Методические рекомендации «Как помочь детям «группы риска» icon

Методические рекомендации «Как помочь детям «группы риска»





Скачать 66.6 Kb.
Название Методические рекомендации «Как помочь детям «группы риска»
Дата 28.03.2013
Размер 66.6 Kb.
Тип Методические рекомендации
Методические рекомендации

«Как помочь детям «группы риска»


Для детей с проблемами в обучении создаются коррекционные классы, но организация таких клас­сов сегодня ставит клеймо на школе, это неминуемо сказывается на ее престиже. Поэтому директора даже при наличии большого количества проблемных детей не спешат организовывать такие классы.

Ситуация для неуспевающих детей с каждым годом пребывания в школе усугубляется. Нарастает объем неосвоенного материала, увеличивается количество конфликтов с учителями, понижается самооценка, появляются признаки школьной дезадаптации. Все это может привести к развитию наркомании, алкоголизму, девиантному поведению. А между тем данные, полу­ченные Центром профилактической медицины Минис­терства здравоохранения и социального развития РФ и кафедрой анатомо-физиологических основ дефекто­логии МГПУ, демонстрируют результаты положитель­ного влияния компенсирующего обучения на здоровье и адаптацию школьников из «группы риска».

Причины школьной дезадаптации могут быть самыми разными. Это результат неблагополучного воз­действия социальных, экономических и экологических факторов. Не последнюю роль играет педагогическое воздействие. А именно - стрессовая тактика автори­тарной педагогики. Неблагоприятными факторами также являются:

- раннее начало систематического образования (в дошкольном возрасте);

  • несоответствие программ и технологий обучения возрастным особенностям учащихся; недостаточная квалификация педагогов в вопро­сах охраны здоровья детей;

  • безграмотность родителей в вопросах охраны здоровья детей;

- «провалы» в существующей системе физического воспитания.

Учебные нагрузки, посильные для здоровых детей; у школьников с пограничными состояниями в развитии вызывают перенапряжение психических и физических сил. Подавляющее большинство не­успевающих учеников в начальной школе - это дети
с ослабленным здоровьем, имеющие пограничные появления в нервно-психической сфере. Исследова­ния показывают, что в благоприятной психологической
атмосфере и при щадящем режиме такие дети хорошо себя чувствуют и способны плодотворно, работать. Пра­вильно организованные внешние условия (школьные
и домашние) могут предотвратить, нормализовать, а иногда и полностью компенсировать первоначальные отклонения в развитии. И наоборот - несбалансиро­ванные нагрузки приводят не только к аномальному развитию личности, но и к возникновению психических и физических заболеваний. .

Для помощи детям «группы риска» и создаются классы компенсирующего обучения, В эти классы при­нимают детей, которые приходят в школу физически и психически ослабленными, социально запущенными. Это дети с сохранным интеллектом, но более низкими адаптационными возможностями, чем у их сверстни­ков, что делает их предрасположенными к патологиче­ским реакциям на перегрузки. Дети из «группы риска» не имеют отклонений в развитии, в основе которых лежат органические поражения центральной нервной системы. У них нет выраженного нарушения слуха, речи, зрения и работы опорно-двигательного аппарата: Не обнаруживается также нарушений памяти, мысли­тельных процессов. Вместе с тем характерны низкий уровень выполнения учебных заданий, сниженная учебная мотивация и низкие познавательные интересы. При этом наблюдаются недостаточный самоконтроль, неустойчивая целенаправленная деятельность, повышенная отвлекаемость и гиперактивность. Важная характеристика детей «группы риска» - низкая рабо­тоспособность.


^ Основными показаниями к отбору детей в клас­сы компенсирующего обучения являются:

1. Нарушение работоспособности в связи с повы­шенной утомляемостью;

  • хронические заболевания внутренних органов;

  • церебростенические состояния (гидроцефалия, церебро - эндокринные состояния...);
    -астено-невротические состояния (нарушения сна, аппетита, вегетососудистая дистония).

2. Нарушения работоспособности в связи с рас­стройствами поведения, такие, как:

  • невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики);

  • синдром раннего детского аутизма (негрубые на­рушения, нормальный уровень интеллектуального развития); ,

  • психопатические синдромы, некоторые психичес­кие заболевания в стадии ремиссии (эпилепсия, шизофрения);

  • легкие двигательные патологии (без нарушения интеллекта).

3. Педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием 6 неблагоприятной среде.

Противопоказаниями для направления детей в коррекционные классы являются ледующие клинические состояния:

  • задержка психического развития (органические поражения нервной системы);
    - олигофрения;

  • наличие выраженных нарушений функций слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.

Особое внимание при приеме в компенсирующие классы следует уделить детям с педагогической запу­щенностью. Исследователи отмечают, что педагоги­ческая запущенность начинает проявляться в раннем детстве, примерно с 3 -летнего возраста. В дошкольном возрасте она заметна лишь в поведении ребёнка и не затрагивает его личность. В младшем школьном воз­расте специалисты отмечают следующие особенности таких детей:

  • заниженная самооценка (в большинстве случаев);

  • чрезмерная обидчивость;

  • социальная неприспособленность;

  • упрямство и эгоистичноть;

  • неуверенность в себе, плохая адаптация к новым условиям;

  • повышенная чувствительность к угрозам взрос­лых, застенчивость и робость;

  • гиперактивность, отвлекаемость, легкий выход из состояния равновесия;

  • высокий уровень школьной тревожности.

Накопление отрицательных эмоциональных реак­ций приводит к нарушению душевного равновесия. Это выражается в подавленности, угнетенности, тревоги у одних детей и в расторможенности у других.

Организация компенсирующего обучения рас­сматривается как одна из форм педагогической по­мощи детям «группы риска». Включенные в структуру
общеобразовательной школы, эти классы становятся действительной формой психолого-педагогической помощи. . .

Такая помощь не подчеркивает слабость детей в глазах окружающих и не тормозит их развитие. Благо­даря ККО удается добиться продвижения таких детей в развитии, усвоения ими большого объема знаний и навыков.

Создание ККО предполагается в начальной школе, но возможно также их продолжение и в средней школе, до 9-го класса включительно. В силу малой наполняе­мости таких классов (от 9 до 12 человек), складываются условия для более внимательного отношения к детям, с большей индивидуализации обучения. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы обучающиеся в коррекционных классах могут быть переведены в обычные с согласия - как самих обучаемых, так и их родителей.

Решение о переводе школьника в другой класс принимает психолого -медико-педагогический конси­лиум, в состав которого входят: заместитель директора школы по начальному обучению, логопед, школьный психолог, дефектолог, врач-педиатр, социальный педагог. Председателем ПМК является заместитель директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе. Основные направления де­ятельности консилиума заключаются в следующем:

- выработка коллективных рекомендаций по основ­ным направлениям работы с учащимися;

-формирование у сотрудников общеобразователь­ного учреждения адекватной оценки проблем детей и подростков;

  • комплексное воздействие на личность ребенка;

  • консультационная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;

  • социальная защита ребенка в случае травмиру­ющей ситуации;

  • работа по охране и укреплению физического и психического здоровья учащихся.

В учебный план компенсирующих классов наряду с образовательным компонентом вводятся специаль­ные лечебно-оздоровительные занятия - ритмика, ле­чебная физкультура, занятия с логопедом, психологом. На базе каждого класса работает группа продленного дня. Состав класса компенсирующего обучения может меняться в течение учебного года. На место учеников, переведенных в обычные классы, приходят другие учащиеся, которые испытывают трудности на данном этапе обучения. Реализация во всех классах единой общеобразовательной программы делает переход учащихся в обоих направлениях безболезненным.

Содержание учебного материала в этих классах строится на основе следующих принципов:

- усиление практической направленности изучаемого материала;

- выделение основных признаков изучаемых явлений;

  • опора на жизненный опыт ребенка;

  • ориентация на внутренние связи в рамках как одного предмета, так и нескольких;

  • введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активиза­цию познавательной деятельности. Важном моментом
    является создание на уроке такой атмосферы, которая способствовала бы развитию дефицитных психических функций ребенка.

Опыт, полученный в классах компенсирующего обучения, показал существенное улучшение состояния учащихся. По данным И.В. Могилевской, значитель­ное улучшение нервнопсихического здоровья было отмечено у 50% учащихся, незначительное - у 20%. Заболеваемость учащихся в ККО оказалась значитель­но ниже, чем в обычных классах. Наблюдалась благо­приятная динамика роста работоспособности у детей, обучающихся в этих классах. Появилась мотивация к обучению. Негативное или безразличное отноше­ние к школе у 80% детей риска сменилось высоким уровнем школьной мотивации, активным интересом к обучению. Контрольные срезы знаний учащихся показали, что эффективность обучения детей в этих классах в 2,7 раза выше, чем в обычных.

Полученные результаты доказали эффективность компенсирующих классов. Их надо шире использовать для адаптации проблемных детей.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации «Как помочь детям «группы риска» icon Методические рекомендации по выявлению и диагностике детей группы суицидального риска для образовательных

Методические рекомендации «Как помочь детям «группы риска» icon Правила выписки детей из родильного дома и отделения многопрофильного стационара. Показания к переводу

Методические рекомендации «Как помочь детям «группы риска» icon Как я победила рак. Дневник исцеления я победила! Исейчас, благодаря этим записям, могу рассказать
Я победила! И сейчас, благодаря этим записям, могу рассказать вам, как прошла этот путь. Я очень...
Методические рекомендации «Как помочь детям «группы риска» icon Методические рекомендации гуо «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

Методические рекомендации «Как помочь детям «группы риска» icon Ранняя диагностика учащихся группы риска

Методические рекомендации «Как помочь детям «группы риска» icon Как помочь ребенку с нарушением зрения в общении со сверстниками

Методические рекомендации «Как помочь детям «группы риска» icon "Что мне известно о детях-сиротах и как я могу им помочь"

Методические рекомендации «Как помочь детям «группы риска» icon Группы высокого риска развития осложнений при свином

Методические рекомендации «Как помочь детям «группы риска» icon Рекомендации детям с ослабленным здоровьем и их родителям. Детям с ослабленным зрением

Методические рекомендации «Как помочь детям «группы риска» icon Методические рекомендации от 15 января 2008 года n 206-вс методические рекомендации по проведению
Методические рекомендации предназначены для организаторов здравоохранения, врачебно-сестринского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы