МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Всероссийский учебно-методический центр
по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
Основная профессиональная образовательная программа
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания
и уровню подготовки выпускников
по специальности
0406 Сестринское дело
(повышенный уровень среднего профессионального образования)
Квалификация: медицинская сестра с углубленной подготовкой
Вводится в действие с 1 сентября 2004 г.
Москва
2004
^
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель министра
образования Российской Федерации
__________________ А.Ф. Киселев
29 апреля 2004 г.
Регистрационный № 02-0406-П
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
^
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания
и уровню подготовки выпускников
по специальности
0406 Сестринское дело
(повышенный уровень среднего профессионального образования)
Квалификация: медицинская сестра с углубленной подготовкой
Вводится в действие с 1 сентября 2004 г.
Москва
2004
Авторский коллектив разработчиков
Государственного образовательного
стандарта среднего профессионального
образования по специальности
0406 Сестринское дело повышенный уровень
Квалификация: медицинская сестра с углубленной подготовкой
Общее руководство: заместитель руководителя Департамента профессиональной подготовки и развития кадровых ресурсов здравоохранения Минздрава России Слепушенко И.Г., начальник отдела подготовки средних медицинских работников Минздрава России Дружинина А.В., генеральный директор Государственного образовательного учреждения «Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России» Душенков П.А., заместитель генерального директора Государственного образовательного учреждения «Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России» Мальцева Н.С.
Рабочая группа:
Коваленко Т.В. - директор Московского медицинского колледжа № 2, Хамошина Н.М. - директор медицинского колледжа Ростовского государственного медицинского университета, Бубликова И.В. - директор Санкт-Петербургского медицинского колледжа № 1, Левина И.А. - директор Свердловского областного медицинского колледжа, Сопина З.Е. - директор Московского областного медицинского колледжа № 2.
Рабочая группа по направлению углубленной подготовки: Гапонова З.В. - заместитель директора по методической работе Санкт-Петербургского медицинского колледжа № 1, Иванов В.Г. - доцент кафедры онкологии Санкт-Петербургской академии последипломного образования, к.м.н., Трифонов Б.А. - зав. кафедрой психиатрии Уральской государственной медицинской академии, главный внештатный психиатр Министерства здравоохранения Российской Федерации в Уральском Федеральном Округе, д.м.н., профессор, Патраков Э.В. - заместитель директора по воспитательной и социальной работе Свердловского областного медицинского колледжа, преподаватель факультета социальной работы и социальной педагогики Уральского государственного педагогического университета, Лебедева И.Б. - заведующая отделением повышенного уровня образования Свердловского областного медицинского колледжа, к.м.н., Мухаметшин Ф.Г. - зав. отделением реанимации новорожденных Областной детской клинической больницы № 1 Министерства здравоохранения Свердловской области, Мухамедзян М.Н. - врач - неонатолог отделения реанимации Областной детской клинической больницы № 1 Министерства здравоохранения Свердловской области, Прудкин М.Е. - врач - реаниматолог Областной детской клинической больницы № 1 Министерства здравоохранения Свердловской области, Белоусова С.И. - старшая медицинская сестра отделения реанимации новорожденных Областной детской клинической больницы № 1 Министерства здравоохранения Свердловской области, Широгорова А.В. - заведующая отделением патологии новорожденных Областной детской клинической больницы № 1 Министерства здравоохранения Свердловской области, Фомушкина И.А.- заместитель директора Московского областного медицинского колледжа, Узунян С.А. - заместитель директора по научно-методической работе медицинского колледжа Ростовского медицинского университета, Исаева Т.Н. - заместитель директора по практическому обучению медицинского колледжа Ростовского медицинского университета, Крутянская О.Ю. - заместитель директора по учебной работе медицинского колледжа Ростовского медицинского университета.
При участии Тюбалиной В.Б., Познанской Г.Л. - методистов Государственного образовательного учреждения «Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России».
1. Общая характеристика специальности 0406 Сестринское дело
1.1. Специальность 0406 Сестринское дело утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июня 2001 года № 2572 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования».
1.2. Формы освоения профессиональной образовательной программы по специальности 0406 Сестринское дело:
- очная;
- очно-заочная (вечерняя).
1.3. Нормативный срок освоения образовательной профессиональной программы при очной форме обучения:
- на базе среднего профессионального образования базового уровня по специальностям 0401 Лечебное дело, 0402 Акушерское дело, 0406 Сестринское дело – 10 месяцев;
- на базе среднего (полного) общего образования – 3 года 10 месяцев;
- на базе основного общего образования – 4 года 10 месяцев.
Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
- диплом о среднем профессиональном образовании базового уровня по специальностям 0401«Лечебное дело, 0402 Акушерское дело, 0406 Сестринское дело;
- аттестат о среднем (полном) общем образовании;
- аттестат об основном общем образовании;
- документ об образовании более высокого уровня (медицинского профиля).
1.4. Квалификация выпускника: медицинская сестра с углубленной подготовкой.
1.5. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве медицинской сестры в области сестринского дела в учреждениях здравоохранения различных организационно-правовых форм, научно-исследовательс-ких учреждениях, медицинских центрах, учреждениях социальной защиты населения.
Основные виды деятельности медицинской сестры:
Организационно-управленческая – руководство сестринским персоналом в подразделении лечебно-профилактического учреждения, рациональное использование трудовых, финансовых и материальных ресурсов, анализ работы и оценка возможностей развития сестринской службы подразделения, а также внедрения инновационных технологий в работу подразделения.
^ – организация и осуществление специализированной сестринской помощи: разработка плана мероприятий по реализации специализированной сестринской помощи в подразделении, его осуществление и контроль за выполнением, оценка эффективности оказания специализированной сестринской помощи; организация мероприятий по оказанию неотложной доврачебной сестринской помощи в подразделении лечебно-профилактического учреждения; проведение мер по управлению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп, обеспечение безопасной больничной среды, профилактика заболеваний.
Исследовательская – анализ деятельности специализированного подразделения медицинского учреждения, составление аналитических справок, составление обзора научно-методической литературы и периодической печати по вопросам специализированной помощи, а также проведение исследований по проблемам профессиональной деятельности.
^
знать: концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации; государственную программу развития сестринского дела; основы медицинского страхования; новые технологии сестринских вмешательств; систему сертификации, лицензирования и аттестации медицинского персонала и медицинских учреждений; основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях, основные принципы и способы защиты населения при катастрофах. Правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты;
уметь: осуществлять сестринский процесс; обеспечивать инфекционную безопасную среду для пациента и персонала; проводить сердечно-легочную реанимацию; оказывать паллиативную помощь; обучать пациента и семью вопросам ухода и самоухода; консультировать пациента и семью по вопросам профилактики заболеваний, осложнений, травматизма; проводить реабилитационные и профилактические мероприятия; уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности; использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности; осуществлять контроль сестринской помощи.
1.6. Перечень направлений углубленной подготовки:
- семейная медицина;
- психиатрия;
- социальная помощь;
- неонатология;
- онкологическая и паллиативная помощь;
- организация сестринского дела;
- анестезиология и реаниматология;
- косметология.
1.7. Возможности продолжения образования.
Выпускник, освоивший основную профессиональную программу среднего профессионального уровня по специальности 0406 Сестринское дело, подготовлен:
- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 040100 Лечебное дело, 040200 Педиатрия, 040300 Медико-профилактическое дело, 040400 Стоматология, 040500 Фармация;
- к освоению основной профессиональной программы высшего сестринского образования 040600 в сокращенные сроки.
^
Требования к уровню подготовки лиц, закончивших обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования базового уровня, изложены в Государственном образовательном стандарте в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0406 Сестринское дело, утвержденных 21 января 2002 года, регистрационный № 02-0406 – Б.
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник отвечает следующим требованиям:
обладает гражданской зрелостью, правовым самосознанием, профессиональной этикой, нравственным сознанием, твердостью моральных убеждений, гуманностью, ответственностью за порученное дело;
обладает научно-гуманистическим мировоззрением, необходимым для данного уровня деятельности, профессиональной культурой, сформированной профессиональной самооценкой, социальной ответственностью за результаты труда, информационной и коммуникативной культурой;
готов к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
готов к проявлению творческой инициативы, рационализаторству, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники; имеет опыт применения сформированных знаний и умений в условиях внедрения передовых технологий;
владеет основами законодательства и иными нормативными правовыми активами Российской Федерации, относящимися к его профессиональной деятельности;
ориентирован в смежных областях деятельности, готов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности;
владеет современными информационными технологиями в сфере профессиональной деятельности;
владеет знаниями методов управления и организации работы коллектива;
владеет методами оценки и контроля качества в профессиональной деятельности;
способен самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решения в рамках своей профессиональной компетенции;
способен самостоятельно анализировать свою профессиональную деятельность и процесс собственного труда, осуществлять постановку и реализацию задач в области профессионального самосовершенствования и повышения деловой квалификации, оценивать соответствие своей профессиональной деятельности изменяющимися требованиям к ней;
убежден в приоритетности здоровья в жизни каждого человека.
2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по циклам дисциплин
По циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
выпускник должен
в области иностранного языка:
- владеть лексическим (3000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
- уметь понимать диалогическую и монологическую речь в сфере профессиональной деятельности;
в области физической культуры:
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей;
- уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья в жизненных и профессиональных целях.
^
выпускник должен
в области информационных технологий в профессиональной деятельности:
иметь представление:
об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
уметь:
- использовать изученные прикладные программные средства в профессиональной деятельности.
По циклу общепрофессиональных дисциплин выпускник должен
иметь представление:
о здоровье как праве, источнике и неотъемлемой части существования человека;
о медико-социальных аспектах демографии и заболеваемости населения;
знать:
законодательные акты об охране здоровья граждан, ответственности медицинских работников;
понятия и характеристики качества сестринской помощи, методы контроля качества;
роль психологических факторов в предупреждении возникновения и развития болезни, особенности психологических процессов у здорового и больного человека;
медико-социальные аспекты неинфекционных заболеваний;
основные принципы организации здравоохранения в Российской Федерации;
уметь:
ориентироваться в системе организации лечебно-профилактической, медико-социальной помощи населению, в системе охраны материнства и детства;
давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;
взаимодействовать с санитарно-эпидемиологической службой;
проводить санитарно-просветительскую работу, владеть методикой консультирования пациента и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья;
защищать права пациента, защищать свои права в соответствии с законодательством;
оценивать и контролировать качество оказания сестринской помощи;
давать психологическую характеристику личности, владеть простейшими методиками саморегуляции;
оценивать и учитывать личностные особенности участников лечебно-диагностического процесса, владеть простейшими приемами психологической коррекции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении;
применять этические принципы при участии в оздоровительных, профилактических, лечебно-диагностических мероприятиях.
^
знать:
современные теории и модели сестринского дела, государственные программы развития сестринского дела, новые технологии сестринских вмешательств, принципы стандартизации различных видов сестринской деятельности;
структуру внутрибольничных инфекций, резервуары инфекции в лечебно-профилактическом учреждении, универсальные меры предосторожности, документальное обеспечение инфекционного контроля, технику безопасности при работе с дезинфектантами, стандарты процедур, обеспечивающих инфекционную безопасность;
методику планирования, проведения и оценку эффективности комплексной программы, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения;
принципы организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях и требования к оказанию медицинской помощи на этапах эвакуации;
организацию и объем первой медицинской помощи пострадавшим, основные принципы и способы защиты населения при катастрофах;
уметь:
ориентироваться в инновациях сестринского дела для использования их в повседневной профессиональной деятельности, совершенствовать методику сестринских вмешательств на основе внедряемых стандартов;
проводить учет и анализ случаев внутрибольничных инфекций, организовать инфекционный контроль, препятствующий возникновению внутрибольничных инфекций, обеспечить инфекционную безопасность в лечебно-профилактических учреждениях;
оказать первую медицинскую помощь, проводить основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в условиях экстремальной обстановки, пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты.
^
выпускник должен
знать:
систему оказания первичной медико-санитарной помощи и основы ее правового регулирования;
основные направления деятельности учреждений, оказывающих первую медико-санитарную помощь, их задачи, структуру и объем лечебно-профилактической помощи населению;
научные основы медицинской профилактики;
систему организации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача);
основы медицинского страхования;
основные демографические, социально-экономические, экологические и другие факторы, влияющие на здоровье отдельных лиц, семей и групп населения;
методику планирования, проведения и оценку эффективности комплексной программы, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения;
социальные особенности российских семей, основные проблемы, связанные с укреплением и сохранением здоровья;
факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику, методы реабилитации пациентов, страдающих соматическими заболеваниями;
факторы риска, клинические проявления, профилактику инфекционных заболеваний;
методику консультирования семей по проблемам формирования здорового образа жизни, укрепления и сохранения здоровья, ухода за пациентами на дому;
нормы физиологической потребности человека в основных нутриентах; концепцию сбалансированного питания, основы рационального питания, принципы организации диетического питания в домашних условиях;
основные принципы и методы сестринской помощи безнадежно больному пациенту и его семье, потребности лиц, ухаживающих за умирающим;
методы реабилитационных мероприятий в амбулаторных условиях и на дому;
уметь:
осуществлять сбор, учет и анализ демографической и медико-социальной информации о прикрепленном населении;
осуществлять сестринскую деятельность при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и на дому;
готовить пациента к диагностическим процедурам;
осуществлять лекарственную терапию, по назначению врача;
выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги);
обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;
уметь проводить совместно с врачом и самостоятельно электро-физиологические исследования сердца, сосудистой системы, фонокардиографию, энцефалографию, исследования функции внешнего дыхания; анализировать результаты исследований;
обучать пациента и семью правилам применения лекарственных средств и организации лечебного питания;
консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний и их осложнений;
проводить профилактическую работу;
составлять суточный рацион питания лицам различных возрастных и социальных групп; подобрать диету при различных заболеваниях; оказывать консультативную помощь по вопросам организации рационального питания семьи, приготовления диетических блюд в домашних условиях, использования лечебных минеральных вод;
оказывать помощь больному в терминальном состоянии; контролировать действия сильнодействующих лекарств при борьбе с болью; владеть навыками психологической помощи пациенту на различных этапах умирания и семье в период ожидания неизбежной утраты;
оказывать первую медицинскую помощь;
оказывать консультативную помощь по медико-социальным аспектам жизни семьи, вопросам воспитания здорового ребенка;
взаимодействовать с органами социальной защиты, учреждениями медико-санитарного профиля, службами милосердия в организации помощи одиноким и престарелым, инвалидам и больным с хроническими заболеваниями;
проводить санитарно-просветительскую работу, включая пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни.
^
выпускник должен
знать:
основы законодательства в социальной защите психических больных, в т.ч. «Закон о психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании»;
психологию профессионального общения;
структуру психиатрической службы и социальной защиты;
основные причины, клинические проявления, методы диагностики, принципы реабилитации пациентов с психическими расстройствами;
виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациента;
основные группы лекарственных средств, применяемых в психиатрии, особенности применения;
содержание понятий: реабилитация, реадаптация, ресоциализация, восстановительная терапия, социальный контроль, социальная адаптация, первичная, вторичная, третичная профилактика, здоровый образ жизни; роль медицинской сестры в их осуществлении;
требования к личности медицинской сестры, участвующей в оказании сестринской помощи пациентам с психическими расстройствами;
содержание понятия «кризисное состояние» и поведенческие проявления кризисных состояний;
содержание понятия «модель стресс-уязвимость»;
показатели суицидных реакций. Особенности взаимодействия с пациентами, находящимися в кризисных состояниях;
принципы работы с семьей пациента. Значение семьи в работе многодисциплинарной команды по оказанию помощи пациенту с психическим расстройством;
уметь:
оформлять отчетную документацию, реабилитационные планы, результаты оценки проблем и потребностей пациентов;
использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав;
организовать безопасную среду для пациентов и персонала;
применять тестовые методики, собирать данные о проблемах пациента и проводить их обработку;
определять необходимую тактику в соответствии с проблемной ситуацией пациента;
оказывать первичную психологическую помощь пациенту;
анализировать собственные личностные качества на предмет их соответствия требованиям к личности медицинской сестры с углубленной подготовкой по психиатрии;
организовать и проводить мероприятия по социальной адаптации и реабилитации пациента на современном уровне;
определять цели и задачи социальной помощи в учреждении психиатрического профиля;
обеспечивать взаимодействие с врачами, социальными работниками, медицинскими сестрами социальной помощи, психологами и другими членами многодисциплинарной команды в интересах пациента;
оказывать помощь пациентам по выполнению рекомендаций врача и других специалистов по режиму труда, отдыха, лечению и социальной адаптации;
взаимодействовать с семьей и социальным окружением пациента.
По направлению углубленной подготовки «Социальная помощь»
выпускник должен
знать:
основные направления деятельности медицинской сестры по социальной помощи;
основы делопроизводства;
историю, основы и технологии социальной работы;
этические принципы социальной работы;
особенности социальной работы в здравоохранении;
принципы социальной работы с детьми, подростками, лицами с ограниченными возможностями, престарелыми;
основы законодательства в социальной защите населения;
вопросы организации и финансирования социальной работы на различных уровнях;
направления социальной защиты и ее роль в общественных отношениях;
основы пенсионного обеспечения, нормы и льготы;
теоретические основы сестринского дела;
психологию профессионального общения;
структуру социальных служб;
виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациента;
методы социальной работы с различными категориями пациентов;
уметь:
использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав;
организовывать безопасную среду для работы и жизнеобеспечения пациентов;
организовывать сестринское обслуживание и социальную помощь пациентам;
осуществлять контроль качества сестринской и социальной помощи;
определять эффективность социальной работы по данным анкетного опроса пациентов (клиентов), методики «социального термометра»;
применять тестовые методики, собирать данные о проблемах пациента (клиента) и проводить их обработку;
определять необходимые нормативно-правовые документы в соответствии с проблемной ситуацией пациента (клиента);
анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей компетентности;
оказывать помощь и содействие в защите интересов пациента (клиента) и его гражданских прав;
вести отчетно-нормативную документацию.
По направлению углубленной подготовки «Неонатология»
выпускник должен
знать:
концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации;
основы трудового права;
государственную программу развития сестринского и акушерского дела;
систему сертификации, лицензирования и аттестации медицинского персонала и медицинских учреждений;
основные направления деятельности медицинской сестры в отделении неонатологии;
основы делопроизводства;
основные принципы организации учебного процесса;
организацию помощи беременным женщинам, роженицам, родильни-цам, новорожденным детям;
организацию работы отделений новорожденных в родильных домах, в детских больницах и перинатальных центрах;
анатомо-физиологические особенности новорожденного;
протокол реанимации новорожденных;
оказание неотложной помощи новорожденным;
вопросы вскармливания новорожденных (особенно грудного вскармливания);
вопросы диагностики заболеваний у новорожденных;
лечение новорожденных в условиях родильных домов, отделений новорожденных и в амбулаторных условиях;
устройство и принципы работы оборудования (инкубатор, реанимационные маски, отсасыватели слизи и т.д.);
организацию инфекционного контроля в отделениях для новорожденных;
методы лучевой диагностики;
профилактические прививки;
уметь:
организовать работу среднего медицинского персонала в отделениях для новорожденных;
оформлять медицинскую документацию;
оказывать реанимационную помощь в роддоме;
оказывать помощь новорожденным, находящимся в критических состояниях;
осмотреть новорожденного по органам и системам, оценить состояние и поставить предварительный диагноз;
обеспечить венозный доступ;
обеспечить адекватное питание новорожденного, рассказать о преимуществах грудного вскармливания;
проводить расчет энтерального и парентерального питания;
проводить специальные манипуляции (определение группы крови, зондирование, катетеризация мочевого пузыря, пункции плевральной полости, интубация трахеи);
подключить к ребенку следящую аппаратуру и уметь оценить получаемые данные;
работать со специальным оборудованием (инкубатор, реанимационные маски, отсасыватели слизи и т.д.);
По направлению углубленной подготовки «Онкологическая и паллиативная помощь»
выпускник должен
знать:
структуру онкологической службы в Российской Федерации;
систему оказания онкологической помощи населению на различных этапах и основы ее правового регулирования;
основные демографические, социально-экономические, экологические и другие факторы, факторы риска возникновения онкологических заболеваний;
статистику онкологических заболеваний в стране и ее тенденции;
правовые аспекты работы с наркотическими и сильнодействующими лекарственными веществами;
документальное обеспечение при применении наркотических и сильнодействующих лекарств;
структуру внутрибольничных инфекций;
группы риска внутрибольничных инфекций; универсальные меры предосторожности;
документальное обеспечение инфекционного контроля и инфекционной безопасности;
стандарты процедур, обеспечивающих инфекционную безопасность;
технику безопасности при работе с химиотерапевтическими препаратами;
психологические особенности онкологических пациентов;
морально-этические особенности работы с онкологическими пациентами;
систему организации паллиативной помощи населению;
основные принципы и особенности сестринского процесса при паллиативной помощи;
потребности пациента на различных этапах умирания;
методику организации сестринского ухода и реабилитации на дому;
уметь:
осуществлять и документировать этапы сестринского процесса при оказании помощи пациентам на различных ее этапах;
контролировать действия сильнодействующих лекарств при борьбе с болью;
организовать реабилитационные мероприятия, санитарно-просветитель-скую работу;
вести учетно-отчетную документацию;
осуществлять сбор, учет и анализ демографической и медико-социаль-ной информации о прикрепленном населении;
оказывать консультативную помощь по медико-социальным аспектам жизни семьи;
взаимодействовать с органами социальной защиты, учреждениями медико-санитарного профиля, службами милосердия в организации помощи онкологическим пациентам;
оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;
проводить учет и анализ случаев внутрибольничных инфекций;
организовать инфекционный контроль, препятствующий возникновению внутрибольничных инфекций;
обеспечить инфекционную безопасность в лечебно-профилактических учреждениях;
оказывать помощь больному в терминальном состоянии в наиболее полном удовлетворении его потребностей;
оказывать психологическую помощь пациенту на различных этапах умирания и семье в период ожидания неизбежной утраты;
организовать психологическую поддержку персонала, проводить психогигиенические и психопрофилактические мероприятия для сестринской службы онкологического отделения и хосписа.
^
выпускник должен
знать:
концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации;
государственную программу развития сестринского и акушерского дела в России;
экономические модели финансирования и планирования здравоохранения в Российской Федерации и за рубежом;
основы Российской правовой системы и законодательства; правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
основы медицинского страхования;
принципы организации трудовых процессов и управления персоналом в системе рыночных отношений;
правила предоставления и экономическую эффективность медицинских услуг;
систему сертификации, лицензирования и аттестации медицинского персонала и медицинских учреждений;
основные направления деятельности старшей сестры;
основы делопроизводства;
уметь:
оценить структуру медицинского учреждения;
оптимально организовать трудовую деятельность в соответствии с нормированием и условиями труда, способствовать адаптации персонала, регулировать межличностные отношения в коллективе;
оформлять документацию, определяющую основные задачи, функции, условия и порядок деятельности отделения лечебно-профилактического учреждения;
использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав;
организовать безопасную среду для работы сестринского персонала;
организовать спасение жизни людей при природных и техногенных катастрофах;
организовать сестринское обслуживание в рамках сестринского процесса;
осуществлять контроль качества сестринской помощи;
планировать и организовать сестринский процесс в подразделении.
По направлению углубленной подготовки «Анестезиология и реаниматология»
выпускник должен
знать:
основные принципы анестезиологического обеспечения хирургических вмешательств;
основные принципы экспресс-диагностики и оказания реаниматологической помощи;
санитарно-гигиенический и противоэпидемический режимы, технику безопасности в отделении анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии;
уметь:
подготовить и правильно использовать рабочее место анестезиологической бригады;
исполнять обязанности медсестры-анестезиста при проведении анестезии и послеоперационной интенсивной терапии;
правильно вести документацию реаниматологической помощи;
подготовить рабочее место реаниматологической бригады, содержать его в готовности к оказанию реаниматологической помощи;
осуществлять сестринский уход за больными в отделении анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии.
По направлению углубленной подготовки «Косметология»
выпускник должен
знать:
систему организации амбулаторной косметологической и косметической помощи населению;
нормативные документы, определяющие основные задачи, функции, условия и порядок деятельности косметологического (косметического) учреждения амбулаторного и стационарного типа;
оснащение, организацию, режим работы структурных подразделений косметологического (косметического) учреждения;
организацию сестринской помощи в структурных подразделениях косметологического (косметического) учреждения;
функциональные обязанности, права и ответственность специалиста в области сестринского дела в косметологии;
анатомию и физиологию здорового человека;
типы кожи и волос, правила ухода;
основные причины, клинические проявления, методы диагностики и принципы лечения наиболее часто встречающихся заболеваний кожи, ногтей и волос;
типы овала лица, правила и средства косметической коррекции недостатков;
свойства и состав косметических препаратов, показания и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения применения;
виды и значения чистки лица, средства, применяемые для разных видов чистки;
виды и значение масок, средства, применяемые для различных видов масок;
основы макияжа;
виды и технику массажа лица, головы, шеи, тела;
основы аппаратной косметологии;
систему инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов (клиентов) и медицинского персонала;
организацию восстановительного лечения и реабилитации пациентов;
основы рационального и сбалансированного питания;
принципы организации трудовых процессов и управления персоналом в системе рыночных отношений;
правила предоставления и экономическую эффективность косметических услуг;
систему сертификации, лицензирования и аттестации косметологических (косметических) учреждений и персонала;
основы делопроизводства;
уметь:
оптимально организовать трудовую деятельность в соответствии с нормированием и условиями труда;
определять тип кожи, проблемы пациента (клиента) и составлять план ухода за кожей;
проводить чистку лица (демакияж, ручная чистка, пилинг фруктовыми кислотами, скрабами, броссаж, дезинкрустация и т.д.);
осуществлять наложение всех видов масок;
осуществлять уход за телом;
проводить массаж головы, шеи, тела;
осуществлять биоэпиляцию;
накладывать макияж с учетом цели, а также индивидуальных и возрастных особенностей клиента;
вести утвержденную учетно-отчетную медицинскую документацию.
^
При освоении программы производственной (профессиональной) практики выпускник должен закрепить и углубить знания, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.
^
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0406 Сестринское дело (повышенный уровень СПО) выпускник должен быть готов к выполнению лечебно-диагностической и медико-профилактической, организационно-управленческой и исследовательской деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.
^
по специальности 0406 Сестринское дело
3.1. Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 0406 Сестринское дело среднего профессионального образования базового уровня: всего часов максимальной учебной нагрузки студента – 4230, в том числе часов обязательных учебных занятий – 3276.
3.2. Требования к минимуму содержания программы дополнительной подготовки.
Индекс
|
Наименование циклов дисциплин,
дидактических единиц
|
Всего часов учебной нагрузки
|
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
|
1
|
2
|
3
|
4
|
ТО.Ф.
|
Теоретическое обучение – дисциплины Федерального компонента
|
1626
|
1084
|
ОГСЭ.00
|
Общие гуманитарные и социально-экономичес-кие дисциплины
|
168
|
124
|
ОГСЭ.01
|
Иностранный язык.
Различные виды речевой деятельности, чтение и др., позволяющие использовать иностранный язык как средство профессионального общения (письменного и устного).
Навыки обработки текстов по специальности для использования полученной информации в профессиональных целях: перевод, аннотирование (на родном и иностранном языках).
Навыки устного общения (аудирование, диалогическая и монологическая речь), позволяющие участвовать в профессиональном общении с иностранными коллегами и пациентами.
|
|
62
|
ОГСЭ.02
|
^
Физическая культура в профессиональной подготовке; оздоровительная система и спорт; профессиональная прикладная физическая подготовка.
|
|
62
|
ЕН.00
|
Математические и общие естественно-научные дисциплины
|
48
|
32
|
ЕН.01
|
Информационные технологии в профессиональной деятельности.
Компьютерные технологии и возможности новых электронных технологий в сфере профессиональной деятельности; модем; интернет.
|
|
32
|
|