|
Скачать 84.32 Kb.
|
Содержание
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины3. Объём дисциплины и виды учебной работы Содержание дисциплины Всего часов Содержание разделов дисциплины |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ТГПУ ______________________________ «____»_______________ 2008 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.10, ДПП.ДС.02 КЛИНИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ Томск - 2008
В соответствии с Государственным образовательным стандартом курс «Клиника интеллектуальных нарушений» входит в учебный план для специальности 031800 «Логопедия». Цель этого курса – ознакомление студентов с медицинскими аспектами интеллектуальных нарушений у детей. Учитель-логопед должен хорошо представлять этиологию и патогенез, особенности психического и соматического развития детей с нарушениями интеллекта, так как именно эти особенности определяют направления и методику коррекционно-воспитательной работы.
В результате изучения дисциплины студент должен: - знать этиологию, патогенез и клинику различных форм интеллектуальной недостаточности; - иметь представление о клинической диагностике интеллектуальных нарушений; - ориентироваться в структуре образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии. ^
Раздел 1. Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности Психопатология и дефектология, их связь в медико-педагогическом комплексе. Дизонтогенез. Пренатальные патогенные факторы. Влияние вредных факторов на развивающийся плод (инфекции, интоксикации, механические травмы, психотравмы, гипоксия и другие). Алкогольный синдром плода, влияние алкоголизма родителей на потомство, проблема «пьяного зачатия», врождённый алкоголизм. Интранатальные патогенные факторы (родовые черепно0мозговые травмы, асфиксии новорождённых, как причины интеллектуальной недостаточности). Постнатальные патогенные факторы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, психотравмирующие воздействия, соматогенные факторы). Генетические и хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений. Патогенетические закономерности формирования различных форм интеллектуальной недостаточности. Раздел 2. Клиническая картина умственной отсталости Классификация клинических форм умственной отсталости. Клиника соматических нарушений при умственной отсталости. Клинические аспекты нарушений познавательной сферы и эмоционально-волевых отклонений в развитии. Ранняя клиническая диагностика умственной отсталости. Генетически обусловленные формы умственной отсталости. Дифференциальный диагноз различных клинических форм умственной отсталости и сходных с ними состояний. Раздел 3. Клиническая картина задержки психического развития Классификация задержки психического развития. Клиника нарушений в различных сферах развития детей с задержкой психического развития. Вопросы дифференциальной диагностики задержки психического развития. Значение раннего выявления детей с психофизическими и эмоциональными отклонениями в развитии. Раздел 4. Организация лечебно-педагогической помощи детям с нарушениями интеллекта Медико-генетическое консультирование. Медицинский прогноз. Вопросы реабилитации умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития. Медико-психолого-педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии. Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития. Специальные образовательные учреждения для детей с интеллектуальными нарушениями.
Лабораторный практикум не предусмотрен.
а) основная литература: 1.Мастюкова, Е. Г. Основы генетики : Учебное пособие для вузов / Е.Г. Мастюкова. – М. : Владос, 2005. – 367 с. б) дополнительная литература: 1. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст : советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии) / Е. М. Мастюкова. – М. : Владос, 1997. – 304 с. 2. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты : методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко. – М. : Владос, 1999. – 136 с. 3. Ковалёв, В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков / В. В. Ковалёв. – М. : Медицина, 1995. 4. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. – М. : Академия, 2002. – 272 с. 5. Пузанов, Б. П. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в разывитии / Б. П. Пузанов, В. И. Селивёрстов, С. Н. Шаховцева, Ю. А. Костилкова. – М. : АСАДЕМА, 1999. 6. Мутовин, Г. Р. Основы клинической генетики : учебное пособие для медицинских и биологических специальностей вузов / Г. Р. Мутовин. – М. : Высшая школа, 2001. – 234 с. 7. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и психопатологии : учебное пособие для специализированных факультетов по переподготовке работников народного образования / В. М. Астапов. – М. : Международная Педагогическая академия, 1994. – 214 с. 8. Хандорина, Е. К. Основы медицинской генетики : учебное пособие / Е. К. Хандорина. – М. : Форум, 2004. – 169 с. 9. Равич-Щербо, И. В. Психогенетика : учебник для вузов / И. В. Равич - Щербо – М. : Аспект Пресс, 2003. – 445 с.
По всем темам программы имеется демонстрационные материал: цифровые фотографии и видеофильмы.
Практические занятия рекомендуется по возможности проводить на базе образовательных учреждений для детей с нарушениями интеллекта, возможно использование докладов, рефератов по тематике курса с привлечением компьютерных технологий, просмотром видеофильмов с соответствующим анализом увиденного и услышанного на занятии. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специальности 031800 «Логопедия» и 031200 (050708.65) «Педагогика и методика начального обучения» Программу составил: Легостин С.А. - к.м.н., доцент кафедры медико-биологических дисциплин института профессиональной подготовки Томского государственного педагогического университета. Подпись автора ________________ (Легостин С.А.) Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры МБД ИПП ТГПУ протокол № от « 1 » 29 августа 2008 года Подпись зав. кафедрой МБД ИПП ТГПУ, профессор __________________( С.В. Низкодубова) Программа дисциплины одобрена методической комиссией ИПП ТГПУ. Подпись председателя Методической комиссии ИПП ТГПУ________________ ( Каюмова Е.А. ) |