|
Скачать 341.59 Kb.
|
![]() СоставителИ: В.Э.Бутвиловский, заведующий кафедрой биологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Р.Г.Заяц, профессор кафедры биологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, профессор; В.В.Давыдов, доцент кафедры биологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат биологических наук, доцент. Рецензенты: Кафедра медицинской биологии и общей генетики Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»; М.С. Морозик, декан факультета экологической медицины, Учреждения образования «Международный государственный экологический университет имени А.Д.Сахарова», кандидат биологических наук, профессор. ^ Кафедрой биологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 17 от 02.05.2008 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 19.05.2008 г.); Секцией по специальности 1-79 01 01 Лечебное дело учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 3 от 20.05.2008 г.); Секцией по специальности 1-79 01 02 Педиатрия учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 4 от 21.05.2008 г.); Секцией по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 5 от 22.05.2008 г.). Ответственный за выпуск: ^ Медицинская биология и общая генетика – естественнонаучная дисциплина, характеризующаяся быстрым ростом фундаментальных и прикладных знаний. Человек является и биологическим, и социальным существом; изучение его как биологического существа, подчиняющегося основным общебиологическим законам, и составляет основной принцип изучения биологии в медицинском вузе. Необходимость разработки программы по медицинской биологии и общей генетике для специальностей медицинского образования связана с утверждением новых типовых учебных планов для этих специальностей и появлением новых научных данных, особенно в молекулярной биологии и генетике. В основу данной программы положены следующие нормативные документы: - Образовательные стандарты по специальностям высшего медицинского образования первой ступени, утвержденные и введенные в действие Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 40 от 02.05.2008г: 1-79 01 01 Лечебное дело (регистрационный № ОС РБ 1-79 01 01-2008); 1-79 01 02 Педиатрия (регистрационный № ОС РБ 1-79 01 02-2008); 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело (регистрационный № ОС РБ 1-79 01 03-2008). - Типовые учебные планы по специальностям (специализациям) высшего медицинского образования, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008г: 1-79 01 01 Лечебное дело (регистрационный № L 79-005/тип); 1-79 01 01 01 Военно-медицинское дело (регистрационный № L 79-006/тип); 1-79 01 02 Педиатрия (регистрационный № L 79-007/тип); 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело (регистрационный № L 79-008/тип). Изучение биологических особенностей человека проводится на различных уровнях организации живого, что создает фундамент для последующих обще-профессиональных и специальных дисциплин. ^ Раздел I. «Молекулярно-генетический уровень организации живого» посвящен изучению структуры и функции генетических макромолекул, экспрессия генов у про- и эукариот. Изучаются основы генной инженерии и клонирования организмов. Раздел II. Клеточный уровень организации живого» посвящен изучению функциональной цитологии. Изучается клеточная пролиферация, строение и классификация хромосом человека, содержание и распределение генетического материала у про- и эукариот в митотическом цикле, потоки вещества, энергии и информации в клетке. Раздел III. «Онтогенетический (организменный) уровень организации» направлен на изучение размножения организмов и особенностей репродукции человека, эмбрионального и постэмбрионального онтогенеза, генетических основ дифференцировки, механизмов гомеостаза, биологических и морально-этических аспектов трансплантации тканей и органов. Рассматриваются закономерности наследственности и изменчивости, основы медицинской генетики и медико-генетического консультирования. Раздел IV. «Популяционно-видовой уровень организации» включает изучение популяционной структуры человечества и специфичность действия эволюционных факторов на человеческие популяции. Раздел V. На «Биосферно-биогеоценотическом уровне организации» изучают закономерности формирования и развития биогеоценозов и биосферы в целом, вопросы общей экологии и антропоэкологии. Особое внимание уделяется взаимоотношениям между живыми организмами, медицинской паразитологии, диагностике и профилактике паразитарных инвазий и инфестаций. Интеграция отдельных разделов программы в систематический курс достигается развитием представлений об универсальности проявлений жизни, что особенно характерно для молекулярно-генетического, клеточного и организменного уровней организации живого. Медицинская биология и генетика является комплексной дисциплиной, имеющей широкие межпредметные связи. ^ Биоорганическая химия. Строение мембран. Избирательная проницаемость мембран. Способы поступления веществ в клетку. Наследственный аппарат клеток человека: характеристика ДНК, участки с уникальными и повторяющимися последовательностями нуклеотидов, их функциональное значение. Кодирование и реализация биологической информации в клетке. Кодовая система ДНК. Ген – функциональная единица наследственности. Свойства гена. Классификация генов: структурные, функциональные и модуляторы. Этапы биосинтеза белка. Микробиология, вирусология и иммунология. Морфофизиологические особенности прокариот. Механизмы клеточного деления у прокариот. Половой процесс у прокариот. Понятие о наследственности и изменчивости на модели прокариот. Особенности строения генетического аппарата бактерий. Генная инженерия. Методы генетического анализа (трансформация и трансдукция). Виды экологических связей. Пути и механизмы передачи инфекции и инвазии. Гистология, цитология и эмбриология. Правила и методика работы со световым микроскопом. Люминисцентная, фазовоконтрастная, электронная микроскопия. Исторические этапы развития учения о клетке, создание клеточной теории. Морфология клетки и ее составных компонентов и их функций. Размножение человека. Размножение клеток. Митоз, амитоз. Половые клетки, их строение. Классификация яйцеклеток. Гаметогенез. Этапы развития зародыша. Источники морфогенеза, ход эмбрионального развития. Дерматовенерология. Таксономия, морфология и жизненный цикл чесоточного клеща, головной и лобковой вши. Патогенез, клиника и профилактика скабиоза, педикулеза и фтириоза. Таксономия, морфология и жизненный цикл лейшманий. Патогенез, клиника и профилактика кожного лейшманиоза. Таксономия, морфология и жизненный цикл влагалищной трихомонады. Патогенез, клиника и профилактика урогенитального трихомоноза. Инфекционные болезни. Патогенез, клиника, диагностика и профилактика амебиаза, трипаносомозов, лейшманиозов, лямблиоза, малярии, токсоплазмоза, балантидиаза. Патогенез, клиника, диагностика и профилактика гельминтозов (фасциолеза, описторхоза, парагонимоза, шистосомозов, тениидозов и цистицеркоза, гименолепидоза, дифиллоботриоза, эхинококкоза и альвеококкоза, аскаридоза и трихоцефалеза, энтеробиоза, анкилостомидозов и стронгилоидоза, филяриатозов, дракункулеза и трихинеллеза. Педиатрия. Составление и анализ родословных. Патогенез, клиника и диагностика протозоонозов детей. Патогенез, клиника и диагностика гельминтозов детей. Детские инфекционные болезни. Патогенез, клиника, диагностика и профилактика амебиаза, трипаносомозов, лейшманиозов, лямблиоза, малярии, токсоплазмоза, балантидиаза. Патогенез, клиника, диагностика и профилактика гельминтозов (фасциолеза, описторхоза, парагонимоза, шистосомозов, тениидозов и цистицеркоза, гименолепидоза, дифиллоботриоза, эхинококкоза и альвеококкоза, аскаридоза и трихоцефалеза, энтеробиоза, анкилостомидозов и стронгилоидоза, филяриатозов, дракункулеза и трихинеллеза. Общая гигиена. Проблемы антропогенного загрязнения окружающей среды и способы его предупреждения. Охрана окружающей среды. Человек и биосфера. Валеология — наука о здоровье человека. Рациональный образ жизни, избавление от вредных привычек, активный образ жизни, полноценное и физиологически сбалансированное питание. ^ обеспечить современный уровень знаний общебиологических закономерностей и уровней организации живого, положения человека в системе природы, его особенностей как биологического и социального существа и его взаимоотношения с окружающей средой; паразитических видов животных и ядовитых видов организмов и их медицинского значения. Основные задачи дисциплины:
Программа предполагает профилизацию преподавания дисциплины в соответствии с Образовательными стандартами специальностей: 1 - 79 01 01 Лечебное дело – изучение биологии организма взрослого человека, наследственной и врожденной патологии, проявляющейся у взрослых, паразитарным заболеваниям, характерным для организма взрослого человека, методам их диагностики и профилактики; подбору соответствующих примеров, ситуационных задач и иллюстративного материала; 1 - 79 01 02 Педиатрия – изучение биологии детского организма, наследственной и врожденной патологии, проявляющейся у детей, паразитарным заболеваниям (особенно болезням «грязных рук»), характерным для детского населения, методам их диагностики и профилактики; подбору соответствующих примеров, ситуационных задач и иллюстративного материала; 1 - 79 01 03 Медико-профилактическое дело – изучение вопросов валеологии, охраны окружающей среды, профилактики наследственной и врожденной патологии человека, паразитарных заболеваний; подбору соответствующих примеров, ситуационных задач и иллюстративного материала. ^ Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Студент должен овладеть навыками:
Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации педагогического процесса, следует отдавать предпочтение традиционным методами преподавания дисциплины: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, контролируемая самостоятельная работа студентов, промежуточный и итоговый контроль знаний. Крайне важным является вовлечение студентов в учебно-исследовательскую и, особенно, научно-исследовательскую работу. В тоже время, в педагогический процесс необходимо внедрять инновационные методы преподавания дисциплины. Подготовка мультимедийных лекций, электронных учебников, интерактивных интернет-ресурсов, систем дистанционного обучения является насущными задачами ближайших лет. Одним из наиболее важных направлений инновационного развития преподавания дисциплины, является создание и внедрение системы компьютерного тестового контроля знаний студентов. Создание обширной базы тестовых заданий, разработка надежных валидных тестов для промежуточного и итогового контроля с использованием серверных технологий компьютерного опроса — первоочередные задачи этого направления. Гуманизация процесса обучения студентов, является неотъемлемым биоэтическим аспектом преподавания дисциплины. Отказ от вскрытия лабораторных животных (речной рак, лягушка травяная, белая крыса), которое в недавнем прошлом проводилось с целью сравнительно-анатомического изучения их внутреннего строения — первый и очень важный шаг в этом направлении. Учебное время, выделяемое для изучения дисциплины, соответствует типовым учебным планам для изучения специальностей (специализаций) медицинского образования: 1-79 01 01 Лечебное дело – № L 79-005/тип, от 16.04.2008 г. 1-79 01 01 01 Военно-медицинское дело – № L 79-006/тип от 16.04.2008 г. 1-79 01 02 Педиатрия – № L 79-007/тип от 16.04.2008 г 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело – № L 79-008/от 16.04.2008 г. Общее количество времени, отводимого для изучения дисциплины, составляет 266 часов (262 часа для 1-79 01 03), из числа которых 158 часов являются аудиторными. Аудиторное время распределяется следующим образом: 38 часов лекций, 120 часов лабораторных занятий. Формы контроля: 1 семестр — зачет, 2 семестр — экзамен. ^
Содержание учебного материала 1. Введение 1.1. Роль биологии в системе медицинского образования Биология как наука о закономерностях и механизмах жизнедеятельности и развития организмов, ее объекты и методы исследования. Комплекс биологических наук. Место и задачи биологии и биологической этики в подготовке врача. Молекулярная эволюция как наука. Разделы молекулярной эволюции. Современные методы изучения эволюционных изменений нуклеиновых кислот и белков и реконструкции эволюционной истории генов и организмов. ^ Человек как биологическое и социальное существо. Специфика проявлений биологических закономерностей в человеке. Жизнь, как форма существования материи. Фундаментальные свойства живого. Характеристика уровней организации живого: молекулярно-генетического, клеточного, онтогенетического (организменного), популяционно-видового, биосферно-биогеоценотического. 2. Молекулярно-генетический уровень организации живого ^ Организация наследственного материала у неклеточных, про- и эукариотических форм жизни. Уровни организации наследственного материала. Генный уровень организации наследственного материала. Эволюция понятия «ген». Основные функции гена. Гипотеза «один ген — один фермент», ее современная трактовка. Структура молекулы ДНК. Доказательства роли ДНК в передаче наследственной информации (трансформация и трансдукция). Правила Чаргаффа. Видовая специфичность ДНК. РНК и ее виды. Уровни упаковки генетического материала эукариот: нуклеосомный, супернуклеосомный, хроматидный, метафазной хромосомы. Хромосомный уровень организации наследственного материала. Характеристика хромосом. Эухроматин и гетерохроматин. Геномный уровень организации наследственного материала. Программа «Геном человека». Соблюдение морально-этических и правовых норм при изучении генома человека. Избыточность генома, ее значение. Ядерные гены и плазмогены. Цитоплазматическая наследственность. ^ Кодирование генетической информации в клетке. Генетический код и его свойства. Классификация генов: структурные и функциональные (регуляторы, операторы, модификаторы). Регуляция работы генов у прокариот (схема Ф. Жакоба и Ж. Моно) и у эукариот (схема Г.П. Георгиева). Особенности синтеза и-РНК у эукариот: первичный транскрипт, явления процессинга и сплайсинга. Генная инженерия, ее цели и задачи, перспективы применения для лечения наследственной патологии человека. Биотехнология, ее значение для медицины. ^ Методы исследования в цитологии. Клетка — элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого. Клеточная теория, основные этапы ее становления и современное состояние. Доклеточные формы живого. Про- и эукариотические клетки. Клетка как открытая система. Поступление веществ в клетку. Анаболическая и катаболическая системы клетки. Поток вещества и энергии в клетке. ^ Строение ядра клетки. Цитогенетика — наука о структурно-функциональной организации генетического аппарата клетки. Типы и правила хромосом. Кариотип и идиограмма. Денверская и Парижская классификация хромосом человека. Поток информации в клетке. Репликация ДНК, понятие репликона. Биосинтез белка: инициация, элонгация и терминация. Регуляция биосинтеза белка. Жизненный и митотический циклы клетки, их сущность. Регуляторы клеточного цикла (циклины и циклинзависимые киназы). Митоз, его разновидности. Цитогенетическая характеристика периодов и фаз митотического цикла. Амитоз, его виды и формы. Мейоз, его биологическое значение. Медицинские аспекты клеточной пролиферации. ^ Генетика, ее предмет, методы и задачи. Наследственность и изменчивость как фундаментальные свойства живого. Основные понятия генетики: ген, фен, аллельные гены, доминантные и рецессивные гены, гомо-, гетеро-, и гемизиготы, генотип, геном, фенотип. Наследование как процесс передачи генетической информации от одного поколения клеток и организмов к другому в процессе размножения. Особенности гибридологического метода Г. Менделя. Моногенное и полигенное наследование. Закономерности моногенного наследования. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления гибридов второго поколения. Закон «чистоты гамет» У. Бэтсона. Ди- и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования неаллельных генов. Статистический характер менделевских закономерностей. Менделирующие признаки у человека. Условия проявления законов Менделя. Анализирующее, реципрокное и возвратное скрещивание. Значение генетических факторов в формировании фенотипа: взаимодействие аллельных (полное и неполное доминирование, сверхдоминирование, кодоминирование и аллельное исключение) и неаллельных (комплементарность, эпистаз, полимерия и эффект положения) генов. Множественные аллели (наследование групп крови по АВ0- и MN-системам). Резус-фактор. Плейотропное действие гена; доза гена; поле и время действия гена. Эксперименты Т. Моргана по выявлению сцепленного наследования. Полное и неполное сцепление. Группы сцепления у человека. Наследование признаков Х-сцепленных и голандрических. Основные положения хромосомной теории наследственности. Генетические и цитологические карты хромосом. 4.2. Изменчивость Фенотип как результат взаимодействия генетических и средовых факторов. Изменчивость и ее виды. Характеристика фенотипической изменчивости. Норма реакции. Определенный и адаптивный характер модификаций. Взаимодействие среды и генотипа в проявлении признаков у человека (развитие, обучение, воспитание). Фенокопии. Статистические методы изучения модификационной изменчивости. Влияние факторов среды на реализацию генотипа: пенетрантность и экспрессивность гена. Генотипическая изменчивость: комбинативная и мутационная. Значение комбинативной изменчивости в обеспечении генетического полиморфизма человечества. Мутационная изменчивость. Генокопии. Механизмы возникновения мутаций. Физические, химические и биологические мутагенные факторы. Супермутагены. Генетическая опасность загрязнения окружающей среды мутагенами. Классификация мутаций: по причинам (спонтанные и индуцированные); по мутировавшим клеткам (генеративные и соматические); по адаптивному значению (отрицательные: летальные и полулетальные; нейтральные, положительные); по характеру изменения генетического материала (генные, хромосомные, геномные). Устойчивость и репарация генетического материала. Антимутагены. Фотореактивация и эксцизионная репарация. Роль нарушений механизмов репарации в патологии человека. Канцерогенез; понятие об онкогенах. ^ Пол как биологический признак. Первичные и вторичные половые признаки. Признаки ограниченные и контролируемые полом, сцепленные с полом и голандрические. Хромосомная и балансовая теории пола. Соотношение полов. Гипотеза М. Лайон о женском мозаицизме по половым хромосомам. Определение, дифференцировка и переопределение пола в онтогенезе. Особенности детерминации пола у человека: физикальные, промежуточная и социально-психологические детерминанты. Синдром Морриса. Истинный и ложный гермафродитизм у человека. Нарушение полового самосознания. Транссексуализм и трансвестизм. Этические и юридические аспекты изменения морфологического и гражданского пола при гермафродитизме, транссексуализме и трансвестизме. ^ Задачи генетики человека на современном этапе. Человек как специфический объект генетического анализа. Основные методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, популяционно-статистический, биохимический, генетики соматических клеток, рекомбинантной ДНК, биологического и математического моделирования. Экспресс-методы (микробиологический ингибиторный тест Гатри, химические, дерматоглифический, выявление Х- и Y-полового хроматина). Пренатальные методы выявления наследственной патологии (определение альфафетопротеина, ультрасонография, хорионбиопсия и амниоцентез) как способы профилактики рождения детей с наследственной и врожденной патологией. Морально-этические аспекты пренатальной диагностики. ^ Хромосомные болезни человека, обусловленные изменением структуры и числа половых хромосом и аутосом, примеры частичных моно- и трисомий. Генные болезни (ферментопатии): нарушения обмена аминокислот, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, минеральных солей, системы свертывания крови. Понятие о болезнях с наследственной предрасположенностью, оценка генетического риска. Медико-генетическое консультирование, его цели и задачи. Этапы медико-генетического консультирования. Генетическое консультирование и обоснование прогноза при моногенном наследовании аномалий, близкородственных браках, хромосомной патологии, мутагенных воздействиях, мультифакториальных заболеваниях. Морально-этические и юридические проблемы медико-генетического консультирования. ^ Размножение — универсальное свойство живого. Половой процесс. Эволюция способов размножения. Бесполое размножение, его виды и биологическое значение. Полиэмбриония как вид бесполого размножения у организмов, размножающихся половым путем. Половое размножение, его виды. Преимущества и недостатки полового и бесполого способов размножения. Гаметогенез. Особенности овогенеза и сперматогенеза у человека. Осеменение (наружное и внутреннее). Оплодотворение, его фазы и биологическая сущность. Особенности оплодотворения у человека. Искусственное воспроизводство человека (искусственное осеменение, оплодотворение яйцеклетки in vitro, пересадка эмбриона, донорство яйцеклеток и сперматозоидов, «суррогатное материнство», исследования на человеческих эмбрионах). ^ Онтогенез, его типы. Периодизация онтогенеза. Целостность онтогенеза. Корреляции в онтогенезе (генетические, морфологические, эргонтические). Роль наследственности и среды в онтогенезе. Предзиготный период, его значение. Эмбриональный период, его характеристика: оплодотворение, дробление, гаструляция, гисто- и органогенез. Специализация и интеграция клеток многоклеточного организма. Генный контроль эмбриогенеза. Амплификация генов, ооплазматическая сегрегация, тотипатентность зиготы, избирательная экспрессия генов, эмбриональная индукция, морфогенетические поля, градиент физиологической активности и гормональные влияния. Внутриутробное развитие человека. Критические периоды развития, тератогенные факторы среды (физические, химические, биологические). Нарушение эмбриогенеза человека. Вклад белорусских ученых в развитие тератологии человека. Постэмбриональное развитие, его периодизация. Периодизация постнатального онтогенеза у человека. Генный контроль постэмбрионального развития. Рост и развитие организма, их регуляция. Акселерация. Конституция и габитус человека. Критические периоды постнатального онтогенеза. Взаимодействие социального и биологического в дорепродуктивном, репродуктивном и пострепродуктивном периодах. Вредное влияние на организм человека алкоголя, наркотиков, курения. Биологические аспекты старения. Основные теории старения. Проблемы долголетия. Понятие о геронтологии, гериатрии. Роль генетических и социальных факторов в долголетии человека. Клиническая и биологическая смерть. Реанимация и ее биологические аспекты. Морально-этические проблемы эвтаназии и биологической этики. ^ Организм как открытая саморегулирующаяся система. Общие закономерности регуляции гомеостаза. Механизмы регуляции гомеостаза на молекулярно-генетическом, клеточном, организменном, популяционно-видовом и биосферном уровнях. Биоритмология. Медицинское значение хронобиологии. Понятие о хронопрофилактике, хронодиагностике и хронотерапии. ^ Трансплантация органов и тканей, ее виды: аутотрансплантация, аллотрансплантация, гомотрансплантация и ксенотрансплантация. Тканевая и видовая специфичность белков. Иммунологические механизмы тканевой несовместимости и пути ее преодоления. Понятие о трансплантационном иммунитете. Система HLA. Морально-этические и юридические аспекты трансплантации тканей и органов: определение смерти, донорство и его коммерциализация. Культивирование клеток и тканей вне организма, консервирование тканей. Стволовые клетки. Вклад белорусских ученых в развитие трансплантологии. Регенерация органов и тканей. Физиологическая регенерация как механизм поддержания гомеостаза. Классификация тканей по способности к регенерации. Репаративная регенерация, ее виды. Способы репаративной регенерации: эпиморфоз, морфалаксис, эндоморфоз, регенерационная гипертрофия. Репаративная регенерация у млекопитающих и человека. Значение регенерации для биологии и медицины. ^ Вид и его популяционная структура. Популяция, ее экологическая и генетическая характеристика. Виды популяций. Генофонд популяции. Идеальная популяция. Закон Харди–Вайнберга, его использование для расчетов частот генов и гомо- и гетерозигот в больших человеческих популяциях. Популяционная структура человечества. Большие популяции, демы и изоляты. Возможные механизмы изменения численности популяций человека. Особенности генофонда изолятов. Эффект родоначальника. Влияние мутационного процесса, миграции, изоляции и дрейфа генов на генофонд популяций людей. Специфическое действие естественного отбора в человеческих популяциях, его интенсивность. Отбор против гомо- и гетерозигот. Отбор и контротбор на примере наследования серповидноклеточной анемии. Антропосоциогенез. Современные представления о происхождении человека. Генетический полиморфизм человечества, его биологические, медицинские и социальные аспекты. Системы браков в человеческих популяциях. Генетический груз, его биологическая сущность и медицинское значение. Частота наследственных заболеваний в человеческих популяциях. Генетические аспекты предрасположенности людей к соматическим заболеваниям. 6. Биосферно-биогеоценотический уровень организации живого ^ Экология как наука об отношениях организмов с окружающей средой. Задачи экологии на современном этапе. Значение экологических знаний для современной медицины. Виды биотических связей в природе. Паразитизм — антагонистический симбиоз. Происхождение и возраст паразитизма. Экологическая паразитология. Паразитоценоз. Классификация паразитов: истинные, ложные, сверхпаразиты, постоянные, временные, экто- и эндопаразиты, внутриполостные, тканевые, внутриклеточные. Классификация хозяев паразитов: окончательные, промежуточные, дополнительные, резервуарные, облигатные, факультативные, потенциальные. Система «паразит–хозяин», взаимные адаптации паразита и хозяина. Чередование поколений и феномен смены хозяев у паразитов. Пути проникновения паразитов в организм хозяина и выхода из него. Паразитарная система. Предмет и задачи медицинской паразитологии. Роль В.А. Догеля, К.И. Скрябина и белорусских ученых в развитии медицинской паразитологии. ^ Географическое распространение паразитических протистов, особенности их морфологии, циклов развития, пути заражения человека, патогенное действие. Тип Sarcomastigophora. Важнейшие паразиты и возбудители инвазионных заболеваний человека из класса Zoomastigota — лямблия, трихомонады, трипаносомы, лейшмании и класса Sarcodina — дизентерийная амебы, амебы группы Limax. Тип Apicomplexa. Паразиты человека из класса Sporozoa — малярийные плазмодии, токсоплазма, пневмоциста. Тип Infusoria. Паразитический представитель класса Ciliata — балантидий. Методы диагностики заболеваний, вызываемых патогенными протистами (микроскопические, копрологические, иммунологические). Биологические основы профилактики протозойных заболеваний. ^ Географическое распространение, особенности морфологии, циклов развития, пути заражения человека гельминтозами. Патогенное действие гельминтов на организм человека. Тип Plathelminthes. Возбудители заболеваний человека и животных из класса Trematoda — печеночный, кошачий, легочный и кровяные сосальщики. Паразиты человека из класса ^ . Возбудители заболеваний человека из класса Nematoda — аскарида, власоглав, острица, трихинелла, угрица кишечная, анкилостома, некатор, ришта, филярии. Методы диагностики (макро- и микроскопические, копрологические, иммунологические) гельминтозов человека. Биологические основы профилактики гельминтозов. ^ Учение академика Е.Н. Павловского о природной очаговости болезней. Тип Arthropoda. Членистоногие как эктопаразиты, ядовитые животные, хозяева паразитов, возбудители заболеваний, переносчики возбудителей заболеваний человека. Класс Arachnoidea: особенности морфологии, биологии и медицинское значение иксодовых, аргазовых, гамазовых, саркоптовых, тироглифных и железничных клещей. Класс Insecta: особенности морфологии, биологии и медицинское значение тараканов, вшей, блох, клопов, комаров, москитов, мошек, оводов, мокрецов и мух. Способы борьбы с паразитическими членистоногими и меры профилактики вызываемых ими заболеваний и трансмиссивных болезней. ^ Ядовитость — универсальное и распространенное явление в живой природе. Классификация ядовитых животных и растений, характеристика их ядов. Ядовитые животные, представители типов: Кишечнополостные, Членистоногие и Хордовые (классы Хрящевые и Костные рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся). Основные симптомы поражения человека зоотоксинами. Профилактика отравления животными ядами. Рациональное использование и охрана ядовитых животных и растений. Ядовитые грибы и растения, их характеристика. Рациональное использование и охрана ядовитых растений. ^ Индивидуальное и историческое развитие. Законы К.Бэра. Биогенетический закон. Филогенез как процесс эволюции онтогенезов. Модусы изменения онтогенеза, имеющие эволюционное значение: гетерохронии, гетеротопии, автономизация онтогенеза. Ценогенезы и филэмбриогенезы. Эволюция органов и систем органов позвоночных: покровов тела, скелета, нервной, кровеносной, дыхательной, мочевыделительной, пищеварительной и половой. Онтофилогенетическая обусловленность пороков развития систем органов человека. ^ Основные системы биосферно-биогеоценотического уровня организации живого: сообщество, экосистема (биогеоценоз), биосфера. Основные этапы эволюции биосферы. Ноосфера. Экология человека, ее задачи. Экологическая дифференциация человечества: адаптивные типы и их морфофизиологические характеристики. Уровни экологических связей человека: индивидуальный, групповой и глобальный. Рациональное использование возобновляющихся и невозобновляющихся природных ресурсов. Проблемы антропогенного загрязнения окружающей среды и способы его предупреждения. Роль врачей в сохранении здоровья и развитии экологического сознания и мышления у населения. Валеология — наука о здоровье человека (И.И. Брехман). Основные факторы здоровья: рациональный образ жизни, избавление от вредных привычек, активный образ жизни, полноценное и физиологически сбалансированное питание. Информационная часть Литература Основная:
Дополнительная:
Примерный тематический план лекций
Примерный тематический план лабораторных занятий
![]() |