«Нарушения звукопроизношения в общеобразовательной школе» icon

«Нарушения звукопроизношения в общеобразовательной школе»





Скачать 247.71 Kb.
Название «Нарушения звукопроизношения в общеобразовательной школе»
Дата конвертации 28.03.2013
Размер 247.71 Kb.
Тип Документы
Лекторий и практикум для педагогов

по теме: «Нарушение звукопроизношения

в общеобразовательной школе»


Учитель-логопед:

Гладких Елена Геннадьевна


с. Могочино 2009-2010 год.


Лекторий и практикум для педагогов № 1.

Тема: «Нарушения звукопроизношения в общеобразовательной школе»

Практикум: «Игры, направленные на развитие фонематического слуха»

В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Для речевых нарушений характерны такие особенности: они, как правило, не соответствуют возрасту говорящего, не являются безграмотным высказыванием и следствием незнания родного языка, связаны с нарушениями различных механизмов речи, обычно носят устойчивый характер и самостоятельно не исправляются. Также нарушения речи требуют определенного коррекционного воздействия и могут оказывать неблагоприятное действие на дальнейшее развитие ребенка.

Также различают понятия «нарушение речи» и «недоразвитие речи». Нарушение речи предполагает отклонение от нормы в процессе функционирования речевых механизмов.

В логопедии рассматривается отдельно общее недоразвитие речи — речевое расстройство, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных речевых нарушениях.

Из-за чего же возникают нарушения речи? Причины нарушения представляют собой воздействие на организм различных вредных факторов (они могут быть как внешними, так и внутренними, сочетаться друг с другом), в результате которых возникает определенная аномалия речи.

Причина для недоразвития речи или звукопроизношения может быть внутриутробная патология, патология при родовой деятельности и потологию, произошедшую после родов.

Первое место в патологии занимают асфиксия (удушие плода) и родовая травма, которые нарушают развитие мозга ребенка. Эти факторы приводят к тяжелым последствиям, тормозят развитие речи и способствуют развитию различных ее нарушений. Иногда иммунологическая не-совместимость матери и плода, так называемый «резус-конфликт» может приводить к нарушениям звукопроизносительной стороны речи совместно с нарушениями слуха.

При внутриутробном поражения головного мозга отмечают самые тяжелые нарушения речи, которые обычно сопровождаются другими нарушениями развития. Наиболее серьезные поражения наблюдаются в период беременности, от 4 недель до 4 месяцев. Также нарушения внутриутробного развития плода могут возникать в результате перенесенных матерью вирусных заболеваний, приема некоторых лекарственных препаратов, курения и алкоголизма.

Несомненно, важными факторами нарушения речи являются так называемые социально-психологические причины. К ним относятся различные неблагоприятные влияния окружающей среды. Например, если ребенок с рождения воспитывается в семье немых родителей или родителей с грубыми нарушениями речи, то, несомненно, у него тоже будут наблюдаться речевые нарушения различной степени тяжести.

Для того чтобы речь ребенка развивалась нормально и правильно, необходимо создать ему все условия для речевого общения, которое должно проходить на эмоциональном уровне: ребенок должен не просто слышать звуки, ему необходимо прямое общение со взрослыми. Взрослые должны учитывать тот вид деятельности, который соответствует данному возрастному этапу.

При неблагоприятных внешних условиях речевое развитие ребенка задерживается. Речевые нарушения могут возникнуть в результате психической или физической травмы. Нужно отметить, что любая психотравмирующая ситуация или нервно-психическое заболевание для ребенка первых лет жизни может сопровождаться нарушением речи.

В своем развитии ребенок проходит так называемые «критические периоды», во время которых происходит наиболее сильное развитие частей системы речи и значительно повышается риск возникновения речевых нарушений, так как нервная система в целом очень ранима. В этих случаях эти критические периоды в развитии речи будут являться предрасполагающими причинами для возникновения речевых расстройств.


^ Принято выделять 3 критических периода в развитии функции речи.

Первый период — возраст 1-2 лет. В это время начинают формироваться предпосылки к развитию речи. У ребенка появляется потребность в общении. В этом возрасте наиболее интенсивно развиваются корковые речевые зоны, важным периодом формирования которых принято считать возраст от 14 до 18 месяцев. В это время любые факторы, которые неблагоприятно влияют на ребенка, могут в дальнейшем отразиться на его речевом развитии.

Вторым критическим периодом принято считать возраст 3 года. В это время речь начинает развиваться наиболее интенсивно, от ситуации переходит в контекст. Все это требует четкой согласованности в работе всех анализаторов и нервной системы в целом. Если возникают какие-либо заболевания, ребенок становится нервным, капризным, упрямым. Это напрямую сказывается на его речевом развитии: могут возникнуть мутизм (прекращение речи), заикание. Возможно отставание в речевом развитии. В результате этого ребенок может совсем отказаться от речевого общения.

Третий критический период — 6—7 лет. В этот период ребенок начинает овладевать письменной речью. При этом возрастает нагрузка на центральную нервную систему. Если в этом возрасте к ребенку предъявляют завышенные требования, то у него могут возникать нервные срывы, и на этом фоне появляются речевые расстройства.

Если у ребенка имеются какие-то речевые нарушения, то в эти критические периоды они проявляются наиболее сильно. Также к ним могут присоединяться и другие речевые расстройства.

Определенное значение в развитии речевых нарушений играют наследственные факторы. Они могут являться предрасполагающими условиями для их возникновения, а в некоторых случаях выступать в качестве ведущих причин.

При нормальном развитии ребенка речь активно начинает развиваться примерно к 2—3 годам в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. При благоприятных условиях активный словарь увеличивается достаточно быстро. Словарь ребенка может составлять до 2000 слов. Дети правильно называют предметы и явления, активно используют в речи синонимы, антонимы, прилагательные и глаголы. Одновременно с этим дети овладевают навыками образования новых родственных слов: от существительных они свободно образуют прилагательные, существительные с различными префиксами и суффиксами.

К пяти годам дети, как правило, овладевают всеми склонениями существительных. Начиная с 3-4 лет, дети правильно употребляют все простые предлоги и активно используют их в связной речи. Чуть позже они полностью усваивают правила согласования существительных с прилагательными и с числительными в именительном падеже.

В возрасте 4 лет дети должны правильно произносить все гласные. Допускается некоторое смягчение речи. Звуки «с», «з», «ш», «ж» могут произноситься нечетко, заменяться другими звуками или пропускаться. Звуки «ц» и «ч» могут заменяться на звуки «ть» или «сь». К 5 годам смягчение речи, как правило, исчезает. Произношение звуков «р» и «рь» может быть еще не сформировано. В 6 лет ребенок должен правильно произносить звонкие, глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие звуки. Не до конца сформированными остаются сонорные звуки. К 7 годам при отсутствии органических нарушений нервной системы и при правильном речевом окружении ребенок должен произносить все звуки родного языка и правильно использовать все грамматические формы.

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенным является нарушение звукопроизношения. В этом случае все остальные операции высказывания остаются не нарушенными. Такой дефект принято называть «дислалией». При дислалии звуки искажаются, пропускаются или заменяются другими звуками. По данным некоторых авторов, до 30% детей шестилетнего возраста имеют различные дефекты звукопроизношения при сохраненном слухе и интеллекте.

Различают функциональную и механическую дислалию. Функциональная дислалия возникает в случаях, когда нет органических поражений. При поражениях в строении периферического речевого аппарата речь идет о механической дислалии. Механические дислалии могут возникнуть в любом возрасте, а функциональные возникают в детском возрасте при усвоении системы произношения родного языка.


Функциональные дислалии возникают из-за общей ослабленности ребенка, из-за перенесенных заболеваний, из-за запоздалого речевого развития, из-за неблагоприятных социальных условий и т. д. При данной форме дислалии оказываются несформированными речевые умения принимать определенные позиции артикуляционных органов, которые необходи­мы для произнесения звуков.

Если фонемы не различаются по звучанию, это приво­дит к замене звуков. Если ребенок не различает некоторые артикуляционные позиции, то происходит неправильный выбор звука. В результате этого происходит смешение звуков. При неправильном выборе артикуляционной позиции звук воспроизводится неправильно и искажается.

Дислалия подразделяется на три основные формы.

Акустико-фонематическая дислалия. При этой форме дислалии недостаточно сформирован фонематический слух, который отвечает за узнавание и различение фонем языка. Ребенок не может опознать акустический признак звука, по которому одна фонема отделяется от другой. Ребенок неправильно воспринимает все слово (рама — «лама»).

Ребенок не различает фонемы, которые сопоставляются по какому-то признаку: по глухости-звонкости, соноры («л» и «р»). При этой форме дислалии нарушение слуха не отмечается, но у ребенка не формируются функции различения отдельных фонем.

Артикуляторно-фонематическая дислалия. Эта форма предусматривает нарушения, которые возникают в результате несформированности операций отбора фонем по артикуляционным признакам. Принято выделять два варианта таких нарушений: при первом — артикуляционная база сформирована не полностью, и вместо нужного звука, который отсутствует у ребенка, он называет звук, наиболее близкий по артикуляторному набору. Ребенок заменяет один звук другим, обычно более легким по артикуляционным признакам, звуком. При втором варианте — артикуляционные позиции у ребенка сформированы полностью, но при отборе того или иного звука ребенок выбирает неправильную позицию, и звук воспроизводится неверно. В этом варианте ребенок может употреблять одно и то же слово и правильно, и неправильно. Все это приводит к смешению звуков и к их неверному употреблению.

Обычно смешиваются и заменяются шипящие и свистящие звуки, парные твердые и мягкие звуки, соноры. При артикуляторно-фонематической дислалии обычно фонематическое восприятие сформировано, ребенок правильно различает все фонемы родного языка. Непра-вильное произношение обусловлено нарушениями операций отбора фонем по артикуляторным признакам.

Артикуляторно-фонетическая дислалия. При этой форме дислалии звуки речи произносятся искаженно, неправильно для данного языка. Система родного языка у ребенка сформирована, но фонемы произносятся в непривычных вариантах. Обычно неправильный звук очень близок к правильному по своему акустическому признаку. При этом человек, который слушает речь ребенка, может правильно и достаточно легко соотнести его речь с нормой.

Наряду с этим существует и другой вариант искажения речи, при котором звук не распознается. Это значит, что произошел пропуск звука. Однако такое явление наблюдается достаточно редко при данной форме дислалии, обычно ребенок заменяет правильный звук. При этой форме дислалии, как правило, не нарушаются губно-зубные звуки «ф», «в» и их мягкие пары и губные звуки. Основными звуками, которые нарушаются при этой форме дислалии, являются переднеязычные невзрывные согласные.

Некоторые авторы отмечают, что у детей по-разному нарушается звукопроизнощение: некоторые дети изолированно правильно произносят звук, а в связной речи не употребляют его. Таким детям не нужно проходить этап постановки звука, им необходима только автоматизация и дифференциация звуков (если наблюдается смешение звуков).

В зависимости от того, сколько звуков нарушено, дислалию подразделяют на простую и сложную. К простым дислалиям относят те, при которых нарушенным является один звук или звуки, однородные по артикуляции. К сложным относят дислалии, при которых наруша-ется произношение звуков разных групп (например, шипящие и соноры).

Механическая дислалия возникает при различных аномалиях периферического речевого аппарата. К таким аномалиям относятся дефекты зубов, прикуса и т. д. Они могут возникнуть в результате травмы, возраста или каких-либо заболеваний.


Иногда они могут быть обуслов-лены аномалиями строения твердого неба («готическое небо»). Обычно наблюдаются следующие нарушения речи: дефекты шипящих и свистящих звуков, губно-зубных, взрывных. Соноры «р» и «рь» практически не нарушаются. Из-за избыточного шума может нарушаться произношение гласных звуков. Но нарушения в строении зубов не всегда приводят к нарушению звукопроизношения.

Другой причиной, приводящей к нарушениям звукопроизношения, являются дефекты в строении языка: слишком большой или маленький по размеру язык, короткая подъязычная уздечка языка. В результате этих на-рушений страдает произношение шипящих и вибрантов. Иногда речь становится невнятной. Но так же, как и при аномалиях в строении зубов, аномалии в строении языка не всегда приводят к нарушениям речевой функции.

Достаточно редко возникают нарушения, связанные с аномалиями строения губ, так как эти аномалии преодолеваются еще в раннем возрасте при помощи хирургического вмешательства. Нарушения речи, связанные с такими аномалиями, обычно встречаются после травм губ. Механическая дислалия может сочетаться с функциональной фонематической дислалией. Иногда при механической дислалии требуется лечение хирурга или ортодонта.

Для обозначения неправильного произношения звуков принято использовать следующие термины:

Сигматизм шипящих — нарушается произношение звуков «щ», «щ», «ж», «ч».

Сигматизм свистящих — нарушается произношение звуков «с», «сь», «з», «зь», «ц».

Ламбдацизм — нарушение произношения звуков «л», «ль».

Ротацизм — нарушение произношения звуков «р», «рь».

Йотазизм — нарушение произношения звука «йот 0)».

Каппацизм, гаммацизм, хитизм — нарушения произ-ношения звуков «к», «г», «х» и их мягких пар.

Если данные звуки заменяются другими звуками, то к данным названиям добавляется приставка «пара» (пара-ротацизм, парасигматизм и т. д.).

Как отмечалось ранее, дислалия является наиболее распространенным видом нарушения речи. В упражнения по коррекции дислалии входит пальчиковая, артикуляционная гимнастика, игры на развитие фонематического слуха и разнообразные речевые упражнения, которые помогут ребенку при помощи логопеда, педагога и родителей овладеть правильным произношением нарушенных звуков родного языка.

^ Игры, направленные на развитие фонематического слуха


Упражнение «Поймай картинку» Данное упражнение направлено на обогащение словаря и закрепление отдельных звуков. Для проведения этой игры необходимо нарисовать небольшие картинки и вырезать их по контуру. Еще для упражнения потребуется небольшой магнит, который необходимо привязать к толстой нитке, а нитку — к любой палочке или ручке, карандашу (чтобы получился инструмент, похожий на рыболовную удочку). Затем на вырезанные картинки цепляются скрепки, и все они кладутся в какую-либо емкость

(ведро, тазик и т. п.). Дети берут устройство с магнитом и опускают его в емкость с картинками. Достав картинку, дети называют ее и определяют, есть ли в названии картинки тот или иной звук (если необходимый звук присутствует в названии, то ребенок определяет, где он находится — в начале, середине или конце слова).

^ Упражнение «Роза — ромашка» Упражнение направлено на узнавание детьми звуков, которые должны ими определяться на слух. Для каждого ребенка рисуется карточка с изображением: роза — на одной, ромашка — на другой (карточки можно использовать с любыми изображениями). Воспитатель просит детей соблюдать тишину и быть внимательными. Затем педагог называет слово. Если заданный звук присутствует в этом слове, то дети поднимают картинку с изображением розы, если нет, то картинку с ромашкой.


^ Упражнение «Переверни слово» Упражнение рассчитано на обучение ребенка слоговому анализу, а также оно способствует увеличению словаря. Дети выбирают водящего, который выходит за дверь. Тем временем дети загадывают слово в перевернутом виде, например: ров — вор, сон — нос, кот — ток и т. п. Затем приглашают войти водящего и называют ему слово-перевертыш, а он должен отгадать заданное ему слово.

^ Упражнение «Найди звук» С помощью этого упражнения дети учатся находить место расположения звука в предлагаемом слове. Для проведения этого упражнения необходимо вместе с деть-ми приготовить цветные широкие листы и звездочки по количеству детей. Воспитатель, который проводит эту игру, заранее должен объяснить детям ход проведения этого упражнения. Далее всем детям раздают по полоске бумаги (предварительно разделенной на три части) и звездочке. Затем воспитатель произносит слово и просит детей поставить звездочку на ту часть бумаги, где стоит заданный звук (например: рама, звездочка ставится на первый слог, так как заданный звук «р» стоит в первом слоге). Далее слова задаются с разным местом нахождения звука.

^ Упражнение «Будь внимательным» С помощью этого упражнения дети учатся различать разные звуки, пополняют свой словарный запас. Для этого педагог готовит рисунки картинки на какой-то один определенный звук. Затем дети рассаживаются либо на стульчики, либо за стол. Далее педагог показывает детям разные картинки, например: если картинки на звук «щ», то шапку, шубу, шифер и т. п. Дети произносят хором название предмета на картинке. После учитель спрашивает детей: «Дети, а какой звук у нас повторяется в этих картинках?» Дети говорят: «Ш». «Правильно, дети. А теперь повторите мне эти слова и придумайте новые слова с этим звуком». Дети повторяют уже услышанные слова и придумывают новые.

^ Упражнение «Телеграф» Упражнение направлено на помощь детям в определении слогов в словах. Педагог предлагает детям слова вначале несложные, например: ма-ма, ра-ма, ла-па и т. п. Каждый слог сопровождается хлопками, затем дети сами придумывают двухслоговые слова. Далее слова усложняются и произносятся с тремя слогами, например: бу-ма-га, ка-ран-даш, ка-би-на и т. п.

^ Упражнение «Сад» Упражнение помогает детям ориентироваться в звуках и определять их в произносимых словах на слух. Педагог рассаживает детей на стульчики либо в ряд, или можно посадить детей за стол. Учитель просит детей быть внимательными. Далее педагог показывает картинку, на которой изображен плодоносящий сад. Дети внимательно рассматривают картинку. Затем учитель просит их рассказать, что изображено на картинке. Какие овощи и фрукты там растут? Кто их собирает? Затем детям задается вопрос: «Дети, скажите, а в каких словах встречается звук «р» (или «л», «с», «з» и т. п.)? Если ребенок правильно отвечает, то ему за это дают звездочку или флажок. Выигрывает тот, кто больше набрал звездочек или флажков.

^ Упражнение «Определи звук» Упражнение направлено на быстрое слуховое определение ребенком различных звуков, а также на увеличение его словарного запаса. В этом упражнении воспитатель совместно с детьми расставляет на столе различные игрушки (мяч, лопатку, куклу и т. п.). Воспитатель объясняет детям ход игры. Затем он рассаживает детей и просит быть внимательными. Начинает перечислять названия игрушек, потом вызывает ребенка и спрашивает: «В каком слове звук «р»?» Вновь перечисляет слова, и ребенок указывает на слово с этим звуком. Если ребенок ошибается, то остальные дети его поправляют. В этом упражнении может быть использован любой один звук или же несколько звуков.


^ Упражнение «Придумай слова» С помощью этого упражнения дети легче закрепляют в памяти разные звуки, а также пополняют свой словарный запас. Воспитатель просит детей встать в круг и объясняет им ход игры. Затем объявляет детям какой-нибудь звук, например звук «ш», и просит назвать слова с этим звуком. А дети тем временем перекидывают мяч друг другу; тот, кому кинули мяч, должен назвать слово со звуком «ш». Если он называет правильное слово, то получает поощрение в виде флажка. Затем он кидает мяч другому ребенку, и тот также должен назвать слово на этот звук. Игра может продолжаться столько, сколько необходимо. Можно использовать любые звуки.

^ Упражнение «Звонит — сигналит» Это Упражнение позволяет детям различать звуки «з» и «с». Педагог объясняет детям ход игры. Дети выбирают водящего, встают в круг или садятся на стульчики. Затем водящий подходит к детям поочередно, а дети, в свою очередь, называют слова, в которых присутствуют звуки «с» или «з». Если ребенок произносит слово со звуком «з», водящий говорит: «Звонит», — а если со звуком «с», то: «Сигналит». В упражнении можно использовать разные звуки.

^ Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

Упражнения для губ.

  1. «Улыбка» — растягивать губы в улыбке, как бы произнося звук «и»: зубы должны быть хорошо видны.

  2. «Хоботок» — вытянуть губы вперед, как при произношении звука «о»; звука «у».

  3. «Птенцы» — делать губы нейтральными, как при произношении звука «а».

  4. Утрированно плавно произносить последовательно все звуки: «и-а-о-у» в прямом и обратном порядке.

Все упражнения повторять несколько раз.


Упражнения для языка

  1. «Лопаточка» — язык расслабить, сделать широким и положить на нижнюю губу, подержать в таком положении несколько секунд.

    1. «Наказать непослушный язык» — для расслабления языка необходимо выполнить предыдущее упражнение и затем слегка «пошлепать» распластанный язык губами, произнося «пя-пя-пя».

    2. «Чашечка» — рот широко открыть, широкий язык поднять вверх и придать ему форму чашечки или ковшика, боковые края языка не касаются зубов.

4«Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть изо рта (удерживать в таком положении 5-10 секунд).

  1. «Горка» — рот открыть, кончиком языка упереться в нижние резцы так, чтобы спипка языка была поднята вверх.

  2. «Трубочка» — язык высунуть изо рта и загнуть его трубочкой или желобком.

  3. «Грибок» — широкий язык присосать к твердому небу.

  4. «Часики» — рот открыть, губы растянуть в улыбку. Под счет кончиком языка дотрагиваться до уголков рта — то правого, то левого.

  5. «Качели» — рот приоткрыть, совершать движения языком к носу и к подбородку попеременно или к
    верхним и нижним зубам.




  1. «Почистим нижние зубы» — улыбнуться, рот приоткрыть, кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, двигая языком из стороны в сторону.

  2. «Почистим верхние зубы» — так же, но движения языка проводить за верхними зубами.

  3. «Лошадки» — цокать языком, как лошадки.




  1. «Покрасим небо» — рот широко открыть. Язык поднять к небу и его широким кончиком вести, как кис-
    точкой, от верхних зубов до мягкого неба и обратно.

  2. «Вкусное варенье» — рот открыть, широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз и убирать
    язык внутрь рта.

  3. «Барабанщики» — напряженным кончиком языка упираться в верхние резцы и произносить «т-т-т»,
    «т-т-т», делая ударение на первом звуке.

  4. «Пулемет» — так же, но произносить звуки «д~д-д», «д-д-д».

В зависимости от вида нарушения, от задач и целей занятий, педагог выбирает упражнения, необходимые для работы.

Пальчиковая гимнастика.

Исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. То есть у большинства детей с проблемами развития речи неверные координированные движения пальцев. Следовательно, развивая пальчики ребёнка, вы тем самым помогаете ему быстрее и успешнее овладеть речью. Помочь в этом деле могут всевозможные конструкторы, мозаики, головоломки, паззлы, изготовление аппликаций, бисероплетение и, конечно же, специальные упражнения для пальчиков.


^ 1.«Цветочки распускаются»

Ладошки лежат на столе, пальцы вместе. «Как на лугу распускаются цветочки?» -

пальцы врозь. «Теперь цветочки закрываются», - пальцы вместе. На счёт «раз-два» - пальцы врозь-вместе.

«А на деревьях как цветочки распускаются?» - поднять обе руки вверх, широко растопырив пальчики.

^ 2.«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, (правая рука)

Этот пальчик – бабушка,

Этот – папа,

Этот – мама,

Этот пальчик – я.

Этот пальчик – дядюшка, (левая рука)

Этот пальчик – тётушка,

Этот – брат,

Этот – сестра,

Этот пальчик снова – я,

Вместе дружная семья!

3. Сложите бумажную салфетку вчетверо и дайте ребёнку, чтобы он повыщипывал двумя пальцами маленькие кусочки со сгибов. После завершение процедуры оцените полученный узор, не оставляйте без внимания работу ребёнка.

4. Ребёнок под вашим присмотром может складывать из спичек колодец. Иногда его высота производит впечатление. Можно выкладывать из спичек разные фигурки. Заодно

подворачивается случай показать несколько головоломок с перекладыванием спичек.

5. Эпликатор «Кузнецова».

6. «Шнуровка»

не только магазинная, но её можно сделать самим.

7. «Бусы из безделушек»

  • Макароны

  • Пуговицы

  • Бисер

8. «Узелки»

9. «Оригами»

10. «Море зерна»

Насыпать в глубокую ёмкость зёрна гречки, риса, перловки и гороха и попросить

ребёнка всё это перемешать.


Дыхательные упражнения.


Для произнесения свистящих и шипящих звуков необходимо научить ребёнка сильному длительному выдоху. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют специальные упражнения.


1. «Загнать мяч в ворота»

  • Вытянуть губы вперёд трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см), лежащий на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами (это «футбольные ворота»)

  • То же, но дуть следует резкой отрывистой струёй. Загонять шарик надо на одном выдохе,не прерывая воздушную струю.

Обращайте внимание, чтобы не надувались щёки. При необходимости их можно слегка придерживать пальцами.

2. «Загнать мяч подальше»

  • Улыбнуться, положить широкий пердний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и плавно, со звуком «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

  • То же, но дуть следует резкой отрывистой струёй. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю.

Обращайте внимание, чтобы не надувались щёки. Следить, чтобы ребёнок произносил звук «Ф», а не «Х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

3. «Фокус»

Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при

этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.


^ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ: ГУБЫ ОКРУГЛЕНЫ И ВЫДВИГАЮТСЯ ВПЕРЁД, КОНЧИК ЯЗЫКА ПРИПОДНЯТ К АЛЬВИОЛАМ, НО НЕ КАСАЕТСЯ ИХ, БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА ПЛОТНО ПРИЛЕГАЮТ К ВЕРХНИМ КОРЕННЫМ ЗУБАМ, ЗУБЫ МАКСИМАЛЬНО СБЛИЖЕНЫ ИЛИ ДАЖЕ СОМКНУТЫ. ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ ТЁПЛАЯ И ПРОХОДИТ ПОСЕРЕДИНЕ ЯЗЫКА.

Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения для развития воздушной струи.

2. Упражнение для губ: «Бублик».

3. Упражнение для языка: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Фокус».

4. Произнесение длительного звука «Ш» «Ж».

ЖИ-ЖИ-ЖИ - живут в лесу ежи. ША-ША-ША – мы любим малыша.

ЖА-ЖА-ЖА – ты нашёл ежа. ШО-ШО-ШО – мне очень хорошо.

ЖУ-ЖУ-ЖУ – я с тобой дружу. ШУ-ШУ-ШУ – тихонько я шуршу.

Повторите слоги: «ЖЛО-ЖЛЫ-ЖЛУ-ЖЛА» На лужайке я лежу,

«ЖЛЫ-ЖЛУ-ЖЛА-ЖЛО» И на небо я гляжу.

«ЖЛУ-ЖЛА-ЖЛО-ЖЛЫ» Вот огромный жук летит

«ЖЛА-ЖЛО-ЖЛЫ-ЖЛУ» И жужжит, жужжит, жужжит.

Петушок, петушок! Золотой гребешок,

Масляна головушка, шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь, детям спать не даёшь?

………………………………………………………………………………………………..


^ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ: губы растянуты в улыбке и не закрывают зубы. Зубы максимально сближены или сомкнуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края языка прилегают к коренным зубам, При произнесении звука образуется желобок вдоль языка по средней линии. Воздух проходит посередине языка, воздушная струя холодная, сильная.

Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнение для губ: «Улыбка», «Трубочка».

2. Упражнение для языка: «Почистим нижние зубы»

4. Произнесение длительного звука «С» «З».


СА-СА-СА – вот бежит лиса. ЗА-ЗА-ЗА – начинается гроза.

СО-СО-СО – она катит колесо. ЗО-ЗО-ЗО – мы откроем синий зонт.

СУ-СУ-СУ – рыжий хвостик у лисы. ЗУ-ЗУ-ЗУ – не боимся мы грозу.

СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы лису. ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – спрячемся мы от грозы.

Повторите слоги: «СКО-СКЫ-СКУ-СКА» Соня очень любит спать.

«СКЫ-СКУ-СКА-СКО» Соней Соню стали звать,

«СКУ-СКА-СКО-СКЫ» Посмотри-ка, Сонюшка,

«СКА-СКО-СКЫ-СКУ» На дворе-то солнышко.

Были дети в магазине: Зоя, Зина и Кузьма,

Покупали зонтик Зине, Зое – вазу и сома,

А для Кузи, для малютки, мы купили незабудки.

…………………………………………………………………………………………………

^ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ ДЛЯ ЗВУКА «Щ»: ГУБЫ ОКРУГЛЕНЫ И НЕМНОГО ВЫДВИНУТЫ ВПЕРЁД, КОНЧИК ЯЗЫКА ПРИПОДНЯТ К АЛЬВИОЛАМ, НО НЕ КАСАЕТСЯ ИХ, БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА ПЛОТНО ПРИЛЕГАЮТ К ВЕРХНИМ КОРЕННЫМ ЗУБАМ, ЗУБЫ МАКСИМАЛЬНО СБЛИЖЕНЫ ИЛИ ДАЖЕ СОМКНУТЫ. ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ ТЁПЛАЯ И ПРОХОДИТ ПОСЕРЕДИНЕ ЯЗЫКА.

^ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ ДЛЯ ЗВУКА «Ц»: ГУБЫ РАСТЯНУТЫ В УЛЫБКЕ, ЗУБЫ СОМКНУТЫ ИЛИ МАКСИМАЛЬНО СБЛИЖЕНЫ. КОНЧИК ЯЗЫКА УПИРАЕТСЯ В НИЖНИЕ ЗУБЫ, А ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ СПИНКИ ЯЗЫКА ПОДНИМАЕТСЯ К ВЕРХНИМ ЗУБАМ ИЛИ АЛЬВЕОЛАМ, С КОТОРЫМИ ПРОИЗВОДИТ СМЫЧКУ. БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА ПРИЖАТЫ К КОРЕННЫМ ЗУБАМ.

Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения для развития воздушной струи.

2. Упражнение для губ: «Трубочка», «Улыбка».

3. Упражнение для языка: «Грибок», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Фокус».

4. Произнесение длительного звука «Щ» «Ц».


ЩА-ЩА-ЩА – дайте мне борща. ЦА-ЦА-ЦА – в лесу была овца.

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – он идёт в плаще. ЦО-ЦО-ЦО- поломалося крыльцо.

ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя прощу. ЦУ-ЦУ-ЦУ – мы увидели овцу.

ЩИ-ЩИ-ЩИ – ты меня ищи. ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – какие молодцы!


Повторите слоги:«АЩ-ОЩ-ЮЩ-ЯЩ» Цып-цыплёнок молодец, не боится он овец.

«ОЩ-ЮЩ-ЯЩ-АЩ» И совсем ни капли не боится цапли,

«ЮЩ-ЯЩ-АЩ-ОЩ» Он сидит на улице, улицей любуется.

«ЯЩ-АЩ-ОЩ-ЮЩ» Солнце светит там и тут, в цветниках цветы цветут.

Умещался на ладошке щуплый, маленький щенок,

Был он даже меньше кошки – чёрный нос, пятнистый бок.

Очень вкусными вещами угощал щенка я: щами,

И печеньем, и медком, и сгущённым молоком.

Пища впрок щенку пошла – вырос больше он стола.

…………………………………………………………………………………………………

^ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ: ГУБЫ НЕМНОГО ВЫДВИНУТЫ ВПЕРЁД И ОКРУГЛЕНЫ, КОНЧИК ЯЗЫКА ПОДНЯТ К АЛЬВЕОЛАМ, А БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА ПРИЖАТЫ К ВЕРХНИМ КОРЕННЫМ ЗУБАМ. ПРИ ВЫХЛДЕ КОНЧИК ЯЗЫКА РЕЗКО ОТСКАКИВАЕТ ОТ АЛЬВЕОЛ, ВОЗДУХ ВЫДЫХАЕТСЯ ТОЧКООБРАЗНО И ПРОХОДИТ ПОСЕРЕДИНЕ ЯЗЫКА, ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ ТЁПЛАЯ.

Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения для развития воздушной струи.

2. Упражнение для губ: «Бублик».

3. Упражнение для языка: «Лошадки», «Чашечка»,

4. Произнесение длительного звука «Ч».


ЧУ-ЧУ-ЧУ – я сейчас молчу. Йод хороший, йод не злой,

ЧА-ЧА-ЧА – мы поели калача. Зря кричишь ты «Ой-ой-ой!»

ЧИ-ЧИ-ЧИ – и снова помолчи. Чуть завидев с йодом склянку.

ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ – присели на плече. Йод порой, конечно, жжёт,

Повтори слоги: «НУЧ-НЫЧ-НОЧ-НАЧ» Но быстрее заживёт

«НЫЧ-НОЧ-НАЧ-НУЧ» Йодом смазанная ранка.

«НОЧ-НАЧ-НУЧ-НЫЧ»

«НАЧ-НУЧ-НЫЧ-НОЧ»

Чоки-чоки,чок-чок-чок: скачет маленький сверчок.

Чоки-чоки,чок-чок-чок: отломился каблучок.

Чоки-чоки,чок-чок-чок: почини-ка червячок!

Чоки-чоки,чок-чок-чок: получай свой каблучок!

………………………………………………………………………………………………… ^ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ ДЛЯ ЗВУКА «Л»: ГУБЫ ОТКРЫТЫ, ЗУБЫ РАЗОМКНУТЫ. КОНЧИК ЯЗЫКА ПОДНЯТ И СОПРИКАСАЕТСЯ С АЛЬВЕОЛАМИ. ПО БОКАМ ЯЗЫКА ОБРАЗУЕТСЯ ЩЕЛЬ, ЧЕРЕЗ КОТОРУЮ ПРОХОДИТ ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ. ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ СЛАБАЯ, ТЁПЛАЯ.

^ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ ДЛЯ ЗВУКА «Р»: ГУБЫ ОТКРЫТЫ, ЗУБЫ РАЗОМКНУТЫ. КОНЧИК ЯЗЫКА ПОДНЯТ И СОПРИКАСАЕТСЯ С АЛЬВЕОЛАМИ. БОКОВЫ КРАЯ ЯЗЫКА ПРИЖАТЫ К ВЕРХНИМ КОРЕННЫМ ЗУБАМ. ПОД НАПОРОМ ВЫДЫХАЕМОГО ВОЗДУХА, КОТОРЫЙ ПРОХОДИТ ПОСЕРЕДИНЕ ЯЗЫКА, КОНЧИК ЯЗЫКА ДОЛЖЕН ВИБРИРОВАТЬ.


Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения для развития воздушной струи.

2. Упражнение для губ: «Птенчики», «Кучер»

3. Упражнение для языка: «Чашечка», «Болтушка», «Лошадки», «Барабанщик»


ЛА-ЛА-ЛА – у меня была юла. РА-РА-РА – на дворе сейчас жара.

ЛО-ЛО-ЛО – с ней мне было весело. РО-РО-РО – мы нашли перо.

ЛУ-ЛУ-ЛУ – поломала я юлу. РУ-РУ-РУ – отыскали мы нору.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – и осталась без юлы. РЫ-РЫ-РЫ – вот и осени дары.

Повтори слоги: «ПЛА-ПЛО-ПЛЫ-ПЛУ» Клава ловко лук полола, мыла пол и полки Лола.

«ПЛО-ПЛЫ-ПЛУ-ПЛА» Пыль Володя выбивал, гвозди Валя забивал.

«ПЛЫ-ПЛУ-ПЛА-ПЛО» Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл,

«ПЛУ-ПЛА-ПЛО-ПЛЫ» Ну а маленькая Света ела сладкие конфеты!

Веселятся на полянке мухоморы и поганки.

Где лисички? Где сморчки? Рыжики, боровики?

Грузди и опятки, не играйте в прятки!

Вас я в листьях разгляжу и в корзинку положу!

……………………………………………………………………………………………………………………………


Итог:

Сегодня на занятии я попыталась познакомить вас кратко с нарушениями речи, с причинами возникающих нарушений и показала вам игры для развития фонематического слуха, что способствует благоприятному воздействию на речь ребёнка.


Рекомендации:

  • В целях развития звукопроизношения, фонематического восприятия и фонематического слуха, учителям применять предложенные или подобные задания и упражнения на уроках русского языка и чтения в течении 2-3 минут на каждом уроке.

  • Обращать внимание на правильное произношение звуков у детей с нарушением речи и вовремя исправлять их.



Рефлексия.

Анкета.



Вопрос

Да или Нет

1

Нужно ли для вас такое занятие?




2

Узнали ли вы для себя что-то новое?




3

Интересуют ли вас проблемы в развитии ребёнка?




4.

Примените ли вы новые знания при воспитании своих детей?






Литература:

1. Сам себе логопед. Уроки домашней логопедии/ Т.Е. Киселенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 288с.: ил.- Сердце отдаю детям.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

«Нарушения звукопроизношения в общеобразовательной школе» icon Профилактика Наркомании у подростков в средней общеобразовательной школе Работу

«Нарушения звукопроизношения в общеобразовательной школе» icon Профилактика сколиоза и плоскостопия на уроках физкультуры в общеобразовательной школе

«Нарушения звукопроизношения в общеобразовательной школе» icon О некоторых трудностях детей с нарушением слуха в процессе обучения в общеобразовательной школе

«Нарушения звукопроизношения в общеобразовательной школе» icon Программа кружка «культура здоровье» создана на основе программы Э. Н. Вайнера «Возможности воспитания

«Нарушения звукопроизношения в общеобразовательной школе» icon Формирование у школьников навыков здорового питания средствами учебно-методического комплекса в образовательной

«Нарушения звукопроизношения в общеобразовательной школе» icon Звукопроизношения, словарного запаса и грамматического строя речи

«Нарушения звукопроизношения в общеобразовательной школе» icon Тема: «Формирование речевого дыхания как основа звукопроизношения»

«Нарушения звукопроизношения в общеобразовательной школе» icon Логопедическая работа при нарушении звукопроизношения у детей с функциональной дислалией

«Нарушения звукопроизношения в общеобразовательной школе» icon Темы конкурса рефератов Нарушения чувственного познания. Нарушения мышления

«Нарушения звукопроизношения в общеобразовательной школе» icon Отвлекаемость, эмоциональные нарушения, так и специфические когнитивные нарушения, связанные с дисфункцией

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина