№
|
Проблемы
|
Ответы
|
краткий
|
Извлечение из документа
|
Вид и статус документа
|
1
|
В каких образовательных учреждениях может проходить первый год начального обучения?
|
|
1. Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (ГОУ "Начальная школа - детский сад", прогимназия). Уроки проводит школьный учитель, внеучебную деятельность осуществляет воспитатель дошкольного учреждения.
2. Общеобразовательная школа. Режим дня соответствует начальной ступени общеобразовательной школы. Время пребывания детей - не более 4-х часов. Уроки проводит учитель. Если школа располагает условиями для организации полного дня (спальня, питание, игровая комната, участок), возможно пребывание детей в течение 9-10 часов
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
2
|
Обязателен ли сон в первом классе?
|
нет
|
Если школа располагает условиями для организации полного дня (спальня, питание, игровая комната, участок), возможно пребывание детей в течение 9-10 часов.
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
3
|
Каким должно быть речевое развитие детей седьмого года жизни?
|
|
Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5 - 7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
4
|
Каков уровень мыслительной деятельности детей седьмого года жизни?
|
|
Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность школьного обучения. Наиболее характерно для детей этого возраста наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
5
|
Каков уровень зрительно-пространственного восприятия у детей седьмого года жизни?
|
|
Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа - слева, над - под, на - за, сверху - снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Дети этого возраста различают геометрические фигуры, выделяют их в предметах окружающего мира; способны к классификации фигур по форме, размеру, цвету; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом; могут мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
6
|
Каков уровень развития зрительно-моторных координации у детей седьмого года жизни?
|
|
Развитие зрительно-моторных координации позволяет детям 6 лет координировать свои движения. Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц рук
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
7
|
Каков уровень развития слухомоторных координации у детей седьмого года жизни?
|
|
Развитие слухомоторных координации позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т. п.
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
8
|
Каков уровень произвольного внимания у детей седьмого года жизни?
|
|
Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить, что это относится к однотипной деятельности. Например, ребенок может активно заниматься только чтением (письмом, беседой и т. п.) не более 10-12 минут. Учитывая это, учитель должен разнообразить деятельность в течение одного урока. Кроме этого, важно иметь в виду, что дети не способны быстро и слишком часто переключать внимание с одного объекта на другой (за урок ребенок может переключаться на разные виды деятельности не более трех раз)
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
9
|
Сколько раз ребенок может переключаться в ходе урока на разные виды деятельности?
|
Не более трех раз
|
За урок ребенок может переключаться на разные виды деятельности не более трех раз. Шестилетние дети способны сосредоточенно, без отвлечений заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы
|
10
|
Каковы особенности памяти у ребенка седьмого года жизни?
|
|
Особенности памяти таковы: ребенок не может одновременно воспринимать более двух объектов. У него преобладает непроизвольное запоминание, в то же время он способен и к произвольным действиям памяти. Использование наглядных средств обучения способствует развитию произвольного запоминания. Объем памяти резко возрастает при активном и осознанном восприятии и запоминании
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы
|
11
|
Какова продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы?
|
Не более 33-х недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней
|
Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы - не более 33 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней. В связи с тем, что, как правило, учебный год делится на четыре не равные по продолжительности четверти, с целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в середине третьей, самой длинной четверти. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом календарном плане - 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
12
|
В какую смену можно проводить занятия с учащимися первых классов?
|
Только в первую смену!
|
Занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Время их начала - 8.30. - 9.00. Запрещается проводить уроки во второй половине дня
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
|
|
|
В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, младшие школьники должны обучаться в первую смену
|
Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"
|
13
|
Какова продолжительность учебной недели?
|
Только 5 дней
|
Рекомендуемая продолжительность учебной недели - 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 20 часов, дневная учебная нагрузка - не более четырех уроков
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
14
|
Какова продолжительность урока в адаптационный период?
|
35 минут
|
Продолжительность урока - 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5 - 2 минуты каждая. Их рекомендуется проводить на 10 и 20 минутах урока (за исключением уроков физкультуры, ритмики и т. п.)
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
|
|
|
В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в первых классах следует применять "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: — в сентябре - 3 урока продолжительностью 35 минут; — с октября — 4 урока по 35 минут каждый; — со второго полугодия - по таблице максимально допустимого количества часов
|
Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"
|
15
|
Как увеличивается нагрузка (количество уроков) в первом классе?
|
|
Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная на грузка увеличивается постепенно: в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Со второй четверти ежедневно проводится 4 урока
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы
|
16
|
Какова продолжительность адаптационного периода?
|
Сентябрь - октябрь
|
|
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. (СанПиН). Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. №309
|
17
|
Какова продолжительность перемен в адаптационный период?
|
|
Продолжительность перемен между уроками -не менее 10 минут, большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета. После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
18
|
Что необходимо учитывать при составлении расписания уроков?
|
|
При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее: - уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика), рекомендуется проводить первыми или вторыми; - уроки по искусству, окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физкультура, ритмика и др.) - последними
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
19
|
Что такое недельный разгрузочный день в учебной неделе?
|
|
Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день - четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
20
|
Можно ли отводить в первом классе дополнительные часы на факультативы и занятия с отстающими?
|
Нет
|
Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими. Последнее особенно важно, так как отстающие дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
21
|
Можно ли ставить оценки (отметки) в первом классе?
|
Нет
|
В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить "не думал", "не старался", "неверно", лучше обходиться репликами "ты так думаешь", "это твое мнение", "давай послушаем других" и т. д.
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
22
|
Каковы требования к оцениванию? Что категорически нельзя оценивать?
|
Темп работы, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов
|
Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
23
|
Проводятся ли контрольные работы в первом классе?
|
|
В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся.
|
В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся.
|
|
|
|
Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы
|
Письмо Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе"
|
24
|
Можно ли задавать домашнее задание в первом классе?
|
Нет
|
В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
|
|
|
Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: — в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 часа; — во 2-м - до 1,5 часов; — в 3-4-м - до 2 часов. При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей
|
Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"
|
25
|
Можно ли задавать домашнее задание на выходные и праздничные дни?
|
Нет
|
Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник
|
Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"
|
26
|
Можно ли учащихся первого класса оставлять на повторное обучение?
|
Нет
|
Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
27
|
Для всех ли систем и образовательных учреждений едины задачи адаптационного периода?
|
Для всех
|
Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
28
|
Сколько уроков и какой продолжительности надо проводить в период адаптации (сентябрь - октябрь)?
|
По три урока по 35 минут каждый
|
В первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый
|
Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"
|
|
|
|
. в сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми"
|
Писььмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
|
|
|
Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
29
|
Как планировать проведение четвертого часа занятий?
|
|
В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций. уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал. Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены в первую очередь на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации. При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибкое расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября-октября 4—6 экскурсий по окружающему миру. 3—4 - по изобразительному искусству, 4—6 -по труду. 4—5 урока - театрализации по музыке и 6—7 уроков-игр и экскурсий по математике
|
Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. №408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"
|
30
|
Как фиксировать проведение четвертого часа в классном журнале?
|
Указывать форму и тему занятия
|
В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме
|
Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"
|
31
|
Каковы особенности организации уроков математики в адаптационный период?
|
|
"…Работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т. д. На уроках часто используются игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математики следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке". Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период можно проходить не только на уроках в классе, но и уроках-играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках-экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе
|
Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. №408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"
|
32
|
Каковы особенности организации уроков окружающего мира в адаптационный период?
|
|
Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр-театрализаций
|
Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"
|
33
|
Каковы особенности организации уроков музыки в адаптационный период?
|
|
"... Учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы. Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приемы: — пластическое интонирование; — музыкально-ритмические движения; — свободное дирижирование: — игра на элементарных музыкальных инструментах; — разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.
|
Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"
|
34
|
Каковы особенности организации уроков изобразительного искусства в адаптационный период?
|
|
Художественные занятия в период адаптации. должны иметь различные формы: — прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий; — экскурсия в мастерскую народных умельцев своего края или в художественно-краеведческий музей (уголок школьного музея народного декоративно-прикладного искусства); — игры (например: тема урока "Игра художника и зрителя")
|
Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"
|
35
|
Каковы особенности организации уроков труда в адаптационный период?
|
|
Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме экскурсий или игр
|
Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период"
|
36
|
Должны ли быть в начальной школе нулевые и сдвоенные уроки?
|
Нет
|
Сильно увеличивают нагрузку детей сдвоенные уроки по одному предмету и нулевые уроки. Поэтому в начальной школе не допускается проведение нулевых и сдвоенных уроков
|
Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"
|
37
|
В какую смену должны обучаться учащиеся начальной школы?
|
Только в первую смену
|
В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, младшие школьники должны обучаться в первую смену
|
Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"
|
38
|
Какой документ регулирует и регламентирует оценочную деятельность образовательного учреждения и учителя начальной школы?
|
Письмо Минобразования России от 19.11. 1998 г. №1561/14 -15
|
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.
|
Письмо Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе"
|
39
|
Должна ли быть в адаптационный период динамическая пауза и когда?
|
Да, должна быть после третьего урока
|
После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу длительностью не менее 40 минут
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
|
|
|
При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях
|
Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"
|
40
|
Какова наполняемость классов?
|
В количестве 25 обучающихся
|
п.26. наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся при наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения
|
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196)
|
|
|
|
. 1.2. Не допускать количество учащихся в одном классе школы менее 25 человек, установив оптимальную наполняемость класса 25-30 человек. Наполняемость групп продленного дня установить в количестве не менее 30 учащихся. Наполняемость класса в лицеях и гимназиях — не менее 25 человек
|
Приказ МКО от 30.07.99 г. № 468 "О формировании фонда оплаты труда"
|
41
|
Какова продолжительность учебного года для первоклассников?
|
Не более 33 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней
|
Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы - не более 33 недель, каникулярного времени в течении учебного года - не менее 37 дней. В связи с тем, что, как правило, учебный год делится на четыре неравные по продолжительности четверти, с целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в середине третьей, самой продолжительной четверти. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом календарном плане - 5—6 недель сменяются недельными каникулами
|
Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"
|
|
|
|
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
42
|
Работает ли ГПД в каникулярное время?
|
Да, работает
|
В каникулярное время продолжается работа группы продленного дня той части обучающихся, которая в этом нуждается
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
43
|
Какой день недели в адаптационный период является разгрузочным и каковы его особенности?
|
Четверг
|
Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день - четверг: в этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
44
|
Допустимо ли введение в первом классе дополнительных часов на факультативы и занятия с отстающими?
|
Нет
|
Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими. Последнее особенно важно, так как отстающие дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
45
|
Какова продолжительность времени на прогулку в ГПД?
|
Не менее 2-х часов
|
В группах продленного дня продолжительность прогулки для младших школьников составляет не менее 2-х часов, учащихся 5-8 классов - не менее 1,5 часов
|
Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"
|
|
|
|
Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться в течение дня не менее двух раз, общей длительностью 2,5 - 3,0 часа
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
46
|
С какого часа следует начинать самоподготовку?
|
С 16.00
|
Самоподготовку следует начинать с 16.00 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно п. 2.9.20. (Работа ГПД строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму ГПД)
|
Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"
|
47
|
Какова продолжительность перемен в адаптационный период?
|
|
п. 2.9.18. Продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов общеобразовательных учреждений составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 5 уроков) - 50 минут; вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях
|
Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"
|
|
|
|
Продолжительность перемен между уроками -не менее 10 минут, большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета. После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут
|
Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
|
48
|
Все ли дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс?
|
Да. Все
|
Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в 1 класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки
|
Письмо Минобразования России от 19 июня 1998 г №06-51-138ин/14-06 (Вестник образования. 1998 г. № 8) "О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений"
|
49
|
Допустим ли прием детей в первый класс на конкурсной основе?
|
Нет
|
Прием детей в первые классы во все виды государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений на конкурсной основе является нарушением п. 3 ст. 5 Закона. Заключение психолого-педагогической или медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению носит рекомендательный характер. Согласно п. 2 ст. 16 Закона и п. 48 Типового положения при приеме детей в общеобразовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом общеобразовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в учреждении
|
Письмо Минобразования России от 19 июня 1998 г № 06-51-138ин/14-06 (Вестник образования, 1998 г. №8) "О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений"
|
50
|
Сколько групп здоровья существует?
|
5 групп
|
|
|
51
|
Каковы критерии первой группы здоровья?
|
|
Здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций
|
|
52
|
Каковы критерии второй группы здоровья?
|
|
Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, дети; дети со сниженной резистентностью (сопротивляемостью) организма к острым и хроническим заболеваниям (часто болеющие дети). Функциональные возможности детей второй группы снижены. К этой группе относят детей, имеющих нарушения сердечного ритма, функциональный шум в сердце; гипертрофию миндалин 1 степени, избыточную массу тела; астенические проявления, речевые нарушения; незначительное снижение зрения, незначительные нарушения осанки и др.
|
|
53
|
Каковы критерии третьей группы здоровья?
|
|
Дети, у которых имеются хронические заболевания в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма: вегето-сосудистая дистония, кариес зубов, хронический холецистит, ожирение, нейродермит, неврозы, гипертрофия небных миндалин, хронический тонзиллит, сколиоз 1 и II степени, плоскостопие и др.
|
|
54
|
Каковы критерии четвертой группы здоровья?
|
|
Дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями
|
|
55
|
Каковы критерии пятой группы здоровья?
|
|
Дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии декомпенсации со значительно сниженным функционированием систем организма
|
|
56
|
Какова продолжительность и частота групповых и индивидуальных занятий?
|
|
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р. Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут
|
Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник образования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"
|
57
|
Какова продолжительность групповых занятий?
|
|
Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
• с обучающимися, имеющими общее недоразвитие; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее трех раз в неделю.
• с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие речи: нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическими или фонематическими недоразвитиями речи. — не менее двух - трех раз в неделю;
• с обучающимися, имеющими фонетический дефект. — не менее одного—двух раз в неделю;
• с заикающимися обучающимися — не менее трех раз в неделю
|
Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 (Вестник образования, 2001 г. № 2) "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"
|
58
|
Каковы направления деятельности школьной психологической службы?
|
|
К основным направлениям деятельности службы относятся:
— психологическое просвещение;
— психологическая профилактика;
— психологическая диагностика;
— психологическая коррекция;
— консультативная деятельность
|
Утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 (Вестник образования. 1999 г. № 12) "Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"
|
59
|
Что надо понимать под психологической диагностикой?
|
|
Психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностики проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений
|
|
60
|
Что надо понимать под психологической коррекцией?
|
|
Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов
|
|
|
Что надо понимать под консультативной деятельностью?
|
|
Консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования
|
|