Особенности эмоциональной сферы детей icon

Особенности эмоциональной сферы детей





Скачать 26.84 Kb.
Название Особенности эмоциональной сферы детей
Дата конвертации 28.03.2013
Размер 26.84 Kb.
Тип Документы
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Польшакова И.Н., Цюпа А.А.

ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

г. Ставрополь

Проблема изучения личностных особенностей детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) – одна из наиболее актуальных в психологии и дефектологии. Актуальность обусловлена значительной распространенностью и постоянным ростом количества детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Анализ литературы по проблеме детского церебрального паралича показывает, что изучение этого вопроса до последнего времени ограничивалось в основном его ортопедоневрологическим аспектом, тогда как психологический аспект данной патологии описан лишь в единичных работах. В то же время в клинической картине детского церебрального паралича как заболевания головного мозга выражены как неврологические, так и психические нарушения, наличие которых должно в равной степени учитываться при обосновании и проведении восстановительного лечения, а также при социально-психологической реабилитации больных. Многоплановость клинических проявлений нарушений психических функций при ДЦП обусловливает необходимость комплексного подхода к их изучению и коррекции.

В сфере изучения личности ребенка с ДЦП остро стоит проблема, связанная с исследованием ее эмоциональных проявлений, так как эмоциональный аспект личности является базовым для ее целостной характеристики.

При детском церебральном параличе можно говорить об особом виде психического дизонтогенеза: о дефицитарном развитии. Данный вид психического дизонтогенеза возникает при тяжёлых нарушениях отдельных анализаторных систем, в том числе и при нарушениях в функционировании двигательного анализатора при детском церебральном параличе. Первичный дефект анализатора ведёт к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушения развития отдельных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Дефицитарность моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы.

Детям с детским церебральным параличом свойственна задержка эмоционального развития, которая, как правило, сочетается с интеллектуальной задержкой и это выражается в форме неосложнённого психического инфантилизма и осложнённого, так называемого органического инфантилизма. Его проявления выступают в недостаточной дифференцированности эмоций даже в игровой деятельности – её монотонности, слабости творчества, отсутствии инициативы и самостоятельности.

Важное место в формировании у этих детей патологических свойств личности по дефицитарному типу, связанному прежде всего с двигательной недостаточностью, принадлежит явлениям депривации и гиперопеки. В результате двигательных ограничений, накладываемых болезнью, ребёнок живёт и развивается в пространственно весьма ограниченном мире. Это препятствует развитию многих видов взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Ограниченность контактов нередко способствует аутизации, формированию эгоцентрических установок, пассивности.

При воспитании в семье отмеченные особенности могут усиливаться и за счёт гиперопеки, снижения требований к больному ребёнку.

В лечебных же учреждениях, где ребёнок находится долго, при плохой организации воспитания и обучения может возникать эмоциональная депривация в виде явлений госпитализма. Поэтому актуальность рассматриваемой проблемы определена необходимостью рационального и своевременного решения вопросов психодиагностики эмоционального реагирования детей с патологией двигательной сферы. Необходимо разрабатывать системы коррекционного воспитания и обучения, формирующих у ребёнка чувство своей полезности, препятствующих возникновению личностных образований, связанных с ощущением своей физической неполноценности.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Особенности эмоциональной сферы детей icon Особенности эмоциональной сферы и познавательной деятельности у детей и подростков в норме и при

Особенности эмоциональной сферы детей icon Аффективная патология (расстройства эмоциональной сферы)

Особенности эмоциональной сферы детей icon Сравнительное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями развития

Особенности эмоциональной сферы детей icon Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. Развитие эмоционально-нравственной сферы

Особенности эмоциональной сферы детей icon Дисциплина «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»

Особенности эмоциональной сферы детей icon Клинико-лабораторные особенности ротавирусной инфекции у детей и оптимизация терапии*
Изучены региональные клинические особенности, показатели местной защиты у 143 детей, больных ротавирусной...
Особенности эмоциональной сферы детей icon Роль ассоциированных инфекций в воспалительных заболеваниях женской половой сферы. Особенности диагностики

Особенности эмоциональной сферы детей icon Экзаменационные вопросы по детской хирургической стоматологии 2012-2013 уч. Год особенности клинического
Принципы оказания неотложной помощи детям. Особенности проведения реанимационных мероприятий у детей...
Особенности эмоциональной сферы детей icon Особенности стоматологического обследования детей с соматической патологией, с нарушением психического

Особенности эмоциональной сферы детей icon Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения и мочевыделения. Особенности картины крови

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина