраста и с аналогичными первичными диагнозами и уровнем речевого развития показывали лучшие результаты в состоянии развития речи. Дети показывали себя более внимательными, лучше детей других отделений понимали и ориентировались в речи, обращенной к ним, могли самостоятельно обращаться к взрослому с различными вопросами и просьбами, объем и качество активного словаря заметно отличался от детей других отделений в лучшую сторону. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности применения методики «Музыка с видеорядом» в коррекционно-логопедической работе с детьми раннего возраста с психоневрологической патологией и рекомендовать ее к использованию в коррекционной работе с детьми раннего возраста с проблемами в развитии. |