|
Скачать 0.79 Mb.
|
ВАРИАНТ № 7Методические рекомендации и контрольные задания по курсу «ГИГИЕНА»ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. Все контрольные работы выполняются в тетради, в соответствии с заданным вариантом. Перечень заданий приводится после изложения вопросов по каждой теме (всего 10 вариантов). Вариант контрольной работы определяется в соответствии с двумя последними цифрами зачетной книжки, если предложено 10 вариантов:
2. Условия ситуационных задач и практических заданий записываются в краткой форме, далее следует заключение и рекомендации. Вопросы тестовых заданий не переписываются, указываются только варианты ответа; ниже приводится краткое обоснование выбора варианта/ов ответа. 3. При решении практических и ситуационных заданий контрольной работы обязательно использование приложений из электронного учебника по гигиене (см. ссылки в каждой теме на приложения). 4. Задание считается выполненным правильно, если:
5. Задание считается выполненным неправильно если:
Условные обозначения: – перечень приложений для решения практических и ситуационных заданий по теме. Тема 1. Гигиеническая оценка естественной и искусственной освещенности 1. Ситуационные задачи: 1.1. Оцените условия зрительной работы в асептическом блоке аптеки согласно принципам организации освещения, если известно, что длина кабинета составляет 4 м, ширина 5,2 м. Система освещения - общая, представлена в виде одной линии расположенной по центру вдоль помещения. Источники света: люминисцентные лампы дневного света, всего четыре светильника, в каждом по 2 лампы мощностью по 40 Вт. В кабинете имеется два окна (2,7 м х 2,0 м). Дайте гигиеническое заключение по условиям зрительной работы, сформулируйте рекомендации по их оптимизации. Дайте сравнительную характеристику источников искусственного освещения. 1.2. Оцените условия зрительной работы в фасовочной аптеки согласно принципам организации освещения, если известно, что длина кабинета составляет 6 м, ширина 4 м, система освещения - общая, представлена в виде двух равноудаленных друг от друга световых точек, расположенных перпендикулярно светонесущей стене. Источники света - люминисцентные лампы дневного света, в каждой по 2 лампы мощностью по 40 Вт. В кабинете имеется одно окно (2,7 м х 2,0 м). Дайте гигиеническое заключение и характеристику условий зрительной работы, сформулируйте рекомендации по их оптимизации. 1.3. Сформулируйте перечень необходимой информации для гигиенической оценки естественной и искусственной освещенности в основных помещениях аптеки. Укажите нормативные документы, регламентирующие требования к естественной и искусственной освещенности. ^ 2.1. Оцените условия зрительной работы жилых помещений (свои домашние условия). Дайте гигиеническое заключение согласно принципам организации освещения. Приложите план-схему помещений, в которых оценивались условия, укажите размеры и ориентацию помещений, факторы, снижающие естественную и искусственную освещенность, источники искусственного освещения, их тип, мощность, рациональность размещения. Перечислите объективные и расчетные показатели организации освещения. Укажите методику их расчета, приборы, необходимые для их определения. Составьте рекомендации по оптимизации условия зрительной работы жилых помещений. См. приложения ^ Укажите все правильные ответы: 3.1. Показатели, характеризующие естественное освещение: а) освещенность б) коэффициент естественной освещенности в) световой коэффициент (СК) г) коэффициент заглубления (КЗ) д) удельная мощность 3.2. Световой коэффициент (СК) определяется методом: а) графоаналитическим б) светотехническим в) экспресс - экспериментальным г) геометрическим 3.3. Минимальная величина КЕО в жилых помещениях нормируется с учетом: а) светового климата местности б) бактерицидного действия света в) характера выполняемой зрительной работы г) теплового действия света д) действия света на биоритмы организма 3.4. Показатели, характеризующие искусственное освещение: а) освещенность б) коэффициент естественной освещенности в) световой коэффициент (СК) г) коэффициент заглубления (КЗ) д) удельная мощность 3.5. Коэффициент естественной освещенности помещений определяется методом: а) графоаналитическим б) светотехническим в) экспресс-экспериментальным г) геометрическим ^
