|
Скачать 128.27 Kb.
|
ФИЛИАЛ НОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В Г. БРЯНСКЕ ___________________________________________________________ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ Сизаева В.Э. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу «Клиника интеллектуальных нарушений» Для студентов, обучающихся по специальности №050715.65 "Логопедия" Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики филиала НОУ ВПО «МПСУ» в г. Брянске Протокол №_____от_______________20 г. Заведующий кафедрой Социальной психологии и коррекционной педагогики Артамошина Ю.В. Брянск 2011 ^ Важность курса “Клиника интеллектуальных нарушений” обусловлена тем, что в настоящее время увеличилась частота встречаемости детей с аномалиями развития, характеризующихся интеллектуальной недостаточностью. В связи с этим вопросы, изучаемые в этом курсе являются крайне актуальными. Студентам, как будущим специалистам, изучение вопросов, рассматриваемых в программе дисциплины «Клиника интеллектуальных нарушений», имеет особую практическую значимость. Курс знакомит слушателей с причинами возникновения и факторами, способствующими развитию интеллектуальной недостаточности. Курс ориентирован на ознакомление слушателей с патогенезом, основными формами умственной недостаточности, их характеристикой, общими принципами диагностики и дифдиагностики, принципами лечения, методами воспитания и обучения, профилактике и социально-психологическая адаптация детей с интеллектуальными нарушениями. Изучение дисциплины «Клиника интеллектуальных нарушений» проходит в форме лекций, занятий и самостоятельной работы студентов, включающая знакомство со специальной литературой. Требования государственного стандарта Психопатология и дефектология, их связь в медико-педагогическом комплексе. Медико-генетическое консультирование. Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности. Генетические и хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных расстройств. Дизонтогенеза. Влияние вредных различных факторов на развивающийся плод в период внутриутробного развития (инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы). Алкогольный сидром плода, влияние алкоголизма родителей на потомство. Последствия родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии новорожденных, как одна из причин интеллектуальной недостаточности. Характеристика степеней умственной отсталости. Раннее выявление детей с психофизическими и эмоциональными отклонениями в развитии. Задержка психического развития, причины возникновения и характеристика особенностей. Лечебные и педагогические консультирование детей с отклонениями в развитии. Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии. Тематический план курса
Содержание курса ^ Психопатология: определение, цель, задачи, объект и предмет исследования. Интеллектуальные нарушения: определение, актуальность проблемы в настоящее время. Взаимосвязь дисциплин медико-биологического цикла (психопатология, дефектология, невропатология, генетика, педагогика и др.), изучающих вопросы клиники интеллектуальных нарушений. ^ Основные методы изучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Необходимость комплексного медико-психолого-педагогического подхода к изучению детей с интеллектуальными нарушениями. Методики качественного и количественного изучения интеллекта. Деонтологические аспекты. ^ Понятие о дизонтогенезе. Анатомо-физиологические и психологические основы возникновения психопатологических нарушений в детском возрасте. Этиология и патогенез интеллектуальных нарушений. Экзогенные и эндогенные факторы. Взаимосвязь продолжительности воздействия вредного фактора и возраста организма на формирование интеллектуальных нарушений. ^ Умственная отсталость: определение, классификация. Олигофрения и деменция. Олигофрения: определение, макро- и микроскопические особенности структуры мозга, степени (дебильность, имбецильность, идиотия). Раннее выявление детей с психофизическим и эмоциональным отклонением в развитии. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности: определение, виды, отставание развития школьных навыков (чтения, письма, счета). ^ Хромосомные и генные мутации в основе клиники интеллектуальных нарушений. Наследственные заболевания: определение, классификация, характеристика отдельных форм с интеллектуальной недостаточностью. Интеллектуальная недостаточность при эпилепсии, шизофрении. ^ периоды Экзогенные факторы, их роль в развитии интеллектуальной недостаточности. Инфекция (коревая краснуха, сифилис, токсоплазмоз, цитомегалия, герпес и др.). Интоксикация (алкоголь, наркотики, лекарства и др.). Алкогольный синдром плода, влияние алкоголизма родителей на потомство. Патологические состояния матери (нефропатия, гипертония, сахарный диабет, тиреотоксикоз, резус-конфликт и др.). Травмы (родовая черепно-мозговая травма, травмы различного генеза). Гипоксия (асфиксия новорожденного, гипоксии различного генеза). Ионизирующие и радиационные излучения. Гидроцефалия. Микроцефалия. Детский церебральный паралич. ^ Задержка психического развития: определение, причины возникновения, клиническая характеристика. Задержка психического развития при глухоте, тугоухости, снижении зрения, недоразвитии речи. Психогенная задержка психического развития. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации (микросоциальная педагогическая запущенность). ^ Основные мероприятия по профилактике интеллектуальных нарушений. Медико-генетическое консультирование. Медико-психолого-педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии. Психопрофилактика и психогигиена в работе с детьми, имеющих интеллектуальные нарушения. ^ работы у детей с интеллектуальной недостаточностью Общие принципы лечебно-коррекционной работы у детей с интеллектуальными нарушениями. Трудотерапия и ее значение в общем комплексе лечебных мероприятий. Использование психотерапии в практике интеллектуальных нарушений. Основные принципы социальной реабилитации больных. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии. Литература Основная литература:
Дополнительная литература:
Вопросы к экзамену
Автор-составитель: доктор медицинских наук, доцент Е.Н. Стратиенко |