Программа дисциплины Использование специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста icon

Программа дисциплины Использование специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста





Скачать 417.72 Kb.
Название Программа дисциплины Использование специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста
Нестеров А. В
Дата конвертации 29.03.2013
Размер 417.72 Kb.
Тип Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет права


Программа дисциплины


Использование специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста




для направления 030900 «Юриспруденция» подготовки магистра, для магистерской программы «Юрист в правосудии и правоохранительной деятельности».


Автор программы: Нестеров А. В. д.ю.н., профессор, [email protected]


Одобрена на заседании кафедры судебной власти и организации правосудия «09»февраля 2012 г

Зав. кафедрой Морщакова Т. Г.


Рекомендована секцией УМС факультета права «21»февраля 2012 г

Председатель Шаталов А. С.


Утверждена УС факультета права «20»_марта 2012 г.

Ученый секретарь Маркунцов С.А.


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

^

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900 «Юриспруденция» подготовки магистра, обучающихся по магистерской программе «Юрист в правосудии и правоохранительной деятельности», изучающих дисциплину «Использование специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста».

Программа разработана в соответствии с:

- ФГОС по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»),

- концепцией магистерской программы «Юрист в правосудии и правоохранительной деятельности»,

- методическими рекомендациями НИУ ВШЭ по составлению программ дисциплин,

- рабочим учебным планом факультета права НИУ ВШЭ, утвержденным в 2011 г.
^

2Цели освоения дисциплины


Задача курса состоит в изучении слушателями основ судебной медицины и судебной психиатрии, а также возможностей использования специальных медицинских и психиатрических знаний в судопроизводстве и правоохранительной деятельности по гражданским и уголовным делам.

Целью изучения данного курса является приобретение знаний о системе и организации судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, их возможностях, о правах и обязанностях судебных экспертов и др.

Курс предполагает усвоение особенностей назначения и проведения указанных судебных экспертиз, оценки их результатов.

В ходе изучения будут рассмотрены возможности судебно-медицинской экспертизы основных объектов исследований – трупов, живых лиц, вещественных доказательств, с целью установления причинно-следственных связей воздействующих на человека факторов, влекущих смерть, расстройство здоровья, утрату трудоспособности и др., а также решения ряда других вопросов: идентификации орудия преступления, определение давности нанесения телесных повреждений и других.

Особое место в курсе занимает изучение трех составляющих судебной психиатрии: судебно-психиатрической экспертизы, мер по предупреждению общественно-опасных деяний психически больных лиц и основ пенитенциарной психиатрии. Предполагается также знакомство с теорией и практикой применения законодательства, касающегося защиты прав лиц, страдающих психическими расстройствами, в том числе регулирующего отношения, связанные с недобровольной госпитализацией в психиатрический стационар, с проведением освидетельствования психиатром и т.д.

^

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать российское законодательство, регулирующее применение специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста;

  • уметь использовать полученные знания на практике и на зачете по дисциплине;

  • обладать навыками работы с нормативно-правовыми актами, научной литературой и аналитическими материалами.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурные компетенции

ОК-1

осознает социальную значимость своей будущей профессии; обладает достаточным уровнем профессионального правосознания

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

ОК-2

добросовестно исполняет профессиональные обязанности, соблюдает принципы этики юриста

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-2

применяет нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывает нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа



^

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к специальным дисциплинам и блоку дисциплин (профессиональный цикл), обеспечивающих магистерскую подготовку для специализации 030900 Юриспруденция и является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

- криминалистики,

- уголовного процесса,

- гражданского процесса.

Для освоения дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетентностями:

  • знать основные нормы российского законодательства в области использования специальных знаний в деятельности юриста;

  • уметь анализировать судебно практику;

  • обладать навыками работы с научной литературой, аналитическими и статистическими материалами.

Основные положения дисциплины должны использоваться в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

- Пересмотр судебных актов в гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве,

- Развитие правоохранительной системы на современном этапе,

- Научно-исследовательский семинар «Актуальные проблемы реформы правоохранительной системы».


^

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Активные формы

Практические занятия

1

Раздел 1 Использования специальных знаний в деятельности юриста

54

12




12

30




Тема 1. Правовые основания использования специальных знаний в судопроизводстве

9

2




2

5




Тема 2. Основные положения общей теории судебной экспертизы

9

2




2

5




Тема 3. Назначение судебной экспертизы

9

2

Коллоквиум

2

5




Тема 4. Правовое положение эксперта, исследователя и специалиста

9

2




2

5




Тема 5. Процессуальные особенности проведения экспертиз

9

2




2

5




Тема 6. Использование результатов экспертизы

9

2




2

5

2

Раздел 2. Использование специальных медицинских знаний в деятельности юриста

38

8




6

24




Тема 7. Специальные медицинские знания в деятельности юриста

10

2




2

6




Тема 8. Судебно-медицинская экспертиза

10

2




2

6




Тема 9. Виды судебно-медицинских экспертиз

9

2




1

6




Тема 10. Использование специальных медицинских знаний в форме исследования и освидетельствования

9

2




1

6

3

Раздел 3. Использование специальных психиатрических знаний в деятельности юриста

38

8




6

24




Тема 11. Судебно-психиатрические знания в деятельности юриста

10

2




2

6




Тема 12. Судебно-психиатрическая экспертиза

10

2




2

6




Тема 13. Виды судебно-психиатрической экспертизы

9

2




1

6




Тема 14. Судебно-психологическая экспертиза

9

2




1

6




Тема Конференции. Проблемы использования специальных знаний в деятельности юриста

14

4

Конференция




10




Всего

144

32




24

88



^

6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры Регламент НИУ ВШЭ

1

2

3

4

Текущий


Контрольная работа







*




Письменная работа 60 минут на 7 неделе
















Эссе







*




Примерно 7 стр. на 6 неделе

Реферат
















Коллоквиум










*

На 4 неделе

Домашнее задание










*

Примерно от 10 стр. на 6 неделе

Итоговый

Зачет












*





Аттестация знаний, умений и приемов деятельности магистрантов осуществляется путем контрольной работы в конце 3 модуля и - зачета в конце 4 модуля, а также защитой курсовой работы, если магистрант выбрал тему по данной дисциплине.


^

6.1Критерии оценки знаний, навыков



Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценки по всем формам итогового контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Предусмотрена дистанционная поддержка при проведении отдельных форм текущего контроля на базе LMS (выдача заданий, проверка работ).

6.1.1. Критерии оценки контрольной работы


Количество баллов

Критерии оценки

10 баллов

на все вопросы даны правильные ответы.

9 баллов

правильные ответы даны на количество вопросов до 95%

8 баллов

правильные ответы даны на количество вопросов до 85%.

7 баллов

правильные ответы даны на количество вопросов до 75%

6 баллов

правильные ответы даны на количество вопросов до 65%.

5 баллов

правильные ответы даны на количество вопросов до 55% .

4 балла

правильные ответы даны на количество вопросов до 45% .

3 балла

правильные ответы даны на количество вопросов до 35%.

2 балла

правильные ответы даны на количество вопросов до 25%.

1 балл

правильные ответы даны менее чем на 25% вопросов.


6.1.2. Критерии оценки эссе и домашнего задания


Количество баллов

Критерии оценки

10 баллов

  • работа была сдана и принята на кафедре в установленные сроки;

  • содержание работы соответствует выбранной теме;

  • логически обоснована структура работы;

  • четко просматривается умение работать с профессиональной литературой – вычленять проблему из контекста, а также видно умение автора логически мыслить – строить логическую цепочку рассуждений, дающую возможность провести правильный анализ материала;

  • студентом верно, без искажения передан используемый авторский материал;

  • текст работы оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями (правильно оформлены сноски, правильно составлена библиография и т.д.).

9 баллов

  • работа соответствует вышеуказанным требованиям, но по работе были сделаны указания преподавателя, которые были устранены с одного раза.

8 баллов

  • работа соответствует вышеуказанным требованиям, но по работе были сделаны указания преподавателя, которые были устранены с двух раз.

7 баллов

  • работа была сдана и принята на кафедре в установленные сроки;

  • содержание работы соответствует выбранной теме;

  • структура работы не имеет четкой выраженности и логической обоснованности;

  • просматривается умение работать с профессиональной литературой – вычленять проблему из контекста, а также видно умение автора логически мыслить – строить логическую цепочку рассуждений, дающую возможность провести правильный анализ материала;

  • студентом верно, без искажения передан используемый авторский материал;

  • текст работы оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями (правильно оформлены сноски, правильно составлена библиография и т.д.).

6 баллов

  • работа соответствует вышеуказанным требованиям, но нарушаются установленные сроки принятия работы на кафедру;

5 баллов

  • работа соответствует вышеуказанным требованиям, но хотя содержание работы соответствует выбранной теме, при этом могут быть отступления от темы; мысли, уводящие от выбранной темы, и т.п.;




4 балла

  • работа соответствует вышеуказанным требованиям, но отсутствует мнение студента и переработка им используемого материала;

3 балла

  • работа соответствует вышеуказанным требованиям, но текст работы оформлен с нарушениями предъявляемых требований (неправильно оформлены сноски, неправильно составлена библиография и т.д.).

2 балла

  • работа подготовлена с использованием материала, содержащегося в одном или двух научных источниках, явно просматривается плагиат;

  • текст работы оформлен с нарушениями предъявляемых требований (неправильно оформлены сноски, неправильно составлена библиография и т.д.).

1 балл

  • работа подготовлена с использованием материала, содержащегося в одном научном источнике, - налицо явный плагиат;

  • текст работы оформлен с нарушениями предъявляемых требований (неправильно оформлены сноски, неправильно составлена библиография и т.д.), при этом наличие библиографии свидетельствует о недостоверности информации, содержащейся в работе.




  • 6.1.3. Критерии оценки ответа студента на зачете




  • Содержание ответа


Оценка по 10-балльной шкале



Знания по предмету полностью отсутствуют.



^ 1 – неудовлетворительно


Студент не знает до конца ни одного вопроса, путается в основных базовых понятиях, не в состоянии раскрыть содержание основных общетеоретических терминов дисциплины.



^ 2 – очень плохо

Знания имеют существенные пробелы и курс в целом не усвоен.



3 – плохо

Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако неполно. Логика ответов недостаточно хорошо выстроена. Пропущен ряд важных деталей или, напротив, в ответе затрагивались посторонние вопросы.



^ 4 – удовлетворительно

Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако ряд серьезных дефектов логики и содержания ответов не позволяет поставить хорошую оценку. Базовая терминология усвоена хорошо.



^ 5 – весьма удовлетворительно

Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. По знанию базовой терминологии замечаний нет.



^ 6 – хорошо

Вопросы раскрыты полно и правильно. Безупречное знание базовой терминологии. Однако отдельные дефекты логики и содержания ответов все же не позволяют оценить его на «отлично».



^ 7 – очень хорошо

Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Безупречное знание базовой терминологии, умение раскрыть содержание понятий.



^ 8 – почти отлично

На все вопросы даны правильные и точные ответы. Показано знакомство с проблемами применения специальных знаний в деятельности юриста. Безупречное знание базовой терминологии, умение раскрыть и прокомментировать содержание понятий.



^ 9 – отлично

Ответ отличает четкая логика и знание материала далеко за рамками обязательного курса. Точное понимание рамок каждого вопроса. Даны ссылки на первоисточники – монографии и статьи. Ответ отличает безупречное знание базовой терминологии, умение «развернуть» понятие в полноценный ответ по теме.



10 – блестяще



^

7Содержание дисциплины


Количество аудиторной работы по темам – 56 час.


    Раздел 1 Использования специальных знаний в деятельности юриста


Тема 1. Правовые основания использования специальных знаний в судопроизводстве


Объект и предмет изучения дисциплины. История возникновения использования специальных знаний в деятельности юриста. Судебно-медицинская экспертная служба России. Законодательство и нормативные правовые акты, регулирующие применение специальных знаний в деятельности юриста.


Вопросы по теме для самопроверки


1. Чем отличается объект от предмета изучения дисциплины?

2. Основные исторические вехи в развитии использования специальных знаний в деятельности юриста.

3. Структура судебно-медицинских экспертных структур.

4. Основные нормы законодательства, посвященного судебно-экспертной деятельности.

5. Основные положения нормативных правовых актов, регламентирующих


Тема 2. Основные положения общей теории судебной экспертизы применение специальных знаний в деятельности юриста.


Понятие общей теории судебной экспертизы. Принцип независимости эксперта. Принцип объективности, всесторонности и полноты экспертизы. Принцип достоверности, обоснованности и доказательности заключения эксперта. Основные понятия общей теории судебной экспертизы. Понятие специальных знаний. Разделение специальных и юридических знаний.


Вопросы по теме для самопроверки


6. Основные понятия теории судебной экспертизы.

7. В чем заключаются основные принципы экспертизы?

8. Виды специальных знаний.

9. Как разделяются специальные и юридические знания?

10. Что такое знания эксперта?


Тема 3. Назначение судебной экспертизы


Основные положения назначения судебной экспертизы. Поручение судебной экспертизы руководителем экспертной структуры. Повторная судебная экспертиза. Дополнительная судебная экспертиза. Комиссионная и комплексная судебная экспертиза. Инициатива в назначении экспертизы. Понятие независимой экспертизы.


Вопросы по теме для самопроверки


11. В каких случаях назначается судебная экспертиза?

12. Основания назначения судебной экспертизы.

13. Понятия повторной и дополнительной судебной экспертизы.

14. Чем отличается комплексная от комиссионной судебной экспертизы?

15. Особенности понятия независимой экспертизы.


Тема 4. Правовое положение эксперта, исследователя и специалиста


Понятие юридической роли судебного эксперта. Юридический статус судебного эксперта. Правовой режим судебного эксперта. Отличие юридической роли судебного эксперта от юридической роли специального исследователя. Отличие юридической роли судебного эксперта от юридической роли специалиста. Экспертная специальность и экспертная компетентность работника экспертной структуры.


Вопросы по теме для самопроверки


16. Что такое юридическая роль судебного эксперта?

17. Что такое юридический статус и режим судебного эксперта?

18. Чем отличается юридическое положение судебного эксперта от специального исследователя?

19. Имеет ли право лицо в юридической роли специалиста проводить исследования?

20. Что такое экспертная компетентность?


Тема 5. Процессуальные особенности проведения экспертиз


Вопросы по теме для самопроверки


21. Из каких этапов состоит производство судебной экспертизы?

22. Права, обязанности и ответственность эксперта.

23. В чем заключается особенность методик специального исследования в рамках судебной экспертизы?

24. В каких случаях эксперт не может выполнить экспертизу?

25. Как защищена независимость судебного эксперта?


Тема 6. Использование результатов экспертизы


Заключение эксперта как источник объективных доказательств. Выводы эксперта как объективные доказательства. Формальные требования к заключению эксперта. Проверка выводов заключения эксперта. Оценка выводов заключения эксперта.


Вопросы по теме для самопроверки


26. В чем заключаются требования к ответам на вопросы эксперту?

27. Как осуществляется проверка выводов в заключение эксперта?

28. Как осуществляется оценка выводов в заключение эксперта?

29. Являются ли экспертные доказательства обязательными?


Литература по разделу 1:


Основная литература


Нестеров А. В. Основы экспертной деятельности. – М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2009. – 167 с. (Главы 2, 3, 4, 7, 8, 10).


Основная литература по темам:


По теме 1 – Глава 2. По теме 2 – Глава 3. По теме 3 – Глава 8. По теме 4 – Глава 4. По теме 5 – Глава 7. По теме 6 – Глава 10.


Дополнительная литература:


1. Россинская Е. Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, уголовном процессе. – М.: Норма, 2011. – 772 с.

2. Корухов Ю.Г. Комментарий к Федеральному закону ¨О Государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации¨. – М.: Проспект, 2002. – 197 с.

3. Комиссарова Я. В. Концептуальные основы профессиональной деятельности эксперта в уголовном судопроизводстве. – М.: Юрлитинформ, 2010. - 240 с.


Раздел 2 Использование специальных медицинских знаний в деятельности юриста


Тема 7. Специальные медицинские знания в деятельности юриста


Цели и задачи использования специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста. Судебно-медицинская танатология. Судебно-медицинская травматология. Судебно-медицинская токсикология. Судебно-медицинская гистология. Судебно-медицинская биология. Судебно-медицинская цитология. Судебно-медицинская генетика.


Вопросы по теме для самопроверки


30. В чем заключаются цели и задачи использования специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста?

31. Что такое судебно-медицинская танатология?

32. Что такое судебно-медицинская травматология?

33. Что такое судебно-медицинская токсикология?

34. Что такое судебно-медицинская гистология и биология?

35. Что такое судебно-медицинская цитология и генетика?


Тема 8. Судебно-медицинская экспертиза


Процессуальные основы судебно-медицинской экспертизы. Организационные основы судебно-медицинской экспертизы. Ситуации, в которых применяются судебно-медицинские экспертизы. Судебно-медицинская экспертиза по уголовным и гражданским делам, делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников. Экспертные ошибки. Оценка заключения судебно-медицинского эксперта.


Вопросы по теме для самопроверки


36. Особенности процессуальных и организационных основ судебно-медицинской экспертизы.

37. Ситуации, в которых применяются судебно-медицинские экспертизы.

38. Судебно-медицинская экспертиза по уголовным и гражданским делам, делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников.

39. Что такое экспертные ошибки?

40. Оценка заключения судебно-медицинского эксперта.

Тема 9. Виды судебно-медицинских экспертиз


Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. Судебно-медицинская экспертиза трупов. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств. Судебно-медицинская экспертиза по материалам дела.


Вопросы по теме для самопроверки


41. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц.

42. Судебно-медицинская экспертиза трупов.

43. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств.

44. Судебно-медицинская экспертиза по материалам дела.


Тема 10. Использование специальных медицинских знаний в форме исследования и освидетельствования


Использование специальных медицинских знаний в форме исследования. Использование специальных медицинских знаний в форме освидетельствования. Участие врача в следственных действиях. Судебно-медицинская идентификация личности.


Вопросы по теме для самопроверки


45. В чем заключается использование специальных медицинских знаний в форме исследования?

46. Что такое использование специальных медицинских знаний в форме освидетельствования?

47. В чем проявляется участие врача в следственных действиях?

48. Судебно-медицинская идентификация личности.


Литература по разделу 2:


Основная литература


Ефимов А. А. Судебная медицина. Вузовский учебник, 2011. - 335 с.

Главы 1-14, 18.


Основная литература по темам:


По теме 7 – Глава 2-11. По теме 8 – Глава 1. По теме 9 – Глава 12-14. По теме 10 – Глава 18.


Дополнительная литература:


1. Российский центр судебно-медицинской экспертизы: страницы истории (к 75-летию со дня образования) // Под редакцией проф. В.А.Клевно. М., 2006. - 404 с.

2. Колкутин В. В. и др. Проблемные вопросы правового и организационного регулирования производства судебно-медицинских экспертиз или как избежать признания заключения эксперта недопустимым доказательством. – М.: РИОР, 2011. – 175 с.

3. Альшевский В.В. Судебно-медицинская экспертиза вреда здоровью в современном уголовном судопроизводстве (процессуальные аспекты, методические принципы и формально-логические алгоритмы). М.: 2006. – 176 с.

4. Волков В.Н., Латий А.В. Судебная медицина. М.: 2007.

5. Колкутин В. В., Соседко Ю. И. Процессуальное положение судебно - медицинской экспертизы. М.: 2006. - 68 с.

6. Колкутин В.В., Зосимов С.М., Пустовалов Л.В. и др. Судебные экспертизы. М.: 2006. - 288 с.

7. Крюков В.Н. Судебная медицина. Учебник юридических для вузов. М.: 2006. - 448 с.

8. Левин Д. Г. Судебная медицина. Конспект лекций. М.: 2007. – 160 c.

9. Попов В.Л., Бабахнян Р.В., Заславский Г.И. Курс лекций по судебной медицине. СПб.: 2006. - 400 c.

10. Пустозерова В.М. Правила производства судебно-медицинских экспертиз. М.: 2007. - 144 с.

11. Бокариус Н. С. Краткий курс судебной медицины. – Харьков: 1911. – 63 с.


Раздел 3 Использование специальных психиатрических знаний в деятельности юриста


Тема 11. Судебно-психиатрические знания в деятельности юриста


Предмет и задачи судебной психиатрии. Правовые основы судебной психиатрии. Понятие о психических заболеваниях. Основные симптомы и синдромы психических расстройств. Судебно-психиатрическая оценка отдельных психических заболеваний. Меры медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно опасные действия. Понятие, этиология и патогенез психических заболеваний. Понятие о симптомах и синдромах психических заболеваний. Рецепторные расстройства, нарушения ориентировки, восприятия, памяти у психически больных. Расстройства интеллекта и мышления. Расстройства эмоций. Расстройства инстинктов. Расстройства волевой деятельности и сознания. Шизофрения. Маниакально-депрессивный психоз. Эпилепсия. Психические расстройства вследствие приема алкоголя и наркотических веществ. Психопатии.


Вопросы по теме для самопроверки


49. Предмет и задачи судебной психиатрии. Правовые основы судебной психиатрии. Понятие о психических заболеваниях.

50. В чем заключаются основные симптомы и синдромы психических расстройств.

51. Судебно-психиатрическая оценка отдельных психических заболеваний.

52. Что такое этиология и патогенез психических заболеваний? Понятие о симптомах и синдромах психических заболеваний.

53. Рецепторные расстройства, нарушения ориентировки, восприятия, памяти у психически больных. Расстройства интеллекта и мышления. Расстройства эмоций. Расстройства инстинктов. Расстройства волевой деятельности и сознания.

54. Шизофрения. Маниакально-депрессивный психоз. Эпилепсия. Психические расстройства вследствие приема алкоголя и наркотических веществ. Психопатии.


Тема 12. Судебно-психиатрическая экспертиза


Основные положения судебно-психиатрической экспертизы. Процессуальные и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы. Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном процессе. Использование специальных психиатрических знаний в форме исследования и освидетельствования.


Вопросы по теме для самопроверки


55. В чем заключаются основные положения судебно-психиатрической экспертизы?

56. Процессуальные и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы. 57. Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном процессе.

58. Использование специальных психиатрических знаний в форме исследования и освидетельствования.


Тема 13. Виды судебно-психиатрической экспертизы


Обязательное назначение судебно-психиатрической экспертизы. Основания для назначения судебно-психиатрической экспертизы. Виды судебно-психиатрических экспертиз. Судебно-психиатрическая экспертиза в кабинете следователя. Амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза. Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза. Судебно-психиатрическая экспертиза в судебном заседании. Заочная судебно-психиатрическая, в том числе посмертная, экспертиза.


Вопросы по теме для самопроверки


59. В каких случаях необходимо обязательное назначение судебно-психиатрической экспертизы.

60. Основания для назначения судебно-психиатрической экспертизы.

61. Виды судебно-психиатрических экспертиз. Судебно-психиатрическая экспертиза в кабинете следователя. Амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза. Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза. Судебно-психиатрическая экспертиза в судебном заседании. Заочная судебно-психиатрическая, в том числе посмертная, экспертиза.


Тема 14. Судебно-психологическая экспертиза


Отличие судебно-психологической экспертизы от судебно-психиатрической экспертизы. Основные понятия судебной психологии. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. Границы компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве.


Вопросы по теме для самопроверки


62. В чем заключается отличие судебно-психологической экспертизы от судебно-психиатрической экспертизы?

63. Основные понятия судебной психологии.

64. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

65. Границы компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве.


Литература по разделу 3:


Основная литература:


1. Жариков Н. М. Судебная психиатрия. - М.: НОРМА, 2010. - 623 с.

2. Медицинская и судебная психология. Курс лекций / Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. М.: Генезис, 3-е изд., 2009. - 606 с.


Основная литература по темам:


По теме 11 – Л.1. Раздел 2. По теме 12 – Л. 1. Глава 3. По теме 13 – Л. 1. Глава 5, 8. По теме 14 – Л. 2. Глава 3.


Дополнительная литература:


1. Российский центр судебно-медицинской экспертизы: страницы истории (к 75-летию со дня образования) // Под редакцией проф. В.А.Клевно. М., 2006. - 404 с.

2. Судебная психиатрия: Курс лекций. М.: Юристъ, 1998. – 408 с.

3. Колоколов Г. Р. Курс лекций по судебной психиатрии Интернет-ресурс http://www.twirpx.com/file/427814/

4. Шостакович Б. В. Основы судебной психиатрии: учебное пособие для юристов. – М.: Изд. дом ГУ - ВШЭ, 2005. – 423 с.


8. Образовательные технологии


Предусмотрены следующие виды образовательных технологий в рамках проведения практических занятий и лекций:

  • Разбор конкретных ситуаций - «Как правильно оформить вопросы эксперту?».

  • Тренинг – Поиск процессуальных ошибок при назначении экспертизы и выборе эксперта.

  • Работа с базой данных Российской государственной библиотеки (авторефераты диссертаций).

  • Посещение Российского центра судебно-медицинской экспертизы.

  • Участие студентов в научной студенческой конференции на тему Проблемы использования специальных знаний в деятельности юриста.

  • Студенты, участвующие в научной работе, должны пользоваться Памяткой по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы, автор Нестеров А. В. (www.hse.ru).


^ 8.1. Методические указания студентам


Требования к докладу и презентации


Доклад


1. Объем – 5 стр. и более

2. Структура

Тема, Автор, Преподаватель

Постановка задачи

Аргументация

Выводы

Литература

3. Время доклада – примерно 15 - 20 мин


Слайды презентации


1. Объем – примерно 8 – 10 слайдов

2. Применение в докладе – примерно 1.5 – 2 минуты на слайд

3. Структура

Рисунки, схемы, структуры, диаграммы, текст

4. Оформление

Доклад в Ворде, поля 2 см. со всех сторон, отступ - 1.25, кегль – 14, интервал – 1.5.

Слайды в стандартном Пауэ Поинт 2007.

Текст доклада и слайды располагаются в папке с Фамилией докладчика.

^

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля



Примерные вопросы для контрольной работы


1. Основные нормы законодательства, посвященного судебно-экспертной деятельности.

2. Основные положения нормативных правовых актов, регламентирующих.

3. Основные понятия теории судебной экспертизы.

4. В чем заключаются основные принципы экспертизы?

5. Виды специальных знаний.

6. Как разделяются специальные и юридические знания?

7. Что такое знания эксперта?

8. В каких случаях назначается судебная экспертиза?

9. Основания назначения судебной экспертизы.

10. Понятия повторной и дополнительной судебной экспертизы.

11. Чем отличается комплексная от комиссионной судебной экспертизы?

12. Особенности понятия независимой экспертизы.

13. Что такое юридическая роль судебного эксперта?

14. Что такое юридический статус и режим судебного эксперта?

15. Чем отличается юридическое положение судебного эксперта от специального исследователя?

16. Имеет ли право лицо в юридической роли специалиста проводить исследования?

17. Что такое экспертная компетентность?

18. Из каких этапов состоит производство судебной экспертизы?

19. Права, обязанности и ответственность эксперта.

20. Как защищена независимость судебного эксперта?


Темы эссе, домашнего задания и курсовой работы


1. Применение судебно-медицинских знаний в юриспруденции

2. Судебно-медицинская танатология

3. Судебно-медицинская травматология

4. Судебно-медицинская токсикология

5. Судебно-медицинская гистология

6. Судебно-медицинская биология

7. Судебно-медицинская цитология

8. Судебно-медицинская генетика

9. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц

10. Применение судебно-психиатрических знаний юристами

11. Применение судебно-психологических знаний юристами

12. Правовое положение эксперта в уголовном процессе

13. Правовое положение эксперта в гражданском процессе

14. Правовое положение исследователя в уголовном процессе

15. Правовое положение специалиста в уголовном процессе

16. Правовое положение исследователя в оперативно розыскной деятельности

17. Сравнительно-правовое исследование правового положения эксперта в российском и зарубежном законодательстве

18. Проблемы правового регулирования судебной экспертизы

19. Законодательное регулирование судебно-экспертной деятельности

20. Правовая доктрина в области судебной экспертизы


Дополнительные темы для самостоятельной работы


1. Дополнение Компендиума по судебной экспертизе

2. Перевод публикаций по судебной экспертизе (английский язык) объемом примерно 15 стр.

3. Работа с системой дистанционного обучения LMS (изучение, создание модели и частичное заполнение)

^

8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины



Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу


1. Чем отличается объект от предмета изучения дисциплины?

2. Основные исторические вехи в развитии использования специальных знаний в деятельности юриста.

3. Структура судебно-медицинских экспертных структур.

4. Основные нормы законодательства, посвященного судебно-экспертной деятельности.

5. Основные положения нормативных правовых актов, регламентирующих.

6. Основные понятия теории судебной экспертизы.

7. В чем заключаются основные принципы экспертизы?

8. Виды специальных знаний.

9. Как разделяются специальные и юридические знания?

10. Что такое знания эксперта?

11. В каких случаях назначается судебная экспертиза?

12. Основания назначения судебной экспертизы.

13. Понятия повторной и дополнительной судебной экспертизы.

14. Чем отличается комплексная от комиссионной судебной экспертизы?

15. Особенности понятия независимой экспертизы.

16. Что такое юридическая роль судебного эксперта?

17. Что такое юридический статус и режим судебного эксперта?

18. Чем отличается юридическое положение судебного эксперта от специального исследователя?

19. Имеет ли право лицо в юридической роли специалиста проводить исследования?

20. Что такое экспертная компетентность?

21. Из каких этапов состоит производство судебной экспертизы?

22. Права, обязанности и ответственность эксперта.

23. В чем заключается особенность методик специального исследования в рамках судебной экспертизы?

24. В каких случаях эксперт не может выполнить экспертизу?

25. Как защищена независимость судебного эксперта?

26. В чем заключаются требования к ответам на вопросы эксперту?

27. Как осуществляется проверка выводов в заключение эксперта?

28. Как осуществляется оценка выводов в заключение эксперта?

29. Являются ли экспертные доказательства обязательными?

30. В чем заключаются цели и задачи использования специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста?

31. Что такое судебно-медицинская танатология?

32. Что такое судебно-медицинская травматология?

33. Что такое судебно-медицинская токсикология?

34. Что такое судебно-медицинская гистология и биология?

35. Что такое судебно-медицинская цитология и генетика?

36. Особенности процессуальных и организационных основ судебно-медицинской экспертизы.

37. Ситуации, в которых применяются судебно-медицинские экспертизы.

38. Судебно-медицинская экспертиза по уголовным и гражданским делам, делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников.

39. Что такое экспертные ошибки?

40. Оценка заключения судебно-медицинского эксперта.

41. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц.

42. Судебно-медицинская экспертиза трупов.

43. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств.

44. Судебно-медицинская экспертиза по материалам дела.

45. В чем заключается использование специальных медицинских знаний в форме исследования?

46. Что такое использование специальных медицинских знаний в форме освидетельствования?

47. В чем проявляется участие врача в следственных действиях?

48. Судебно-медицинская идентификация личности.

59. В каких случаях необходимо обязательное назначение судебно-психиатрической экспертизы.

60. Основания для назначения судебно-психиатрической экспертизы.

61. Виды судебно-психиатрических экспертиз. Судебно-психиатрическая экспертиза в кабинете следователя. Амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза. Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза. Судебно-психиатрическая экспертиза в судебном заседании. Заочная судебно-психиатрическая, в том числе посмертная, экспертиза.

62. В чем заключается отличие судебно-психологической экспертизы от судебно-психиатрической экспертизы?

63. Основные понятия судебной психологии.

64. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

65. Границы компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве.

^

9Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: преподавателем оценивается активность студентов в дискуссиях, правильность решения задач на практических занятиях, заинтересованность в коллективных обсуждениях проблематики практического занятия. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем.

Подсчет аттестационных баллов по дисциплине осуществляется по следующей формуле

Аттестационная оценка = 0.25*А + 0.25*В + 0.25*С + 0.25*D ,

где А – оценка на зачете, В – оценка самостоятельной работы, С – оценка по контрольной работе, D – итоговая оценка на практических занятиях.

Способ округления накопленной оценки контроля: арифметический.

Итоговая оценка на практических занятиях формируется как среднеарифметическая.

Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем.
^

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник



Базовый учебник по настоящей дисциплине отсутствует из-за инновационности дисциплины.


^

10.2Основная литература



1. Жариков Н. М. Судебная психиатрия. М. НОРМА, 2010. - 623 с.

2. Ефимов А. А. Судебная медицина. Вузовский учебник, 2011. - 335 с.

3. Нестеров А. В. Основы экспертной деятельности. – М.: Изд. дом ВШЭ, 2009. – 153 с.


Основная литература имеется в библиотеке НИУ ВШЭ.


Интернет-ресурсы


1. http://www.rc-sme.ru/

2. http://sudmed.org.ua/?Glavnaya

3. http://serbsky.ru/

4. Интернет-ресурс - Величко Н. Н. Основы судебной медицины и судебной психиатрии. Учебник. – М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. - 325 с.


Литература на английском языке


Jefferson M. Criminal law. – London, Pitman publishing, 1995. – 482 s.


Законы и нормативные правовые акты


1. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // ИПС КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ред. от 06.12.2007) // ИПС КонсультантПлюс.

3. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 21.11.2011) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" // ИПС КонсультанПлюс.

4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // ИПС КонсультанПлюс.

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 30.11.2011) // ИПС КонсультанПлюс.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 03.12.2011) // ИПС КонсультанПлюс.

7. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и к главе 27 УПК РФ «Производство судебной экспертизы». М., 2007. - 368 с.

8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н
"Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.08.2010 N 18111)

9. Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов. – М.: Эксмо, 2005. – 234 с.


Материалы научных конференций и периодических публикаций


1. О проблемных вопросах организации производства судебно-медицинских экспертиз: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Москва, 5-6 ноября 2009 г. / под общ. ред. проф. В. В. Колкутина. – М. : РИО ФГУ РЦСМЭ Минздравсоцразвития России, 2009. – 445 с.

2. Баринов Е.Х., Ромодановский П.О. Проблемы судебно-медицинских экспертиз, проводимых в рамках гражданского процесса // Медицинское право. - 2011. - N 6.

3. Сучков А.В. Проблемы назначения и проведения судебно-медицинских экспертиз при расследовании профессиональных преступлений, совершенных медицинскими работниками
// Медицинское право. - 2010. - N 3.

4. Исютин-Федотков Д.В. О проблемах экспертного эксперимента при проведении судебно-медицинских экспертиз // Эксперт-криминалист. - 2009. - N 4.


Научные журналы


1. Вестник криминалистики

2. Эксперт-криминалист

3. Судебно-медицинская экспертиза

4. Медицинское право
^

10.3Дополнительная литература



В силу логики изложения материала дополнительная литература приводится к каждому разделу программы учебной дисциплины.

^

10.4Справочники, словари, энциклопедии



1. Энциклопедия судебной экспертизы /Авт. сост. Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин, Ю. Г. Корухов, Е. Р. Россинская ; Под ред. Т. В. Аверьяновой, Е. Р. Россинской. - М.: Юрист, 1999. -552 с.

2. Виноградов И.В., Готье В.Ю., Гуреев А.С., Серебренников И.М. Справочник по судебно-медицинской экспертизе. - М.: Медгиз, 1961. - 254 с.

3. Акопов В.И. Судебная медицина в вопросах и ответах (справочник-пособие для юристов и врачей). - Феникс, 1998. - 448 c.

4. Буромский И.В., Клевно В.А., Пашинян Г.А. Судебно-медицинская экспертиза: Термины и понятия: Словарь для юристов и судебно-медицинских экспертов. М., 2006. – 256 с.

5. Попов В. Л. Судебно - медицинская экспертиза. Справочник. М., 2007. - 336 с.

6. Интернет-ресурс http://maps.yandex.ru - Адреса судебно-медицинских экспертных структур в Москве (67 адресов)

^

10.5Программные средства



Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

- информационно-поисковая система КонсультантПлюс.


^

10.6Дистанционная поддержка дисциплины



Предусмотрено применение дистанционной поддержки с помощью системы LMS.

11Материально-техническое обеспечение дисциплины



Для проведения лекций используется компьютер, проектор, видеокамера и телевизор с встроенным видеомагнитофоном.

Для проведения практических занятий имеется доступ к отдельным базам данных, а также комплект муляжей ран и манекен трупа.

В дисциплине предусмотрено применение компьютерных и демонстрационных средств для выступлений и докладов на практических занятиях, а также использование юридических баз данных и дистанционной системы обучения LMS.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа дисциплины Использование специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста icon Рабочая программа дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (опд. Ф. 06)» Цели

Программа дисциплины Использование специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста icon Правительство российской федерации постановление от 21 июля 2000 г. N 546 о внесении изменений и

Программа дисциплины Использование специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста icon N 668 Об утверждении перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных

Программа дисциплины Использование специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста icon Программа по биологической химии составлена с ориентацией на ее использование в качестве базовой
В. А. Куликов, заведующий кафедрой общей и клинической биохимии Учреждения образования «Витебский...
Программа дисциплины Использование специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста icon Рабочая программа дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» од. А. 07; цикл од. А. 00 «Дисциплины

Программа дисциплины Использование специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста icon Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей

Программа дисциплины Использование специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста icon Рабочая программа дисциплины речевые, сенсорные системы и их нарушения для специальности 050718 «Специальная

Программа дисциплины Использование специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста icon Использование информационных технологий как критерий эффективности деятельности медицинских организаций

Программа дисциплины Использование специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста icon Рабочей программы учебной дисциплины основы медицинских знаний уровень основной образовательной программы

Программа дисциплины Использование специальных медицинских и психиатрических знаний в деятельности юриста icon Рабочая программа дисциплины б3 в 2 использование методов биотехнологии в производстве бав направление

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина