Дисциплина «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»
Специальность 050716 – «Специальная психология»
с дополнительной специальностью 050714 «Олигофренопедагогика»
Составитель С.В. Велиева, к.псх.н., доцент
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб. : «Речь», 2007. – 288 с.
Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах : М. : ВЛАДОС, 2007. – 176 с.
Никольская О.С. и др. Аутизм: пути помощи. – Москва, «Теревинф», 2005.
Трофимова Н.М. Основы специальной психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 480 с.
Дополнительная
Браудо Т.Е., Фрумкина Р.М. Детский аутизм, или странность разума // Человек. – 2002. – №1.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М., 1988.
Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети. – СПб., 2005.
Гилберт К., Питерс Т. Аутизм : медицинское и педагогическое воздействие. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 144 с.
Дети с отклонениями в развитии : методическое пособие /Автор-составитель Н.Д. Шматко. – М., 2001.
Детский аутизм: Хрестоматия // Сост. Л.М. Шипицина. – СПб., 2001.
Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М., 2004.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
Лабковская Е.Б. Юридическая психология : Теории девиантного поведения. – СПб., 2000.
Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М., 2000.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1977.
Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Рн/Д., 2000.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – М., 2003.
Мнухин С.С., Зеленцев И.Н., Исаев О.Н. О синдроме РДА //Детский аутизм. – СПб., 2001.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М., 1997
Основы специальной психологии. Учебное пособие для студентов / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.
Психология аномального развития ребенка / Под ред. В. В. Лебединского. – М.: ЧеРо: Изд-во Московского университета: Высшая школа, 2002. – 817 с
Семаго Н.Я., Семаго М.С. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. – СПБ., 2001.
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. – М., 1990.
^
Сайты в Интернет-сети
– проект «Без наркотиков» – http: // nodrugs.magelan.ru
– проект «НарКом» – http: // www.narkom.ru
– проект «Апокалипсис 2000» – http: // www.apokalipsis.com/win/drugs.html
– раздел «Наркология для всех» проекта Doctor.ru – http: // www.doktor.ru/people/nark
– фонд спасения детей и подростков от наркотиков – http: // www.narconon.ru
– http://autist.narod.ru
– http://www.seligersdogs.ru/forum
– http://rc-talisman.ru
– http://autism-aba.blogspot.com/
– http://www.coolreferat.com
перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Тема 1. Понятие и виды отклоняющегося поведения
Вопросы для обсуждения:
Понятие нормы, ее виды, критерии оценки.
Понятие отклонения от нормы, отклоняющегося поведения.
Классификации типов отклоняющегося поведения: непатологическое и патологическое
Факторы и условия формирования нормального поведения.
Факторы и условия формирования отклоняющегося поведения.
Содержание работы:
Дать определения следующим понятиям: «норма», «отклонение от нормы», «отклоняющееся поведение», «патологическое поведение», «непатологическое поведение».
Составить сравнительные таблицы:
– признаков патологического и непатологического поведения,
– факторов и условий формирования нормального и отклоняющегося поведения.
Тема 2. Аддиктивное поведение несовершеннолетних
Вопросы для обсуждения:
Понятие наркотической зависимости.
Понятие алкогольной зависимости.
Отличительные особенности мужского, женского и детского алкоголизма.
Понятие пивного алкоголизма.
Понятие о созависимости
Содержание работы:
Подготовить сообщения (рефераты) на следующие темы:
– Понятие наркотической зависимости.
– Действие наркотиков на соматическую и психическую сферу человека.
– Понятие алкогольной зависимости.
– Отличительные особенности мужского, женского и детского алкоголизма.
– Влияние алкоголя на соматическую и психическую сферу человека.
– Понятие пивного алкоголизма.
– Понятие о созависимости
^
Вопросы для обсуждения:
Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений в детском возрасте: подходы, блоки, основные методы
Арт-терапия, игровая терапия, сказкотерапия, музыкотерапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
^
1) Выписать в тезисной форме основные пункты «Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений» из учебного пособия И.И. Мамайчук «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии».
Форма работы – индивидуальная.
2) Подготовить сообщение на одну из предложенных тем:
1. «Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы»
2. «Игровая терапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы»
3. «Сказкотерапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы»
4. «Музыкотерапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы
5. «Психогимнастика в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы»
Форма работы – подгрупповая
примерный перечень вопросов к ЭКЗАМЕНУ
Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
Искаженное развитие. Аутизм.
Предмет и задачи психологии детей с искаженным развитием.
Определение понятия «аутизм», время выделения, представленность в популяции, межполовые различия.
История изучения аутизма.
Причины и механизмы возникновения аутизма.
Вопросы патогенеза синдрома аутизма.
Основные симптомы раннего детского аутизма (Л. Каннер).
Клинико-психологическая классификация раннего детского аутизма (О.С. Никольская).
Аутистическая психопатия Аспергера.
Особенности развития познавательной сферы детей с РДА.
Особенности развития личности детей с РДА.
Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с РДА.
Особенности общения и взаимодействия у аутичных детей.
Особенности деятельности детей с РДА.
Особенности поведения детей с РДА.
Проблемы дифференциальной диагностики аутизма.
Отграничение аутизма от умственной отсталости и задержки психического развития церебрально-органического генеза.
Отграничение аутизма от глухоты и слепоты.
Отграничение аутизма от речевого недоразвития.
Отграничение аутизма от шизофрении.
Отграничение аутизма от нарушений общения, обусловленных особыми условиями жизни и воспитания ребенка.
Проблемы ранней диагностики аутизма.
Диагностика психического развития аутичного ребенка.
Коррекционная работа с детьми, имеющими аутизм: принципы, основные приемы.
Нервные нарушения в детском возрасте.
Минимальные мозговые дисфункции.
Невропатия.
Невротические расстройства.
Неврозы.
Патологические привычки в детском возрасте.
Грызение ногтей, сосание большого пальца.
Онанизм.
Энурез, энкопрез.
Психологическая диагностика эмоциональных нарушений в детском возрасте.
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в детском возрасте: подходы, блоки, основные методы.
Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Игровая терапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Музыкотерапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Дисгармоническое развитие. Психопатии.
Предмет и задачи психологии детей с дисгармоническим складом личности.
История изучения психопатий и акцентуаций характера.
Психопатии: определение, признаки, причины, виды.
Акцентуации личности. Классификации К. Леонгарда, А. Личко.
Диагностика и коррекция дисгармонического развития.
Непатологические формы нарушений поведения.
Отклоняющееся (девиантное) поведение: определение, основные особенности.
Факторы, детерминирующие отклоняющееся поведение личности.
Педагогическая классификация отклоняющегося поведения.
Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения.
Медицинская классификация поведенческих расстройств.
Агрессия и агрессивное поведение. Условия формирования агрессивного поведения личности.
Примерная тематика рефератов
Понятие и признаки агрессии. Причины агрессии. Классификация агрессии
Ложь – понятие, причины возникновения. Виды и признаки лжи, пути выявления.
Оценка и управление агрессией.
Классификация нервных нарушений у детей, их проявления.
Минимальные мозговые дисфункции.
Невропатия.
Неврозы и невротические проявления.
Психопатии. Различия между невропатией и психопатией.
Понятие и факторы акцентуаций. Феномены в динамике акцентуации характера.
Виды и характер нарушенного воспитания в семье.
Невротические состояния: понятие и симптомы, виды, причины, способы преодоления.
Ранний детский аутизм.
Органические нарушения детей.
Аддиктивное поведение: понятие, классификация, пути устранения.
Делинквентное поведение: типы и виды.
Криминальное поведение: типы и виды.
Девиантное поведение: типы и виды.
Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению отклоняющегося поведения.
Современное представление о насилии. Особенности жертв и модели работы с ними.
Сотравматизация и особенности работы с ними.
Онанизм: понятие, формы, причины возникновения, профилактика.
Патологические привычки.
Энурез.
СДВГ: понятие, виды, причины и пути преодоления. Прогноз развития детей с СДВГ.
Нарушения сексуального развития: понятие, причины, преодоление.
ПТСР: понятие, причины возникновения, критерии диагностики.
Алкоголизм как социальная болезнь: факторы риска, стадии, лечение.
Копинг-стратегии поведения: адаптивные и неадаптивные.
Бродяжничество
Детское воровство.
Расстройства питания: понятия, классификация, этиологические сферы, коррекция.
Антисоциальное поведение.
Возникновение проблем в поведении на протяжении жизни.
Терапия детей с проблемами поведения.
Типы и содержание превентивных вмешательств.
Понятие синдромов и симптомов школьной дезадаптации.
Проблемы психологического плана у ребенка-первоклассника.
Понятие суицида. Особенности суициданта. Работа с суицидально настроенными клиентами.
|