|
Скачать 182.45 Kb.
|
Использование арт-терапии в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития (из опыта работы ГБОУ ЦЛПиДО «Наш дом») ![]() Карташова Елена Анатольевна – заместитель директора по УВР, учитель первой квалификационной категории, стаж педагогической деятельности – 12 лет, административной работы – 5 летОдной из самых актуальных проблем современного общества является постоянно увеличивающееся количество детей, имеющих те или иные нарушения психического и физического развития. Эта проблема волнует представителей разных научных областей: медицины, психологии, социологии, педагогики. ГБОУ Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Наш дом» оказывает комплексную психолого-медико-педагогическую помощь детям с особенностями развития и их семьям. Среди наших воспитанников – дети и подростки с генетическими нарушениями (синдром Дауна, РДА (ранний детский аутизм), синдром Рэтта, шизофрения и т.д.), эпилепсия, ДЦП и др., в том числе влекущие за собой серьезное отставание интеллектуального и психического, двигательного и речевого развития. Нарушения слуха, зрения, и все это может сочетаться у одного ребенка. ^ обусловлена тем что, наблюдения психологов и педагогов, а также опыт педагогов-практиков показали, что использование традиционных методов, приемов и средств в воспитании и обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития не всегда приносит ожидаемый результат. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов работы с такими детьми, поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития могут сыграть и арт-терапия. Арт–педагогика – это синтез двух областей научного знания искусства и педагогики, обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса детей с недостатками развития. Сущность арт-педагогики состоит в воспитании, обучении и развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и формировании у них основ культуры и художественно-творческой деятельности, в развитии в ребёнке определённых качеств, которые развиваются только в процессе творчества. Арт-терапия сегодня широко используется в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Слово «арт-терапия» всё чаще звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, воспитателей социальных педагогов. В связи с этим очевидным является необходимым обобщить практический опыт использования арт-терапевтических приемов в работе с детьми с нарушениями развития и показать эффективность применения арт-терапевтических занятий, чему именно и посвящена данная педагогическая инициатива. Цель данной работы – является описание специфики использования арт-терапевтических методов и представление практического опыта использования арт-терапии в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Данная цель реализуется при помощи следующих задач: 1. Раскрыть понятие «арт-терапии», представить классификацию видов, направлений, форм работы.. 2. Представить практический опыт использования арттерапии в работе с детьми со сложной структурой дефекта. 3. Доказать эффективность применения арт-терапевтических занятий на интеллектуальное, психическое и физическое состояние ребенка с нарушениями развития. Арттерапия - метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое. В нашем Центре применяется несколько направлений использования искусства в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы), психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (связанное с расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве). Реализация этих направлений в работе с детьми с проблемами в развитии осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках арт-терапии. Формы арт-терапевтической работы, используемые нашими педагогами разнообразны. В некоторых случаях эта работа имеет явно «клинический» характер (как, например, в случае умственной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушений у ребёнка), в других случаях арт-терапевтическая работа имеет скорее реабилитационный характер, так как способствует социально-педагогической и социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Я в своей работе не берусь описать все многообразие арт-терапевтических форм работы с детьми. Но на некоторых я остановлюсь более подробно. Познакомлю с опытом использования определенных методов арт-терапевтической работы при определенных нарушениях. Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали ещё в Египте, Древней Греции, Китае и Индии. Коррекционно-развивающие занятия с использованием методов арттерапии могут быть направлены на регуляцию психоэмоционального состояния и на преодоление имеющихся психологических «барьеров» (страхов, фобий, тревожности, агрессивности, замкнутости). Основной целью таких занятий является гармонизация личности ребёнка при условии учёта имеющихся недостатков психоэмоциональной и личностной сфер. Зная характерные особенности психоэмоциональной сферы ребёнка (например, слабо выраженная эмоциональная отзывчивость, инертность, безынициативность и несмелость творческих проявлений) может быть составлена определённая программа «музыкального моделирования». Приведу пример работы музыкального педагога Шафарук Т. Н. с мальчиком – аутистом, у которого имеются характерные особенности:
Для работы с мальчиком была определена основная цель: устранение эмоциональных расстройств и коррегирование рефлексивно-коммуникативных функций. Основной задачей первого этапа занятий было - налаживание первичного невербального контакта посредством музыкальных инструментов. Чтобы оказать положительное воздействие на эмоциональное состояние ребенка педагог в самом начале урока предлагает прослушать следующие произведения: для уменьшения чувства тревоги и неуверенности педагог предлагал прослушать музыку Ф. Шопена: «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»; а также «Вальсы» И.Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна; для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л.Бетховена, «Грезы» Р.Шумана, музыку А.Вивальди и В.А.Моцарта; для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф.Шуберта; «Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского. Далее идет приветствие с использованием различных музыкальных инструментов, например, были использованы такие приемы, как «Приветствие» на шумовом инструменте. Сначала - на предложенном педагогом, а затем - на понравившемся ребенку. Первоначально приветствие пропевается и проигрывается педагогом, постепенно подключая ребенка продолжается все музыкально-ритмической разминкой (повторение ритмического рисунка на барабане, бубне, маракасе; повторение несложных движений под музыкальное сопровождение). На первом этапе мы имели следующие результаты: первые ответные реакции на контакт с педагогом говорили о настороженности и неуверенности. Внутреннее напряжение проявлялось внешним мышечным тонусом, агрессивная настроенность выражалась в резком, ударном извлечении звуков на инструментах, тяготение к низкому регистру, движения тела - неуклюжие и угловатые. Однако, в игровой форме была создана атмосфера доверия и успеха, одобрения этого успеха. Ответная реакция становилась более осознанной. Главное, не забывать, живая музыка, музыкальные инструменты, которые воспринимаются визуально и тактильно, обладают гораздо большим воздействием чем прослушивание музыкальных записей в домашних условиях.. Со временем, такой контакт перешел в доверительную категорию, мальчик стал смотреть в глаза своему педагогу, здороваться с ним за руку, отвечать улыбкой на улыбку, улыбаться при встрече и другие проявления. 2 бок занятий был направлен на вовлечение в активный диалог с использованием разных видов творческой экспрессии. Во время занятий мальчику предлагалось исследовать разные музыкальные инструменты (инструментальная музыкотерапии), например, духовые, клавишные, ударные. Когда наблюдалось агрессивное поведение, предлагалось использовать набор ударных инструментов, например, барабаны, тарелки, шумелки. Игра на ударных инструментах снимала внутреннее напряжение и успокаивала его. Вместе с учителем выполнялись различные танцевальные движения, коррекционно-ритмические движения (кинезотерапия). Одновременно предлагались творческие приемы, основанные на движении. В частности, ребенку был предложен ряд упражнений и техник, таких, как «Игра у воды», упражнения на расслабление и снятие мышечного зажима под музыку с лентой, с шарфом, лодочкой («Волна», «Ветерок»), а также релаксации-минутки с музыкальным сопровождением и визуальной поддержкой учителя. Посредством пластического прочувствования образов, через физическую «органику», были созданы условия для созвучия души, тела и музыки. Такие движения были направлены на развитие и концентрацию внимания, чувства ритма, , а также, стимулируя подвижность, улучшали общее состояние здоровья и располагали к взаимодействию. Иногда игра на музыкальных инструментах стимулировала ребенка, к совместному пению. Это уже первый шаг к речевому диалогу. Педагогом использовались приемы: совместное музицирование на одном инструменте - «Подари мне звук»; или игра на нескольких инструментах, например, педагог импровизирует на инструменте, выполняющем ведущую роль, а ребенок подключается к педагогу, создавая музыкальный диалог. Используя приемы свободного музицирования, удалось постепенно расширить налаженный контакт. Мальчик чувствовал себя всё более уверенным, смелее проявлял себя, а также появлялись эмоциональные реакции на происходящее. Приемы арттерапии: «Направленная визуализация» с использованием сопровождающей музыки. Эта техника позволила проработать негативные образы, навязчивые страхи и затем - перевести эти образы на позитивный уровень. Ребенок «освободился» от негативных образов, было снято внутреннее напряжение, ребенок стал более раскрепощенным и активным. Приемы интегративной музыкоизотерапии: «Музыка и цветовыбор». Предлагалось выбрать цвет звучащего музыкального фрагмента, нарисовать свои чувства и эмоции. Применение подобных приемов и их вариантов дает возможность через музыку приобщаться к окружающему миру, а посредством цвета - отражать свое отношение к нему, таким образом, - налаживать контакт. 3 блок занятий направлен на включение в групповую форму работы. Приемы: инструментальное музицирование с группой детей. Посредством невербальных приемов налаживалось взаимодействие со сверстниками. Приемы арттерапии: парная техника, коллективная «Кляксография» Данные техники позволяют раскрыть себя через творческое самовыражение, узнать другого и вступить с ним в диалог. Приемы интегративной музыкоизотерапии: «Музыкальная история, направленный на восприятие музыкальных образов и их прорисовывание. После года занятий мы имели следующие результаты:
Принимая во внимание столь эффективное воздействие музыки на организм и здоровье детей-инвалидов классные руководители 3 кл и 9кл регулярно посещают Музыкальный театр Наталии Сац, имеют абонементы в Московский дом музыки (посещают ежемесячно), недавно посетили Музей музыкальной культуры М.И. Глинки. ![]() ![]() Учебное занятие Музей им. Н. Сац. ![]() ![]() Большой интерес у детей вызывают занятия в керамической мастерской. Гончарное ремесло дает большие возможности для решения арт-терапевтических задач:
Готовые изделия доставляют не только эстетическое наслаждение ребенку, но и дают чувство уверенности, - если у тебя получилось здесь, то получится и в большом мире, ты можешь принести пользу и наслаждение людям. А это очень важно для детей-инвалидов! Эта работа необходима для того, чтобы создать у ребенка чувство уверенности в собственных силах и значимости для общества, усилить функции общения, улучшить контакт со своими ощущениями, телом, чувствами и научить его использовать свой интеллект. Это приводит к чувству удовлетворения, радости, рождает желание учиться новому. Почти все наши воспитанники из-за своих особенностей испытывают трудности при включении в коллектив. Совместные занятия ремеслом являются средой, облегчающей общение, т.к. внимание детей сосредоточено на изделии, на общей работе, а не друг друге. ^ В нашем Центре на протяжении многих лет работала Кейер Екатерина и Генералова Елена. Одним из методов коррекции различных нарушений развития детей ими использовался один из видов арт-терапии - работа с глиной. Благодаря своим богатым возможностям, глина является очень удобным материалом для проведения коррекционной работы с различными нарушениями в двигательной сфере, часто сопровождающими такое заболевание как ДЦП. Кейер Е.А. разработала план занятий с детьми, страдающими различными нарушениями в двигательной сфере. Тему занятий педагог выбирает исходя из интересов и возможностей ребенка. Приведу пример из практики: 1. Отсутствие усилия (при имеющихся для этого двигательных возможностях) - ребенок не может расплющить даже маленький кусочек глины, раскатать колбаску и т.п. В этих случаях начинать работу надо с мягкой глины и учить ребенка надавливать пальцами и другими частями ладони так, чтобы в глине образовывались углубления. Кроме этого, ребенку предлагается месить глину, каждый раз подбирая ее вязкость, и раз за разом ребенок привыкает вкладывать усилия при работе руками. Во время занятий можно так же несколько раз поднять и ударить о стол очень большой кусок глины. 2. Отсутствие плавности движений - ребенку предлагаются всевозможные задания на "примазывание" одних деталей к другим (или, например, к картону) длинными плавными движениями, "вытягивание" детали из целого, создание плавных переходов между деталями, заравнивание поверхности. 3. Трудности работы всей кистью - начинать лепку лучше с полужидкой глины, работать с большими кусками и лепить несложные формы (например, овощи). 4. Трудности расчета усилий - для этого используются материалы, оставляющие на глине различные отпечатки (например, формочки, монетки, ракушки). Кроме этого, можно использовать инструмент, который в зависимости от силы надавливания дает разные отпечатки и позволяет выдавливать им чередующиеся узоры. 5. Трудности в сфере мелкой моторики - ребенку предлагать лепить фигурки, требующие большого количества "тонких" движений ("защипываний", "примазывания", выравнивания и т.п.). ![]() ![]() Учебное занятие Творческие работы ![]() ![]() Кроме занятий в керамической мастерской в нашем Центре учащиеся занимаются в свечной мастерской.. Свечная мастерская подходит для работы почти всем людям, даже с самыми глубокими нарушениями развития. Тепло, покой, запах воска и меда, разнообразие операций обеспечивает интересную работу для всех. В процессе занятий воскотерапией формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира. В свечной мастерской работы с воском идут по двум направлениям. Первое – воскотерапия, имеющая целью помочь в развитии детям с комплексными проблемами. Второе – опираясь на уже приобретённые навыки и развитые способности, дать подросткам предпрофессиональную подготовку – научить их ремеслу изготовления свечей. Разберём первое из них, которое имеет непосредственно отношение к арт-терапии. Воскотерапия. Систематическое разминание руками разогретого воска используется в нашей практике для детей с комплексными проблемами развития по следующим показателям: 1) Разминая воск, ребята (насколько это возможно, разумеется, для каждого из них) развивают мелкую моторику рук, а это напрямую связано с работой тех центров мозга, которые ответственны за артикуляционные и речевые способности человека, причём не только на уровне воспроизведения речи, но и на уровне её восприятия. После прогревания кистей в сочетании с массажем пальцев и ладоней повышается двигательная и коммуникативная активность. 2) Осуществляется прогревающий массаж пальцев, ладоней и запястий (в работе с глиной те же достоинства не сочетаются с расслабляющим ткани рук прогреванием). Это полезно для улучшения трофики. Питательные вещества, входящие в состав воска непосредственно всасываются разогретой кожей и улучшают общее состояние и тонус мышц ладони. В сведённых спастикой руках (что можно видеть при ДЦП, например) часто ткани лишены правильного обмена веществ, что отражается и на состоянии кожи. Воздействие тёплого воска, безусловно, может способствовать их восстановлению. 3) Эмоциональный эффект разминания и лепки из подогретого воска почти всегда безупречен. Всем нравится это занятие. Мы неоднократно сталкиваемся с тем, что на занятия наши воспитанники приходят в крайне напряжённом эмоциональном состоянии. Но даже без предложения педагога они подчас сами охотно начинали мять воск руками, что свидетельствует о том, что этот процесс их явно успокаивал. При работе с воском, как правило, происходит сенсорное насыщение, снимается эмоциональная напряжённость, ребёнок расслабляется и умиротворяется. 3) Развивается сила пальцев, что совершенно необходимо для возможной в будущем профессиональной деятельности занимающихся. ![]() ![]() ![]() Работы наших воспитанников В нашем Центре, педагоги работают с психо-эмоциональными нарушениями, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Коррекционная работа должна содержать следующие задачи:
Нашими педагогами используются разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств: игротерапия, куклотерапия, сказкотерапия, теневой театр и др. Все эти методы работают достаточно успешно, если соответствуют психо-физиологическим особенностям ребенка. Куклотерапия использует в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклы как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Мы неоднократно наблюдали, что куклотерапия имеет большие возможности с целью профилактики дезадаптивного поведения. Было отмечено, что такая коррекция достигается путем проигрывания на куклах типичных конфликтных ситуаций. Данный вид арт-терапии позволяет решать различные педагогические и психологические проблемы у детей, уравновешивать поведенческие реакции (ребенок плачет, смеется, злится, гневается и т.д.), в результате которых снимаются напряжение и тревога. Кукла может иметь одно или сменные лица, что создает условия для моделирования различных эмоций, образов «плохих» и «хороших» героев. Психологическая «мудрость» такого приема состоит в том, что одна и та же кукла из отрицательного персонажа превращается в положительного, из трусишки – в храбреца и т.п. Кукла имеет особое значение для личностного развития детей. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет» себя исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. С помощью кукол наши педагоги в игровой форме безопасно для ребёнка воссоздают и проигрывают травмирующую ситуацию, в следствие чего снимают травмирующий фактор. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребенка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать. Для этого сюжет строится по «нарастающей», с «разворачиванием» конфликта в конце, достигнув максимума, сменяется бурными эмоциональными реакциями (плачем, смехом), снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок должен почувствовать облегчение. Очень важно, чтобы в театрализованном действии было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец должен быть всегда позитивным. В своей работе мы наблюдали, как с помощью игры с куклой (можно использовать различные виды кукол: пальчиковые, перчаточные, мимические и т.д.) ребенок расстается с агрессивностью, тревожностью, страхами, застенчивостью, ревностью, демонстративностью, расторможенностью, проблемами в общении. И, наоборот, такие особенности как: заторможенность, неуправляемость, повышенная чувствительность трансформируются в более эффективные и социально одобряемые качества личности. Темы занятий могут быть разнообразными, могут выбираться произвольно или в соответствии с проблемами, которые подлежат коррекции. Например: «Когда я был маленьким …»; «Моя кукла очень боялась …»; «Вчера вечером со мной случилось …»; «Однажды в школе …». Можно использовать разнообразные приемы, побуждающие ребёнка к вербальной и невербальной коммуникации в благоприятной атмосфере взаимного понимания и доверия. Например: Придумать историю, которую кукла рассказала бы о себе. Можно попросить других ребят помочь рассказать историю. Продолжить рассказ. Придумать сюжет и постановку импровизированного спектакля. В особом театре разыгрываются специально написанные этюды и спектакли, в ходе которых, например, агрессивный ребенок превращается в защитника слабых, герои драматизации — хозяин и его собака; при этом под хозяином подразумевается все конструктивное в ребенке, а под собакой — патологическая доминанта. В ходе разыгрывания соответствующих сцен ребенок учится управлять своей «собакой», начинает изменять свое поведение. Хочется отметить, что психокоррекционную работу с детьми с использованием метода куклотерапии необходимо проводить совместно с родителями. Нормализация родительских установок, представлений, сенситивности по отношению к ребенку входит в одну из коррекционных задач. Специфические особенности данного метода дают богатый диагностический материал и помогают родителям увидеть новое в ребенке, получить информацию о взаимодействии с ним, о стиле своего воспитания и многое др. ![]() ^ 1. Применение элементов методик арт-терапии в коррекционной работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями вызывает у них положительные эмоции, помогает преодолевать апатию и безынициативность. Повышает адаптационные способности воспитанников. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния. Ребята обретают уверенность в себе, больше общаются с членами семьи и сверстниками, у них появляются ощущение защищённости, внутреннего комфорта и свободы, расширяются возможности их социальной адаптации. Изменяются негативные стереотипы поведения. 2. Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, педагогами, взрослыми, а совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного приятия, эмпатии, укрепляет межличностные отношения в группе. Повышает самооценку и уровень самосознания у детей с речевыми нарушениями, происходит растормаживание речевой функции. Способствует формированию эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Средствами искусства наши воспитанники могут не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Дети, невладеющие речью с помощью звуков, красок, движений, эмоционально-выразительных жестов т.е. языком несловесного общения получают новый опыт, который могут нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми. Средства невербального общения: жесты, телодвижения, мимика. Эмоции – важнейшие помощники в общении детей с особыми нуждами.. 3. Ребенок с нарушениями, действуя в этом удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений. Ребенок после общения с искусством становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной, познавательной сферах. Положительные результаты наблюдаются в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии. 4. Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, утверждению в нем чувства социальной значимости. Все виды искусства, с которыми ребенок с проблемами влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром. В процессе игровой деятельности с использованием арт-терапевтических методик ребенок усваивает тот объем социокультурных норм и правил поведения, который необходим ему для участия в социальной жизни. |