|
Скачать 0.65 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0406 Сестринское дело (базовый уровень среднего профессионального образования) Квалификация – медицинская сестра 1. Общая характеристика специальности 0406 Сестринское дело (базовый уровень образования) 1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Рос-сийской Федерации от 02.07.2001 № 2572 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Клас-сификатора специальностей среднего профессионального образования». 1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной про-граммы: - очная - очно-заочная (вечерняя). 1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы по специальности 0406 Сестринское дело при очной форме обучения: - на базе среднего (полного) общего образования – 2 г. 10 мес. * - на базе основного общего образования – 3 г. 10 мес. Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов: - аттестат о среднем (полном) общем образовании; - аттестат об основном общем образовании; - диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полу-чении общего образования и оценками по дисциплинам базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации; - документ об образовании более высокого уровня. 1.4. Квалификация выпускника – медицинская сестра. 1.5. Квалификационная характеристика выпускника. Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по про-филактике заболеваний, участию в лечебно-диагностических и реабилитацион-ных мероприятиях, осуществлению этапов сестринского процесса в учрежде-ниях здравоохранения различных форм собственности, научно-исследовательских учреждениях, учреждениях социальной защиты населения. Основные виды деятельности выпускника: Лечебно-диагностическая: - участие в лечебно-диагностической помощи пациентам различных воз-растных групп в условиях стационара и поликлиники; - организация и осуществление сестринского ухода в стационаре и на дому; - оценка состояния пациента и оказание неотложной доврачебной меди-цинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; - соблюдение саниатрно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов в учреждении здравоохранения; - оформление нормативной медицинской документации; - медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения; - использование новых информационных технологий, методов, приемов средств, передача и хранение информации; - участие в реабилитации пациента; - деятельность, направленная на облегчение страданий пациента; - позитивное взаимодействие и сотрудничество с коллегами; - позитивное сотрудничество с пациентами и их семьями, соблюдение прав пациента. Медико-профилактическая: - проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения раз-личных возрастных групп; - профилактика заболеваний; - выявление физических, психических, социальных, экологических, этни-ческих факторов риска для здоровья пациента (семьи) и консультирова-ния населения по вопросам уменьшения их влияния на здоровье; - обеспечение безопасной больничной среды; - обучение пациента и его семьи вопросам поддержания здоровья в раз-личные возрастные периоды, ухода и самоухода, здорового образа жиз-ни. Выпускник должен знать: строение человеческого тела, закономерности функционирования органов и систем. Формы нарушения функций органов и систем, причины и закономерности развития патологических процессов. Свой-ства и влияние на здоровье человека микроорганизмов. Основные характери-стики лекарственных средств, показания и противопоказания к их применению. Гигиенические принципы организации здорового образа жизни населения. Психологические составляющие ухода за пациентом. Повседневные жизненно-важные проблемы пациента, философию и теорию сестринского дела, основные положения некоторых моделей сестринского дела, обязанности и ответствен-ность медицинской сестры при проведении лечебно-диагностических и профи-лактических мероприятий. Факторы риска, клинические проявления, осложне-ния, профилактику заболеваний и повреждений. Структуру учреждений здра-воохранения. Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические ме-роприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях, основные принципы и спо-собы защиты населения при катастрофах. Правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты. Выпускник должен уметь: осуществлять сестринский процесс, подготав-ливать пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям и помогать врачу при их проведении, осуществлять лекарственную терапию, по назначению вра-ча, выполнять сестринские манипуляции, обеспечивать инфекционную безо-пасность, безопасную среду для пациента и персонала, применять универсаль-ные и стандартные меры предосторожности, уметь оказывать первую медицин-скую помощь, проводить сердечно-легочную реанимацию, оказывать паллиа-тивную помощь, обучать пациента и семью вопросам ухода и самоухода, кон- сультировать пациента и семью по вопросам профилактики обострений заболе-ваний, осложнений, травматизма, проводить реабилитационные и профилакти-ческие мероприятия, уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности. 1.6. Возможности продолжения образования выпускника. Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0406 Сестринское дело, подготовлен: - к освоению основной профессиональной образовательной про-граммы среднего профессионального образования повышенного уровня; - к освоению основой профессиональной образовательной програм-мы высшего профессионального образования по специальностям 040100 Лечебное дело, 040200 Педиатрия, 040300 Медико-профилактическое дело, 040400 Стоматология, 040500 Фармация, 040600 Высшее сестринское образование. 2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 0406 Сестринское дело 2.1. Общие требования к образованности выпускника Выпускник должен: - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профес-сии, проявлять к ней устойчивый интерес; - иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе; - знать основы Конституции Российской Федерации, этические и право-вые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач; - обладать экологической, правовой, информационной и коммуникатив-ной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке; - обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жиз-ненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей; - быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным дей-ствиям в условиях неопределенности; - быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; - быть способным к практической деятельности по решению профессио-нальных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой; - быть способным научно организовать свой труд, готовым к примене-нию компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности; - быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с кол-легами; - быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний; - обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопо-знанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой саморегуляции; - знать основы предпринимательской деятельности и особенности пред-принимательства в профессиональной сфере; - иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть уме-ниями и навыками физического совершенствования. ^ По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Выпускник должен: в области философии: - иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особен-ностях его проявления в современном обществе, о соотношении духов-ных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации; - иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды; - иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с раз-витием и использованием достижений науки, техники и технологии; - иметь представление о союзе философии и медицины; философско-методологических основаниях медицины; философско-этических про-блемах в медицине (биоэтика); в области права: - иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации; - иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права РФ; - знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; - знать основы законодательства по обеспечению социальной защиты на-селения; - знать правовые и нравственно-правовые нормы в сфере профессиональ-ной деятельности; - знать основные положения Конституции Российской Федерации; - уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирую-щие профессиональную деятельность специалиста; в области русского языка и культуры речи: - знать различия между языком и речью, функции языка как средства фор-мирования и трансляции мысли; - знать нормы русского литературного языка, специфику устной и пись-менной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров; - уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативны-ми и этическими нормами; - уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, умест-ности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; - уметь пользоваться словарями русского языка; в области иностранного языка: - владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) ино-странных текстов профессиональной направленности; - обладать элементарными умениями общения на иностранном языке; в области физической культуры: - иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; - знать основы здорового образа жизни; - уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укреп-ления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, са-моопределения в физической культуре; в области экономики: - иметь представление об основах микро- и макроэкономики, о налоговой, денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политике; - иметь представление об экономической ситуации в стране и за рубежом; - иметь представление о маркетинге и механизме ценообразования; - знать общие положения экономической теории; - знать экономические основы деятельности предприятия, основные мето-ды управления предприятием; - уметь находить и использовать экономическую информацию, необходи-мую для ориентации в своей профессиональной деятельности; в области социологии и политологии: - иметь представление о социологическом подходе к пониманию законо-мерностей функционирования и развития общества и личности; - иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах об-щества; - иметь представление о социальных движениях и других факторах соци-ального изменения и развития; - иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политиче-ских отношениях и процессах (в России и в мире в целом). По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам: Выпускник должен: в области математики: - иметь представление о роли и месте математики в современном мире; - знать основные понятия и методы математического анализа, основные численные методы решения прикладных задач; - уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения; в области информатики: - иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и на-копления информации; - иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычис-лительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обра-ботки информации, о методах защиты информации; - знать основные понятия автоматизированной обработки информации; - знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем; - знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; - уметь использовать изученные прикладные программные средства. По общепрофессиональным дисциплинам Выпускник должен: в области латинского языка с медицинской терминологией: - знать основы грамматики латинского языка и способы образования тер-минов; - уметь правильно читать и переводить медицинские термины, названия болезней, лекарственных веществ; в области анатомии и физиологии человека: - иметь представление о жизненно-важных потребностях человека; - иметь представление об основах регуляции физиологических функций, принципах обратной связи, механизме кодирования информации в цен-тральной нервной системе; - иметь представление о биоэлектрических, биомеханических и биохими-ческих процессах, происходящих в организме; - иметь представление о топографии органов и систем организма; - знать основные закономерности развития и жизнедеятельности организ-ма; - знать строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвя-зи с их функцией в норме; в области патологии: - иметь представление о методах патологической физиологии и патологи-ческой анатомии; - иметь представление об изменениях в органах и тканях при нарушениях обмена веществ; - иметь представление о механизмах адаптации организма; - иметь представление об этиологии и условиях развития патологических состояний; - иметь представление о патологической анатомии и клинических прояв-лениях воспаления, опухолей, расстройств кровообращения, дыхания, выделения; - иметь представление о болезни, причинах ее возникновения и законо-мерностях патогенеза; - знать клинические проявления воспалительных реакций, формы воспале-ния; - знать стадии лихорадки; - знать клинические проявления опухолей, современные взгляды на при-чины их развития; - знать клинические проявления патологических изменений в органах ды-хания, сердечно-сосудистой системы, системы мочеотделения; в области дисциплины Здоровый человек и его окружение: - иметь представление о демографической ситуации в Российской Федера-ции и регионе; - знать показатели динамики рождаемости; - знать периоды жизнедеятельности человека; - знать анатомо-физиологические и психологические особенности челове-ка в разные возрастные периоды; - знать универсальные потребности человека в разные возрастные перио-ды; - знать содержания понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы рис-ка болезни»; - знать основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды; - уметь оценивать физическое и социально-психологическое состояние че-ловека в разные возрастные периоды; - уметь консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и ук-репления здоровья в разные возрастные периоды; в области медицинской генетики: - иметь представление о биохимических и цитологических основах на-следственности; - иметь представление об основных группах наследственных заболеваний, их причинах и методах диагностики; - иметь представление о медико-генетическом консультировании; - знать закономерности наследования признаков; в области гигиены и экологии человека: - знать основные положения гигиены; - знать закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье человека; - знать методику и уметь проводить санитарно-просветительскую работу; - уметь дать санитарно-гигиеническую оценку факторов окружающей сре-ды; в области микробиологии, вирусологии, иммунологии: - иметь представление о роли и свойствах микроорганизмов, их распро-странении, влиянии на здоровье человека, о возбудителях госпитальных инфекций; - иметь представление о структуре и функциях иммунной системы; - иметь представление об иммунитете, иммунных нарушениях в организ-ме; - иметь представление о методах микробиологических исследований; в области фармакологии: - знать лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия; - знать основные лекарственные группы и фармакотерапевтическое дейст-вие лекарств по группам; - знать побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной те-рапии; в области правового обеспечения профессиональной деятельности: - иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность); - знать права и обязанности работников в сфере профессиональной дея-тельности; - знать законодательные акты и другие нормативные документы, регули-рующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; - уметь защищать свои права, в соответствии с трудовым законодательст-вом; в области экономики и управления здравоохранением: - иметь представление об экономических моделях здравоохранения в раз-витых странах; - иметь представление об основах менеджмента и маркетинга в здраво-охранении; - иметь представление об экономике учреждений родовспоможения; - знать систему организации медицинской помощи в Российской Федера-ции; - знать принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях; - знать принципы бюджетно-страховой медицины; в области психологии: - иметь представление об основных задачах и методах психологии; - иметь представление о моделях, фазах, уровнях и способах коммуника-ции; - иметь представление об основах психосоматики; - иметь представление о психогигиене, психопрофилактике и психотера-пии; - иметь представление об основных задачах и методах социальной психо-логии; - иметь представление о социально-психологических аспектах функциони-рования брака и семьи; - иметь представление о методиках исследований в области социальной психологии; - иметь представление о значимости социально-психологических рекомен-даций при лечении ряда заболеваний. - знать особенности психических процессов у здорового и больного чело-века; - знать структуру личности; - знать функции и средства общения; - знать основы делового общения; - знать пути разрешения стрессовых ситуаций и конфликтов; - знать типы связей и отношений индивида и различных социальных групп; - знать типологию межличностных отношений; - уметь использовать вербальные и невербальные средства общения в пси-хотерапевтических целях; - уметь определить преобладающий тип поведения сослуживцев и пациен-тов; - уметь оценить конфликтные ситуации; - уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности; в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф: - иметь представление о принципах организации и задачах службы меди-цины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреж-дениях, формированиях, органах управления и оснащения; - знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогно-зирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; - знать основы военной службы и обороны государства; - знать медико-тактическую характеристику очагов поражения, катастроф различных видов; - знать основы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населе-ния в чрезвычайных ситуациях (этапность и требования к оказанию ме-дицинской помощи, основное назначение и виды медицинской сортиров-ки, принципы ее организации и проведения, сортировочные признаки, ор-ганизацию и объем первой медицинской помощи); - знать основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические меро-приятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях; - уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - уметь собирать данные о состоянии основных жизненных показателей пострадавших для принятия врачом сортировочного решения; - уметь пользоваться коллективными и индивидуальными средствами за-щиты; - уметь оказывать первую медицинскую помощь. По специальным дисциплинам Выпускник должен: в области сестринского дела: - знать историю развития сестринского дела в мире и Российской Феде-рации; - знать философию сестринского дела в Российской Федерации; - знать повседневные жизненно-важные потребности человека; - знать основные положения некоторых моделей сестринского дела (В. Хендерсон, Д. Орэм, Н. Роупер); - знать структуру учреждений здравоохранения; - знать этапы сестринского процесса: первичную оценку состояния паци-ента, проблемы пациента, планирование сестринской деятельности, осуществление запланированного ухода, проведение текущей и итого-вой оценки сестринской деятельности; - знать принципы обучения пациента и его семьи вопросам ухода и само-ухода; - знать методы сердечно-легочной реанимации; - уметь обеспечивать инфекционную безопасность, в том числе уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности; - уметь заполнять медицинскую документацию; - уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональ-ной деятельности; - уметь оказывать медицинские услуги (выполнять сестринские манипу-ляции); - уметь проводить сердечно-легочную реанимацию; - уметь обеспечивать безопасную среду для пациента и персонала в усло-виях учреждения здравоохранения; в области сестринского дела в терапии с курсом первичной медицинской помощи: - знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилак-тику заболеваний внутренних органов, обязанности сестры при выпол-нении лечебно-диагностических мероприятий в терапевтическом отде-лении; - уметь осуществлять этапы сестринского процесса: проводить первич-ную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить те-кущую и итоговую оценку ухода; - уметь подготовить пациента к диагностическим процедурам; - уметь осуществлять лекарственную терапию, по назначению врача; - уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги); - уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала; - уметь обучать пациента и семью правилам применения лекарственных средств и организации лечебного питания; - уметь консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний и их осложнений; - уметь взаимодействовать в лечебной бригаде; - уметь оказывать первую помощь; - уметь осуществлять паллиативную помощь; в области сестринского дела в педиатрии: - знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилак-тику заболеваний детского возраста; обязанности сестринского персо-нала при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при ока-зании помощи детям; - уметь осуществлять все этапы сестринского процесса: проводить пер-вичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планиро-вать сестринскую помощь, осуществлять запланированный уход, про-водить текущую и итоговую оценку ухода; - уметь подготовить пациента к диагностическим процедурам; - уметь осуществлять лекарственную терапию, по назначению врача; - уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги); - уметь обеспечить инфекционную безопасность ребенка, его семьи, пер-сонала; - уметь обучать (консультировать) пациента, семью по вопросам профи-лактики обострений заболеваний, осложнений и травматизма; - уметь оказывать первую медицинскую помощь; в области сестринского дела в хирургии: - знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилак-тику хирургических заболеваний и травм; обязанности сестры при вы-полнении лечебно-диагностических мероприятий при оказании хирур-гической помощи; - уметь осуществлять сестринский процесс в периоперативном периоде: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планиро-вать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода; - уметь выполнять сестринские манипуляции; - уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала; - уметь применять современные сестринские технологии для профилак-тики внутрибольничной инфекции; - уметь обучать (консультировать) пациента, семью; - уметь оказывать первую медицинскую помощь; - уметь осуществлять паллиативную помощь; в области сестринского дела в акушерстве и гинекологии: - знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилак-тику гинекологических заболеваний; обязанности сестры при выполне-нии лечебно-диагностических процедур; - уметь осуществлять все этапы сестринского процесса: проводить пер-вичную оценку, выявлять проблемы пациентки, планировать сестрин-скую деятельность, осуществлять запланированный уход, проводить те-кущую и итоговую оценку результатов ухода; - уметь подготовить пациентку к диагностическим процедурам; - уметь обеспечить инфекционную безопасность пациентки и персонала; - уметь оказать первую медицинскую помощь; - уметь консультировать беременную по вопросам профилактики анемии; - уметь принять роды в экстремальной ситуации; в области сестринского дела при инфекционных заболеваниях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: - знать содержание понятий «инфекция», «инфекционный процесс», «ин-фекционное заболевание», «эпидемиологический процесс»; - знать факторы риска, эпидемиологические особенности, основные кли-нические проявления, осложнения и профилактику инфекционных за-болеваний; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при инфекционных заболеваниях; - уметь осуществлять этапы сестринского процесса: проводить первич-ную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода; - уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала; - уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности; - уметь подготовить пациента к диагностическим процедурам и взять биологический материал для исследований; - уметь проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфек-ции; - уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги); - уметь консультировать пациента, семью по вопросам профилактики инфекционных заболеваний и их осложнений; - уметь оказать первую медицинскую помощь; в области сестринского дела в невропатологии: - знать роль сестринского дела при выполнении лечебно-диагностических процедур при заболеваниях нервной системы и их профилактике; - знать факторы риска, клинические проявления, осложнения и профи-лактику заболеваний и повреждений нервной системы; обязанности се-стры при выполнении лечебно-диагностических процедур; - уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оцен-ку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринскую помощь, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода; - уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожно-сти; - уметь подготовить пациента к диагностическим процедурам; - уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги); - уметь консультировать пациента и семью по вопросам профилактики осложнений неврологических заболеваний; - уметь оказывать первую медицинскую помощь; в области сестринского дела в психиатрии с курсом наркологии: - знать этические и юридические аспекты оказания психиатрической по-мощи в РФ; - знать обязанности сестры при проведении лечебно-диагностических процедур пациентам с психическими расстройствами; - знать факторы риска, клинические проявления некоторых психических заболеваний; - уметь осуществлять наблюдение за пациентами; - уметь осуществлять манипуляции по уходу за пациентами с психиче-скими расстройствами; - уметь консультировать пациентов по вопросам наркозависимости; - уметь оказать первую медицинскую помощь; в области сестринского дела в дерматовенерологии: - знать факторы риска, пути заражения, клинические проявления, ослож-нения и профилактику кожных и венерических заболеваний; - знать этические и юридические аспекты оказания помощи пациентам с венерическими заболеваниями; - уметь проводить забор крови для серологической диагностики; - уметь обеспечить инфекционную безопасность пациента и персонала; - уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сест-ринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестрин-ский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода; - уметь подготовить пациента к диагностическим и лечебным процеду-рам; в области сестринского дела в офтальмологии: - знать обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур, при заболеваниях и травмах глаз; - знать причины, клинические проявления, принципы лечения, профилак-тики глазных болезней; - уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сест-ринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестрин-ский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатив ухода; - уметь подготовить пациента к диагностическим и лечебным процеду-рам; - уметь оказать первую медицинскую помощь; в области сестринского дела в оториноларингологии: - знать обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур при болезнях и травмах уха, горла, носа; - знать причины, клинические проявления, принципы лечения и профи-лактики болезней уха, горла, носа; - уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сест-ринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестрин-ский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода; - уметь подготовить пациента к диагностическим и лечебным процедурам; - уметь оказать первую медицинскую помощь; в области сестринского дела в гериатрии: - знать факторы риска, особенности клинических проявлений, осложне-ния и профилактику повреждений и заболеваний в пожилом и старче-ском возрасте; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий; - знать процессы старения организма, особенности диететики и фармако-терапии; - уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оцен-ку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, про-водить текущую и итоговую оценку результатов ухода; - уметь подготовить пациента к лечебно-диагностическим процедурам; - уметь эффективно общаться с гериатрическими пациентами, учитывать этический аспект при контактах с гериатрическим пациентом; - уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала; - уметь выполнять сестринские манипуляции; - уметь осуществлять лекарственную терапию, по назначению врача; - уметь поддерживать безопасную среду для пациента; - уметь оказать первую медицинскую помощь; в области сестринского дела во фтизиатрии: - знать факторы риска, основные клинические проявления, осложнения и виды профилактики туберкулеза; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий; - уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оцен-ку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, про-водить текущую и итоговую оценку результатов ухода; - уметь подготовить пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям, проводить туберкулинодиагностику, вакцинацию и ревакцинацию БЦЖ; - уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала, осуществлять комплекс противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции; - уметь выполнять сестринские манипуляции; - уметь осуществлять лекарственную терапию, по назначению врача; - уметь оказать первую медицинскую помощь; в области реаниматологии: - знать факторы риска, клинические проявления и профилактику разви-тия острой сердечно-сосудистой недостаточности, острой дыхательной недостаточности, шоковых и коматозных состояний; обязанности сест-ры в процессе проведения лечебно-диагностических мероприятий; - знать юридические и этические аспекты работы в отделениях интенсив-ной терапии и реанимации; - уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оцен-ку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, про-водить текущую и итоговую оценку результатов ухода; - уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала; - уметь выполнять сестринские манипуляции, осуществлять лекарствен-ную терапию, по назначению врача; - уметь осуществлять профилактику внутрибольничной инфекции; - уметь обеспечивать безопасную среду; - уметь осуществлять первую медицинскую помощь; в области клинической фармакологии: - иметь представление о фармакокинетике и фармакодинамике; - знать показания и противопоказания к применению лекарственных пре-паратов; - знать побочные эффекты лекарственных препаратов, характер взаимо-действия лекарственных средств; - уметь оценивать действие лекарственных препаратов на пациента; - уметь проводить лекарственную терапию, по назначению врача; - уметь оказать первую медицинскую помощь при лекарственных отрав-лениях; в области реабилитации: - знать виды, формы и методы реабилитации; - уметь осуществлять этапы сестринского процесса при проведении реа-билитации пациентов различных возрастных групп, перенесших трав-мы, соматические и инфекционные заболевания; - уметь консультировать пациента и семью по вопросам организации ра-ционального питания, обеспечения безопасной среды, физической на-грузки; - уметь осуществлять приемы классического массажа, проводить ком-плексы лечебной физкультуры, отпускать основные физиотерапевтиче-ские процедуры, по назначению врача; - уметь оказать первую медицинскую помощь. 2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике. В процессе производственной (профессиональной) практики студент дол-жен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности. Кроме того, студент должен научиться осуществлять этапы сестринского процесса, обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и персонала, безопасную среду пациентам, уметь общаться с пациентами и коллегами в про-цессе профессиональной деятельности. 2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной образова-тельной программы. В результате освоения основной профессиональной образовательной про-граммы по специальности 0406 Сестринское дело выпускник должен быть го-тов к лечебно-диагностической и медико-профилактической работе, в соответ-ствии с квалификационной характеристикой. 3. Требования к минимуму содержания основной профессиональной программы по специальности 0406 Сестринское дело
|