Дорожно-транспортные происшествия у больных с синдром обструктивного апноэ сна: социально-экономические и правовые аспекты icon

Дорожно-транспортные происшествия у больных с синдром обструктивного апноэ сна: социально-экономические и правовые аспекты





Скачать 80.63 Kb.
Название Дорожно-транспортные происшествия у больных с синдром обструктивного апноэ сна: социально-экономические и правовые аспекты
Дата 28.03.2013
Размер 80.63 Kb.
Тип Документы
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ У БОЛЬНЫХ С СИНДРОМ ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ СНА: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ


Бузунов Р.В., Ерошина В.А., Легейда И.В., Фаломеева С.Ю.


ФГУ «Клинический санаторий «Барвиха» УД Президента РФ

Лаборатория сна

www.sleepnet.ru, тел./факс (495) 635-69-07


До 20% всех дорожно-транспортных происшествий (ДТП) может быть связано с засыпанием за рулем [13]. При ДТП, обусловленных засыпанием за рулем, более часто отмечаются смертельные исходы и тяжелые травмы. Это объясняется неспособностью водителя предпринять действия по снижению скорости или уклонению от препятствия [10,11].

Засыпание за рулем может быть обусловлено как физиологическими и социальными факторами (недостаток сна накануне поездки, работа в ночную смену, длительная монотонная езда), так и расстройствами сна, приводящими к выраженной дневной сонливости. Наиболее частым расстройством сна, приводящим к дневной сонливости, является синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) [3]. Его распространенность у лиц старше 30 лет составляет от 2 до 7% [8,12]. У больных СОАС частота ДТП в 4-6 раз превышает среднестатистические показатели [4,15,17]. Sassani A. и соавт. провели метаанализ научных исследований, посвященных проблеме сонливости при СОАС, и пришли к выводу, что СОАС явился причиной около 800 тысяч дорожно-транспортных происшествий в 2000 году в США. В этих происшествиях погибло 1400 человек, ущерб составил 15.9 миллиарда долларов [14].

Еще большую значимость проблеме придает тот факт, что при своевременной диагностике СОАС возможно его эффективного лечение методом создания постоянного положительного давления в дыхательных путях (СИПАП-терапия). Проведение СИПАП-терапии значительно уменьшает риск ДТП у пациентов с СОАС [1,2,6,16].

Нам не удалось обнаружить отечественных работ, посвященных проблеме засыпания за рулем, а также связи СОАС и ДТП.

^ Цель работы заключалась в изучении дневной сонливости и частоты ДТП у пациентов с СОАС.

Материал и методы
. Проведено ретроспективное исследование историй болезни пациентов, обследовавшихся в лаборатории сна санатория «Барвиха» с 1997 по 2004 гг. Критериями включения в исследование служили:

1. Наличие у пациента водительских прав.

2. Наличие заполненной анкеты по сну.

3. Наличие результатов полисомнографического исследования.

Из исследования исключались пациенты, у которых имелись какие-либо другие клинически значимые нарушения сна.

В исследование включено 927 пациентов (911 мужчин и 16 женщин, средний возраст 53,5+5.6 лет). Из них 826 пациентов имели нарушения дыхания во сне различной степени тяжести (индекс апноэ/гипопноэ) > 5 в час. Контрольную группу составили 72 пациента без нарушений дыхания во сне (ИАГ< 5 в час).

Анкета по сну включала следующие вопросы:

  1. Беспокоит ли Вас дневная сонливость? Да / Нет.

  2. Были ли у Вас дорожно-транспортные происшествия, связанные с засыпанием за рулем? Да/Нет.

  3. Шкала оценки дневной сонливости Эпворта. Норма: < 8 баллов. Пограничные значения: 8-10 баллов. Более 10 баллов: избыточная дневная сонливость. Максимально возможное количество баллов – 24. [5].

Объективный диагноз нарушений дыхания во сне устанавливался на основании проведения полисомнографического исследования (система S–Series фирмы Compumedics, Австралия). Классификация нарушений дыхания во сне основывалась на показателе частоты эпизодов апноэ/гипопноэ в час – индексе апноэ/гипопноэ (ИАГ): <5 – нет нарушений дыхания; >5 и <10 – минимальные нарушения дыхания; >10 и <20 – легкая форма СОАС; >20 и <40 – умеренная форма СОАС; >40 – тяжелая форма СОАС.

Результаты и обсуждение.

В таблице представлена характеристика групп в зависимости от ИАГ.

Таблица

Характеристика изучаемых групп в зависимости от ИАГ.

Параметр

Индекс апноэ/гипопноэ (ИАГ)

1

2

3

4

5

<5

(n=72)

>5 и <10

(n=115)

>10 и <20

(n=216)

>20 и <40 (n=233)

>40

(n=293)

Возраст

50.3+10.2

52.6+11.3

54.7+9,7#1,2

56.9+9.3*1,2#3

56.3+8.5*1,2#3

Индекс массы тела

29.3+4.0

29.7+3.8

30.0+4.6

32.4+4.8*1,2

34.6+5.3*1,2,3,4

Субъективная дневная сонливость

32 (44%)

47 (40,8%)

110 (50,9%)

126 (54,0%),#2

192 (65,5%)*1,2&3#4

Шкала Эпворта

9.1+4.4

8.7+3.8

9.1+4.2

9.4+4.0#2

13.3+5.9*1,2,3,4

ДТП в анамнезе

4 (5.5%)

4 (3,4%)

16 (7,4%)

24 (10,3%)#2

57 (19.5%)*1,2,3&4

Условные обозначения в верхнем регистре: # - p <0.05, &p<0.01 * p < 0.001; 1,2,3,4 – группы сравнения.


Из таблицы видно, что пациенты с различными величинами ИАГ достоверно отличались по возрасту. Достоверная разница в возрасте у пациентов с различной степенью тяжести СОАС, вероятно, могла оказывать определенное влияние на частоту ДТП. Следует, однако, отметить, что по литературным данным пик аварийности на дорогах отмечается в возрасте 20-40 лет и постепенно снижается в более старшем возрасте [7,9]. В нашей работе средний возраст пациентов во всех группах был более 50 лет и увеличивался с нарастанием степени тяжести СОАС. Таким образом, увеличение возраста должно было бы даже снижать частоту ДТП.

Вторым фактором, который может оказывать влияние на полученные результаты, является отсутствие временных рамок в вопросе о ДТП в анамнезе. С увеличением возраста логично предположить увеличение нарастающего итога ДТП, а, соответственно, и частоты ДТП в анкетах. Однако различия в исследуемых группах максимально составляли 6 лет. За этот период вряд ли можно ожидать значительного прироста нарастающего итога ДТП.

Что касается субъективной дневной сонливости, показателей шкалы Эпворта и частоты ДТП в анамнезе у пациентов с СОАС, то значительный достоверный рост этих параметров в сравнении с контрольной группой был получен только при ИАГ > 40, т.е. при тяжелой форме СОАС. Отмечалось небольшое, но достоверное увеличение частоты ДТП у пациентов с умеренной формой СОАС (ИАГ >20 и <40) по сравнению с пациентами, у которых были минимальные нарушениями дыхания во сне (ИАГ >5 и < 10). В то же время не отмечалось достоверных различий между пациентами с умеренной формой СОАС и пациентами без нарушений дыхания во сне. Более низкая (но не достоверная) частота ДТП в группе пациентов с минимальными нарушениями дыхания по сравнению с группой пациентов без нарушений дыхания во сне, вероятно, обусловлена случайными факторами.

Дневная сонливость нарастает с увеличением степени тяжести СОАС, но не является обязательным фактором даже при тяжелых формах СОАС. В связи с этим представляет интерес анализ зависимости частоты ДТП от степени дневной сонливости вне зависимости от тяжести СОАС. У пациентов без ДТП в анамнезе индекс сонливости Эпворта составил 10,0 +5.7, с ДТП в анамнезе - 15.7+8.6 (p < 0.0001). На рисунке 1 представлена частота ДТП в зависимости от индекса сонливости Эпворта.




Рисунок 1. Частота ДТП в зависимости от величины индекса сонливости Эпворта.


Отмечено достоверное увеличение частоты ДТП при увеличении индекса Эпворта более 10. Здесь наши данные совпадают с критериями Johns M.W. [5], характеризующими индекс более 10 как патологическую дневную сонливость. Следует, однако, отметить, что наши результаты получены не в общей популяции, а в селективной группе пациентов, из которых 80% страдали СОАС.

В этой связи представлял интерес анализ частоты ДТП в зависимости от степени тяжести СОАС у групп пациентов с индексом сонливости Эпворта больше и меньше 10 (рисунок 2).



^ Рисунок 2. Частота ДТП в зависимости от степени тяжести СОАС у групп пациентов с различной величиной индекса сонливости Эпворта.


Анализ данных на рисунке 2 дает весьма важную информацию о взаимосвязи степени тяжести СОАС, дневной сонливости и частоты ДТП. При индексе сонливости < 10 не отмечается достоверного увеличения частоты ДТП даже у пациентов с тяжелой формой СОАС. В то же время в группах пациентов с умеренной и тяжелой формой СОАС при индексе сонливости >10 отмечался резкий рост частоты ДТП. В группе пациентов с тяжелой формой СОАС и индексом сонливости >10 частота ДТП была в 5.8 раза выше, чем у пациентов с тяжелой формой СОАС и индексом сонливости <10 (p<0,0001). Таким образом, при оценке риска ДТП у пациентов с СОАС следует учитывать как объективные данные полисомнографического исследования, так и данные субъективной оценки дневной сонливости по шкале Эпворта.

В заключение следует отметить, что проведенное нами исследование подтвердило увеличение частоты ДТП у пациентов с СОАС. Особое беспокойство вызывают группы пациентов с умеренной и тяжелой формой СОАС и индексом сонливости >10. У этих пациентов частота ДТП в анамнезе составила 18,6% и 25,9% соответственно, что значительно превышало частоту ДТП в контрольной группе без нарушений дыхания во сне и без избыточной дневной сонливости (2,5%). Резкое увеличение риска ДТП у пациентов со средне-тяжелыми формами СОАС и избыточной дневной сонливостью ставит вопрос о необходимости выявления и лечения данной категории лиц. Особенно это касается водителей, занимающихся перевозкой людей и опасных грузов. Следует также рассмотреть целесообразность включения СОАС в перечень заболеваний, которые могут служить основанием к ограничению выдачи водительских прав.


Литература

  1. Findley L., Smith C., Hooper J. et al. Treatment with Nasal CPAP Decreases Automobile Accidents in Patients with Sleep Apnea // Am. J. Respir. Crit. Care Med.- 2000.- Vol. 161.- P. 857-859.

  2. George C.F.P. Motor vehicle collisions are reduced when sleep apnoea is treated with nasal CPAP //Thorax.- 2001.- Vol. 56.- P.508-512.

  3. Guilleminault C., Stoohs R., Clerk A. et al. From obstructive sleep apnea syndrome to upper airway resistance syndrome: consistency of daytime sleepiness // Sleep.- 1992.- Vol. 15.- P. 13-16.

  4. Horstmann S., Hess C.W., Bassetti C. et al. Sleepiness-related accidents in sleep apnea patients // Sleep.- 2000.- Vol. 23.- P.383-389.

  5. Johns M.W. A new method for measuring daytime sleepiness: the Epworth sleepiness scale // Sleep- 1991.- Vol. 14(6). P. 540-545.

  6. Krieger J., Meslier N., Lebrun T. et al. Accidents in obstructive sleep apnea patients treated with nasal continuous positive airway pressure: a prospective study. The Working Group ANTADIR, Paris and CRESGE, Lille, France. Association Nationale de Traitement a Domicile des Insuffisants Respiratoires // Сhest.- 1997.- Vol. 112.- P. 1561-1566.

  7. Macdonald S. The influence of the age and sex distributions of drivers on the reduction of impaired crashes: Ontario, 1974-1999 //Traffic Inj. Prev.- 2003.- Vol. 4(1). P. 33-37.

  8. Marin J.M., Gascon J.M., Carrizo S., Gispert J. Prevalence of sleep apnoea syndrome in the Spanish adult population // Int. J. Epidemiol.- 1997.- Vol. 26.- P.381-386.

  9. Marshall S.C., Spasoff R., Nair R., van Walraven C. Restricted driver licensing for medical impairments: does it work? // CMAJ.- 2002.- Vol. 167(7).- P.747-751.

  10. Pack A.I., Pack A.M., Rodgman E. et al. Characteristics of crashes attributed to the driver having fallen asleep // Accid. Anal. Prev. 1995.- Vol. 27(6).- P.769-775.

  11. Parsons M. Fits and other causes of loss of consciousness while driving // Quatr. J. Med.-1986.- Vol. 58(227).- P.295-303.

  12. Partinen M., Telakivi T. Epidemiology of obstructive sleep apnea syndrome // Sleep.- 1992.- Vol. 15 (6 Suppl).- P. S1-S4.

  13. Philip P. Sleepiness of occupational drivers // Ind. Health 2005.- Vol. 43(1).- P. 30-33.

  14. Sassani A., Findley L.J., Kryger M., et al. Reducing motor-vehicle collisions, costs, and fatalities by treating obstructive sleep apnea syndrome // Sleep.- 2004.- Vol. 27(3).- P.453-458.

  15. Teran-Santos J., Jimenez-Gomez A., Cordero-Guevara J. The association between sleep apnea and the risk of traffic accidents // N Engl. J. Med.- 1999.- Vol. 340(11). P. 847-851.

  16. Ulfberg J., Carter N., Edling C. Sleep-disordered breathing and occupational accidents // Scand. J. Work Environ. Health.- 2000.- Vol. 26(3). P 237-242.

  17. Young T., Blustein J., Finn L., Palta M. Sleep-disordered breathing and motor vehicle accidents in a population-based sample of employed adults // Sleep.- 1997.- Vol. 20(8).- P. 608-613.
</10></40></40></20></10></5>

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Дорожно-транспортные происшествия у больных с синдром обструктивного апноэ сна: социально-экономические и правовые аспекты icon Храп и синдром обструктивного апноэ сна – мультидисциплинарная проблема

Дорожно-транспортные происшествия у больных с синдром обструктивного апноэ сна: социально-экономические и правовые аспекты icon Холодноплазменный хирургический метод лечения синдрома обструктивного апноэ сна

Дорожно-транспортные происшествия у больных с синдром обструктивного апноэ сна: социально-экономические и правовые аспекты icon Дорожно-транспортные происшествия и черепно-мозговая травма

Дорожно-транспортные происшествия у больных с синдром обструктивного апноэ сна: социально-экономические и правовые аспекты icon 1. 1 Дорожно-транспортные травмы как причина инвалидности и смертности населения: демографические,

Дорожно-транспортные происшествия у больных с синдром обструктивного апноэ сна: социально-экономические и правовые аспекты icon При дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть различные по характеру и тяжести травмы
Е важно, что многие дорожно-транспортные: происшествия возникают на дорогах в значительном отдалении...
Дорожно-транспортные происшествия у больных с синдром обструктивного апноэ сна: социально-экономические и правовые аспекты icon Нарушение сна и увеличение веса
Национального фонда сна. В самом деле, средний взрослый человек получает 6,9 часа сна в будние дни...
Дорожно-транспортные происшествия у больных с синдром обструктивного апноэ сна: социально-экономические и правовые аспекты icon 1. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Дорожно-транспортные происшествия у больных с синдром обструктивного апноэ сна: социально-экономические и правовые аспекты icon 1. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Дорожно-транспортные происшествия у больных с синдром обструктивного апноэ сна: социально-экономические и правовые аспекты icon Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины Федеральный компонент

Дорожно-транспортные происшествия у больных с синдром обструктивного апноэ сна: социально-экономические и правовые аспекты icon Синдром ночного апноэ у пациентов со стенокардией напряжения IV функционального класса 14. 01. 05

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы