|
Скачать 1.13 Mb.
|
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ НАРУШЕНИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ 1. Обследование состояния звукопроизношения у детей с функциональной дислалии и анализ его результатов Исследование проводилось на базе МДОУ ЦРР д/с №41. В эксперименте принимали участие 12 детей 5-6 лет, из них 6 мальчиков и 6 девочек с диагнозом функциональная дислалия. Экспериментальное исследование шло с 1 сентября 2009 года по 31 мая 2010 года и включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Цель исследования: исследовать эффективность метода моделирования при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Констатирующий этап шёл с 1 по 15 сентября 2009года. На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи: 1. Обследование артикуляторной моторики у детей с функциональной дислалией;
Добавить... В. Этап автоматизации звука. Как только удаётся добиться правильного звучания изолированного звука, нужно сразу переходить к следующему этапу коррекции звукопроизношения - к этапу автоматизации, то есть к обучению ребёнка правильному произношению звука в связной речи. На изолированном его произношении долго задерживаться не следует, поскольку наша речь представляет собой поток непрерывных изменений, и движения губ и языка при произнесении согласных не являются стандартными, а зависят от того, в составе какого комплекса движений (то есть в каких звукосочетаниях) они осуществляются. Этим и определяется важность возможно более быстрого включения вновь воспитываемого звука в наиболее типичные для него звукосочетания. Однако здесь нельзя впадать и в другую крайность - переходить к этапу автоматизации преждевременно, то есть до получения правильного и устойчивого изолированного звучания звука. Исключения в этом отношении иногда допускаются лишь в случаях механической дислалии и выраженной дизартрии, о чём будет сказано ниже. Необходимость выделения специального этапа автоматизации связана с тем, что и после усвоения нормальной артикуляции звука ребёнок в силу сложившейся привычки продолжает неправильно произносить его в речи. Ведь что такое дефектное произношение звука? Это далеко не только произношение самого звука. Если ребёнок заменяет в своей речи, например, «ш» на «с», то у него соответствующим образом сформированы и все стереотипы слов, включающих этот звук («скаф» вместо «шкаф», «скола» вместо «школа», «сум» вместо «шум» и т.п.) Естественно, что сразу после постановки звука он не сможет произносить все слова с данным звуком правильно. В целях облегчения этой сложной для ребёнка задачи автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала. При этом на этапе автоматизации, в отличие от подготовительного этапа и этапа постановки звука, при любой причинной обусловленности дефектов звукопроизношения работа ведётся одинаково и в одной и той же последовательности, а именно:
Эта одинаковость подхода возможна потому, что здесь во всех случаях у ребёнка уже имеется правильный звук, какими бы разными путями и в сколь различные сроки он ни был получен. Задача автоматизации звука облегчается ещё и тем, что на данном этапе работы из речевого материала исключаются все звуки, артикуляторно и акустически близкие вновь воспитываемому. Например, при автоматизации звука «с» в подобранных для этой цели слогах, словах и фразах не должно содержаться других свистящих, а также шипящих звуков. По этой причине здесь следует брать слова типа «сумка», «сом», «весы», «весна» и т.п. и исключать слова «сушка», «свеча», «песец», «стужа». Лучше в этих случаях не использовать и слова артикуляторно сложными (хотя акустически и далёкими) звуками типа «р» и «л», поскольку эти звуки также могут произносится ребёнком дефектно. Такой «облегчённый» речевой материал позволяет ребёнку все своё внимание сосредоточить только на вновь воспитываемом звуке. Этот звук лучше сразу связать с соответствующей ему буквой, чтобы у ребёнка сформировалась прочная связь между звуком и буквой, что очень важно для правильного письма (особенно если звук не искажался, а заменялся каким-то другим). Проводятся и упражнения в самом элементарном звуковом анализе слов, о котором будет сказано ниже. При автоматизации звука в слогах подбираются самые разные типы слогов и звукосочетаний («са», «ас», «аса», «сто», «ско», «стру», «ксы» и т.п.). В слогах ребёнку легче сохранить полученное правильное звучание, поскольку они бессмысленны и благодаря этому он может все своё внимание сосредоточить только на «новом» звуке, не отвлекаясь на смысл самих слов. Здесь взрослому важно внимательно следить за полной правильностью произнесения ребёнком вновь воспитанного звука, не допуская «сползания» на прежнюю дефектную артикуляцию. После закрепления правильного звучания звука в слогах будет уже несложно перейти и к правильному его произнесению в отдельно взятых словах. Слова подбираются с разной по своей сложности звуко-слоговой структурой, начиная с более простых, например: «сани», «сок», «нос», «спор», «стакан», «насос», «сосулька» и т.д.. Первое время простые слова лучше произносить по слогам («са-ни», «са-ло», «са-дик», «са-ми»), сосредоточивая все внимание, как ребёнка, так и взрослого на первом слоге, содержащем автоматизируемый звук. Далее нужно перейти к специально подобранным фразам, где данный звук содержится в каждом слове, например: «соль солёная», «солью солят»; «спокойно спит сосна в лесу»; «у сома сомёнок, а у совы совёнок» и т.п. Наличие звука «с» в каждом слове, с одной стороны, заставляет ребёнка постоянно быть настороже и думать о правильности артикулирования звука, а с другой - позволяет ему как можно больше упражняться в правильном произнесении звука. При автоматизации звука в текстах сохраняется тот же самый принцип подбора речевого материала - автоматизируемый звук должен встречаться в них как можно чаще. И только после таких достаточно концентрированных упражнений в правильном произнесении вновь воспитываемого звука ребёнок сможет правильно произносить его и во всех обычных жизненных ситуациях. Новый звук станет для него своим и окончательно вытеснит прежнюю дефектную артикуляцию. Таким образом, этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребёнок овладевает навыком правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи. На этот момент приходится обратить особое внимание, поскольку очень многие дети, уже овладевшие правильным произношением звука, не употребляют его в своей самостоятельной речи. Чаще всего имеет место при преждевременном прекращении логопедических занятий, что случается в основном по вине родителей. Именно по этой причине к логопедам потом нередко обращаются уже взрослые люди, с детских лет умеющие правильно произносить тот или иной звук, но так и не научившиеся пользоваться им в своей речи. Помощь логопеду со стороны родителей на этом этапе просто незаменима. Сначала она должна заключаться в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребёнком слогов, слов и фраз с автоматизируемым звуком в целях контроля правильности его звучания. В дальнейшем будет необходим точно такой же постоянный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесённый звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звука, причём сделано это будет в самый короткий срок, что избавит родителей от необходимости долго водить ребёнка к логопеду. В случаях искажённого звучания звука (а не его замены) этапом автоматизации обычно и заканчивается работа над коррекцией звукопроизношения. Например, если ребёнок произносил звук «р» картаво или «с» межзубно и не смешивал эти звуки с другими, то очень мало вероятности, что он вдруг начнёт их смешивать после коррекции. Здесь важно только воспитать у него умение отличать правильное звучание звука от дефектного, что необходимо для самоконтроля. Когда мы имеем дело со звуковыми заменами, то они обычно еще долго дают о себе знать, и для их окончательного преодоления необходима специальная и иногда довольно продолжительная работа. Именно этому и посвящен четвёртый этап работы над коррекцией звукопроизношения. Г. Этап дифференциации смешиваемых звуков. Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребёнка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путём специальных упражнений. Работу по различению ребёнком смешиваемых звуков по сути дела начинают уже в подготовительный период постановки звука. На подготовительном этапе учат дифференцировать заменяемые в речи звуки на слух, а на этапе постановки звука внимание ребёнка привлекают к различному положению губ и языка и к различной по своему характеру струе выдыхаемого воздуха при артикулировании смешиваемых им звуков (например, «с» и «ш», «з» и «ж»). Переход к специальному этапу дифференциации звуков может быть начат только тогда, когда оба смешиваемых звука уже правильно произносятся ребёнком в любых звукосочетаниях, то есть когда они полностью автоматизированы. Особенностью подбора речевого материала на данном этапе состоит в том, что в нём постоянно присутствуют оба смешиваемых ребёнком звука, которые он и должен научиться больше не смешивать. Это довольно сложная для него задача, требующая постоянного самоконтроля. Контроль правильности произношения ребёнком звуков должен быть и со стороны взрослого. Как и на предыдущем этапе, сложность речевого материала здесь тоже нарастает постепенно. Дифференция звуков проводится в той же самой последовательности, что и на этапе автоматизации, а именно: - дифференциация в разных типах слогов («са-ша», «ас-аш», «сто-што»); - дифференциация в словах типа «санки-шапка», «собака - кошка», «миска - мишка», «сутки - шутки», «сайка - шайка»; - дифференциация в предложениях типа «шла Саша по шоссе»; - дифференциация в связных текстах, включающих оба смешиваемых звука; - дифференциация в обычной разговорной речи; этот последний вид дифференциации сложен тем, что в обычной речи присутствуют не только два дифференцируемых и специально побранных звука, но и все остальные свистящие и шипящие звуки, с которыми данный звук тоже не должен смешиваться. При работе с детьми школьного возраста на этапе дифференциации звуков обязательно используются и письменные упражнения, позволяющие преодолеть буквенные замены на письме. В отношении же дошкольников необходима специальная работа по предупреждению таких замен, поэтому оба дифференцируемые звука обязательно сразу связываются с буквами. Роль родителей на этапе дифференциации звуков не менее важна, чем на этапе автоматизации. Заключается она, во-первых, в систематическом контроле правильности выполнения ребёнком логопедических заданий, включая и письменные, и, во-вторых, в постоянном контроле его речи в обычных жизненных ситуациях - до полного исчезновения в ней звуковых замен. Такова общая последовательность логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения. Соблюдения именно такой последовательности в работе является обязательным, поскольку всякое нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки самой работы. Так, например, бесполезно пытаться сразу ставить ребёнку звук, если состояние его артикулярной моторики ещё не позволяет этого сделать. Или нельзя начинать автоматизацию звука с ребёнком, не научившимся правильно его произносить, и т.п. Нередко у ребёнка с хорошо развитой артикуляторной моторикой отсутствующий в его речи звук удаётся получить уже при обследовании. Естественно, что в этом случае полностью отпадает необходимость как в артикуляторной гимнастике, так и в специальной постановке звука. О необязательности проведения этапа дифференциации звуков при отсутствии у ребёнка звуковых замен уже говорилось. Одним словом, всё должно делаться в пределах разумного, но с обязательной ориентировкой на полноценный конечный результат. Л. Г. Парамонова отмечает особенности логопедической работы при разных формах дислалии. При сенсорной функциональной дислалии эти особенности заключаются в следующем. 1. Преимущественное развитие в подготовительный период функции речеслухового анализатора по сравнению с речедвигательным (работа над слуховой дифференциацией звуков). 2. Удиление должного внимания фонематическому анализу слов.
Итак, переходим к констатирующему этапу эксперимента. 1. Исследование артикуляционной моторики. При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, нёба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения. Обследование проводилось по методике М. Ф. Фомичевой. Исследование подвижности артикуляторных органов (главным образом языка, губ и нижней челюсти). С этой целью ребёнку предлагается выполнить названными органами ряд простейших движений как по словесной инструкции, так и путём подражания. Для облегчения задачи можно делать это перед зеркалом (чтобы ребёнок видел своё лицо). Предложить ребёнку вытянуть губы в трубочку («хоботок») и затем развести их в стороны («оскал»), высунуть язык изо рта и убрать его обратно в рот, поднять язык на верхнюю губу и опустить на нижнюю, поднять язык к верхним зубам, отвести его в левый и правый углы рта (снаружи рта), сделать язык широким (распластанным) и узким. Для выяснения подвижности нижней челюсти ребёнку предлагается сначала широко открыть рот, а затем закрыть его. Если ребёнок свободно и в достаточно быстром (точнее, не слишком замедленном) темпе способен выполнить все эти движения, то это свидетельствует о том, что подвижность артикуляторных органов вполне позволяет ему овладеть правильным произношением всех звуков речи. Значит, причину неправильного звукопроизношения в этом случае нужно искать в чём-то другом. При наличии сравнительно лёгких функциональных нарушений речевой моторики ребёнок также способен выполнить все перечисленные выше движения, однако при этом может наблюдаться их некоторая затрудненность, недостаточная точность, замедленность. Создаётся такое впечатление, что он выполняет движения как бы нерешительно, неуверенно. Если подобные особенности артикуляторных движений имеются у ребёнка, искажённо произносящего некоторые звуки (например, отмечается смягченное произношение «ш» и «ж»), то в этом случае можно предполагать наличие у него моторной функциональной дислалии. Более серьёзные нарушения речевой моторики могут наблюдаться при парезах мышц губ и языка, что можно обнаружить при попытке выполнения этими органами простейших движений. При этом может наблюдаться следующее.
Подобные нарушения речевой моторики будут свидетельствовать о наличии в дефектности звукопроизношения «дизартрического компонента», ввиду чего при их выявлении у ребёнка любого возраста нужно обратить особое внимание на сам характер искажения звуков. Так, при слабости мышц кончика языка звуки могут произноситься межзубно, а при парезе одной стороны языка (в этих случаях при высовывании изо рта он отклоняется в одну сторону) - с боковым оттенком. Внешне эти особенности в произношении звуков напоминают нарушения их произношения при переднем или боковом открытом прикусе, однако причина этого дефекта уже совершенно другая, а значит, и методы преодоления тоже иные. Нередко наблюдается в этих случаях и какая-то неопределённость дефектного звучания звуков, а также «смазанность» речи в целом, что характерно для дизартрии. В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений: — предложить ребёнку вытянуть губы в трубочку («хоботок») и затем развести их в стороны («оскал») (по подражанию, по инструкции);
У Владика П. при выполнении упражнений напряжения не возникало, с заданиями справился успешно. У Полины А. и Даши Л. недостаточно подвижен язык, неумение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой. Сони В. недостаточно подвижен при обследовании язык. Этот дефект вызван неумением удерживать язык в нужном положении и быстрого перехода от одного движения к другому. У Серёжи А. и Паши А. при выполнении упражнений напряжения не возникало, с заданиями справились успешно. 1 балл - правильно выполнено с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 балла - замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла - выполнение с ошибками (поиск позы, неполный объем, синкинезии); 0 баллов - невыполнение движения. Были определены уровни выполнения движений: 4-5 баллов (высокий уровень) 3-4 баллов (средний уровень) 1-3 балла (низкий уровень) Обследование подвижности артикуляционного аппарата дошкольников с функциональной дислалией. Данные можно представить в виде таблицы. (Приложение 1) Исходя из данных таблицы обследования подвижности артикуляторного аппарата высокий уровень показали 50 % детей, средний 50%. Высокий уровень показал три ребёнка - Владик П., Паша А., Серёжа А., средний уровень показали трое детей - Полина А., Соня В., Даша Л.. 2.Состояние фонематического восприятия. В основу обследования положена методика Л. Ф.Спировой. I часть. Обследование звуковой структуры слова. Основным принципом при подборе материала для обследования фонематических процессов, является принцип последовательного перехода от простого к сложному. Логопед при обследовании предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинку и выполнить соответствующее задание. Задание 1. Определить наличие или отсутствие заданного звука в слове. Логопед просит ребёнка ответить на вопрос: «Есть ли звук [ р] в слове рыба?» (Приложение 2) Задание 2. Показать картинку с заданным звуком. Инструкция: Покажи все картинки, которых ты услышал звук [л]. (Приложение 1) Задание 3. Услышать слово с заданным звуком. Ребёнку предлагается прослушать предложение и найти слово с заданным звуком. Инструкция: « Я произнесу предложение, а ты внимательно послушай и скажи, в каком из слов есть звук [ш]». Задание 4. Подобрать пары картинок к словам паронимам. Логопед называет слова, отличающие одним звуком, и просит ребёнка показать соответствующие им картинки. Инструкция: Покажи где кот, где год, где сова, а где софа, покажи где лук, а где люк. Затем ребёнку предлагается самостоятельно назвать картинки парами. II часть. Обследование слоговой структуры слова. В основу обследования положена методика А.К. Марковой, которая предлагает изучать у детей произношение слов с различной слоговой структурой в зависимости от их возрастающей сложности. В заданиях детям предлагается самостоятельно называть все картинки, расположенные по группам. Логопед оценивает умения ребёнка произносить слова, сложность которых постепенно увеличивается по количеству слогов, стечений согласных звуков и наличию звуков трудных для произношения. Задание 1. Послушай и ответь в каких словах есть звук [р] ([л], [с], [з], [ш], [ж] и другие звуки). Задание 2. Посмотри картинки и скажи есть ли здесь предмет со звуком [р]. (W, [с], [ш], [ж] и другие звуки). Задание 3. Послушай стих и скажи, есть ли здесь звук [в], ([к], [м] и другие звуки). Система оценки состояния фонематического восприятия: 1 балл - точное и правильное воспроизведение слоговой структуры, правильный показ картинки; 0.5 балла - первый член воспринимается правильно, 2-ой уподобляется первому (ба - па, ба - па); показ картинки после стимулирования; 0,25 балла - неточное восприятие с перестановкой слогов, заменой, пропуском; восприятия слов - паратипов как одинаковых; О балла - невозможность восприятия, отказ. Максимальное количество баллов - 10 баллов Были определены уровни состояния фонематического слуха: высокий уровень - 8 - 10 баллов; средний уровень - 5 - 8 баллов; низкий уровень - 0 - 5 баллов и меньше. Результаты показаны в таблице (приложение 1) Исходя из данных таблицы мы пришли к выводу, что низкого уровня не показал ни один ребёнок, средний уровень зафиксирован у одного ребёнка, это составило 27% и у пятерых детей наблюдается высокий уровень, это составило 73% детей. Итак, высокий уровень показали трое детей - Владик П., Серёжа А., Соня В., Полина А., Даша Л., средний уровень показал один ребёнок - Паша А.. 3.Обследование звукопроизношения. Подбор материала обследования проводился в соответствии с существующим методиками известных авторов Ф. Ф. Pay, M. Ф. Фомичевой. При подборе материала для обследования звукопроизношения предпочтение отдавалось словам наиболее знакомым детям этого возраста, где отсутствовали: 1) звуки той фонетической группы, которой принадлежал обследуемый звук; 2) другие звуки, которые чаще всего бывают нарушены в речи детей. При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, текстах, используя соответствующий дидактический материал. Обследование звукопроизношения определилось с помощью заданий: предлагались предметные картинки на исследование произнесения свистящих, шипящих, звука [р], [л]. Инструкция: Дети садятся на ковер вокруг логопеда, а в это время Антошка вбегает в группу и раздает детям карточки-модели звука [с]. Вызванный ребенок с помощью удочки с магнитом вытаскивает из «колодца» (большой коробки) картинки: 1) скамейка, доска, каска, маска, миска-символ [с ]; зима, бензин, озимые, магазин, бузина, таз-символ [з]; цапля, яйцо, огурец, карточка - символ [ц]. Логопед четко проговаривает названия картинок, а дети поднимают карточку - символ, услышав нужную картинку. Затем логопед уточняет, какой звук дети учились находить в словах. Итог занятия: Логопед: Какой звук мы сегодня учились правильно произносить и находить? Как запомнить, какой это звук и почему? Дети: поочередно произносят звуки, и показывают, какой звук звучит твердо, а какой мягко. Предлагались предметные картинки на исследование произнесения шипящих звуков. Инструкция: Детям раскладываем на столе картинки, и организуем их рассматривание, обращаем внимание на каждый предмет, его части, внешний вид, назначения, ребенок берет картинку и медленно, четко произносит. Это проигрывается все в игровой форме.
жук - ножи щука - вещи - лещ чашка - очки - мяч Для третьего задания предлагали предметные картинки со звуком [р]. (Приложение 2) Инструкция: Детям дается картинка и ребенку предлагается задание «Расскажи про свою картинку» (предмет или сюжет). Требования логопеда к речевым высказыванием зависит от индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Система оценки исследования звукопроизношения. (все звуки условно делятся на 5 групп: 1 - свистящие, 2 - шипящие, 3 - [р], [р'], 4 - [л], [л'], 5 -остальные звуки. Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности. 1 балла - правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях; 0,5 балла - один или несколько звуков группы изолированно и отражённо произносятся правильно, но иногда подвергаются искажениям или заменам в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы; 0,25 балла - в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов - искажениям или заменам подвергаются все или несколько звуков группы Баллы, начисленные на каждую группу, суммируются. Максимальное количество баллов - 4. Были определены уровни состояния звукопроизношения. Высокий уровень - 4 - 5 баллов. Средний уровень -3-4 баллов. Низкий уровень - 0 - 3 баллов. Результаты показаны в таблице. (Приложение 1) Таким образом, можно сделать вывод, что высокий уровень показали 17 % детей - это Полина А., средний уровень зафиксирован у 66% детей -Паша А., Соня В., Серёжа А., Полина А., низкий уровень показали 17% детей, - Даша Л.. На основе проведенного исследования звукопроизношения у всех детей была выявлена функциональная дислалия. Чаще всего нарушаются группы звуков: свистящие, шипящие, [р] - [р'], [л] -[ л']. На основе экспериментальных данных для осуществления коррекционной работы, дети были разделены в подгруппы с учетом структуры дефекта и характера нарушения звукопроизношения. 1 группа - дети с нарушением свистящих, шипящих (Соня В., Серёжа А., Даша Л.). 2 группа - дети с нарушением сонорных (Полина А., Паша А., Владик П.) Так же учитывался вид дислалии:
После констатирующего этапа дети были разделены на две группы по 6 человек: 3 мальчика и 3 девочки. Результаты этапа позволили наметить план работы на втором формирующем этапе. Мы свели все показатели в сводную таблицу (Приложение 1). Диаграммы констатирующего эксперимента (Приложение 2). ^ Формирующий этап проводился с 15 сентября 2009 г по 1 мая 2010г. Цель формирующего этапа - изучить эффективность метода моделирования при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста. В процессе формирующего эксперимента была применена методика М. В. Фомичовой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Добавлена методика В. М. Акименко «Модели артикуляции звуков в логопедической практике». Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определённой последовательности, поэтапно. Всё содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения необходимо разделить на четыре основных этапа, каждый из которых преследует вполне определённую цель.
Он необходим потому, что нередко к постановке звука нельзя приступить сразу, поскольку ребёнок не может придать своим артикуляторным органам нужное положение. Допустим, нам нужно воспитать у него правильную артикуляцию звука «р», а ему не удаётся даже поднять кончик языка кверху, не говоря о самой вибрации. При таких обстоятельствах необходимо проведение подготовительной работы. Она заключается преимущественно в так называемой артикуляторной гимнастике, основная цель которой состоит в развитии достаточной подвижности губ и языка. Обычно, такую подготовку необходимо проводить, при моторной, функциональной и механической дислалии и в особенности при дизартрии, для которой характерны парезы артикуляторных мышц. При полиморфном нарушении звукопроизношения проводится общая артикуляторная гимнастика, включающая в себя все основные движения артикулярных мышц. «Общность» упражнений диктуется тем, что в этих случаях оказываются нарушенными звуки из разных артикуляторных групп и поэтому каждое движение пригодится если не для одного, то для каких-либо других звуков. К тому же уже сама по себе полиморфность нарушения звукопроизношения свидетельствует о неблагополучном состоянии речевой моторики, а значит, и о необходимости её серьёзной тренировки. При мономорфных же нарушениях звукопроизношения выбор артикуляторных упражнений определяется двумя основными условиями. Во-первых, он зависит от особенностей нормальной артикуляции вновь поставленного звука. Так, например, при воспитании правильной артикуляции звука «р» важно научить ребёнка поднимать язык кверху и как можно лучше развивать подвижность его кончика, однако это совсем не требуется для постановки звука «с», при котором кончик языка неподвижно лежит у нижних резцов. Во-вторых, выбор артикуляторных упражнений во многом определяется самим характером дефектного произношения звука. Например, для постановки правильной артикуляции звука «л» нет никакой необходимости в выполнении специальных упражнений для губ, а поскольку они не участвуют в образовании этого звука. Но если мы имеем дело с двугубным или губно-зубным «л», то в этом случае упражнения для губ необходимы: только научив ребёнка активно разводить губы в стороны, мы сможем в дальнейшем обеспечить их изоляцию от участия в образовании звука, а, следовательно, и устранить «губное» его звучание. При механической дислалии в подготовительный период нередко приходится устранять аномалии в строении речевого аппарата. Например, при очень короткой уздечке языка постановка звука «р» возможна лишь после её подрезания, или преодолению межзубного сигматизма должно предшествовать устранение переднего открытого прикуса. (В последнем случае уже во время корригирования прикуса проводятся и соответствующие артикулярные упражнения, способствующие более успешному проведению ортодонтического лечения.) При сенсорной функциональной дислалии в подготовительный период проводится работа по воспитанию слуховой дифференциации звуков, поскольку в случае её нарушения ребёнок не осознаёт неправильности своего звукопроизношения, а значит, и не сможет в дальнейшем его контролировать. Таким образом, в подготовительный период обеспечивается более совершенная и достаточно дифференцированная работа речедвигательного и речеслухового анализаторов, благодаря чему ребёнок получает реальную возможность овладеть правильной артикуляцией дефектно произносимого им звука. Помощь родителей в подготовительный период играет очень большую роль. Она должна заключаться в систематическом выполнении с ребёнком всех предлагаемых логопедом артикулярных упражнений, а также упражнений в слуховой дифференциации звуков. Для этого необходимо получить лишь подробную консультацию логопеда. В коррекционной работе на подготовительном этапе применили методику моделирования М.И. Акименко, что позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечивает наглядную основу изучаемого, способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала. Применение моделей при постановке звуков, независимо от формы речевых нарушений, помогает ребёнку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто исполнителем воли взрослого, а активным участником. Так если звук в речи ребёнка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребёнок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию непроизносимого звука. У ребёнка при работе с моделями создаётся правильный образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Создание образа предполагает исследование, отсечение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, поэтому ни артикуляционный профиль, ни фотографии и т.д., образ не формируют уже потому, что не дают возможность отделить органы, не участвующие в произнесении звука. Работа с моделями артикуляции звуков предполагает тщательное предварительное изучение ребёнком строения органов артикуляционного аппарата. Обращает внимание ребёнка на подвижные и неподвижные органы. Какие движения могут совершать губы, язычок, научить ощущать работу голосовых складок, характер выдыхаемой воздушной струи. Правильное артикулирование звука, уточнённое при помощи наглядной модели, улучшает качество приёма и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» его правильной артикуляции с помощью моделей - начало активного развития у детей собственных произносительных навыков. Данная методика с применением моделей артикуляции звуков поможет закрепить правильное произношение всех звуков русского языка, добиться овладения основными фонетическими противопоставлениями звуков русского языка: твёрдостью - мягкостью и глухостью - звонкостью, а также поможет сформировать умение различать звуки на слух в собственной речи и в речи других. На данном этапе логопедическая работа была организована с учетом структуры речевого дефекта, учитывались произносительные возможности ребенка, то есть определялась в каких языковых структурах (в слогах, словах, предложениях) ребёнок мог произносить правильно звук. А. Подготовительный этап. 1 этап - подготовительный. На подготовительном этапе исправления нарушений произношения с применением моделей артикуляции звуков решается задача сознательного усвоения детьми связи между акустическими и артикуляционными признаками звука. Группа с нарушением свистящих: Соня В.. Серёжа А., Даша Л. были предложены следующие задания: Уточнение артикуляции по модели артикуляции звука [с]. Детям предложили модель артикуляции звука [с]. Работу начинаем с разъяснения детям уклада органов артикуляции в момент произнесения звука. При произнесении звука [с] губы в улыбке - на модели прямоугольник, кончик языка у нижних резцов - (.) под прямоугольником. У ребёнка дополнительная возможность воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели. Уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию проводилось как часть занятия. (Приложение 3) При проведении коррекционной работы на подготовительном этапе по исправлению нарушений произношения с применением моделей артикуляции звука рекомендуются следующие виды заданий: Задание 1. «Послушай звуки и покажи модель артикуляции звука с.» Инструкция: логопед произносит звуки сплошным потоком, ребёнок показывает заданную модель. Задание 2. «Определи место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова), обозначь его моделью». Инструкция: логопед предлагает картинки, дети определяют место звука в слове и показывают модель артикуляции звука. Для развития достаточной подвижности губ и языка детям были предложена артикуляционная гимнастика автора М.Ф. Фомичевой для свистящих и шипящих звуков: Задание 3. «Загони мяч в ворота» Цель: Выработка длительной, направленной воздушной струи. Детям предлагалось вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. Обращалось внимание на то, чтобы ребёнок не надувал щёки, для этого их можно было слегка придерживать пальцами, а шарик загонять на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Задание 4. «Накажи непослушный язык» Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Ребёнку предлагалось немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «ля -ляля...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти - десяти. Обращалось внимание на то, чтобы язык был широким, края его касались уголков рта, похлопывать язык губами надо на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Задание 5. «Сделай язык широким» Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Для этого предлагалось улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти - десяти. При этом давались указания не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. У Даши Л. это упражнение вызвало затруднение и нам пришлось вернуться к упражнению «Накажи непослушный язык». Задание 6. Упражнение «Кто дальше загонит мяч?». Цель: Выработать плавную, длительную, воздушную непрерывную струю, идущую посередине языка. Детям предлагалось улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола. При этом нельзя надувать щёки. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. Задание 7. Упражнение «Желобок». Цель: образование желобка и направления воздушной струи по середине языка. У Сони В., с использованием механической помощи, пластмассовой палочки, накладывая на язык и сдвигая губы, образовали желобок. Затем палочку заменили пальцем ребёнка. В течение недели закрепилось умение выполнять это движение Задание 8. Упражнение «Почистим зубы». Цель - научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Для этого детям предлагалось улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Полине А. с трудом удавалось удержать язык за зубами, но после нескольких упражнений ребёнок научилась выполнять это упражнение. Также для детей с нарушением свистящих были предложены такие упражнения: «Змейка», «Качели». «Заборчик», «Часики». «Лошадка», «Грибочек». Эти упражнения дополнительно помогли детям развить необходимые движения языка и губ. Для Сони В. Серёжи А. с нарушением шипящих звуков были предложены следующие упражнения: «Иголочка», «Заборчик», «Трубочка», «Чашечка». Цель этих упражнений - выработка движений языка и воздушной струи. При выполнении данных упражнений у Серёжи А. сначала наблюдалось напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезло, движения стали непринуждёнными и координированными. Соня В. также справилась и улучшила сложные и тонкие движения языка. Итак, дети справились со сложностями подготовительного этапа и перешли к следующему этапу, этапу постановки звука. 2 этап - постановка звука. Задачей данного этапа - это процесс обучения ребёнка правильному произношению звука. Под постановкой звука понимается сам процесс обучения ребёнка правильному произношению этого звука. Ребёнка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания. Звук становится заново в случае его полного отсутствия в речи ребёнка, в случае замены другим звуком, что равно отсутствию, а также при наличии такого дефекта в произношении, который нельзя частично подправить и довести до нормы (например, при картавом «р» или губно-зубном «л»). Коррекция звука, заключающаяся в уточнении лишь отдельных элементов его артикуляции, проводится в тех случаях, когда дефектная артикуляция в целом близка к нормальной. Так, например, при межзубном произношении «с» для достижения нормальной артикуляции нужно только научить ребёнка удерживать кончик языка у нижних резцов, убирать его за зубы (другое дело, что для этого могут потребоваться предварительные артикуляторные упражнения или нормализации прикуса). В дальнейшем речь пойдёт только в постановке звука, а не его коррекции. Постановка звука может производится путём подражания, с механической помощью, от других правильно произносимых звуков, исходя от артикуляторного уклада и смешанным способом. Рассмотрим лишь первый из этих способов, так как все остальные требуют специальных знаний. Способ постановки звука путём подражания является наиболее лёгким как для логопеда, так и для самого ребёнка, поскольку требует минимальной затраты усилий и времени. Он заключается в том, что логопед в присутствии ребёнка ясно и чётко произносит нужный звук. Ребёнок, слыша звук и одновременно видя положение органов артикуляции, нередко сразу оказывается в состоянии его воспроизвести. Если это произошло, то постановку звука можно считать законченной: ребёнок научился произносить его правильно. Постановка звука путём подражания возможна лишь при наличии у ребёнка достаточной подвижности артикуляторных органов и правильного их строения. Для первой группы дети с нарушением свистящих была проведена коррекционная работа с применением модели артикуляции звука [с] (ПриложениеЗ). Здесь продолжаем использовать модель артикуляции звука [с], уточняем на модели, где зубы, где язычок, губы улыбаются, язычок за зубами. Задание 1. Упражнение «Произнесение длительного звука [с]». Ребёнку предлагалось открыть рот, распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую, тонкую палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук [с]. При выполнении этого упражнения у Сони В. звук [с] получился неясным, не свистящим, поэтому нам пришлось проделать это упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу. Задание 2. Упражнение «Насос». Цель - добиваться правильного изолированного, длительного произношения звука [с]. Для этого детям предлагалось сидя на стульях покататься на велосипедах. Была предложена инструкция: проверить, хорошо ли накачаны шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмём насос, и будем накачивать шину. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: «с с с», дети по очереди , а потом все вместе, подражая действию насоса, накачивают шины, длительно произнося звук [с]. Здесь же предлагали модель артилуляции звука [с] для уточнения положения языка и губ. Для закрепления проведённой работы предлагаем детям игру с моделью артикуляции звука [с]. Задание 3. «Послушай и покажи правильно». Инструкция: Логопед показывает картинку, а ребёнок соответствующую модель артикуляции звука. Картинки: сок, сук, весна, маска, лиса, сказка, стул, кусты. Задание 4. «Какой звук встречается чаще?». Инструкция: Логопед читает скороговорку, а ребёнок показывает модель артикуляции звука, который чаще всего используется. Например, Спит спокойно старый слон- Стоя спать умеет он. У маленькой Сани сани едут сами. Спасибо, мороз, что снегу нанёс. Этап закрепления изолированного звука у Сони В. и Даши Л. был длительнее, чем у Серёжи А. и с ними приходилось выполнять дополнительные упражнения. У Серёжи А. данный этап проходил успешно, мальчик без трудностей справлялся с заданиями. Задание 5. «Подбери слова на заданную модель артикуляции». Инструкция: Логопед показывает модель артикуляции. А ребёнок подбирает слова со звуком [с]. Картинки: собака, сумка, нос, автобус, усы, снеговик. Задание 6. «Выдели из текста стихотворения слова со звуком [с] и покажи соответствующую модель». Инструкция: Логопед читает текст, ребёнок показывает заданную артикуляторную модель и произносит звук [с]. В лесу светло Совы спят давно. Одна сова не спит. На суку сидит, Вот - вот улетит. На данном этапе у Серёжи А. затруднений не возникло, мальчик перешёл на следующий этап. С помощью дополнительной работы с моделями артикуляции Соня В. и Полина А. успешно перешли на следующий этап. 3 этап - этап автоматизации звука. Задачей этого этапа является обучение ребёнка правильному произношению звука в связной речи. Детям для успешной автоматизации предлагались такие задания. Задание 1. Красиво произнеси звук [с]. Произнеси тихо, громко. Задание 2. «Найди в слоговом ряду лишний, отличающийся одним звуком слог и покажи его модель артикуляции». со - со - со - са са - са - са - су су - су - су - со сы - сы - сы - са Задание 3. Игра «Договори слово». Инструкция: Логопед произносит начало слова, а ребёнок последний звук, контролируя произношение моделью артикуляции звука с. Ча...(с) тру... (с) Ле...(с) голо...(с) Но... (с) ква...(с) Ри...(с) мар...(с) После закрепления изолированного звука мы перешли к следующему этапу - автоматизация в слогах, используя модели - схемы. Задание 1. Предлагаются слоговые ряды. Услышав слог с заданным звуком, покажи соответствующую модель артикуляции и произнеси звук; - са -, - со -, - су -. Задание 2. Затем использовались упражнения, в которых нужно было произнести звук [с] в прямых слогах. Задание 3. Упражнение «Произнеси слоги» Инструкция: Мы показываем ребенку модель артикуляции со слогом, он должен слог проговорить четко, медленно и при этом придумать слова с этим слогом или показать картинку. Например: Со - собака и т.д. Са, со, су, сы, сэ Задание 4. «Доскажи словечко». Ребёнку предлагалось договорить слово, произнося слог (са). Инструкция: Мы показываем ребенку картинку, даем устную инструкцию « я начинаю, а ты продолжи» Ли...(са) ро...(са) Вак...(са) плак...(са) Ко...(са) кра...(са) Затем добавляя слог (сы). Инструкция: На столе лежат картинки в единственном числе у логопеда, во множественном числе у ребенка. Мы показываем ребенку картинку, где нарисовано в единственном числе, выбери картинку, где будет во множественном числе. Например: Оса - осы 0...(сы) ко...(сы) У...(сы) ве...(сы) Бу...(сы) но...(сы) Задание 5. После закрепления звука [с] в прямых слогах мы перешли к упражнениям - произнесение звука [с] в обратных слогах. Для этого использовали следующие задания. «Произнеси слоги» ас - ос - ус - ыс ыс - ус - ос - ас яс - ёс - юс - ис ее - ис - ос - ёс После того, когда звук [с] был автоматизирован в слогах, мы перешли на этап автоматизации данного звука в словах. Задание 1. Игра с мячом. «Кому бросаю мяч, повтори слово». Садик, соки, соты, соболь, сумка, сосулька. Задание 2. «Составь слово на заданную модель артикуляции». Инструкция: Логопед показывает модель артикуляции звука [с], а дети придумывают слова. Задание 3. Предлагаются слова. Услышав слово со звуком [с], покажи соответствующиую модель артикуляции. Сад соль коса бас Сани сода лиса нос Самолёт совы оса мыс Задание 4. «Произнеси слово». Инструкция: Предлагается наглядный материал картинки. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке. Сад, сам вас, квас Сок, сом нос, рос Суд, сук ус, вкус Сын, сыт мыс, кумыс Задание 5. «Назови второй слог, а потом всё слово» Инструкция: Предлагается наглядный материал картинки (слоги). Логопед показывает ребенку слоги, он повторяет и раскладывает перед ним, полученное слово проговаривает. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке. И еще раз произнести второй слог. Ко - су - ля ко - сын - ка По - су - да ле - со - чек Ри - су - нок ку - со- чек Задание 6. Упражнение «Повтори». Инструкция: Мы проговариваем вместе с детьми слоги, а затем показывается картинка и ребенок самостоятельно проговаривает это слово. Са - са - коса са - са - колбаса Са - са - оса су - су - понесу Сы - сы - бусы со - со - колесо Со - со — соки сы - сы – осы Задание 7. Игра «Магазин». Цель: дети упражнялись в правильном произношении звука [с] в словах, выделяя его более длительным произношением. Инструкция: Детям предлагалось поиграть в магазин. Логопед предлагает модель артикуляции звука [с], а дети должны были, придя в магазин выбрать игрушку (в названии которой есть звук, [с]), которую хотят купить, показывая всем детям громко её назвать. Вызывались сначала те дети, которые хорошо произносят звук. «Что есть в магазине?» (сахар, сок, соль, колбаса, масло, весы). Задание 8. В этих же целях мы использовали игру «Знаешь ли ты?» Инструкция: Детям предлагаются вопросы, на которые помогали ответить картинки лежащие на столах. Тот, кто правильно находит ответ на вопрос, выходит и чётко называет предмет, изображённый на картинке. Вопросы: «На чём можно ездить?» (самокат, санки, коляска, и т. д.) «Кто живёт в зоопарке?» (сова, сом, слон, лиса, суслик) После того как дети назвали правильно предметы и животных, изображённых на картинках, они должны были ответить на вопрос: «Какой звук повторялся во всех этих словах?» Задание 9. Упражнение «Замени первый звук в слове на звук [с]» Инструкция: Мы даем детям по две картинки, сначала ребенок произносит предмет на первой картинке, затем на второй и мы спрашиваем, в чем разница, какой мы звук заменили на какой и где (вначале)? Бок - сок бор - сор Дом - сом лук - сук Кон - сон мода - сода Задание 10. «Замени последний звук в слове на звук [с]» Инструкция: Мы даем детям по две картинки, сначала ребенок произносит первую картинку, затем вторую и мы спрашиваем, в чем разница, какой мы звук заменили на какой и где (в конце слова)? бак - бас нож - нос пёк - пёс морж - морс рим - рис голод - голос В результате проведённой работы на данном этапе мы определили, что Даше Л., Соне В. нужно продолжать работу по автоматизации звука в словах, так как у них не достаточно сформирован навык контроля за собственной речью. Поэтому переходить к автоматизации звука в словосочетании и предложениях пока не следует. Для девочек была предложена дополнительная работа с моделями артикуляции. Задание 11. «Послушай и покажи модель артикуляции». Инструкция: логопед называет звуки в сплошном потоке, ребёнок показывает модель артикуляции. Задание 12. «Подбери слова на заданную модель артикуляции». Инструкция: логопед предлагает картинки, ребёнок выбирает слова на заданный звук. Задание 13. «Выдели из текста стихотворения слова с заданным звуком и покажи соответствующую модель». Стало тихо, тихо, тихо, Спит в углу моя слониха. Двое маленьких слонят Спать давным - давно хотят. Задание 14. «Придумай слог на заданную модель артикуляции». На этапе автоматизации звука в фразах и предложениях детям предлагались такие задания, как «Закончи фразу», «Измени слова», «Выдели из текста звук [с]». Для Даши Л. процесс коррекции закончился, так как девочка успешно дифференцирует звук [с] в речи. А Соня и Серёжа переходят на этап дифференциации звуков. Для этих детей со смешением звуков [с] на [ш]. коррекционная работа продолжается. Работа по коррекции звука [с] закончена. Дети хорошо закрепили звук с помощью моделей и свободно отличают и произносят его в речи. 4 этап - дифференциация звука [с]. Цель данного этапа - научить ребенка правильно распознавать и узнавать смешиваемые звуки. Для второй группы детей с нарушением шипящих предложена работа по применению моделей артикуляции при исправлении нарушений произношения в группе шипящих звуков [ш]. В данном случае, когда замены звуков не связаны с нарушением фонематического слуха, а обусловлены несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене воспроизводства речи. При наличии такого дефекта коррекционная работа с применением моделей артикуляции звуков также проходит более успешно по причине расширения наглядности и большей осмысленности. Постановка звука [ш] (Приложение 3). 1этап - подготовительный. На подготовительном этапе детям были предложены следующие упражнения: Задание 1. «Выдели звук [ш] из потока звуков показом соответствующей модели. Инструкция: логопед называет звуки, ребёнок показывает модель. Задание 2. «Послушай слоги и покажи модель артикуляции со звуком [ш]. Инструкция: логопед называет слоги, ребёнок показывает модель звука [ш]. Задание 3. «Подбери картинки, названия которых отличаются звуком [ш] и покажи модель артикуляции. Инструкция: логопед предлагает картинки, ребёнок выбирает картинки со звуком [ш]. Задание 4. «Выдели из текста слова со звуком [ш]» Инструкция: логопед читает текст, ребёнок выбирает слова и показывает модель артикуляции звука [ш]. Задание 1. «Закончи предложение» Инструкция: логопед предлагает ребёнку закончить предложение, произнося последнее слово в нём, отчётливо проговаривая звук. Используя модель артикуляции звука [ш] контролируем произношение. Я иду, и ты ...(идёшь). Я пою, и ты ...(поёшь). Я несу, и ты ...(несёшь). Я беру, и ты ...(берёшь). Задание 2. «Исправь ошибку» - ребёнку предлагается послушать стихи, в которых надо исправить ошибку, меняя последнее слово. С другом мы играем в ... чашки, Пили чай из бело ... шашки! Вылезла из норки ... шишка, На неё упала ... мышка! Мы с сестрой посуды ...шили, И наряды куклам ... мыли! Задание 3. Игра «Угадай, что в руке». Инструкция: логопед предлагает рассмотреть на столе предметы. Дети рассматривают и называют их. После того, как предметы убираются, дети по очереди подходят к столу. Сзади в руку ребёнка даётся один предмет, который надо на ощупь определить и назвать (шапка, мишка, карандаш, камешки, шнурок, шарик и др.). Обращать внимание на то, чтобы ребёнок выделял звук [ш] в словах, произнося его чуть длительнее других звуков. Используем схемы моделей звука. Инструкция: Мы сначала слушаем слоги, затем показываем модели артикуляции с этими слогами и ребенок произносит слова, затем мы ребенку предлагаем повторить предложения. «Повтори, чётко произнося [ш]» Ша - ша - ша, ша - ша - ша, шапка, шайба, шар, лапша. Ши - ши - ши, ши - ши- ши, Шило, шина, малыши. Ша - ша - ша, ша - ша - ша, Наша Маша хороша. После того, как звук [ш] был автоматизирован в словах, мы предложили задания на автоматизацию звука в предложениях. Задание 4. «Повтори за мной». Ша - ша - ша - наша Маша у душа. Ши - ши - ши - наши малыши едят беляши. Ош -ош - ош - ты идёш и поёшь. Иш - иш - иш - какая тиш, малыш! Ши и ше, ше и ши - мойте шею и уши. Швея шьёт на машине. У дома вишня, на вишне вишня. Маша, Даша и Миша пошли в школу пешком. Мишины штаны надо штопать, но штопки нет, штопку надо купить. Для конной школы купили маленькую лошадку-пони. Итак, работа по коррекции звука [ш] Сони В. и Серёжи А. успешно закончилась, переходим к дифференциации звуков [с] и [ш]. Диффеоенциация звуков [с] и [ш]. Работу начинаем с разъяснения детям отличий, которые имеются в звуках [с] и [ш]. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребёнок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые связки так, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию заменяемого звука, помогает различению фонем на закрепление изолированного звука. Для произнесения звука с губы в улыбке - на модели прямоугольник, кончик языка находится у нижних резцов - (.) под прямоугольником. При произнесении звука [ш] губы округлены - на модели круг, кончик языка находиться у верхних резцов -стрелка показывает движение языка вверх, а (.) в верху круга - положение кончика языка. Сравнивая по моделям заменяемые звуки, ребенок находит отличия в их графике. (Приложение 3) Звук [ш] мы автоматизировали в предложениях, но детям трудно различать звуки [ш] и [с], потому что язык ещё не приучился быстро менять рабочее положение при произнесении слов со смешиваемыми звуками. Поэтому требуется коррекционная работа по дифференциации этих звуков. Работу мы продолжаем с различия звуков как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Работа заключалась в том, что мы сопоставляли и выделяли их основные признаки: например, холодный воздух выходит из насоса и свистит (с, с, с) - когда мы произносим звук [с], язык лежит за нижними зубами; тёплый воздух из лопнувшей шины и шипит ([ш], [ш], [ш]) - когда мы произносим звук [ш], язык поднимается за верхние зубы. После того как дети научились распознавать не различаемые звуки по моделям, включаем следующие виды занятий с моделями артикуляции: Для Сони В. и Серёжи А. заменяющих звук [с] на [ш], преодолевшие этап автоматизации, были переведены на этап дифференциации и предложены следующие задания. 4 этап - дифференциация звука. Задание 1. «Выдели звуки [с] и [ш] из потока звуков показом соответствующих моделей». Инструкция: логопед называет звуки, ребёнок показывает модели. [П], [м], [в], [с], [д], [к], [ш], [ц], [у], [с], [л], [ш]. Задание 2. «Послушай и покажи». Инструкция: Логопед произносит слоги, состоящие из заменяемых звуков, ребёнок показывает соответствующую модель артикуляции. Са - ша, со - шо, су - шу, сы - ши, ас - аш, ош - ос, иш - ис. Задание 3. «Послушай слова и покажи соответствующую модель артикуляции». Инструкция: Логопед называет слова, а ребёнок показывает соответствующую модель артикуляции. Нос - нож мыс - мышь посол - пошёл усы - уши вас - ваш масса - Маша Задание 3. «Подбери картинки, названия которых отличаются звуком [с] или [ш], покажи модель. Сушки, солнышко, шалаш, салат, шило, санки, шкаф, сад, шкатулка, сок, сова, шлем. Задание 4. «Разложи правильно». Инструкция: логопед предлагает ребёнку предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки [с] или [ш], которые надо разложить на две части. Шапка - садик, каша - песок, Маша - коса, мешок - кусок. Задание 6. Игра «Покажи». Инструкция: логопед показывал и называл детям предметные картинки, ребёнок должен был показать ту картинку, которая соответствует названию. Миска - мишка, каска - кашка, маска - Машка, крыса - крыша. После того, как дети научились различать данные звуки по артикуляции и на слух, мы предложили задания на дифференциацию звуков в слогах. Задание 7. «Повтори слоговые цепочки и покажи модель артикуляции». Инструкция: логопед предлагаем слоги, а ребенок повторяет и показывает соответствующую модель артикуляции. ша - са шо - со ши - сы ос - ош ус - уш ыс - ыш са - ша - ша, со - со - шо, шу - су - шу, су - шу - су. В результате проделанной работы у Сони В. и Серёжи А. звуки [ш] и [с] были дифференцированы в слогах и в дальнейшем предстоит работа по дифференциации этих звуков в словах и предложениях. Задание 8. «Подбери картинки, названия которые отличаются звуком [с] и [ш] и покажи модель артикуляции». Инструкция: логопед предлагает картинки, а ребёнок выбирает и показывает модель артикуляции. Шапка, шляпа, стул, стадо, шапка, сани, шина, сокол, сова, шкаф, школа. Задание 10. «Выдели из текста слова со звуками [с] и [ш] и покажи соответствующую модель артикуляции». На лестнице нашей Детишек не счесть Есть Миша и Саша И Машенька есть. Два Пети Живут на втором этаже там жил ещё третий, Но вырос уже. Пошла Маша в лес. Набрала лукошко грибов и вышла на опушку. На опушке много ромашек, а на ромашках много пчёл. Недалеко течёт речушка, а по берегам речушки растёт камыш. Возле камыша квакают лягушки, а в далеке слышна кукушка. Села Маша на пенёк, отдохнула и пошла дальше. Постановка звука [ж] и [ш] с помощью моделей артикуляции. Разница в артикуляции звуков [ж] и [ш] заключается в том, что при произнесении звука [ж] в работу включаются голосовые связки. Таким образом, на модели показано, что эти звуки похожи по положению языка, губ, но при произнесении звука [ж] включен голос, обозначенный на модели колокольчиком. На этом различии и основана постановка звука. Для дополнительной наглядности модно предложить приложить тыльную сторону руки к горлу, ребёнок должен услышать разницу в произнесении звуков [ж] - [ш]. Коррекционная работа по постановке звуков [ж] и [ш] происходит аналогично работе по постановке звуков [с] и [ш]. Для первой группы детей этап формирующего эксперимента по постановке свистящих и шипящих закончился, так как ребята успешно дифференцируют звуки с и ш, ж и з, щ и з, а коррекция сонорных звуков продолжается со второй группой. Для третей группы детей, Паши А., Владика П., Сони В., Серёжи А. с нарушением сонорных звуков предлагаем такую работу. Для детей, у которых наблюдаются замены и смешения звуков, то данный факт может свидетельствовать о нарушении фонематического слуха и работу по дифференциации звуков надо произносить особенно тщательно. Работа начинается с разъяснения ребёнку отличий, которые имеются в неразличаемых звуках. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребёнок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые связки так, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию заменяемого звука, помогает различению фонем. Сравнивая по моделям заменяемые звуки, ребёнок находит отличия в их графике. Это различие является зрительной опорой, помогающей развитию фонематического слуха. Если проанализировать наиболее распространённые замены звуков, то в моделях эти отличия очень бросаются в глаза. Ребёнок понимает ошибку. Анализируя с ребёнком модели артикуляции заменяемых звуков [р] и [л] видно, что есть похожие позиции в артикуляции -это работа голосовых связок. Прохождение свободной струи через рот, кончик языка поднят вверх, губы нейтральны и слегка округлены. Различия заключаются в том, что при произнесении звука [р] кончик языка совершает колебательные движения - на модели волна. А при произнесении звука [л] боковые края опущены и воздушная струя проходит по бокам языка - на модели фигура напоминает букву [л]. 1 этап - подготовительный. На этапе постановки звука детям предлагались такие упражнения: «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Иголочка», «Змейка», «Заборчик», «Трубочка», «Лошадка», «Грибочек», «Часики». Предлагались такие игры, как: Задание 1. Игра «Просьба» (на внимание). Инструкция: логопед предлагает повторить движения, если услышишь слово «Просьба». Просьба руки на пояс. Просьба руки вверх. Просьба руки в стороны. Руки опустить. После того как Паша А., Владик П. научился распознавать неразличаемые звуки по моделям, на этапе автоматизации звука включаем следующие виды заданий: Задание 2. «Выдели неразличимые звуки [л] из потока звуков показом соответствующих моделей; Инструкция: логопед произносит звуки, а ребёнок показывает модели этих звуков. [м], [л], [ш], [с], [к], [ ж], [и]. Задание 4. «Подбери картинки, названия которых отличаются одним из дифференцируемых звуков, при названии которых покажи соответствующую модель артикуляции»; Инструкция: логопед предлагает картинки, ребёнок называет и показывает модель. Ракета, лампа, роза, лавка, рулет, ластик, русалка, лайка, руль, лапа. 2 этап - постановка звука [л] (Приложение 5). Мягкий звук [л'] ставится легко, если ребёнок имеет возможность поднять передний край языка к верхним альвеолам. Достаточно перед зеркалом предложить ему широко раскрыть рот, поднять язык вверх и потанцевать язычком «на бугорках» за верхними зубками, напевая песенку ля-ля-ля. Танцуем и поём (язычок прыгает и поёт) ля-ля-ля. Твёрдый звук [л] можно ставить одним из следующих приёмов. 1. Пожевать кончик языка передними зубами. Язык свободно лежит между зубами, его хорошо виден, но губы его не касаются! Не убирая язык за зубы, «жевать» его кончик передними зубами, широко раскрывая рот и одновременно произносить: «низким голосом аааа (нараспев), слышиться ла-ла-ла-.» 2. Легко удерживать кончик языка между зубами, предложить ребёнку «посердиться на язычок» и «погудеть» - ы (длительно), затем уметь по команде» быстро убрать («выдернуть») кончик языка «назад». Упражнение: скажи а; легко прикуси кончик языка и погуди, посердись: ы (длительно); быстро убери «назад». Послушай что получилось: ал, ал, ал. Затем закрепить полученный звук в обратных слогах: ал, ол, ул, ыл. Второй способ мальчики освоили более успешно и звук получился. Для закрепления были предложены такие задание, как: Задание 1. «Произнеси звук [л] тихо, громко». Инструкция: логопед уточняет, что вдох делаем через нос и на улыбке произносим ы. Когда теплоход далеко он звучит тихо, а если близко теплоход звучит громко. Логопед уточняет позицию артикуляторных органов: губы в улыбке неподвижны, а подвижным остаётся только язык, высовываем только его кончик. Задание 2. «Нарисуй квадрат, выделяя паузой угол». Инструкция: логопед напоминает положение языка между зубами. л-л-л-л, л-л-л, л-л-л. Задание 3. «Подружи звук [л] с разными звуками». Инструкция: логопед предлагает подружить звук со звуком [а], [о], потом предлагает звук л поставить первым в слоге. а-л, о-л, л-а ла-ла-ла ло ло-ло-ло лу лу-лу-лу После того как мы поставили изолированный звук [л] Паше А. и Владику П., мы перешли к этапу автоматизации в слогах, словах и предложениях. Для этих детей были предложены следующие задания: 3 этап - автоматизация звука [л]. Задание 1. «Произнеси слог за мной» (произнесение звука [л] в прямых слогах) Инструкция: Логопед говорит слоги, а ребенок повторяет за взрослым. ла - ло - лу - лы ла - лу - ло - ла ло - лу - ла - лы ла - лы - лу - ло Задание 2. «Произнеси слог за мной» (произнесение звука [л] в обратных слогах). ал - ол - ул - ыл ыл - ул - ол - ал ал - ял - ол ёл - ол - ул. Задание 3. «Произнеси слова» (с ударением на слоге) Инструкция: Предлагается наглядный материал картинки. Мы показываем ребенку картинки, он показывает модель схему звука [л], если этот звук присутствует в слове и уточняет, где звук [л] в начале или в конце. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке. Ребёнок использует схемы моделей звука. лаз - вал салат - пенал лоб - гол лодка - укол Задание 4. «Произнеси слова» (без ударения на слоге) Инструкция: Детям предлагаются слова, и ребенок рисует по ним картинки. Затем четко проговаривает эти слова. мыла, дула, писала халва, балкон, сыпал луна, лужок, палуба кинул, дунул, сунул. Задание 5. «Произнеси слова» (со стечением согласных) Инструкция: Мы предлагаем ребенку словосочетания, где первое слово говорим мы, а второе показываем на картинке и ребенок продолжает. Для уточнения произношения ребёнок использует модель схему звука [л]. Например: Карие глаза, большой класс, красный флаг и т.д. глаза, класс, слабый, пламя, плавать злак, флаг, шла, вышла, сладкий Задание 6. Закрепление произнесения звука [л] в прямых и обратных слогах. Инструкция: Произнесения слова сопровождается показом картинки, лаял, плыл, колол ломал, глотал, баловал молол, делал, лакал колол, молотил, колотил Задание 7. «Закончи предложение» - дополнить предложения по картинкам. Инструкция: Послушай предложение, закончи предложение и найди соответствующую картинку. Например: Дядя Лука копает клумбу (лопатой). Володя и Слава плывут на (лодке). Клава мыла ладони (мылом). Володя поехал на (велосипеде). На данном этапе у Паши А., Владика П. звук [л] автоматизирован в словах и можно вводить в предложения. Для Полины А. работа по коррекции звука [л] закончилась, так как девочка самостоятельно дифференцирует звук в речи. Для детей второй подгруппы аналогично проведена работа по постановке звука [р] и дифференциация звуков в речи. Коррекционная работа со звуком [р]. 1 этап - подготовительный. Артикуляционная поза: губы раскрыты, нейтральны, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к алвеолам и вибрирует. Подготовительные упражнения: «Чашечка», «Барабан», «Лошадка», «Гармошка», «Пулемёт». 2 этап - постановка звука. Постановка звука [р] ведётся в двух направлениях: а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух; б) выработка вибрации. Выработка фрикативного [р]. Дети достаточно хорошо владеют языком, мы использовали методику Ф. Ф. Pay, суть которой состоит во временном замещении вибранта фрикативным звуком. Этот фрикативный звук имеет общее место образования с нормальным звуком [р] и отличается от последнего отсутствием вибрации. Детям предлагается за верхними резцами, на бугорках» алвиолах сказать за или з-з-з и послушать, что получается. Полученный фрикативный (проторный) звук сходен по звучанию с английским в словах. Фрикативный [р] использовать в слогах ра (за), ры (зы) и в словах. С поднятым языком проговаривать: за, зы, зыбак, забота, закета. Для Владика П. этот способ прошёл успешно, А для Паши А. был предложен ещё один.
Выработка вибрации языка.
В результате регулярных упражнений (не более 35 сек с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. После постановки звука [р] твёрдого и его переработки в словах и фразах [р] мягкий может появиться спонтанно. Так произошло в данном случае. 2 этап - постановка звука [р]. Задание 1. «Повтори за мной». Инструкция: логопед говорит слоги, ребёнок повторяет. Ра - pa - pa, ро - ро - ро, РУ -РУ - РУ> ры - ры - ры. Задание 2. «Повтори слог за мной» (обратный слог). ар - ор - ур - ир - ер Задание 3. «Повтори за мной предложение». Инструкция: логопед говорит предложение, ребёнок повторяет за ним. Ра - ра - ра - мы поймали комара. Ра - ра - ра - вот так игра. Ро - ро - ро - у Ромы ведро. Ро - ро - ро - Рома уронил ведро. Ру - ру - ру - ноту верхнюю беру. Работа с моделями артикуляции звука [р] (Приложени 6). Задание 4. «Послушай слова и покажи модель артикуляции звука [р]». Инструкция: логопед предлагает картинки, ребёнок выбирает слова, проговаривает и показывает модель артикуляции звука. Рот, рог, сорока, паром, горох, дорога, коробка, корона, ведро. Задание 5. «Повтори за мной чистоговорку, покажи модель артикуляции звука [р]». Утром рано два барана Столкнулись лбами у тротуара. Бра - бру - бры - в пруду водятся бобры. Пра - про - пру - пры - становитесь для игры. Задание 6. «Закончи фразу». Инструкция: логопед проговаривает существительное в единственном числе, ребёнок во множественном. Одна дорога Две до... Много до... Одна игра Две иг... Много иг... Один бобёр Два боб... Много боб... Задание 7. «Ответь на вопрос» Инструкция: логопед предлагает сюжетные картинки, задаёт вопрос, ребёнок отвечает. Что Буратино держит в руках? Что делает ворона? Что делает трубач? Что делает барабаныцик? Дифференциация звука [р] и [л] для мальчиков завершена, переходим к дифференциации звуков [р] и [л] в словах и фразах. В небе гром, гроза. Закрывай глаза. Грома нет, трава блестит. Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор. Проворонила ворона воронёнка. Затем дифференциация звуков продолжается в словах и в текстах, не исключающих другие звуки. Крот Дни и ночи напролёт Роет крот подземный ход. Что же нужно там кроту? Потемнее темноту. Рыбка рыбка плавает в водице рыбке весело играть, Рыбка, рыбка-озорница, мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла, Рыбка хвостиком вильнула, рыбка быстро уплыла. Для Паши А. работа по коррекции сонорных звуков закончена. У мальчика поставлены звуки [л] и [р] и успешно дифференцирются в речи. В результате проведённой работы на формирующем этапе мы сделали вывод, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшилась артикуляция и произносительные навыки, преодолены замена и смешение звуков. Фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез сформированы. |