Тема 2. Гигиеническая оценка воздушно-теплового режима ^ 1.1. Оцените организацию воздушно-теплового режима в аптеке (фасовочная). Помещение объемом 6 х 4 х 3 м. Имеется одна форточка площадью 0,6 х 0,6 м, режим проветривания - 2 минуты в течение часа, скорость движения в проеме форточки - 0,8 м/с. Температура воздуха в помещении фасовочной 26 градусов Цельсия, относительная влажность – 80%. В помещении одновременно работает 3 фармацевта. Сформулируйте рекомендации по оптимизации воздушно-теплового режима. Укажите, каким прибором проводятся измерения скорости движения воздуха. 1.2. Оцените организацию воздушно-теплового режима в аптеке (контрольно-маркировочная). Помещение объемом 5 х 4 х 3 м. Имеется одна форточка площадью 0,6 х 0,6 м, режим проветривания - 5 минут в час. Скорость движения в проеме форточки составляла 1,2 м/с. Температура воздуха в помещении фасовочной 25 градусов Цельсия, относительная влажность – 50%. В помещении одномоментно работает 4 фармацевта. Сформулируйте рекомендации по оптимизации воздушно-теплового режима. 1.3. В палате пульмонологического отделения для взрослых площадью 24 м2 и высотой 3 м имеется 4 койки. Температура воздуха составляет 27°С при относительной влажности 32% и подвижности воздуха 0,05 м/с. В палате две форточки, площадь каждой из которых составляет 0,3 м2. Вытяжные вентиляционные каналы отсутствуют. Организована искусственная подача воздуха в помещение объемом 20 м3/ч на 1 койку. Опрос больных свидетельствует о наличии жалоб на духоту и посторонние запахи. Дать оценку организации воздухообмена и качества воздуха в палате, сформулировать меры профилактики. 1.4. Дайте гигиеническую оценку воздушно-теплового режима в помещении аптеки (асептическая), если известно, что температура воздуха составляет + 25°С, относительная влажность - 72%, скорость движения воздуха - 0,1м/с. Коэффициент аэрации 1/55. В помещении одна форточка, не открывается, режим проветривания – 1 раз в час (в течение 2 минут). Укажите, в каких точках проводятся инструментальные исследования для параметров микроклимата, какие необходимы приборы. 1.5. Дайте гигиеническую оценку воздушно-теплового режима в помещении аптеки (контрольно-маркировочная), если известно, что температура воздуха в разных точках колебалась от 14°С до 17°С, относительная влажность составляла 80%, скорость движения воздуха - 0,1м/с. Коэффициент аэрации 1/25. В помещении 2 фрамуги, одна из них не открывается. Режим проветривания 3 минуты в течение каждого часа. Укажите, в каких точках проводятся инструментальные исследования для параметров микроклимата, и какие приборы для этого необходимы. ^ 2.1.Дать гигиеническую оценку организации воздушно-теплового режима в жилых помещениях с учетом основных принципов организации воздухообмена. Перечислите показатели, отражающие состояние воздушно-теплового режима в жилых помещениях. Укажите методику их расчета и особенности нормирования, нормативные документы. Привести план помещений с указанием объема помещений, устройств для поступления и удаления воздуха, возможность сквозного проветривания, наличие термометра. Разработать лекцию о пользе закаливания для конкретной аудитории по выбору (дети, подростки, родители, сотрудники детских учреждений, студенты, пожилые люди, больные и т.д.). См. приложения ^ 3.1. В помещениях аптеки для хранения запаса ядовитых препаратов и наркотиков предусматривается вентиляция: а) приточная с механическим побуждением б) вытяжная с механическим побуждением в) приточно-вытяжная с преобладанием притока г) приточно-вытяжная с преобладанием вытяжки д) приточно-вытяжная с равным объемом притока и вытяжки 3.2. Для обеспечения благоприятных условий терморегуляции при низкой температуре воздуха в помещении необходимо создать: а) низкую влажность и достаточную подвижность воздуха б) низкую влажность и слабую подвижность воздуха в) высокую влажность и достаточную подвижность воздуха г) высокую влажность и слабую подвижность воздуха 3.3. Санитарным показателем эффективности работы вентиляции помещений жилых и общественных зданий служит: а) аммиак б) диоксид углерода в) окисляемость г) оксиды азота д) пыль 3.4. Ощущение дискомфорта у человека, находящегося в помещении с допустимой температурой воздуха, но более низкой температурой стен и окружающих предметов, возникает за счет теплопотерь путем: а) испарения б) излучения в) конвекции 3.5. Число, показывающее сколько раз в течение часа воздух помещения должен быть заменен наружным воздухом, называется: а) воздушным кубом б) кратностью воздухообмена в) объемом воздуха г) объемом вентиляции 3.6. Влажность воздуха определяется прибором: а) анемометром б) кататермометром в) психрометром г) люксметром 3.7. Микроклимат помещений характеризуется комплексом показателей: а) температурой воздуха б) барометрическим давлением в) влажностью воздуха г) подвижностью воздуха д) температурой ограждающих поверхностей 3.8. Для обеспечения благоприятных условий терморегуляции при высокой: температуре воздуха в помещении необходимо создать а) низкую влажность и достаточную подвижность воздуха б) низкую влажность и слабую подвижность воздуха в) высокую влажность и достаточную подвижность воздуха г) высокую влажность и слабую подвижность воздуха 3.9. Норма воздухоподачи на 1 человека при проектировании вентиляции жилых зданий рассчитывается с учетом ограничения накопления в воздухе: а) аммиака б) диоксида углерода в) оксидов азота г) пыли д) микроорганизмов 3.10. Возрастание насыщенности воздуха помещения водяными парами приводит к снижению отдачи тепла путем: а) испарения б) излучения в) конвекции ^
Тема 3. Гигиеническая оценка факторов окружающей среды (питьевая вода, почва) ^ 1.1. Оцените качество воды артезианской скважины с.Победа, определите к какому классу по ГОСТу относится водоисточник, укажите перечень необходимых мероприятий по улучшению качества воды перед подачей ее населению для хозяйственно-питьевых целей. Результаты физико-химического исследования: мутность - 0,7 мг/ дм3, цветность -20 градусов, запах - 3 балла, вкус - 3 балла; общая жесткость 0,40 мг-экв/л, хлориды -128 мг/л, сульфаты 114 мг/л, азот аммонийный -1 мг/л, азот нитритов - 0,01 мг/л, азот нитратов - 0,001 мг/л, железо -16 мг/л, марганец - 0,5 мг/л, сероводород - 4,0 мг/л, фтор -0,5 мг/л, число бактерий группы кишечных палочек в 1 л - 2. 1.2. Оцените качество воды скважины с. Алексеевка, определите к какому классу по ГОСТу относится водоисточник, укажите перечень необходимых мероприятий по улучшению качества воды перед подачей ее населению для хозяйственно-питьевых целей. Результаты физико-химического исследования: мутность -10 мг/ дм3, цветность - 40 градусов, запах - 4 балла, вкус - 3 балла; общая жесткость 5,40 мг-экв/л, хлориды-108 мг/л, сульфаты 214 мг/л, азот аммонийный - 0,8 мг/л, азот нитритов - 0,9 мг/л, азот нитратов - 3,9 мг/л, железо -15 мг/л, марганец - 0,1 мг/л, сероводород - 0 мг/л, фтор - 0,1 мг/л, число бактерий группы кишечных палочек в 1 л – 2. 1.3. Оцените качество воды р.Шиш, возможность ее использования для питьевых целей, укажите перечень необходимых мероприятий по улучшению качества воды перед подачей ее населению для хозяйственно-питьевых целей. Результаты физико-химического исследования: мутность -2,0 мг/ дм3, цветность - 3 0 градусов, запах - 0 баллов, вкус - 0 баллов; общая жесткость 1,40 мг-экв/л, хлориды - 308 мг/л, сульфаты 31 мг/л, азот аммонийный - 0,8 мг/л, азот нитритов - 0,9 мг/л, азот нитратов - 3,9 мг/л, железо -15 мг/л, марганец-0,1 мг/л, сероводород - 0 мг/л, фтор 0,5 мг/л, число бактерий группы кишечных палочек в 1 л - 800. 1.4. Оцените качество воды в колодце с.Сыропяское, возможность ее использования для питьевых целей. Результаты физико-химического исследования: мутность - 8,0 мг/дм3, цветность - 30 градусов, запах - 0 баллов, вкус - 3 балла; общая жесткость 12,40 мг-экв/л, хлориды - 508 мг/л, сульфаты 319 мг/л, азот аммонийный - 1,8 мг/л, азот нитритов - 0,9 мг/л, азот нитратов - 3,9 мг/л, железо - 15 мг/л, марганец - 0,1 мг/л, сероводород - 0 мг/л, фтор - 0,5 мг/л, число бактерий группы кишечных палочек в 1 л - 80. 1.5. В ходе токсикологического исследования в почве были обнаружены свинец (К=15), цинк (К =10), мышьяк (К =0,5), стронций (К=25), ртуть (Кс=15). Дайте заключение о возможности строительства на данной территории детского комбината, укажите возможные последствия для здоровья детей. Перечислите исследования, которые необходимо провести дополнительно, чтобы сформулировать окончательное заключение, укажите нормативный документ. 1.6. В ходе токсикологического исследования в почве были обнаружены свинец (К=1), цинк (К =2), мышьяк (К =0,5), стронций (К=0,25), ртуть (Кс=1,5). Дайте заключение о возможности строительства на данной территории летнего оздоровительного лагеря, укажите возможные последствия для здоровья детей. Перечислите исследования, которые необходимо провести дополнительно, чтобы сформулировать окончательное заключение, укажите нормативный документ. 1.7. В ходе токсикологического исследования в почве были обнаружены свинец (К=18), цинк (К=2), мышьяк (К=0,5), стронций (К=0,25), ртуть (Кс=19,5). Дайте заключение о возможности строительства на данной территории общеобразовательной школы, укажите возможные последствия для здоровья детей. Перечислите исследования, которые необходимо провести дополнительно, чтобы сформулировать окончательное заключение, укажите нормативный документ. ^ 2.1. Дайте заключение о возможности использования сухой хлорной извести для обеззараживания воды, если известно, что содержание активного хлора в хлорной извести составляет 14%. Укажите метод определения активного хлора. 2.2. Дайте сравнительную характеристику способам обеззараживания воды. Сформулируйте возможные причины низкого содержания активного хлора в хлорсодержащих препаратах, укажите нижний предел гигиенического норматива и возможные последствия использования для обеззараживания препаратов с низким содержанием активного хлора. 2.3. Сформулируйте особенности организации водоснабжения населения в экстремальных условиях. 2.4. Содержание гумусного азота в почве составляет 42 г. на 100 г. абсолютно сухой почвы, органического азота - 55 г. соответственно. Оцените санитарное состояние почвы. 2.5. Содержание гумусного азота в почве составляет 12 г. на 10 г. абсолютно сухой почвы, органического азота - 50 г. соответственно. Оцените санитарное состояние почвы. 2.6.Содержание гумусного азота в почве составляет 32 г. на 100 г. абсолютно сухой почвы, органического азота- 60 г. соответственно. Оцените санитарное состояние почвы. 2.7. Содержание гумусного азота в почве составляет 38 г. на 100 г. абсолютно сухой почвы, органического азота - 60 г. соответственно. Оцените санитарное состояние почвы. См. приложения ^ Укажите один правильный ответ: 3.1. Охрана атмосферного воздуха – это а) система мер, осуществляемая органами государственной власти РФ, субъектами федерации и органами местного самоуправления юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества воздуха и предотвращения вредного воздействия его на организм б) критерии, которые определяют предельно допустимое, максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, при котором отсутствует вредное воздействие их на человека 3.2. Виды подземных источников водоснабжения: а) почвенные, грунтовые, межпластовые (напорные, безнапорные) б) грунтовые, межпластовые в) почвенные, межпластовые Укажите все правильные ответы: 3.3. Эндемии, вызываемые недостатком химических соединений в воде: а) флюороз б) эндемический зоб в) кариес г) болезнь Кашина-Бека 3.4. К механизмам самоочищения водоемов можно отнести: а) седиментацию б) фотохимическую деструкцию; в) создание зон санитарной охраны водоисточника г) разбавление Укажите один правильный ответ: 3.5. К почвообразующим факторам относятся: а) материнская порода б) время в) рельеф местности г) почвенные микроорганизмы д) воздействие человека е) все ответы верны Укажите все правильные ответы: 3.6. Перечислите критерии, по которым почва признается чрезвычайно опасной: а) низкий уровень заболеваемости детей б) минимальная частота встречаемости функциональных отклонений в) увеличение заболеваемости детей г) нарушение репродуктивной функции женщин д) увеличение мертворождаемости, гипотрофии новорожденных ^ 3.7. Об органическом загрязнении водоисточника свидетельствует наличие в воде: а) фтора б) йода в) азотистых соединений Укажите один правильный ответ: 3.8. Гигиеническими требованиями к качеству питьевой воды являются: а) безопасность в эпидемиологическом отношении б) благоприятные органолептические свойства в) безвредность по химическому составу г) безопасность в радиационном отношении д) все ответы верны 3.9. Санитарное число – это: а) азот гумуса / азот антропогенного происхождения б) азот антропогенного происхождения / азот гумуса Укажите все правильные ответы: 3.10. При нормировании качества почвы используются показатели: а) общесанитарный показатель б) миграционно-водный показатель в) транслокационный показатель г) технологический показатель д) санитарно-токсикологический показатель ^
Тема 4. Гигиенические основы рационального питания. ^ Дайте заключение о качестве партии молока по результатам лабораторных исследований в соответствии с классификацией, оцените пищевую ценность молока и безопасность в эпидемическом, радиационном и токсикологическом отношении: результаты исследований пастеризованного молока
2. Провести расследование случая пищевого отравления по следующему плану: – Опрос пострадавшего ( ФИО; возраст; место работы, учебы; чем и где питался пострадавший в течение последних двух суток; имеются ли заболевания среди членов семьи, чем и где питались они; дата и время начала заболевания; симптомы заболеваний (повышение температуры, озноб, судороги, цианоз, головная боль, боль в животе, конечностях, тошнота, рвота, понос и др.; какой продукт или блюдо подозревается; место и время приема в пищу подозрительного продукта; период инкубации). – Предварительный диагноз. – Определение объектов для бактериологического исследования. – Оформление сопроводительных документов на объекты, направляемые в бактериологическую лабораторию для исследования. – Сформулируйте причины и условия данного случая пищевого отравления. – Разработка плана профилактических мероприятий по данному случаю пищевого отравления. – Разработка плана профилактики пищевых отравлений в конкретном учреждении в целом с устранением всех обнаруженных Вами нарушений санитарно-противоэпидемического режима на пищеблоке. ВАРИАНТ 1.6 16 октября 1997 г. с 9 до 11 часов в детском дошкольном учреждении (ДДУ) у четырех детей средней интернатной группы (М. Иванова, 5 лет; С. Комкова, 5 лет; Г. Сидорова, 4-х лет; И. Петрова, 5 лет) отмечены признаки острого заболевания. Клиническая картина: тошнота, неукротимая рвота, общая слабость, головная боль, повышение температуры до 38,6°. При опросе воспитателя Н.А. Жуковой установлено, что 15 октября в ужин детям был дан бисквитный торт, доставленный гражданкой С.З. Ивановой, матерью одного из пострадавших, на день рождения. Порционирование торта производила утром няня средней группы Т.А. Погорелова. У нее при осмотре обнаружена на указательном пальце правой руки гноящаяся резаная рана. Пищеблок ДДУ состоит из овощного цеха, кухни, моечной, двух складских помещений: одного – для сухих продуктов, второго – для хранения скоропортящихся продуктов. Холодильный шкаф для хранения скоропортящихся продуктов в течение последних двух дней не работает. Сыпучие продукты хранятся правильно. Санитарно-эпидемиологические заключения имеют не все пищевые продукты. Меню приводится ниже. Меню
Для хранения разделочных досок отведено специальное место в шкафу, доски маркированы. Дезраствор (хлорная известь) для обработки рук, посуды, оборудования, помещения хранится неправильно. Мытье столовой посуды проводится в двухгнездовой моечной ванне, температура воды не превышает 30°С, посуда на ощупь жирная. Медицинские осмотры работники пищеблока проходят регулярно в установленные сроки, личные медицинские книжки персонала имеются. ВАРИАНТ 1.7 9 июня 1997 г. с 21 до 24 часов в общежитии завода технического углерода у 6 человек (Федорова Н.И.. 18 лет, Мухина С.А.. 27 лет, Бреус И.И., 19 лет, Семенова В.В., 26 лет, Ванина М.П.,18 лет, Зубова О.С., 27 лет) выявлены общая слабость, температура от 37,4° до 39° , тошнота, рвота, боли в эпигастральной области и в области живота, жидкий стул, у четверых – со слизью. У Федорова – жалобы на головную боль. Все пострадавшие в течение последних трех дней питались только в столовой общежития завода технического углерода (см. меню). Пищеблок столовой состоит из мясорыбной заготовочной, овощного и кондитерского цехов, горячего цеха, двух моечных (для столовой и кухонной посуды), складских помещений (для хранения сухих продуктов, овощей) и холодильной камеры. Санитарное состояние столовой неудовлетворительное. Посуда моется с нарушением инструкции (не выдерживается температура воды в моечных гнездах, не соблюдается концентрация обезжиривающих средств, посуда на ощупь жирная). Спецодежда персонала кухни грязная, отсутствует дезраствор для рук. Медосмотр проходят не регулярно. Для обработки сырья и готовой продукции используется одна мясорубка. В холодильной камере мясо хранится навалом, на двух полутушах не оказалось клейма ветеринарного надзора. Меню
ВАРИАНТ 1.8 4 сентября 1997 г. в 14 часов к ребенку В. Черняковой, 6 лет, находившейся в средней группе яслей-сада № 292, была вызвана скорая помощь в связи с потерей сознания. Девочка систематически посещала группу. Хронических заболеваний не имела. При опросе девочка жаловалась на сухость во рту, затруднение при глотании, двоение в глазах, слабость. Клиническая картина: речь затрудненная, пульс резко учащен, температура 35,8°, диспепсические явления отсутствуют, неравномерное расширение зрачков, опущение век. Из опроса матери установлено, что 3 сентября дома в 20 часов вечера на ужин семья употребила вареный картофель с грибами собственного приготовления, хранившимися при комнатной температуре в течение одного месяца. Вместе с ребенком ели грибы мать и старший брат, оба здоровы. Меню ДДУ № 292
ВАРИАНТ 1.9 20 июля 1997 г. в профилактории “Ласточка” речного порта произошло пищевое отравление. У 40 человек 23-34 лет в период с 20 до 24 часов появились боли в области живота, многократный понос, стул обильный, зловонный с пузырьками газа, у 12 человек – с примесью слизи, температура от 35,8° до 36,6°. Пищеблок размещен в приспособленном помещении, оборудован газовыми плитами. Склад хранения продуктов расположен напротив кухни, здесь же находится холодильник для скоропортящихся продуктов. Продукты хранятся правильно, уложены на стеллажах. Для разделочных досок отведено место в шкафу. На пищеблоке не созданы условия для соблюдения правил личной гигиены: нет мыла, дезрастворов для обработки рук. Столовая и кухонная посуда обрабатывается с нарушениями инструкции. Меню
20 июля, вследствие опоздания группы, находившейся на экскурсии, кастрюля со вторым блюдом была снята с конфорки и составлена на табурет рядом с плитой. Обедали отдыхающие с трехчасовым опозданием. ^ 2.1. Оценить статус питания (курсовая работа): Ознакомиться с методикой оценки статуса питания человека (см. ниже); Выбрать день – типичный для Вашего образа жизни. В течение суток провести хронометраж, отмечая все виды деятельности и их продолжительность, а также зарегистрировать все приемы пищи без исключения (что, когда и в каком количестве Вами съедено за сутки); Рассчитать Ваши суточные энерготраты, заполнить таблицу 1;. Оформить работу в виде заполненных в тетради таблиц 1 и 2, расчетов и аргументированного заключения о характере собственного питания в течение одного дня. Методика оценки статуса питания человека Принцип методики: заключается в определении адекватности питания человека в соответствии с потребностями его организма. Работа разделяется на три этапа: 1) расчет энергозатрат организма за один день; 2) определение качества питания за этот же день; 3) сравнение и анализ полученных данных. Конечным результатом деятельности должны быть разработанные мероприятия по коррекции питания в соответствии с потребностями. 1. Определение энергозатрат организма. Одним из методов определения энерготрат является хронометражно-табличный, в котором используются данные расхода энергии, полученные лабораторными методами (См. приложения). Необходимо заполнить таблицу 1, в 1-й графе (колонке) которой перечисляются все виды деятельности за сутки, включая сон, во 2-й - проставляется время выполнения каждого вида деятельности "от–до", причем окончание предыдущего вида деятельности должно совпадать с началом последующего. В 3-й графе интервал "от–до" переводится в минуты, т.к. табличные данные расхода энергии при соответствующем виде деятельности, которые приводятся в 4-й графе, выражаются именно в минуту. В 5-й графе указывается расход энергии при каждом виде деятельности с учетом ее продолжительности, получаемый путем умножения величины из графы 3 на величину из графы 4. Суммируя построчные результаты пятой графы в строке «Итого», находят суточные энерготраты на 1 кг массы тела. Полученную величину умножают на массу тела и прибавляют к ней 15% от полученной величины для компенсации неучтенных энерготрат (не все виды деятельности могут быть отражены в режиме дня, неточно определена их продолжительность, отсутствуют табличные данные расхода энергии при некоторых видах деятельности, и приходится использовать данные того вида, который по характеру близок фактическому виду деятельности, а также возможно осуществление нескольких видов деятельности одновременно, например, разговор во время ходьбы пешком). Таблица 1 ^
2. Определение энергетической и пищевой ценности рациона. Для гигиенической оценки питания человека на практике используется расчетный метод. Суть его состоит в изучении меню-раскладки – перечня блюд суточного рациона с указанием количества продуктов, взятых для изготовления каждого блюда, и пищевых веществ и энергии, содержащихся в данном количестве продукта. Необходимо заполнить таблицу 2, в которой указываются все приемы пищи за сутки (завтрак, 2-й завтрак, обед, полдник, ужин), время приема пищи (от и до), перечень блюд на каждый прием пищи. В колонке 1 – состав каждого блюда, в колонке 2 – масса входящих в него продуктов. Для заполнения этих колонок нужно воспользоваться данными приложения электронного учебника, в котором приведен состав блюд с указанием массы входящих в него продуктов в сети общественного питания. Далее заполняются остальные графы, отражающие в каждом продукте количество энергосодержащих (белки, жиры, углеводы) и регулирующих (кальций, фосфор, витамины А, С) пищевых веществ и энергии (См. приложения). Необходимо помнить, что в этом приложении приведены данные химического состава и калорийности 100 г продукта, поэтому всякий раз необходимо делать перерасчет на конкретную массу продукта. Расчеты по меню-раскладке завершаются подведением итогов по каждому приему пищи и за сутки. Для дальнейшего анализа и оценки фактического питания необходимо рассчитать потребность в энергосодержащих и регулирующих веществах соответственно Вашим энергозатратам. Сравнение полученных цифр следует проводить как с нормативами (См. приложения), так и с индивидуальными потребностями. Масса суточного рациона обычно принимается в пределах 2 – 2,5 кг. 3. Анализ статуса питания. 1) Меню: наличие горячего питания на каждый прием пищи; наличие жидких блюд на каждый прием пищи; разнообразие рациона; наличие мясных, рыбных, молочных, крупяных блюд, салатов из свежих овощей как источников полноценных белков и жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ; кулинарная обработка. 2) Количественная характеристика питания: соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам организма; соответствие общего количества белков и жиров (растительного и животного происхождения), углеводов, витаминов, минеральных веществ потребностям организма. 3) Качественная характеристика питания: удельный вес энергии, получаемой за счет белков, жиров, углеводов, в % от суточной энергетической ценности рациона; соотношение белков, жиров, углеводов, кальция и фосфора; удельный вес белков животного происхождения, жиров растительного происхождения. 4) Режим питания: кратность питания, время и продолжительность приемов, временные интервалы между приемами, продолжительность ночного интервала, распределение калорийности по приемам. 5) Адекватность питания: соотношение роста и массы тела; состояние кожи и ее дериватов; наличие алиментарных заболеваний; склонность к простудным заболеваниям; субъективная оценка работоспособности. Заключение о фактическом питании, его адекватности потребностям организма, сформулируйте меры по улучшению питания. Таблица 2 ^
* - расчет произвести, исходя из индивидуальных суточных энергозатрат (по правилу пропорций). ^ Укажите один правильный ответ: 3.1. Коэффициент физической активности (КФА) — соотношение а) общих энергозатрат организма и величины основного обмена б) энерготрат на физическую и умственную деятельность в) энерготрат на физическую деятельность и величину основного обмена г) энерготрат на умственную деятельность и величину основного обмена д) энерготрат на специфическое действие пищи и величину основного обмена 3.2. Из общего количества жиров в рационе растительные масла должны составлять а) 12-15% б) 35% в) 55-60% г) 68% д) 20-25% 3.3. Оптимальное соотношение кальция и фосфора а) 1:1 б) 1:0,8 в) 1: 1,1 г) 1:1,5 д) 1:1,8 3.4. Рекомендуемое распределение суточного рациона по калорийности при 4 разовом питании детей а) завтрак 15%, обед 35%, полдник 20%, ужин 30% б) завтрак 25%, обед 45%, полдник 15%, ужин 15% в) завтрак 30%, обед 25%, полдник 25%, ужин 20% г) завтрак 25%, обед 30-35%, полдник 15-20%, ужин 20% д) завтрак 25%, обед 30-35%, полдник 15-20%, ужин 10-15% Укажите все правильные ответы: 3.5. Общими принципами профилактики пищевых отравлений микробной природы являются: а) изоляция источника возбудителя инфекции б) прерывание путей обсеменения пищевых продуктов в) предупреждение размножения микроорганизмов и токсинообразования г) обезвреживание потенциально опасных в эпидемиологическом отношении продуктов д) соблюдение правил сбора грибов 3.6. Симптомы, характерные для стафилококковой интоксикации: а) тошнота и многократная рвота; б) значительное повышение температуры в) резкие боли в эпигастральной области г) нитевидный пульс, падение артериального давления 3.7. Пищевые продукты, которые чаще всего могут являться причиной ботулизма: а) грибные продукты домашнего приготовления б) овощные консервы домашнего приготовления в) рыба соленая домашнего приготовления г) свинина (соленая, копченая) домашнего приготовления д) овощные консервы в томатной заливке промышленного производства 3.8. Молочнокислые напитки применяют в лечебных целях, потому что они содержат: а) молочную кислоту б) молочнокислые бактерии; в) пептонизированный белок г) аскорбиновую кислоту 3.9. Зерновые продукты являются источником в питании а) растительного белка б) жиров в) углеводов г) минеральных веществ д) витамина С 3.10. Медико-биологические требования к качеству пищевых продуктов складываются из следующих основных критериев а) пищевой ценности б) безопасности в) органолептических свойств г) устойчивости в хранении ^
Тема 5. Основы гигиены труда и промышленной токсикологии. Гигиена труда на предприятиях фармацевтической промышленности. ^
^
Таблица План проведения периодических медицинских осмотров
Таблица ^
Краткое описание выполняемой работы: водитель осуществляет управление погрузчиком, а также следит за его техническим состоянием. Подъем и перемещение тяжести при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) не осуществляется. Подъем и перемещение тяжести постоянно в течение рабочей смены достигает до 0,2 кг при переключении рычага, который перемещает одной рукой на рабочей поверхности на расстояние до 0,2 м за 1 секунду около 800 раз за смену. При управлении погрузчиком совершает до 4824 стереотипных движений двумя руками при региональной нагрузке (12 движений в минуту), статическая нагрузка за секунду с усилием двумя руками - до 0,2 кг. В среднем 6 часов 42 минуты рабочей смены находится в кабине погрузчика при управлении им в фиксированной рабочей позе. По производственной необходимости совершает до 108 наклонов корпуса, перемещается по горизонтали на расстояние до 0,3 км, по вертикали - до 0,012 км. Таблица Протокол Оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса
|