Пояснительная записка Медицинская биология и общая генетика естественнонаучная дисциплина, характеризующаяся быстрым ростом icon

Пояснительная записка Медицинская биология и общая генетика естественнонаучная дисциплина, характеризующаяся быстрым ростом





Скачать 341.59 Kb.
Название Пояснительная записка Медицинская биология и общая генетика естественнонаучная дисциплина, характеризующаяся быстрым ростом
Дата конвертации 04.04.2013
Размер 341.59 Kb.
Тип Пояснительная записка


СоставителИ:

В.Э.Бутвиловский, заведующий кафедрой биологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Р.Г.Заяц, профессор кафедры биологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, профессор;

В.В.Давыдов, доцент кафедры биологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат биологических наук, доцент.

Рецензенты:

Кафедра медицинской биологии и общей генетики Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»;

М.С. Морозик, декан факультета экологической медицины, Учреждения образования «Международный государственный экологический университет имени А.Д.Сахарова», кандидат биологических наук, профессор.

^ Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой биологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 17 от 02.05.2008 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 19.05.2008 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 01 Лечебное дело учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 3 от 20.05.2008 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 02 Педиатрия учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 4 от 21.05.2008 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 5 от 22.05.2008 г.).

Ответственный за выпуск:

^ Пояснительная записка

Медицинская биология и общая генетика – естественнонаучная дисциплина, характеризующаяся быстрым ростом фундаментальных и прикладных знаний. Человек является и биологическим, и социальным существом; изучение его как биологического существа, подчиняющегося основным общебиологическим законам, и составляет основной принцип изучения биологии в медицинском вузе. Необходимость разработки программы по медицинской биологии и общей генетике для специальностей медицинского образования связана с утверждением новых типовых учебных планов для этих специальностей и появлением новых научных данных, особенно в молекулярной биологии и генетике.

В основу данной программы положены следующие нормативные документы:

- Образовательные стандарты по специальностям высшего медицинского образования первой ступени, утвержденные и введенные в действие Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 40 от 02.05.2008г:

1-79 01 01 Лечебное дело (регистрационный № ОС РБ 1-79 01 01-2008);

1-79 01 02 Педиатрия (регистрационный № ОС РБ 1-79 01 02-2008);

1-79 01 03 Медико-профилактическое дело (регистрационный № ОС РБ 1-79 01 03-2008).

- Типовые учебные планы по специальностям (специализациям) высшего медицинского образования, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008г:

1-79 01 01 Лечебное дело (регистрационный № L 79-005/тип);

1-79 01 01 01 Военно-медицинское дело (регистрационный № L 79-006/тип);

1-79 01 02 Педиатрия (регистрационный № L 79-007/тип);

1-79 01 03 Медико-профилактическое дело (регистрационный № L 79-008/тип).

Изучение биологических особенностей человека проводится на различных уровнях организации живого, что создает фундамент для последующих обще-профессиональных и специальных дисциплин.

^ Разделы курса соответствуют уровням организации живого.

Раздел I. «Молекулярно-генетический уровень организации живого» посвящен изучению структуры и функции генетических макромолекул, экспрессия генов у про- и эукариот. Изучаются основы генной инженерии и клонирования организмов.

Раздел II. Клеточный уровень организации живого» посвящен изучению функциональной цитологии. Изучается клеточная пролиферация, строение и классификация хромосом человека, содержание и распределение генетического материала у про- и эукариот в митотическом цикле, потоки вещества, энергии и информации в клетке.

Раздел III. «Онтогенетический (организменный) уровень организации» направлен на изучение размножения организмов и особенностей репродукции человека, эмбрионального и постэмбрионального онтогенеза, генетических основ дифференцировки, механизмов гомеостаза, биологических и морально-этических аспектов трансплантации тканей и органов. Рассматриваются закономерности наследственности и изменчивости, основы медицинской генетики и медико-генетического консультирования.

Раздел IV. «Популяционно-видовой уровень организации» включает изучение популяционной структуры человечества и специфичность действия эволюционных факторов на человеческие популяции.

Раздел V. На «Биосферно-биогеоценотическом уровне организации» изучают закономерности формирования и развития биогеоценозов и биосферы в целом, вопросы общей экологии и антропоэкологии. Особое внимание уделяется взаимоотношениям между живыми организмами, медицинской паразитологии, диагностике и профилактике паразитарных инвазий и инфестаций.

Интеграция отдельных разделов программы в систематический курс достигается развитием представлений об универсальности проявлений жизни, что особенно характерно для молекулярно-генетического, клеточного и организменного уровней организации живого.

Медицинская биология и генетика является комплексной дисциплиной, имеющей широкие межпредметные связи.

^ Перечень вопросов по смежным дисциплинам:

Биоорганическая химия. Строение мембран. Избирательная проницаемость мембран. Способы поступления веществ в клетку. Наследственный аппарат клеток человека: характеристика ДНК, участки с уникальными и повторяющимися последовательностями нуклеотидов, их функциональное значение. Кодирование и реализация биологической информации в клетке. Кодовая система ДНК. Ген – функциональная единица наследственности. Свойства гена. Классификация генов: структурные, функциональные и модуляторы. Этапы биосинтеза белка.

Микробиология, вирусология и иммунология. Морфофизиологические особенности прокариот. Механизмы клеточного деления у прокариот. Половой процесс у прокариот. Понятие о наследственности и изменчивости на модели прокариот. Особенности строения генетического аппарата бактерий. Генная инженерия. Методы генетического анализа (трансформация и трансдукция). Виды экологических связей. Пути и механизмы передачи инфекции и инвазии.

Гистология, цитология и эмбриология. Правила и методика работы со световым микроскопом. Люминисцентная, фазовоконтрастная, электронная микроскопия. Исторические этапы развития учения о клетке, создание клеточной теории. Морфология клетки и ее составных компонентов и их функций. Размножение человека. Размножение клеток. Митоз, амитоз. Половые клетки, их строение. Классификация яйцеклеток. Гаметогенез. Этапы развития зародыша. Источники морфогенеза, ход эмбрионального развития.

Дерматовенерология. Таксономия, морфология и жизненный цикл чесоточного клеща, головной и лобковой вши. Патогенез, клиника и профилактика скабиоза, педикулеза и фтириоза. Таксономия, морфология и жизненный цикл лейшманий. Патогенез, клиника и профилактика кожного лейшманиоза. Таксономия, морфология и жизненный цикл влагалищной трихомонады. Патогенез, клиника и профилактика урогенитального трихомоноза.

Инфекционные болезни. Патогенез, клиника, диагностика и профилактика амебиаза, трипаносомозов, лейшманиозов, лямблиоза, малярии, токсоплазмоза, балантидиаза. Патогенез, клиника, диагностика и профилактика гельминтозов (фасциолеза, описторхоза, парагонимоза, шистосомозов, тениидозов и цистицеркоза, гименолепидоза, дифиллоботриоза, эхинококкоза и альвеококкоза, аскаридоза и трихоцефалеза, энтеробиоза, анкилостомидозов и стронгилоидоза, филяриатозов, дракункулеза и трихинеллеза.

Педиатрия. Составление и анализ родословных. Патогенез, клиника и диагностика протозоонозов детей. Патогенез, клиника и диагностика гельминтозов детей.

Детские инфекционные болезни. Патогенез, клиника, диагностика и профилактика амебиаза, трипаносомозов, лейшманиозов, лямблиоза, малярии, токсоплазмоза, балантидиаза. Патогенез, клиника, диагностика и профилактика гельминтозов (фасциолеза, описторхоза, парагонимоза, шистосомозов, тениидозов и цистицеркоза, гименолепидоза, дифиллоботриоза, эхинококкоза и альвеококкоза, аскаридоза и трихоцефалеза, энтеробиоза, анкилостомидозов и стронгилоидоза, филяриатозов, дракункулеза и трихинеллеза.

Общая гигиена. Проблемы антропогенного загрязнения окружающей среды и способы его предупреждения. Охрана окружающей среды. Человек и биосфера. Валеология — наука о здоровье человека. Рациональный образ жизни, избавление от вредных привычек, активный образ жизни, полноценное и физиологически сбалансированное питание.

^ Основная цель дисциплины: обеспечить современный уровень знаний общебиологических закономерностей и уровней организации живого, положения человека в системе природы, его особенностей как биологического и социального существа и его взаимоотношения с окружающей средой; паразитических видов животных и ядовитых видов организмов и их медицинского значения.

Основные задачи дисциплины:

  • изучить молекулярно-генетический уровень организации живого;

  • изучить потоки вещества, энергии и информации в клетке;

  • изучить основы генной инженерии и клонирования организмов;

  • изучить закономерности наследственности и изменчивости;

  • изучить основы общей и медицинской генетики человека;

  • изучить размножение организмов и особенности репродукции человека;

  • изучить онтогенез и генетические механизмы дифференцировки;

  • изучить специфичность действия эволюционных факторов на популяционно-видовом уровне;

  • изучить биоценотические связи между организмами, основы общей экологии и антропоэкологии, экологической и медицинской паразитологии, этапы эволюции биосферы.

Программа предполагает профилизацию преподавания дисциплины в соответствии с Образовательными стандартами специальностей:

1 - 79 01 01 Лечебное дело – изучение биологии организма взрослого человека, наследственной и врожденной патологии, проявляющейся у взрослых, паразитарным заболеваниям, характерным для организма взрослого человека, методам их диагностики и профилактики; подбору соответствующих примеров, ситуационных задач и иллюстративного материала;

1 - 79 01 02 Педиатрия – изучение биологии детского организма, наследственной и врожденной патологии, проявляющейся у детей, паразитарным заболеваниям (особенно болезням «грязных рук»), характерным для детского населения, методам их диагностики и профилактики; подбору соответствующих примеров, ситуационных задач и иллюстративного материала;

1 - 79 01 03 Медико-профилактическое дело – изучение вопросов валеологии, охраны окружающей среды, профилактики наследственной и врожденной патологии человека, паразитарных заболеваний; подбору соответствующих примеров, ситуационных задач и иллюстративного материала.

^ Требования к освоению дисциплины.

Студент должен знать:

  • общебиологические закономерности и уровни организации живого, положение человека в системе природы, особенности его как биологического существа и его взаимоотношения с окружающей природой; паразитические виды животных и ядовитые виды организмов и их медицинское значение;

  • поток вещества, энергии и информации в клетке;

  • закономерности наследования нормальных и патологических признаков у человека;

  • основные виды изменчивости и их проявления у человека;

  • особенности репродукции человека;

  • особенности пре- и постнатального онтогенеза у человека; биологические аспекты старения и смерти;

  • филогенез основных систем органов человека, механизмы возникновения онтофилогенетически обусловленных пороков развития;

  • особенности регенерации у человека; проблемы трансплантации органов и тканей;

  • основы биоритмологии и ее медицинские аспекты;

  • формы биотических связей в природе; взаимоотношения паразита и хозяина на организменном и популяционном уровнях;

  • особенности морфологии, циклов развития, путей заражения человека, патогенное действие основных паразитических протистов, гельминтов и членистоногих; методы диагностики и профилактики вызываемых ими заболеваний.

Студент должен уметь:

  • решать ситуационные задачи на законы Г. Менделя, взаимодействие и сцепление генов, по молекулярной эволюции, генетике и паразитологии;

  • строить и анализировать родословные, давать заключение о типе наследования и вероятности рождения больного ребенка;

  • рекомендовать методы пренатальной диагностики наследственной патологии у человека;

  • вычислять по формуле Хольцингера процентное соотношение наследственных и средовых факторов; рассчитывать частоты генов в популяциях людей по формуле закона Харди–Вайнберга;

Студент должен овладеть навыками:

  • работы с оптическими приборами (лупа, световой микроскоп);

  • составления и анализа идиограмм кариотипа человека,

  • диагностики паразитологических микропрепаратов;

  • определения Х-хроматина;

  • построения и анализа родословных человека.

Характеристика рекомендуемых методов обучения.

При организации педагогического процесса, следует отдавать предпочтение традиционным методами преподавания дисциплины: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, контролируемая самостоятельная работа студентов, промежуточный и итоговый контроль знаний. Крайне важным является вовлечение студентов в учебно-исследовательскую и, особенно, научно-исследовательскую работу. В тоже время, в педагогический процесс необходимо внедрять инновационные методы преподавания дисциплины. Подготовка мультимедийных лекций, электронных учебников, интерактивных интернет-ресурсов, систем дистанционного обучения является насущными задачами ближайших лет. Одним из наиболее важных направлений инновационного развития преподавания дисциплины, является создание и внедрение системы компьютерного тестового контроля знаний студентов. Создание обширной базы тестовых заданий, разработка надежных валидных тестов для промежуточного и итогового контроля с использованием серверных технологий компьютерного опроса — первоочередные задачи этого направления.

Гуманизация процесса обучения студентов, является неотъемлемым биоэтическим аспектом преподавания дисциплины. Отказ от вскрытия лабораторных животных (речной рак, лягушка травяная, белая крыса), которое в недавнем прошлом проводилось с целью сравнительно-анатомического изучения их внутреннего строения — первый и очень важный шаг в этом направлении.

Учебное время, выделяемое для изучения дисциплины, соответствует типовым учебным планам для изучения специальностей (специализаций) медицинского образования:

1-79 01 01 Лечебное дело – № L 79-005/тип, от 16.04.2008 г.

1-79 01 01 01 Военно-медицинское дело – № L 79-006/тип от 16.04.2008 г.

1-79 01 02 Педиатрия – № L 79-007/тип от 16.04.2008 г

1-79 01 03 Медико-профилактическое дело – № L 79-008/от 16.04.2008 г.

Общее количество времени, отводимого для изучения дисциплины, составляет 266 часов (262 часа для 1-79 01 03), из числа которых 158 часов являются аудиторными. Аудиторное время распределяется следующим образом: 38 часов лекций, 120 часов лабораторных занятий. Формы контроля: 1 семестр — зачет, 2 семестр — экзамен.

^ Примерный тематический план

Наименование раздела (темы)

Количество аудиторных часов

Лекции

Лабораторные

1. Введение



3

1.1. Роль биологии в системе медицинского образования



1

1.2. Человек в системе природы



2

^ 2. Молекулярно-генетический уровень

организации живого

6

13

2.1. Организация наследственного материала

3

7

2.2. Экспрессия генов у про- и эукариот

3

6

^ 3. Клеточный уровень организации живого

4

14

3.1. Поток вещества и энергии в клетке

2

6

3.2. Организация потока генетической информации в клетке

2

8

^ 4. Онтогенетический уровень организации живого

14

39

4.1. Наследственность, закономерности наследования



6

4.2. Изменчивость

2

3

4.3. Биология и генетика пола

2

6

4.4. Методы изучения генетики человека

2

9

4.5. Наследственные болезни, медико-генетическое консультирование



6

4.6. Размножение организмов

2

3

4.7. Основы онтогенеза

2

6

4.8. Гомеостаз и хронобиология

2



4.9. Регенерация и трансплантация

2



^ 5. Популяционно-видовой уровень организации живого

2

3

6. Биосферно-биогеоценотический уровень организации живого

12

48

6.1. Основы общей паразитологии

4

4

6.2. Медицинская протистология




11

6.3. Медицинская гельминтология




15

6.4. Медицинская арахноэнтомология

2

9

6.5. Ядовитые организмы




3

6.6. Филогенез систем органов

4

6

6.7. Биосфера и человек

2



Всего

38

120

Содержание учебного материала

1. Введение

1.1. Роль биологии в системе медицинского образования

Биология как наука о закономерностях и механизмах жизнедеятельности и развития организмов, ее объекты и методы исследования. Комплекс биологических наук. Место и задачи биологии и биологической этики в подготовке врача.

Молекулярная эволюция как наука. Разделы молекулярной эволюции. Современные методы изучения эволюционных изменений нуклеиновых кислот и белков и реконструкции эволюционной истории генов и организмов.

^ 1.2. Человек в системе природы

Человек как биологическое и социальное существо. Специфика проявлений биологических закономерностей в человеке. Жизнь, как форма существования материи. Фундаментальные свойства живого.

Характеристика уровней организации живого: молекулярно-генетического, клеточного, онтогенетического (организменного), популяционно-видового, биосферно-биогеоценотического.

2. Молекулярно-генетический уровень организации живого

^ 2.1. Организация наследственного материала

Организация наследственного материала у неклеточных, про- и эукариотических форм жизни. Уровни организации наследственного материала. Генный уровень организации наследственного материала. Эволюция понятия «ген». Основные функции гена. Гипотеза «один ген — один фермент», ее современная трактовка. Структура молекулы ДНК. Доказательства роли ДНК в передаче наследственной информации (трансформация и трансдукция). Правила Чаргаффа. Видовая специфичность ДНК. РНК и ее виды.

Уровни упаковки генетического материала эукариот: нуклеосомный, супернуклеосомный, хроматидный, метафазной хромосомы.

Хромосомный уровень организации наследственного материала. Характеристика хромосом. Эухроматин и гетерохроматин.

Геномный уровень организации наследственного материала. Программа «Геном человека». Соблюдение морально-этических и правовых норм при изучении генома человека. Избыточность генома, ее значение. Ядерные гены и плазмогены. Цитоплазматическая наследственность.

^ 2.2. Экспрессия генов у про- и эукариот

Кодирование генетической информации в клетке. Генетический код и его свойства. Классификация генов: структурные и функциональные (регуляторы, операторы, модификаторы).

Регуляция работы генов у прокариот (схема Ф. Жакоба и Ж. Моно) и у эукариот (схема Г.П. Георгиева). Особенности синтеза и-РНК у эукариот: первичный транскрипт, явления процессинга и сплайсинга.

Генная инженерия, ее цели и задачи, перспективы применения для лечения наследственной патологии человека. Биотехнология, ее значение для медицины.

^ 3. Клеточный уровень организации живого

3.1. Поток вещества и энергии в клетке


Методы исследования в цитологии.

Клетка — элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого. Клеточная теория, основные этапы ее становления и современное состояние. Доклеточные формы живого. Про- и эукариотические клетки. Клетка как открытая система. Поступление веществ в клетку. Анаболическая и катаболическая системы клетки. Поток вещества и энергии в клетке.

^ 3.2. Организация потока генетической информации в клетке

Строение ядра клетки. Цитогенетика — наука о структурно-функциональной организации генетического аппарата клетки. Типы и правила хромосом. Кариотип и идиограмма. Денверская и Парижская классификация хромосом человека.

Поток информации в клетке. Репликация ДНК, понятие репликона. Биосинтез белка: инициация, элонгация и терминация. Регуляция биосинтеза белка.

Жизненный и митотический циклы клетки, их сущность. Регуляторы клеточного цикла (циклины и циклинзависимые киназы).

Митоз, его разновидности. Цитогенетическая характеристика периодов и фаз митотического цикла. Амитоз, его виды и формы. Мейоз, его биологическое значение. Медицинские аспекты клеточной пролиферации.

^ 4. Онтогенетический уровень организации живого

4.1. Наследственность, закономерности наследования


Генетика, ее предмет, методы и задачи. Наследственность и изменчивость как фундаментальные свойства живого. Основные понятия генетики: ген, фен, аллельные гены, доминантные и рецессивные гены, гомо-, гетеро-, и гемизиготы, генотип, геном, фенотип.

Наследование как процесс передачи генетической информации от одного поколения клеток и организмов к другому в процессе размножения. Особенности гибридологического метода Г. Менделя. Моногенное и полигенное наследование. Закономерности моногенного наследования. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления гибридов второго поколения. Закон «чистоты гамет» У. Бэтсона. Ди- и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования неаллельных генов. Статистический характер менделевских закономерностей. Менделирующие признаки у человека. Условия проявления законов Менделя. Анализирующее, реципрокное и возвратное скрещивание.

Значение генетических факторов в формировании фенотипа: взаимодействие аллельных (полное и неполное доминирование, сверхдоминирование, кодоминирование и аллельное исключение) и неаллельных (комплементарность, эпистаз, полимерия и эффект положения) генов. Множественные аллели (наследование групп крови по АВ0- и MN-системам). Резус-фактор. Плейотропное действие гена; доза гена; поле и время действия гена.

Эксперименты Т. Моргана по выявлению сцепленного наследования. Полное и неполное сцепление. Группы сцепления у человека. Наследование признаков Х-сцепленных и голандрических. Основные положения хромосомной теории наследственности. Генетические и цитологические карты хромосом.

4.2. Изменчивость

Фенотип как результат взаимодействия генетических и средовых факторов. Изменчивость и ее виды. Характеристика фенотипической изменчивости. Норма реакции. Определенный и адаптивный характер модификаций. Взаимодействие среды и генотипа в проявлении признаков у человека (развитие, обучение, воспитание). Фенокопии. Статистические методы изучения модификационной изменчивости.

Влияние факторов среды на реализацию генотипа: пенетрантность и экспрессивность гена. Генотипическая изменчивость: комбинативная и мутационная. Значение комбинативной изменчивости в обеспечении генетического полиморфизма человечества.

Мутационная изменчивость. Генокопии. Механизмы возникновения мутаций. Физические, химические и биологические мутагенные факторы. Супермутагены. Генетическая опасность загрязнения окружающей среды мутагенами.

Классификация мутаций: по причинам (спонтанные и индуцированные); по мутировавшим клеткам (генеративные и соматические); по адаптивному значению (отрицательные: летальные и полулетальные; нейтральные, положительные); по характеру изменения генетического материала (генные, хромосомные, геномные).

Устойчивость и репарация генетического материала. Антимутагены. Фотореактивация и эксцизионная репарация. Роль нарушений механизмов репарации в патологии человека.

Канцерогенез; понятие об онкогенах.

^ 4.3. Биология и генетика пола

Пол как биологический признак. Первичные и вторичные половые признаки. Признаки ограниченные и контролируемые полом, сцепленные с полом и голандрические. Хромосомная и балансовая теории пола. Соотношение полов. Гипотеза М. Лайон о женском мозаицизме по половым хромосомам.

Определение, дифференцировка и переопределение пола в онтогенезе. Особенности детерминации пола у человека: физикальные, промежуточная и социально-психологические детерминанты. Синдром Морриса. Истинный и ложный гермафродитизм у человека. Нарушение полового самосознания. Транссексуализм и трансвестизм.

Этические и юридические аспекты изменения морфологического и гражданского пола при гермафродитизме, транссексуализме и трансвестизме.

^ 4.4. Методы изучения генетики человека

Задачи генетики человека на современном этапе. Человек как специфический объект генетического анализа.

Основные методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, популяционно-статистический, биохимический, генетики соматических клеток, рекомбинантной ДНК, биологического и математического моделирования.

Экспресс-методы (микробиологический ингибиторный тест Гатри, химические, дерматоглифический, выявление Х- и Y-полового хроматина).

Пренатальные методы выявления наследственной патологии (определение альфафетопротеина, ультрасонография, хорионбиопсия и амниоцентез) как способы профилактики рождения детей с наследственной и врожденной патологией. Морально-этические аспекты пренатальной диагностики.

^ 4.5. Наследственные болезни, медико-генетическое консультирование

Хромосомные болезни человека, обусловленные изменением структуры и числа половых хромосом и аутосом, примеры частичных моно- и трисомий. Генные болезни (ферментопатии): нарушения обмена аминокислот, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, минеральных солей, системы свертывания крови. Понятие о болезнях с наследственной предрасположенностью, оценка генетического риска.

Медико-генетическое консультирование, его цели и задачи. Этапы медико-генетического консультирования. Генетическое консультирование и обоснование прогноза при моногенном наследовании аномалий, близкородственных браках, хромосомной патологии, мутагенных воздействиях, мультифакториальных заболеваниях. Морально-этические и юридические проблемы медико-генетического консультирования.

^ 4.6. Размножение организмов

Размножение — универсальное свойство живого. Половой процесс. Эволюция способов размножения.

Бесполое размножение, его виды и биологическое значение. Полиэмбриония как вид бесполого размножения у организмов, размножающихся половым путем.

Половое размножение, его виды. Преимущества и недостатки полового и бесполого способов размножения. Гаметогенез. Особенности овогенеза и сперматогенеза у человека. Осеменение (наружное и внутреннее). Оплодотворение, его фазы и биологическая сущность. Особенности оплодотворения у человека. Искусственное воспроизводство человека (искусственное осеменение, оплодотворение яйцеклетки in vitro, пересадка эмбриона, донорство яйцеклеток и сперматозоидов, «суррогатное материнство», исследования на человеческих эмбрионах).

^ 4.7. Основы онтогенеза

Онтогенез, его типы. Периодизация онтогенеза. Целостность онтогенеза. Корреляции в онтогенезе (генетические, морфологические, эргонтические). Роль наследственности и среды в онтогенезе.

Предзиготный период, его значение. Эмбриональный период, его характеристика: оплодотворение, дробление, гаструляция, гисто- и органогенез. Специализация и интеграция клеток многоклеточного организма. Генный контроль эмбриогенеза. Амплификация генов, ооплазматическая сегрегация, тотипатентность зиготы, избирательная экспрессия генов, эмбриональная индукция, морфогенетические поля, градиент физиологической активности и гормональные влияния.

Внутриутробное развитие человека. Критические периоды развития, тератогенные факторы среды (физические, химические, биологические). Нарушение эмбриогенеза человека. Вклад белорусских ученых в развитие тератологии человека.

Постэмбриональное развитие, его периодизация. Периодизация постнатального онтогенеза у человека. Генный контроль постэмбрионального развития. Рост и развитие организма, их регуляция. Акселерация. Конституция и габитус человека. Критические периоды постнатального онтогенеза. Взаимодействие социального и биологического в дорепродуктивном, репродуктивном и пострепродуктивном периодах. Вредное влияние на организм человека алкоголя, наркотиков, курения.

Биологические аспекты старения. Основные теории старения. Проблемы долголетия. Понятие о геронтологии, гериатрии. Роль генетических и социальных факторов в долголетии человека. Клиническая и биологическая смерть. Реанимация и ее биологические аспекты. Морально-этические проблемы эвтаназии и биологической этики.

^ 4.8. Гомеостаз и хронобиология

Организм как открытая саморегулирующаяся система. Общие закономерности регуляции гомеостаза. Механизмы регуляции гомеостаза на молекулярно-генетическом, клеточном, организменном, популяционно-видовом и биосферном уровнях.

Биоритмология. Медицинское значение хронобиологии. Понятие о хронопрофилактике, хронодиагностике и хронотерапии.

^ 4.9. Регенерация и трансплантация

Трансплантация органов и тканей, ее виды: аутотрансплантация, аллотрансплантация, гомотрансплантация и ксенотрансплантация. Тканевая и видовая специфичность белков. Иммунологические механизмы тканевой несовместимости и пути ее преодоления. Понятие о трансплантационном иммунитете. Система HLA.

Морально-этические и юридические аспекты трансплантации тканей и органов: определение смерти, донорство и его коммерциализация. Культивирование клеток и тканей вне организма, консервирование тканей. Стволовые клетки. Вклад белорусских ученых в развитие трансплантологии.

Регенерация органов и тканей. Физиологическая регенерация как механизм поддержания гомеостаза. Классификация тканей по способности к регенерации. Репаративная регенерация, ее виды. Способы репаративной регенерации: эпиморфоз, морфалаксис, эндоморфоз, регенерационная гипертрофия. Репаративная регенерация у млекопитающих и человека. Значение регенерации для биологии и медицины.

^ 5. Популяционно-видовой уровень организации живого

Вид и его популяционная структура. Популяция, ее экологическая и генетическая характеристика. Виды популяций. Генофонд популяции. Идеальная популяция. Закон Харди–Вайнберга, его использование для расчетов частот генов и гомо- и гетерозигот в больших человеческих популяциях.

Популяционная структура человечества. Большие популяции, демы и изоляты. Возможные механизмы изменения численности популяций человека. Особенности генофонда изолятов. Эффект родоначальника. Влияние мутационного процесса, миграции, изоляции и дрейфа генов на генофонд популяций людей. Специфическое действие естественного отбора в человеческих популяциях, его интенсивность. Отбор против гомо- и гетерозигот. Отбор и контротбор на примере наследования серповидноклеточной анемии.

Антропосоциогенез. Современные представления о происхождении человека.

Генетический полиморфизм человечества, его биологические, медицинские и социальные аспекты. Системы браков в человеческих популяциях. Генетический груз, его биологическая сущность и медицинское значение. Частота наследственных заболеваний в человеческих популяциях. Генетические аспекты предрасположенности людей к соматическим заболеваниям.

6. Биосферно-биогеоценотический уровень организации живого

^ 6.1. Основы общей паразитологии

Экология как наука об отношениях организмов с окружающей средой. Задачи экологии на современном этапе. Значение экологических знаний для современной медицины. Виды биотических связей в природе. Паразитизм — антагонистический симбиоз. Происхождение и возраст паразитизма. Экологическая паразитология. Паразитоценоз.

Классификация паразитов: истинные, ложные, сверхпаразиты, постоянные, временные, экто- и эндопаразиты, внутриполостные, тканевые, внутриклеточные.

Классификация хозяев паразитов: окончательные, промежуточные, дополнительные, резервуарные, облигатные, факультативные, потенциальные.

Система «паразит–хозяин», взаимные адаптации паразита и хозяина. Чередование поколений и феномен смены хозяев у паразитов. Пути проникновения паразитов в организм хозяина и выхода из него. Паразитарная система.

Предмет и задачи медицинской паразитологии. Роль В.А. Догеля, К.И. Скрябина и белорусских ученых в развитии медицинской паразитологии.

^ 6.2. Медицинская протистология

Географическое распространение паразитических протистов, особенности их морфологии, циклов развития, пути заражения человека, патогенное действие.

Тип Sarcomastigophora. Важнейшие паразиты и возбудители инвазионных заболеваний человека из класса Zoomastigota — лямблия, трихомонады, трипаносомы, лейшмании и класса Sarcodina — дизентерийная амебы, амебы группы Limax.

Тип Apicomplexa. Паразиты человека из класса Sporozoa — малярийные плазмодии, токсоплазма, пневмоциста. Тип Infusoria. Паразитический представитель класса Ciliata — балантидий.

Методы диагностики заболеваний, вызываемых патогенными протистами (микроскопические, копрологические, иммунологические). Биологические основы профилактики протозойных заболеваний.

^ 6.3. Медицинская гельминтология

Географическое распространение, особенности морфологии, циклов развития, пути заражения человека гельминтозами. Патогенное действие гельминтов на организм человека.

Тип Plathelminthes. Возбудители заболеваний человека и животных из класса Trematoda — печеночный, кошачий, легочный и кровяные сосальщики.

Паразиты человека из класса ^ Сestоda — бычий, свиной и карликовый цепни, широкий лентец, эхинококк и альвеококк.

Тип Nemathelminthes
. Возбудители заболеваний человека из класса Nematoda — аскарида, власоглав, острица, трихинелла, угрица кишечная, анкилостома, некатор, ришта, филярии.

Методы диагностики (макро- и микроскопические, копрологические, иммунологические) гельминтозов человека. Биологические основы профилактики гельминтозов.

^ 6.4. Медицинская арахноэнтомология

Учение академика Е.Н. Павловского о природной очаговости болезней.

Тип Arthropoda. Членистоногие как эктопаразиты, ядовитые животные, хозяева паразитов, возбудители заболеваний, переносчики возбудителей заболеваний человека.

Класс Arachnoidea: особенности морфологии, биологии и медицинское значение иксодовых, аргазовых, гамазовых, саркоптовых, тироглифных и железничных клещей.

Класс Insecta: особенности морфологии, биологии и медицинское значение тараканов, вшей, блох, клопов, комаров, москитов, мошек, оводов, мокрецов и мух.

Способы борьбы с паразитическими членистоногими и меры профилактики вызываемых ими заболеваний и трансмиссивных болезней.

^ 6.5. Ядовитые организмы

Ядовитость — универсальное и распространенное явление в живой природе. Классификация ядовитых животных и растений, характеристика их ядов.

Ядовитые животные, представители типов: Кишечнополостные, Членистоногие и Хордовые (классы Хрящевые и Костные рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся). Основные симптомы поражения человека зоотоксинами. Профилактика отравления животными ядами. Рациональное использование и охрана ядовитых животных и растений.

Ядовитые грибы и растения, их характеристика. Рациональное использование и охрана ядовитых растений.

^ 6.6. Филогенез систем органов

Индивидуальное и историческое развитие. Законы К.Бэра. Биогенетический закон. Филогенез как процесс эволюции онтогенезов. Модусы изменения онтогенеза, имеющие эволюционное значение: гетерохронии, гетеротопии, автономизация онтогенеза. Ценогенезы и филэмбриогенезы.

Эволюция органов и систем органов позвоночных: покровов тела, скелета, нервной, кровеносной, дыхательной, мочевыделительной, пищеварительной и половой. Онтофилогенетическая обусловленность пороков развития систем органов человека.

^ 6.7. Биосфера и человек

Основные системы биосферно-биогеоценотического уровня организации живого: сообщество, экосистема (биогеоценоз), биосфера. Основные этапы эволюции биосферы. Ноосфера.

Экология человека, ее задачи. Экологическая дифференциация человечества: адаптивные типы и их морфофизиологические характеристики. Уровни экологических связей человека: индивидуальный, групповой и глобальный. Рациональное использование возобновляющихся и невозобновляющихся природных ресурсов. Проблемы антропогенного загрязнения окружающей среды и способы его предупреждения. Роль врачей в сохранении здоровья и развитии экологического сознания и мышления у населения.

Валеология — наука о здоровье человека (И.И. Брехман). Основные факторы здоровья: рациональный образ жизни, избавление от вредных привычек, активный образ жизни, полноценное и физиологически сбалансированное питание.

Информационная часть

Литература

Основная:

  1. Бекиш, О.-Я. Л. Медицинская паразитология : учеб. пособие / О.-Я. Л. Бекиш, Вл. Я. Бекиш. Витебск : ВГМУ, 2003. – 467 с.

  2. Биология / под ред. В. Н. Ярыгина (в 2-х томах). М. 2003.

  3. Заяц, Р.Г. Основы общей и медицинской генетики / Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская. Минск : Вышэйшая школа, 2003. 225 с.

  4. Заяц, Р.Г.Основы общей и медицинской паразитологии / Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, И.А.Карпов. Минск : БГМУ, 2002. 184 с.

  5. Медицинская биология и общая генетика : тесты / В.Э. Бутвиловский и др.. Минск.: БГМУ, 2006. 228 с.

  6. Руководство к практическим занятиям по медицинской биологии и общей генетике / В.Э. Бутвиловский и др.. Минск : БГМУ, 2008. 188 с.

  7. Слюсарев, А.А. Биология / А.А. Слюсарев, С.В. Жукова. Киев, 1987.

Дополнительная:

  1. Бекиш, О.-Я. Л. Практикум по медицинской биологии : учеб. пособие / О.-Я.Л. Бекиш. Мозырь : Белый ветер, 2000. 224 с.

  2. Биология (в 3-х томах) / Д. Тейлор и др.. М. 2004.

  3. Бочков, Н. И. Клиническая генетика / Н.И. Бочков. М. 2001.

  4. Вернадский, В.И. Живое вещество / В.И. Вернадский. М. 1978.

  5. Ветеринарная и медицинская паразитология: энциклопедический словарь / А.И. Ятусевич и др.. М. 2001.

  6. Генетика человека (в 3-х томах) / Ф. Фогель и др.. М. 1989.

  7. Каминская, Э. А. Общая генетика / Э.А. Каминская. Минск : 1992.

  8. Кеннеди, К. Экологическая паразитология / К. Кеннеди. М. 1979.

  9. Молекулярная эволюция: сборник задач / В.Э. Бутвиловский и др.. Минск : БГМУ, 2007. 24 с.

  10. Общая и медицинская генетика (лекции и задачи) / Р.Г. Заяц и др.. Ростов-на-Дону : 2002.

  11. Сборник задач по общей и медицинской генетике. В.Э. Бутвиловский и др.. Минск : БГМУ, 2002.

  12. Северцов, А. С. Основы теории эволюции: учебник ./ А.С. Северцов. М., 1987.

  13. Стволовые клетки / Н.И. Мезен и др.. Минск : БГМУ, 2008. 37 с.

  14. Тератология человека / под ред. Г. И. Лазюка. М. 1991.

  15. Токин, Б. П. Общая эмбриология / Б.П. Токин. М. 1987.

  16. Толстой, В.А. Человек в системе природы. Методы изучения клетки / В.А. Толстой, А.П. Веремейчик. Минск: БГМУ, 2005. 24 с.

  17. Филогенез систем органов хордовых животных / В.М. Стамбровская и др.. Минск : БГМУ. 2008. 37 с.

  18. Частная паразитология. Учебно-методическое пособие / В.Э. Бутвиловский и др.. Минск : БГМУ, 2007. 107 с.

  19. Ядовитые животные и растения СССР / В.Н. Орлов и др.. М. 1990.

Примерный тематический план лекций

п.п.

Наименование темы

Кол-во часов



Организация наследственного материала

2



Регуляция экспрессии генов у прокариот и эукариот

2



Генная инженерия

2



Поток вещества и энергии в клетке

2



Организация потока генетической информации в клетке

2



Изменчивость

2



Биология и генетика пола

2



Методы изучения генетики человека. Медико-генетическое консультирование

2



Размножение организмов

2



Основы онтогенеза (эмбриогенез и постэмбриональное развитие)

2



Гомеостаз и хронобиология

2



Регенерация и трансплантация

2



Генетика популяций

2



Основы экологии

2



Основы общей паразитологии

2



Трансмиссивные и природно-очаговые болезни

2



Филогенез систем органов

2



Филогенез систем органов

2



Биосфера и человек

2

^ Всего часов:

38

Всего лекций:

19

Примерный тематический план лабораторных занятий

п.п.

Наименование темы

Кол-во часов



Человек в системе природы

3



Организация наследственного материала

3



Регуляция экспрессии генов у прокариот и эукариот

3



Генная инженерия

4



Основы цитогенетики

3



Методы изучения клетки

3



Поток вещества и энергии в клетке

3



Временная организация клетки

4



Итоговое занятие по цитогенетике

4



Закономерности наследования, взаимодействие генов

4



Сцепление генов

3



Изменчивость

3



Биология и генетика пола

3



Основы генетики человека

3



Основы генетики человека

3



Итоговое занятие по генетике

4



Наследственные болезни человека, медико-генетическое консультирование

3



Зачет

4



Размножение организмов

3



Эмбриональное развитие

3



Постэмбриональное развитие

3



Генетика популяций

3



Введение в паразитологию

3



Царство Протисты. Тип Саркомастигофора

3



Царство Протисты. Типы Апикомплекса и Инфузории

3



Тип Плоские черви. Класс Сосальщики

3



Тип Плоские черви. Класс Ленточные черви

3



Тип Круглые черви

3



Методы диагностики гельминтозов

3



Тип Членистоногие. Класс Паукообразные

3



Тип Членистоногие. Класс Насекомые

3



Тип Членистоногие. Класс Насекомые

3



Диагностика паразитологических препаратов

4



Итоговое занятие по паразитологии

4



Филогенез систем органов

3



Филогенез систем органов

4



Ядовитые растения и животные

3

Всего часов:

120

Всего занятий:

37






Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Пояснительная записка Медицинская биология и общая генетика естественнонаучная дисциплина, характеризующаяся быстрым ростом icon Учебно-методический комплекс дисциплина: молекулярная биология и медицинская генетика специальность

Пояснительная записка Медицинская биология и общая генетика естественнонаучная дисциплина, характеризующаяся быстрым ростом icon Рабочая программа дисциплина: медицинская биология, генетика, радиобиология код дисциплины: мвgr

Пояснительная записка Медицинская биология и общая генетика естественнонаучная дисциплина, характеризующаяся быстрым ростом icon Рабочая программа предпрофильного курса «Медицинская биология» Пояснительная записка

Пояснительная записка Медицинская биология и общая генетика естественнонаучная дисциплина, характеризующаяся быстрым ростом icon Пояснительная записка Физиотерапия и медицинская реабилитация учебная дисциплина, содержащая систематизированные
В. Г. Крючок, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии Учреждения образования...
Пояснительная записка Медицинская биология и общая генетика естественнонаучная дисциплина, характеризующаяся быстрым ростом icon Пояснительная записка Физиотерапия и медицинская реабилитация учебная дисциплина, содержащая систематизированные
В. Г. Крючок, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии Учреждения образования...
Пояснительная записка Медицинская биология и общая генетика естественнонаучная дисциплина, характеризующаяся быстрым ростом icon Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 8 Квалификационные требования
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор С. И. Третьяк
Пояснительная записка Медицинская биология и общая генетика естественнонаучная дисциплина, характеризующаяся быстрым ростом icon Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 12 Квалификационные требования
«Белорусский государственный медицинский университет» кандидат медицинских наук, доцент О. Т. Прасмыцкий
Пояснительная записка Медицинская биология и общая генетика естественнонаучная дисциплина, характеризующаяся быстрым ростом icon Пояснительная записка Дисциплина Общеклинический анализ и ла
И. А. Новикова, заведующая кафедрой клинической лабораторной диагностики Учреждения образования «Гомельский...
Пояснительная записка Медицинская биология и общая генетика естественнонаучная дисциплина, характеризующаяся быстрым ростом icon Стандарт второго поколения: примерная программа по биологии для основной школы Пояснительная записка

Пояснительная записка Медицинская биология и общая генетика естественнонаучная дисциплина, характеризующаяся быстрым ростом icon Пояснительная записка Нормальная физиология наука и учебная дисциплина о жизненных функциях здорового
Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина