|
Скачать 80.63 Kb.
|
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ У БОЛЬНЫХ С СИНДРОМ ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ СНА: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Бузунов Р.В., Ерошина В.А., Легейда И.В., Фаломеева С.Ю. ФГУ «Клинический санаторий «Барвиха» УД Президента РФ Лаборатория сна www.sleepnet.ru, тел./факс (495) 635-69-07 До 20% всех дорожно-транспортных происшествий (ДТП) может быть связано с засыпанием за рулем [13]. При ДТП, обусловленных засыпанием за рулем, более часто отмечаются смертельные исходы и тяжелые травмы. Это объясняется неспособностью водителя предпринять действия по снижению скорости или уклонению от препятствия [10,11]. Засыпание за рулем может быть обусловлено как физиологическими и социальными факторами (недостаток сна накануне поездки, работа в ночную смену, длительная монотонная езда), так и расстройствами сна, приводящими к выраженной дневной сонливости. Наиболее частым расстройством сна, приводящим к дневной сонливости, является синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) [3]. Его распространенность у лиц старше 30 лет составляет от 2 до 7% [8,12]. У больных СОАС частота ДТП в 4-6 раз превышает среднестатистические показатели [4,15,17]. Sassani A. и соавт. провели метаанализ научных исследований, посвященных проблеме сонливости при СОАС, и пришли к выводу, что СОАС явился причиной около 800 тысяч дорожно-транспортных происшествий в 2000 году в США. В этих происшествиях погибло 1400 человек, ущерб составил 15.9 миллиарда долларов [14]. Еще большую значимость проблеме придает тот факт, что при своевременной диагностике СОАС возможно его эффективного лечение методом создания постоянного положительного давления в дыхательных путях (СИПАП-терапия). Проведение СИПАП-терапии значительно уменьшает риск ДТП у пациентов с СОАС [1,2,6,16]. Нам не удалось обнаружить отечественных работ, посвященных проблеме засыпания за рулем, а также связи СОАС и ДТП. ^ . Проведено ретроспективное исследование историй болезни пациентов, обследовавшихся в лаборатории сна санатория «Барвиха» с 1997 по 2004 гг. Критериями включения в исследование служили: 1. Наличие у пациента водительских прав. 2. Наличие заполненной анкеты по сну. 3. Наличие результатов полисомнографического исследования. Из исследования исключались пациенты, у которых имелись какие-либо другие клинически значимые нарушения сна. В исследование включено 927 пациентов (911 мужчин и 16 женщин, средний возраст 53,5+5.6 лет). Из них 826 пациентов имели нарушения дыхания во сне различной степени тяжести (индекс апноэ/гипопноэ) > 5 в час. Контрольную группу составили 72 пациента без нарушений дыхания во сне (ИАГ< 5 в час). Анкета по сну включала следующие вопросы:
Объективный диагноз нарушений дыхания во сне устанавливался на основании проведения полисомнографического исследования (система S–Series фирмы Compumedics, Австралия). Классификация нарушений дыхания во сне основывалась на показателе частоты эпизодов апноэ/гипопноэ в час – индексе апноэ/гипопноэ (ИАГ): <5 – нет нарушений дыхания; >5 и <10 – минимальные нарушения дыхания; >10 и <20 – легкая форма СОАС; >20 и <40 – умеренная форма СОАС; >40 – тяжелая форма СОАС. Результаты и обсуждение. В таблице представлена характеристика групп в зависимости от ИАГ. Таблица Характеристика изучаемых групп в зависимости от ИАГ.
Условные обозначения в верхнем регистре: # - p <0.05, &p<0.01 * p < 0.001; 1,2,3,4 – группы сравнения. Из таблицы видно, что пациенты с различными величинами ИАГ достоверно отличались по возрасту. Достоверная разница в возрасте у пациентов с различной степенью тяжести СОАС, вероятно, могла оказывать определенное влияние на частоту ДТП. Следует, однако, отметить, что по литературным данным пик аварийности на дорогах отмечается в возрасте 20-40 лет и постепенно снижается в более старшем возрасте [7,9]. В нашей работе средний возраст пациентов во всех группах был более 50 лет и увеличивался с нарастанием степени тяжести СОАС. Таким образом, увеличение возраста должно было бы даже снижать частоту ДТП. Вторым фактором, который может оказывать влияние на полученные результаты, является отсутствие временных рамок в вопросе о ДТП в анамнезе. С увеличением возраста логично предположить увеличение нарастающего итога ДТП, а, соответственно, и частоты ДТП в анкетах. Однако различия в исследуемых группах максимально составляли 6 лет. За этот период вряд ли можно ожидать значительного прироста нарастающего итога ДТП. Что касается субъективной дневной сонливости, показателей шкалы Эпворта и частоты ДТП в анамнезе у пациентов с СОАС, то значительный достоверный рост этих параметров в сравнении с контрольной группой был получен только при ИАГ > 40, т.е. при тяжелой форме СОАС. Отмечалось небольшое, но достоверное увеличение частоты ДТП у пациентов с умеренной формой СОАС (ИАГ >20 и <40) по сравнению с пациентами, у которых были минимальные нарушениями дыхания во сне (ИАГ >5 и < 10). В то же время не отмечалось достоверных различий между пациентами с умеренной формой СОАС и пациентами без нарушений дыхания во сне. Более низкая (но не достоверная) частота ДТП в группе пациентов с минимальными нарушениями дыхания по сравнению с группой пациентов без нарушений дыхания во сне, вероятно, обусловлена случайными факторами. Дневная сонливость нарастает с увеличением степени тяжести СОАС, но не является обязательным фактором даже при тяжелых формах СОАС. В связи с этим представляет интерес анализ зависимости частоты ДТП от степени дневной сонливости вне зависимости от тяжести СОАС. У пациентов без ДТП в анамнезе индекс сонливости Эпворта составил 10,0 +5.7, с ДТП в анамнезе - 15.7+8.6 (p < 0.0001). На рисунке 1 представлена частота ДТП в зависимости от индекса сонливости Эпворта. ![]() Рисунок 1. Частота ДТП в зависимости от величины индекса сонливости Эпворта. Отмечено достоверное увеличение частоты ДТП при увеличении индекса Эпворта более 10. Здесь наши данные совпадают с критериями Johns M.W. [5], характеризующими индекс более 10 как патологическую дневную сонливость. Следует, однако, отметить, что наши результаты получены не в общей популяции, а в селективной группе пациентов, из которых 80% страдали СОАС. В этой связи представлял интерес анализ частоты ДТП в зависимости от степени тяжести СОАС у групп пациентов с индексом сонливости Эпворта больше и меньше 10 (рисунок 2). ![]() ^ . Анализ данных на рисунке 2 дает весьма важную информацию о взаимосвязи степени тяжести СОАС, дневной сонливости и частоты ДТП. При индексе сонливости < 10 не отмечается достоверного увеличения частоты ДТП даже у пациентов с тяжелой формой СОАС. В то же время в группах пациентов с умеренной и тяжелой формой СОАС при индексе сонливости >10 отмечался резкий рост частоты ДТП. В группе пациентов с тяжелой формой СОАС и индексом сонливости >10 частота ДТП была в 5.8 раза выше, чем у пациентов с тяжелой формой СОАС и индексом сонливости <10 (p<0,0001). Таким образом, при оценке риска ДТП у пациентов с СОАС следует учитывать как объективные данные полисомнографического исследования, так и данные субъективной оценки дневной сонливости по шкале Эпворта. В заключение следует отметить, что проведенное нами исследование подтвердило увеличение частоты ДТП у пациентов с СОАС. Особое беспокойство вызывают группы пациентов с умеренной и тяжелой формой СОАС и индексом сонливости >10. У этих пациентов частота ДТП в анамнезе составила 18,6% и 25,9% соответственно, что значительно превышало частоту ДТП в контрольной группе без нарушений дыхания во сне и без избыточной дневной сонливости (2,5%). Резкое увеличение риска ДТП у пациентов со средне-тяжелыми формами СОАС и избыточной дневной сонливостью ставит вопрос о необходимости выявления и лечения данной категории лиц. Особенно это касается водителей, занимающихся перевозкой людей и опасных грузов. Следует также рассмотреть целесообразность включения СОАС в перечень заболеваний, которые могут служить основанием к ограничению выдачи водительских прав. Литература
|
![]() |
Храп и синдром обструктивного апноэ сна – мультидисциплинарная проблема |
![]() |
Холодноплазменный хирургический метод лечения синдрома обструктивного апноэ сна |
![]() |
Дорожно-транспортные происшествия и черепно-мозговая травма |
![]() |
1. 1 Дорожно-транспортные травмы как причина инвалидности и смертности населения: демографические, |
![]() |
При дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть различные по характеру и тяжести травмы Е важно, что многие дорожно-транспортные: происшествия возникают на дорогах в значительном отдалении... |
![]() |
Нарушение сна и увеличение веса Национального фонда сна. В самом деле, средний взрослый человек получает 6,9 часа сна в будние дни... |
![]() |
1. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины |
![]() |
1. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины |
![]() |
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины Федеральный компонент |
![]() |
Синдром ночного апноэ у пациентов со стенокардией напряжения IV функционального класса 14. 01. 05 |