Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости Оценка уровня осведомленности старшеклассников гимназии №6 icon

Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости Оценка уровня осведомленности старшеклассников гимназии №6





Скачать 140.4 Kb.
Название Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости Оценка уровня осведомленности старшеклассников гимназии №6
Чапурина Юлия Евгеньевна
Дата 29.03.2013
Размер 140.4 Kb.
Тип Реферат
Конкурсная работа №

Конкурс

научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости


Оценка уровня осведомленности старшеклассников гимназии № 6

г. Архангельска о вреде наркотических веществ.


АВТОР: Чапурина Юлия Евгеньевна

Ученица 11 «В» класса

МОУ ОГ №6 г. Архангельска


Адрес автора: г. Архангельск, ул. Воскресенская д.96, к.1, кв.22.

дом.тел.65-97-33


e-mail: [email protected]


Научный руководитель: Меньшикова Марина Владимировна

к.б.н., декан факультета довузовского

образования СГМУ


Архангельск

2009 год


Содержание

Стр.

Введение

  1. Обзор литературы

    1. Наркомания (развитие болезни)

    2. Классификация наркотических веществ

    3. Обзор наиболее известных наркотиков и их влияние на здоровье человека

  2. Объект и методы исследования

  3. Обсуждения результатов и выводы

Список литературы

Приложение

3

4

4

5

6


10

10

13

14



ВВЕДЕНИЕ

По данным междунаpодного антинаpкотического центpа в Hью-Йоpке количество наркоманов на земном шаре приблизилось к миллиарду человек. В России, только по официальным данным, насчитывается около 3 млн. больных наркоманией [4].

Проблема наркомании в настоящее время перестала быть чисто медицинской, а фактически стала общенациональной бедой. Проблема наркомании в основном молодежная. Необходимо отметить, что прием наркотиков нередко сопровождается преступностью. Сегодня молодому человеку могут предложить наркотики в школе, в институте, во дворе и на дискотеке. Наиболее опасным последствием приема наркотиков является быстрое привыкание и развитие наркотической зависимости [1].

Поэтому проблема осведомленности молодежи о вреде наркотических веществ актуальна в настоящее время.

^ Цель работы: оценка уровня осведомленности старшеклассников гимназии № 6 г. Архангельска о вреде наркотических веществ.

Задачи:

  1. Выяснить уровень знаний учащихся 10-11 классов МОУ «Общеобразовательная гимназия №6 г. Архангельска» о вреде наркотических препаратов.

  2. Выявить актуальность и важность проведения профилактики употребления наркотических средств среди учащихся.




  1. Обзор литературы

    1. НАРКОМАНИЯ (развитие болезни).

Исходя из определения, данного Всемирной организацией здравоохранения, наркотиком следует считать любое вещество (имеющее или не имеющее законного применения в медицине), которое является предметом злоупотребления в других целях, кроме медицинских [4].

К наркотикам те или иные вещества относят обычно по следующим критериям:

- способность вызывать эйфорию (приподнятое настроение) или, по крайней мере, приятные субъективные переживания;

- способность вызывать зависимость (психическую и/или физическую), то есть желание снова и снова использовать наркотик;

- существенный вред, приносимый психическому и/или физическому здоровью регулярно употребляющего их;

- возможность широкого распространения этих веществ среди населения [1].

Наркомания – это заболевание, которое развивается при злоупотреблении наркотическими веществами, выражается в патологическом влечении к этим веществам, с возрастающим неконтролируемом злоупотреблении ими, абстинентном синдроме, социальном снижении [3].

Возможно пристрастие к одному наркотическому веществу – мононаркомания (героинизм, кодеинизм, кокаинизм, морфинизм и др.) или к их сочетанию – полинаркомания (нередко к сочетанию какого-либо наркотика и алкоголя). Один из признаков наркомании – неудержимое влечение к эйфории, достигаемой посредством приёма наркотического вещества. Способность к эйфорическим ощущениям с развитием болезни снижается. При наркомании жизнедеятельность организма поддерживается на определённом уровне только при условии постоянного приёма наркотического вещества; это ведёт к глубокому истощению физических и химических функций. Резкое прекращение приёма наркотиков вызывает нарушение многих функций организма – абстиненцию. При регулярном приёме необходимой дозы наркотика состояние больного благополучно лишь по сравнению с абстинентным синдромом. Неврологические изменения разнообразны: от трофических расстройств до (в зависимости от формы наркомании) тремора, местных и общих судорог, с потерей сознания, периферических невритов, параличей и т.д. Достоверный диагноз ставят в психиатрическом (наркологическом) стационаре на основании абстинентного синдрома, специфического для каждой формы наркомании, проявления патологического влечении к наркотикам, характерных изменениях поведения [3].

Лечение проводится в специализированных психиатрических (наркологических) стационарах длительным курсом не менее 2 месяцев. При злостном уклонении от лечения больных через суд направляют на принудительное лечение.

Прогноз плохой. Без лечения болезнь длится до 10 лет. При прогрессирующем истощении, психическом и социальном снижении смерть наступает вследствие передозировки наркотика, самоубийства, несчастного случая, осложнений тяжёлой абстиненции. Улучшает прогноз лечение, курсы которого необходимо повторять 1-2 раза в год. Повторное лечение отдаляет рецидив [3].

    1. ^ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.

По классическому делению, pазpаботанному специалистами Всемиpного общества здpавоохpанения, все наpкотики и их действия делятся на следующие гpуппы.

1) Седативные яды, успокаивающие психическую деятельность. Они сокpащают вплоть до полного устpанения функции возбудимости и воспpиятия, вводя человека в заблуждение. Эти вещества (опиум и его алкалоиды, моpфий, кодеин, кока и кокаин) изменяют мозговые функции и отнесены к категоpии Euforica.

2) Галлюциногенные сpедства, пpедставленные большим числом веществ pастительного пpоисхождения, очень pазные по своему химическому составу (мескалин из кактуса, индийская конопля, гашиш и пpочие тpопеиновые pастения). Они вызывают цеpебpальные возбуждения, выpажающиеся в дефоpмации ощущений, галлюцинациях, искажении воспpиятий, видениях, и поэтому их относят к категоpии Fantastica.

3) Вещества, получаемые путем химического синтеза, вызывающие сначала цеpебpальные возбуждения, а затем глубокую депpессию. К таким сpедствам пpичисляются: алкоголь, эфиp, хлоpофоpм, бензин. Эта категоpия Inebrantia.

4) Категоpия Hypnotica, куда входят яды сна: хлоpал, баpбитуpаты, сульфоpол, кава-кава и дp.)

5) Excitantia. Здесь пpеобладают pастительные вещества, возбуждающие мозговую деятельность без немедленного влияния на психику; сила воздействия на pазных лиц бывает pазной. Сюда входят pастения, содеpжащие кофеин, табак, бетель и дpугие [4,5].

^ 1.3. ОБЗОР НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ НАРКОТИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

1. МАРИХУАНА - CANNABIS SATIVA (КАННАБИС) - повсеместно распространенная дикорастущая конопля, с давних пор, благодаря психоактивным свойствам, используемая для лечения, а также для достижения особого экстатического состояния как эйфоригенное и галлюциногенное средство.


Марихуана – высушенная и измельченная верхняя часть растения с листьями и цветками, содержание в которых активных веществ наиболее высоко. Содержание психоактивных веществ в марихуане доходит до 13-15% (ранее эти величины были значительно ниже 0,5-11%).

Гашиш – смола, производимая каннабисом в определенный период вегетации, зеленого, темно-коричневого или черного цвета. Содержание основного психоактивного вещества (ТГК), обычно около 2%, но может достигать и 9-10%.

^ Гашишное масло концентрированный темный жидкий и вязкий по консистенции экстракт растительного материала или смолы каннабиса с содержанием психоактивных веществ (ТГК) от 10 до 30-60%.

Марихуана влияет на мыслительные способности, способность к пониманию, абстрактному мышлению, обучению и на ближнюю память. В зависимости от силы средства и восприимчивости потребителя она может вызвать состояние паники, беспокойство и токсические психозы. Долговременное потребление может привести к структурным и функциональным изменениям. Использование марихуаны вызывает усиленное сердцебиение, учащение пульса и повышение кровяного давления. Курение снижает содержание тестостерона, основного мужского гормона. В тяжелых случаях наблюдается уменьшение числа сперматозоидов, их подвижности и увеличение числа анормальных клеток в сперме. Составляющие данного наркотика накапливаются в женских репродуктивных органах, что может привести к нарушениям овуляции и уменьшению плодовитости. Каннабиноиды могут оказывать токсическое действие на развитие плода, вызывая отклонения при вынашивании, тяжелое протекание родов и раннюю смерть младенцев. Так называемый "фетальный синдром марихуаны", характеризующийся снижением веса рожденных детей и отклонениями развития, наблюдается в 5 раз чаще, чем "фетальный алкогольный синдром". Вместе с молоком матери каннабиноиды переходят в детский организм при кормлении [5,6].

2. ОПИАТЫ (морфин, героин, кодеин...) - вещества, извлекаемые из опия, среди которых наиболее важны морфин (ПРИЛОЖЕНИЕ, рис.1), кодеин (ПРИЛОЖЕНИЕ, рис.2), папаверин — широко применяемые в качестве лекарственных средств, и тебаин — используемый в основном в медицинской промышленности для получения лекарств, а также синтезированные производные морфина, которые относят к полусинтетическим опиатам и среди которых наиболее известен за свои наркотические свойства героин. Вещества, отличающиеся по структуре от структуры морфина, но действующие по сходному механизму (через опиоидные рецепторы) относят к опиоидам. Источником опия является опийный мак Papaver somniferum. Из всего объема выращиваемого опия только четверть используется для медицинских целей.[2,5]

Героин (Smack, Junk, Horse, Stuff) - наиболее опасный, «тяжелый» наркотик. Производится из морфина (или любого морфин-содержащего сырья: морфина-сырца, экстракционного опия, экстракта маковой соломы) по реакции ацетилирования с образованием активного действующего компонента — диацетилморфина (ДАМ). Чистый героин — белый порошок с горьким вкусом.

Вещества из сырья (экстракты маковой соломы и опия, морфин различной степени очистки) содержат алкалоиды, не подвергающиеся ацетилированию, и ацетилированные алкалоиды, среди которых основной — ацетилкодеин. Из компонентов, не являющихся алкалоидами, в «героине-сырце», или «грязном героине» (crud heroin) может присутствовать компонент опия меконин, который также может образоваться при восстановительном разложении наркотина. Опасность длительного употребления опиатов состоит в быстром развитии пристрастия, психической и физической зависимости [2,5].

3. ЛСД - чрезвычайно сильный галлюциноген, который получают из лизергиновой кислоты, вещества, в свою очередь, добываемого из спорыньи (ergot fungus), растущей на ржи. По химической структуре ЛСД - аналог серотонина. Известно, что ЛСД является сильным антагонистом 5-НТ2-рецепторов, однако полностью механизм его действия еще не изучен.


Вызываемые ЛСД психологические и психические нарушения ведут не только к асоциальному поведению, но и провоцируют действия и поступки, ведущие к причинению вреда непосредственно для личности и даже к смерти [5].

4. КОКАИН (ПРИЛОЖЕНИЕ, рис.3). Употребление кокаина вызывает в организме много осложнений. Кокаин ведет к поражению сосудов всего тела: расслоению аорты и тромбофлебиту. Но больше всего страдает сердце. Частые осложнения - инфаркт миокарда и ишемическая болезнь, причиной которых является спазм кровеносных сосудов мозга, вызываемый непосредственно кокаином. Употребление кокаина сопровождают различного рода аритмии, которые являются наиболее часто встречающимися причинами смерти при применении кокаина. Осложнения возникают и в системе дыхания при курении кокаина и связаны они с воспалениями, инфекциями и повреждением сосудов легких. Возникает острая почечная недостаточность, желудочно-кишечные осложнения ведут к кишечной ишемии, гастриту, колиту. Кокаин вызывает множество отоларингологических изменений, таких как язвы на деснах и эрозия эмали зубов [5].


  1. ^ ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом нашего исследования явились учащиеся старших классов гимназии №6 г. Архангельска, которым в декабре 2008 года было предложено заполнить анкету (ПРИЛОЖЕНИЕ). В анкете предлагалось ответить на 6 вопросов, где нужно выбрать один или несколько правильных ответов.

Затем, заполненные анкеты обрабатывались, а результаты заносились в таблицы, на основании которых были построены диаграммы и проведен анализ.


  1. ^ ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ

В анкетировании приняло участие 124 человека (юноши и девушки) – ученики 10-11 классов гимназии № 6 г.Архангельска в возрасте от 15 до 17 лет. Учащиеся ответили на вопросы предложенной нами анкеты, для определения уровня их знаний по теме «Наркомания».

На первый вопрос «Пробовали ли Вы наркотики?» 4,8% респондентов ответили утвердительно. При этом варианты «в школе», «дома» и «в компании друзей» отметило 66,6%, и 20% выбрало вариант «на улице». Один из обследованных указал возраст 10 лет, остальные – 15 лет.

На вопрос об основных признаках наркотических веществ, количество старшеклассников, выбравших правильные варианты ответов, распределились следующим образом. Наибольшее количество школьников (82,3%) считают, что наркотические средства формируют зависимость, 67,8% - употребление наркотиков наносит вред здоровью. Более половины опрошенных (55,6%) знают, что наркотические средства занесены в реестр веществ, запрещенных к употреблению, а 42,7% - что наркотические средства вызывают эйфорию (Таблица).


Таблица

Количество правильных ответов старшеклассников на вопрос об основных признаках наркотических веществ

Признак наркотического вещества

Правильные ответы

Вызывает эйфорию

42,7%

Формирует зависимость

82,3%

Употребление наносит вред здоровью

67,8%

Занесено в реестр наркотических средств, запрещённых к употреблению

55,6%


Наиболее распространённой ошибкой учащихся оказался выбор утверждения о том, что основным признаком наркотических веществ является то, что при передозировке они вызывают смерть. Этот вариант выбрали 43,5% опрошенных.

Количество учащихся, допустивших в этом вопросе менее двух ошибок, составило 33,1%. При этом 80,5% учащихся считает, что наркомания – это болезнь; 11,9% - что это вредная привычка и 7,6% - что это преступление (ПРИЛОЖЕНИЕ, диаграмма 1).

На третий вопрос анкеты «По каким признакам можно определить, что у человека абстинентный синдром (ломка)?» 9,2% выбрали вариант ответа А (повышенная температура, слабость, хрипы в лёгких, кашель и головная боль); 80,8% выбрали вариант Б (беспокойство, нервозность, боли в мышцах и костях, бессонница); 10% учащихся выбрали вариант В (приподнятое настроение, беспричинный смех, выраженная активность: желание бегать, прыгать, танцевать) (ПРИЛОЖЕНИЕ, диаграмма 2.)

Результаты ответов на вопрос «Российским законодательством в уголовном порядке наказывается», стали следующими: 38,7% - употребление; 87,9% - изготовление; 18,5% - хищение либо вымогательство наркотических средств. При этом только 4% учащихся выбрали пункт - изготовление и хищение.

Большинство старшеклассников (85,5% учеников) знает, что психическая зависимость труднее поддаётся лечению, чем физическая. (ПРИЛОЖЕНИЕ, диаграмма 3.)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся 10-11 классов гимназии №6 г. Архангельска достаточно хорошо осведомлены в данной проблеме.

На основании проведённого исследования выяснено, что:

1. Большинство участников анкетирования выбрало правильные варианты ответов на предложенные вопросы. Однако остаются заблуждения в вопросах, которые подразумевают несколько правильных ответов.

2. Полученные данные указывают на актуальность и важность проведения профилактики употребления наркотических средств в молодёжной среде. Её целью должно являться донесение до информации о развитии социально-значимых заболеваний, факторах риска, способах поддержания здорового образа жизни, а также помощь молодёжи в формировании навыков позитивного мышления и конструктивного решения проблем.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Веселовская Н.В., Коваленко А.Е., Папазов И.П., Галузин К.А., Москаль И.В., Шибанова Н.И. Наркотики. Свойства, действие, фармакокинетика, метаболизм. Издательский дом «Нарконет», 2002. - 232 с.

  2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. В 2х частях.-12-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 1993.- 688 с.

  3. Справочник практического врача/ Под редакцией проф. А.И. Воробьёва. Издание 2-е, стереотипное. М.: Медицина, 1983.

  4. www.refine.com.ru

  5. www.narkotiki.ru

  6. www.domtest.ru


ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА

Уважаемый учащийся! Просим Вас заполнить предложенную анкету.

Возраст___Пол М/Ж Подчеркните ответ:

1. Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотики? «Да» «Нет»

2. Если ответ «Да», то:

- в каком возрасте Вы пробовали наркотики?___

-где Вы пробовали наркотики: дома школе

на дискотеке на улице

в компании друзей в другом месте

^ Выберите и пометьте правильный ответ (один или несколько).

1. Отметьте основные признаки, по которым то или иное вещество можно отнести к разряду наркотических?

а) передозировка вызывает смерть;

б) вызывает эйфорию;

в) формирует зависимость

г) употребление наносит вред здоровью;

д) усиливает обмен веществ;

е) занесено в реестр наркотических средств, запрещённых к употреблению.

2.Наркомания – это: а) преступление; б) вредная привычка; в) болезнь.


3. По каким признакам можно определить, что у человека абстинентный синдром, «ломка»?

а) повышенная температура, слабость, хрипы в лёгких, кашель, головная боль;

б) беспокойство, нервозность, боли в мышцах и костях, бессонница;

в) приподнятое настроение, беспричинный смех, выраженная активность: желание бегать, прыгать, танцевать, ощущение всемирной гармонии и собственного всемогущества.


4. Какая зависимость труднее всего поддаётся лечению?

а) психическая б) физическая


5. Российским законодательством в уголовном порядке наказывается:

а) употребление наркотиков; б) изготовление наркотиков;

в) хищение либо вымогательство наркотических средств.


6. По каким признакам можно достоверно определить, что человек употребляет наркотики?

а) всегда длинные рукава одежды, независимо от погоды или обстановки;

б) результаты анализов свидетельствуют о наличии наркотика в крови, моче;

в) следы уколов: маленькие красные точки по ходу вен;

г) невнятная, «растянутая» речь или неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя;

д) странные «посторонние» запахи от волос и одежды;

е) бессонница, повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью;

ж) возвращение с прогулки, вечеринки в странном состоянии.


^ БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!


Рис.1. Химическое строение молекулы морфина


Рис.2. Химическое строение молекулы кодеина





Рис.3. Химическое строение молекулы кокаина





Диаграмма 1. Распределение ответов на вопрос «Наркомания – это…»





Диаграмма 2. Распределение вариантов ответов на вопрос «По каким признакам можно определить, что у человека абстинентный синдром (ломка)?»

а) повышенная температура, слабость, хрипы в лёгких, кашель, головная боль;

б) беспокойство, нервозность, боли в мышцах и костях, бессонница;

в) приподнятое настроение, беспричинный смех, выраженная активность: желание бегать, прыгать, танцевать, ощущение всемирной гармонии и собственного всемогущества


Диаграмма 3. Распределение вариантов ответов на вопрос «Какая зависимость труднее всего поддаётся лечению?»


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости Оценка уровня осведомленности старшеклассников гимназии №6 icon Конкурс Научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости

Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости Оценка уровня осведомленности старшеклассников гимназии №6 icon Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости исторические предпосылки

Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости Оценка уровня осведомленности старшеклассников гимназии №6 icon Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости дети из неблагополучных семей

Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости Оценка уровня осведомленности старшеклассников гимназии №6 icon Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости «Алкоголь и его влияние на

Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости Оценка уровня осведомленности старшеклассников гимназии №6 icon Курс 2 Специальность: бакалавр экономики Адрес
«ежегодная Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и...
Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости Оценка уровня осведомленности старшеклассников гимназии №6 icon Всероссийский конкурс научных работ бакалавров и магистрантов по направлению «биосовместимые материалы

Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости Оценка уровня осведомленности старшеклассников гимназии №6 icon Тема: Тестовый контроль исходного уровня знаний. Обсуждение студенческих санпросветпроектов

Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости Оценка уровня осведомленности старшеклассников гимназии №6 icon Сборник научных работ студентов и молодых ученых ягма, Ярославль 2008
Уважаемые коллеги! В ярославской государственной медицинской академии ежегодно проводиится итоговая...
Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости Оценка уровня осведомленности старшеклассников гимназии №6 icon Конкурс «Реши кроссворд». III конкурс «Угадай орган». IV конкурс «Конкурс на развитие памяти». V

Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости Оценка уровня осведомленности старшеклассников гимназии №6 icon Конкурс «Реши кроссворд». III конкурс «Угадай орган». IV конкурс «Конкурс на развитие памяти». V

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы