МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Всероссийский учебно-научно-методический центр
по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
Государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования
Государственные требования
к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников
по специальности
0401 Лечебное дело
(повышенный уровень среднего профессионального образования)
^
Вводится в действие с 1 сентября 2002 года
Москва
2002
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Согласовано Утверждаю
Заместитель Министра Первый заместитель
здравоохранения Министра образования
Российской Федерации Российской Федерации
______________ Т.И. Стуколова __________ А.Ф. Киселев
14 декабря 2001 г. 21 января 2002 г.
Регистрационный № 02-0401-П
^
среднего профессионального образования
Государственные требования
к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников
по специальности
0401 Лечебное дело
(повышенный уровень среднего профессионального образования)
^
Вводится в действие с 1 сентября 2002 года
Москва
2002
Авторский коллектив разработчиков
Государственного образовательного
стандарта среднего профессионального
образования по специальности
0401 Лечебное дело
Общее руководство – Руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России, член-корреспондент РАМН, профессор Володин Н.Н., начальник отдела среднего профессионального образования Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России Дружинина А.В., генеральный директор Всероссийского учебно-научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России Душенков П.А., заместитель генерального директора Всероссийского учебно-научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России Мальцева Н.С.
Рабочая группа:
Сопина З.Е. - директор Московского областного медицинского колледжа № 2, Фомушкина И.А. - заместитель директора Московского областного медицинского колледжа № 2, Хисамутдинова З.А. - директор Казанского базового медицинского колледжа, Левина И.А. - директора Свердловского областного базового медицинского колледжа, Паштон М.Л. - заместитель директора Нижегородского медицинского училища № 2, Жебелева М.П. – заместитель директора Читинского базового медицинского колледжа, Клочковский А.В. - заместитель директора Саратовского базового медицинского колледжа, Сорокина А.П. – директор Петрозаводского базового медицинского колледжа, Вайнблат Г.И. – заместитель директора Петрозаводского базового медицинского колледжа, Кузнецова Т.М. – заместитель директора Омского областного медицинского колледжа.
При участии^ - методиста Всероссийского учебно-научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию.
1. Общая характеристика специальности
0401 Лечебное дело
Специальность 0401 Лечебное дело утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.07.2001 г. № 2572 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования».
Форма освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0401 Лечебное дело - очная.
1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования - 3 года 10 месяцев.
Абитуриент должен иметь один из документов:
аттестат о среднем (полном) общем образовании,
диплом о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования,
документ об образовании более высокого уровня.
1.4. Квалификация выпускника – фельдшер.
1.5. Квалификационная характеристика выпускника по специальности 0401 Лечебное дело.
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве фельдшера по оказанию лечебно-диагностической, медицинской помощи пациентам в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения и учреждениях социальной защиты населения.
Выпускник имеет право занимать должности фельдшера, акушерки, медицинской сестры, не требующие первичной специализации.
Основные виды деятельности выпускника:
лечебно-диагностическая:
лечебно-диагностическая помощь пациентам и экспертиза их временной нетрудоспособности, осуществляемая самостоятельно в пределах профессиональной компетенции, при работе на фельдшерско-акушерс-ких пунктах, станциях (отделениях) скорой медицинской помощи, расположенных в сельской местности;
медицинская помощь пациентам, осуществляемая совместно с врачом, при работе на станциях (отделениях) скорой медицинской помощи и врачебных здравпунктах, расположенных в городских поселениях;
медицинская помощь пациентам, осуществляемая по назначению врача, при работе в больницах, диспансерах, амбулаторно-поликлинических и прочих учреждениях здравоохранения;
диагностика и ведение физиологической беременности, при необходимости, прием неосложненных родов, оценка состояния новорожденнго, уход за новорожденным и родильницей;
медицинская помощь населению в экстремальных ситуациях, условиях эпидемий, в очагах массового поражения;
участие в диспансеризации населения, проводимой с целью диагностики заболеваний на ранних стадиях и латентно протекающих заболеваний;
патронаж диспансерных групп населения на дому с осуществлением организационных и лечебных мероприятий;
ведение соответствующей медицинской документации.
медико-профилактическая:
соблюдение санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологи-ческого режимов на рабочем месте в лечебно-профилактическом учреждении;
организация своего труда с учетом требований охраны труда и техники безопасности и в соответствии с нормативными документами системы здравоохранения;
проведение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семей и коллективов);
санитарно-гигиеническое просвещение населения по сохранению, улучшению и укреплению здоровья;
пропаганда здорового образа жизни; разработка конкретных программ по здоровому образу жизни и их осуществление;
выявление факторов риска для здоровья пациентов и их устранение.
Выпускник должен уметь:
проводить профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия;
оказывать лечебно-профилактическую помощь населению;
анализировать и оценивать состояние здоровья пациента, влияние на него факторов окружающей и производственной среды;
анализировать эффективность собственных действий;
применять в профессиональной деятельности компьютерные методы сбора, хранения и обработки информации, работать с ЭВМ;
пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение занятий физической культурой для здоровья.
Выпускник должен знать:
основные физические, биологические и физиологические закономерности в норме и патологии;
строение, топографию органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии;
общие закономерности развития жизни, жизнедеятельности организма и законов генетики;
организацию правильного ухода за пациентами, а также работу с простейшей лечебно-диагностической аппаратурой;
основные характеристики лекарственных препаратов и форм, их классификацию, показания и противопоказания к назначению и применению для профилактики и лечения, оформление рецептов;
методы управления и организации работы коллектива;
основные законодательства Российской Федерации, относящиеся к его профессиональной деятельности.
1.6. Возможности продолжения образования выпускника.
Выпускник, освоивший основную профессиональную программу повышенного уровня среднего профессионального образования по специальности 0401 Лечебное дело, подготовлен:
- к освоению программ дополнительного образования по специальности 0401 Лечебное дело, 0402 Акушерское дело, 0406 Сестринское дело;
- к освоению основной профессиональной программы высшего образования по специальности 040100 Лечебное дело, 040200 Педиатрия, 040300 Медико-профилактическое дело, 040400 Стоматология, 040500 Фармация, 040600 Высшее сестринское образование.
^
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой саморегуляции;
знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;
иметь представление о здоровом образе жизни, владеть умениями физического совершенствования.
2.2. Требования к уровню подготовки по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
Выпускник должен:
в области философии:
иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении;
иметь представление об условиях формирования личности, её свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе;
в области права:
иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права Российской Федерации;
знать основные положения Конституции Российской Федерации;
знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
уметь использовать нормативно-правовые документы;
в области русского языка и культуры речи:
знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
уметь пользоваться словарями русского языка;
в области иностранного языка:
владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;
в области физической культуры:
иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;
в области экономики:
знать общие положения экономической теории;
иметь представление об основах микро- и макроэкономики, о налоговой, денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политике;
уметь находить и использовать экономическую информацию;
иметь представление об экономической ситуации в стране и за рубежом;
в области социологии и политологии:
иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей развития и функционирования общества и личности;
иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).
^
Выпускник должен:
в области математики:
иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;
знать основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятности и математической статистики; основные численные методы решения прикладных задач;
в области информатики:
иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
знать основные понятия автоматизированной обработки информации;
знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
- уметь использовать изученные прикладные программные средства.
^
Выпускник должен:
в области латинского языка с медицинской терминологией:
знать основы грамматики латинского языка и способы образования терминов;
правильно читать и переводить медицинские термины, названия болезней, лекарственных веществ;
в области анатомии и физиологии человека:
иметь представление о жизненно-важных потребностях человека;
иметь представление о топографии органов и систем организма;
иметь представление о биоэлектрических, биомеханических и биохимических процессах, происходящих в организме;
знать основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;
знать строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии;
знать основы регуляции физиологических функций, принципы обратной связи, механизм кодирования информации в центральной нервной системе;
в области патологии:
иметь представление о методах патологической физиологии и патологической анатомии;
иметь представление об изменениях в органах и тканях при нарушениях обмена веществ;
иметь представление о механизмах адаптации организма;
иметь представление об этиологии и условиях развития патологических состояний;
иметь представление о патологической анатомии и клинических проявлениях воспаления, опухолей, расстройств кровообращения, дыхания, выделения;
иметь представление о болезни, причинах ее возникновения и закономерностях патогенеза;
иметь представление о росте, развитии и строении опухолей;
знать клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления;
знать стадии лихорадки;
знать клинические проявления патологических изменений в органах дыхания, сердечно-сосудистой системы, системы мочеотделения, при инфекционных болезнях и нарушениях эндокринной системы;
в области дисциплины Здоровый человек и его окружение:
иметь представление о демографической ситуации в Российской Федерации и регионе;
знать показатели динамики рождаемости;
знать периоды жизнедеятельности человека;
знать анатомо-физиологические и психологические особенности человека в разные возрастные периоды;
знать универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;
знать содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни».
знать основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды;
уметь оценивать физическое и социально-психологическое состояние человека в разные возрастные периоды;
уметь консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;
в области медицинской генетики:
иметь представление о медико-генетическом консультировании;
иметь представление об основных группах наследственных заболеваний, их причинах и методах диагностики;
знать биохимические и цитологические основы наследственности;
знать закономерности наследования признаков;
в области гигиены и экологии человека:
знать закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье человека;
знать основные положения гигиены;
знать методику гигиенического воспитания и санитарно-просветительской работы;
уметь дать санитарно-гигиеническую оценку факторов окружающей среды;
в области микробиологии, вирусологии, иммунологии:
иметь представление о роли и свойствах микроорганизмов, их распространении, влиянии на здоровье человека;
иметь преставление об иммунитете, иммунных нарушениях в организме;
иметь преставление о методах микробиологических исследований;
иметь представление о морфологии, циклах развития, путях заражения, локализации паразитов у человека, лабораторной диагностике и профилактике паразитарных заболеваний;
знать структуру и функции иммунной системы;
в области фармакологии:
знать лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
знать побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;
знать основные лекарственные группы и фармакотерапевтическое действие лекарств по группам;
уметь выписать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;
в области патологической анатомии и патологической физиологии:
знать общие принципы классификации болезней;
знать причины, условия возникновения, механизм развития и исход болезней;
знать основы патологической анатомии и патологической физиологии органов и систем;
в области психологии:
иметь представление об основных задачах и методах психологии;
иметь представление об основах психосоматики;
иметь представление о психогигиене, психопрофилактике и психотерапии;
знать особенности психических процессов у здорового и больного человека;
знать структуру личности;
знать функции и средства общения;
знать закономерности общения;
знать социально-психологические феномены группы и общества;
знать основы делового общения;
знать пути социальной адаптации и мотивации личности;
уметь использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
уметь дать психологическую оценку личности (темперамент, способности);
владеть простейшими приемами психологической саморегуляции.
в области правового обеспечения профессиональной деятельности:
знать основы Российской правовой системы и законодательства,
знать правовые и нравственные нормы в сфере профессиональной деятельности;
уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;
предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав пациентов;
в области экономики и управления здравоохранением:
знать систему организации медицинской помощи городскому и сельскому населению;
знать законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию;
знать вопросы экономики, планирования, финансирования здравоохранения;
знать принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях;
знать права и обязанности фельдшера;
знать принципы учета и отчетности деятельности фельдшерско-акушерского пункта;
уметь вести утвержденную медицинскую документацию;
в области менеджмента:
иметь представление о современном менеджменте;
знать функции, виды и психологию менеджмента;
знать основы организации работы коллектива исполнителей;
знать принципы делового общения в коллективе;
знать информационные технологии в сфере управления производством;
знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
в области информационного обеспечения профессиональной деятельности:
иметь представление о локальных и глобальных информационных сетях;
иметь представление об использовании компьютерной техники в здравоохранении;
иметь представление о мониторинге;
уметь пользоваться прикладным программным обеспечением в сфере профессиональной деятельности;
владеть компьютерными и иными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности;
в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф:
иметь представление о принципах организации и задачах службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждениях, формированиях, органах управления и оснащения;
знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
знать основы военной службы и обороны государства;
знать медико-тактическую характеристику очагов поражения, катастроф различных видов;
знать основы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях (этапность и требования к оказанию медицинской помощи, основное назначение и виды медицинской сортировки, принципы ее организации и проведения, сортировочные признаки, организацию и объем первой медицинской помощи);
знать основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях;
уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
уметь собирать данные о состоянии основных жизненных показателей пострадавших для принятия врачом сортировочного решения;
уметь пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты;
уметь оказывать первую медицинскую помощь.
По специальным дисциплинам
Выпускник должен:
в области сестринского дела:
знать теорию и философию сестринского дела;
знать универсальные потребности человека;
знать роль медицинской сестры в сохранении здоровья человека и общества;
знать структуру лечебно-профилактических учреждений;
знать функциональные обязанности медицинской сестры стационара;
знать основные виды медицинской документации приемного и соматического отделений и правила их заполнения;
уметь осуществлять отдельные этапы сестринского процесса;
уметь документировать сестринский процесс;
уметь обеспечить инфекционную безопасность пациента и медсестры (соблюдать санитарно-эпидемиологический режим);
уметь обучить пациента сохранять и поддерживать максимально возможный уровень здоровья;
уметь проводить сердечно-легочную реанимацию на фантоме;
владеть техникой сестринских манипуляций;
уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
в области пропедевтики клинических дисциплин:
иметь представление о диагнозе, видах диагноза;
иметь представление о семиотике заболеваний;
знать происхождение и клиническое значение основных симптомов и синдромов;
знать основные и дополнительные методы обследования;
уметь применять правила профессиональной медицинской этики при обследовании пациента;
уметь проводить клиническое обследование пациента;
уметь проводить простейшие лабораторные исследования;
уметь проводить электрокардиографическое исследование;
уметь определить электрокардиографические признаки инфаркта миокарда;
уметь подготовить пациента к дополнительным методам исследования;
уметь оценить результаты лабораторных, функциональных и инструментальных методов исследования;
уметь оформить историю болезни и амбулаторную карту больного;
в области терапии с курсом первичной медико-санитарной помощи:
знать систему организации терапевтической службы;
знать причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний внутренних органов;
уметь поставить диагноз, в соответствии с современной классификацией;
уметь определить тактику ведения пациента;
уметь назначить и провести лечение в пределах профессиональной компетенции;
уметь организовать уход за пациентом;
уметь осуществить диспансерное наблюдение и реабилитацию пациента;
уметь оформить медицинскую документацию;
уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в терапии;
уметь организовать и осуществить транспортирование пациента в лечебно-профилактическое учреждение;
в области педиатрии с детскими инфекциями:
знать систему организации лечебно-профилактической помощи детям;
знать причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний у детей;
уметь поставить диагноз и определить тактику ведения больного ребенка;
уметь назначить и провести лечение в пределах профессиональной компетенции;
уметь провести патронаж больного ребенка и организовать уход;
уметь осуществить диспансерное наблюдение за здоровыми, больными детьми и реабилитацию;
уметь проводить профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;
уметь проводить профилактические прививки;
уметь оформить медицинскую документацию;
уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях у детей;
уметь организовать и осуществить транспортирование больного ребенка в лечебно-профилактическое учреждение;
в области хирургии:
знать систему организации хирургической службы;
знать причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики хирургических заболеваний и травм;
знать основы урологии;
уметь поставить диагноз и определить тактику ведения пациента;
уметь осуществить реабилитацию и диспансеризацию хирургических больных;
уметь оказать неотложную помощь при хирургических болезнях и травмах;
уметь организовать и осуществить транспортирование пациента в лечебно-профилактическое учреждение;
в области акушерства:
знать систему организации родовспоможения;
знать медико-биологические и социально-психологические факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода в разные сроки беременности;
знать тактику ведения беременности при различных формах гестоза;
знать тактику ведения беременности при инфекционных и гинеко-логических заболеваниях, экстрагенитальной патологии;
уметь диагностировать и определить сроки беременности;
уметь организовать диспансерное наблюдение за беременными;
уметь выявить осложнения беременности;
уметь принять физиологические роды;
уметь осуществить первичный туалет новорожденного;
уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в акушерстве;
в области гинекологии:
знать систему организации гинекологической службы;
знать причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики гинекологических заболеваний;
уметь провести гинекологическое обследование;
уметь поставить диагноз и определить тактику ведения гинекологических больных;
уметь организовать диспансерное наблюдение и уход за гинекологическими больными;
уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в гинекологии;
уметь организовать и осуществить транспортирование в лечебно-профилактическое учреждение гинекологических больных;
в области инфекционных болезней с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии:
понимать сущность категорий: инфекция, инфекционный процесс, эпидемический процесс, инфекционное заболевание;
знать систему организации медицинской помощи инфекционным больным;
знать основные свойства возбудителя, эпидемиологические особенности, клинические проявления, синдромы, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики инфекционных заболеваний;
знать эпидемиологическую ситуацию, основные свойства возбудителя, пути передачи инфекции, группы риска, основные клинические проявления, методы диагностики, принципы профилактики лечения и ВИЧ-инфекции у взрослых и детей;
уметь поставить диагноз и определить тактику ведения пациента;
уметь осуществлять забор биологического материала для лабораторных исследований;
уметь назначить и провести лечение в пределах профессиональной компетенции;
уметь обеспечить инфекционную безопасность пациента и медицинского персонала;
уметь осуществлять реабилитацию и диспансерное наблюдение реконвалесцентов и бактерионосителей;
уметь оформить медицинскую документацию;
уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях при инфекционных заболеваниях;
уметь организовать и осуществить транспортирование инфекционных больных в лечебно-профилактическое учреждение;
уметь провести противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;
в области нервных болезней:
знать систему организации неврологической службы;
знать причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики неврологических заболеваний;
уметь распознать основные неврологические синдромы и определить тактику ведения пациента;
уметь осуществить диспансеризацию, реабилитацию неврологических больных;
уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в невропатологии;
уметь организовать и осуществить транспортирование пациента в лечебно-профилактическое учреждение;
в области психических болезней с курсом наркологии:
знать систему организации психиатрической и наркологической служб;
знать медицинские, этические и юридические аспекты оказания психиатрической и наркологической помощи;
знать причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики психических заболеваний, алкоголизма, наркомании и токсикомании;
уметь распознать основные психопатологические синдромы и определить тактику ведения пациента;
уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в психиатрии и наркологии;
уметь определить показания к госпитализации, подготовить пациента и организовать транспортирование в лечебно-профилактическое учреждение;
в области кожных и венерических болезней:
знать систему организации дермато-венерологической службы;
знать причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики кожных и венерических заболеваний;
уметь поставить диагноз и определить тактику ведения пациента;
уметь организовать диспансеризацию и реабилитацию больных;
уметь проводить профилактику кожных и венерических заболеваний;
в области глазных болезней:
знать систему организации офтальмологической службы;
знать причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики глазных болезней;
уметь определить остроту зрения и измерить внутриглазное давление;
уметь определить тактику ведения пациента;
уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в офтальмологии;
уметь организовать и осуществить транспортирование пациента в лечебно-профилактическое учреждение;
в области болезней уха, горла, носа:
знать систему организации лечебно-профилактической оториноларингологической помощи населению;
знать причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний ЛОР-органов;
уметь определить остроту слуха;
уметь определить тактику ведения пациента;
уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в оториноларингологии;
уметь организовать и осуществить транспортирование пациента в лечебно-профилактическое учреждение;
в области болезней зубов и полости рта:
знать систему организации стоматологической службы;
знать причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний полости рта;
уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в стоматологии;
в области гериатрии:
знать систему организации гериатрической службы;
знать распространенность и специфичность заболеваний, показатели смертности в старших возрастных группах населения;
знать особенности возникновения клинических проявлений и течения заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста;
знать особенности лекарственной терапии в гериатрии;
уметь определить тактику ведения пациента;
уметь организовать уход за пациентом в пожилом и старческом возрасте на дому;
уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в гериатрии;
уметь организовать и осуществить транспортирование пациента в лечебно-профилактическое учреждение;
в области фтизиатрии:
иметь представление о фтизиатрии как науке, медицинской и социальной актуальности проблемы фтизиатрии;
знать причины, источники, пути и способы заражения туберкулезом, ранние клинические проявления туберкулеза, зависимость клиники от локализации, фазы течения туберкулезного процесса и развившихся осложнений;
знать методы диагностики туберкулеза, специфической и неспецифической профилактики туберкулеза, принципы терапии туберкулеза;
уметь заподозрить туберкулез, своевременно направить больного к фтизиатру;
уметь проводить лечебно-диагностические манипуляции, по назначению врача;
уметь проводить специфическую и неспецифическую профилактику туберкулеза, согласно регламентируемым директивным документам;
уметь оказать неотложную помощь;
уметь вести санитарно-просветительскую работу для предупреждения возникновения и распространения туберкулеза;
в области травматологии:
знать основные клинические проявления травм различных органов и систем;
знать формы и методы реабилитации больных;
знать директивные документы по организации травматологической помощи;
- уметь диагностировать травмы;
уметь оказывать неотложную помощь, решать вопросы дальнейшей тактики;
уметь проводить профилактику осложнений травм;
в области онкологии
иметь представление о состоянии онкологической службы Российской Федерации;
знать закономерности течения опухолевых заболеваний, региональную онкологическую патологию;
уметь проводить диспансеризацию больных предраковыми заболеваниями;
уметь организовать и осуществить уход за пациентами в поздних стадиях опухолевого процесса;
уметь провести забор материала для морфологических исследований;
уметь интерпретировать результаты лабораторных (цитологических, гистологических) и инструментальных (рентгенологических, УЗИ и т.д.) методов исследования;
в области реаниматологии:
знать систему организации реаниматологической службы;
знать причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики и лечения неотложных состояний у взрослых и детей;
знать виды и клинические проявления терминальных состояний;
уметь провести сердечно-легочную реанимацию;
уметь работать с портативной диагностической и реанимационной аппаратурой;
уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях;
уметь оценить эффективность оказания неотложной помощи;
в области реабилитации:
знать виды, формы и методы реабилитации;
знать роль лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии в реабилитации;
знать основные виды физиотерапевтических процедур и возможности их применения в реабилитации;
уметь провести комплекс упражнений по лечебной физкультуре при различных заболеваниях;
владеть основными приемами массажа;
в области синдромной патологии, дифференциальной диагностики и фармакотерапии:
иметь представление о фармакокинетике и фармакодинамике;
знать показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов;
знать характер взаимодействия лекарственных средств;
знать побочные действия лекарственных средств, методы их предупреждения, выявления и коррекции;
знать особенности применения лекарственных средств у беременных, детей, подростков, лиц пожилого и старческого возраста;
знать основные принципы лечения острых отравлений лекарственными веществами;
уметь осуществить раннюю диагностику по клиническим синдромам;
уметь проводить дифференциальную диагностику с использованием результатов основных и дополнительных методов исследования;
уметь проводить посиндромную терапию;
уметь построить диагностический алгоритм для установления диагноза болезни.
2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике
В процессе производственной (профессиональной) практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.
2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0401 Лечебное дело выпускник должен быть готов к выполнению лечебно-диагностической и медико-профилактической работы, в соответствии с квалификационной характеристикой.
|