Рабочая программа дисциплина: медицинская биология, генетика, радиобиология код дисциплины: мвgr 1201 icon

Рабочая программа дисциплина: медицинская биология, генетика, радиобиология код дисциплины: мвgr 1201





Скачать 232.31 Kb.
Название Рабочая программа дисциплина: медицинская биология, генетика, радиобиология код дисциплины: мвgr 1201
Дата 28.03.2013
Размер 232.31 Kb.
Тип Рабочая программа
АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»

МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БИОЛОГИИ


«Утверждаю»

Проректор

по образовательной деятельности

Жаксылыкова Г.А.

__________________

«___» __________ 2010ж.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ДИСЦИПЛИНА: МЕДИЦИНСКАЯ БИОЛОГИЯ, ГЕНЕТИКА, РАДИОБИОЛОГИЯ

Код дисциплины: МВGR 1201


Специальность: 5В110400 - «Медико-профилактическое дело»


Объем часов – 90 (2 кредит)


Курс: 1

Семестр: 2 Экзамен: 2 семестр

Лекции: 10 часов

Практические занятия: 20 часов

СРСП: 30 часов

СРС: 30 часов

Всего– 90 часов (2 кредит)


Астана – 2010

Рабочая программа разработана в соответствии с ГОСО 2009 г. ТУП по дисциплине «Медицинская биология, генетика и радиобиология», по специальности «5В110400 «Медико-профилактическое дело», утвержденной и рекомендованной к изданию Учебно-методической секцией при АО «МУА» по специальностям высшего и послевузовского образования, протокол № 5 от 20 марта 2009 г.


Рабочая программа утверждена и рекомендована на заседании каедры биологии

АО «МУА»

Протокол № 9 от «5» мая 2010 г.


Зав. кафедрой к.м.н., доцент Мамбетпаева Б.С.


Рабочая программа обсуждена на ПМК АО «МУА»

Протокол № «____» _____________ 200__ г.


Председатель ПМК

д.б.н.___________________ Кикимбаева А.А.


Рабочая программа

утверждена на заседнании учебно-методического отдела АО «МУА»


Протокол № «____» _____________ 200__ г.


Председатель УМО

д.м.н. ____________________ Жаксылыкова Г.А.


2. Программа:

2.1 Введение

Медицинская биология и генетика является одной из фундаментальных дисциплин базового медицинского образования. В соответствии с настоящей программой преподавания курса направлено на изучение биологических основ жизнедеятельности человека, составляющих биологическое наследие человека.

Современная медицина вступает в качественно новый этап своего развития, характеризующийся широким использованием последних достижений технических и гуманитарных наук в борьбе за здоровье человека. Определенную роль в решении этой задачи играет медицинская генетика. Проникновение методов медицинской генетики в повседневную работу медицинских специалистов обусловлено тем, что формирование нормальных и патологических признаков обусловлено взаимодействием наследственных и внешнесредовых факторов. Медицинская генетика, расшифровывая это взаимодействие, выясняет конкретные механизмы реализации наследственной конституции человека. Прогресс в диагностике, лечении и профилактике наследственных болезней и заболеваний с наследственным предрасположением связывается ныне с успехами медицинской генетики. Учитывая экологическую обстановку во всем мире, в том числе и в Казахстане, современному медицинскому работнику независимо от его специальности, необходимо быть ориентированным в реакциях живых организмов на разные условия радиационного воздействия.

^ 2.2 Цель дисциплины: формирование у студентов современных знаний об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма, основ генетики и радиобиологии, и их роли в обеспечении охраны здоровья населения.

^ 2.3 Задачи дисциплины:

  • Дать знания роли молекулярно-генетических и клеточных механизмов функционирования организма в норме и патологии;

  • Сформировать представления об основных принципах применения современных молекулярно-генетических методов и технологий в теоретической и практической медицине;

  • Научить распознавать основные признаки наследственных патологий для диагностики и профилактики наиболее распространенных наследственных заболеваний человека;

  • Дать представления об этических, правовых и гигиенических нормах проведения молекулярно-генетических исследований;

  • Дать знания о радиоэкологической ситуации в Республике Казахстан, особенности поведения радионуклидов в различных экосистемах.



^ 2.4 Конечные результаты обучения

Студент должен знать:


  • Различия молекулярно-генетических и клеточных уровней организации жизни;

  • Структурно-функциональную организацию наследственного материала

на генном, хромосомном и геномном уровнях;

механизмы воздействия вредных факторов окружающей среды на организм человека на молекулярно-генетическом уровне;

  • причины и механизмы возникновения наследственной изменчивости и их роль в формировании наследственной патологии человека и врожденных пороков развития и основных принципов профилактики;

  • основные принципы применения молекулярно-генетических методов и технологий в медицине;

  • молекулярно-биологическую и генетическую терминологию на международном языке;

  • типы и основные характеристики ионизирующих излучений, единицы измерения дозы излучения, о радиочувствительности организма и ее видах;

  • санитарно-гигиенические требования при работе с радиоизотопами, методы защиты, принципы снижения дозовых нагрузок на население, подвергшееся воздейтсвию радиации;



уметь:

  • оценивать факторы формирования здоровья и объяснять защитно-приспособительные процессы регуляции и саморегуляции в норме и патологии;

  • распознавать основные, наиболее распространенные наследственные заболевания человека;

  • дифференцировать различные типы хромосом и распознавать нормальные и патологические кариотипы человека;

  • применять генеалогический метод для прогноза наследственных заболеваний человека;

  • решать задачи на определение экспозиционных, поглощенных и эквивалентных доз.



Пререквизиты и постреквизиты



    1. Пререквизиты: химия, медицинская биофизика, экология и устойчивое развитие.

    2. Постреквизиты: биохимия, патологическая физиология, микробиология.

^ 2.7 Тематический план занятий

тематический план лекции



^

Темы лекции


Форма проведения

Продолжительность



Кредит № 1.








1.

Ввдение в медицинскую биологию и генетику. Молекулярные основы наследственности.

Обзорная

1

2

Реализация наследственной информации (репликация, транскрипция, трансляция)

Обзорная

1

3

Наследственная изменчивость.

Репараця ДНК.

Обзорная

1

4

Молекулярно-генетические методы исследования. Геномика. Генная инженерия.

Обзорная

1

5


Молекулярно-генетические механизмы регуляции клеточного цикла. Апоптоз.

Обзорная

1




Количество часов: 5













Кредит №2

Форма проведения

Сабақтың ұзақтығы

1.

Введение в общую и медицинскую генетику. Хромосомная теория наследственности.

Обзорная

1

2

Наследсвенные болезни человека. Хромосомные болезни человека.

Обзорная

1

3

Современные методы диагностики и профилактики налсдественных болезней человека.

Обзорная

1

4

Генетика развития. Генетика врожденных пороков развития.

Обзорная

1

5

Основы физико-дозиметрической радиобиологии.

Обзорная

1




Количество часов:




5


Тематический план практических занятий




Темы практических занятий


Форма проведения

Продолжительность




Кредит № 1







1.

Молекулярные основы наследственности

(Нуклеиновые кислоты, виды, строение и функции).

Семинар

1

2

Репликация ДНК

Семинар,решение ситуац. задач.

1

3

Экспрессия генов: транскрипция.

Семинар,решение ситуац. задач.

1

4

Экспрессия генов: трансляция.

Семинар,решение ситуац. задач.

1

5

Регуляция экспрессии генов прокариот и эукариот.

Семинар,решение ситуац. задач.

1

6

Генетический аппарат клетки.


Микроскопирование препаратов.

1

7

Мутации. Классиикации.

Семинар,решение ситуац. задач.

1

8

Молекулярно-генетические методы исследования.

Семинар,решение ситуац. задач.

1

9

Клеточный цикл и деление клетки. Молекулярногенетические механизмы регуляции клеточного цикла.

Микроскопирование препаратов.

1

10

Онкогенетика.

Микроскопирование препаратов.

1




Общее количество часов: 10










Кредит №2.







1

Типы наследования признаков.

Семинар,решение ситуац. задач.

1

2

Наследственные болезни человека, классификация, медико-социальное значение.

Семинар

1

3

Полигенные и мультифакториальные болезни.

Семинар

1

4

Хромосомные болезни.

Семинар

1

5

Современные методы диагностики наследственных заболеваний человека.

Семинар

1

6

Генетика индивидуального развития.

Семинар

1

7

Генетика врожденных пороков развития.

Семинар

1

8

Основы популяционной генетики. Популяционно-генетические исследования.

Семинар

1

9

Основы экогенетики.

Семинар

1

10

Радиочувствительность тканей организма. Радиационные синдромы.

Семинар

1




Общее количество часов:




10


План самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя


^

Темы самостоятельной работы под руководством преподавателя


Форма проведения

Продолжительность



^

Кредит № 1.








1

Молекулярная биология гена.

Дискуссии

1

2

Репарация ДНК.


Презентация рефератов.

1

3

Посттранскрипционная модификация РНК. Процессинг, сплайсинг.

Решение ситуационных задач.

1

4

Уровни генетической регуляции экспрессии генов.

Дискуссии

1

5

Посттрансляционная модификация полипептидных цепей. Фолдинг белков.

Дискуссии

1

6

Шапероны, их функции в клетке.

Решение ситуационных задач.

1

7

Уровни компактизации наслдественного материала в хромосоме.

Дискуссии

1

8

Строение, классификация и характеристика хромосом человека.

Консультация

1

9

Концевая недорепликация теломерных участков ДНК.

Дискуссии

1

10

Мутагенез. Мутагенные факторы

Дискуссии

1

11

Гаметогенез.

Консультация

1

12

Мейоз. Рекомбинация генетического материала.

Дискуссии

1

13

Молекулярные механизмы апоптоза.

Дискуссии

1

14

Основы канцерогенеза.

Дискуссии

1

15

Рубежный контроль– коллоквиум

Дискуссии

1




Общее количество часов:




15




Кредит №2.




1


1.

Моногенное наследование.

Дискуссии

1

2

Сцепленное наследование.

Презентация рефератов.

1

3

Взаимодействие аллельных генов.

Решение ситуационных задач.

1

4

Взаимодействие неаллельных генов.

Дискуссии

1

5

Основы клеточного и генетического механизма индивидуального развития.

Дискуссии

1

6

Общая характеристика болезней с наследственной предрасположенностью.

Решение ситуационных задач.

1

7

Генные и хромосомные болезни.

Дискуссии

1

8

Электронные базы данных наследственных болезней.

Консультация

1

9

Методы лабораторной диагностики и профилактики наследственных болезней.

Дискуссии

1

10

Медико-генетическое консультирование.

Дискуссии

1

11

Геногеография наследственных болезней в популяции.

Консультация

1

12

Экологически зависимые болезни человека.

Дискуссии

1

13

Модификация радиочувствительности. Теория о механизмах биологического воздействия ионизирующих излучении.

Дискуссии

1

14

Последствия ионизирующего излучения. Воздействие радиации на эмбрион и плод.

Дискуссии

1

15

Рубежный контроль– коллоквиум

Дискуссии

1




Общее количество часов:




15


^ План самостоятельной работы студентов (СРС)




План самостоятельной работы студентов




Продолжительность занятий




^ Кредит №1.

Форма проведения




1.

Особенности генетического аппарата вирусов. ДНК и РНК содержащие вирусы.

Реферат

1

2

Теломеры. Теломеразная активность.

Реферат

1

3

Молекулярное строение и функции компонентов биологической мембраны клетки.

Реферат

1

4

Мембранный транспорт: активный и пассивный. Понятие о везикулярном транспорте.

Реферат

1

5

Основы генной инженерии.

Реферат

1

6

Трансгенные организмы, применение их в фармации и медицине.

Реферат

1

7

Клонирование организмов.

Реферат

1

8

Особенности регуляции и периоды передачи сигнала в клетку.

Реферат

1

9

Генетика пола. Формирование пола у человека.

Реферат

1

10

Двигательные органеллы клетки.

Реферат

1

11

Молекулярно-генетические механизмы старения.

Реферат

1

12

Программа «Геном человека», перспективы.

Реферат

1

13

Биоинформатика.

Реферат

1

14

Протеомика и метаболономика

Реферат

1

15

Основы молекулярной иммуногенетики.

Реферат

1




Общее количество часов:




15




^ Кредит №2.







1

Цитоплазматическое наследование.

Реферат

1

2

Ассоциация генетических маркеров с мультифакториальными болезнями.

Реферат

1

3

Болезни геномного импритинга.

Реферат

1

4

Стволовые клетки, медицинское значение.

Реферат

1

5

Тератогенез. Тератогенные факторы.

Реферат

1

6

Болезни экспансии тринуклеотидных повторов.

Реферат

1

7

Митохондриальные болезни.

Реферат

1

8

Первичная и вторичная профилактика наследственных заболеваний.

Реферат

1

9

Пероксисомные и прионные болезни

Реферат

1

10

Геногеография наследственных болезней человека.

Реферат

1

11

Радиационный фон Земли. Генетические последствия загрязнения окружающей среды в Казахстане.

Реферат

1

12

Радиационное поражнеие нуклеиновых кислот.

Реферат

1

13

Контроль радиационной безопасности.

Реферат

1

14

Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности.

Реферат

1

15

Радиационные аварии

Реферат

1




Общее количество часов:




15



^ 2.8 Методы обучения и преподавания

  • Лекции: обзорные и проблемные

  • Практические занятия:
    устный и письменный опрос, семинары, решение тестов и ситуационных задач, работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами, микроскопия препаратов, работа в малых группах, деловые игры, разбор и обсуждение случаев, моделирование ситуаций.

  • ^ Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя:

  • Работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, работа в малых группах, решение ситуационных задач, консультации, дискуссии, презетации рефератов, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий.

  • ^ Самостоятельная работа студентов: работа с литературой, составление, решение ситуационных задач; составление глоссария, алгоритмов диагностики и профилактики заболеваний, составление, решение тестовых заданий, подготовка и защита научных рефератов, эссе, подготовка презентаций, составление клинического случая.

^ 2.9 Методы оценки знаний.

Текущий контроль: тестирование, письменный/устный опрос, программированный контроль, решение ситуационных задач, проверка оформления результатов выполнения заданий и т.д., самооценка и групповая оценка при работе в малых группах.

Рубежный контроль: коллоквиум.

Итоговый контроль: экзамен.


^ 2.10 Рекомендуемая литература

Основная:


  1. Е.Ө.Қуандықов, С.А.Әбілаев. Медициналық биология және генетика. Алматы. 2006.

  2. Аманжолова Л.Е. Жалпы және медициналық генетика негіздері. Алматы. 2006. –261б.

  3. Медициналық биология және генетика. / Қуандықов Е.Ө. редакциясында, Алматы, 2004.

Дополнительная:

  1. Стамбеков С.Ж. Генетика. Новосибирск, 2002, 467 б.

  2. Қазымбет П.К., Аманжолова Л.Е., Нұртаев Қ.С. Медициналық биология. Алматы, 2002, 350 б.

На русском языке

Основная:

  1. Биология. Учебник. / Под ред.В.Н. Ярыгина. Кн. 1,2. М. Высшая школа.2004.

  2. П.К. Казымбет, Э.П. Мироедова. Биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Часть I,II. Астана. 2006, 2007.

  3. Медицинская биология и генетика./ Под редакцией Куандыкова Е.У. Алматы, 2004.

  4. Генетика. Под. Ред. Иванова В.И. М. ИЦК «Академкнига», 2006, 446 с.

  5. Ярмоненко С.П., «Радиобиология человека и животных», М. «Высшая школа», 2004 г.


Дополнительная:

  1. Биология: Учеб-метод. пос. для студ. мед. вузов /В.П. Иванов, Л.А. Гребенник, А.И. Кириленко. – Курск: Издательство Курск ГМУ, 2003. – 374с.

  2. Пехов А.П. Биология и общая генетика: Учебник. – Санкт-Петербург, Москва, Ростов: Лань, 2006. – 640с.

  3. Медицинская паразитология: Учеб. пос. для мед. вузов /Е.Н. Барышников. – М.: ВЛАДОСпресс, 2005. – 144с.

  4. Вопросы и задачи по общей биологии и общей медицинской генетике / Учеб. пос. для мед. вузов /Под редакцией А.В. Иткеса. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 160с.


На английском языке:

  1. J.H. Postlethwait, J.L. Hopson, R.C. Veres Biology.

  2. Bringing science to life. – USA. – Mc Graw-Hill, Inc. – 1991. – 614 p.

  3. T.A. Brown. Genetics a molecular approach. – Chapman and Hall, 1990.

  4. Biology. Selvam J. – Deli. – 1992.

  5. Mange E.J., Mange A.P. Bsic Human Genetics Second Edition, – 1998, – 456



Форма №1

Протокол согласования рабочей программы по дисциплине «Медицинская генетика, биология, радиобиология» с другими дисциплинами

на 2010-2011 учебный год.



Дисциплины согласования

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Номера протоколов и даты заседаний кафедр, участвующих в согласовании

1

2

3

^ Смежные дисциплины:

Кафедра информатики, математики с курсом медбиофизики





Строение, структура и свойства биологических мембран.





Протокол №

От 2010г. каф. информатики, математики с курсом медбиофизики

Постреквизиты:

Микробиология, вирусология


Кафедра общей и

биологической химии


Патофизиология





Генная инженерия. ДНК-технологии


Основы клеточной химии.

Макромолекулы клетки: углеводы, липиды, белки. Матричные синтезы

Ферментные системы.


Основы клеточной патологии.

Патология наследственности.

Наследственные синдромы





Протокол №

От 2010г. каф. микробиология, вирусологии им. Ш.И. Сарбасовой


Протокол №

От 2010г. Каф. Общей и биологической химии

Протокол №

От 2010г

Каф. патофизиологии им. В.Г. Корпачева


Зав. кафедрой информатики, математики

с курсом медбиофизики, доцент _______________ Чудиновских В.Р.


Зав. кафедрой микробиологии,

вирусологии им. Ш.И. Сарбасовой, д.м.н.: _____________ Дусмагамбетов М.У.


Зав. кафедрой общей

и биологической химии, д.х.н., профессор ______________ Сейтембетова А.Ж


Зав. кафедрой патофизиологии

им. В.Г. Корпачева, д.м.н.: ______________ Тажибаева Д.С.





Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа дисциплина: медицинская биология, генетика, радиобиология код дисциплины: мвgr 1201 icon Рабочая программа дисциплины «общая биология» Код дисциплины по учебному плану ен. Ф. 5

Рабочая программа дисциплина: медицинская биология, генетика, радиобиология код дисциплины: мвgr 1201 icon Рабочая программа дисциплины «биология клетки» (биохимия) Код дисциплины по учебному плану опд. Ф

Рабочая программа дисциплина: медицинская биология, генетика, радиобиология код дисциплины: мвgr 1201 icon Рабочая программа дисциплины «иммунохимия и медицинская микробиология» Код дисциплины по учебному

Рабочая программа дисциплина: медицинская биология, генетика, радиобиология код дисциплины: мвgr 1201 icon Учебно-методический комплекс дисциплина: молекулярная биология и медицинская генетика специальность

Рабочая программа дисциплина: медицинская биология, генетика, радиобиология код дисциплины: мвgr 1201 icon Пояснительная записка Медицинская биология и общая генетика естественнонаучная дисциплина, характеризующаяся
В. Э. Бутвиловский, заведующий кафедрой биологии Учреждения образования «Белорусский государственный...
Рабочая программа дисциплина: медицинская биология, генетика, радиобиология код дисциплины: мвgr 1201 icon Рабочая программа дисциплины «антропология» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 4

Рабочая программа дисциплина: медицинская биология, генетика, радиобиология код дисциплины: мвgr 1201 icon Рабочая программа дисциплины «человек» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 7

Рабочая программа дисциплина: медицинская биология, генетика, радиобиология код дисциплины: мвgr 1201 icon Рабочая программа дисциплины «организмы и среда» Код дисциплины по учебному плану опд. Р1

Рабочая программа дисциплина: медицинская биология, генетика, радиобиология код дисциплины: мвgr 1201 icon Рабочая программа дисциплины «Цитология и гистология» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 1

Рабочая программа дисциплина: медицинская биология, генетика, радиобиология код дисциплины: мвgr 1201 icon Рабочая программа дисциплины «основы иммунологии» Код дисциплины по учебному плану опд. Р. 2

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы