АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»
МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА БИОЛОГИИ
«Утверждаю»
Проректор
по образовательной деятельности
Жаксылыкова Г.А.
__________________
«___» __________ 2010ж.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНА: МЕДИЦИНСКАЯ БИОЛОГИЯ, ГЕНЕТИКА, РАДИОБИОЛОГИЯ
Код дисциплины: МВGR 1201
Специальность: 5В110400 - «Медико-профилактическое дело»
Объем часов – 90 (2 кредит)
Курс: 1
Семестр: 2 Экзамен: 2 семестр
Лекции: 10 часов
Практические занятия: 20 часов
СРСП: 30 часов
СРС: 30 часов
Всего– 90 часов (2 кредит)
Астана – 2010
Рабочая программа разработана в соответствии с ГОСО 2009 г. ТУП по дисциплине «Медицинская биология, генетика и радиобиология», по специальности «5В110400 «Медико-профилактическое дело», утвержденной и рекомендованной к изданию Учебно-методической секцией при АО «МУА» по специальностям высшего и послевузовского образования, протокол № 5 от 20 марта 2009 г.
Рабочая программа утверждена и рекомендована на заседании каедры биологии
АО «МУА»
Протокол № 9 от «5» мая 2010 г.
Зав. кафедрой к.м.н., доцент Мамбетпаева Б.С.
Рабочая программа обсуждена на ПМК АО «МУА»
Протокол № «____» _____________ 200__ г.
Председатель ПМК
д.б.н.___________________ Кикимбаева А.А.
Рабочая программа
утверждена на заседнании учебно-методического отдела АО «МУА»
Протокол № «____» _____________ 200__ г.
Председатель УМО
д.м.н. ____________________ Жаксылыкова Г.А.
2. Программа:
2.1 Введение
Медицинская биология и генетика является одной из фундаментальных дисциплин базового медицинского образования. В соответствии с настоящей программой преподавания курса направлено на изучение биологических основ жизнедеятельности человека, составляющих биологическое наследие человека.
Современная медицина вступает в качественно новый этап своего развития, характеризующийся широким использованием последних достижений технических и гуманитарных наук в борьбе за здоровье человека. Определенную роль в решении этой задачи играет медицинская генетика. Проникновение методов медицинской генетики в повседневную работу медицинских специалистов обусловлено тем, что формирование нормальных и патологических признаков обусловлено взаимодействием наследственных и внешнесредовых факторов. Медицинская генетика, расшифровывая это взаимодействие, выясняет конкретные механизмы реализации наследственной конституции человека. Прогресс в диагностике, лечении и профилактике наследственных болезней и заболеваний с наследственным предрасположением связывается ныне с успехами медицинской генетики. Учитывая экологическую обстановку во всем мире, в том числе и в Казахстане, современному медицинскому работнику независимо от его специальности, необходимо быть ориентированным в реакциях живых организмов на разные условия радиационного воздействия.
^ формирование у студентов современных знаний об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма, основ генетики и радиобиологии, и их роли в обеспечении охраны здоровья населения.
^
Дать знания роли молекулярно-генетических и клеточных механизмов функционирования организма в норме и патологии;
Сформировать представления об основных принципах применения современных молекулярно-генетических методов и технологий в теоретической и практической медицине;
Научить распознавать основные признаки наследственных патологий для диагностики и профилактики наиболее распространенных наследственных заболеваний человека;
Дать представления об этических, правовых и гигиенических нормах проведения молекулярно-генетических исследований;
Дать знания о радиоэкологической ситуации в Республике Казахстан, особенности поведения радионуклидов в различных экосистемах.
^
Различия молекулярно-генетических и клеточных уровней организации жизни;
Структурно-функциональную организацию наследственного материала
на генном, хромосомном и геномном уровнях;
механизмы воздействия вредных факторов окружающей среды на организм человека на молекулярно-генетическом уровне;
причины и механизмы возникновения наследственной изменчивости и их роль в формировании наследственной патологии человека и врожденных пороков развития и основных принципов профилактики;
основные принципы применения молекулярно-генетических методов и технологий в медицине;
молекулярно-биологическую и генетическую терминологию на международном языке;
типы и основные характеристики ионизирующих излучений, единицы измерения дозы излучения, о радиочувствительности организма и ее видах;
санитарно-гигиенические требования при работе с радиоизотопами, методы защиты, принципы снижения дозовых нагрузок на население, подвергшееся воздейтсвию радиации;
уметь:
оценивать факторы формирования здоровья и объяснять защитно-приспособительные процессы регуляции и саморегуляции в норме и патологии;
распознавать основные, наиболее распространенные наследственные заболевания человека;
дифференцировать различные типы хромосом и распознавать нормальные и патологические кариотипы человека;
применять генеалогический метод для прогноза наследственных заболеваний человека;
решать задачи на определение экспозиционных, поглощенных и эквивалентных доз.
Пререквизиты и постреквизиты
Пререквизиты: химия, медицинская биофизика, экология и устойчивое развитие.
Постреквизиты: биохимия, патологическая физиология, микробиология.
^
тематический план лекции
№
|
^
|
Форма проведения
|
Продолжительность
|
|
Кредит № 1.
|
|
|
1.
|
Ввдение в медицинскую биологию и генетику. Молекулярные основы наследственности.
|
Обзорная
|
1
|
2
|
Реализация наследственной информации (репликация, транскрипция, трансляция)
|
Обзорная
|
1
|
3
|
Наследственная изменчивость.
Репараця ДНК.
|
Обзорная
|
1
|
4
|
Молекулярно-генетические методы исследования. Геномика. Генная инженерия.
|
Обзорная
|
1
|
5
|
Молекулярно-генетические механизмы регуляции клеточного цикла. Апоптоз.
|
Обзорная
|
1
|
|
Количество часов: 5
|
|
|
|
Кредит №2
|
Форма проведения
|
Сабақтың ұзақтығы
|
1.
|
Введение в общую и медицинскую генетику. Хромосомная теория наследственности.
|
Обзорная
|
1
|
2
|
Наследсвенные болезни человека. Хромосомные болезни человека.
|
Обзорная
|
1
|
3
|
Современные методы диагностики и профилактики налсдественных болезней человека.
|
Обзорная
|
1
|
4
|
Генетика развития. Генетика врожденных пороков развития.
|
Обзорная
|
1
|
5
|
Основы физико-дозиметрической радиобиологии.
|
Обзорная
|
1
|
|
Количество часов:
|
|
5
|
Тематический план практических занятий
№
|
Темы практических занятий
|
Форма проведения
|
Продолжительность
|
|
Кредит № 1
|
|
|
1.
|
Молекулярные основы наследственности
(Нуклеиновые кислоты, виды, строение и функции).
|
Семинар
|
1
|
2
|
Репликация ДНК
|
Семинар,решение ситуац. задач.
|
1
|
3
|
Экспрессия генов: транскрипция.
|
Семинар,решение ситуац. задач.
|
1
|
4
|
Экспрессия генов: трансляция.
|
Семинар,решение ситуац. задач.
|
1
|
5
|
Регуляция экспрессии генов прокариот и эукариот.
|
Семинар,решение ситуац. задач.
|
1
|
6
|
Генетический аппарат клетки.
|
Микроскопирование препаратов.
|
1
|
7
|
Мутации. Классиикации.
|
Семинар,решение ситуац. задач.
|
1
|
8
|
Молекулярно-генетические методы исследования.
|
Семинар,решение ситуац. задач.
|
1
|
9
|
Клеточный цикл и деление клетки. Молекулярногенетические механизмы регуляции клеточного цикла.
|
Микроскопирование препаратов.
|
1
|
10
|
Онкогенетика.
|
Микроскопирование препаратов.
|
1
|
|
Общее количество часов: 10
|
|
|
|
Кредит №2.
|
|
|
1
|
Типы наследования признаков.
|
Семинар,решение ситуац. задач.
|
1
|
2
|
Наследственные болезни человека, классификация, медико-социальное значение.
|
Семинар
|
1
|
3
|
Полигенные и мультифакториальные болезни.
|
Семинар
|
1
|
4
|
Хромосомные болезни.
|
Семинар
|
1
|
5
|
Современные методы диагностики наследственных заболеваний человека.
|
Семинар
|
1
|
6
|
Генетика индивидуального развития.
|
Семинар
|
1
|
7
|
Генетика врожденных пороков развития.
|
Семинар
|
1
|
8
|
Основы популяционной генетики. Популяционно-генетические исследования.
|
Семинар
|
1
|
9
|
Основы экогенетики.
|
Семинар
|
1
|
10
|
Радиочувствительность тканей организма. Радиационные синдромы.
|
Семинар
|
1
|
|
Общее количество часов:
|
|
10
|
План самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
№
|
^
|
Форма проведения
|
Продолжительность
|
|
^
|
|
|
1
|
Молекулярная биология гена.
|
Дискуссии
|
1
|
2
|
Репарация ДНК.
|
Презентация рефератов.
|
1
|
3
|
Посттранскрипционная модификация РНК. Процессинг, сплайсинг.
|
Решение ситуационных задач.
|
1
|
4
|
Уровни генетической регуляции экспрессии генов.
|
Дискуссии
|
1
|
5
|
Посттрансляционная модификация полипептидных цепей. Фолдинг белков.
|
Дискуссии
|
1
|
6
|
Шапероны, их функции в клетке.
|
Решение ситуационных задач.
|
1
|
7
|
Уровни компактизации наслдественного материала в хромосоме.
|
Дискуссии
|
1
|
8
|
Строение, классификация и характеристика хромосом человека.
|
Консультация
|
1
|
9
|
Концевая недорепликация теломерных участков ДНК.
|
Дискуссии
|
1
|
10
|
Мутагенез. Мутагенные факторы
|
Дискуссии
|
1
|
11
|
Гаметогенез.
|
Консультация
|
1
|
12
|
Мейоз. Рекомбинация генетического материала.
|
Дискуссии
|
1
|
13
|
Молекулярные механизмы апоптоза.
|
Дискуссии
|
1
|
14
|
Основы канцерогенеза.
|
Дискуссии
|
1
|
15
|
Рубежный контроль– коллоквиум
|
Дискуссии
|
1
|
|
Общее количество часов:
|
|
15
|
|
Кредит №2.
|
|
1
|
1.
|
Моногенное наследование.
|
Дискуссии
|
1
|
2
|
Сцепленное наследование.
|
Презентация рефератов.
|
1
|
3
|
Взаимодействие аллельных генов.
|
Решение ситуационных задач.
|
1
|
4
|
Взаимодействие неаллельных генов.
|
Дискуссии
|
1
|
5
|
Основы клеточного и генетического механизма индивидуального развития.
|
Дискуссии
|
1
|
6
|
Общая характеристика болезней с наследственной предрасположенностью.
|
Решение ситуационных задач.
|
1
|
7
|
Генные и хромосомные болезни.
|
Дискуссии
|
1
|
8
|
Электронные базы данных наследственных болезней.
|
Консультация
|
1
|
9
|
Методы лабораторной диагностики и профилактики наследственных болезней.
|
Дискуссии
|
1
|
10
|
Медико-генетическое консультирование.
|
Дискуссии
|
1
|
11
|
Геногеография наследственных болезней в популяции.
|
Консультация
|
1
|
12
|
Экологически зависимые болезни человека.
|
Дискуссии
|
1
|
13
|
Модификация радиочувствительности. Теория о механизмах биологического воздействия ионизирующих излучении.
|
Дискуссии
|
1
|
14
|
Последствия ионизирующего излучения. Воздействие радиации на эмбрион и плод.
|
Дискуссии
|
1
|
15
|
Рубежный контроль– коллоквиум
|
Дискуссии
|
1
|
|
Общее количество часов:
|
|
15
|
^
№
|
План самостоятельной работы студентов
|
|
Продолжительность занятий
|
|
^
|
Форма проведения
|
|
1.
|
Особенности генетического аппарата вирусов. ДНК и РНК содержащие вирусы.
|
Реферат
|
1
|
2
|
Теломеры. Теломеразная активность.
|
Реферат
|
1
|
3
|
Молекулярное строение и функции компонентов биологической мембраны клетки.
|
Реферат
|
1
|
4
|
Мембранный транспорт: активный и пассивный. Понятие о везикулярном транспорте.
|
Реферат
|
1
|
5
|
Основы генной инженерии.
|
Реферат
|
1
|
6
|
Трансгенные организмы, применение их в фармации и медицине.
|
Реферат
|
1
|
7
|
Клонирование организмов.
|
Реферат
|
1
|
8
|
Особенности регуляции и периоды передачи сигнала в клетку.
|
Реферат
|
1
|
9
|
Генетика пола. Формирование пола у человека.
|
Реферат
|
1
|
10
|
Двигательные органеллы клетки.
|
Реферат
|
1
|
11
|
Молекулярно-генетические механизмы старения.
|
Реферат
|
1
|
12
|
Программа «Геном человека», перспективы.
|
Реферат
|
1
|
13
|
Биоинформатика.
|
Реферат
|
1
|
14
|
Протеомика и метаболономика
|
Реферат
|
1
|
15
|
Основы молекулярной иммуногенетики.
|
Реферат
|
1
|
|
Общее количество часов:
|
|
15
|
|
^
|
|
|
1
|
Цитоплазматическое наследование.
|
Реферат
|
1
|
2
|
Ассоциация генетических маркеров с мультифакториальными болезнями.
|
Реферат
|
1
|
3
|
Болезни геномного импритинга.
|
Реферат
|
1
|
4
|
Стволовые клетки, медицинское значение.
|
Реферат
|
1
|
5
|
Тератогенез. Тератогенные факторы.
|
Реферат
|
1
|
6
|
Болезни экспансии тринуклеотидных повторов.
|
Реферат
|
1
|
7
|
Митохондриальные болезни.
|
Реферат
|
1
|
8
|
Первичная и вторичная профилактика наследственных заболеваний.
|
Реферат
|
1
|
9
|
Пероксисомные и прионные болезни
|
Реферат
|
1
|
10
|
Геногеография наследственных болезней человека.
|
Реферат
|
1
|
11
|
Радиационный фон Земли. Генетические последствия загрязнения окружающей среды в Казахстане.
|
Реферат
|
1
|
12
|
Радиационное поражнеие нуклеиновых кислот.
|
Реферат
|
1
|
13
|
Контроль радиационной безопасности.
|
Реферат
|
1
|
14
|
Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности.
|
Реферат
|
1
|
15
|
Радиационные аварии
|
Реферат
|
1
|
|
Общее количество часов:
|
|
15
|
^
- устный и письменный опрос, семинары, решение тестов и ситуационных задач, работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами, микроскопия препаратов, работа в малых группах, деловые игры, разбор и обсуждение случаев, моделирование ситуаций.
^
Работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, работа в малых группах, решение ситуационных задач, консультации, дискуссии, презетации рефератов, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий.
^ работа с литературой, составление, решение ситуационных задач; составление глоссария, алгоритмов диагностики и профилактики заболеваний, составление, решение тестовых заданий, подготовка и защита научных рефератов, эссе, подготовка презентаций, составление клинического случая.
^
Текущий контроль: тестирование, письменный/устный опрос, программированный контроль, решение ситуационных задач, проверка оформления результатов выполнения заданий и т.д., самооценка и групповая оценка при работе в малых группах.
Рубежный контроль: коллоквиум.
Итоговый контроль: экзамен.
^
Е.Ө.Қуандықов, С.А.Әбілаев. Медициналық биология және генетика. Алматы. 2006.
Аманжолова Л.Е. Жалпы және медициналық генетика негіздері. Алматы. 2006. –261б.
Медициналық биология және генетика. / Қуандықов Е.Ө. редакциясында, Алматы, 2004.
Дополнительная:
Стамбеков С.Ж. Генетика. Новосибирск, 2002, 467 б.
Қазымбет П.К., Аманжолова Л.Е., Нұртаев Қ.С. Медициналық биология. Алматы, 2002, 350 б.
На русском языке
Основная:
Биология. Учебник. / Под ред.В.Н. Ярыгина. Кн. 1,2. М. Высшая школа.2004.
П.К. Казымбет, Э.П. Мироедова. Биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Часть I,II. Астана. 2006, 2007.
Медицинская биология и генетика./ Под редакцией Куандыкова Е.У. Алматы, 2004.
Генетика. Под. Ред. Иванова В.И. М. ИЦК «Академкнига», 2006, 446 с.
Ярмоненко С.П., «Радиобиология человека и животных», М. «Высшая школа», 2004 г.
Дополнительная:
Биология: Учеб-метод. пос. для студ. мед. вузов /В.П. Иванов, Л.А. Гребенник, А.И. Кириленко. – Курск: Издательство Курск ГМУ, 2003. – 374с.
Пехов А.П. Биология и общая генетика: Учебник. – Санкт-Петербург, Москва, Ростов: Лань, 2006. – 640с.
Медицинская паразитология: Учеб. пос. для мед. вузов /Е.Н. Барышников. – М.: ВЛАДОСпресс, 2005. – 144с.
Вопросы и задачи по общей биологии и общей медицинской генетике / Учеб. пос. для мед. вузов /Под редакцией А.В. Иткеса. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 160с.
На английском языке:
J.H. Postlethwait, J.L. Hopson, R.C. Veres Biology.
Bringing science to life. – USA. – Mc Graw-Hill, Inc. – 1991. – 614 p.
T.A. Brown. Genetics a molecular approach. – Chapman and Hall, 1990.
Biology. Selvam J. – Deli. – 1992.
Mange E.J., Mange A.P. Bsic Human Genetics Second Edition, – 1998, – 456
Форма №1
Протокол согласования рабочей программы по дисциплине «Медицинская генетика, биология, радиобиология» с другими дисциплинами
на 2010-2011 учебный год.
Дисциплины согласования
|
Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.
|
Номера протоколов и даты заседаний кафедр, участвующих в согласовании
|
1
|
2
|
3
|
^
Кафедра информатики, математики с курсом медбиофизики
|
Строение, структура и свойства биологических мембран.
|
Протокол №
От 2010г. каф. информатики, математики с курсом медбиофизики
|
Постреквизиты:
Микробиология, вирусология
Кафедра общей и
биологической химии
Патофизиология
|
Генная инженерия. ДНК-технологии
Основы клеточной химии.
Макромолекулы клетки: углеводы, липиды, белки. Матричные синтезы
Ферментные системы.
Основы клеточной патологии.
Патология наследственности.
Наследственные синдромы
|
Протокол №
От 2010г. каф. микробиология, вирусологии им. Ш.И. Сарбасовой
Протокол №
От 2010г. Каф. Общей и биологической химии
Протокол №
От 2010г
Каф. патофизиологии им. В.Г. Корпачева
|
Зав. кафедрой информатики, математики
с курсом медбиофизики, доцент _______________ Чудиновских В.Р.
Зав. кафедрой микробиологии,
вирусологии им. Ш.И. Сарбасовой, д.м.н.: _____________ Дусмагамбетов М.У.
Зав. кафедрой общей
и биологической химии, д.х.н., профессор ______________ Сейтембетова А.Ж
Зав. кафедрой патофизиологии
им. В.Г. Корпачева, д.м.н.: ______________ Тажибаева Д.С.
|