|
Скачать 165.51 Kb.
|
Департамент общего и профессионального образования Брянской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Клинцовский педагогический колледж» Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М Ад и с ц и п л и н ы РЕЧЕВЫЕ, СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ НАРУШЕНИЯ для специальности 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» 2011 год
Автор: Автушенко А.Н. - преподаватель ГБОУ СПО КПК Рецензенты: Шпилько Л.И. - преподаватель колледжа Артамонова Т.В. – заведующая МДОУ – детский сад № 29 «Родничок» ^ Настоящая программа учебной дисциплины «Речевые, сенсорные системы и их нарушения» составлена в соответствии с Государственными требованиями (2002 г.) к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» и дидактическими единицами данной дисциплины, представленными в ГОС СПО. Программа “Речевые, сенсорные системы и их нарушения” имеет большое значение в подготовке педагогического персонала для работы в специализированных детских учреждениях. В работе рассматриваются физиологические аспекты сенсорных систем: тактильного, слухового, зрительного, вестибулярного, вкусового и обонятельного. А также большое значение имеет изменение нарушений данных сенсорных систем. Так как связь организма с высшим миром осуществляется за счет деятельности сенсорных систем мозга или анализатора, представляющих собой совокупность нейронов, участвующих в восприятии, передаче и обработке той или иной информации из окружающей среды (или внутренней среды организма). Особое внимание уделено изучению способностей формирования речи и речевых нарушений. А также выявлению этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений. Курс данной дисциплины сложен и требует для усвоения соответствующего уровня знаний по общей биологии, анатомии и физиологии человека. ^ - об общих закономерностях деятельности сенсорных систем; - о принципах функционального взаимодействия сенсорных систем и речи; - о методах исследования сенсорных органов: слуха, зрение, обоняние, координации; - об основных заболеваниях сенсорных органов сопровождающиеся нарушением речи и поведения. ^ - осуществлять раннее выявление сенсорных нарушений у детей; - пропагандировать свои знания среди населения для профилактики сенсорных нарушений у детей. Изучение данной дисциплины рассчитано на 36 часов, 18 из них практические занятия. В конце изучения – комплексный экзамен (4 семестр). Самостоятельная работа студентов рассчитана на 8 часов. Она заключается в работе с конспектом лекций, учебными пособиями, дополнительной литературой, в написании рефератов по определенным темам, в составлении кроссвордов, составлении таблиц, схем, рисунков, задач, в ответах на вопросы. ^
^ Введение. Общие представления об анализаторах, отделы анализатора. Принципы работы. Раздел I. Сенсорные системы. Нарушения. Методы исследования. Тема 1. Соматовисцеральная сенсорная система. Студент должен знать: - все виды соматовисцеральной сенсорной системы и принципы их работы. ^ - исследовать кожный анализатор; Кожная чувствительность, чувствительность внутренних органов (висцероцепция или интероцепция) и глубокая чувствительность мышц и суставов (проприоцепция). Терморецепция. Ноцицепция. Интеграция разных элементов сенсорной информации. ^ определение порогов кожной чувствительности. Практическое занятие №2: исследование тактильной, тепловой, холодовой и болевой чувствительности; Тема 2. Зрительный анализатор. ^ - строение и функции зрительного анализатора, нарушения зрения; - иметь представление о процессах происходящих в зрительном анализаторе; ^ -определять остроту зрения; - распознать нарушения. Оптическая система глаза. Аккомодация. Старческая дальнозоркость. Аномалии рефракции глаза (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Зрачковый рефлекс. Рецепторный аппарат зрительного анализатора. Структура и функция отдельных слоев сетчатки (слой сетчатки, фоторецепторы, слепое пятно, нейроны сетчатки). Фотохимические реакции в рецепторах сетчатки. Электрические явления в сетчатки и зрительном нерве. Роль движения глаз для зрения, теория двойственности зрения. Структура фоторецепторов. Нейрофизиология и психофизика восприятия света и темноты. Обработка сигналов в центральных отделах зрительной системы. Измерение остроты зрения. Косоглазие. Цветовое зрение, его нарушения. ^ нейрофизиология и психофизика восприятия света и темноты. Практическое занятие №4: определение остроты зрения. Тема 3. Слуховой анализатор. ^ - анатомические основы слуха; - психофизику слуха; - патофизиологические нарушения слуха. Студент должен уметь: - проверить качество деятельности слухового анализатора; - провести гигиенический уход за ушами. Физические свойства звукового стимула (акустика). Анатомические основы слуха. Психофизика слуха (пороги слышимости, громкость, порог различения, звуковая травма). Пределы слышимости и речевая область. Слуховые процессы в отделах уха. Патофизиология нарушения слуха. ^ определение остроты слуха. Практическое занятие №6: психофизика слуха. Тема 4. Вкус и обоняние. Студент должен знать: - основные анатомические характеристики вкусового и обонятельного анализаторов, а также их раздражителей; - функциональные их нарушения. ^ - определить нарушения вкусового и обонятельного анализаторов. Характеристика химических ощущений. Вкус. Рецепторы и нейроны. Вкусовая чувствительность человека. Обоняние. Рецепторы. Типы запахов. Чувствительность. Кодирование. Влияние обоняния на другие функциональные системы. Функциональные нарушения. ^ вкусовая чувствительность человека. Практическое занятие №8: типы запахов, адаптация обонятельного анализатора; Тема 5. Чувство равновесия. ^ - анатомические характеристики вестибуляторного аппарата; - вестибуляторные рефлексы; - иметь представление о нарушениях вестибуляторной системы. ^ - выявить нарушения вестибулярной системы. Вводные анатомические характеристики. Рецепторы и адекватные стимулы. Центральная вестибуляторная система. Вестибуляторные рефлексы. Клинические тесты. Диагностическое значение нистагма. Нарушения вестибуляторной системы. ^ центральная вестибуляторная система. Практическое занятие №10: нистагм головы и глаз. Нарушения вестибуляторной системы. Тема 6. Физиология речевого аппарата. ^ - функциональную анатомию гортани; - механизмы фонации и артикуляции. Студент должен уметь: - владеть механизмами артикуляции. Основные свойства акустических речевых сигналов. Фонация. Функциональная анатомия гортани. Механизм фонации. Артикуляция. ^ функциональная анатомия гортани. Раздел II. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения. Тема 1. Вторая сигнальная система. Этапы развития познавательной способности у детей. ^ - значение второй сигнальной системы; - этапы развития познавательной способности ребенка. Студент должен уметь: - развивать познавательную деятельность ребенка. Вторая сигнальная система. Речь. Язык человека. Этапы развития познавательной способности ребенка. ^ этапы развития познавательной способности ребенка. Тема 2. Открытие центров речи. Восприятие и воспроизведение речи. ^ - расположение центров речи в коре больших полушарий; - иметь представление о процессах восприятия и воспроизведения речи. ^ - выявить нарушения связанные с восприятием и воспроизведением речи. Центры речи. Осуществление речи. Восприятие речи с помощью речеслухового анализатора. Воспроизведение с помощью речедвигательного анализатора. ^ определение объема памяти при механическом и логическом запоминании. Тема 3. Развитие речи и пластичность речевых функций в онтогенезе. ^ - развитие речевой деятельности в различные возрастные периоды. Студент должен уметь: - развивать речевую деятельность в различные возрастные периоды ребенка. Развитие речевой деятельности. Грудной возраст. Сенсорная речь. Моторная речь. Другие возрастные периоды. Развитие обобщающей функции слова. Пластичность речевой функции в детском возрасте. ^ развитие речи в различные возрастные периоды ребенка. Тема 4. Синдромы речевых нарушений. Студент должен знать: - группы речевых расстройств в зависимости от причин их возникновения, их характеристики. Студент должен уметь:
Речевые расстройства, связанные с органическими поражениями центральной нервной системой (моторная афазия, сенсорная афазия, аллалия, дизартрия, нарушения чтения и письма). Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы. (Заикание, мутизм и сурдомутизм). Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия). ^ Аллалия. Дизартрия (причины, клинические признаки). Практическое занятие №16: проведение занятий с заикающимися детьми. Тема 5. Предупреждение речевых нарушений. ^ - биологические и социально-психологические факторы риска; - методы профилактики речевых нарушений. Студент должен уметь: - проводить профилактическую работу с целью предупреждения речевых нарушений. Основные задачи логопедии. Первичная профилактика. Биологические факторы риска. Социально-психологические факторы риска. Вторичная профилактика (вторичные расстройства). Третичная профилактика (профессиональная ориентация). ^ вторичная и третичная профилактика дефектов речи. Организация профилактической логопедической работы. Раздел III. Принципы абилитации и реабилитации детей с нарушениями сенсорной системы: слепых и слабовидящих; глухих и слабослышащих; с задержкой речевого развития, с заиканием; церебральными параличами. ^ - принципы абилитации и реабилитации детей с нарушениями сенсорной системы. Студент должен уметь: - использовать принципы абилитации и реабилитации в работе с детьми, имеющими нарушения сенсорных систем. Принципы реабилитации детей с задержкой речевого развития и с заиканием. IV. Литература. Основная:
Дополнительная: Волкова Л.С. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. - М., 2000. |