Адаптационный период в вопросах и ответах icon

Адаптационный период в вопросах и ответах





Скачать 460.99 Kb.
Название Адаптационный период в вопросах и ответах
Дата 30.01.2013
Размер 460.99 Kb.
Тип Документы

Адаптационный период в вопросах и ответах

В этой статье много ответов на вопросы о первом годе обучения ребенка с точки зрения закона. Вы можете точно узнать на основании каких правовых актов и какие именно существуют требования к развитию первоклассника, нормативы о длине учебной недели, уроков и перемен, о том, как можно ребенка оценивать и можно ли вообще, и многое другое. А обсудить статью можно Здесь

* Материал подготовлен руководителем структурного подразделения по начальному образованию окружного научно-методического центра Центрального окружного управления образования Департамента г. Москвы И.А.Моисеевым для участников окружной родительской конференции "Московская семья — компетентные родители"

 

п/п

Вопрос/проблема

Ответ







краткий

извлечение из документа

вид и статус документа

1

В каких образовательных учреждениях может проходить первый год начального обучения?




1. Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (ГОУ "Начальная школа - детский сад", прогимназия). Уроки проводит школьный учитель, внеучебную деятельность осуществляет воспитатель дошкольного учреждения. 2. Общеобразовательная школа. Режим дня соответствует начальной ступени общеобразовательной школы. Время пребывания детей - не более 4-х часов. Уроки проводит учитель. Если школа располагает условиями для организации полного дня (спальня, питание, игровая комната, участок), возможно пребывание детей в течение 9-10 часов

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

2

Обязателен ли сон в первом классе?

Нет

Если школа располагает условиями для организации полного дня (спальня, питание, игровая комната, участок), возможно пребывание детей в течение 9-10 часов.

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

3

Каким должно быть речевое развитие детей седьмого года жизни?




Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5 - 7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способ­ность к простейшему звуковому анализу слов

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

4

Каков уровень мыслительной деятельности детей седьмого года жизни?




Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность школьного обучения. Наиболее характерно для детей этого возраста наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

5

Каков уровень зрительно-пространственного восприятия у детей седьмого года жизни?




Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа - слева, над - под, на - за, сверху - снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Дети этого возраста различают геометрические фигуры, выделяют их в предметах окружающего мира; способны к классификации фигур по форме, размеру, цвету; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом; могут мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

6

Каков уровень развития зрительно-моторных координации у детей седьмого года жизни?




Развитие зрительно-моторных координации позволяет детям 6 лет координировать свои движения. Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц рук

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

7

Каков уровень развития слухомоторных координации у детей седьмого года жизни?




Развитие слухомоторных координации позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т. п.

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

8

Каков уровень произвольного внимания у детей седьмого года жизни?




Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить, что это относится к однотипной деятельности. Например, ребенок может активно заниматься только чтением (письмом, беседой и т. п.) не более 10-12 минут. Учитывая это, учитель должен разнообразить деятельность в течение одного урока. Кроме этого, важно иметь в виду, что дети не способны быстро и слишком часто переключать внимание с одного объекта на другой (за урок ребенок может переключаться на разные виды деятельности не более трех раз)

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

9

Сколько раз ребенок может переключаться в ходе урока на разные виды деятельности?

Не более трех раз

За урок ребенок может переключаться на разные виды деятельности не более трех раз. Шестилетние дети способны сосредоточенно, без отвлечений заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

10

Каковы особенности памяти у ребенка седьмого года жизни?




Особенности памяти таковы: ребенок не может одновременно воспринимать более двух объектов. У него преобладает непроизвольное запоминание, в то же время он способен и к произвольным действиям памяти. Использование наглядных средств обучения способствует развитию произвольного запоминания. Объем памяти резко возрастает при активном и осознанном восприятии и запоминании

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

11

Какова продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы?

Не более 33-х недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней

Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы - не более 33 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней. В связи с тем, что, как правило, учебный год делится на четыре не равные по продолжительности четверти, с целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в середине третьей, самой длинной четверти. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом кален­дарном плане - 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

12

В какую смену можно проводить занятия с учащимися первых классов?

Только в первую смену!

Занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Время их начала - 8.30. - 9.00. Запрещается проводить уроки во второй половине дня

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"










В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, младшие школьники должны обучаться в первую смену

Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"

13

Какова продолжительность учебной недели?

Только 5 дней

Рекомендуемая продолжительность учебной недели - 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 20 часов, дневная учебная нагрузка - не более четырех уроков

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

14

Какова продолжительность урока в адаптационный период?

35 минут

Продолжительность урока - 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5 - 2 минуты каждая. Их рекомендуется проводить на 10 и 20 минутах урока (за исключением уроков физкультуры, ритмики и т. п.)

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"










В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в первых классах следует применять "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: — в сентябре - 3 урока продолжительностью 35 минут; — с октября — 4 урока по 35 минут каждый; — со второго полугодия - по таблице максимально допустимого количества часов

Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"

15

Как увеличивается нагрузка (количество уроков) в первом классе?




Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная на грузка увеличивается постепенно: в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Со второй четверти ежедневно проводится 4 урока

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

16

Какова продолжительность адаптационного периода?

Сентябрь - октябрь




Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. (СанПиН). Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. №309

17

Какова продолжительность перемен в адаптационный период?




Продолжительность перемен между уроками -не менее 10 минут, большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета. После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

18

Что необходимо учитывать при составлении расписания уроков?




При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее: - уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика), рекомендуется проводить первыми или вторыми; - уроки по искусству, окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физкультура, ритмика и др.) - последними

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

19

Что такое недельный разгрузочный день в учебной неделе?




Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день - четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

20

Можно ли отводить в первом классе дополнительные часы на факультативы и занятия с отстающими?

Нет

Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими. Последнее особенно важно, так как отстающие дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

21

Можно ли ставить оценки (отметки) в первом классе?

Нет

В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить "не думал", "не старался", "неверно", лучше обходиться репликами "ты так думаешь", "это твое мнение", "давай послушаем других" и т. д.

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

22

Каковы требования к оцениванию? Что категорически нельзя оценивать?

Темп работы, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

23

Проводятся ли контрольные работы в первом классе?




В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся.

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"










Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы

Письмо Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе"

24

Можно ли задавать домашнее задание в первом классе?

Нет

В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"










Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: — в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 часа; — во 2-м - до 1,5 часов; — в 3-4-м - до 2 часов. При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей

Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"

25

Можно ли задавать домашнее задание на выходные и праздничные дни?

Нет

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник

Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"

26

Можно ли учащихся первого класса оставлять на повторное обучение?

Нет

Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

27

Для всех ли систем и образовательных учреждений едины задачи адаптационного периода?

Для всех

Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

28

Сколько уроков и какой продолжительности надо проводить в период адаптации (сентябрь - октябрь)?

Потри урока по 35 минут каждый

В первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый

Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"










"... в сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми"

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

29

Как быть учителю, которому должны оплачивать ставку, а количество уроков в адаптационный период не более трех?




Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

30

Как планировать проведение четвертого часа занятий?




В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций. уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал. Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены в первую очередь на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации. При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибкое расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября-октября 4—6 экскурсий по окружающему миру. 3—4 - по изобразительному искусству, 4—6 -по труду. 4—5 урока - театрализации по музыке и 6—7 уроков-игр и экскурсий по математике

Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. №408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"

31

Как фиксировать проведение четвертого часа в классном журнале?

Указывать форму и тему занятия

В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме

Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"

32

Каковы особенности организации уроков математики в адаптационный период?




"…Работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т. д. На уроках часто используются игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математики следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке". Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период можно проходить не только на уроках в классе, но и уроках-играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках-экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе

Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. №408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"

33

Каковы особенности организации уроков окружающего мира в адаптационный период?




Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр-театрализаций

Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"

34

Каковы особенности организации уроков музыки в адаптационный период?




"... Учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы. Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приемы: — пластическое интонирование; — музыкально-ритмические движения; — свободное дирижирование: — игра на элементарных музыкальных инструментах; — разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"

35

Каковы особенности организации уроков изобразительного искусства в адаптационный период?




Художественные занятия в период адаптации. должны иметь различные формы: — прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий; — экскурсия в мастерскую народных умельцев своего края или в художественно-краеведческий музей (уголок школьного музея народного декоративно-прикладного искусства); — игры (например: тема урока "Игра художника и зрителя")

Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"

36

Каковы особенности организации уроков труда в адаптационный период?




Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме экскурсий или игр

Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"

37

Должны ли быть в начальной школе нулевые и сдвоенные уроки?

Нет

Сильно увеличивают нагрузку детей сдвоенные уроки по одному предмету и нулевые уроки. Поэтому в начальной школе не допускается проведение нулевых и сдвоенных уроков

Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"

38

В какую смену должны обучаться учащиеся начальной школы?

Только в первую смену!

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, младшие школьники должны обучаться в первую смену

Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразователь­ных учреждений"

39

Какой документ регулирует и регламентирует оценочную деятельность образовательного учреждения и учителя начальной школы?

Письмо Минобразования России от 19.11. 1998 г. №1561/14 -15

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.

Письмо Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе"

40

Должна ли быть в адаптационный период динамическая пауза и когда?

Да, должна быть после третьего урока

После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу длительностью не менее 40 минут

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"










При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях

Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"

41

Каким образом оплачивается динамическая пауза?




Динамическая пауза организуется учителем после 3-его урока, проводится она за счет сэкономленного времени: 3 раза по 10 минут от каждого проведенного урока, т. к. продолжительность урока в 1-м классе (сентябрь, октябрь) 35 минут, в то время как во всех классах средней школы урок длится 45 минут. После динамической паузы проводится 4-е занятие в нетрадиционной форме. По учебному плану в 1-м классе еженедельная нагрузка на каждого учащегося 22 часа. К оплате (финансированию) определено 23 часа. При 5-дневной рабочей неделе ежедневно проводятся 4 (2 дня) и 5 (3 дня) уроков. Во время адаптационного периода (в течение сентября и октября) ежедневно проводятся только по 4 часа (три урока, динамическая пауза и одно нетрадиционное занятие). По количеству оплачиваемых часов никаких потерь в зарплате у учителей 1-х классов нет, поэтому и отдельная оплата за проводимые динамические паузы не предусмотрена. Ставка заработной платы педагогических работников, в том числе и учителей, устанавливается исходя из затрат их рабочего времени в астрономических часах. Перерывы (перемены), предусмотренные между уроками, являются рабочим временем учителя. Это же положение закреплено и в Рекомендациях о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений. Ставка заработной платы учителю 5-11 классов выплачивается за 18 часов, а учителю 1-4 классов за 20 часов преподавательской работы в неделю. Сокращение продолжительности уроков для учащихся не влечет за собой сокращения продолжительности рабочего времени учителя. Количество занятий, установленных за ставку, остается без изменения

Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений










Адаптационный период в вопросах и ответах

Продолжение предыдущей статьи. Обсуждение статьи находиться Здесь

 

п/п

Вопрос/проблема

Ответ







краткий

извлечение из документа

вид и статус документа

42

Что определяет тарифная ставка?




Тарифная ставка определяет конкретный размер оплаты труда в соответствующую единицу времени (час, день, месяц). Для учителя расчетным временем при определении тарифной ставки является 18 часов учебной нагрузки в неделю для учителей средней школы и 20 часов в неделю для учителей начальной школы. В целом тарифная ставка учителя определяется на основании соответствующего образования, квалификационной категории, установленной по итогам аттестации, или разряда, определенного в зависимости от педагогического стажа

Письмо Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 г. №20-58-196/20-5/7 "О порядке исчисления заработной платы работников обра­зовательных учрежде­ний". Рекомендации о порядке исчисления за­работной платы работни­ков образовательного учреждения

43

Какова наполняемость классов?

В количестве 25 обучающихся

п.26. наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся при наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196)







25 обучающихся

п.17. … в классах 25 обучающихся.

п.19. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование групп и классов с меньшей наполняемостью

Типовое положение об общеобразовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 г. №1204)







25 человек

Предельно допустимая наполняемость класса 25 человек, оптимальная – 20 человек

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"







Не более 25 человек

Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек

Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений (утвер­ждены Приказом Минзд­рава России от 06.08.1999 г. №309







Не менее 25 человек

п. 1.2. Не допускать количество учащихся в од­ном классе школы менее 25 человек, установив оптимальную наполняемость класса 25-30 человек. Наполняемость групп продленного дня установить в количестве не менее 30 уча­щихся. Наполняемость класса в лицеях и гим­назиях — не менее 25 человек

Приказ МКО от 30.07.99 г. № 468 "О формировании фонда оплаты труда"







25 человек

п. 2. Норматив наполняемости классов и групп в общеобразовательном учреждении:

а) Наполняемость классов - 25 человек;

б) Наполняемость групп продленного дня - 25 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемо­стью, что определяется уставом общеобразо­вательного учреждения

Распоряжение Прави­тельства Российской Фе­дерации от 03.07.1996 г. № 1063-р

44

Какова продолжитель­ность учебного года для первоклассников?

Не более 33 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней

Продолжительность учебного года для перво­классников четырехлетней начальной школы - не более 33 недель, каникулярного времени в течении учебного года - не менее 37 дней. В связи с тем, что, как правило, учебный год делится на четыре неравные по продолжи­тельности четверти, с целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в середине третьей, самой продол­жительной четверти. Оптимальное чередова­ние учебного и каникулярного времени в го­довом календарном плане - 5—6 недель сме­няются недельными каникулами

Приказ Минздрава Рос­сии от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах совре­менных общеобразова­тельных учреждений"













Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об орга­низации обучения в пер­вом классе четырехлет­ней начальной школы"

45

Работает ли ГПД в каникулярное время?

Да, работает

В каникулярное время продолжается работа группы продленного дня той части обучающихся, которая в этом нуждается

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об орга­низации обучения в пер­вом классе четырехлет­ней начальной школы"

46

Какой день недели в адаптационный пе­риод является разгру­зочным и каковы его особенности?

Четверг

Пятидневная учебная неделя для перво­классников предусматривает дополнительно разгрузочный день - четверг: в этот день от­сутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим ми­ром, уроки искусства и физкультуры

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об орга­низации обучения в пер­вом классе четырехлет­ней начальной школы"

47

Допустимо ли введе­ние в первом классе дополнительных часов на факультативы и за­нятия с отстающими?

Нет

Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими. Последнее особенно важно, так как отстающие дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенно­сти нервной системы, что категорически исклю­чает увеличение для них учебной нагрузки

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об орга­низации обучения в пер­вом классе четырехлет­ней начальной школы"

48

Какова продолжитель­ность времени на про­гулку в ГПД?

Не менее 2-х часов

В группах продленного дня продолжительность прогулки для младших школьников составляет не менее 2-х часов, учащихся 5-8 классов - не менее 1,5 часов

Приказ Минздрава Рос­сии от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах сов­ременных общеобразо­вательных учрежде­ний"










Прогулка и подвижные игры на воздухе долж­ны проводиться в течение дня не менее двух раз, общей длительностью 2,5 - 3,0 часа

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об орга­низации обучения в пер­вом классе четырехлет­ней начальной школы"

49

С какого часа следует начинать самоподго­товку?

С 16. 00

Самоподготовку следует начинать с 16.00 ча­сов. Продолжительность самоподготовки опре­деляется классом обучения соответственно п. 2.9.20. (Работа ГПД строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму ГПД)

Приказ Минздрава Рос­сии от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах совре­менных общеобразова­тельных учреждений"

50

Какова продолжитель­ность перемен в адап­тационный период?




п. 2.9.18. Продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов общеобразо­вательных учреждений составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 5 уро­ков) - 50 минут; вместо одной большой переме­ны допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном ис­пользовании свежего воздуха, в подвижных иг­рах. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую переме­ну до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришколь­ной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях

Приказ Минздрава Рос­сии от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах совре­менных общеобразова­тельных учреждений"










Продолжительность перемен между уроками -не менее 10 минут, большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета. После третьего (или второ­го) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут

Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об орга­низации обучения в пер­вом классе четырехлет­ней начальной школы"

51

Все ли дети, достиг­шие школьного воз­раста, зачисляются в первый класс?

Да. все

Все дети, достигшие школьного возраста, за­числяются в 1 класс общеобразовательного уч­реждения независимо от уровня их подготовки

Письмо Минобразования России от 19 июня 1998 г №06-51-138ин/14-06 (Ве­стник образования. 1998 г. № 8) "О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразова­тельных учреждений"

52

Допустим ли прием детей в первый класс на конкурсной основе?

Нет

Прием детей в первые классы во все виды го­сударственных и муниципальных общеобразо­вательных учреждений на конкурсной основе является нарушением п. 3 ст. 5 Закона. Заклю­чение психолого-педагогической или медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению носит рекомендательный характер. Согласно п. 2 ст. 16 Закона и п. 48 Типового по­ложения при приеме детей в общеобразователь­ное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом общеобразовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в учреждении

Письмо Минобразования России от 19 июня 1998 г № 06-51-138ин/14-06 (Ве­стник образования, 1998 г. №8) "О наруше­ниях при приеме детей в первые классы общеоб­разовательных учрежде­ний"

53

Допустимы ли сборы (поборы) денег в об­разовательном учре­ждении?

Нет

В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона в государст­венных общеобразовательных учреждениях обучение на всех ступенях общего образова­ния осуществляется бесплатно. Взимание де­нег за обучение по "особым" программам и учебникам, охрану и уборку школьного здания, на надбавки к заработной плате педагогов и нужды школы не допускается

Письмо Минобразования России от 19 июня 1998 г. № 06-51 -138ин/14-06 (Ве­стник образования, 1998 г. № 8) "О нарушениях при приеме детей в пер­вые классы общеобразо­вательных учреждений"

54

Какими нормативами регулируется деятель­ность учителя-логопе­да образовательного учреждения?




Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделе­ния государственного, муниципального обще­образовательного учреждения

Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник об­разования, 2001 г. № 2) "•Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"

55

Какова система рабо­ты по коррекции нару­шений в развитии уст­ной и письменной речи обучающихся?




Логопедический пункт создается в общеобразо­вательном учреждении в целях оказания помо­щи обучающимся, имеющим нарушения в раз­витии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразователь­ных программ (особенно по родному языку)

Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник об­разования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"

56

Каковы задачи учителя-логопеда в адаптацион­ный период и период обучения грамоте?




Основными задачами логопедического пункта являются:

• коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

• своевременное предупреждение и преодоле­ние трудностей в освоении обучающимися об­щеобразовательных программ;

• разъединение специальных знаний по лого­педии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся

Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник об­разования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"

57

Сколько обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, дол­жен охватить учитель-логопед?




Логопедический пункт создается в общеобразо­вательном учреждении, находящемся в город­ской местности, при наличии пяти-десяти клас­сов 1 ступени начального общего образования и трех - восьми классов 1 ступени начального об­щего образования в общеобразовательном уч­реждении, находящемся в сельской местности. Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного уч­реждения — не более 25 человек... На каждого обучающегося, зачисленного в лого­педический пункт, учитель - логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2. Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного уч­реждения — не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек

Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник об­разования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"

58

Кто из обучающихся зачисляется в логопедическую группу (пункт) общеобразовательного учреждения?




В логопедический пункт зачисляются обучаю­щиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и пись­менной речи на родном языке (общее недораз­витие речи разной степени выраженности: фо-нетико-фонематическое недоразвитие речи: фонематическое недоразвитие речи: заикание; недостатки произношения – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные наруше­нием строения и подвижности органов речево­го аппарата (дизартрия, ринолалия); наруше­ния чтения и письма, обусловленные общим фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи)

Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник об­разования, 2001 г. № 2) "•Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"

59

На основе чего и когда зачисляются обучаю­щиеся в логопедиче­ский пункт образова­тельного учреждения?




В первую очередь в логопедический пункт за­числяются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препят­ствующие их успешному освоению общеобра­зовательных программ (дети с общим фонети­ко-фонематическим и фонематическим недо­развитием речи). Зачисление в логопедический пункт осуществ­ляется на основе обследования речи обучаю­щихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающие­ся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1. Зачисление в логопе­дический пункт обучающихся из числа обсле­дованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года

Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник об­разования. 2001 г. N? 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"

60

Каков период работы учителя - логопеда с обучающимися?




Выпуск обучающихся из логопедического пунк­та производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как инди­видуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная на­полняемость групп устанавливается в зависи­мости от характера нарушения в развитии уст­ной и письменной речи обучающегося и место­нахождения общеобразовательного учрежде­ния (приложение 3).

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразова­тельного учреждения

Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник об­разования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"

61

Какова система кор­рекции нарушений в развитии устной и письменной речи обу­чающихся?




Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектам, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

А) с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушение чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее трех раз в неделю;

б) с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразви­тие речи; нарушения чтения и письма, обуслов­ленные фонетико-фонематическим или фоне­матическим недоразвитием речи, — не менее двух-трех раз в неделю;

в) с обучающимися, имеющими фонетический де­фект, — не менее одного — двух раз в неделю;

г) с заикающимися обучающимися – не менее трех раз неделю.

Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник об­разования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"

62

Сколько групп здоро­вья существует?

5 групп







63

Каковы критерии пер­вой группы здоровья?




Здоровые дети с нормальным развитием и нор­мальным уровнем функций




64

Каковы критерии вто­рой группы здоровья?




Здоровые, но имеющие функциональные и не­которые морфологические отклонения, дети; дети со сниженной резистентностью (сопротив­ляемостью) организма к острым и хроническим заболеваниям (часто болеющие дети). Функци­ональные возможности детей второй группы снижены. К этой группе относят детей, имею­щих нарушения сердечного ритма, функцио­нальный шум в сердце; гипертрофию миндалин 1 степени, избыточную массу тела; астениче­ские проявления, речевые нарушения; незначи­тельное снижение зрения, незначительные на­рушения осанки и др.




65

Каковы критерии треть­ей группы здоровья?




Дети, у которых имеются хронические заболе­вания в состоянии компенсации с сохраненны­ми функциональными возможностями организ­ма: вегето-сосудистая дистония, кариес зубов, хронический холецистит, ожирение, нейродер­мит, неврозы, гипертрофия небных миндалин, хронический тонзиллит, сколиоз 1 и II степени, плоскостопие и др.




66

Каковы критерии четвертой группы здо­ровья?




Дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями




67

Каковы критерии пя­той группы здоровья?




Дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии декомпенсации со значительно сниженным функционированием систем орга­низма




68

Какова продолжитель­ность и частота груп­повых и индивидуаль­ных занятий?




Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющи­ми общее недоразвитие речи второго уровня по Р. Е. Левиной, дефекты речи, обусловлен­ные нарушением строения и подвижности орга­нов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных на­выков у этих обучающихся занятия с ними про­водятся в группе. При этом занятия с указанны­ми обучающимися не могут проводиться в од­ной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность группового занятия состав­ляет 40 минут, продолжительность индивиду­ального занятия - 20 минут

Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник об­разования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"

69

Какова продолжитель­ность групповых занятий?




Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

• с обучающимися, имеющими общее недоразвитие; нарушения чтения и письма, обуслов­ленные общим недоразвитием речи, - не ме­нее трех раз в неделю.

• с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие речи: нарушения чтения и письма, обусловлен­ные фонетико-фонематическими или фонема­тическими недоразвитиями речи. — не менее двух - трех раз в неделю;

• с обучающимися, имеющими фонетический дефект. — не менее одного—двух раз в неде­лю;

• с заикающимися обучающимися — не менее трех раз в неделю

Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник об­разования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"

70

Что надо сделать в случае необходимости уточнения диагноза?




В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направ­ляются учителем-логопедом в соответствую­щие лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отола­рингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию

Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник об­разования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"

71

Кто отвечает за обяза­тельное посещение обучающимися занятий у учителя-логопеда?




Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения

Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник об­разования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"

72

Как взаимодействуют учитель начальной школы и учитель-логопед?




Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учре­ждения и родителям (законным представите­лям) обучающихся в определении причин неус­певаемости и дает рекомендации по их преодо­лению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование групп.

Учитель-логопед:

а) проводит занятия с обучающимися по испра­влению различных нарушений устной и пись­менной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению не­успеваемости по родному языку, обусловлен­ной первичным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеоб­разовательных программ (особенно по родно­му языку);

в) поддерживает связь с дошкольными учреж­дениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучаю­щихся, воспитанников с отклонениями в разви­тии, логопедами и врачами-специалистами дет­ских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;

г) участвует в работе методических объедине­ний учителей-логопедов;

д) представляет руководителю общеобразова­тельного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеоб­разовательном учреждении и результатах обу­чения в логопедическом пункте по форме (при­ложение 4)

Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник об­разования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"

73

Каковы направления деятельности школь­ной психологической службы?




К основным направлениям деятельности служ­бы относятся:

— психологическое просвещение;

— психологическая профилактика;

— психологическая диагностика;

— психологическая коррекция;

— консультативная деятельность

Утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 (Вестник образо­вания. 1999 г. № 12) "Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"

74

Что надо понимать под психологическим про­свещением?




К основным направлениям деятельности служ­бы относятся:

— психологическое просвещение — формиро­вание у обучающихся, воспитанников и их ро­дителей (законных представителей), у педаго­гических работников и руководителей образо­вательных учреждений потребности в психоло­гических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание ус­ловий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся

Утверждено приказом Минобразования Рос­сии от 22 октября 1999 г. № 636 (Вест­ник образования, 1999 г. № 12) "Положение о службе практической психологии в системе Министерства образо­вания Российской Фе­дерации"




Что надо понимать под психологической про­филактикой?




Психологическая профилактика — предупреж­дение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образователь­ных учреждениях, разработка конкретных реко­мендаций педагогическим работникам, родите­лям по оказанию помощи в вопросах воспита­ния, обучения и развития







Что надо понимать под психологической диаг­ностикой?




Психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение обучаю­щихся, воспитанников на протяжении всего пе­риода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее по­тенциальных возможностей в процессе обуче­ния и воспитания, в профессиональном само­определении, а также выявление причин и ме­ханизмов нарушений в обучении, развитии, со­циальной адаптации. Психологическая диагно­стики проводится специалистами как индиви­дуально, так и с группами обучающихся, воспи­танников образовательных учреждений







Что надо понимать под психологической кор­рекцией?




Психологическая коррекция — активное воз­действие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивиду­альности, осуществляемое на основе совмест­ной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педа­гогов и других специалистов







Что надо понимать под консультативной дея­тельностью?




Консультативная деятельность — оказание по­мощи обучающимся, воспитанникам, их роди­телям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в воп­росах развития, воспитания и обучения посред­ством психологического консультирования










Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Адаптационный период в вопросах и ответах icon Адаптационный период в вопросах и ответах для родителей

Адаптационный период в вопросах и ответах icon Адаптационные нарушения в детском возрасте
Все данные проявления указывают на трудности адаптационного периода. (Адаптационный период период...
Адаптационный период в вопросах и ответах icon Парентеральные гепатиты в вопросах и ответах

Адаптационный период в вопросах и ответах icon Кохлеарная имплантация в вопросах и ответах

Адаптационный период в вопросах и ответах icon Вакцинация против гриппа в вопросах и ответах

Адаптационный период в вопросах и ответах icon Безопасность жизнедеятельности: в вопросах и ответах, задачах и решениях

Адаптационный период в вопросах и ответах icon А. Коток «Прививки в вопросах и ответах для думающих родителей»

Адаптационный период в вопросах и ответах icon Всеобщий доступ к репродуктивному здоровью репродуктивное здоровье в вопросах и ответах

Адаптационный период в вопросах и ответах icon Ii межвузовский студенческий весенний онкологический семинар «Онкология в вопросах и ответах»

Адаптационный период в вопросах и ответах icon Что Вы хотели бы знать о йоддефицитных заболеваниях Информация в вопросах и ответах для практических

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы