|
Скачать 26.84 Kb.
|
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Польшакова И.Н., Цюпа А.А. ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» г. Ставрополь Проблема изучения личностных особенностей детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) – одна из наиболее актуальных в психологии и дефектологии. Актуальность обусловлена значительной распространенностью и постоянным ростом количества детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Анализ литературы по проблеме детского церебрального паралича показывает, что изучение этого вопроса до последнего времени ограничивалось в основном его ортопедоневрологическим аспектом, тогда как психологический аспект данной патологии описан лишь в единичных работах. В то же время в клинической картине детского церебрального паралича как заболевания головного мозга выражены как неврологические, так и психические нарушения, наличие которых должно в равной степени учитываться при обосновании и проведении восстановительного лечения, а также при социально-психологической реабилитации больных. Многоплановость клинических проявлений нарушений психических функций при ДЦП обусловливает необходимость комплексного подхода к их изучению и коррекции. В сфере изучения личности ребенка с ДЦП остро стоит проблема, связанная с исследованием ее эмоциональных проявлений, так как эмоциональный аспект личности является базовым для ее целостной характеристики. При детском церебральном параличе можно говорить об особом виде психического дизонтогенеза: о дефицитарном развитии. Данный вид психического дизонтогенеза возникает при тяжёлых нарушениях отдельных анализаторных систем, в том числе и при нарушениях в функционировании двигательного анализатора при детском церебральном параличе. Первичный дефект анализатора ведёт к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушения развития отдельных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Дефицитарность моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы. Детям с детским церебральным параличом свойственна задержка эмоционального развития, которая, как правило, сочетается с интеллектуальной задержкой и это выражается в форме неосложнённого психического инфантилизма и осложнённого, так называемого органического инфантилизма. Его проявления выступают в недостаточной дифференцированности эмоций даже в игровой деятельности – её монотонности, слабости творчества, отсутствии инициативы и самостоятельности. Важное место в формировании у этих детей патологических свойств личности по дефицитарному типу, связанному прежде всего с двигательной недостаточностью, принадлежит явлениям депривации и гиперопеки. В результате двигательных ограничений, накладываемых болезнью, ребёнок живёт и развивается в пространственно весьма ограниченном мире. Это препятствует развитию многих видов взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Ограниченность контактов нередко способствует аутизации, формированию эгоцентрических установок, пассивности. При воспитании в семье отмеченные особенности могут усиливаться и за счёт гиперопеки, снижения требований к больному ребёнку. В лечебных же учреждениях, где ребёнок находится долго, при плохой организации воспитания и обучения может возникать эмоциональная депривация в виде явлений госпитализма. Поэтому актуальность рассматриваемой проблемы определена необходимостью рационального и своевременного решения вопросов психодиагностики эмоционального реагирования детей с патологией двигательной сферы. Необходимо разрабатывать системы коррекционного воспитания и обучения, формирующих у ребёнка чувство своей полезности, препятствующих возникновению личностных образований, связанных с ощущением своей физической неполноценности. |